Заседание № 236
О проекте федерального закона № 527576-5 "О внесении изменений в статьи 4 и 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статью 2 Федерального закона "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации" (о наделении Банка России полномочиями по участию в разработке методологии составления финансового счёта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статью 2 Федерального закона "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Алексея Львовича Саватюгина. САВАТЮГИН А. Л., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Правительство Российской Федерации предлагает вашему вниманию проект федерального закона о внесении изменений в федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации..." и "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации". Данный законопроект направлен на совершенствование российской системы национальных счетов. Дело в том, что международный стандарт системы национальных счетов, принятый Статистической комиссией ООН и другими международными организациями, в которых участвует Россия, предусматривает составление набора счетов, характеризующих состояние и движение всех имеющихся ресурсов. В настоящее время показатели изменения финансовых активов и пассивов в полном объёме в рамках финансового счёта российской системы национальных счетов, к сожалению, не разрабатываются. В этой связи трудно адекватно оценить объём и структуру финансовых ресурсов страны, изменение их стоимости в результате инфляции и других факторов. Кроме того, Российская Федерация, являясь кандидатом для вступления в ряд международных организаций, в том числе в Организацию экономического сотрудничества и развития, имеет обязательства по предоставлению определённой статистической информации, включая данные финансового счёта. Предварительный анализ наличия информационной базы и деятельности Российского комитета по статистике свидетельствует, что основная доля информационных ресурсов, необходимых для построения финансового счёта, находится в ведении Банка России. Да и в международной практике, как правило, ответственными за разработку финансового счёта являются национальные банки. В связи с этим данным проектом федерального закона предлагается наделение Банка России полномочиями по участию в разработке методологии составления финансового счёта Российской Федерации и по организации его составления, а также устанавливается право Банка России запрашивать российские организации для целей составления системы национального счёта. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы?.. А, извините, сначала содоклад от комитета сделает Владислав Матусович Резник. Пожалуйста. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые депутаты, вашему вниманию представляется законопроект, направленный на наделение Банка России полномочиями по участию в разработке методологии составления финансового счёта Российской Федерации. В рамках реализации интеграционной политики наша страна является членом или, простите, кандидатом для вступления в ряд международных организаций, в том числе в ОЭСР, то есть в Организацию экономического сотрудничества и развития. Международные экономические организации предъявляют своим членам требования по представлению определённого набора статистической информации, включающего данные финансового счёта. Применяемая сегодня в России система национальных счетов не позволяет в полном объёме отразить изменения показателей финансовых активов и пассивов в рамках финансового счёта. Это не только не соответствует международным требованиям, но и существенно затрудняет проведение мониторинга финансовых ресурсов России для себя, делает невозможным системный экономический анализ финансового положения резидентов нашей экономики. Разработкой методологии для проведения статистических наблюдений в соответствии с международными стандартами и формированием массива статистических информационных данных занимается у нас, как вы все знаете, Росстат, однако основная масса данных, необходимых для построения финансового счёта, находится в ведении Центрального банка, Банка России. В этой связи представленный правительством законопроект наделяет Банк России полномочиями по участию в разработке методологии составления финансового счёта Российской Федерации в системе национальных счетов. Комитет в своём заключении отметил, что принятие законопроекта позволит усовершенствовать российскую систему национальных счетов, приблизив её к принципам построения международного стандарта системы национальных счетов, и поэтому рекомендует поддержать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот теперь вопросы. Депутаты Федоткин, Селезнёв и Коломейцев. Других рук не вижу. Пожалуйста, депутат Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Львович, у нас вообще деятельность Центробанка всегда окутана какой-то тайной. В своё время мы выделяли банкам огромные бюджетные деньги на поддержку реального сектора, но так до сих пор и не знаем, кому же эти деньги пошли, какому сектору, каким предприятиям и что получили, - деньги потратили, и на этом спасибо, господа депутаты. Вот данный закон приблизит нас к мировому сообществу, а можем всё-таки мы узнать, куда же уходят бюджетные деньги, через банк направляемые на поддержку экономики? Или это всё по-прежнему так и будет окутано тайной? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Львович. САВАТЮГИН А. Л. Уважаемый Владимир Николаевич, предлагаемый нами закон направлен на решение других задач, в частности на составление финансового счёта. Я думаю, если у уважаемых депутатов есть вопросы по деятельности Банка России, а именно о перераспределении бюджетных средств, то вы всегда можете их задать или в рамках отчёта правительства или... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы закончили ответ? Хотите что-то добавить? Нет. Спасибо. Пожалуйста, депутат Селезнёв. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо. У меня, Алексей Львович, к вам вопрос или даже предложение: может быть, стоит всё-таки в правительственных пояснительных записках как-то смягчать формулировки? А то у вас получается, вот я читаю, что вы без этого законопроекта не в состоянии "адекватно оценить объём и структуру финансовых ресурсов страны". Ну, вы сами это всё читали. А как тогда, возникает вопрос, вы в Минфине до сих пор, пятнадцать лет, руководите рыночной экономикой? И второе. Правовое управление пишет, что необходимо заключение Центробанка на законопроект, поскольку речь идёт о его компетенции, но нам не представлена позиция Центробанка. Может быть, позиция Центробанка прямо противоположная? Ведь сейчас конфликт у Центробанка с Минфином. И Центробанк выступает за то, чтобы законопроекты отдать на откуп юридических фирм. Вот ваше мнение: может быть, стоит выслушать Центробанк? САВАТЮГИН А. Л. Спасибо, Валерий Сергеевич. Центральный банк поддерживает данный законопроект. Если необходима официальная позиция, она вам будет представлена, но это делалось, конечно, по согласованию, при полной поддержке и, даже могу сказать, по инициативе Банка России. Вы заявили, что Центробанк якобы что-то там предлагает, но о такой официальной позиции Банка России мне ничего не известно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, и последний вопрос, заключительный - Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Алексей Львович, ну, вы, вероятно, знаете, что в нынешней структуре правительства, вообще-то, Росстат подчиняется... введён в структуру Минэкономразвития. Мне непонятно, почему вы являетесь официальным представителем правительства. И второе. Вероятно, вы знаете, что в нынешней структуре правительства грубо нарушается рекомендация комитета ООН по статистике, поскольку Росстат подчинён отраслевому министерству, а не председателю правительства, или президенту, или парламенту, как это принято в значительной части развитых стран. Не будет ли являться изменением концепции во втором чтении внесение такой поправки в части изменения структуры правительства? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Львович. А потом комитет добавит ответ. САВАТЮГИН А. Л. Спасибо. По поводу первого вопроса. Дело в том, что мы предлагаем вашему вниманию поправки в закон "О Центральном банке Российской Федерации...". За этот законопроект по распределению обязанностей правительства между ведомствами отвечает Министерство финансов, именно поэтому мне и доверено выступать официальным представителем. И речь идёт о наделении Банка России дополнительными функциями. За банковские законы тоже в правительстве отвечает Министерство финансов. Что касается второго вопроса, то ни мне, ни, думаю, никому другому не известны какие-нибудь рекомендации каких-нибудь комиссий ООН о том, что обязательно статистический орган должен быть подчинён председателю правительства и не должен находиться в рамках определённого ведомства. Международные рекомендации касаются операционной, политической и административной независимости разных ведомств, а у нас ведомства обладают и операционной, и финансовой независимостью в рамках Бюджетного кодекса. И мы не предполагаем при рассмотрении ко второму чтению менять структуру правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владислав Матусович. Вы хотели бы что-то добавить? РЕЗНИК В. М. Да, я хотел добавить, ответить коллеге Федоткину. Владимир Николаевич, у нас отчёт Центрального банка сейчас идёт. Приходите, задавайте вопросы, выслушивайте ответы, вы получите их. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вопросы заданы. Настаивает ли кто-то на выступлении? Настаивают. Два выступления. Тогда мы с вами сейчас примем решение. Я обращаюсь ко всем депутатам, которые находятся в здании парламента: прошу явиться в зал пленарных заседаний, занять свои рабочие места, поскольку мы через пять минут приступим к "часу голосования". Николай Васильевич, вы уложитесь в четыре минуты? Тогда дадим вам слово. Потом Селезнёв и ещё Аксаков, трое. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Странно, что заместитель министра не в курсе рекомендаций не какого-то там органа, а комитета ООН по статистике, которые, в общем-то, достаточно обязательны для значительной части государств. Причём эти рекомендации есть в правительстве, и вы, внося такой законопроект, должны были бы это знать. Это первое. Второе. Уважаемый представитель правительства, довожу до вашего сведения, что сегодня в силу неправильной структуры правительства вообще в Российской Федерации происходит искажение статистических данных и развития отраслевой статистики. Каждое министерство, используя то, что статистический комитет не обладает правами надотраслевого органа, сегодня просто или не даёт информацию, или создаёт искажённое представление о ситуации в отрасли. И сегодня, с моей точки зрения, вот это изменение не даст никаких улучшений в части статистики, в том числе банковской. Мне вообще непонятно, откуда тогда берётся, что утекло 35, а не 150 миллиардов? Если вы не владеете этой информацией, значит, вы вводите в заблуждение всё время и парламент, и председателя правительства, и президента, что недопустимо. Поэтому, по нашему глубокому убеждению, не надо изобретать велосипед. Если бы вы посмотрели историю статистики в СССР, то узнали, что в 1936 году в Советском Союзе была создана, по признанию этого комитета ООН, наиболее эффективная и ставшая прообразом для статистических подразделений многих стран мира система. Сегодня вы её разрушаете, в том числе когда не тот орган и не то министерство вносит поправки. С моей точки зрения, было бы странно, если бы, скажем, в структуру Министерства финансов или его служб вносили поправки вообще другие ведомства. Мне не известно, знает ли председатель правительства об этом изменении, но, с нашей точки зрения, вообще неправильно, что Минфин вносит поправки в подразделения Минэкономразвития, несмотря на то что министр финансов - вице-премьер является функциональным руководителем этого органа. И мне кажется, что нельзя выборочные рекомендации брать, не учитывая базовых. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, не успеет уже Валерий Сергеевич выступить. Говорит, успеет. Ну, хорошо. Селезнёв, пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо большое, постараюсь успеть. Алексей Львович просто вынудил меня выступить своей фразой о том, что ему неизвестна официальная позиция Центрального банка России. Он и сейчас-то не слушает, стоит вот, и как он будет отвечать, как комментировать, непонятно. Значит, я вам расскажу, в чём конфликт между Центробанком и Минфином. Буквально четыре дня тому назад официальное лицо - заместитель главы Банка России Сергей Швецов, если вам такой известен, на заседании "круглого стола" здесь, в Госдуме, предлагал передать юридическим фирмам право разрабатывать законопроекты для Минфина и ФСФР, пояснил, что подобная практика существует за рубежом, предлагал формулировать некие техзадания, чтобы нормативные акты писали специализированные юридические фирмы, выбираемые по конкурсу. В России эти юрфирмы могли бы писать законопроекты конкретно по техзаданию Минфина. Здесь же ситуация ровно наоборот: Минфин пишет законопроект Центробанку. Я задаю вопросы представителю Министерства финансов: есть ли реакция Центробанка и почему она до нас не доведена? Мы должны верить, что реакция Центробанка есть и она положительная, хотя очевидно, что есть конфликт интересов. И я ссылаюсь на это официальное лицо - на мой взгляд, это официальное лицо, - заместителя главы Центробанка Сергея Швецова, который говорит о том, что Министерство финансов, по его мнению, неэффективно исполняет нормотворческую функцию, что нет до сих пор закона о банковских вкладах в драгметаллы и банковские обезличенные металлические счета и так далее, и так далее, и так далее. Вот о чём я вам, уважаемый представитель Министерства финансов, Алексей Львович, хотел сказать. Ваш пробел в знании позиции официальных лиц Центрального банка, надеюсь, для вас я обозначил.
Мы возвращаемся к вопросу 12. Выступления от фракций. Включите микрофон депутату Аксакову. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Этот законопроект вроде бы так, мимоходом рассматривается, а на самом деле это очень важный закон, на мой взгляд, он будет оказывать влияние в том числе на формирование бюджетов. Во многих странах, прежде чем формировать бюджет предстоящего года, сначала определяется так называемая денежная программа, то есть какой объём денежной массы, какой объём финансов будет сформирован в стране, и не только благодаря прогнозным показателям роста экономики, но и благодаря тому, каков будет отток и приток капитала, каков будет внешнеторговый баланс, а этой информацией, как правило, лучше владеет Центральный банк. И на самом деле было бы правильно нам также, прежде чем формировать бюджет, определять денежную программу в стране, а потом уже под эту денежную программу определять расходную часть бюджета. У нас же, к сожалению, поскольку этого не делалось, зачастую бывало так: бюджет накачивал экономику деньгами и одновременно Центральный банк эти же деньги стерилизовал с помощью своих всевозможных инструментов, выкачивая из экономики. Вот чтобы не было таких ситуаций, нужно делать всё последовательно, в том числе вначале определять, как я уже сказал, денежную программу. Поэтому очевидно, что надо этот законопроект поддержать в первом чтении и двигаться к тому, чтобы, ну, перевернуть формирование бюджета с головы на ноги. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я обращаюсь к представителю президента и представителю правительства: настаиваете на выступлении? Нет. Докладчик и содокладчик? Не настаивают. Уважаемые коллеги, в рамках "часа голосования" ставится на голосование законопроект под пунктом 12 - "О внесении изменений в статьи 4 и 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статью 2 Федерального закона "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 53 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принято.