Заседание № 82
О проекте федерального закона № 52629-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте, и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте, и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", третье чтение. Виктор Ефимович Дерябкин докладывает. ДЕРЯБКИН В. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят Государственной Думой во втором чтении 23 ноября текущего года. Законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении, замечаний лингвистического и юридико-технического характера нет. Уважаемые коллеги, прошу поддержать решение комитета и принять данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 38 мин. 01 сек.) Проголосовало за 359 чел.79,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 80
О проекте федерального закона № 52629-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте, и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (принят в первом чтении 17 марта 2017 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, мы с вами рассмотрели законопроекты третьего чтения, переходим к блоку законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Учитывая, что рассмотрение 6-го вопроса мы перенесли на 6 декабря, как вы помните, переходим к 7-му вопросу. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте, и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Пожалуйста, Виктор Ефимович Дерябкин. ДЕРЯБКИН В. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Указанный законопроект принят Государственной Думой в первом чтении 17 марта текущего года. К законопроекту поступило 14 поправок, все поправки включены в таблицу № 1. Поправок, рекомендуемых к отклонению, нет. Предлагаемые поправки учитывают замечания, высказанные в заключении Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, и замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы. Прошу поддержать решение комитета о принятии законопроекта во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1, рекомендуемых ответственным комитетом к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 50 сек.) Проголосовало за 304 чел.67,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 304 чел. Не голосовало 146 чел.32,4 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте, и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", 7-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 34 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят.
Заседание № 32
О проекте федерального закона № 52629-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 17-го пункта повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте". Доклад официального представителя правительства заместителя министра транспорта Сергея Алексеевича Аристова. Пожалуйста, Сергей Алексеевич. АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Представляемый законопроект довольно прост, но для того, чтобы вы могли точнее понять, почему он появился, сделаю небольшой экскурс в историю. Так сложилось ещё с советских времён, что на морском и внутреннем водном транспорте, то есть на реке и на море, кроме устава службы на судах всегда существовал устав о дисциплине, который утверждался соответствующим постановлением правительства. Эта позиция нашла своё отражение в принятых уже в новый период российского законодательства Кодексе торгового мореплавания (кратко КТМ) для моряков и Кодексе внутреннего водного транспорта (КВВТ) для речников, где прямо говорится о том, что должны быть уставы о дисциплине. В связи с тем, что, когда был принят новый Трудовой кодекс, там было предусмотрено, что подобного рода дополнительные уставы (положения) о дисциплине отдельных видов транспорта должны приниматься не постановлениями правительства, а федеральными законами. Соответственно, правительством были разработаны и внесены в Государственную Думу два законопроекта - "Устав о дисциплине работников морского транспорта" и "Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта". Они были даже приняты в первом чтении, однако на второе чтение длительное время не выносились, так как рассматривался вопрос вообще о целесообразности подобного рода федеральных законов. Во время совместного обсуждения с участием представителей морских и речных профсоюзов, работодателей, органов исполнительной власти было принято однозначное решение, что уставы о дисциплине к настоящему времени утратили свою актуальность, существующих законов и нормативных актов достаточно для урегулирования трудовых отношений на море и на реке. Судовладельцы (работодатели) уже обладают эффективными мерами дисциплинарного воздействия, соответствующими рыночным условиям, в том числе мерами стимулирования труда, что позволяет использовать положения, содержащиеся в Трудовом кодексе. Правоприменительная практика, когда посмотрели по тем уставам, которые я называл, показала, что они практически никогда не использовались, а если и использовались, то крайне редко. Поэтому по инициативе правительства как субъекта права законодательной инициативы названные мною и принятые в первом чтении два устава о дисциплине были возвращены к процедуре первого чтения и отклонены, однако в упомянутых мной нормах КТМ и КВВТ требование о наличии такого устава осталось. В связи с этим основная идея законопроекта - это исключение из законодательства, а именно из Кодекса торгового мореплавания и из Кодекса внутреннего водного транспорта, норм о применении на морских судах и судах внутреннего плавания уставов о дисциплине, соответственно, вносятся изменения в статью 57 КТМ и в статью 28 КВВТ. Дополнительно к этому для более чёткого определения полномочий капитана морского или речного судна вносятся изменения в две статьи: в статью 67 КТМ и в статью 31 КВВТ. Статьёй 3 представленного законопроекта вносятся изменения в статью 330 Трудового кодекса, которая сегодня сформулирована таким образом, что уставы о дисциплине, или положения о дисциплине (ну, например, на железнодорожном транспорте), в обязательном порядке должны быть, что, естественно, противоречит той позиции, о которой я сейчас докладывал. Поэтому в редакции, которая вам предлагается, написано о том, что дисциплина работников может регулироваться уставами о дисциплине на том или ином виде транспорта, если это будет предусмотрено отдельными федеральными законами, но это не является обязательным. Представленный законопроект разработан с участием профсоюзов, российских судовладельцев, рассмотрен и поддержан Российской трёхсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, не противоречит нашим международным договорам, в первую очередь о морском транспорте, и не повлечёт дополнительных расходов из бюджетов всех уровней. Просил бы поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена комитета по транспорту Виктора Ефимовича Дерябкина. Пожалуйста. ДЕРЯБКИН В. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Официальный представитель Правительства Российской Федерации изложил суть законопроекта и решаемые им задачи. Как было сказано, в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации и в Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации сохранились ссылки на уставы о дисциплине, которые должны регулировать службу моряков и речников на судах. Такие уставы являются давней традицией морского и речного флота, однако в новых условиях, как выяснилось, для поддержания порядка на судах появились новые стимулы, это с одной стороны, а с другой стороны, в целях защиты законных прав моряков и речников понадобилось шире подойти к понятию службы на судах. Совокупность этих обстоятельств сделала оправданным переход от уставов о дисциплине к уставам службы на судах, это позволит повысить как дисциплину на судах, так и эффективность их деятельности. Уважаемые коллеги, комитет по транспорту считает, что рассматриваемый законопроект отвечает интересам тружеников морского и речного флота, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Тетерин Иван Михайлович, пожалуйста. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос такого порядка: данные изменения направлены на укрепление дисциплины или на упорядочение норм и правил, которые действуют в настоящее время? АРИСТОВ С. А. Спасибо за вопрос. Я постарался как раз донести позицию о том, что действующее законодательство, в том числе Трудовой кодекс, в полном объёме распространяется на отношения работодателя (судовладельца) и работника (моряка или речника), в полном объёме выполняет поставленную задачу, поэтому какие-то дополнительные документы, которые фактически не работали, не нужны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Торощин Игорь Андреевич, пожалуйста. ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР. У меня вопрос к Сергею Алексеевичу, точнее, два небольших уточняющих вопроса по предлагаемой редакции пункта 2 статьи 31 Кодекса внутреннего водного транспорта. На мой взгляд, имеется некоторое несоответствие в том, что применять поощрения и налагать взыскания на членов экипажа судна капитан может по согласованию с судовладельцем, а для отстранения от исполнения обязанностей члена экипажа капитану согласование с работодателем - согласно тексту - почему-то не требуется. И второе: в случае какой необходимости может быть отстранён от исполнения служебных обязанностей член экипажа? Наверное, это следует уточнить. АРИСТОВ С. А. Игорь Андреевич, здесь нет абсолютно никакого противоречия, объясню почему. Все формы поощрения и всё остальное по действующему трудовому законодательству (я уже сказал, что Трудовой кодекс полностью работает в этой сфере) может применять и налагать только работодатель, а капитан судна - это не работодатель, это такой же наёмный работник, как и моряк. В силу особенностей такого транспорта, особенно морского, когда судно длительное время может находиться в открытых водах, есть давняя норма, международная норма о том, что капитан может временно отстранить от исполнения обязанностей любого члена экипажа, в данном случае моряка, действия которого могут угрожать экипажу, грузу или пассажирам на судне, поэтому, соответственно, нельзя ждать согласования с судовладельцем, это может угрожать безопасности людей, находящихся на судне. Это по первому вопросу. Что касается второго вопроса, то в данном случае необходимость применения тех или иных норм как раз определена в самом Кодексе торгового мореплавания. То есть здесь, видите, выборочно, по сути, дано, а если посмотреть КТМ и КВВТ, то там эти вопросы подробно прописаны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос к представителю комитета. А что, собственно говоря, изменилось? Вы сказали, что появились новые стимулы для поддержания порядка и что сейчас эти нормы не нужны, но аварийность, в том числе на водном транспорте, показывает, что проблемы есть, и мне хотелось бы понять, всё ли здесь учтено. ДЕРЯБКИН В. Е. Спасибо за вопрос, уважаемый Валерий Карлович. Я просто приведу один пример. Трудовым кодексом Российской Федерации, статьёй 192, предусмотрено всего три вида дисциплинарных взысканий - замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. В Уставе о дисциплине работников морского транспорта помимо этих видов дисциплинарного взыскания есть ещё строгий выговор и предупреждение о неполном служебном соответствии, а в Уставе о дисциплине работников рыбопромыслового флота - ещё и изъятие диплома. И вот нашим законопроектом в первую очередь предлагается убрать излишние нормы, которыми сейчас могут пользоваться, чтобы было соответствие прежде всего действующему закону - Трудовому кодексу Российской Федерации, ну и при этом, конечно, исключение дополнительных мер воздействия на работников даст возможность защитить трудовые права работников морского и речного флота. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет. Докладчик, содокладчик, представитель президента? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте", 17-й пункт. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 11 сек.) Проголосовало за 414 чел.92,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Принят в первом чтении.