Заседание № 204
О проекте федерального закона № 527442-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (в целях развития инвестиционной деятельности на территории Магаданской области).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской области". Пожалуйста, Игорь Николаевич Руденский. Включите микрофон. РУДЕНСКИЙ И. Н., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект готов к принятию в третьем чтении, прошёл все согласования. Просьба поставить на "час голосования". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской области". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 13 сек.) Проголосовало за 354 чел.78,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 203
О проекте федерального закона № 527442-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (в целях развития инвестиционной деятельности на территории Магаданской области).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской области". Сергей Владимирович Кривоносов, пожалуйста. КРИВОНОСОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" направлен на продление срока функционирования этой зоны и принят Государственной Думой в первом чтении 17 сентября 2014 года. При подготовке законопроекта ко второму чтению были доработаны положения о процедуре заключения соглашения об осуществлении деятельности и внесены изменения по налоговым льготам в статьи 381 и 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Правовое управление Аппарата Государственной Думы и Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации замечаний по законопроекту не имеют. Комитетом подготовлены таблицы поправок: к отклонению - одна поправка, к принятию - двадцать четыре поправки. Предлагаю принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 14 мин. 30 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел.46,9 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 14 мин. 54 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел.46,9 % Результат: принято Таблица поправок № 2 принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской области". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 30 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Законопроект принят во втором чтении.
Заседание № 182
О проекте федерального закона № 527442-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (в целях развития инвестиционной деятельности на территории Магаданской области).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской области". Евгений Иванович Елин, пожалуйста. ЕЛИН Е. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" разработан во исполнение соответствующих поручений президента и правительства. Предлагается продлить срок функционирования Особой экономической зоны в Магаданской области до 2025 года и установить льготный режим осуществления там предпринимательской деятельности. Принятие законопроекта будет способствовать созданию новых промышленных предприятий и реализации проектов, направленных на решение задач развития Сибири и Дальнего Востока. В частности, предусматривается восстановление действующих в Особой экономической зоне в Магаданской области налоговых преференций по освобождению её участников от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет, и установление таможенных льгот, которые не противоречат нормам ВТО. Уточняются критерии отбора участников Особой экономической зоны в Магаданской области. Законопроектом предусмотрен переходный период сроком на пять лет, в течение которого в отношении юридических лиц, получивших ранее, до 31 декабря 2014 года, статус участника этой зоны, будет продолжать действовать особый правовой режим хозяйственной деятельности. Эти меры будут способствовать развитию в том числе малого и среднего бизнеса, созданию новых рабочих мест. Закон позволит улучшить инвестиционный климат, привлечь частные инвестиции в производственные сферы. Прошу поддержать указанный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович Кривоносов. КРИВОНОСОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет поддерживает инициативу правительства, направленную на продление срока функционирования Особой экономической зоны в Магаданской области до 31 декабря 2025 года и закрепление в ней льготного режима предпринимательской деятельности. Предложение обусловлено ускорением социально-экономического развития Магаданской области, что в свою очередь служит стимулом для экономического роста Сибири и Дальнего Востока. Комитет считает, что принятие закона позволит создать для участников Особой экономической зоны в Магаданской области благоприятные условия для дальнейшего развития предпринимательской деятельности, увеличения производственных мощностей, снижения производственных издержек и создания новых рабочих мест. В комитет поступило более шестидесяти отзывов от субъектов Российской Федерации с предложением поддержать данный законопроект. Комитет рекомендует Государственной Думе принять данный проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Иван Николаевич Абрамов. АБРАМОВ И. Н., фракция ЛДПР. Спасибо. Уважаемый Евгений Иванович, вам вопрос. Вот все докладчики сегодня говорили о развитии Дальнего Востока, но тем не менее мы продлеваем срок функционирования особой экономической зоны только лишь в Магаданской области. Да, я очень много раз был в Магаданской области, и действительно те меры и преференции, которые действуют сейчас там, дали толчок развитию производств и развитию разных отраслей экономики. Но почему бы вам не сделать то же самое на всей территории Дальнего Востока? Почему только Магаданская область сегодня достойна иметь преференции по налогам? Ведь вы все понимаете, что, наверное, в отличие от западных территорий страны, нам не очень выгодно выпускать какие-то... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Евгений Иванович. ЕЛИН Е. И. Дело в том, что по двум территориям Российской Федерации были приняты отдельные законы - по Калининграду и по Магадану. По Магадану срок функционирования особой экономической зоны, установленный законом, истекает, и данным законопроектом мы его продлеваем, то есть на территории Магадана режим особой экономической зоны будет существовать и дальше: он не прекращает действовать с прекращением действия закона. Что касается территории Дальнего Востока. Действительно, на сегодняшний день на территории Дальнего Востока сформирован целый ряд особых экономических зон. Более того, в эту сессию правительством в Госдуму будет внесён законопроект о территориях опережающего развития регионов Дальнего Востока, где предлагается - ну, это уже следующий шаг - модифицировать институт особых экономических зон как механизм целенаправленного развития Дальнего Востока, вот такой механизм будет предложен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Евгений Иванович, вот сейчас вы в Государственной Думе. Мы - представители народа и отвечаем за всю страну. Магадан - часть Российской Федерации, и федеральный закон - это очень серьёзно, поэтому меня очень интересует вопрос: а Россия-то что получит от этого закона, что мы будем развивать в Магадане? Это что, ориентация снова на экспортно-сырьевую направленность, будем делать какие-то машины для ускоренной разработки добычи того, что дано Богом России, и увеличивать поставки в Египет, в Китай, в Японию, в другие азиатские страны, а будущим поколениям ничего не останется? Скажите, в пояснительной записке этого нет: что конкретно мы будем там производить - бульдозеры, тракторы, и что-нибудь будет для России, а не на продажу? Продаём мы и так много, а живём всё хуже и хуже! ЕЛИН Е. И. В Магадане реализована зона производственного типа, то есть мы содействуем развитию именно производственных предприятий на территории Магаданской области. Более того, основная идея закона - это предоставить какие-то льготы тем предпринимателям, которые предполагают развивать производство не в центре России, а на территории Магаданской области. Конкретно по предприятиям, по видам отраслей льготы не предоставляются, они предоставляются по видам деятельности, которой содействует субъект, в первую очередь администрация Магаданской области. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Евгений Иванович, как вы совершенно правильно отметили, потенциал магаданской экономической зоны в полной мере не реализован, и в качестве основной причины называлась, и экспертами в том числе, неопределённость и нестабильность правового поля, необходимость доказывать право на использование режима ОЭЗ в судебном порядке, что, конечно же, затрудняло возможность планирования своей деятельности для участников ОЭЗ. Так вот это продление срока на десять лет... с одной стороны, десять лет - это, конечно, немало, но, с другой стороны, в части организации производства десять лет не такой уж и длинный горизонт планирования. Скажите, может быть, стоило продлить срок сразу лет на двадцать, чтобы люди могли быть уверенными в будущем и размещали там свои производства, и соответственно ускорялись бы экономические процессы в Магаданской области? ЕЛИН Е. И. Одна из целей закона - не ухудшить условия тех предпринимателей, которые уже начали производственную деятельность в Магаданской области, но не смогли обеспечить возврат своих инвестиций, как минимум это было первой целью данного законопроекта. Мы продлеваем этот режим, а на десять или на двадцать пять лет... в общем, этот вопрос имеет вторую сторону, потому что предоставляемые льготы приводят к недополучению региональным бюджетом соответствующих доходов, это естественно. В первую очередь это касается доходов регионального бюджета, поэтому мы предлагаем продлить срок всё-таки до 2025 года, а при приближении этого срока уже в зависимости от формирования бюджета, от того, что получится, какие производства поднимутся, будет принято решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Вопрос заместителю министра экономического развития. Президент только что встречался с председателем Счётной палаты, и она доложила, что в целом по госпрограммам Дальнего Востока за первое полугодие освоено 1,6 процента. Признаюсь, ожидал, Евгений Иванович, что вы начнёте с результатов применения закона в Магаданской области, с цифрового материала: был ли рост добычи, рост производительности труда, то есть можете ли вы назвать сейчас хотя бы пять конкретных показателей, которые подтверждают, что ранее принятый закон даёт в Магаданской области результаты? ЕЛИН Е. И. На территории Магаданской области зарегистрировано 170 резидентов, это 170 предприятий, которые имеют такие льготы. Это не сырьевые, не добывающие компании, это компании, занимающиеся производственной деятельностью, и все они создают рабочие места. Я вам сейчас не могу дать точную справку по количеству рабочих мест, сколько человек работает на этих 170 предприятиях, но в любом случае это достаточно значительная доля занятости для отдельного региона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Евдокия Ивановна Бычкова. БЫЧКОВА Е. И. Частично вы уже ответили на вопрос, но это в развитие вопроса Владимира Николаевича Федоткина. Евгений Иванович, вот создаются в зоне предприятия - 170 есть в Магаданской области, у нас, в частности, планируется 45 предприятий, сегодня их 33, а вообще планируется ещё 100, но ведь важно, какой они направленности. К примеру, фирма "Тоталь" решила создать предприятие в Липецке, ей отказано было, потому что, понимаете, это масла... ну, в общем, не нужно нам ухудшение экологии. Сколько ещё планируется в Магаданской области предприятий - есть же у вас проект развития территории и так далее - и какой ожидается эффект? Вот Владимир Николаевич абсолютно правильно ставил вопрос. ЕЛИН Е. И. Спасибо большое, вопрос понятен. Дело в том, что два вот этих закона, по Калининграду и по Магадану, предусматривают несколько иной характер зон. В отличие от тех зон, которые вы имеете в виду, где ограниченная территория, где свой проект планировки, в этих двух субъектах режим зоны распространяется на весь субъект, не на какую-то ограниченную территорию, а на весь субъект. По количеству новых резидентов. У нас есть, естественно, прогнозы субъектов, но надо понимать, что всё-таки первая здесь администрация, то есть они привлекают предприятия, а мы им даём возможности и даём аргументы, какими они могут пользоваться при привлечении тех либо иных предприятий, в первую очередь из других регионов. То есть закон направлен на то, чтобы привлечь предпринимателей не тех, которые уже есть, а тех, которым надо переводить производство именно в данный регион. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, очень важный разговор, очень нужны идеи, но у меня всё время в голове крутится известная всем вам фраза: "Полуправда хуже лжи". Вот меня очень интересует, но я никак не услышу ответ, ради чего мы сегодня так долго обсуждаем и будем принимать этот федеральный закон: там что, будет наукоёмкая мирового уровня продукция, которая станет лицом нашей России? Ну, скажем (я фантазирую), телефоны сотовые на микросхемах или, может, ноутбуки, компьютеры будем там выпускать и потесним западных конкурентов на российском рынке, а заодно выполним указ президента о 25 миллионах высокопроизводительных рабочих мест? Это одна ситуация. Но если мы там будем выпускать трубы, для того чтобы ещё больше нефти качать в другие страны, а у самих сегодня цена на бензин такая, что уже не всем, кто имеет машины, он по карману, зачем такой федеральный закон? Если будем ещё больше качать газа по трубам, которые будут, допустим, выпускаться в Магадане, а у самих уже газ в деревне стал настолько не по карману, что можно было бы, да не проводят газ: сил, средств нет, или же будем леса ещё больше вырубать в тайге Восточной и Западной Сибири, а у самих цена на продукцию из дерева уже превысила мировые цены, то тогда зачем нам такие экономические зоны? Когда говорят, что нужны экономические зоны, меня действительно интересует - вот через две недели будет у нас рассматриваться социально-экономический прогноз на будущий год и федеральный бюджет, - для чего мы это принимаем? Что там будет? Что получит Россия и в экономическом плане, и в финансовом плане, и в политическом? Ответа я не слышу. Значит, у меня возникает подозрение, что будет экспортная ориентация вот этих зон, тех предприятий, которым мы дадим льготы и которые "помогут" нам ещё больше обескровить Восточную Сибирь, Западную Сибирь - все ресурсы уйдут неизвестно куда. А мы знаем, что только треть доходов от продажи нефти поступает в казну, остальное - в частные карманы, об этом мы все говорили, все фракции в этом зале, и получится, что этим законом мы богатых сделаем ещё богаче, а народ ещё больше обнищает. Я думаю, нам такой закон не нужен. Хотелось бы, чтобы правительство в следующий раз приходило и говорило конкретно: закон нужен для того, чтобы там-то делать вот такую-то наукоёмкую продукцию, здесь такую-то наукоёмкую продукцию, потенциал экономический будет расти, а не падать, доходов будет больше, народ будет радоваться, - а кота в мешке нам не надо! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович Кривоносов. КРИВОНОСОВ С. В. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Очень часто наши коллеги говорят о том, что не нужно повышать налоги, но когда в особых экономических зонах снижаются налоги, они всё равно против. Мне кажется, что это большая ошибка. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, то, что закон будет принят, сомнений не вызывает: правительство вносит - "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит. И всё же воспользуюсь случаем, чтобы на нескольких моментах особо акцентировать ваше внимание. Мы в жёсткой экономической ситуации - санкции Запада весьма серьёзное влияние начинают оказывать. И правильно президент ставит вопрос о том, что должны быть чётко продуманные контрмеры, и не одним годом ограничиваться, касается ли это вопроса продовольствия или проблемы топливно-энергетического комплекса, или, например, того, как будет теперь жить банковская система, на которой завязано производство и интересы населения, любого вопроса. В связи с этим мне было очень интересно на днях побывать на восьмом экономическом форуме в городе Самаре, куда были приглашены и международные организации, во всяком случае представители Гарварда и Чехии выступали, и большая группа вице-губернаторов, в том числе из Омска, Томска, Челябинска, - интереснейший разговор был о так называемой кластерной политике. Я ожидал, что сегодня об этом упомянут. Просто продлить срок действия одного из законов по одному из регионов - можно это сделать, но прямо скажу, что бросается в глаза: насколько же разный уровень профессионального анализа в системе бывшего Госплана Союза, РСФСР и у сегодняшнего Минэкономразвития, без обиды для коллег. Нет глубокого анализа ни того, что получилось, ни того, что намечается. А ведь уже принят и президентом подписан закон "О стратегическом планировании...", и я был вправе сегодня спросить замминистра, что он, оглядываясь на требования этого закона и на ситуацию с санкциями, применительно к Магадану ещё дополнительно делает. Магадан - кладовая громадная, все понимают, что это и золото, и цветные металлы, и рыба, - чего там только нет! В этом смысле мы не колебались несколько лет назад, когда поддержали такого рода зону, хотя там, как мы все помним, были и трагические события: наш бывший коллега, а потом губернатор Магадана погиб от пули убийцы. Это урок, который показывает, что такое кладовая ресурсов России, какие тут схватки интересов идут. Я полагаю, что Минэкономразвития, коль нам предстоит неоднократно к этому возвращаться, должно давать более глубокий анализ. Не случайно, повторяю, председатель Счётной палаты сказала, что они по заданию президента готовят серьёзный анализ и что требуется корректировка государственных программ. Получается так: на самом верху требования одни, а поведение управленческих структур инерционное, вот такое, как мы видим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Евгений Иванович, я прошу сразу прощения, может быть, я буду говорить несколько обидные вещи... Мы здесь, кто в зале сидит, люди абсолютно разных профессий: кто-то хорошо разбирается в экономике, кто-то, допустим, в образовании, в сфере медицины, но мы не можем знать всё. Вы человек, я полагаю, компетентный, коль вы заместитель министра экономического развития всей страны. И я всё время думаю: вот вы приходите к нам сюда - вы готовитесь или считаете, что просто прочтёте, доложите закон и на этом всё? А здесь, мол, и так проголосуют - вы уверены в том, что проголосуют. Вот сколько вопросов мы, наша фракция, вам сегодня задавали, причём не просто так, не популистские вопросы, в чём любит обвинять нас обычно фракция правящей партии: когда мы, Компартия, задаём какие-то вопросы, нам говорят, что мы, мол, популисты... Вот сегодня мы хотели выяснить, что это за экономическая зона, какой эффект она даёт для всей страны, что и где будет выпускаться, что это даст для народа нашего, потому что это очень важно, так как мы действительно хотим переориентировать нашу экономику на выпуск своих товаров, - вы ни на один вопрос не ответили! Вот смотрите, я даже записывала. "Регионы сами лоббируют создание зон", - вот ответ был, и дальше сказали, что создаются рабочие места, что резиденты сами всё там развивают. А что это означает? Вы ни на один наш вопрос не ответили! Простите, ну разве можно так несерьёзно подходить к выступлению в Государственной Думе?! Нам не всё равно, какая будет зона и как она будет развиваться. Я уже говорила сегодня, что мы наших братьев тоже всё время поддерживали, чтоб не обидеть, всё пихали туда и пихали деньги, не называя это экономическими зонами, и вот теперь посмотрите, что у нас творится, ведь вся сфера переработки была в Прибалтике. Я проехала в этот раз по Кавказу и видела, как там люди живут, сравнивала с тем, как мы живём в Тамбовской области, хотя мы стараемся, мы кормим страну, у нас чернозём прекрасный. Домики у нас - те же хибары, как были, знаете, десятки лет назад. Вот о чём мы ведём речь! Мы же не против, чтобы развивался Магадан, и это хорошо, что на Север обращают внимание, на Дальний Восток, но вы хоть объяснили бы нам, ведь это очень важно! Говорите, что мы там будем добывать что-то - а что, никель? Что добывать? Мы будем, говорите, это продавать, пока наш бюджет вот такой, - ну объясните нам, мы же всё поймём! Так что то, что вы сегодня нам докладывали... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим вопрос на "час голосования".
9-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской области". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 51 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4 % Результат: принято Принят в первом чтении.