Заседание № 190

14.10.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 528878-6 "О внесении изменения в статью 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за незаконные переустройство и (или) перепланировку нежилых помещений в многоквартирном доме).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5571 по 5735 из 6388
23-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в    
статью 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных                    
правонарушениях".                                                               
                                                                                
Сергей Генрихович Каргинов, пожалуйста.                                         
                                                                                
КАРГИНОВ С. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                      
                                                                                
Законопроект в принципе небольшой, простой и достаточно понятный. Мы с          
коллегой предлагаем ввести административную ответственность за переустройство   
и перепланировку нежилых помещений. Почему возникла такая идея, почему возник   
такой вопрос? Это произошло после ряда обращений к нам избирателей, которые     
не могут справиться с той вакханалией, которая происходит в подвалах,           
полуподвалах и в других нежилых помещениях.                                     
                                                                                
Как оказалось, в законах Российской Федерации вопрос переустройства,            
перепланировки жилых помещений достаточно чётко и хорошо урегулирован,          
существуют санкции за нарушения, есть разрешительная процедура, а вот           
вопросы, касающиеся нежилых помещений, вообще не затронуты. И в связи с этим    
ряд муниципалитетов пытается решить это путём принятия своих положений,         
создания каких-то комиссий, но привлечь к ответственности тех, кто произвёл     
перепланировку или переустройство нежилых помещений, практически невозможно.    
Я могу привести два простых примера, взятых из поступивших обращений: люди      
приобретают подвалы (а сейчас продаётся практически всё, и подвалы сдаются в    
аренду, перепродаются, чтобы снизить себестоимость, чтобы получить какие-то     
дополнительные доходы, используются подвалы в аварийных домах), и в одном из    
домов просто взяли и на своё усмотрение отрезали трубы, фактически оставив      
дом без отопления; в другом месте сломали стены, которые являются несущими.     
Таким образом, фактически самому зданию может быть нанесён определённый         
ущерб, урон, поэтому этот вопрос сегодня необходимо на федеральном уровне       
отрегулировать, так как регионы, к сожалению, не двигаются в этом               
направлении. Это боль муниципалитетов, боль поселений, где существуют           
многоквартирные дома, но это вопрос ведения Федерации и регионов.               
                                                                                
В качестве одного из аргументов против этого законопроекта приводится такой,    
что мы несём некую угрозу бизнесу. Вы знаете, мы все уже нахлебались того       
бизнеса, который был в 90-х годах и задачей которого было только набить         
собственные карманы, сделать прибыль для своего предприятия, - им глубоко       
наплевать на всё то, что находится вовне, - на людей, на здания, на другие      
ресурсы. Поэтому мы здесь не губим бизнес, мы выступаем за тот бизнес,          
который готов исполнять законы Российской Федерации и который готов соблюдать   
правила общежития в многоквартирных домах. У нас уже был плохой опыт с          
"Хромой лошадью", вы помните, когда погибло сто шестьдесят молодых ребят -      
практически новое поколение России. И вот опять, не введя эту                   
ответственность, что, будем ждать очередную "Хромую лошадь", когда              
какой-нибудь из домов рухнет или даст трещину и под ним или люди погибнут,      
или же будет нанесён непоправимый урон имуществу и мы вынуждены будем опять     
за бюджетные средства расселять этих несчастных жителей?                        
                                                                                
Немножко удивляет и позиция комитетов. Вот все - и комитет профильный, и        
комитет-соисполнитель, возглавляемый Галиной Петровной Хованской, и ГПУ -       
чётко говорят о том, что этот вопрос не урегулирован в федеральном              
законодательстве, но в то же время просто выражают определённую                 
озабоченность. Вот в заключении комитета по жилищной политике даётся чёткая     
характеристика правоприменительной практики, говорится, я прямо цитирую:        
"...зачастую возникают крайне неблагоприятные последствия, такие как            
ухудшение технического состояния многоквартирного дома или его части,           
разрушение многоквартирного дома или его части, причинение вреда жизни и        
здоровью граждан...". То есть практика есть, случаи есть, а урегулировать мы    
это не хотим! Приходит любой владелец, арендатор, и он делает всё, что хочет,   
любые перепланировки, любые переустройства, - и никакой ответственности за      
это нет!                                                                        
                                                                                
Это простой вопрос, возможно, сегодня законопроект немножко не доработан, но    
какие-то изменения можно внести во втором чтении, чтобы дальше двигаться по     
пути изменения Жилищного кодекса, жилищного законодательства. С моей точки      
зрения и с точки зрения коллег, в том числе и коллег из "ЕДИНОЙ РОССИИ",        
принять его сегодня необходимо.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста.                                           
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет            
рассмотрел указанный законопроект, которым наши многоуважаемые коллеги          
пытаются решить серьёзные проблемы, высказал ряд замечаний, причём              
принципиального характера. Собственно, и в выступлении докладчика прозвучало,   
что вопрос требует урегулирования. Это осуществляется с помощью                 
соответствующих норм законодательства, которыми регулируются отношения в        
сфере управления многоквартирными домами, осуществление же регулирования        
через санкционные нормы, в том числе через нормы Кодекса об административных    
правонарушениях, конечно же, невозможно и недопустимо. Для того чтобы           
установить те или иные санкции, необходимо вносить изменения в регулирующие     
законы, в нормы материального права.                                            
                                                                                
Из всего перечня претензий к данному законопроекту отмечу, наверное, одну из    
самых основных - это то, что регулирование отношений, которые касаются          
переустройства, перепланировки внутренних помещений в многоквартирных домах,    
относится к ведению субъектов Российской Федерации. Следовательно, на уровне    
субъектов могут и должны быть установлены правила, которые касаются в том       
числе и переустройства, и перепланировки нежилых помещений, помещений общего    
пользования, и за нарушение этих правил должны быть установлены санкции, но     
региональными законами об административной ответственности. Мы, в общем-то,     
даже и не можем устанавливать санкции за нарушение регионального                
законодательства. Имеются и иные замечания, замечания юридико-технического      
характера.                                                                      
                                                                                
Ну и конечно же, отмечу, что для того, чтобы урегулировать, скажем так,         
возможно, вопросы компетенции, возможно, вопросы, которые касались бы правил    
для всей страны, а не только для отдельных регионов, нужно вносить изменения    
в первую очередь в регулирующее законодательство, с тем чтобы потом             
устанавливать санкции за его неисполнение.                                      
                                                                                
Отмечу, что отрицательные отзывы и заключения поступили от Комитета по          
жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, а также от Правительства   
Российской Федерации. На основании всего этого предлагаем данный законопроект   
отклонить.                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги? Есть вопросы.                                         
                                                                                
Депутату Потапову, пожалуйста, включите микрофон.                               
                                                                                
Александр Владимирович, пожалуйста.                                             
                                                                                
ПОТАПОВ А. В. У меня просьба к Дмитрию Фёдоровичу. Ну, вы представляете,        
какие проблемы сегодня по причине неурегулированности этой ситуации у нас в     
районах?! Первые этажи просто на корню выселяют, устраивают там магазины,       
причём часто самими же гастарбайтерами организованные. А сколько                
гастарбайтеров в силу той же неурегулированности вот так, стеллажами, так       
сказать, живут в разных домах?! И если мы так будем упираться, отдавая          
регулирование этого вопроса в компетенцию законодательства на местах, если мы   
не выставим каких-то рамочных условий, то никогда местная власть не решит эти   
вопросы. Неужели не понимаем мы этого?                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                 
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Владимирович, напротив, оба комитета в своих   
заключениях отметили важность и необходимость регулирования данных вопросов,    
но регулирование осуществляется не нормами Кодекса об административных          
правонарушениях, а нормами другого законодательства, ну, в частности, нормами   
Жилищного кодекса, которые предусматривают порядок управления помещением в      
многоквартирных домах, нормами иных законов, регионального законодательства,    
местных правовых актов, следовательно, мы не можем брать и регулировать те      
или иные вопросы через Кодекс об административных правонарушениях. Это,         
собственно, главная мысль. А важность и необходимость решения тех или иных      
вопросов для нас, в общем-то, не открытие.                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Нет желающих.                                           
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 31 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              197 чел.43,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    197 чел.                                          
Не голосовало                 253 чел.56,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.