Заседание № 217
О проекте федерального закона № 527750-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за нарушение требований по обеспечению безопасности судоходства в зонах безопасности, установленных вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", третье чтение. Докладывает Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет подготовил данный законопроект к принятию в третьем чтении. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли выступления по мотивам? Нет. Выносим на "час голосования".
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 37 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 215
О проекте федерального закона № 527750-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за нарушение требований по обеспечению безопасности судоходства в зонах безопасности, установленных вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Две таблицы поправок к данному законопроекту: в таблице № 1 семь поправок, рекомендуемых к принятию, в таблице № 2 одна поправка, рекомендуемая к отклонению. Просим утвердить таблицы поправок и принять данный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 38 сек.) Проголосовало за 305 чел.67,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 305 чел. Не голосовало 145 чел.32,2 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2, в ней одна поправка? Нет. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 20 мин. 03 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел.29,6 % Результат: принято Принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
9-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 06 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято
Заседание № 184
О проекте федерального закона № 527750-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за нарушение требований по обеспечению безопасности судоходства в зонах безопасности, установленных вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", первое чтение. Сергей Алексеевич Аристов, заместитель министра транспорта Российской Федерации, пожалуйста. АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Представляемый проект федерального закона подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 22 ноября 2013 года и указа Президента Российской Федерации от 14 января 2013 года, в соответствии с которыми в своё время Министерством транспорта был издан нормативный акт, определяющий меры по обеспечению безопасности судоходства в зонах безопасности, установленных вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации. 4 февраля этого года вступил в силу Федеральный закон № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности", в соответствии с которым искусственные острова, установки и сооружения, расположенные на континентальном шельфе Российской Федерации, отнесены к объектам транспортной инфраструктуры, и в связи с этим на эти объекты распространены все требования по обеспечению транспортной безопасности, установленные законодательством Российской Федерации. Также законом № 15-ФЗ внесены изменения в ряд других федеральных законов, дополняющие положения о создании искусственных островов, установок и сооружений, а также касающиеся порядка установления границ безопасности вокруг них. В то же время в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствуют положения, предусматривающие ответственность за нарушение требований по обеспечению безопасности судоходства в зонах, установленных вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, в отношении судоводителя или иного лица, управляющего судном на морском транспорте. Представляемый вам законопроект как раз устраняет этот пробел и предусматривает дополнение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новой статьёй 11.7-1, которая устанавливает ответственность за подобное нарушение. Также с целью распространения административной ответственности за указанные нарушения на иностранных лиц и лиц без гражданства дополнительно вносятся соответствующие изменения в статью 2.6 КоАП - это статья, определяющая ответственность иностранных лиц и лиц без гражданства. Принятие закона позволит повысить эффективность мер, направленных на обеспечение безопасности судоходства, и не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Докладчик, Сергей Алексеевич Аристов, исчерпывающим образом изложил положения данного законопроекта. Есть определённые правила, есть нормативная база, и исполнение требований законодательства должно быть подкреплено соответствующими санкциями. В связи с этим и предлагается дополнить Кодекс об административных правонарушениях статьёй 11.7-1, которая устанавливает ответственность за нарушение правил по обеспечению безопасности судоходства в зонах безопасности, установленных вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации. Считаем, что данный законопроект готов к принятию в первом чтении, есть положительное заключение комитета. Просим поддержать и принять данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у депутатов? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список.
Итак, вопросы. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Сергей Алексеевич, ну понятно, с чем в принципе связано внесение данного законопроекта, однако не совсем понятны меры воздействия, а также что нарушается. Вот, допустим, существуют международные правила предупреждения столкновения судов, где все аспекты безопасности мореходства прописаны, то есть мы не можем в них внести какие-то изменения и за эти нарушения наказывать. Ну, будет на буровой платформе, допустим, знак "Не швартоваться", а кто-то попытается пришвартоваться - здесь всё понятно, а всё остальное? Вот не ясно, что там может быть нарушено и как это международное сообщество должно оценить, во-первых. Во-вторых, как мы наказываем? Штраф в размере 3 или 5 тысяч рублей и отняли права. Для иностранных граждан, ну, если, допустим, голландское или норвежское судно атаковало платформу, это в принципе и не штраф, по большому счёту! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Алексеевич, пожалуйста. АРИСТОВ С. А. Сергей Владимирович, вы спрашиваете, что нарушается. Я говорил о том, что есть нормативный акт, изданный в соответствии с компетенцией Министерства транспорта, - это приказ от 10 сентября 2013 года № 285 "Об определении мер по обеспечению безопасности судоходства в зонах безопасности, установленных вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации". Там и дан перечень требований, которые предъявляются к судоводителю и к иному лицу, управляющему морским судном, которые они должны выполнять и нарушение которых влечёт административную ответственность. Что касается санкций. Да, одна из санкций - это штраф, и он невелик, но в силу существующих норм Кодекса об административных правонарушениях для физических лиц штраф в размере до 5 тысяч - это предельная норма, действующая сегодня, за исключением отдельных статей, но сама норма о лишении права управления транспортным средством, в данном случае морским, - это очень существенная норма. В отношении иностранцев - это запрет вхождения в территориальные воды, если лицо нарушило соответствующие требования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Алексеевич, когда я ознакомился с документами, у меня создалось впечатление, что разработка этого закона больше всего связана с Арктикой, где сосредоточены основные наши запасы нефти и других природных ресурсов. Мы пытаемся защитить своё право на добычу этих природных ресурсов, но на Арктику претендуют и другие страны - и Норвегия, и Соединённые Штаты, наверное, и ещё кто-то. Вот данный закон, по своей сути действительно нужный, чтобы защитить наши права на нефть, без которой мы не можем выжить, - насколько он будет принят другими странами? Не вызовет ли это конфликт и как сделать так, чтобы данный закон не привёл к обострению ситуации вокруг Арктики? АРИСТОВ С. А. Владимир Николаевич, вы абсолютно правы, сегодня на арктический шельф и на Северный морской путь, вообще на всё, что мы считаем своей исконной территорией, претендуют очень многие страны, и Сингапур, и другие, это действительно факт. В этом зале не так давно был принят очень значимый федеральный закон о Северном морском пути, где в одной из строчек прописано: исторически сложившийся морской путь в территориальных и континентальных водах Российской Федерации, то есть мы это направление считаем своим. Сейчас ведётся изучение континентального шельфа и других направлений, и вы всему этому свидетели, поэтому ещё раз мы должны подтвердить наши права на добычу и использование ископаемых, соответственно, на создание буровых установок, искусственных островов на этой территории. Как это будет восприниматься? Любая инициатива может восприниматься по-разному, эта будет восприниматься скорее отрицательно, но для того и существует государство, чтобы обеспечивать защиту своих интересов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Сергей Алексеевич, я просто хотел уточнить, предполагает ли отнесение какого-то объекта вот к таким установкам или платформам предварительную государственную регистрацию этих объектов или каждый может создать свою платформу и там что-то делать? АРИСТОВ С. А. Безусловно, это государственная регистрация. Я сказал, что внесены изменения в ряд федеральных законов, они чётко определили, что такое искусственные острова, установки. Все эти объекты являются объектами транспортной инфраструктуры и подлежат государственной регистрации, никто не имеет права самостоятельно что-то изготовлять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А., фракция ЛДПР. У меня к основному докладчику вопросы. Мы приняли закон "О транспортной безопасности", который, к слову сказать, отвратительно работает, точнее, не работает именно в части, касающейся службы транспортной безопасности. Так вот, каким образом будут осуществляться полномочия, в том числе привлечение к административной ответственности нарушивших данные положения о судоходстве, в случае если не будет сотрудников полиции на платформе, а будут только представители некой абстрактной службы транспортной безопасности, не обладающие полномочиями сотрудников полиции? И второй вопрос. Что мы будем делать, если у нас нарушившие этот порядок заявят о том, что они терпят крушение в море? А согласно правилам мореходства отказ в помощи людям, терпящим крушение, является уголовным преступлением, причём международного свойства. АРИСТОВ С. А. Начну со второго вопроса. Россия, как страна, входящая в ИМО, Международную морскую организацию, приняла все конвенции, обеспечивающие безопасность, поиск и спасание при катастрофах и иных происшествиях на море. Думаю, что и в этом случае никаких проблем возникнуть не может. Что касается так называемых абстрактных служб. Полиции на этих платформах не будет, за исключением тех случаев, когда какие-то, возможно, государственные интересы там должны соблюдаться. Федеральный закон № 15-ФЗ от февраля этого года, который я упомянул, предполагает и обязывает владельцев транспортной инфраструктуры заключать договора по обеспечению безопасности со службами, которые имеют государственную аккредитацию и лицензию на выполнение охранных работ. Расширяются полномочия и права этих структур, в том числе по применению действий в отношении нарушителей. Безусловно, штрафовать и наказывать будут не они, но обеспечивать безопасность и составлять протоколы будут они. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Покажите список. Максим Андреевич Шингаркин. Хотя мне показалось, рук было больше. Пожалуйста, Максим Андреевич. ШИНГАРКИН М. А. Большое спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, мы с вами опять видим ситуацию, когда Министерство транспорта и Ространснадзор впопыхах, ну, не буду комментировать, в каком виде, предлагают нам принять законопроект, идущий вразрез с конституционным устройством страны. Вы только что слышали, что абстрактные нарушители, которые окажутся в ненадлежащей зоне вокруг некоего морского объекта, будут задержаны службой частного охранного предприятия, зарегистрированного как подразделение транспортной безопасности. Непонятно, на каких основаниях они будут удерживаться, потому что воспрещать гражданам свободно перемещаться, в том числе с места, где им запрещено находиться, туда, где разрешено находиться, у нас могут только сотрудники полиции, соответственно, задержание до прибытия сотрудников полиции или пограничников в отношении данных лиц будет незаконным действием со стороны представителей подразделения транспортной безопасности, так называемого частного охранного предприятия, выполняющего такие функции. Мы прекрасно понимаем, для чего создан законопроект, и сразу рассказываю, какие в нём недочёты в части выполнения поручения президента. Например, группа лиц на резиновой или другой лодке, управляемой исключительно вёсельным образом, сможет приблизиться к любому такому объекту и заявить о необходимости подняться на его борт в связи с тем, что они терпят крушение. Их поднимут на данный объект, в результате чего всё равно будут произведены те самые действия, от которых пытаются таким странным законом обеспечить защиту. Вся проблема в том, что Министерство транспорта и Ространснадзор по-прежнему отказывают государству в праве на прямое выполнение функций. Если мы считаем какие-то объекты важными государственными, выполняющими важнейшие государственные функции, безусловно, там должны дежурить сотрудники транспортной полиции, и только они в полном объёме от имени Российской Федерации могут осуществлять пресечение незаконных или сомнительных и иных действий, направленных против российских объектов, в том числе в Арктике. Перекладывание важнейших государственных функций на частные охранные предприятия в конечном итоге приведёт нас к ситуации, когда интересы Российской Федерации на море, в Арктике будут защищать не Вооружённые Силы, не спецслужбы Российского государства, а маленькие частные охранные армии. Дай бог, чтобы у нас в стране всё было хорошо, но мы знаем, что ряд олигархов имели крупные нефтяные компании, и ещё неизвестно, как сложилась бы ситуация по привлечению их к уголовной ответственности, если бы в тот момент законодательно им было бы разрешено иметь частные охранные армии. Попытка под видом структур транспортной безопасности создавать частные армии... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты добавьте. ШИНГАРКИН М. А. ...наделённые в том числе и полицейскими функциями, приведёт в конечном итоге к разрушению основ конституционного строя. Мы не можем никому доверить применение насилия над правонарушителями на территории Российской Федерации, кроме уполномоченных федеральных органов. Передача таких функций частным охранным структурам является не только нецелесообразной, она является, по сути, нарушением конституционного строя. Поэтому предлагается данный законопроект отклонить и порекомендовать Министерству транспорта и Ространснадзору всё-таки в полном объёме выполнять поручение президента, обеспечивая защиту законных интересов Российской Федерации с опорой на соответствующие федеральные службы. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, будете выступать? Александр Юрьевич? Нет. Сергей Алексеевич, пожалуйста, вам слово. АРИСТОВ С. А. Очень короткий комментарий. Максим Андреевич, к обсуждаемому законопроекту то, что вы сейчас произнесли, отношения не имеет: то, что вы сейчас обсуждали, принято в феврале 2014 года и вступило в силу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Справедливости ради скажу, что я здесь Сергея Алексеевича действительно поддержу, потому что мы данным законопроектом устанавливаем административную ответственность за нарушение норм и правил, которые установлены другими законодательными актами и нормативными актами. Если есть претензии в отношении нормативных актов, которыми устанавливаются определённые нормы и правила, - ради бога, давайте их обсуждать, но сейчас-то речь идёт о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях, ни больше ни меньше. Поэтому совершенно непонятно, почему именно этот законопроект необходимо отклонить, как предлагают некоторые наши коллеги, это не совсем справедливо - мы должны установить ответственность. Если есть вопросы непосредственно по поводу норм и правил, которые установлены другими законами либо подзаконными актами, - пожалуйста, давайте обсуждать, но два этих вопроса смешивать некорректно. Данный законопроект как раз таки закрывает правовой пробел, его как раз нужно принимать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 34 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Принят в первом чтении.