Заседание № 263
О проекте федерального закона № 526517-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования правового регулирования организации местного самоуправления).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 16, "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает председатель Комитета по вопросам местного самоуправления Вячеслав Степанович Тимченко. ТИМЧЕНКО В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитетом по вопросам местного самоуправления подготовлен к рассмотрению в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний не имеется. Комитет просит принять законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли замечания по докладу и желающие выступить по мотивам? Нет желающих. Выносим законопроект на "час голосования".
Пункт 16 порядка работы, также третье чтение. Голосуйте, коллеги. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 58 мин. 29 сек.) Проголосовало за 306 чел.68,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 306 чел. Не голосовало 144 чел.32,0 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 261
О проекте федерального закона № 526517-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования правового регулирования организации местного самоуправления; принят в первом чтении 17 июня 2011 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования организации местного самоуправления").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Предлагаю снять пункт 42 с рассмотрения, так как изменена концепция. А Хинштейну, живущему в Москве и бегающему по регионам, рекомендую поехать на завод имени Серго Орджоникидзе, завод "Калибр", завод прецизионных станков, которых всего два в мире: один в США, один в Питере. Пойдите посмотрите, что там происходит или на заводе "Красный пролетарий". Вы угробили станкостроение вместе с Плескачевским, который провёл закон о банкротстве.
Коломейцев Николай Васильевич предлагает снять 42-й вопрос. Это у нас Комитет по вопросам местного самоуправления. Тимченко Вячеслав Степанович, пожалуйста, прокомментируйте. ТИМЧЕНКО В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен в полном объёме ко второму чтению. Все поправки, которые были внесены депутатами и другими субъектами права законодательной инициативы, затрагивают вопросы местного значения. При обсуждении таблиц, если какие-то вопросы будут считаться не вопросами местного значения, мы можем обсудить, но закон готов. Прошу оставить его в повестке и рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Уважаемые коллеги, голосовать тогда будем, раз есть такое предложение. По ведению - Решульский Сергей Николаевич. Пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я поддерживаю своего товарища, Николая Васильевича Коломейцева. Вы посмотрите, Борис Вячеславович, к вам обращаюсь. Концепция в первом чтении принята, мы все, все фракции голосовали за. Ко второму чтению вносят туда почему-то и положения о службе занятости федерального значения, расписывают это. В первом чтении вообще ничего не было про занятость, там было про сходы, как принимаются решения, как глава местного самоуправления избирается и так далее. Ну при чём тут служба занятости? Чтобы вносить эти поправки, необходимо финансово-экономическое обоснование. На это нужны деньги. Это перераспределение полномочий между, подчёркиваю, федеральной службой и службами субъектов Российской Федерации, там ничего даже не говорится о местном самоуправлении. Ну нельзя же так - втискивать в любой закон то, что ты хочешь! Вот почему предложил... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Логинов Андрей Викторович, пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемые коллеги, действительно, ко второму чтению в данный законопроект были в качестве поправок загружены нормы, которые полностью присутствовали в тексте правительственного законопроекта о внесении изменений в действующее законодательство в связи с разграничением полномочий и, в свою очередь, были подвязаны к принятию бюджета. То есть это всё в полном соответствии с теми бюджетными решениями, которые палата утвердила во время первого чтения и которые будут рассматриваться завтра во втором. Речь идёт о переносе финансовой ответственности бюджетов разных уровней по финансированию тех или иных направлений деятельности. Почему возникла такая ситуация? Этот вопрос требовал очень серьёзного рассмотрения и решения в связи, в частности, с принятием закона "О полиции" и началом действия реформированных органов внутренних дел. Правительство внесло данный законопроект 5 октября этого года в Государственную Думу. В полном соответствии с Регламентом он был отправлен 7 октября решением Совета Думы в месячную рассылку. Как вы прекрасно понимаете, этот законопроект как предмет совместного ведения подлежит обязательной месячной рассылке перед первым и соответственно перед вторым чтением. Что получилось? Второе чтение у нас никак не попадает в отведённый укороченный график работы осенней сессии этого года. Таким образом, пока эти нормы не будут приняты, мы ставим под угрозу исполнение бюджета с первых чисел января следующего года. Правительство внесло законопроект, и в сопроводительных документах содержится исчерпывающее финансово-экономическое обоснование всех этих норм. Это раз. Второе. Процедура месячной рассылки перед первым чтением была соблюдена, и комитет получил отзывы более чем от шестидесяти пяти субъектов Федерации (я точное не помню число), поддерживающих данный законопроект. Понимая специфичность этой ситуации, я всё-таки обращаю внимание на то, что всё идёт в соответствии с Регламентом Государственной Думы и те объективные основания, которые я вам изложил, действительно требуют принятия этого законопроекта сегодня с учётом завтрашнего второго чтения бюджета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Ставлю на голосование: кто за то, чтобы снять 42-й вопрос с рассмотрения? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 31 мин. 02 сек.) Проголосовало за 61 чел.13,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 63 чел. Не голосовало 387 чел.86,0 % Результат: не принято Не принято.
42-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Вячеслава Степановича Тимченко. Пожалуйста. ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо. Уважаемые коллеги, данный законопроект был принят в первом чтении 17 июня 2011 года. С учётом обсуждения в порядке рассмотрения повестки я перехожу к сути. Есть две таблицы: таблица поправок, рекомендуемых к принятию, содержащая тридцать шесть поправок, и таблица поправок, рекомендуемых к отклонению, содержащая десять поправок. Прошу рассмотреть и проголосовать по таблицам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По таблице 1 есть необходимость обсуждать? Пожалуйста, Вячеслав Степанович. ТИМЧЕНКО В. С. Прошу вынести из таблицы 1 поправку 30, в связи с тем что есть замечания, поставить её на отдельное голосование. Взамен неё роздана поправка, которая уточняет данную поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Таким образом, ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию, без поправки 30. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 34 мин. 52 сек.) Проголосовало за 292 чел.64,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 292 чел. Не голосовало 158 чел.35,1 % Результат: принято Принято. Уважаемые коллеги, теперь комитет предлагает вместо поправки 30 принять поправку, розданную в зале. Значит, сначала нам надо исключить поправку 30, потом уже определиться по розданной. Ставлю на голосование: кто за то, чтобы принять поправку 30? Мнение комитета - отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 34 сек.) Проголосовало за 0 чел.0,0 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 2 чел. Не голосовало 448 чел.99,6 % Результат: не принято Не принято, поправка отклонена. И теперь я ставлю на голосование отдельно розданную поправку. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 02 сек.) Проголосовало за 293 чел.65,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 293 чел. Не голосовало 157 чел.34,9 % Результат: принято Принято. Теперь таблица 2, там десять поправок. Нужно ли их обсуждать? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 2, рекомендованных комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 34 сек.) Проголосовало за 301 чел.66,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 301 чел. Не голосовало 149 чел.33,1 % Результат: принято Принято. Выносим 42-й вопрос на "час голосования". ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Третье чтение? Потом. Ну, на понедельник, наверное, можно. У нас ещё будет Совет Госдумы в понедельник, мы можем в процедурном порядке принять это решение.
Голосуется пункт 42, второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 10 сек.) Проголосовало за 305 чел.67,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 305 чел. Не голосовало 145 чел.32,2 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 238
О проекте федерального закона № 526517-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования организации местного самоуправления".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ТИМЧЕНКО В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, я просто хотел получить ещё раз подтверждение в соответствии с решением вчерашнего Совета Думы о том, что вопрос 28, имеющий особую актуальность, в обязательном порядке будет сегодня рассмотрен. Вчера я такой вопрос поднимал на Совете Думы, и, насколько я помню, было поддержано это предложение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Действительно, это вчера на Совете обсуждалось. Ну давайте таким образом: если мы будем видеть, что мы не успеваем, если будет понятно, что мы можем его не рассмотреть, мы этот пункт поставим выше остальных.
Пункт 28. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования организации местного самоуправления". Доклад председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Тимченко Вячеслава Степановича. Пожалуйста. ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые депутаты, законопроект, внесённый группой депутатов Государственной Думы, направлен на дальнейшее устранение имеющихся пробелов, неточностей и коллизий законодательства, решающего вопросы организации местного самоуправления. Основное количество изменений, которым посвящена статья 2 законопроекта, предлагается в Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления...". Законопроектом формулируется понятие муниципальной должности, которое используется в российском законодательстве, однако чёткой формулировки в 131-м законе нет. Кроме того, вносятся изменения в нормы 131-го закона по вопросу организации деятельности контрольных органов муниципальных образований, направленные на согласование этих положений с Федеральным законом "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Для депутатов и членов выборного органа местного самоуправления, а также для лиц, находящихся на выборных должностях муниципальной работы, в рамках развития антикоррупционного законодательства предусмотрена ответственность за несоблюдение ограничений, связанных с занятием должности в рамках муниципальной службы. На практике неоднократно возникает ситуация, когда полномочия главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах и исполняющего полномочия главы администрации, досрочно прекращаются. В этот период представительный орган принимает решение об изменении порядка избрания главы и изменении его полномочий. Для таких случаев устанавливается правовое основание, позволяющее не назначать муниципальные выборы. Устраняется правовой пробел, касающийся порядка учёта голоса главы муниципального образования, который избран на муниципальных выборах и входит в состав представительного органа с правом решающего голоса. Кроме того, к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями. Однако последние, то есть предприятия и учреждения, не только предоставляют услуги, но и производят некие работы. В связи с этим устраняется несоответствие и восполняется пробел. Законопроектом предусматривается, что срок, в течение которого границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями Градостроительного и Земельного кодексов, продляется до 1 января 2015 года. Как известно, в сегодняшней редакции данное требование должно быть выполнено до 1 января 2012 года. Исполнить эту норму не представляется возможным, поскольку отсутствует порядок описания местоположения границ, который должен быть определён уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом. Предлагается исключить указание на срок, до которого должна завершиться передача муниципального имущества в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации для осуществления им соответствующих полномочий. Как вы знаете, данный срок неоднократно продлевался, однако в результате анализа считается целесообразным вообще исключить срок, предоставив право регулировать это решениями муниципальных образований. 131-м федеральным законом предусмотрен ограниченный перечень имущества, который может находиться в муниципальной собственности. Конституционный Суд Российской Федерации выразил правовую позицию, в которой указал, что данное положение не может рассматриваться как формирующее закрытый перечень видов имущества, в связи с чем мы предлагаем данную норму поправить и устранить её несоответствие позиции Конституционного Суда. Законопроектом также устраняются правовые пробелы в части избрания главы поселения с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более ста человек, а также в том случае, если эта численность начинает меняться и превышает сто человек на территории данного муниципального образования. Законопроект поддержали законодательные органы государственной власти двадцати шести субъектов Российской Федерации и исполнительные органы государственной власти тридцати пяти субъектов. Замечания, которые высказаны в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы, не являются концептуальными, и их можно учесть при дальнейшем рассмотрении законопроекта. На законопроект получено официальное заключение Правительства Российской Федерации, которое предлагает принять данный законопроект в первом чтении. Имеющиеся замечания возможно устранить при подготовке законопроекта ко второму чтению. Коллеги, комитет предлагает принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Степанович. Есть ли вопросы к докладчику? Есть один вопрос, у Шеина Олега Васильевича. Пожалуйста, Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Поясните, пожалуйста. Если я вас правильно понял, в частности, законопроектом предлагается следующая новелла: если мэр какого-то города слагает свои полномочия, то новые выборы могут не проводиться, поскольку депутатский корпус обладает теперь правом внесения изменений в устав и назначения сити-менеджера. Я правильно вас понял? ТИМЧЕНКО В. С. Данная норма предусмотрена в случае досрочного прекращения по различным основаниям. Как известно, выборы должны будут назначаться не позднее чем через девяносто дней с момента наступления досрочного прекращения полномочий. Если в этот период представительный орган, соблюдая все процедуры законодательства, путём проведения публичных слушаний, а также принятия решения изменит процедуру голосования, то выборы могут не назначаться, а глава муниципального образования будет избираться из состава представительного органа и переходить на систему наёмного сити-менеджера для исполнения хозяйственных функций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос был один. Присаживайтесь, Вячеслав Степанович. Есть ли желающие выступить? Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. С места. Включите микрофон, пожалуйста. ШЕИН О. В. Ни в коем случае нельзя принимать данный закон по мотивам, которые только что мы услышали, а именно: этой нормой предлагается по-прежнему сузить ещё в большей степени возможность населению Российской Федерации избирать своих руководителей. То есть в случае досрочного сложения полномочий мэра города либо по уголовному делу (мы знаем, часто их фабрикуют в отношении коллег братья по оружию слева), либо в силу того, что человек избирается на другую должность или же уходит по состоянию здоровья или по собственному желанию, насколько я понял коллегу Тимченко, депутаты могут себе присвоить те полномочия, которых им избиратели не давали, а избиратели не давали депутатам при выборах права избирать главу исполнительной власти соответствующего муниципального образования. И депутатский корпус выбирает сити-менеджера, то есть человека, который не избирается населением, то есть населению фактически не подотчётен, не подконтролен. То есть правила игры меняются по ходу её развития. Население, избирая депутатский корпус, не предполагает, что этот депутатский корпус формирует исполнительную власть. Население исходит из той логики, что исполнительную власть в лице мэра города, главы муниципального образования избирает именно оно, и, соответственно, проще относится к избранию тех или иных людей в состав депутатского корпуса. А по ходу развития событий, по ходу пьесы правила неожиданно меняются, и граждане узнают, что у них возможности избрать своего руководителя теперь уже больше нет. Я полагаю, что голосовать в поддержку данного законодательного предложения нельзя ни в коем случае, потому что это очевидное сужение демократии, свободы в нашей стране, которое, к слову говоря, противоречит рекомендациям какого-то - не помню, какого именно, - клуба партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Насколько я помню, ещё два месяца назад обсуждалась идея, чтобы в городах с населением свыше ста тысяч человек присутствие сити-менеджеров ликвидировать вообще. Теперь мы видим, напротив, ренессанс реакции и попытку отнять у людей те права, которые пока ещё в стране остались. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич. Есть ли желание высказаться представителям президента и правительства по данному законопроекту? Нет. Требуется ли заключительное слово? Пожалуйста, Вячеслав Степанович. С места. ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, ну, Олег Васильевич, как всегда, немножко искажает ситуацию. На самом деле, во-первых, это право, а не обязанность. Во-вторых, в том случае если глава муниципального образования избирается всенародно в состав представительного органа, он не исполняет административные функции, а так же, как и в случае избрания главы муниципального образования из состава представительного органа, исполняет хозяйственные функции. В-третьих, избирая представительный орган, граждане прекрасно понимают, что сегодня представительные органы играют не менее важную роль, чем глава муниципального образования. И в-четвёртых, по поводу бесконтрольности. Коллеги, сегодня есть очень много инструментов по контролю за деятельностью как глав администраций, так и глав муниципальных образований, вплоть до удаления в отставку. Именно с этой целью был принят два года назад закон, позволяющий усилить контроль населения за деятельностью глав и руководителей муниципальных образований. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Горит "по ведению" у Затулина. Вы по данному законопроекту или нет? Нет. Тогда я в рамках "часа голосования" прошу проголосовать: кто за данный законопроект в первом чтении? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 31 мин. 56 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9 % Проголосовало против 13 чел.2,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2 % Результат: принято Принято.