Заседание № 127

01.11.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона № 52575-3 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (в части исключения положений, предусматривающих обязательное нотариальное удостоверение договора об ипотеке).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2246 по 2348 из 6937
Сейчас мы в соответствии с нашей повесткой дня переходим к рассмотрению         
вопроса 9: о проекте федерального закона "О внесении изменений в Гражданский    
кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге           
недвижимости)". Докладчик - Артемьев Анатолий Иванович.                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АРТЕМЬЕВ А. И. Уважаемый Владимир Петрович, уважаемые коллеги! 13 июня этого    
года Госдума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в       
Гражданский кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон "Об ипотеке       
(залоге недвижимости)", внесенный нашим коллегой Четвериковым. Суть             
законопроекта заключается в отмене нормы об обязательном нотариальном           
удостоверении договора ипотеки. Необходимость указанной новации объясняется,    
по мнению Четверикова, тремя факторами.                                         
                                                                                
Во-первых, на практике требование об обязательном удостоверении договора        
ипотеки осложняет процедуру оформления этого договора и приводит к              
существенному ее удорожанию.                                                    
                                                                                
Во-вторых, Гражданский кодекс не предусматривает процедуры обязательного        
нотариального удостоверения договоров по иным сделкам с недвижимостью, то       
есть договоров продажи, мены, дарения и так далее.                              
                                                                                
В-третьих, как правило, одной из сторон договора ипотеки выступает кредитная    
организация, которой вполне по силам самостоятельно, без привлечения            
нотариуса, убедиться в надежности своего партнера. И наконец, нотариальное      
удостоверение не является гарантией от недобросовестных действий различного     
рода аферистов.                                                                 
                                                                                
Указанный законопроект был принят Государственной Думой, несмотря на            
отрицательную позицию Правительства Российской Федерации. Комитет по            
собственности принял законопроект к исполнению и вел работу по подготовке       
законопроекта к процедуре второго чтения. Однако 20 июля этого года в Комитет   
по собственности поступило официальное заключение Президента Российской         
Федерации на указанный законопроект, в котором Президент России выразил         
принципиальное несогласие с концепцией законопроекта. В частности, Президент    
считает, что в целях обеспечения и защиты прав граждан при осуществлении        
операций с недвижимостью необходимо сохранить институт обязательного            
нотариального удостоверения договора ипотеки, поскольку один институт           
государственной регистрации ипотеки не решает в должной мере указанную          
проблему. К тому же и Правительство Российской Федерации повторно письмом       
подтвердило свою негативную позицию, высказанную к первому чтению.              
Разумеется, что после получения таких заключений продолжение работы по          
подготовке законопроекта ко второму чтению потеряло всякий смысл.               
                                                                                
Комитет по собственности рассмотрел сложившуюся ситуацию и с учетом мнения      
автора, депутата Четверикова, единогласно пришел к выводу о необходимости       
возврата законопроекта к процедуре первого чтения. При этом комитет отметил     
необходимость дальнейшей работы над законопроектом, чтобы в процессе            
подготовки к процедуре первого чтения учесть концептуальные замечания           
Президента Российской Федерации и Правительства. Одновременно комитет           
выражает надежду на конструктивную позицию исполнительной власти при            
доработке законопроекта. Прошу поддержать позицию комитета. Спасибо за          
внимание.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику? Вопросов нет. Есть ли       
желающие выступить? Таковых нет.                                                
                                                                                
Представители Правительства, Президента? Нет, не выступают.                     
                                                                                
Значит, тогда мы приступаем к голосованию. Нам надо, во-первых, проголосовать   
о том, согласны ли мы в соответствии с проектом постановления, которое у вас    
на руках, возвратить проект федерального закона к процедуре первого чтения.     
Кто за это предложение? Прошу голосовать.                                       
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              289 чел.             64,2%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    289 чел.                                          
Не голосовало                 161 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Предложение принимается.                                                        
                                                                                
Теперь мы должны проголосовать о том, согласны ли мы принять этот               
законопроект в первом чтении. Прошу голосовать. Кто за то, чтобы принять этот   
законопроект в первом чтении? (Выкрики из зала.)                                
                                                                                
Одну секунду!.. Сейчас регламентный комитет пусть нам поможет в этом деле. Мы   
вернули проект к процедуре первого чтения. Теперь мы должны проголосовать...    
Сейчас, одну секундочку, мы проконсультируемся. По-моему, всё правильно: мы     
должны проголосовать о принятии его, как нам докладчик и рекомендовал, в        
первом чтении, а затем мы, таким образом, дадим возможность рассматривать       
поправки ко второму чтению.                                                     
                                                                                
Итак, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении?             
Пожалуйста, прошу голосовать.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              142 чел.             31,6%                        
Проголосовало против           76 чел.             16,9%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    218 чел.                                          
Не голосовало                 232 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект не принят в первом чтении, значит, он отклонен.                    
                                                                                

Заседание № 99

13.06.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона № 52575-3 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (в части исключения положений, предусматривающих обязательное нотариальное удостоверение договора об ипотеке).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5753 по 5958 из 6886
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Переходим к пункту 30 повестки дня: о проекте закона "О   
внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и в Федеральный    
закон "Об ипотеке...". Докладчик - Четвериков. С содокладом выступит Грачёв,    
председатель подкомитета Комитета по собственности.                             
                                                                                
Пожалуйста, Александр Владимирович. Законопроект первого чтения.                
                                                                                
ЧЕТВЕРИКОВ А. В., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых          
депутатов)".                                                                    
                                                                                
Уважаемый Владимир Вольфович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию               
предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский     
кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон "Об ипотеке..." в части       
отмены нотариального заверения договора ипотеки. С 1 января 2000 года на всей   
территории России приобретение и изменение прав на недвижимое имущество         
регистрируется в соответствии с принятым Государственной Думой Федеральным      
законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок    
с ним". Наряду с этим отдельные нормы, касающиеся регистрации прав на           
недвижимое имущество, определены Гражданским кодексом Российской Федерации, а   
в части, касающейся ипотеки, - Федеральным законом "Об ипотеке...".             
                                                                                
К сожалению, из-за неодновременности принятия этих законов, регулирующих        
отношения в сфере недвижимости, в Гражданском кодексе и в законе "Об            
ипотеке..." остались нормы об обязательном нотариальном удостоверении           
договора ипотеки. Эта норма была перенесена в них из Закона РФ "О залоге"       
из-за отсутствия при подготовке соответствующего законодательства не только     
системы государственной регистрации прав на недвижимость, но и самого закона    
о регистрации. Проще говоря, во время принятия закона "Об ипотеке..." не было   
ни законодательной базы, ни системы регистрации прав на недвижимость,           
осуществляемой в настоящий момент учреждениями юстиции при регистрации права    
на недвижимость. Кто-то должен был удостоверять договор залога, и эту роль      
возложили на нотариат. В связи с принятием закона "О государственной            
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" нотариальное           
удостоверение утратило какой-либо смысл и не несет совершенно никаких           
юридических последствий, одновременно являясь дорогостоящей и хлопотной         
формальностью. В настоящее время для того, чтобы ипотека вступила в силу,       
необходимо нотариально удостоверить договор, зарегистрировать его, а затем      
зарегистрировать право залога. Самая дорогостоящая операция - это операция      
нотариального удостоверения, поскольку именно с нее берется пошлина,            
пропорциональная стоимости самой сделки, а фактически - стоимости               
недвижимости.                                                                   
                                                                                
Стоимость оформления договора залога составляет в настоящий момент от 1 до      
1,5 процентов от стоимости закладываемого имущества. А на практике под залог    
имущества удается привлечь кредиты, в сумме составляющие лишь 50 процентов от   
стоимости залога. Это означает, что ставка нотариального заверения договора     
ипотеки для получения кредитов равна 3 процентам от стоимости получаемого       
кредита, что делает получение краткосрочного кредита, сроком до года,           
совершенно невыгодным, невозможным. Присутствие данной нормы, несмотря, на      
первый взгляд, на незначительность проблемы, является на практике очень         
значимым сдерживающим фактором развития экономики. В частности, совершенно      
невыгодно получать краткосрочные кредиты под залог квартиры, земельного         
участка, здания, сооружения. А это значит, что невозможны программы развития    
агропромышленного комплекса, жилищной реформы. Это значит, что мы выводим из    
реального сектора экономики практически всю российскую недвижимость, снижая     
тем самым капитализацию практически всей страны. Известно, что получение        
кредитов под залог недвижимости более выгодно эффективным собственникам.        
Таким образом, мы лишаем эффективных собственников также этой возможности.      
                                                                                
В свою очередь, исключение из законодательства обязательного нотариального      
заверения договора об ипотеке не ограничивает возможность осуществлять такое    
удостоверение по соглашению сторон. Следует обратить внимание на то, что        
операция с залогом недвижимости по масштабам и последствиям для сторон          
равноценна купле-продаже той же недвижимости. Однако договор купли-продажи      
здания, сооружения, дома, квартиры может быть представлен для государственной   
регистрации сделки и регистрации перехода права на недвижимость в простой       
письменной форме и не требует нотариального удостоверения, что также            
подтверждает утрату актуальности нотариального заверения сделок с               
недвижимостью при договоре ипотеки.                                             
                                                                                
На основе всего вышеизложенного я предлагаю принять указанный законопроект в    
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, содокладчик - Иван Дмитриевич Грачёв.         
                                                                                
ГРАЧЁВ И. Д., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском          
объединении.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, голосуя по этому законопроекту, вы должны ответить всего     
на один вопрос: должен или не должен гражданин, небогатый гражданин, который    
идет покупать квартиру в кредит, используя механизм ипотеки, платить            
обязательно нотариусу около 3 процентов от стоимости этой квартиры? Вот         
должен или нет? Ответ автора законопроекта: нет, не должен. Комитет считает     
точно так же по трем причинам.                                                  
                                                                                
Первая причина: с момента принятия и введения в действие закона "О              
регистрации прав..." все ипотеки обязательно регистрируются в едином реестре    
прав на недвижимость и сделок с ней. То есть в этом смысле нотариальное         
заверение не дает дополнительных гарантий.                                      
                                                                                
Второй момент, чрезвычайно важный, - стоимость, то есть нотариус может          
застраховать на сумму, заведомо меньшую суммы одного взноса, а не сотен         
взносов по этой сделке, по сделке с недвижимостью. Следовательно, человеку,     
тому, кто работает по ипотеке, экономически это ничего дать в принципе не       
может.                                                                          
                                                                                
И третья причина. Насколько я знаю, Правительство согласно как минимум с тем,   
что 1,5 процента от стоимости недвижимости - это заведомо превышает то, что     
нужно для реализации нормальной ипотеки в России. Но я бы от себя добавил, а    
не от комитета, что вот сейчас идет медленная такая непрерывная борьба за       
снижение процента для массовой ипотеки, причем каждые полпроцента имеют         
принципиальное значение. Ну, например, 12 и 10 процентов - оценки людей         
просто принципиально отличаются по массовости. И если мы потихоньку дожимаем    
по всем пунктам ипотеку в части процента, то, конечно, самое время решить       
вопрос с нотариусом.                                                            
                                                                                
Я полагаю, в связи с отрицательным заключением Правительства надо найти         
компромиссное решение: проголосовать сейчас в первом чтении этот законопроект   
об отмене, дальше, до осени выждать (Правительство собирается внести пункт о    
принципиальном изменении стоимости такого нотариального заверения ипотеки) и    
вернуться осенью ко второму чтению. Прошу вас проголосовать за законопроект в   
первом чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, вопросы к обоим докладчикам. Нет. Кто хочет   
выступить? Нет. Представители Правительства?..                                  
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Викторович.                                                  
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Владимир Вольфович, уважаемые депутаты! Я не совсем,    
может быть, правильно понял Ивана Дмитриевича. О каких 3 процентах идет речь    
и какие дополнительные действия Правительства требуются, когда в первом         
чтении в Государственной Думе уже принята глава 26 - о государственной          
пошлине? И в частности, в этой главе снижены ставки государственной пошлины     
за нотариальное удостоверение договора ипотеки, залога за недвижимое            
имущество, с 1,5 процента от стоимости договора (что действительно серьезно)    
до 200 рублей либо 0,5 процента от стоимости закладываемого имущества. 0,5      
процента от стоимости закладываемого имущества берется в тех случаях, когда     
общая стоимость данного недвижимого имущества становится ниже 40 тысяч, и       
тогда норма 200 рублей является максимальной. Но платить 200 рублей за          
нотариальное заверение договора ипотеки, залога недвижимости, - это очень       
важная социальная гарантия. Ведь нотариус в соответствии с законом "О           
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"        
проверяет все документы на данное имущество, предусмотренные данным законом.    
И это является для многих наших граждан, которые не обладают высоким уровнем    
правовой культуры, не обладают высоким знанием действующих норм, инструкций и   
установок, дополнительной и серьезнейшей социальной гарантией того, что         
сделка, которую они заключают, передавая свое имущество, является               
официальной, правильной. Вот почему мы считаем, что на данном этапе развития    
рынка, на данном этапе развития гражданско-правовых отношений нельзя отменять   
эту норму. Потому что в отличие от норм купли-продажи, мены и дарения           
недвижимости договор ипотеки является также способом обеспечения                
обязательств. А это совсем иная гражданско-правовая природа.                    
                                                                                
Всё это изложено в официальном отзыве Правительства. Стоимость услуг            
нотариуса сегодня, если закон о государственной пошлине будет принят во         
втором и в третьем чтениях в Государственной Думе, будет составлять всего 200   
рублей. Поэтому мы полагаем, что нет необходимости поддерживать данный          
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Дмитриевич, присаживайтесь. Обсуждения нет. Я        
забыл вас попросить сразу присесть, потому что это уже выступление, позиция     
Правительства. Вопросов не было, и выступить не было желающих. По Регламенту    
он имел право говорить, но это уже позиция Правительства. (Выкрики из зала.)    
Он не задавал вопрос. Я же спросил: кто хочет задать вопрос? Никто не           
захотел. Выступить?.. Никто не захотел. После этого представитель               
Правительства выступает, просто свою позицию высказывает. Он может ставить      
вопросы, это манера изложения. По Регламенту всё закончилось. (Шум в зале.)     
Иван Дмитриевич, пожалуйста, присаживайтесь. Всё уже. Заключительное слово?     
Пожалуйста, используйте как форму ответа. Но представитель Правительства не     
ставил вопрос.                                                                  
                                                                                
ГРАЧЁВ И. Д. Спасибо большое, Владимир Вольфович.                               
                                                                                
Я так полагаю, что, если вопросы заданы, на них надо отвечать. На второй        
вопрос я ответить не могу и надеюсь, что автор мне поможет.                     
                                                                                
Относительно того, откуда берутся 3 процента, когда всего 1,5 процента          
нотариальное заверение и в будущем возможно 0,5 процента. Реальная ипотека в    
России такова, что человеку не то что 70 процентов от стоимости недвижимости    
не дают... А когда он использует старое жилье (а большинство наших с вами       
сограждан именно так будут работать по ипотеке, так, как во всех не очень       
богатых странах), то часто кредит составляет и 10 процентов, и 15 процентов     
от стоимости недвижимости, поэтому даже ваши 0,5 процента будут чрезвычайно     
обременительной суммой с точки зрения взятого кредита. Если результатом         
конечным по окончании второго и третьего чтения закона будет, что для всех      
действительно 200 рублей за нотариальное удостоверение, тогда да, тогда этот    
законопроект надо будет снимать. Но я думаю, что как раз к осени мы и           
разберемся, что же окончательно получилось в законе с нотариальным              
удостоверением и что же окончательно получилось с поправками к закону "Об       
ипотеке...". Я уверен, что мы найдем хорошее компромиссное решение, если все,   
что вы сказали, - это так, как оно есть.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Дмитриевич.                                 
                                                                                
Ставится на голосование пункт 30 повестки дня: проект закона о внесении         
изменений в Гражданский кодекс и в Федеральный закон "Об ипотеке...".           
Пожалуйста, прошу голосовать.                                                   
                                                                                
Кто без карточки? Нет.                                                          
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 48 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              285 чел.             63,3%                        
Проголосовало против           82 чел.             18,2%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    368 чел.                                          
Не голосовало                  82 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Прошел законопроект.                                                            
                                                                                

Заседание № 94

17.05.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (в части изменений, отменяющих нормы об обязательном нотариальном удостоверении договора ипотеки).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1390 по 1418 из 6483
ЛОГИНОВ А. В. К сожалению, Правительство еще просило бы рассмотреть             
возможность перенести рассмотрение пункта 38, заключительного пункта            
повестки. Это связано с тем, что мы не сумели согласовать между федеральными    
органами исполнительной власти позицию в отношении данного законопроекта. У     
нас имеются разногласия, которые будут урегулированы в течение одной недели.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, мнение комитета, который представляет    
данный закон. Кто? Или депутат Четвериков, или Грачёв? Сейчас, сейчас...        
Четвериков здесь? Грачёв здесь?                                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. По ведению!                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я вам дам слово по ведению, я ведь не глухой.             
                                                                                
Грачёв здесь? Нет.                                                              
                                                                                
По ведению - Николай Васильевич Коломейцев. Пожалуйста.                         
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Согласно     
статье 112 закон может снять или субъект права, или ответственный комитет. В    
данной ситуации Правительство неправомерно снимает, предлагает снять с          
повестки дня. Спасибо.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оно ничего не снимает, снимает или автор закона... А      
Правительство просто может высказать свое мнение по повестке, вот и всё.        
                                                                                
Депутатов нет ответственных, поэтому закон в повестке остается. Нам некого      
спросить, какова судьба этого закона.