Заседание № 242
О проекте федерального закона № 528099-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 2. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений". Доклад председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Владимировича Крашенинникова. Включите микрофон. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! По данному законопроекту проведены правовая и лингвистическая экспертизы, законопроект готов для принятия в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость у кого-то записаться для выступления по мотивам? Дмитриева. Выносим законопроект на "час голосования".
Пункт 2. По мотивам выступает Дмитриева Оксана Генриховна от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, мы уже говорили о том, что концепция данного законопроекта полностью изменена при подготовке ко второму чтению. Фактически этот законопроект является продолжением пресловутого 83-го закона и формулирует позиции о том, как будет осуществляться бюджетный, бухгалтерский учёт и налоговый учёт, учёт кассовых операций в бюджетных учреждениях и автономных учреждениях. Помимо тех недостатков 83-го закона, о которых мы уже говорили (это расширение платности всех видов социальных услуг, образования, здравоохранения, это коммерциализация всех видов бюджетных учреждений, это ползучая приватизация бюджетных учреждений, и автономных также), этот закон ещё вводит и абсолютную неразбериху - огромное количество административных, бухгалтерских, учётно-налоговых функций, которые должны будут осуществлять традиционные учреждения бюджетной сферы. Это, по сути, означает, что те средства, которые расходуются на образование, на здравоохранение, будут расходоваться не на учителей, не на врачей, не на социальных работников - львиная доля уйдёт на бухгалтеров, на администраторов, на тех, кто должен будет вести налоговый учёт по очень запутанной и сложной схеме. Поэтому уже сейчас учителя и врачи жалуются, что они львиную долю своего времени тратят на осуществление бумажной работы. Сейчас эта бумажная работа увеличится в разы и потребует специальных людей, поэтому это очень всё серьёзно. Помимо введения коммерциализации это ещё создаст бюджетный хаос - бюджетный хаос в традиционно бюджетной социальной сфере. Мы будем голосовать против. И призываем всех также голосовать против данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 40 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 40 чел.8,9 % Воздержалось 4 чел.0,9 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Принято.
Заседание № 239
О проекте федерального закона № 528099-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений" (принят в первом чтении 17 мая 2011 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений". Павел Владимирович Крашенинников, пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Названный законопроект был внесён Правительством Российской Федерации 9 апреля 2011 года, мы его приняли в первом чтении 17 мая. Поступило двадцать девять поправок, из которых двадцать пять мы поместили в первую таблицу. Причём обращаю внимание на то, что многие поправки тем или иным образом вошли в большую первую поправку, поэтому я прошу коллег-депутатов (вот депутата Изотову в том числе, мы включили её поправку в первую поправку) это иметь в виду. Двадцать пять поправок мы предлагаем к принятию, четыре поправки мы рекомендуем к отклонению, они соответственно размещены в таблице 2. Уважаемые коллеги, предлагаю приступить к рассмотрению поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Таблица 1, двадцать пять поправок, рекомендованных к принятию. Есть замечания? Есть. Дмитриева, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Я прошу вынести на отдельное голосование поправку 1. Вообще, на мой взгляд, законопроект нельзя принимать во втором чтении, потому что поправка 1 полностью меняет концепцию законопроекта и вторгается в те сферы, которые в принципе не обсуждались в первом чтении. Прошу вынести на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица 1 без поправки 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 47 мин. 38 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 313 чел. Не голосовало 137 чел.30,4 % Результат: принято Принято. Включите микрофон депутату Дмитриевой. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, меня вообще удивляет, что поправку по поводу проведения налогового учёта, операций по счетам бюджетных учреждений, автономных учреждений, порядка проведения операций по счетам обсуждает Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Я не понимаю, как вообще непрофессионалы в этой области могут полностью определять налоговый учёт, учёт по кассовым операциям бюджетных и автономных учреждений. Поэтому, уважаемые депутаты, когда взвоет вся бюджетная сфера и все представители автономных бюджетных учреждений, то будут обращаться к вам и к господину Крашенинникову. Суть этой поправки - я не могу, конечно, за минуту это обсудить - это, вообще, полный кавардак и в налоговом учёте, и в учёте по бюджетным средствам. Что касается налогового учёта, то, что можно сразу проанализировать, - это означает, что руководитель или соответствующая служба бюджетного учреждения будет вести учёт средств, налоговый учёт по четырём-пяти направлениям, отдельный учёт по каждому направлению. Вы это представляете? У нас вместо учителей будут одни бухгалтеры, вместо врачей то же самое. Я уже не говорю об учёте кассовых операций, когда одни операции будут в кредитных организациях, другие будут в казначействе, тоже нужно будет держать специальных бухгалтеров и агентов, которые будут бегать между казначейством и кредитной организацией. То есть это будет нечто! У нас не будет ни учителей, ни врачей, вся бюджетная сфера будет работать исключительно на исполнение вот этого закона. И это я вам в целом говорю, а детали... Как вообще может ваш комитет вводить всё это своей поправкой?! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, комитет, ваша позиция. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Ну, я хочу сказать, что организационно-правовые формы юридических лиц относятся к гражданскому законодательству, и если вы помните, когда мы готовили закон "Об автономных учреждениях", именно наш комитет вёл этот закон, мы его готовили со всеми вытекающими последствиями, связанными и с имуществом, и с экономическими вопросами. Поэтому по направлению, безусловно, данный законопроект правильно попал в наш комитет, в этом ничего странного нет. Что касается обсуждения этой поправки и других, то мы, конечно, обсуждали этот вопрос и с экономическим блоком правительства, в том числе с Министерством финансов, и с коллегами из бюджетного комитета, с нашими депутатами, и с коллегами из администрации президента, и, собственно говоря, вот эта поправка 1 получилась в таком виде, как мы вам предлагаем. Ещё раз хочу сказать, что наш комитет предлагает эту поправку поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 1 из таблицы принятых. Комитет предлагает её поддержать, депутат Дмитриева против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 51 мин. 21 сек.) Проголосовало за 305 чел.67,8 % Проголосовало против 84 чел.18,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Поправка принимается. Есть ли замечания по таблице 2? Нет замечаний. Ставится на голосование таблица 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 51 мин. 48 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 308 чел. Не голосовало 142 чел.31,6 % Результат: принято Принято. Выносим данный законопроект на "час голосования".
Пункт 14, законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений". Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 09 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 34 чел.7,6 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4 % Результат: принято Принято.
Заседание № 230
О проекте федерального закона № 528099-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 12. "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений". Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель министра финансов Российской Федерации Татьяна Геннадьевна Нестеренко. Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна. НЕСТЕРЕНКО Т. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемые депутаты, чуть больше года прошло с того момента, когда парламент принял закон о совершенствовании правового положения бюджетных учреждений - закон, который направлен на изменение и создание условий для повышения качества предоставления государственных услуг, доступности и прозрачности предоставления услуг в социальной сфере. Закон № 83-ФЗ об изменении правового положения бюджетных учреждений проходил очень широкое обсуждение в парламенте и в обществе, и, конечно, при подготовке этого закона мы уже учли многие моменты, с которыми столкнулись, применяя принятое ранее законодательство, которым утверждался правовой статус автономных учреждений. То есть те ошибки, недочёты, которые проявились в процессе функционирования такого типа учреждений, как автономные, мы учли при формировании закона номер 83 о бюджетных учреждениях. Теперь мы уже с учётом опыта работы по 83-му закону, с учётом опыта функционирования самих автономных учреждений, с учётом широчайшей дискуссии с привлечением рабочих групп, региональных совещаний, с участием депутатов Государственной Думы следим, мониторим вопросы, связанные с деятельностью разных типов учреждений. Сегодня правительство предлагает вернуться к закону "Об автономных учреждениях" и внести в этот закон ряд поправок, которые уже апробированы в части деятельности бюджетных учреждений, которые регулируются 83-м законом. Самой важной является норма, предлагаемая нами в поправке в часть 14 статьи 31, которая даёт возможность не только реорганизации и ликвидации автономных учреждений, которые не в соответствующей сфере деятельности существуют, но также изменения типа учреждения и продлевает этот срок до 1 января 2012 года. Поскольку у нас был годичный срок, который уже истёк, нам нужно каким-то образом сейчас правовое поле в этом направлении исправить. Также в наших поправках предлагается уточнить сферы, где могут создаваться автономные учреждения. В частности, перечень этих сфер расширяется за счёт включения туда средств массовой информации. Сейчас примерно 33 процента учреждений в сфере массовой информации действуют в качестве автономных. Мы уже от имени Министерства финансов обратились в эти учреждения с просьбой не осуществлять сейчас ликвидацию, реорганизацию этих учреждений, в связи с тем что подготовлена такая поправка, и уже этим законом мы отрегулируем существующее положение. Кроме того, предлагается в законе "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", куда вводится понятие "многофункциональные центры", написать, что многофункциональные центры также могут создаваться в форме автономных учреждений. То есть мы фиксируем нынешнее положение вещей, которое во многих субъектах таким образом и урегулировано. Законопроектом урегулированы вопросы, связанные с распространением положений по санкционированию расходов инвестиционного характера, целевых субсидий на субсидии, которые будут получать автономные учреждения, в связи с необходимостью осуществления контроля за этими целевыми субсидиями, их санкционирования, которое будет осуществлять Федеральное казначейство. Кроме того, для автономных учреждений предлагается ввести такую же норму, как и для бюджетных, заключающуюся в том, что остатки неиспользованных субсидий, выделенных на выполнение заданий, и иных субсидий, которые не использованы в текущем году, могут быть использованы на те же самые цели. Законопроектом регулируются вопросы определения порядка исполнения публичных обязательств перед физическими и юридическими лицами. Я хочу напомнить, что главным отличием в гражданском обороте бюджетных и автономных учреждений является то, что автономные действуют под собственным именем, а не от имени конкретного публично-правового образования. Тем не менее есть ряд выплат, например выплаты детям-сиротам, а также выплаты, которые будут производиться в высших учебных заведениях, где они будут действовать от имени конкретного публично-правового образования. И вот такие же положения, нормы, которые мы уже прописывали для бюджетных учреждений, сейчас предлагаются и для автономных учреждений. В целом профессиональные сообщества, которые работают в этом направлении - высшие учебные заведения, учреждения культуры, образования, которые уже имеют статус автономных учреждений, - полностью поддерживают предложения по внесению изменений в закон, который регулирует статус автономных учреждений. Правительство просит поддержать эти предложения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Татьяна Геннадьевна. Дмитрий Фёдорович Вяткин делает содоклад от комитета. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Цель данного законопроекта - это устранение вопросов, которые не были урегулированы самим федеральным законом № 83-ФЗ в части, касающейся автономных учреждений, и все эти вопросы выявились при подготовке нормативно-правовой базы при реализации положений данного федерального закона. Большая часть предлагаемых законопроектом новелл, как и указала Татьяна Геннадьевна, направлены на установление режима и порядка использования бюджетных средств, которые могут предоставляться автономным учреждениям из соответствующего бюджета как на финансовое обеспечение выполнения государственного или муниципального задания, так и на иные цели по аналогии с существующим регулированием такого рода вопросов в отношении бюджетных учреждений. Кроме того, законопроектом устанавливается порядок обращения взыскания на средства автономных учреждений в случае открытия ими лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации. Указанный порядок заключается в том, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетного учреждения должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в соответствующий орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, то есть в Казначейство к примеру, и только в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения должника и в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств более трёх месяцев производится обращение взыскания на имущество должника в соответствии с федеральным законодательством. В этой связи я хотел бы обратить ваше внимание, что в соответствии со статьёй 120 Гражданского кодекса Российской Федерации автономные учреждения, равно как и бюджетные учреждения, отвечают по своим обязательствам принадлежащим им имуществом и денежными средствами за исключением особо ценного движимого имущества, которое передано учредителем соответствующего учреждения, и недвижимого имущества, на которое не может быть соответственно обращено взыскание. С тем чтобы сохранить (и это вторая часть законопроекта) значительное число существующих на сегодняшний день средств массовой информации, в первую очередь региональные и местные средства массовой информации, а это треть от всех существующих автономных учреждений, мы предлагаем внести соответствующие поправки в 83-й закон. Кроме того, как уже было в основном докладе указано, мы предполагаем продлить до 1 января 2012 года срок реорганизации, ликвидации или изменения типа автономных учреждений, созданных для выполнения работ или оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления. По мнению комитета, следует признать, что потребность в сохранении государственных и муниципальных средств массовой информации, созданных в форме автономных учреждений, действительно существует. Во многих муниципальных районах местные газеты или иные средства массовой информации созданы много десятков лет назад, ещё в советское время, они являются... ну, как говорят: местная газета, малотиражка, - это член семьи. И конечно же, нужно их сохранить. Мы считаем, что это очень важный источник информации, обмена информацией в небольших населённых пунктах, в муниципальных районах в первую очередь. Справочно, дополнительно следует отметить, что данный законопроект поддержан комитетами Государственной Думы по бюджету и налогам, по вопросам местного самоуправления, по охране здоровья, которые являются комитетами-соисполнителями. Правовое управление предоставило заключение, где есть ряд замечаний, которые, по нашему мнению, могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. На основании изложенного Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству предлагает принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь на трибуне. Есть ли вопросы? Да. Давайте запишемся, много рук. Покажите список. Кашин Борис Сергеевич. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Уважаемая Татьяна Геннадьевна, уже прошло значительное время с момента принятия закона "Об автономных учреждениях". Я напомню, что мы выступали категорически против, и я даже помню, как в митинге участвовал против такой формы в сфере образования, и, в общем-то, практика показала, что они, эти автономные учреждения, в этой сфере не прижились. Вопрос: где они действительно прижились, где они дают пользу, сколько, например, у нас в сфере образования сейчас автономных учреждений, и вот как вы могли бы, так скажем, коротко оценить итоги введения закона "Об автономных учреждениях"? Спасибо. НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Первое, на уровне субъектов Российской Федерации большая часть образовательных учреждений среднего образования создана и действует в качестве автономных учреждений. Сейчас в силу закона практически все эти учреждения действуют как новые, так называемые бюджетные, статус которых практически от автономного учреждения мало чем отличается, ну, за исключением, пожалуй, того, что у автономных учреждений счета не в Казначействе и плюс 94-й закон на них не распространяется. Что касается федеральных учреждений. Как минимум федеральными законами в статусе автономных учреждений созданы все федеральные университеты, а также Санкт-Петербургский и Московский университеты. Это уже даже сделано не на уровне решения правительства, а на уровне закона. Что касается преимуществ, то сейчас наш анализ, который... наверное, для того чтобы подводить окончательные выводы, действительно нужно чуть больше времени, но он показывает, что эффективное управление ресурсами, контроль качества, привлечение непосредственных потребителей услуг в эти учреждения дают возможность практически во всех этих учреждениях как минимум более высокими темпами, чем в других, повышать заработную плату и улучшать материальное и имущественное положение этих учреждений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Татьяна Геннадьевна, как следовало из вашего доклада и доклада Дмитрия Фёдоровича, в общем-то, одна из целей этого законопроекта - это уточнение сфер действия, то есть дополнение перечня ещё и средствами массовой информации. При этом совершенно очевидно, что автономные учреждения - средства массовой информации будут финансироваться из бюджетов всех уровней: муниципального, регионального, но как говорится в финансово-экономическом обосновании, реализация этого закона не требует финансовых расходов. В связи с этим у меня возникает недоумение: с учётом того что бюджеты тех уровней, к которым относятся средства массовой информации, будут выделять средства, сколько стоит этот закон? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста, Татьяна Геннадьевна. НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Действительно, данный федеральный закон не требует дополнительных ассигнований, средств любого уровня бюджетной системы. Мы говорим только об изменении типа тех учреждений, которые и сейчас существуют в сфере средств массовой информации. Если, например, сейчас эти учреждения существуют в форме автономных учреждений, они и будут продолжать так же финансироваться, и взаимодействие с учредителем будет на основании субсидий на выполнение заданий, которые будет формировать им учредитель. Если это будут казённые учреждения, то такие учреждения будут действовать на основании сметы. С точки зрения внутреннего содержания закон регулирует всего лишь изменение порядка взаимоотношений от сметного к формированию заданий, вслед за этим - деньги, то есть по результату. Качество, результат, прозрачность - конечные цели, ради чего выделяются деньги. Поэтому дополнительных денег не требуется, это действительно всего лишь уточнение тех сфер, в которых уже существуют эти учреждения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да. Пожалуйста, добавьте. ВЯТКИН Д. Ф. Хотел бы кое-что добавить, уважаемая Нина Александровна. Вот в настоящий момент, как показывает практика, те же самые средства массовой информации либо выполняют услуги по информационному сопровождению деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, то есть на основании заключённых договоров... Во всём остальном они находятся, по большому счёту, на самоокупаемости, они борются за подписку, они, так сказать, занимаются рекламной деятельностью. Поэтому то, что мы оставляем право средствам массовой информации оставаться автономными учреждениями, не увеличит количество вливаемых в них, перечисляемых им денег из бюджета непосредственно, то есть их порядок финансирования, по большому счёту, сохранится. Поэтому совершенно справедливо отмечено в финансово-экономическом обосновании, что денег из бюджета не потребуется, потому что в этом плане ничего не меняется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тараканов Павел Владимирович, пожалуйста. ТАРАКАНОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам молодёжи, фракция ЛДПР. Уважаемая Татьяна Геннадьевна, вот в этом проекте закона вы предлагаете расширить сферы деятельности, в которых могут быть созданы автономные учреждения, сферой СМИ, но в данном проекте закона утеряна сфера молодёжной политики. Мы получаем обращения из субъектов Российской Федерации с просьбой всё-таки внести такие изменения. Мы писали вам письмо с просьбой поддержать. Вот поддержите ли вы ко второму чтению внесение таких поправок, чтобы те учреждения, которые были созданы в сфере молодёжной политики в субъектах, всё-таки смогли остаться и не подлежали реорганизации либо ликвидации? НЕСТЕРЕНКО Т. Г. После получения обращений в Министерстве финансов была создана такая рабочая группа и сделаны запросы, и проведено очень детальное изучение вопросов, связанных с организацией деятельности в сфере молодёжной политики. В результате чего мы всё-таки хотели бы, может быть, на заседании комитета в рамках подготовки ко второму чтению провести с заинтересованными авторами этих поправок детальное рассмотрение этого вопроса и объяснить, почему мы не поддерживаем такую трактовку. С одной стороны, понятие "сфера молодёжной политики" делает абсолютно нерегулируемой сферу правоотношений, потому что у нас нет определения понятия "сфера молодёжной политики". Это не то, что сферы образования, культуры, здравоохранения, которые в законе чётко определены. Это даёт неопределённо расширительное трактование. С другой стороны, наш анализ всех учреждений, которые называются учреждениями в сфере молодёжной политики, - и мы вам это продемонстрируем, мы это сделали по всем субъектам - показал, что фактически их деятельность можно отнести к деятельности в сферах культуры, образования, здравоохранения... ну, здравоохранения - нет, спорта. То есть сферы деятельности другие, эти учреждения называются учреждениями в сфере молодёжной политики, но это название, а не сфера деятельности. Сферы деятельности определены, они регулируются уже существующими законами, ещё раз говорю. Сферы культуры, образования, физкультуры, спорта и так далее - это действительно сферы. И если учреждение называется учреждением молодёжной политики, а выполняет свои функции в сфере культуры, то это никак не мешает их создавать как автономное учреждение. Мы с вами подробно это всё обсудим ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, вы хотите добавить. ВЯТКИН Д. Ф. Я могу лишь добавить. Абсолютно верно то, что есть конкретный вид деятельности, а есть сфера деятельности. И по большому счёту, если оставить автономные учреждения в сфере молодёжной политики, это может быть и ночной клуб, к примеру, и компьютерный клуб, что само по себе, вы понимаете, не есть правильно. Поэтому если и нужно вносить какие-то изменения, расширять, то только по видам деятельности, по конкретным видам деятельности, то есть средства массовой информации могут заниматься только, собственно говоря, тем, чем занимаются средства массовой информации, и не более того. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прежде чем я предоставлю возможность следующему депутату задать вопрос, хочу вас проинформировать, что на гостевом балконе находится официальная делегация парламентской группы дружбы Румыния - Российская Федерация во главе с председателем парламентской группы сенатором Виорелом Аркашем. Поприветствуем их! (Аплодисменты.) Пожалуйста, Кармазина Раиса Васильевна, ваш вопрос. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Татьяна Геннадьевна, у меня в продолжение вопроса Тараканова, но он о молодёжной политике, а я о туризме. С 1 января прекратят функционирование эти автономные учреждения, которые созданы в субъектах, и у меня в связи с этим очень много обращений из Красноярского края. Именно о внутреннем туризме, это касается Иркутской области, Ростовской области, Карачаево-Черкесии, вы знаете. Как вы к этому относитесь? Я уже и поправку подготовила ко второму чтению. НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Точно так, как и в отношении предыдущего вопроса, который до этого звучал: мы будем рассматривать это в рамках подготовки ко второму чтению. Что здесь необходимо иметь в виду? Всё-таки мы регулируем сферы отношений, которые формируются на некоммерческой основе, это некоммерческие организации. Это первое, и очень важное, условие. Второе - эти учреждения, организации, действующие на некоммерческой основе, тем не менее действуют в гражданском обороте, только с собственным именем. Третье - нужно чётко понимать, что есть законы - будь то законы об образовании, о здравоохранении, о культуре или о туризме, - где сфера деятельности очень чётко прописана, потому что действительно законодательство не должно создавать правовой неопределённости. Если при подготовке ко второму чтению мы на все эти вопросы найдём ответы и будем чётко понимать, что это соответствует общим требованиям правовой определённости, тогда во втором чтении будем рассматривать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, я прошу уточнить, о каких средствах массовой информации идёт всё же речь, потому что в соответствии с законодательством Российской Федерации никаким муниципалитетам, местному самоуправлению не дано полномочий, права учреждать средства массовой информации. Тут либо оговорка прозвучала у вас, либо что-то другое имелось в виду. Татьяна Геннадьевна, в продолжение вопроса товарища Кашина. Абсолютно неоднозначное отношение к федеральному закону № 83-ФЗ. Должен вам сказать, что в прошедшее воскресенье студенты в Новосибирске собирали подписи против этого вашего закона. Всё-таки в процентном отношении нельзя будет сказать на всю страну, сколько учебных заведений сегодня переведены на эту форму? И сколько планируется перевести, скажем, в 2011-м, в 2012 годах? Спасибо. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, речь идёт о тех средствах массовой информации, которые созданы уже сейчас и действуют в форме автономных учреждений, не более того. Поэтому мы оставляем им тот же статус, который они имели до того. Когда-то, первоначально, органы власти на местах ещё участвовали, конечно же, в их создании, ещё в советское время, потом произошла перерегистрация, изменение организационно-правовой формы. Так вот, то положение вещей, которое есть сейчас, мы и предлагаем сохранить для тех средств массовой информации, которые созданы в этой организационно-правовой форме. Когда я говорил об органах госвласти и местного самоуправления во взаимодействии с этими средствами массовой информации, то я говорил о том, что они выполняют заказ на основании гражданско-правового договора об информационном обслуживании, вот что я имел в виду. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна. НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Хотела бы тоже напомнить, что в силу закона все бюджетные учреждения, которые существовали до 1 января текущего года, остаются бюджетными, но с новыми полномочиями, с новыми правами, с расширительными правами в части использования ресурсов, планирования деятельности, плюс добавляется к этому прозрачность, впервые появляются открытые сайты, увязка с конкретными результатами деятельности и так далее. Для того чтобы сделать какой-то шаг активно, то есть изменить тип, нужно действовать, а это возможно только в рамках создания, наоборот, казённого или автономного учреждения, потому что все остальные были просто бюджетными, и теперь они наделены несколько иными правами. Конкретную цифру я смогу назвать перед вторым чтением. Поскольку этот год у нас переходный, идёт только окончательное формирование профиля всех учреждений на уровне субъектов и муниципалитетов, у нас нет на каждую дату информации, именно в переходный период. Что касается федеральных учреждений, могу сказать, что более двух тысяч, практически все образовательные учреждения стали новыми бюджетными учреждениями, за исключением тех автономных учреждений, о которых я уже говорила. Я постараюсь более точную информацию ко второму чтению представить вам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемая Татьяна Геннадьевна, фракции ЛДПР всегда приятно вас видеть в стенах Государственной Думы. И заметьте, Олег Викторович, Алексей Леонидович отпускает своего заместителя к нам, в Государственную Думу, в отличие от тех товарищей, которые ушли к нему, поэтому передайте ему тоже нашу благодарность. А вопрос у нас следующий: не кажется ли вам, что вы немножко поторопились со сроками, заставив их до 1 января 2012 года поменять свою форму, так скажем? Ведь не забывайте, ещё есть и президентские выборы, которые будут в марте 2012 года, они тоже должны пройти под контролем и с помощью финансовых вливаний. Поэтому, может, надо поменять? НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Нет, мы не считаем, что поспешили со сроками, потому что этот год объявлен 83-м законом как год переходного периода, в который учреждениям нужно будет уточнить свою организационно-правовую форму. Поэтому здесь в данном случае приведение в соответствие. А что же касается самих изменений типов автономных учреждений, то для них этот срок как раз приведён в соответствие с общим переходным горизонтом. Поэтому отвечаю: нет, мы так не считаем, практически всё готово. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Волков Алексей Николаевич. Пожалуйста. ВОЛКОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемая Татьяна Геннадьевна, скажите, пожалуйста, ведь уже при принятии 83-го закона были предложения по некоторым учреждениям, в том числе и по СМИ, и многое отметалось, не воспринималось как-то однозначно, но только вот сейчас просчитали. Неужели нельзя было тогда просчитать, чтобы проблем у людей не было, чтобы возмущений не было, чтобы люди спокойно жили и работали? Почему сразу это не было сделано, хотя понимали все, и особенно с мест много было предложений? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна. НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Да, в процессе формирования 83-го закона регулировались все отношения, связанные именно со статусом бюджетных учреждений. Автономные учреждения - ну, как бы они шли по отдельному закону, уже существующему, и не было тогда ещё готовности переходить к этому закону и его полностью изменять. Можно сказать, что, возможно, мы действительно допустили некоторую такую тактическую или какую-то другую ошибку, нужно было сразу вместе тогда это делать. Здесь я могу только констатировать то, что есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бурков Александр Леонидович. БУРКОВ А. Л., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемая Татьяна Геннадьевна, я, может быть, повторно спрошу, но хотелось бы уточнить, сколько учреждений в процентном отношении ко всем учреждениям стали автономными на сегодняшнюю дату? Если мне не изменяет память, у нас закон "Об автономных учреждениях" действует с 2007 года, и к началу вступления в силу 83-го федерального закона у нас было не более 1,5 процента учреждений, которые изменили форму и перешли в автономную, точнее, 4 процента. Так вот я хочу понять, на сегодняшний день 83-й закон сколько вовлёк, скажем так, в эту форму учреждений областного уровня, регионального уровня и муниципального в том числе, не только федерального? НЕСТЕРЕНКО Т. Г. 83-й закон как раз в отношении того, о чём мы говорили до этого, не затрагивал закон "Об автономных учреждениях", поэтому принятие 83-го закона никак не повлияло на динамику. А что касается непосредственно ответа на ваш вопрос, если вы позволите, мы ко второму чтению представим вам информацию, потому что, ещё раз говорю, год переходный, статистика меняется ежедневно, на какую-то дату мы её зафиксируем и вам представим данные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Дмитрий Фёдорович, присаживайтесь, Татьяна Геннадьевна. Настаивает ли кто-то на выступлении? Настаивает Тараканов. Одна рука... две руки. Пока я задавал вопрос, появилась вторая рука. Депутаты Тараканов и Бурков - и подвели черту, да? Больше никто не настаивает? Пожалуйста, Тараканов. С места. ТАРАКАНОВ П. В. Уважаемая Татьяна Геннадьевна, уважаемые коллеги! Я хотел бы сказать, что понимаю, что формулировка "сфера молодёжной политики" в определённой мере юристов не устраивает. Хотел бы обратить внимание на то, что мы внесли поправку, я формулирую так: сферой организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодёжью, что у нас закреплено, соответственно, в законе о местном самоуправлении, их обязанность эти мероприятия осуществлять. Когда мы вносили данные поправки, выступали за молодёжь, мы исходили из того, что не надо создавать проблемы уже существующим организациям, неважно, много их или мало. В большинстве субъектов Российской Федерации приняты законы о молодёжной политике, о молодёжи, но на федеральном уровне у нас, к сожалению, пока такого закона нет, хотя мы постоянно этот вопрос поднимаем. Поэтому, пользуясь возможностью, с парламентской трибуны хотел бы ещё раз обратиться ко всем коллегам: изменения, на наш взгляд, надо внести именно в такой формулировке, которую позволяет действующее законодательство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Бурков. БУРКОВ А. Л. Уважаемые коллеги, уважаемая Татьяна Геннадьевна! Вот я хотел бы обратить внимание на то, что мы сейчас говорим о мелких правках, изменениях в данный закон, но, на мой взгляд, нужно говорить о кардинальном изменении самой идеологии, самой основы 83-го федерального закона. Заметьте, вы, Татьяна Геннадьевна, только что сказали, что предусмотренные в 83-м законе изменения формы учреждений не касались тех автономных учреждений, которые работали в рамках закона "Об автономных учреждениях" от 2006 года. Это говорит о том, что не состыкованы были два закона, мы не дали возможности нашим учреждениям перейти в автономный режим. Далее мы слушаем уважаемого Дмитрия Фёдоровича, он нам фактически сказал, что сегодня средства массовой информации на муниципальном уровне не могут существовать без бюджетных средств. А я вам хочу сказать, что завтра средние школы, детские сады также не смогут существовать без бюджетных средств. И даже оставшись на уровне бюджетного учреждения в этой форме, они не будут иметь достаточного финансирования по ряду причин. Прежде всего это низкий уровень бюджетной обеспеченности на селе, в сельской местности, и в малых городах, депрессивных городах, с депрессивной экономикой, и плюс к этому отсутствие платёжеспособного спроса у населения. Соответственно, мы будем иметь такую же картину, как сегодня в здравоохранении: медицина осталась только в Москве и в столичных региональных городах, на селе медицины нет, и в малых городах наших регионов её тоже нет. То же самое произойдёт с нашими школами, с детскими садами после 1 июля 2012 года, когда 83-й федеральный закон охватит все региональные и муниципальные учреждения. Вот надо о чём задуматься! И самая главная беда нас ждёт осенью 2012 года, и потом уже поправлять, спасать будет поздно. Это не газеты местного уровня, это не малотиражки, это судьба человека, наших детей, вообще судьба России. И в связи с этим я могу сказать одно, коллеги, - что "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", конечно, данный законопроект поддерживать не будет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна, есть необходимость выступить с заключительным словом? Пожалуйста. НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Я не могу промолчать, тем более после последнего выступления. Конечно, если уважаемые представители государственной власти так трактуют положения законодательства, то, несомненно, студенты, которые, наверное, не имеют ещё правовой образованности, могут выходить и подписывать какие-то петиции. Никто, тем более 83-й закон, не отменял конституционные гарантии граждан, которые обеспечиваются всем имуществом, бюджетом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Ни одно гарантированное обязательство публично-правовых образований по данному закону не пересматривается. В законе говорится о том, что нужно объявить это обязательство, нужно гарантировать его бюджетом, нужно сделать так, чтобы то, что гарантировано в рамках закона, было понятно для граждан - что является уже оплаченным за счёт бюджета. Если сверх задания, если сверх гарантий осуществляется какая-то платная деятельность, она должна быть прозрачна, понятна, почему это сверх задания, должна быть объявлена цена, люди должны знать это. Вот я 2-го числа уже проехала по всем федеральным округам, за исключением Северо-Западного, мы во всех федеральных округах встречаемся, рассказываем, обучаем непосредственных участников процесса применению данных положений закона, встречаемся в том числе и с коллективами - мне показалось, нигде нет такого дремучего недопонимания, как здесь, или, наоборот, провокационных таких отсылок по этому закону. Поэтому убедительно прошу вас - может быть, вас лично, я готова встретиться с фракцией - ещё раз выслушать, обсудить положения закона. Давайте мы рассмотрим ситуацию не на основе ваших ощущений, почему там мало учреждений, например, а на основе положений закона. Может быть, здесь не совсем правильно было бы это говорить, чтобы не будоражить другие фракции, но вот "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - вот ушла уже Галина Сергеевна - именно так поступает: целая группа депутатов работает вместе с нами по определению каждого нормативного акта для реализации этого закона. Вот что я хотела сказать, уважаемые коллеги. Я просто считаю, что это не совсем правильно, некорректно, может быть, вот таким образом влиять на те решения, которые принимаются парламентом. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, спокойно. Анатолий Евгеньевич, спокойно, перед вами дама, тем более стоит. Представители президента и правительства не настаивают на выступлении. Вяткин? Не настаивает на выступлении. Выносим данный вопрос на "час голосования".
Пункт 12. О проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений". Голосуйте. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 30 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9 % Результат: принято Принято.