Заседание № 173

18.12.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 527255-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (в части упрощённого порядка принятия в гражданство Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1718 по 1862 из 9138
Коллеги, переходим к 5-му вопросу нашей повестки. О проекте федерального        
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской      
Федерации". Доклад Сергея Анатольевича Гаврилова.                               
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Анатольевич.                                                 
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет        
просит вас рассмотреть и поддержать в третьем чтении законопроект, поправки в   
закон "О гражданстве...", которые, на наш взгляд, знаменуют формирование        
принципиально нового курса, гуманитарного курса на поддержку наших              
соотечественников, поскольку предполагают реализацию президентом своих          
конституционных полномочий по предоставлению гражданства определённым           
категориям наших соотечественников в упрощённом порядке. Данный вопрос был      
рассмотрен здесь, в Думе, лидеры всех фракций законопроект поддержали, было     
соответствующее поручение Председателя Государственной Думы. Некоторые          
руководители, в том числе Геннадий Андреевич Зюганов, выступили с               
предложением предоставить такое право и жителям Донбасса. Мы предлагаем,        
чтобы священнослужители и верующие, подвергающиеся религиозным гонениям на      
Украине, также могли претендовать, имели основания для получения гражданства    
в упрощённом порядке.                                                           
                                                                                
Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, замечаний Правового             
управления нет. Комитет просит поддержать данный законопроект в третьем         
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие выступить по мотивам? Есть.        
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим записи.                                             
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста.                                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы поддержим, но возникает вопрос: почему мы помогаем         
президенту издавать указы, чтобы в упрощённом порядке принимать в               
гражданство? А почему сам закон не может иметь в своей основе упрощённый        
порядок? Кто его сделал сложным, почему эти люди не отвечают здесь, в           
Госдуме? Кто автор закона "О гражданстве..."? Назовите мне этих людей,          
которые русских поставили в самый конец очереди, куда-то далеко-далеко, -       
государствообразующий народ не может получить гражданство собственной страны!   
                                                                                
В 2014 году мы здесь сказали, что с Украины все, кто хочет получить             
российское гражданство, смогут это сделать в двухмесячный срок. Где эта         
поправка, это упрощение закона? Создаётся впечатление, что кто-то специально    
мешает, сидят в каких-то высоких кабинетах люди и мешают приезду русских на     
родину, в том числе из дальнего зарубежья - потомков староверов, которые ещё    
при Петре I уехали, и тех, кто сейчас уехал. Нам говорят: нас 146 миллионов -   
да нас давно уже было бы 160 или 170 миллионов, но мы же сами не пускаем!       
Требуется регистрация - а где, по месту собственности? Но у него нет здесь      
никакой собственности, жилья ему никто не давал! Автоматически не даём,         
мешаем принять гражданство, поскольку для этого человек должен иметь            
регистрацию, - теперь мы это снимаем. Раньше мы тоже мешали: человек должен     
был отказаться от прежнего гражданства, а Украина справок не давала, - мы это   
сняли. То есть по капельке, по чайной ложечке даём, а люди ждут. Люди болеют,   
их пытают, их убивают, а у нас сидят чиновники: вот чуть-чуть мы в              
гуманитарных целях что-то делаем... Надо к уголовной ответственности привлечь   
этих чиновников, которые внаглую издеваются над русскими по всей планете!       
Самое дикое законодательство - мешают людям, которые когда-то были нашими       
соотечественниками и остаются ими, быстрее стать гражданами новой России!       
                                                                                
Мы предлагали: в посольство пусть приходят, подают заявления - проверьте по     
базе данных, что он не преступник, и выдайте русский паспорт, всё. Нет, куча    
справок! С ночи записываются - в Сахарово перевели, подальше от центра          
Москвы, - с ночи стоят русские, чтобы зайти в зал, получить справку, собирать   
справки, передать документы. Взятка 700 тысяч за получение гражданства, а у     
человека нет таких денег!                                                       
                                                                                
Нужно проверять - найти, кто мешает, найти этих чиновников, которые нам         
постоянно палки в колёса вставляют, и прекратить издевательство над русскими.   
Нужно принять самый простой закон: выдавать в течение двух месяцев паспорт      
всем, кто хочет принять российское гражданство, в основном его и хотят          
принять наши бывшие соотечественники.                                           
                                                                                
Вот это наша беда, беда нашего парламента!                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Иванов Максим Анатольевич.                                          
                                                                                
ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Две недели назад              
Государственная Дума единогласно приняла обращение к нашим зарубежным           
коллегам в связи с обострением международной обстановки в результате            
непрекращающихся провокационных действий украинских властей. В ходе             
обсуждения этого обращения все выступавшие отмечали массовые нарушения прав     
человека, в первую очередь прав наших соотечественников на Украине. Речь шла    
как о нарушении основного права человека - права на жизнь, так и об ущемлении   
политических, социальных, религиозных и имущественных прав. В связи с этим по   
инициативе Председателя Государственной Думы Вячеслава Викторовича Володина     
было дано поручение подготовить к первоочередному рассмотрению согласованные    
с Администрацией Президента Российской Федерации и Правительством Российской    
Федерации законопроекты, направленные на то, чтобы упростить нашим              
соотечественникам - гражданам Украины получение гражданства Российской          
Федерации.                                                                      
                                                                                
На заседании экспертной группы Комитета по развитию гражданского общества,      
вопросам общественных и религиозных объединений по совершенствованию            
законодательства в сфере гражданства Российской Федерации и миграции при        
участии ведущих учёных, экспертов, представителей заинтересованных              
министерств и ведомств, правозащитников, представителей общественных            
организаций состоялось обсуждение поставленной задачи - как можно скорее        
создать условия для упрощённого получения российского гражданства отдельными    
категориями иностранных граждан. В результате конструктивной работы депутатов   
разных фракций парламента, входящих в ответственный комитет, в оперативном      
порядке были проведены необходимые согласования. После принятия и вступления    
в силу закона Президенту Российской Федерации будет предоставлено право в       
гуманитарных целях определять категории иностранных граждан и лиц без           
гражданства, имеющих право на получение гражданства Российской Федерации в      
упрощённом порядке. Таким образом, в гражданство Российской Федерации могут     
быть приняты соотечественники, проживающие в странах со сложной политической    
обстановкой, где происходят вооружённые конфликты или неконституционная смена   
политического режима.                                                           
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и комитет по развитию гражданского общества совместно   
с МВД России, администрацией президента, экспертным сообществом ведут работу    
над комплексным законопроектом, направленным на совершенствование порядка       
получения российского гражданства, вида на жительство в Российской Федерации,   
разрешения на временное проживание. Мы ожидаем, что он будет внесён             
Правительством Российской Федерации в Государственную Думу в начале 2019        
года.                                                                           
                                                                                
В связи с изложенным фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие              
законопроекта в третьем чтении.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование проект федерального      
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской      
Федерации", в части упрощённого порядка принятия в гражданство Российской       
Федерации отдельных категорий иностранных граждан, третье чтение.               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 44 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              424 чел.94,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    424 чел.                                          
Не голосовало                  26 чел.5,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           

Заседание № 172

13.12.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 527255-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (в части упрощённого порядка принятия в гражданство Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3924 по 4196 из 6378
38-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О гражданстве Российской Федерации". Докладывает Сергей Анатольевич      
Гаврилов.                                                                       
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по развитию          
гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений,         
фракция КПРФ.                                                                   
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитетом подготовлен к             
рассмотрению во втором чтении законопроект о поправках в закон "О               
гражданстве...". В законопроекте учитываются пожелания лидеров фракций в        
Государственной Думе, высказанные в ходе обсуждения известного постановления    
о ситуации на Украине. Законопроектом предполагается предоставление             
Президенту Российской Федерации права в гуманитарных целях определять           
категории иностранных граждан, имеющих право на получение гражданства           
Российской Федерации в упрощённом порядке. Нами подготовлены таблицы поправок   
№ 1 и № 2 ко второму чтению. Просим поддержать.                                 
                                                                                
Хотел бы зафиксировать для протокола, что к таблице поправок, рекомендуемых к   
принятию, к таблице № 1, присоединился депутат Гильмутдинов Ильдар Ирекович.    
                                                                                
И хотелось бы поблагодарить всех участников обсуждения, длительного             
обсуждения: все ваши предложения будут приняты или сейчас, или в ходе           
дальнейшего рассмотрения законодательства по миграционной политике.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Анатольевич.                              
                                                                                
Сейчас те, кто проголосует за, тоже присоединятся к таблице поправок.           
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Ставлю таблицу поправок № 1 на голосование.                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 28 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              346 чел.76,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    346 чел.                                          
Не голосовало                 104 чел.23,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Давайте тогда запись на всякий   
случай проведём.                                                                
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шперов Павел Валентинович.                                                      
                                                                                
ШПЕРОВ П. В. Уважаемый Иван Иванович, прошу вынести на отдельное голосование    
поправку 1 из таблицы поправок, рекомендуемых к отклонению.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправку 1.                                               
                                                                                
Затулин Константин Фёдорович.                                                   
                                                                                
ЗАТУЛИН К. Ф. Я поддерживаю просьбу депутата Шперова и также прошу вынести на   
отдельное голосование поправку 5.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправку 5.                                               
                                                                                
Так, ставлю на голосование таблицу поправок № 2, за исключением поправок 1 и    
5.                                                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 29 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              303 чел.67,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    303 чел.                                          
Не голосовало                 147 чел.32,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
По поправке 1 - Павел Валентинович Шперов.                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШПЕРОВ П. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Дополнение статьи 14   
Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" частью девятой         
направлено на обеспечение получения гражданства Российской Федерации            
гражданами Украины, законно находящимися на территории нашей страны более       
года, в том числе признанными беженцами, или имеющими временное убежище, или    
получившими разрешение на временное проживание либо вид на жительство. Им       
предоставляется возможность ходатайствовать о получении гражданства             
Российской Федерации без соблюдения требований о наличии вида на жительство,    
о подтверждении материального достатка и знания русского языка.                 
                                                                                
Что имеется в виду? Я думаю, многие из вас не знают, каким образом получаются   
данные справки. Так, для подтверждения материального достатка необходимо в      
том числе получение справки из банка и выполнение целого ряда других            
требований, которые в принципе гражданину Украины, находящемуся на территории   
Российской Федерации, довольно сложно выполнить, тем более если он является     
беженцем. Вряд ли в данной ситуации имеет смысл прибегать к таким мерам.        
                                                                                
И то же самое касается знания русского языка. Как всем известно, подавляющее    
большинство граждан Украины, особенно те, кто претендует на получение           
гражданства Российской Федерации, владеют русским языком в объёме,              
достаточном для того, чтобы не только общаться, но и исполнять какие-то         
производственные функции.                                                       
                                                                                
Очень прошу поддержать данную поправку.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мнение комитета, пожалуйста.                                                    
                                                                                
На трибуне включите микрофон.                                                   
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемые коллеги, мы благодарны Павлу Валентиновичу за такую    
инициативу. Безусловно, долгие годы у нас не принималось серьёзных мер по       
защите прав соотечественников, это первый закон, который, по сути дела,         
разблокирует ситуацию с получением гражданства в упрощённом порядке.            
                                                                                
По мнению комитета, данная поправка не может быть принята, поскольку не         
относится к концепции законопроекта. Но в принципе она могла бы быть принята,   
и мы готовы в ходе продуктивного и такого душевного диалога вместе с            
администрацией президента и правительством, которые принимали участие в         
обсуждении данного законопроекта, в самое ближайшее время содержательно         
рассмотреть вашу инициативу наряду с другими подобными инициативами.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставлю на голосование поправку 1. Комитет рекомендует её отклонить.    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 32 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за               84 чел.18,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                     86 чел.                                          
Не голосовало                 364 чел.80,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка.                                                           
                                                                                
По поправке 5 - Константин Фёдорович Затулин.                                   
                                                                                
ЗАТУЛИН К. Ф. Уважаемые коллеги, я хочу обратить внимание на то, что было       
сказано уважаемым председателем комитета, мол, мы учли пожелания, высказанные   
в ходе обсуждения обращения к парламентам других государств и ситуации на       
Украине. Как раз наоборот, ничего мы не учли! Мы просто-напросто даём           
президенту дополнительные полномочия, хотя в принципе он в них и не             
нуждается, но хуже от этого не будет. Мы же, депутаты - члены комитета по       
делам СНГ и связям с соотечественниками, предложили поправки, которыми, не      
дожидаясь новых времён, можно конкретно улучшить положение миллиона с лишним    
находящихся в России беженцев с территории Украины.                             
                                                                                
Конкретно в поправке 5 о чём говорится? Мы вносим в закон "О гражданстве        
Российской Федерации" изменение, восстанавливаем в нём норму в соответствии с   
текстом послания президента 2012 года, в котором он говорил о людях,            
родившихся на территории Российской Империи или Советского Союза. Когда         
включали это в законодательство в 2014 году, подменили слово "родившихся"       
словом "проживавших", а это гораздо сложнее доказать. Если кто-то имел к        
этому отношение, то знает, что факт проживания доказать гораздо сложнее -       
особенно если речь идёт о третьем и более поколениях, - чем факт рождения,      
ведь место рождения указано в свидетельстве о рождении и в паспорте. Это        
первое.                                                                         
                                                                                
И второе. Мы обращаем внимание на то, что зачем-то в 2014 году ограничили       
круг носителей русского языка только теми, кто происходит с территорий в        
современных границах Российской Федерации. Мы хотим снять это ограничение и     
просим президента определять перечень стран, на которые это может               
распространяться. Таким образом, мы расширяем законопроект, даём                
дополнительные возможности президенту.                                          
                                                                                
Я не очень понимаю, почему комитет по развитию гражданского общества это        
отвергает, говоря при этом о том, что все предложения учтены.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета, пожалуйста.                              
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемые коллеги, я должен напомнить, что вопросы               
предоставления гражданства относятся к исключительной компетенции Президента    
Российской Федерации в соответствии с 89-й статьёй Конституции, юбилей          
которой мы вчера отмечали. И конечно, вызывает безусловный интерес жгучее       
желание научить президента, как ему распоряжаться своими полномочиями.          
                                                                                
Мне хотелось бы отметить следующее. В соответствии с постановлением по          
Украине, которое мы обсуждали не так давно, было высказано пожелание, дано      
поручение провести консультации с администрацией президента и правительством,   
и они были проведены в оперативном порядке и на высококвалифицированном         
уровне. И мы выполнили второе пожелание уважаемых депутатов и лидеров всех      
фракций, а именно (я зачитываю): внести изменения в законодательство            
Российской Федерации по вопросу получения гражданами Украины российского        
гражданства в упрощённом порядке. Вот текст, который мы предлагаем, он          
буквально и, я надеюсь, на высококвалифицированном уровне соответствует         
вашему поручению, и поддержка администрации президента, правительства и всех    
лидеров фракций является, на наш взгляд, этому залогом.                         
                                                                                
Что касается всех остальных проблем, ну, мне сложно сказать, кто и что          
поменял в 2014 году, - к сожалению, ни я, ни наш комитет тогда не занимались    
этими вопросами. Думаю, этот вопрос не в нашей компетенции, отвечать на         
обвинения подобного рода всё-таки компетенция других ветвей власти, органов     
власти, но я должен сказать, что мы нацелены на эффективное и достаточно        
быстрое рассмотрение основных вопросов. Надеюсь, представители и президента,    
и правительства поддержат меня в этом вопросе, касающемся защиты прав наших     
соотечественников.                                                              
                                                                                
Хотел бы также напомнить, что у нас есть ряд других законов - о                 
соотечественниках, о беженцах, я думаю, наши коллеги вместе с Константином      
Фёдоровичем в своём профильном комитете могли бы их также оперативно            
рассмотреть.                                                                    
                                                                                
Комитет не поддерживает данную поправку.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю на голосование поправку 5. Комитет предлагает её отклонить.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 36 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за               95 чел.21,1 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     96 чел.                                          
Не голосовало                 354 чел.78,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка.                                                           
                                                                                
Коллеги, все поправки рассмотрены. Ставлю на голосование законопроект во        
втором чтении.                                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 36 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              402 чел.89,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    403 чел.                                          
Не голосовало                  47 чел.10,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект во втором чтении.                                      
                                                                                
Микрофон на трибуне включите.                                                   
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В связи с особой     
важностью данной проблемы и остротой, драматизмом ситуации комитет просит       
включить данный законопроект в порядок работы Государственной Думы на 18        
декабря текущего года для рассмотрения в третьем чтении.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, прошу учесть.                                    
                                                                                
По ведению - Сергей Владимирович Иванов.                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемый Иван Иванович, Сергей Анатольевич, когда комментировал   
поправку нашего коллеги, депутата Шперова, сказал, что эта поправка меняет      
концепцию законопроекта, - в соответствии с Регламентом такие поправки должны   
комитетом включаться в таблицу поправок № 4.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу комитет учесть это замечание.                       

Заседание № 157

25.10.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 527255-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (в части упрощённого порядка принятия в гражданство Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3713 по 4543 из 6357
25-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в              
Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Докладывает             
официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь    
- заместитель министра внутренних дел Игорь Николаевич Зубов.                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленный на       
ваше рассмотрение законопроект подготовлен во исполнение поручения Президента   
Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 25 апреля 2017 года №    
Пр-336.                                                                         
                                                                                
Статья 89 Конституции Российской Федерации наделяет Президента Российской       
Федерации полномочиями решать вопросы гражданства Российской Федерации и        
предоставления убежища без каких-либо ограничений и оговорок. В то же время в   
соответствии с частью 1 статьи 6 Конституции полномочия президента в области    
гражданства Российской Федерации должны быть конкретизированы в                 
соответствующем федеральном законе. В связи с этим законопроектом               
предлагается путём внесения дополнения в статью 29 Федерального закона "О       
гражданстве Российской Федерации" установить полномочие Президента Российской   
Федерации по определению в гуманитарных целях категорий иностранных граждан и   
лиц без гражданства, имеющих право быть принятыми в гражданство Российской      
Федерации в упрощённом порядке. Полагаем, что данная норма будет                
способствовать разрешению ситуаций, когда предоставление российского            
гражданства в упрощённом порядке является обоснованной и жизненно необходимой   
мерой для оказания помощи и содействия иностранным гражданам и лицам без        
гражданства, прибывшим в Россию из стран, где они преследовались властями по    
политическим и иным мотивам, где произошли государственные перевороты, имеют    
место вооруженные конфликты или другие чрезвычайные ситуации. Это касается и    
вопроса, о котором шла речь на заседании Государственной Думы 18 октября        
текущего года, я имею в виду украинских граждан.                                
                                                                                
Кроме того, законопроектом предлагается упростить процедуры приёма в            
гражданство Российской Федерации участников Государственной программы по        
оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию            
соотечественников, проживающих за рубежом. В частности, им предоставляется      
право подать заявление о приобретении российского гражданства по месту          
нахождения на миграционном учёте. Тем самым для данной категории лиц будут      
созданы более благоприятные условия по реализации их прав на приобретение       
гражданства Российской Федерации.                                               
                                                                                
Законопроект прошёл все необходимые согласования, его принятие не потребует     
дополнительных затрат из федерального бюджета, а также признания утратившими    
силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов. С       
учётом изложенного прошу принять законопроект в первом чтении.                  
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич. Присаживайтесь.                
                                                                                
С содокладом от профильного комитета выступает Сергей Анатольевич Гаврилов,     
председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам               
общественных и религиозных объединений.                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по развитию          
гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений,         
фракция КПРФ.                                                                   
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы принципиально поддерживаем       
данный проект закона. Мы считаем, что слишком много времени прошло с тех пор,   
когда подобного рода меры по защите наших соотечественников стали               
актуальными.                                                                    
                                                                                
Напомню, что у нас в комитете находится немало инициатив, решающих              
конкретные, зачастую локальные задачи. Одна из задач, которая ставилась и       
президентом, и здесь, в стенах Государственной Думы, состояла в том, чтобы      
систематизировать законодательство. И должен сказать, что наши предложения      
были услышаны, параллельно с предлагаемым законопроектом рассматривается        
проект концепции миграционной политики (я надеюсь, что он будет утверждён в     
ближайшее время), который должен так же, как этот законопроект, ответить на     
основные вопросы, беспокоящие наших соотечественников и нас, поскольку это      
напрямую касается национальной безопасности нашей страны. Прежде всего речь     
идёт о массовых случаях нарушения основных прав человека, что позволяет         
ставить вопрос о признании целых территорий государств территориями геноцида    
или территориями массового нарушения прав наших соотечественников, и теперь     
уже не только по языковому и политическому, но и по религиозному признаку.      
Это относится не только к Украине, мы считаем, что в неменьшей опасности        
находятся нынешнее Приднестровье, территория Молдавии, территория               
прибалтийских республик, где также происходят массовые нарушения прав наших     
соотечественников.                                                              
                                                                                
В связи с этим мы считаем необходимым принять данный законопроект, а также в    
его развитие предусмотреть ряд мер, которые будут способствовать снижению       
барьеров, повышению привлекательности возвращения на Родину по политическим     
признакам наших соотечественников. К данному законопроекту есть вопросы: мы     
хотели бы, чтобы ко второму чтению были разъяснены моменты, связанные,          
например, с тем, будет ли гражданин, получивший разрешение на временное         
пребывание, ожидать получения вида на жительство с целью получения              
гражданства в упрощённом порядке.                                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы надеемся, что принятие данного законопроекта, который     
носит во многом базовый характер, помимо исключения критерия о необходимости    
регистрации по месту проживания позволит решить ещё ряд вопросов. Прежде        
всего это отмена как необоснованного требования о рождении наших                
соотечественников - носителей русского языка или их родственников на            
территории бывшего СССР или их родственников по прямой восходящей линии на      
той территории, которая сейчас относится к Российской Федерации; это            
пересмотр самой системы региональных квот, поскольку она упирается в            
бюджетные возможности регионов и не позволяет нам достаточно оперативно и       
массово, если необходимо, решать проблемы, связанные с защитой прав наших       
соотечественников. Нужно поставить вопрос о повышении самого статуса            
соотечественника, возможно с упрощением режима въезда в Россию или с            
облегчением процедуры въезда из стран с безвизовым режимом, процедуры           
получения вида на жительство. Также речь идёт о возможности решать вопрос об    
определении своего статуса за пределами 90 дней, по истечении которых многие    
вынуждены покинуть Россию, в условиях высокой опасности, особенно на            
Донбассе, такое требование является, на наш взгляд, не просто избыточным, а     
опасным. Мы считаем, что необходимо решить и вопрос о процедуре получения       
политического убежища для лиц, которые в связи со своей деятельностью, своими   
взглядами, религиозными убеждениями являются объектами агрессии, насилия со     
стороны властей стран их нынешнего проживания. И вообще, нам стоит              
использовать достаточно эффективный опыт многих европейских партнёров, таких    
как Венгрия, Польша, где статус соотечественника, например карта поляка,        
существенно облегчает обладателю режим пребывания и получения гражданства.      
                                                                                
Уважаемые коллеги, напоминаю, что у нас на рассмотрении находится также один    
из важнейших законопроектов, который позволяет нашим соотечественникам,         
получившим российское гражданство и выехавшим с Украины, работать на            
государственной службе, в том числе в силовых структурах. Мы считаем, что это   
существенным образом уравнивает в правах всех наших граждан, обеспечивает       
соблюдение их конституционных прав.                                             
                                                                                
Комитет просит вас, уважаемые депутаты, поддержать данный законопроект,         
потому что мы считаем, что это первый серьёзный шаг по системному решению       
проблем защиты Русского мира, наших соотечественников и обеспечению режима      
национальной безопасности нашей страны.                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Анатольевич. Присаживайтесь.              
                                                                                
Слово для содоклада от комитета-соисполнителя предоставляется первому           
заместителю председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и        
связям с соотечественниками Константину Фёдоровичу Затулину.                    
                                                                                
ЗАТУЛИН К. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вы знаете, иногда     
может возникнуть иллюзия и у исполнительной власти, и у законодательной, что    
вопросы о гражданстве не самые главные в деятельности власти. Ну, нет           
гражданина - нет проблемы: он же не становится нашим избирателем, если не       
получает гражданства. Я с этим не согласен, и я надеюсь, что мы не исходим из   
этого, когда определяем важность этих вопросов в своей повестке. Император      
Александр III, как известно, сказал, что у России только два союзника - это     
её армия и флот. С учётом существующих обстоятельств он, наверное, мог бы       
добавить: а также соотечественники за рубежом и Русская православная церковь    
- без этих союзников нам будет очень сложно.                                    
                                                                                
Наш комитет, безусловно, поддерживает принятие этого законопроекта в первом     
чтении, но я хочу обратить ваше внимание, что мы очень долго ждали принятия     
какого-либо документа, облегчающего, упрощающего получение гражданства          
соотечественниками за рубежом, прежде всего теми, кто после переворота на       
Украине оказался вынужден бежать в Российскую Федерацию, и вот 7 августа мы     
получаем законопроект от правительства и в самом срочном порядке выносим его    
на рассмотрение. О чём говорится в этом документе? Очень простое решение        
предлагается: пускай все вопросы решает президент. Знаете, много                
дискуссионных вопросов обсуждается в Государственной Думе, мы с вами            
обсуждаем бюджет, спорим по его поводу - взять бы и написать в законе о         
бюджете: возникают проблемы с бюджетом - все вопросы к президенту. Разве мы     
не доверяем нашему президенту? Конечно доверяем! Действительно, у него есть     
исключительные полномочия в вопросах гражданства - статья 29 закона "О          
гражданстве...".                                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, для того чтобы этот законопроект на самом деле сыграл свою   
роль, мы по крайней мере ко второму чтению должны знать: а что именно           
собираются закладывать в эти распоряжения или проекты указов президента,        
касающиеся категорий лиц, которым должно предоставляться гражданство в          
упрощённом порядке? Тысячи, миллионы людей за рубежом и внутри страны ждут      
ответа на этот вопрос! Просто сказать, что это где-то решается, пусть даже на   
самом высоком уровне, но не ясно, как именно и в каком направлении, - этого     
будет недостаточно.                                                             
                                                                                
Заканчивая, я хочу сказать, что у нас действительно и с 2016 года, и с 2017     
года лежат законопроекты, которые не прошли рассмотрения в первом чтении,       
отлёживаются, - надо продвигать эти законопроекты, потому что все те вопросы,   
о которых говорил коллега Гаврилов, стоят в повестке дня, и они должны быть     
учтены. А так... Ну, дай бог, пусть мы это решение примем, но я хочу сказать,   
что это решение не является панацеей, нужны и другие законопроекты, которые     
надо принимать, а не тормозить.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Фёдорович.                            
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть.                                                
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
У меня вопрос к докладчику.                                                     
                                                                                
Уважаемый Игорь Николаевич, федеральным законом, если он будет принят,          
Президент России наделяется правом устанавливать категории иностранных          
граждан, лиц без гражданства для приобретения гражданства нашего государства    
в упрощённом порядке. Как видно из пояснительной записки, такой порядок будет   
применим как в отношении соотечественников, которые проживают в странах со      
сложной общественно-политической и экономической обстановкой, так и в           
отношении участников государственной программы по оказанию содействия           
добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников. Скажите,    
пожалуйста, за последние годы, например за последние три-четыре года, сколько   
к нам прибыло соотечественников, которые в случае принятия федерального         
закона подпадут под действие предлагаемых новелл?                               
                                                                                
Заранее благодарю.                                                              
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Спасибо большое. Поскольку дискуссия пошла по пути обсуждения       
проблемы в целом и на многие положения именно этого законопроекта внимания не   
обращают (возможно, я неудачно доложил, меня не до конца поняли), я хочу        
сказать прежде всего о том, что данный законопроект посвящён двум конкретным    
вопросам, о которых я сказал.                                                   
                                                                                
Первый из вопросов и самый главный - это то, что мы чётко прописываем,          
уточняем полномочия президента в части определения категорий иностранных        
граждан и лиц без гражданства, которым предоставляется гражданство в            
упрощённом порядке, всех категорий: там могут быть и соотечественники, и        
лица, потерпевшие бедствие в каких-то странах (мы знаем, что такие ситуации     
тоже возможны), и лица, прибывающие из регионов межнациональных конфликтов,     
которые действительно являются нашими соотечественниками и по определению       
претендуют на определённый статус. Нельзя говорить, что до этого момента мы     
не решали данный вопрос, - мы готовили документы, в том числе путём решения     
вопроса через издание указа, и наше внимание обратили на то, что это            
полномочие не учтено, есть правовой пробел, который мы сейчас и устраняем.      
Да, кстати, президент будет конкретно определять, например будет указ           
президента о предоставлении права приобретения гражданства Российской           
Федерации в упрощённом порядке лицами, прибывшими с территории Украины в        
такой-то период, или вообще для всех украинских граждан. Президент определит,   
это его суверенное право, это его исключительное право.                         
                                                                                
Теперь что касается соотечественников. Я хотел бы обратить внимание на то,      
что мы представляем законопроекты пакетом, и это один из пакетных               
законопроектов, которым решается главный вопрос - вопрос президентских          
полномочий. Второй важный вопрос касается практики, того, где гражданин,        
вернее, соотечественник подаёт своё заявление, и это важно. Кстати, мы решаем   
эти вопросы и в рамках имеющегося правового поля - если вы обратились за        
конкретными цифрами, отвечу: вообще таких соотечественников прибыло 275 122     
человека, из них в 2018 году прибыло 13 280 человек? И мы решили их вопросы,    
вопросы тех, кто зарегистрирован по этой программе, мы их вопросы решили, но    
дело в том, что мы создаём процедуры, чтобы эти проблемы решались эффективнее   
и быстрее.                                                                      
                                                                                
Есть, конечно, категории, кого мы с вами относим с соотечественникам...         
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Да, я коротко.                                                      
                                                                                
Эти вопросы будут решаться в отдельных законодательных документах, которые мы   
с вами здесь будем обсуждать и, я уверен, примем.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шерин Александр Николаевич.                                                     
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Игорь Николаевич, я понял ваше замечание. В законопроекте           
наделяется полномочием Президент Российской Федерации и прописывается, в        
каких странах и какие обстоятельства могут привести к тому, чтобы переселенцы   
из этих государств оказались в категории лиц, имеющих право получить            
гражданство в упрощённом порядке. Это я понял.                                  
                                                                                
В Интернете уже сейчас гуляет много роликов о том, как в Казахстане             
представители коренного, скажем так, народа относятся к русским, делают им      
замечания на предмет того, что они приходят в государственные учреждения и      
говорят не на казахском языке. Вроде это дружественное нам государство, член    
ОДКБ, оно не подпадает под это требование, под понятия, о которых мы сейчас     
говорим, но вот как быть русским в тех территориях, где всё вроде бы            
относительно спокойно, но они всё равно хотели бы в упрощённом порядке          
получить гражданство Российской Федерации? Может быть, нам действительно        
упростить этот вопрос, просто написать, что у русских есть возможность в        
упрощённом порядке получать гражданство Российской Федерации?                   
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. К данному конкретному законопроекту это отношения не имеет,         
потому что мы в нём этот вопрос не рассматриваем и не регламентируем. А в       
целом вопрос о соотечественниках, об определении понятия, кого мы считаем       
соотечественниками, какие они в связи с этим могут приобретать дополнительные   
преференции, заслуживает обсуждения.                                            
                                                                                
Что касается Интернета, ну, наверное, такие факты имеют место быть, раз они     
опубликованы. Есть и другие факты: нашу страну пытаются обвинить в каких-то     
притеснениях по отношению к иностранным гражданам, отдельные должностные лица   
разных государств выступают с подобными обвинениями, поэтому я не торопился     
бы с такими обобщениями. Давайте исходить из того, есть обращения граждан или   
нет. Если обращения граждан есть, мы их рассматриваем и должны улучшить этот    
порядок, что мы с вами, собственно говоря, в перспективе и сделаем. Конечно,    
будем помогать.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тетерин Иван Михайлович.                                                        
                                                                                
ТЕТЕРИН И. М. Игорь Николаевич, вы привели цифру, сколько человек получили, -   
275 тысяч, а каково ожидаемое количество, параметры в связи с принятием этого   
закона?                                                                         
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Значит, я ещё раз говорю, в целом из тех лиц, которые в нашем       
понимании подпадают под понятие "соотечественник", более 300 тысяч              
гражданство получили. А если говорится о прогнозах, то что имеется в виду:      
политические прогнозы, экологические, военные?.. Мы сейчас исходим из того,     
сколько у нас есть заявок. Сколько заявок есть на этот год, я вам сказал - на   
сегодня у нас заявки от 13 280 человек. Теоретически мы в год примерно 100      
тысяч соотечественников принимаем, может быть больше.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Драпеко Елена Григорьевна.                                                      
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Меня волнует вот какой вопрос. На нашей территории находятся граждане, не       
имеющие документов. Почему? Потому что на Украине паспорта выдаются в 16 лет,   
а в Российской Федерации - в 14 лет, и несовершеннолетние дети, которые         
вписаны в паспорта своих родителей, попав на территорию Российской Федерации,   
оказываются гражданами вообще без документов. Вот им бы тоже попасть в          
какую-нибудь категорию для облегчённого получения российского гражданства,      
тем более что мы заинтересованы именно в молодом поколении, которое решит в     
том числе нашу демографическую проблему.                                        
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Ну, вопрос такой как бы не очень чёткий, но я скажу, что мы в       
ближайшее время планируем представить в правительство и в администрацию         
президента проект указа об украинских гражданах, это первое. Второе, что        
касается механизма документирования и определения статуса украинских граждан,   
то он имеется в правовом плане. Там, где вот такого рода бюрократические        
затягивания, издевательства над людьми (бывают такие вещи, и ко мне приходят    
люди), - давайте разбираться в индивидуальном порядке, наказывать тех, кто      
мешает, помогать тем, кто нуждается.                                            
                                                                                
Ещё одна очень важная задача - это документирование тех, у кого вообще нет...   
чья личность не установлена и нет документов, подтверждающих, кто они вообще    
- граждане Украины или, там, Таджикистана, ну, это бомжи, которые годами        
здесь находятся. Мы этот вопрос тоже в ближайшее время решим и представим вам   
законопроект о документировании лиц без гражданства.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие.                            
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Белик Дмитрий Анатольевич.                                                      
                                                                                
БЕЛИК Д. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вот по        
такому вопросу я не мог не выступить и сейчас скажу в связи с чем.              
                                                                                
Безусловно, я, как и все мои коллеги, как и профильные комитеты, поддерживаю    
внесённый законопроект. Есть такая хорошая фраза: "Россия своих не бросает" -   
это мы видели в 2014 году. Но я представляю город-герой Севастополь и хотел     
бы остановиться на ряде наших проблем. Дело в том, что с 2014 года - вот уже    
скоро пять лет, в марте мы будем праздновать, можно сказать, юбилейную          
годовщину "русской весны" - осталось ещё очень много людей в Крыму, в           
Севастополе (больше буду говорить о Севастополе), которые не могут получить     
российское гражданство. Кто у нас в двух новых субъектах получает гражданство   
по упрощённой процедуре? Те люди, которые 16 марта 2014 года находились на      
территории этих двух субъектов. А как быть, например, студентам, которые в      
это время учились в Харькове, в Донецке, в Одессе, в Киеве - неважно где? Они   
уехали из Севастополя, а сейчас возвращаются или вернулись год, два назад, у    
них колоссальные проблемы - им нужно идти по общей процедуре. А военные,        
военнослужащие, которые были в украинских войсках? Они были приписаны к         
каким-то частям, а сейчас их частей нет, и они тоже не могут получить           
российское гражданство по упрощённой процедуре. Дети в интернатах, в детских    
домах, ведь... Игорь Николаевич сейчас хорошо отвечал на вопрос, но он не       
сказал одного: есть закон, а есть ведомственные регламенты. Так вот человек,    
достигший 14 лет, обязательно должен принести в паспортный стол или в ФМС -     
как хотите, ксерокопию российского паспорта одного из родителей, а если их      
нет? Таких случаев очень много на территории двух новых субъектов. Я вам        
скажу больше, у нас есть случаи... Вот Светлана Дорофеева и её сын Евгений      
четыре года не могут получить российский паспорт, имея на руках решение суда:   
ФМС постоянно их отправляет на проверки, хотя есть решение суда, которое        
подтверждает, что они жили в городе-герое Севастополе на момент проведения      
референдума. Я напомню, что в 2017 году наш президент не напрасно поручил       
государственным органам - и МИДу, и МВД, и исполнительной власти Крыма и        
Севастополя - провести анализ таких ситуаций, когда отказывают в получении      
российского гражданства.                                                        
                                                                                
Ну и самое главное, в заключение я хочу напомнить вам, уважаемые коллеги из     
правительства, что буквально три дня назад наш президент сказал, что            
город-герой Севастополь никогда не передавался из РСФСР в состав Украины и он   
и формально и юридически был в составе РФ. То есть, по большому счёту, о чём    
я хочу сказать? Севастопольцы - граждане Российской Федерации по праву          
рождения, и не важно, какое у них свидетельство о рождении, советское,          
украинское, российское, президент сказал так. Пожалуйста, учтите это в указе,   
или в данном законопроекте ко второму чтению, или в любом другом законе. Не     
надо для Севастополя никаких особых условий.                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Анатольевич.                             
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
Олег Анатольевич, от фракции?                                                   
                                                                                
От фракции поставьте, пожалуйста.                                               
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемые Иван Иванович, Игорь Николаевич! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ",       
конечно же, поддержит представленный законопроект, он очень долгожданный. Мы    
буквально с 2014 года, сразу после известных событий в Киеве, представили       
несколько законопроектов на эту тему, они были отвергнуты как законопроекты,    
может быть, не самой первой важности, к сожалению.                              
                                                                                
Прошло четыре года. И вместо того чтобы представить законопроект с нормами      
прямого действия, правительство сегодня опять адресует, передаёт,               
перекладывает, правильнее сказать, это на президента. И для меня                
действительно является вопросом: неужели президент без данного закона не        
может решить все эти вопросы своими указами, своими решениями? Мне кажется,     
что для этого не требуется вот таких, так сказать, заходов через                
Государственную Думу, через три чтения. Здесь есть какая-то осторожность: как   
бы чего не вышло, как бы не отвечать потом за какие-то последствия, - может,    
из этих соображений правительство такой ход делает? Тем более для этого опять   
потребуется время, а за четыре года уже столько судеб наших соотечественников   
изломано, столько горя принесено! Мы, каждый из нас, принимали десятки таких    
граждан, прежде всего Украины, Прибалтики.                                      
                                                                                
Так что, Игорь Николаевич, в очередной раз, пользуясь этой трибуной, прошу      
вас услышать ещё одну инициативу, которую мы много раз предлагали, но           
правительство говорило: нет, несвоевременная инициатива. Давайте разработаем    
паспорт соотечественника - вот что даже более важно для всех                    
соотечественников, живущих сегодня за рубежом, - и на основании этого           
паспорта предоставим нашим соотечественникам право свободного въезда, без виз   
и без всяких других бюрократических препон, сюда, на родину, для учёбы, для     
отдыха, для работы, вот что им требуется больше всего. И потом, когда они       
получат хоть какую-то возможность пребывания здесь, они уже воспользуются вот   
этими ускоренными процедурами получения гражданства. Сегодня это более важно    
для наших соотечественников, а каким образом прописать это в законе о           
соотечественниках - давайте вместе с вами подумаем, потому что любые наши       
поправки, любые наши предложения отвергаются в связи с юридико-техническими     
или ещё какими-то придирками.                                                   
                                                                                
Почему ещё это послужит первым шагом? Потому что очень сложно сегодня           
оставить своё имущество - там могут быть какие-то наследственные дела - в       
стране, будь то Украина, прибалтийские или какие-то другие страны, нельзя в     
один момент все эти вопросы решить, поэтому нужен промежуточный вариант.        
Паспорт соотечественника - вот что поможет решить такие вопросы, когда на это   
будет не один день, не один месяц. Вот такое предложение.                       
                                                                                
Ну и надеюсь, уважаемые коллеги, что поправками вместе с правительством,        
вместе с вами мы сможем сделать более сущностным этот законопроект, а не        
просто предоставим право президенту решать эти важнейшие, очень срочные         
проблемы, которые решать необходимо.                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич.                                
                                                                                
Вяткин Дмитрий Фёдорович от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                            
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вопросы переселения                 
соотечественников, поддержки соотечественников за рубежом (подчёркиваю: за      
рубежом), вопросы присвоения российского гражданства очень часто обсуждаются    
с точки зрения эмоциональной, ещё чаще - с точки зрения политической, и, без    
всякого сомнения, здесь, с политической трибуны, это можно и нужно делать. Но   
когда мы сталкиваемся с непосредственной реализацией тех или иных               
политических предложений и эмоциональных выступлений на практике, то сразу      
возникает огромное количество вопросов. Нам коллеги говорят, что в              
комитете... в комитетах лежит огромное количество законопроектов, но если       
внимательно ознакомиться с их содержанием, то мы увидим, сколько там            
подводных камней.                                                               
                                                                                
При этом ни для кого не секрет, что вопрос гражданства, переселения             
соотечественников, вопрос миграции в целом - это вопрос не только               
политический и уж тем более не только эмоциональный, это вопрос и               
экономический, и социальный, это вопрос обеспечения безопасности нашей страны   
и наших граждан, которые живут здесь. И ни для кого не секрет, что политика     
открытых дверей... А есть призывы в том числе и полностью открыть двери,        
призывы начать массовую раздачу паспортов для тех, кто не собирается            
переезжать жить и работать в Российскую Федерацию, эти призывы есть, они        
очень популярны, правда, они очень часто сопутствуют призывам ограничить        
незаконную миграцию. Так вот, когда мы эти призывы начинаем рассматривать       
более детально, с точки зрения юридической, правовой, видим, что реализация     
подобного рода предложений на практике несёт огромное количество проблем, в     
первую очередь с точки зрения обеспечения безопасности, и именно с этой точки   
зрения мы должны рассматривать предложения, которые реализуются в виде          
законодательных инициатив.                                                      
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит принятие данного законопроекта. Надо          
сказать, что мы поддерживаем усилия Министерства внутренних дел именно по       
системному анализу тех программ и тех законов, которые уже были приняты, а их   
на самом деле было немало, в том числе в части приобретения российского         
гражданства в упрощённом порядке по программе содействия переселению            
соотечественников, для людей, которые сюда, в Россию, переехали в силу тех      
или иных сложных обстоятельств из иностранных государств, для людей без         
гражданства. И каждый раз принятие подобного рода законов, коллеги,             
основывалось в первую очередь на статистической информации, с учётом практики   
применения действующего законодательства, оценки возможных рисков, с которыми   
мы все можем столкнуться в случае принятия неверного решения. И с этой точки    
зрения законопроект, который мы рассматриваем, - я уверен, что мы все его       
поддержим, - выверен именно с точки зрения применения. В чём это выражено? В    
том, что для тех, кто переселяется по программе содействия переселению          
соотечественников, снимается ещё целый ряд требований: требование, напомню, о   
наличии постоянной регистрации, в целом регистрации по месту жительства         
(очень многие приезжают, находят жильё, но собственники жилых помещений не      
дают им зарегистрироваться, это от воли собственников зависит - мы снимаем      
это требование); требование, напомню, по русскому языку, которое мы в своё      
время сняли; целый ряд других требований. Такое решение мы предлагаем,          
правительство предлагает с учётом итогов реализации действующего                
законодательства. Это первый момент.                                            
                                                                                
Второй момент. Не надо сомневаться в том, что полномочия президента, которые    
вытекают из 89-й статьи Конституции и которые детализируются в данном           
законопроекте, с одной стороны, необходимо прописать здесь, в законе, с         
другой стороны, надо дать больше возможностей для того, чтобы более             
оперативно - коллеги, действительно оперативность в этом деле зачастую бывает   
очень важна - реагировать на вызовы, которые нам наши соседи, международная     
обстановка бросают, к сожалению, с незавидным постоянством. И в этом смысле     
уточнение, детализация конституционных полномочий президента в этой сфере       
имеет гораздо большее значение, чем если бы мы начали прописывать каждый раз    
в законе при возникновении той или иной непредвиденной ситуации те очередные    
категории граждан, на которых должен распространяться упрощённый порядок        
переезда, получения соответствующих документов, приобретения гражданства и      
так далее. Процесс принятия закона зачастую бывает растянут на месяцы, а то и   
на годы, и в этом плане детализация конституционных полномочий президента,      
конечно, будет гораздо эффектнее, нежели постоянные попытки внести изменения    
в действующий закон "О гражданстве Российской Федерации". Конечно же, нужно     
эту инициативу приветствовать, потому что она позволяет сформировать механизм   
более оперативного реагирования на изменяющуюся международную обстановку,       
более оперативного реагирования на необходимость поддержки наших                
соотечественников, а также иностранных граждан, которые оказываются             
заложниками внутриполитических баталий, коллизий, а то и гражданского           
противостояния у наших соседей.                                                 
                                                                                
Таким образом, резюмируя всё сказанное: первое, мы должны обращать внимание     
на возможные последствия принятия тех или иных решений; второе, очень чётко     
представлять, каким образом реализуются на практике уже принятые законы,        
иметь соответствующую статистическую информацию; третье, приветствовать те      
усилия, которые МВД прилагает в этом направлении.                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шерин Александр Николаевич.                                                     
                                                                                
От фракции, Александр Николаевич? От фракции.                                   
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, я хочу начать своё выступление с цитирования     
лозунга председателя ЛДПР Владимира Жириновского, с которым он пошёл на         
первые выборы: "Я буду защищать русских". Ну и сразу хочу принести извинения    
тем, кому это нанесёт, возможно, душевную травму: слово "русский" я буду        
употреблять непростительно много в своём выступлении. Я считал, сколько раз     
употреблялось слово "соотечественники" и слово "русские", - в речи некоторых    
ораторов слово "русские" так и не прозвучало. Когда на Украине запрещают        
русский язык, они не говорят о языке соотечественников. Мы признаём позорный    
и страшный холокост? Признаёт всё мировое сообщество. Мы признаём геноцид       
армян? Признаёт всё мировое сообщество. А геноцид русских кто-нибудь            
признает? Нет, потому что в самой Российской Федерации боятся об этом лишний    
раз сказать! Когда мы начнём в законах прописывать, насколько мы уважительно    
относимся к нашей национальности, только тогда мы заставим весь мир уважать     
русских, и тогда мы перестанем наблюдать, как людей унижают, оплёвывают         
только потому, что они русские, а не соотечественники граждан Российской        
Федерации, там проживающие.                                                     
                                                                                
Я с огромным уважением отношусь ко всем национальностям, населяющим             
территорию Российской Федерации, и они в том числе названы в Конституции        
Российской Федерации, правда, в этой Конституции нет ни слова о русских. И      
когда коллеги говорят, что этот закон совершенно о другом... Я согласен,        
фракция ЛДПР поддерживает эту инициативу, но она действительно о другом - это   
несколько маленьких шагов навстречу нашим соотечественникам, которых мы         
боимся назвать русскими.                                                        
                                                                                
Я хотел бы процитировать наш законопроект, который 14 декабря 2016 года был     
внесён группой депутатов - членов фракции ЛДПР в Государственную Думу, где мы   
предлагаем статью 14 закона о гражданстве дополнить частью 2-2 следующего       
содержания: "Иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться с    
заявлениями о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке    
без соблюдения условий, предусмотренных пунктами... статьи 13 настоящего        
федерального закона, и без представления вида на жительство при условии, если   
национальность хотя бы одного из родителей указанного гражданина или лица       
записана в акте о рождении указанного гражданина или лица как русский".         
                                                                                
Я хочу обратиться к депутатам, которые представляют национальные регионы:       
уважаемые коллеги, помогите нам провести этот закон, если вы включите в него    
все национальности, которые считаете нужным включить, этот закон пройдёт,       
давайте это сделаем! Мы получили отрицательный отзыв Правительства Российской   
Федерации, где сказано (цитирую), что "предлагаемое законопроектом изменение    
не согласуется с положением части 2 статьи 19 Конституции Российской            
Федерации, согласно которому государство гарантирует равенство прав и свобод    
человека независимо от его национальной принадлежности". Я не буду называть     
национальности, которые проживают на территории Северного Кавказа, но, вы       
знаете, я завидую людям этих национальностей, когда за них заступаются главы    
их субъектов. Вот бы русским так повезло, чтобы и за них тоже заступались!      
                                                                                
И далее: "Создание дополнительной преференции при приёме в гражданство          
Российской Федерации для представителей русской национальности умаляет права    
и законные интересы представителей других коренных народов России и их          
потомков. С учётом изложенного законопроект Правительством Российской           
Федерации не поддерживается".                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, если кто-то из вас так считает, я искренне предлагаю:        
давайте дополним нашу инициативу другими национальностями, которые должны       
быть упомянуты, и примем этот закон!                                            
                                                                                
Когда мы на Олимпиаду едем без наших гимна и флага - это публичное унижение,    
а когда мы в Государственной Думе боимся принять закон, по которому у           
человека появится преференция, потому что он русский... Я как представляю?      
Если человек - армянин и его начнут где-то притеснять, куда он поедет? В        
Армению. Если он еврей и начинаются какие-то притеснения, куда он поедет? В     
Израиль. А если человек цыган или русский, в какую страну он может поехать,     
где у него будет преференция? Я не знаю!                                        
                                                                                
Когда я был подростком и жил в Краснодарском крае, это были 1993-1994 годы,     
первые русские беженцы поехали - не буду говорить откуда, называть этот         
национальный регион, - и они рассказывали, почему их притесняют, почему им      
дают 24 часа, чтобы они продали имущество и покинули территорию. Тогда я        
думал: ну что ты будешь делать, наверное, там, в Москве, не чувствуют этой      
боли, не понимают, что такое быть русским, особенно когда ты живёшь на          
приграничной территории. Сейчас я нахожусь вместе с вами, коллеги, в этом       
здании, в парламенте, и мы можем принять этот закон. Так в чём проблема?        
Давайте это сделаем! Сколько лет это может длиться?!                            
                                                                                
И чтобы я не показался вам человеком с националистическими взглядами, который   
выступает только за русских, приведу вам пример. Виктория Якименко - это, вы    
не ошиблись, если так подумали, внучка Героя Советского Союза, заслуженного     
военного лётчика Советского Союза, её дедушка - генерал-лейтенант авиации       
Антон Дмитриевич Якименко. Уже год я с ней хожу по всем инстанциям,             
депутатские запросы пишу: она украинка по национальности, но хочет жить в       
Российской Федерации, получить российское гражданство. Нет возможности его      
получить!                                                                       
                                                                                
Друзья мои, этот закон, совершенно верно, о соотечественниках. Они попадут в    
определённую категорию, соберут кучу справок, обозначат, что они беженцы,       
бомжи, что они никому не нужны, походят, поунижаются, пособирают справки. И     
потом, когда вы соберёте статистику, сколько среди них русских, естественно,    
русских среди них будет 99 процентов, потому что люди других национальностей,   
наверное, себя так обижать не дают, и это хорошо.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, ещё раз: суть моего выступления заключается в том, что мы,   
фракция ЛДПР, эту инициативу поддерживаем, и всех остальных депутатов нашего    
парламента я прошу присоединиться к нашей законодательной инициативе. Чтобы     
мы не ущемляли достоинство людей никакой нации, давайте включим сюда            
остальные национальности, которые, вы считаете, нужно включить. Все             
национальности, которые входят в состав Российской Федерации, перечислены в     
Конституции, кроме русских, в Конституции, в нашей, российской Конституции      
ничего об этом не сказано! Мы этот законопроект снова внесём, и тогда ничьё     
достоинство не будет умаляться. Я думаю, бумага всё стерпит, лучше мы все       
национальности перечислим, которые живут на нашей многострадальной земле, в     
том числе и русских, если это поможет принять закон. Чтобы у русского           
человека появилось право, если его ущемляют, оскорбляют, унижают, бросить       
всё, приехать на свою историческую родину и за три месяца получить              
гражданство, этот закон надо принять! А если такого закона нет, как мы можем    
требовать, чтобы уважали наших русских братьев в других странах, если мы        
сами, скажем так, не подаём пример?                                             
                                                                                
Спасибо, уважаемые коллеги.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич.                            
                                                                                
Тайсаев Казбек Куцукович от фракции КПРФ.                                       
                                                                                
ТАЙСАЕВ К. К., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, дорогие депутаты! Я поддерживаю всех, кто выступал с   
этой трибуны, - все озабочены, всё понятно. Наша фракция провела огромную       
работу, и мы поддерживаем законопроект, проголосуем единогласно нашей           
фракцией. Считаем, это правильно, что Президент Российской Федерации            
наделяется полномочием определять в гуманитарных целях категории иностранных    
граждан и лиц без гражданства, имеющих право на получение российского           
гражданства в упрощённом порядке.                                               
                                                                                
И я согласен с теми, кто говорит, что этим правом должны быть наделены все      
наши соотечественники. Предыдущий оратор напомнил о том, что мы должны больше   
говорить о русских, а я хочу сказать о Русском мире. Я по национальности        
осетин и знаю, что огромное количество осетин во время конфликта в Грузии       
были вынуждены уехать из внутренних территорий Грузии ещё в 91-м году, в 92-м   
году. Точно такая же ситуация была в Абхазии, вы об этом знаете, в 1992-1994    
годах. Такая же ситуация была в Молдавии, когда были вынуждены уехать           
миллионы людей. И сейчас, когда происходит такое на юго-востоке Украины,        
огромное количество людей вынуждены были въехать в Российскую Федерацию, это    
миллионы человек. И конечно, мы всем обязаны предоставить гражданство           
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Это Русский мир, мы много говорим о защите Русского мира, очень много           
выступаем и убеждаем друг друга в этом. Огромная работа ведётся у нас в         
комитете по делам СНГ, мы проводим "круглые столы", слушания, но как только     
мы заходим в этот зал и переходим к голосованию, то лишь несколько фракций      
голосуют за проекты законов, которые, как здесь же нас убеждают представители   
партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", надо принимать. Давайте принимать! От нас с вами        
зависит, чтобы... Вот хочу привести один пример: в Молдавии в течение одного    
дня можно получить гражданство Румынии, а чтобы встать на очередь для           
получения гражданства Российской Федерации, нужно потратить несколько           
месяцев, а может быть, и до года, гражданство Российской Федерации у нас люди   
получают от двух до десяти лет - до десяти лет! И от нас с вами, сидящих в      
этом зале, зависит, насколько будет упрощена процедура получения гражданства.   
                                                                                
Я благодарен тем законодателям, которые в своё время приняли решение и дали     
возможность в Южной Осетии гражданам Южной Осетии получить гражданство          
Российской Федерации. Сегодня 95 процентов граждан Южной Осетии являются        
гражданами Российской Федерации.                                                
                                                                                
Уверяю вас, и в прибалтийских странах, и в азиатских республиках очень многие   
наши люди, которые когда-то поехали туда по комсомольским, по каким-то другим   
путёвкам, по зову сердца, чтобы помочь нашим народам в рамках                   
интернациональной программы, сегодня оказались не нужными никому. И все это     
прекрасно знают. Колоссальные проблемы испытывают те люди, которые вынуждены    
были из внутренних территорий Украины въехать на территорию Российской          
Федерации, а в бюджете не предусмотрены средства для того, чтобы их             
поддержать. Они, не являясь гражданами Российской Федерации, имеют              
колоссальные проблемы в связи с тем, что в регионах ограничены квоты для        
получения гражданства или права на временное проживание на территории           
Российской Федерации, многих по истечении 90 дней депортируют с территории      
Российской Федерации. Наш комитет часто сталкивается с такими вопросами. Но     
как можно депортировать русских людей, которые из-за войны вынуждены были       
уехать из внутренних территорий Украины, где их физически уничтожают,           
убивают?! А мы через 90 дней применяем к ним такие меры, отправляем их          
обратно на территорию Украины, и даже есть факты, когда отправляем туда         
людей, заведомо зная о том, что их ждёт на территории Украины. Поэтому          
изменения в закон о гражданстве необходимо принимать.                           
                                                                                
Я благодарен своим коллегам, которые сегодня этот вопрос подняли. Ещё раз       
повторю, что нашей фракцией проделана колоссальная работа: мы собрали           
экспертный совет, сегодня все необходимые экспертные работы проведены,          
законопроекты подготовлены. Я надеюсь, что совместно со всеми фракциями мы      
эти законы в этом году всё-таки примем. Спасибо вам!                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Полномочный представитель президента будет выступать? Нет.                      
                                                                                
Игорь Николаевич, ваше заключительное слово, пожалуйста.                        
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы благодарны всем      
фракциям, включая фракцию ЛДПР, за такое конструктивное обсуждение, мы          
вынесли для себя много полезного.                                               
                                                                                
Я хотел бы особо выделить выступление Вяткина Дмитрия Фёдоровича. Он говорил,   
что понимает - и мы понимаем, - что на политической платформе тематика          
миграции очень интересная, выгодная и важная, но при этом, как он сказал, это   
настолько тонкий вопрос, в котором нельзя навредить, потому что здесь           
затрагиваются вопросы государственной безопасности. Я думаю, все понимают, о    
чём я говорю.                                                                   
                                                                                
Что касается наших соотечественников, тех проблем, с которыми они               
сталкиваются при попытках натурализоваться в России, - я хотел бы особо         
привлечь внимание всех к тому, что картина тут не совсем такая, как нам её      
часто пытаются представить. На самом деле сегодняшнее законодательство          
позволяет эффективно решать большинство возникающих вопросов в рамках тех       
материальных и правовых возможностей, которые у нас есть.                       
                                                                                
И я не могу согласиться с тем, что у нас целая категория лиц, как говорил       
уважаемый Белик Дмитрий Анатольевич, прибывших в Севастополь, находящихся в     
Севастополе, не может месяцами и годами получить российское гражданство, это    
бывшие военные, дети, осуждённые, студенты, - это не так, они имеют такие       
возможности, и они получают гражданство. Что касается Дорофеевой Светланы, то   
Дорофеева Светлана действительно имеет судебное решение, которым признаются     
её документы и которым органы обязуются к соответствующим действиям, но она с   
этим решением в данные органы не обратилась, она сразу же пришла в              
общественную организацию, которая начала кричать о том, что права Светланы      
ущемляются. Ну у тебя есть решение - приди, получи, естественно, решение тоже   
будет проверено и так далее.                                                    
                                                                                
У нас, к сожалению, большое количество людей, претендующих на российское        
гражданство, считают, что им должны выдать этот документ автоматом, без         
представления каких-либо документов или полного пакета документов. Но это       
невозможно - да, это упрощённая процедура, но есть вещи, которые человеку       
надо сделать. И если где-то есть узкие места, мы вместе с вами их расшиваем,    
вы нам помогаете это сделать.                                                   
                                                                                
Большое вам спасибо. Мы сегодня сделали очень доброе дело, то есть сделаем      
очень доброе дело, если примем этот законопроект. Скоро мы представим ещё       
несколько документов из этой категории. Большое спасибо.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич.                                
                                                                                
Заключительное слово представителя профильного комитета.                        
                                                                                
Сергей Анатольевич, пожалуйста.                                                 
                                                                                
Депутату Гаврилову включите микрофон.                                           
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. Спасибо, Иван Иванович.                                          
                                                                                
Я хотел бы сказать, что наш комитет учтёт все выступления всех представителей   
фракций как в рамках работы над данным законопроектом, который носит всё-таки   
достаточно частный характер, так и в рамках работы над базовыми                 
законодательными актами в сфере миграции.                                       
                                                                                
И я хотел бы напомнить и ответить коллеге Выборному Анатолию Борисовичу, он     
задавал такой вопрос: у нас более миллиона человек получили гражданство, из     
них, из этого миллиона, более половины - это наши соотечественники, и из 2,5    
миллиона мигрантов с Украины 1 миллион - это люди с юго-востока.                
                                                                                
Я считаю, что мы, конечно, должны учитывать опыт в том числе тех стран,         
которые некоторые считают передовыми, цивилизованными. Например, Германия,      
Израиль приняли решение о репатриации своих соотечественников, потому что им    
угрожали серьёзные опасности, нарушение прав человека. Сложно предсказать,      
ответить на ваши вопросы о прогнозах, но мы предполагаем, что если ситуация     
на Украине, вокруг Приднестровья, возможно, в Прибалтике и некоторых других     
соседних странах будет развиваться подобным образом, то мы тоже, наверное,      
должны пойти не просто по инерционному пути (вы знаете, есть три фазы: РВП,     
вид на жительство и гражданство), а по пути ускоренного, упрощённого            
получения вида на жительство или гражданства для тех, кто считает себя, как     
совершенно справедливо сказал Александр Николаевич, частью Русского мира,       
представителей которого преследуют по разным признакам. И здесь я абсолютно     
согласен с Казбеком Куцуковичем Тайсаевым: неважно, какая у этих людей          
национальность, русские они, осетины или относятся к другим национальностям,    
важно, что их преследуют за то, что они говорят по-русски, за то, что они       
привержены в культурном, цивилизационном плане нашей стране, исповедуют         
православную веру. Я думаю, нам нужно готовиться, и мы в принципе готовы к      
различным вариантам развития ситуации.                                          
                                                                                
В целом спасибо большое. Я считаю, очень важный и нужный закон - давайте,       
коллеги, его поддержим. Спасибо.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Анатольевич.                              
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              408 чел.90,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    408 чел.                                          
Не голосовало                  42 чел.9,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принимается единогласно. Спасибо.