Заседание № 227

10.05.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 52584-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статью 5 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части предоставления субъектам Российской Федерации права на формирование региональной и (или) национально-региональной частей обязательной части основной образовательной программы федеральных государственных образовательных стандартов; внесён Государственным Советом Республики Татарстан).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2809 по 3138 из 4845
Переходим к пунктам 11.1 и 11.2 - два альтернативных законопроекта. Пункт       
11.1, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской       
Федерации "Об образовании" и статью 5 Федерального закона "О высшем и           
послевузовском профессиональном образовании". Докладчик по этому пункту         
Ильдар Ирекович Гильмутдинов. Он представитель Государственного Совета          
Республики Татарстан, депутат Государственной Думы.                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен          
Государственным Советом Республики Татарстан в целях реализации                 
конституционных гарантий на пользование родным языком, сохранение родного       
языка, создание условий для его изучения и развития. Регулирование отношений    
в области образования в соответствии со статьёй 72 Конституции Российской       
Федерации является предметом совместного ведения Российской Федерации и её      
субъектов. Законопроект, не оспаривая необходимость установления единого        
федерального государственного образовательного стандарта, предлагает внести в   
Закон Российской Федерации "Об образовании" и в Федеральный закон "О высшем и   
послевузовском профессиональном образовании" изменения, устанавливающие, что    
обязательная часть основной образовательной программы федеральных               
государственных образовательных стандартов должна включать в себя               
региональную и национально-региональные части, а также отнести к полномочиям    
органов государственной власти субъектов Российской Федерации формирование      
региональной и национально-региональной частей обязательной части основной      
образовательной программы федеральных государственных образовательных           
стандартов. Таким образом, авторы законопроекта считают, что в действующих      
законах "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном          
образовании" недостаточно урегулированы вопросы, связанные с изучением родных   
языков в рамках норм и прав, установленных Конституцией Российской Федерации.   
                                                                                
От себя хотел бы сказать, уважаемые коллеги, что часть тех проблем, которые     
ставит Государственный Совет Республики Татарстан, была решена при принятии     
недавно поправок в законы "Об образовании" и "О языках народов Российской       
Федерации".                                                                     
                                                                                
Прошу рассмотреть данный законопроект и принять его в первом чтении.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
По пункту 11.2 докладывает Ирина Константиновна Роднина, поскольку              
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан доверил             
рассмотреть законопроект без участия своего представителя. Законопроект         
называется так: "О внесении изменений в отдельные законодательные акты          
Российской Федерации в области образования".                                    
                                                                                
Пожалуйста. И заодно позицию комитета по обоим законам.                         
                                                                                
РОДНИНА И. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Сегодня на ваше рассмотрение в   
первом чтении вынесено два законопроекта. Первый - законопроект № 52584-5 "О    
внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статью 5     
Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"    
- внесён Государственным Советом Республики Татарстан, этот законопроект был    
только что доложен депутатом Ильдаром Ирековичем Гильмутдиновым. Второй         
законопроект - № 60202-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные      
акты Российской Федерации в области образования", внесённый Государственным     
Собранием - Курултаем Республики Башкортостан, рассматриваемый нами по          
просьбе авторов в их отсутствие, - формально является альтернативным первому,   
но по сути своей содержит несколько иную редакцию тех же положений, за          
исключением установления права на получение образования любого уровня на        
родном языке.                                                                   
                                                                                
Оба эти законопроекта были подготовлены в связи с вступлением в силу в 2007     
году Федерального закона № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные             
законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и           
структуры государственного образовательного стандарта". До принятия этого       
закона государственные образовательные стандарты включали в себя федеральный    
и региональный компоненты, а также компонент образовательного учреждения,       
причём Российская Федерация в лице федерального органа государственной власти   
в пределах его компетенции могла устанавливать только федеральные компоненты    
государственного образовательного стандарта. Федеральный закон № 309-ФЗ         
установил принципиально новое понятие федерального государственного             
образовательного стандарта как совокупности нормативных правовых предписаний,   
устанавливающих от имени Российской Федерации систему правил и требований к     
структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и           
результатам их освоения, поэтому рассматриваемые законопроекты и не ставят      
под сомнение необходимость установления единого федерального государственного   
образовательного стандарта, но предлагают закрепить региональную составляющую   
как обязательную часть всех основных образовательных программ вне зависимости   
от уровня предоставляемого образования и закрепить право субъекта Российской    
Федерации на формирование этой части.                                           
                                                                                
В законопроекте, представленном Государственным Советом Республики Татарстан,   
кроме того, предлагается установить право каждого получить образование любого   
уровня, в том числе высшего и послевузовского профессионального образования,    
на родном языке. Учитывая, что речь в последнем случае может идти более чем о   
ста шестидесяти языках и о более двухсот наречий, которые есть в нашей          
стране, обеспечить реализацию предлагаемой нормы для всех уровней образования   
невозможно. В настоящее время такое право установлено в отношении основного     
общего образования. Кроме того, законодательно закреплено право на выбор        
языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.   
При этом право граждан на получение образования на родном языке                 
обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных     
учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования. Таким      
образом, данный вопрос оптимально урегулирован в действующем                    
законодательстве.                                                               
                                                                                
Что же касается закреплённых в стандартах положений о региональной              
составляющей как обязательной части всех основных образовательных программ      
независимо от уровня предоставляемого образования, то для профессионального     
образования в общем случае это невыполнимо. А что касается общего               
образования, то норма об обязательном учёте региональных, национальных,         
этнокультурных особенностей народов Российской Федерации при разработке         
примерных основных общеобразовательных программ присутствует в принятом нами    
в первом чтении 8 апреля проекте федерального закона № 293588-5. На             
сегодняшний день этот законопроект подготовлен ко второму чтению и выносится    
на рассмотрение 20 мая, там всё, что касается изучения родного языка и родной   
литературы в общеобразовательной школе, прописано.                              
                                                                                
Хочу напомнить, что для решения проблем, вызвавших появление обсуждаемых        
сегодня законопроектов, ещё в январе 2009 года в Закон Российской Федерации     
"Об образовании" было внесено положение, расширяющее полномочия органов         
государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования в      
отношении их участия в разработке примерных основных образовательных программ   
с учётом их уровня и направленности (в части учёта региональных, национальных   
и этнокультурных особенностей).                                                 
                                                                                
Правительство Российской Федерации не поддержало законопроекты в                
представленной редакции. Серьёзные замечания высказаны в заключениях            
Правового управления Аппарата Государственной Думы. Учитывая сказанное,         
комитет предлагает представленные проекты № 52584-5 и № 60202-5 отклонить.      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчикам? Есть вопросы. Смолин,      
Рохмистров - два вопроса. Никого я не забыл? Подводим черту.                    
                                                                                
Смолин, пожалуйста.                                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. У меня вопрос к обоим докладчикам.                                 
                                                                                
Уважаемая Ирина Константиновна, уважаемый Ильдар Ирекович! Действительно, по    
прежнему закону ситуация была достаточно простая, полномочия распределены       
чётко: 75 процентов содержания образования задаётся на федеральном уровне,      
10-15 процентов формируют регионы, 10-15 процентов формирует сама школа. В      
новом законе написано, что стандарт формируется с учётом мнения участников      
образовательного процесса, хотя непонятно, каких и в каком объёме. Вопрос: не   
является ли появление законопроектов Республики Татарстан и Республики          
Башкортостан доказательством того, что новая система оказалась менее внятной,   
чем предыдущая? В чём вы видите достоинства и недостатки новой системы по       
сравнению с прежней?                                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто будет отвечать?                           
                                                                                
Гильмутдинов, пожалуйста.                                                       
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Ну, данный вопрос не имеет прямого отношения к этим          
законопроектам, он более, скажем так, глубокий, и я думаю, что то, о чём        
говорил депутат Смолин, необходимо обсуждать не в рамках рассмотрения данного   
законопроекта. Есть предложение: если это так интересно, давайте на уровне      
Комитета по образованию вместе это пообсуждаем.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Константиновна, есть необходимость что-то           
сказать?                                                                        
                                                                                
РОДНИНА И. К. Ну, я хочу сказать, что тот новый законопроект, который мы        
будем обсуждать и который выносится на второе чтение, подготовлен депутатами    
всех фракций, и я думаю, что в его обсуждении вы можете поучаствовать, а        
данные законопроекты были представлены значительно раньше, до внесения многих   
изменений. На сегодняшний день многие вопросы, которые ставят эти               
законопроекты, уже урегулированы.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Рохмистров.                                   
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
У меня вопрос к представителю комитета. Редкий случай, когда мы согласны с      
тем, что надо отклонять законопроекты, но хотелось бы уточнить мотивацию. Не    
считаете ли вы...                                                               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот теперь уже вопрос.                                    
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. ...обязанность русских, проживающих на территории              
национальных республик, изучать национальный язык в обязательном порядке на     
любом уровне образования дискриминацией русского народа?                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это вам вопрос, Ирина Константиновна.                     
                                                                                
РОДНИНА И. К. Ну, наверное, поэтому мы и отклоняем эти законопроекты... не      
потому что это дискриминация, а в первую очередь потому, что мы не можем даже   
чисто физически всё это выполнить: сто шестьдесят языков, как я сказала, -      
это просто нереально. Но мы даём возможность и право, оно прописано, изучать    
свои национальные языки. О какой дискриминации вы говорите? Я вас не очень      
поняла.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, хорошо, присаживайтесь.                              
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Депутат Рохмистров и депутат Шудегов. Но я          
обращаю ваше внимание на то, что у нас осталось пятнадцать минут до "часа       
голосования", поэтому постарайтесь уложиться в пять минут.                      
                                                                                
Пожалуйста, Рохмистров.                                                         
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Я постараюсь коротко. О какой дискриминации я говорил? Я       
говорил о том, что у нас единое государство, единое образовательное             
пространство и я не понимаю, почему у ребёнка русского, проживавшего на         
территории, например, Ивановской, Владимирской или Рязанской области и          
переехавшего на работу в какую-то из национальных республик, вдруг возникает    
обязанность изучать национальный язык, который там является обязательным.       
Естественно, он его не изучал, потому что он пришёл в новый класс даже, может   
быть, не с начала года. И получается, что он становится как бы вне закона,      
потому что он никогда не наберёт по этому национальному языку необходимые       
баллы.                                                                          
                                                                                
Кроме того, использование тех или иных языков - а их сто шестьдесят, двести     
наречий и так далее, и так далее - носит локальный характер, поэтому делать     
их в любом виде обязательными для изучения на территории всей Российской        
Федерации - это дискриминация 80 процентов населения, которое проживает на      
территории Российской Федерации.                                                
                                                                                
И собственно говоря, здесь есть более, так скажем, глубокая опасность:          
сегодня обязательным станет национальный язык, завтра обязательным будет        
приём на работу со знанием национального языка, потом в паспорте появится       
дополнительная страничка на национальном языке, а потом появятся отдельные      
государства. Мы уже все эти моменты проходили, не надо идти по замкнутому       
кругу и ещё раз создавать предпосылки к тому, чтобы раздробилась наша Родина    
на несколько составных частей. Есть нормальное понимание государственного       
языка. Мы ни в коем случае не умаляем возможности при наличии желания изучать   
любой язык, любое наречие, хоть из ста шестидесяти, хоть из двухсот, хоть из    
пятисот, как и любой иностранный язык. Есть желание изучать язык, -             
естественно, его будут изучать. Есть желание соблюдать национальные традиции,   
- конечно, соблюдайте. У нас свобода вероисповедания, но это не значит, что     
на территории, где принято христианство, все в обязательном порядке должны      
быть христианами, или на территории, где у нас превалирует мусульманское        
население, все остальные вдруг должны поменять свою веру. Все должны            
исповедовать ту веру, которую они хотят, независимо от места проживания на      
территории России, и изучать любой язык, который они хотят. Обязательным        
должен являться только один, государственный язык - русский. Навязывание в      
качестве обязательных каких-либо других стандартов считаем дискриминацией 80    
процентов населения Российской Федерации. Поэтому в этой части мы               
поддерживаем комитет и не поддерживаем два настоящих законопроекта.             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шудегов Виктор Евграфович.                    
                                                                                
ШУДЕГОВ В. Е. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня мы          
рассматриваем два законопроекта, концепция которых предполагает установление    
в основной образовательной программе региональной или                           
национально-региональной части.                                                 
                                                                                
Я расцениваю внесение этих законопроектов Государственным Советом Республики    
Татарстан и Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан как   
продуманный и мужественный шаг законодателей этих республик, как осознанную     
необходимость исправления ошибок правящей партии, ведь именно благодаря         
деструктивной позиции "ЕДИНОЙ РОССИИ" в отношении образования в 2007 году из    
образовательного законодательства были исключены региональные и                 
национально-региональные компоненты государственного образовательного           
стандарта. Это привело к тому, что изучение родного языка стало возможным       
только в ущерб федеральному компоненту стандарта, в ущерб русскому языку.       
Нашим детям придётся делать нелёгкий выбор: или русский, или родной язык.       
Коварство заключается в том, что после введения ЕГЭ как обязательного           
экзамена выбор стал очевиден: без русского языка не поступишь ни в один вуз,    
следовательно, родной язык должен быть забыт. Получается, что власть            
способствует исчезновению целых народов, которые без языка неизбежно уходят в   
небытие.                                                                        
                                                                                
И вот сегодня законодатели Татарстана и Башкортостана, где абсолютное           
большинство составляют депутаты от "ЕДИНОЙ РОССИИ", предлагают исправить эту    
ошибку, а федеральная фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" пытается отклонить указанные      
законопроекты. Это уже раскол в "ЕДИНОЙ РОССИИ".                                
                                                                                
Наша фракция поддерживает концепцию законопроектов в части изучения именно      
родных языков. Почему?                                                          
                                                                                
Первое. Для нашей многонациональной и огромной по территории страны             
возможность изучения родного языка и культуры разными народами, возможность     
изучения особенностей своего региона, своей малой родины является непременным   
и обязательным условием укрепления единства России, комфортного состояния       
человека любой национальности на её просторах. Ведь сохранение единства         
многонациональной России - то, что сегодня бездумно разрушается, - во многом    
определялось разумной государственной политикой в области родных языков: их     
изучали и сохраняли веками.                                                     
                                                                                
Второе. Сохранение родных языков, культуры и обычаев - это залог сохранения     
нравственности и морали в обществе.                                             
                                                                                
Третье. Надо понимать, что в последние годы в мире, прежде всего из-за          
глобализации, происходят негативные процессы в рассматриваемой сфере жизни      
общества: в среднем за месяц исчезают как минимум два языка, а вместе с ними    
исчезают культура, обычаи, образ жизни и мышления, исчезают народы. Мы не       
должны повторять этой мировой ошибки, тем более мы имеем для этого              
возможности, традиции и опыт.                                                   
                                                                                
Четвёртое. Финансовых затрат со стороны федерального центра эти законопроекты   
не потребуют.                                                                   
                                                                                
Пятое. Рассмотрение настоящих законопроектов откладывалось семь раз. Почему?    
Ответ на этот вопрос мы получили вот только что из уст предыдущих               
докладчиков: нам было предложено рассмотреть законопроект "О внесении           
изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и в статью 9 Закона     
Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации". Теперь стало      
понятно, что этот законопроект был разработан спешно, чтобы не дать принять     
рассматриваемые сегодня законопроекты. Иными словами, был создан                
альтернативный законопроект. Какова же альтернатива по своей сути? По           
существу, она лишь даёт право школьникам, изучавшим родной язык, сдавать его    
не в форме ЕГЭ, а по правилам, которые будут приняты на уровне субъекта         
Российской Федерации. Безусловно, этого недостаточно для решения задачи         
сохранения единства нашей Родины. Представляется, что нам надо вернуть этот     
законопроект в первое чтение и за основу в части регионального или              
национально-регионального компонента взять концепцию рассматриваемых            
законопроектов.                                                                 
                                                                                
Несмотря на то что законопроекты по своей сущности идентичны, представляется,   
что с юридико-технической точки зрения можно за основу взять законопроект       
Башкортостана.                                                                  
                                                                                
Говоря о том, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" проголосует за эти              
законопроекты, полагаю, что Государственная Дума должна принять целый ряд       
законов, направленных на сохранение и развитие родных языков народов,           
проживающих в России, средствами российской системы образования.                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за лаконизм.                                      
                                                                                
Уважаемые депутаты, у нас два альтернативных законопроекта, мы выносим их на    
"час голосования" и будем голосовать в рейтинговом режиме, а потом тот          
законопроект, который наберёт большее число голосов, будет поставлен на         
окончательное голосование.                                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3411 по 3461 из 4845
Обращаю ваше внимание, что пункты 11.1 и 11.2 мы будем голосовать в режиме      
альтернативного голосования. Ставится на голосование пункт 11.1.                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, рейтинговое, уточняем, рейтинговое, не                
альтернативное, более правильно: рейтинговое голосование.                       
                                                                                
Ставится на голосование пункт 11.2.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты по пункту 11.1.                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за               48 чел.10,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     48 чел.                                          
Не голосовало                 402 чел.89,3 %                                    
                                                                                
Теперь покажите результаты по пункту 11.2.                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за               37 чел.8,2 %                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     37 чел.                                          
Не голосовало                 413 чел.91,8 %                                    
                                                                                
Как набравший наибольшее число голосов в результате рейтингового голосования,   
ставится на голосование пункт 11.1, законопроект "О внесении изменений в        
Закон Российской Федерации "Об образовании" и статью 5 Федерального закона "О   
высшем и послевузовском профессиональном образовании".                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за               49 чел.10,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     49 чел.                                          
Не голосовало                 401 чел.89,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.