Заседание № 260

02.11.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 526503-5 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (в части уточнения области действия закона).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5095 по 5420 из 6496
Пункт 35, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1           
Федерального закона "О некоммерческих организациях". Максим Станиславович       
Рохмистров сделает доклад.                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас всё идёт по графику, всё замечательно.              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы видим ваши дружные ряды и фиксируем это.               
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Добрый день! Собственно говоря, законопроект... Наверное, вы   
все знаете о тех проблемах, которые существовали и, к сожалению, продолжают     
существовать, касающихся товариществ собственников жилья в многоквартирных      
домах.                                                                          
                                                                                
У нас эта тема также неоднократно звучала, была попытка решить эти проблемы -   
были внесены изменения в Жилищный кодекс, но не бывает у нас с первого раза     
хороших законопроектов, к тому же есть такая вещь, как то, что закон обратной   
силы не имеет, и проблемы, по существу, остались. Касается это тех самых        
липовых товариществ собственников жилья, которые в своё время насоздавались     
и, собственно говоря, от действий которых до сих пор продолжают страдать не     
только граждане, но и наши с вами правоохранительные органы, потому что очень   
много уголовных дел возбуждается именно в отношении таких липовых товариществ   
собственников жилья, которые были в своё время созданы, как правило,            
крупнейшими застройщиками. На людей фактически были повешены недоделки в этих   
домах, выводились их деньги, и вот эта непонятная коммуналка, те платёжки,      
которые приходили и продолжают приходить нашим людям...                         
                                                                                
К сожалению, вопрос о перерегистрации и внесении некоторых изменений в          
порядок функционирования товариществ собственников жилья стоит до сих пор       
достаточно остро. И в связи с этим фракция ЛДПР придумала, как решить эту       
проблему: достаточно просто - не написанием новых поправок в 123-й закон на     
двухстах листах, а просто мы внимательно изучили проблему и поняли, что, если   
мы, так скажем, подведём данные организации под Федеральный закон № 7-ФЗ "О     
некоммерческих организациях", эти проблемы сами собой решатся, так как          
произойдёт обязательная перерегистрация всех этих организаций, потому что       
порядок регистрации по закону № 7-ФЗ существенно отличается от того порядка     
регистрации, который принят для коммерческих и некоммерческих организаций,      
под который подпадают товарищества собственников жилья, - на сегодняшний день   
общий порядок регистрации коммерческих организаций и некоммерческих             
товариществ, которые у нас существуют, несколько иной. Например, налоговые      
инспекции, которые производят регистрацию юридических лиц, совершенно не        
интересует, чьи подписи и на каких протоколах им представлены: они проверяют    
только наличие доверенностей на того человека, который туда пришёл, и,          
соответственно, существование нотариуса. А вот если у нас регистрация           
производится по Федеральному закону № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях",     
то органы Министерства юстиции в обязательном порядке проверяют легитимность    
подписей на тех документах, которые им представлены для регистрации             
общественных организаций, и в том числе не только по почерку, но и, так         
сказать, по наличию этих людей.                                                 
                                                                                
Поэтому сегодня эта проблема... Я вот слышу из зала смешки обеспеченных         
людей, которых это совершенно не волнует, потому что в их собственном           
особняке нет проблемы коммунальных платежей - её просто не существует, у них    
нет соседей пока, поэтому им можно крутить головой, так сказать, показывать     
кавычки, но эта ситуация затрагивает достаточно, на наш взгляд, широкий слой    
людей - тех людей, которые живут в многоквартирных домах экономкласса, и она    
в меньшей степени интересует людей обеспеченных, существующих, так скажем, в    
бизнес-классе, поэтому я понимаю, что кому-то это неинтересно.                  
                                                                                
А интересно это, например, жителям Республики Коми, к которым здесь,            
по-моему, никто не относится, потому что, в частности, в городе Воркуте до      
недавнего времени было установлено, что от 1 миллиарда до 6 миллиардов рублей   
в сфере ЖКХ выводилось через такие фирмы-однодневки и, кстати, продолжает       
выводиться, наверное, потому что полностью дырку не удалось закрыть, в          
карманы отдельных людей, а это деньги, как правило, наименее обеспеченных       
граждан. Волнует это, наверное, жителей Мурманска, где коммунальные платежи     
за двухкомнатную квартиру площадью 50 метров составляют 10 тысяч рублей.        
Волнует это жителей Москвы, которых в своё время просто загнали в эти самые     
липовые ТСЖ в стопроцентном составе, и они до сих пор с великими трудностями    
пытаются либо переформатировать свои ТСЖ, либо избавиться от этих навязанных    
управляющих компаний, которые неизвестно что откуда и как берут и неизвестно    
куда тратят деньги.                                                             
                                                                                
Здесь, конечно, проблем ещё много: надо бы и разграничить общедолевую           
собственность многоквартирных домов, как это принято в нормальных странах, и,   
наверное, ввести коэффициенты, но это дело будущего. И если мы хотим вводить    
налог на недвижимое имущество, то, наверное, надо бы сначала принять и эти      
нормативные акты, потому что без них мы не сможем это сделать, навести хоть     
какой-то порядок в сфере коммунальных платежей, потому что на сегодняшний       
день наведение порядка дало бы существенную экономию по тем платёжкам, или      
"письмам счастья", которые наши граждане оплачивают ежемесячно.                 
                                                                                
Надо дать законодательно такую возможность людям - избавиться от этих липовых   
ТСЖ, не прикладывая к этому титанические усилия. Я сам проходил через эту       
процедуру с липовым ТСЖ, с непонятной управляющей компанией: около восьми       
месяцев жители дома митинговали и изучали юридические документы, восемь         
месяцев жители пытались создать собственное ТСЖ либо поменять руководство       
старого ТСЖ, вот этого самого липового. За эти восемь месяцев все люди          
существенно пострадали - как в материальном, так и в моральном плане - и,       
собственно говоря, до сих пор ещё не разобрались, а где, собственно говоря,     
их деньги, куда они были потрачены.                                             
                                                                                
Можно либо отклонить наш законопроект, рассказывая о том, что когда-нибудь мы   
там наведём порядок и вообще у наших граждан, когда все они поучатся в          
юридических институтах и научатся разбираться во всей этой казуистике,          
появится возможность решить эту проблему в рамках действующего                  
законодательства, либо оказать помощь нашим гражданам, поддержав законопроект   
ЛДПР, которым мы решим большое количество проблем, я не говорю, что все, но     
большое количество проблем, в первую очередь кардинально изменим ситуацию с     
липовыми ТСЖ и с непонятно откуда возникшими управляющими компаниями.           
Уважаемые депутаты, прошу поддержать настоящий законопроект. Если вы            
почитаете официальные отзывы, заключения комитета, то поймёте, что там          
смешные вещи написаны, на мой взгляд, например, что закон будет противоречить   
действующему законодательству. Я могу за последние десять пленарных заседаний   
привести в пример огромное количество принимаемых в первом чтении               
законопроектов, где какие-то разночтения исправлялись во втором. А могу         
привести и такие примеры, когда во втором чтении вносилась одна поправка -      
новый текст законопроекта. А могу привести примеры, когда при первом чтении     
мы говорили об отношениях в рыболовном флоте, а во втором чтении у нас вдруг    
появлялась статья, которая имела отношение к пенсионному обеспечению наших      
граждан, но никакого отношения вообще не имела ни к концепции законопроекта,    
ни к чему-либо. Поэтому, естественно, если вносится законопроект, то            
законопроектом и вносятся изменения в действующее законодательство. Если        
какая-либо норма данного законопроекта, которая вступает в конфликт, не         
учтена при первом чтении, и она не меняет, собственно, концепцию                
законопроекта, то этот недочёт можно устранить во втором чтении, и никаких      
проблем здесь не будет.                                                         
                                                                                
Насмешило меня и то, что потребуются серьёзные затраты из федерального          
бюджета, потому что, дескать, налоговая служба, которая у нас трудится не       
покладая рук (печатая нашим людям "письма счастья", например, на                
несуществующие у них транспортные средства, причём приходят иногда квитанции    
на машины с одним и тем же государственным номерным знаком, но налоговики       
очень сильно заняты, они не понимают, что две машины с одним государственным    
регистрационным знаком ездить не могут), сильно загружена, и потребуются        
серьёзные затраты из федерального бюджета, чтобы разобраться и ввести новый     
порядок регистрации. Я думаю, если мы внимательно посмотрим наш бюджет, в       
котором, кстати, затраты на органы государственной власти практически           
сопоставимы с аналогичными затратами в Соединённых Штатах Америки, там 31       
миллиард, у нас 29 миллиардов долларов на общегосударственные расходы, только   
на территории Соединённых Штатов проживает несколько больше людей, в два раза   
больше людей, чем у нас, то увидим, что наши граждане, имеющие значительно      
меньший уровень доходов, содержат большее количество чиновников. Получается,    
если жителей меньше, а платят столько же на общегосударственные расходы,        
соответственно, содержат больше чиновников, тратят. В рамках такого бюджета     
даже небольшое увеличение расходования денежных средств, чтобы могли            
правильно посчитать ТСЖ и чтобы наши граждане сэкономили на этом, я думаю,      
можно было бы предусмотреть.                                                    
                                                                                
Все остальные замечания, которые там были, я не буду комментировать. Я могу     
их долго комментировать, с примерами из законотворческой деятельности, как у    
нас проходило. Если мы сравним с теми законопроектами, которые мы принимали,    
то этот законопроект просто идеально подготовлен к принятию в первом чтении,    
поэтому, уважаемые депутаты, не вижу причин, чтобы его не поддержать. Ни в      
заключении правительства, ни в комитете аргументов по существу концепции в      
отношении того, почему его нельзя принимать, - кроме как в скрытой форме        
выраженной нелюбви к нашим гражданам, проживающим в многоквартирных домах, -    
я не увидел. Поэтому накануне выборов я ещё раз призываю вас поддержать этот    
законопроект и дать нашим гражданам возможность изменить ситуацию в сфере       
жилищно-коммунального хозяйства собственного многоквартирного дома.             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь.                                           
                                                                                
Владимир Александрович Головнёв сделает содоклад от комитета. Пожалуйста.       
                                                                                
ГОЛОВНЁВ В. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Максим             
Станиславович не просто детально прошёлся по законопроекту, наверное, впервые   
я услышал детальнейшую проработку замечаний и комитета, и правительства, и      
даже мы немножко узнали про Америку, про соседей.                               
                                                                                
С моей точки зрения, нам нужно просто вспомнить о том, что летом мы с вами      
внесли достаточно существенные изменения в тот нормативный акт, который         
считается основным, а именно в Жилищный кодекс Российской Федерации, которым    
сегодня достаточно серьёзно ужесточены подходы к созданию и функционированию    
ТСЖ. Поэтому я не согласен с тем, что только ЛДПР у нас заботится о том, как    
чувствуют себя жители в различных регионах - в Коми, в Магадане или на          
Чукотке. По моим ощущениям, те изменения, которые мы с вами внесли, позволяют   
сегодня действительно сделать так, чтобы вновь созданные ТСЖ работали в более   
правильном режиме. Да, мы прекрасно понимаем, что существуют определённые       
моменты, мы их все с вами в регионах видим, но здесь нужно вносить изменение    
не в закон "О некоммерческих организациях", а именно в Жилищный кодекс          
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
На основании этого Комитет Государственной Думы по экономической политике и     
предпринимательству не поддерживает принятие данного законопроекта в первом     
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь.                                           
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть, у депутата Иванова Сергея Владимировича вопрос.          
                                                                                
Задержитесь на трибуне.                                                         
                                                                                
Пожалуйста, ваш вопрос.                                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
Уважаемый Владимир Александрович, вы сказали, что по вашим ощущениям - вот      
буквально так сказали: по вашим ощущениям - жители не испытывают никаких        
проблем со вновь создаваемыми ТСЖ. А как вы считаете, как ощущают себя сами     
жители, есть ли у вас статистика? Почему последнее время столько публикаций     
идёт о том, что эти ТСЖ плохо себя ведут, жители остаются без услуг и так       
далее?                                                                          
                                                                                
ГОЛОВНЁВ В. А. Уважаемый Сергей Владимирович, я сказал о том, что те            
поправки, которые мы внесли в Жилищный кодекс, позволяют нам сделать так,       
чтобы ситуация стала лучше. У меня нет статистики, но я знаю, что               
действительно на местах большое количество тех или иных критических             
замечаний. Однако, если говорить о данном законопроекте, то, когда в            
пояснительной записке мы с вами видим формулировку, что распространение         
действия данного закона обеспечит осуществление перерегистрации всех            
существующих ТСЖ, встаёт вполне логичный вопрос: а зачем тогда вносить          
изменения в закон "О некоммерческих организациях", если стоит задача            
перерегистрировать все ТСЖ?                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, вам вопрос не был задан.                             
                                                                                
Присаживайтесь, Владимир Александрович.                                         
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Иванов Сергей                
Владимирович.                                                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению? Тогда Иванов сначала выступит, а потом по     
ведению.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Олег Викторович, я могу уступить.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет-нет, выступайте, потому что выступление будет по      
ведению.                                                                        
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, Максим Станиславович действительно очень подробно изложил    
суть законопроекта, и многие после этого спрашивают, что будем делать дальше,   
ситуация очень напряжённая. На самом деле проблема-то очень большая.            
Понимаете, когда создавались все эти организации - как говорится, благими       
намерениями выстлана дорога в ад, - предполагалось, что люди сами будут         
собираться и либо выбирать управляющую компанию, которая предложит самые        
дешёвые расценки на предоставляемые услуги, либо собственными силами будут      
организовывать товарищество собственников жилья и управлять своим общим         
имуществом, получать от этого прибыль и жить в мире, счастье и так далее. На    
деле так не получилось. Получилось как обычно, как говорил покойный             
Черномырдин: хотели как лучше, а получилось как всегда. Управляющие компании    
шельмуют с тарифами, то же самое делает и товарищество собственников жилья.     
Никогда сто процентов собственников не соберётся, чтобы принять                 
консолидированное решение. Вы сами ходите на выборы и знаете: дай бог, если     
процентов сорок пойдут на выборы, и то хорошо. А вот из этих сорока найдётся    
20 процентов, которые устанавливают правила игры.                               
                                                                                
Поэтому, уважаемые коллеги, смысл данного мероприятия очень простой.            
Поскольку сейчас очень трудно отличить нормальное товарищество собственников    
жилья от такого, которое только и делает, что занимается выдаиванием средств    
из жителей, которые, к сожалению, не хотят принимать участие в управлении       
собственным имуществом, то и получается, что перерегистрировать надо всех.      
Хорошие ТСЖ и управляющие компании, которые не обманывают своих клиентов,       
останутся, а вот плохие будут уничтожены - сейчас это очень трудно сделать, -   
и, может быть, у жильцов появится шанс создать нормальное товарищество          
собственников жилья, которое, ну, по большому счёту, может быть, и устроит      
нормальную жизнь людям в их микрорайоне.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Настаивает ли докладчик на заключительном слове? Настаивает.                    
                                                                                
Включите микрофон депутату Рохмистрову.                                         
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, действительно проблема существует, с ней   
сталкиваются все. И мне очень жаль, что у комитета нет статистики, мне очень    
жаль, что комитет руководствуется ощущениями. Мы же руководствуемся             
обращениями граждан, которые поступают в наш адрес, мы руководствуемся          
собственным опытом - ну, наверное, не самые безграмотные люди, мы занимались    
конкретной сменой этих самых липовых ТСЖ, - и мы руководствовались тем, что     
до сих пор прокуратура загружена делами о так называемых липовых ТСЖ и          
злоупотреблениях управляющих компаний. Мало того, это будет будоражить наших    
граждан ещё долгие-долгие годы, потому что та система, которая была создана,    
к сожалению, будет бить наших людей по карману.                                 
                                                                                
Это касается не только старых домов, которые были навязаны и управляющим        
компаниям, и ТСЖ с поголовным переходом от одной системы к другой, это          
касается и новых домов. Если вы заинтересуетесь в комитете, запросите,          
например, статистику, сколько у нас новых домов построено на бэушных            
коммуникациях, то есть когда при строительстве нового дома использовались       
бэушные трубы, бэушные провода или другие средства инженерии. Сейчас это всё    
сказывается в том числе на сроках капитального ремонта. Сколько у нас с         
лифтовым хозяйством было проблем, когда лифты вешались на ТСЖ и когда           
госкомиссия принимала этот дом за взятку! ТСЖ принимает, а липовая              
управляющая компания сразу, чуть ли не на следующий месяц после того, как дом   
сдан, начинает собирать деньги на ремонт лифтового оборудования. А сколько      
денег эти липовые ТСЖ уводят сегодня у наших граждан! Я уже не говорю о         
платежах по обслуживанию совместного имущества и о том, что эти же самые        
застройщики до сих пор имеют большинство голосов в этих липовых ТСЖ, потому     
что все общие площади, которые должны были поступить во владение                
собственникам многоквартирных домов, записаны на подставные компании либо       
аффилированные физические лица. Во многих ТСЖ они до сих пор имеют право        
решающего голоса.                                                               
                                                                                
То есть на сегодняшний день это действительно серьёзнейшая проблема. Если вы    
посмотрите даже ту статистику... По районам посмотрите, кто у нас лезет в       
ЖКХ - родственнички, братья, сватья тех, кто руководит, и через это, через      
липовые ТСЖ, липовые управляющие компании, обдирают наших граждан. И            
делается, можно сказать, робкая попытка навести здесь хоть какой-то порядок,    
во всяком случае вывести из той системы, где этой проблемой, то есть            
легитимностью создания той или иной некоммерческой организации, заниматься не   
будут. Это не входит в компетенцию налоговой службы, которая сегодня            
занимается их регистрацией. И только прокуратура, может быть, могла бы, но      
состава преступления по липовым ТСЖ они не находят. Это статистика              
конкретная, а не ощущение.                                                      
                                                                                
Уважаемые депутаты, это действительно серьёзная проблема, и в преддверии        
выборов всё-таки имейте в виду, что у нас страна, которая живёт в               
многоквартирных домах, у нас в многоквартирных домах живёт большинство          
населения, как это ни странно, и эта проблема касается большинства наших        
граждан, потому что большинство наших граждан не живут в депутатском доме,      
где проблемами ЖКХ, коммуналкой занимаются другие структуры, не имеют           
собственных домов и особняков. Ещё раз обращаюсь к депутатам: подумайте, вам    
же на выборы идти, и вы будете рассказывать, что порядок навели в сфере ЖКХ.    
Давайте хотя бы дадим возможность нашим гражданам самим порядок навести!        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Комитет не настаивает?.. Нет. Представители президента, правительства? Также    
нет. Выносим на "час голосования".                                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6107 по 6121 из 6496
Пункт 35, "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О               
некоммерческих организациях", первое чтение. Голосуйте, коллеги.                
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за               35 чел.7,8 %                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     35 чел.                                          
Не голосовало                 415 чел.92,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.