Заседание № 188

08.10.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 525729-6 "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части, касающейся процедуры подсчёта голосов избирателей, участников референдума).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5348 по 5690 из 6099
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 68       
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на        
участие в референдуме граждан Российской Федерации". Докладывает Валерий        
Фёдорович Рашкин.                                                               
                                                                                
РАШКИН В. Ф., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, на ваше рассмотрение выносится законопроект "О внесении      
изменения в статью 68 Федерального закона "Об основных гарантиях                
избирательных прав...". Одна из основных проблем российских выборов - это       
отсутствие к ним доверия со стороны населения. Люди теряют доверие к власти и   
не идут на выборы, это подтверждает и рекордно низкая явка в прошедший 14       
сентября единый день голосования. В своё время для повышения доверия            
избирателей на участках стали устанавливать технические средства подсчёта       
голосов, которые в последнее время всё чаще используются на выборах             
различного уровня. Так, при проведении выборов мэра Москвы в сентябре 2013      
года и на выборах в Московскую городскую Думу в сентябре 2014 года на трети     
избирательных участков использовались комплексы обработки избирательных         
бюллетеней, так называемые КОИБы. Однако эффект получился обратный:             
результаты голосования там, где были установлены КОИБы, неизменно вызывают      
сомнения, среди экспертов всё чаще звучит мнение, что уровень развития          
современных электронных средств обработки и передачи информации даёт реальную   
возможность для вмешательства в работу КОИБов извне для корректировки данных    
голосования.                                                                    
                                                                                
По сути, КОИБ - это управляемая человеком техника, а потому в него можно        
заложить любое программное обеспечение и получить какой угодно результат.       
Проверка достоверности работы программного обеспечения в настоящий момент       
невозможна: к программному обеспечению не допущены ни кандидаты, ни             
избирательные объединения, ни члены комиссии, только специально обученные       
люди извне. Кто эти люди, мы не знаем, как на этом этапе устанавливается        
программное обеспечение, как оно проверяется, нам тоже неизвестно. К примеру,   
на проходивших три недели назад выборах в Московскую городскую Думу перед       
днём голосования, в субботу, собрали все флешки с программным обеспечением,     
где и что с ними делали - до сих пор загадка. Всё это не вызывает доверия и     
ставит под вопрос легитимность самой процедуры голосования.                     
                                                                                
Ещё один вопрос по КОИБам - это их сертификация. Железки, из которых они        
сделаны, сертифицируются, электроника тоже сертифицируется, а программа не      
сертифицируется, её создают какие-то специалисты, и на кого эти специалисты     
работают, мы не знаем. К примеру, 4 марта 2012 года в ходе проведения           
голосования по выборам Президента Российской Федерации и главы города Ливны     
при подсчёте голосов избирателей была выявлена подозрительная закономерность:   
по итогам голосования на десяти участках, где были установлены КОИБы, разница   
в количестве набранных голосов между кандидатом от Компартии Валентиной         
Коротковой и кандидатом от "ЕДИНОЙ РОССИИ" Леонидом Фаустовым составила в       
среднем 200-250 голосов, на остальных двадцати избирательных участках Ливен,    
не оснащённых КОИБами, результат был совершенно иным, и Короткова потребовала   
произвести подсчёт избирательных бюллетеней вручную, но комиссия отказалась     
это делать. Таким образом, имеются все основания предполагать проведение        
массовой фальсификации итогов голосования с использованием современных          
средств подсчёта голосов.                                                       
                                                                                
В 2009 году коммунистами был проведён эксперимент, и на отдельных               
избирательных участках выяснилось, что КОИБы не могут технически отличить       
настоящий бюллетень со всеми его степенями защиты от ксерокопии, то есть они    
считывают данные не только с избирательных бюллетеней, но и с обычной бумаги,   
что даёт возможность вброса огромного количества лишних голосов. Конечно,       
попытка опустить бюллетеней больше, чем установлено для голосования на          
участке, должна быть сигналом для участковой комиссии и наблюдателей о          
возможных противоправных действиях, и тогда члены комиссии должны вручную       
пересчитывать голоса, однако мы не готовы полагаться на честность и             
порядочность членов избирательных комиссий.                                     
                                                                                
На прошлых выборах в Московскую городскую Думу коммунисты через суд требовали   
избирком представить им использованные бюллетени, так как данные их             
наблюдателей не сходились с итоговыми данными, суд постановил бюллетени         
партии выдать, но вот в Мосгоризбиркоме выдавать бюллетени отказались, не       
выдали нам до сегодняшнего дня. Учитывая, что поданные в прошлом году на        
выборах депутатов местного уровня в Новой Москве жалобы о массовой незаконной   
коррекции итогов, результатов голосования на участках с КОИБами до сих пор      
находятся на различных стадиях уголовно-процессуальной и надзорной проверки в   
органах прокуратуры и Следственного комитета разных уровней, возникает вполне   
обоснованное опасение, что кто-то всеми силами пытается создать условия для     
фальсификации и незаконной коррекции итогов, результатов голосования и          
выборов на всех избирательных участках.                                         
                                                                                
Современное выборное законодательство не даёт возможности развеять эти          
сомнения, так как в настоящее время единственным способом проверки              
результатов подсчётов с помощью КОИБов является контрольный, то есть ручной     
подсчёт голосов избирателей на 5 процентах избирательных участков,              
определённых жребием. При этом жеребьёвка проводится в течение получаса после   
окончания времени голосования, и фактически это означает, что избирательным     
комиссиям на некоторых выбранных для проверки участках сразу же дают понять:    
здесь фальсифицировать нельзя. Зато все остальные могут вздохнуть свободно и    
подтасовывать результаты без всякого опасения!                                  
                                                                                
Единственное, что может вернуть доверие к электронному подсчёту голосов, -      
это случайно выбранный ручной пересчёт голосов после получения результатов на   
всех участках с применением КОИБов, и не до, как это сейчас действует, а        
только после. Мы настаиваем на том, что жеребьёвка должны проводиться в         
течение получаса после подписания протоколов об итогах голосования и выдачи     
их заверенных копий на всех избирательных участках, где голосование             
проводилось с использованием технических средств подсчёта голосов.              
                                                                                
Таким образом, уважаемые коллеги, мы предлагаем изменить порядок подсчёта,      
пересчёта голосов избирателей, фиксируя, что жеребьёвку нужно проводить после   
подписания протоколов на всех избирательных участках, где подсчёт голосов       
происходил с помощью КОИБов.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Фёдорович.                               
                                                                                
Пока Дмитрий Фёдорович Вяткин готовится к содокладу, скажу: Валерий             
Фёдорович, вы мне потом поясните, кто из заместителей подписал вам              
командировку на неделе пленарных заседаний, ладно? Спасибо. Если такого не      
было, то это нельзя квалифицировать как командировку, значит, Николай           
Васильевич ввёл нас в заблуждение, вот так.                                     
                                                                                
Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста.                                           
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ну, позволю себе, извините,     
тоже вставить пять копеек. Конечно, трудно усомниться в честности и             
объективности наших коллег, но столь обстоятельный и продолжительный доклад,    
притом что человек опаздывает, как выразился Николай Васильевич, на паровоз,    
вызывает определённые вопросы. Извините, но тем не менее.                       
                                                                                
Коллеги, вот мы очень часто получаем в комитете предложения по изменению или    
совершенствованию выборного законодательства, которые противоречат друг         
другу. То наши коллеги говорили, что надо везде поставить КОИБы, то вот         
сейчас прозвучало предложение вообще убрать их, потому что коллеги им не        
доверяют и так далее. То нам говорят, что очень долго считают, день считают,    
- надо быстрее, то сейчас нам, в общем-то, предлагают удлинить и усложнить      
процесс подведения итогов голосования, причём те же самые аргументы,            
собственно, приводились и при противоположном предложении.                      
                                                                                
Действующее законодательство - я готов процитировать, обратите внимание, что    
есть пункт 25 статьи 68 нашего основного закона о выборах, закона номер 67      
"Об основных гарантиях избирательных прав...", - гласит: на основании           
поступивших обоснованных жалоб (заявлений) "...участковая комиссия,             
использовавшая техническое средство подсчёта голосов, вправе принять решение    
о незамедлительном проведении непосредственного подсчёта голосов без            
использования этого средства (ручного подсчёта)" и так далее. То есть любая     
участковая комиссия может взять и посчитать голоса вручную, и тогда,            
наверное, сомнений не будет, если не доверяете техническим средствам, хотя,     
подчёркиваю, было и противоположное мнение: давайте везде технические           
средства поставим. Так что хотим-то?                                            
                                                                                
В общем, в заключении комитета всё сказано. Основная претензия - то, что        
предлагаемый порядок может необоснованно и неограниченно увеличить время        
подсчёта голосов, то есть подведения итогов голосования, что неоднократно       
подвергалось критике, в том числе нашими коллегами по Государственной Думе.     
                                                                                
Мы считаем данное предложение всё-таки нецелесообразным, больше                 
продиктованным, наверное, какими-то иными причинами, нежели желанием            
совершенствовать законодательство, и предлагаем данный законопроект             
отклонить.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы есть, коллеги? Прошу записаться.                                        
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Дмитрий Фёдорович, у меня к вам вопрос.                          
                                                                                
Наверняка вы, как и все депутаты, знаете, что в Соединённых Штатах Америки в    
ходе выборов президента и в Сенат по требованию одной из сторон проводился      
пересчёт итогов голосования в течение нескольких дней, и не избирательно, а     
там, где указали, был проведён ручной пересчёт, и только после этого уже были   
официально опубликованы результаты голосования. У нас в Рязанской области       
было немало случаев, когда на выборах главы поселения, допустим, на двух        
участках побеждал наш кандидат, а на третьем выгоняли всех наблюдателей,        
подсчитывали голоса, писали цифры и побеждал ваш коллега из "ЕДИНОЙ РОССИИ".    
Потом как мы ни требовали провести пересчёт голосов в присутствии               
наблюдателей, мы не могли этого добиться, то есть это уже преступление!         
Почему вы считаете, что в Соединённых Штатах Америки можно пересчитывать        
голоса на том участке, на который указывает одна из сторон, участвующих в       
выборах, а у нас на это запрет? Что, получается, у них демократия, а мы         
совсем уже закрытое?.. (Микрофон отключён.)                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                 
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемые коллеги, ну, я продолжаю вот эту тему, которую коллега   
Федоткин сейчас поднял, по поводу выборов в Соединённых Штатах Америки. Как     
известно, - а если вы не знаете, уважаемые коллеги, то поинтересуйтесь, - там   
больше голосов получил один кандидат, а президентом стал другой. Вот вам и      
вся процедура, на которую вы ссылаетесь как на некий эталон! Давайте мы будем   
всё-таки свои процедуры совершенствовать, а не безоговорочно и безоглядно       
ссылаться на такие далеко не самые правильные примеры демократии.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Владимирович Потапов.                                                 
                                                                                
ПОТАПОВ А. В. У меня вопрос к Дмитрию Фёдоровичу.                               
                                                                                
В своём заключении, указывая на то, что такой порядок удлиняет процедуру        
подсчёта, вы совершенно не прокомментировали, не проанализировали, как бы       
закрыли глаза на то, что пересчёт сегодня фактически заранее как бы             
определяется. Вы понимаете, когда выборы уже прошли - вот именно тогда и        
нужно определять, где произвести пересчёт! Одним словом, проблема есть.         
Неужели вы её не видите, почему закрываете глаза на то, что есть конкретные     
случаи нарушения, которые люди зафиксировали? Разными представителями           
запротоколировано, что действительно бумага вместе с бюллетенем прочитывается   
КОИБом, - он так сделан, какой-то человек его так сделал. Я просто удивлён!     
Прокомментируйте, пожалуйста.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                 
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Владимирович, мы говорим немножко о разных     
вещах: одно дело, когда нужен пересчёт голосов, - такая процедура может быть    
проведена по решению суда, другое дело, когда можно вручную посчитать голоса    
по решению избирательной комиссии, если есть какие-то жалобы обоснованные и     
участковая комиссия решит просто посчитать голоса вручную. В принципе           
участковые комиссии не ограничены в средствах и возможностях справедливого,     
открытого подсчёта голосов в присутствии всех наблюдателей. А когда суд         
принимает решение о пересчёте - это немножко другая процедура, о которой вы     
говорите, и не надо, так сказать, тут эти две процедуры смешивать.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Есть предложение: по одному от фракции.                                         
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ну, здесь,     
мне кажется, очевидное предложение. Вот Дмитрий Фёдорович, видно, ни разу не    
участвовал в выборах так, чтобы его обставили, как это делают напёрсточники,    
и не дали возможности даже пересчитать голоса, проблема же заключается в        
следующем: ни одна комиссия сегодня не даёт вам возможности вручную             
пересчитать те результаты, которые получены с помощью КОИБа, понимаете? Вам     
говорят, а вы не слышите: есть решение московского суда, обязывающее            
Московскую городскую избирательную комиссию представить документы для           
пересчёта голосов, а комиссия положила груз Донбасса на всё это и ничего не     
даёт, понимаете?                                                                
                                                                                
Далее. Ну почему вы держите людей за дурачков? У вас же не просят ничего        
лишнего! Есть КОИБ, но, если человек не доверяет результатам, дайте ему         
возможность пересчитать вручную, в чём тут проблема? Вы же начинаете            
казуистику... Я вам больше скажу: когда мы взяли флешку и попытались с неё      
скачать данные на ноутбук, то сразу и Следственный комитет, и прокурор - все    
прибежали, хотя с точки зрения законодательства, если мы за открытые и          
честные выборы, мы должны образец флешки, которую даём для КОИБа... Мы должны   
всем наблюдателям предоставить возможность увидеть это, если мы за прозрачные   
выборы, ну какая в этом проблема? Получается, что вы всё время хотите           
Болотную возбуждать... Мы ведь понимаем, что это технология "цветной            
революции", но основана она на недоверии к итогам подсчёта голосов! Поэтому     
здесь нет никакой дурной мысли, если человек сомневается - дайте ему            
возможность пересчитать. Ну, если вы честно считаете, то чего сомневаться?! Я   
живой свидетель: у нас в городе Миллерове поставили КОИБ, потом народ           
возмутился, но председатель не соглашалась на пересчёт до тех пор, пока народ   
не собрался в большом количестве; пересчитали - пятьдесят бюллетеней,           
оказывается, неправильно КОИБ посчитал, не в ту сторону, понимаете?             
                                                                                
Так что здесь у нас предлагается очень объективное, справедливое и не           
требующее никаких затрат решение проблемы: разрешить пересчитывать голоса       
вручную, если есть сомнение по поводу верности подсчёта комиссией, и ничего     
личного. Просим вас поддержать этот закон, который как раз будет уберегать      
людей от всяких ненужных возбуждений после выборов.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Николаевич Диденко, пожалуйста.                                         
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Спасибо.                                                          
                                                                                
Не буду отнимать много времени: человек торопится на паровоз...                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Уже уехал? Ну тем более, в добрый путь!                           
                                                                                
Что касается ссылки на опыт американцев и так далее. Я, может быть, удивлю      
уважаемого коллегу, но, по докладу Центральной избирательной комиссии, в        
течение последних четырёх лет лидером по нарушениям во время федеральных        
избирательных кампаний были Соединённые Штаты Америки, где на выборах           
Президента США были зафиксированы массовые нарушения со списками избирателей,   
подвоз избирателей, голосование военнослужащих по указке командующего, то       
есть примерно те же нарушения, которые фиксируются у нас, но в гораздо          
больших объёмах (а в 2002 году вообще победил кандидат, который должен был      
проиграть, и победил он только благодаря выборщикам в том штате, где            
губернатором был его брат), поэтому здесь ссылаться на этот опыт, конечно,      
неуместно.                                                                      
                                                                                
Что касается непосредственно содержания проекта закона. Фракция ЛДПР            
поддержит этот законопроект. На самом деле здесь есть определённая логика:      
смысл ручного пересчёта в случайности, во внезапности, и он должен              
происходить на определённом, небольшом количестве участков, чтобы не            
задерживать подведение общих итогов голосования. Но нельзя согласиться с        
докладчиком в том, что подсчёт голосов комплексом обработки избирательных       
бюллетеней, или КОИБом, является каким-то нарушением прав оппозиции. Я не       
знаю, как с вашими подсчётами, но во фракции, в партии ЛДПР давно               
проанализировали и пришли к выводу: там, где подсчёт ведётся с помощью КОИБа,   
процент проголосовавших за ЛДПР, наоборот, выше. В этом плане нам стоит,        
может быть, обмен данными произвести и посмотреть, почему так получается.       
Возможно, наш избиратель более молодой и у него не вызывает стресса или         
непонимания процедура голосования с помощью КОИБа.                              
                                                                                
И ещё один момент. Справедливо указано на то, что КОИБ считывает ксерокопию,    
но на самом деле сегодня технические средства позволяют вести подсчёт           
опущенных бюллетеней, то есть на барабан ставятся счётчики, а также на          
избирательных участках используются видеокамеры, и ваши соображения по поводу   
того, что лучший способ - это бумажный бюллетень, сегодня, к сожалению, не      
выдерживают никакой критики, потому что в таких условиях, когда за нашими       
выборами через сто тысяч веб-камер наблюдает весь мир, сложно говорить о том,   
что могут происходить какие-то махинации, фальсификации с КОИБом. Сегодня       
подсчёт голосов ведётся при помощи Интернета, так неужели вы думаете, что       
западные страны, которые в три увеличительных стекла следят за нашими           
выборами, по крайней мере федеральными, не нашли бы каких-то нарушений,         
пользуясь данными из открытых источников, с веб-камер и так далее, если бы      
они были?                                                                       
                                                                                
Поэтому, наоборот, современные средства подсчёта голосов нужно вводить. Мы      
наконец-то, впервые за сто лет, начали отказываться от классической подписи     
на документе, вводим электронную цифровую подпись, отказываемся от синей        
печати как обязательного реквизита документа - всё-таки за этим будущее. Вот    
эти традиционные коммунистические подходы - то, что должны быть счёты,          
дырокол, обязательно должна быть синяя печать, да ещё на неё надо обязательно   
подышать, - они, конечно же, сдерживают развитие нашей экономики и, к           
сожалению, сдерживают развитие наших демократических институтов, таких как      
выборы, поэтому будущее только за электронным подсчётом голосов.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валерий Фёдорович отказался от заключительного слова. Дмитрий Фёдорович         
Вяткин будет выступать? Нет.                                                    
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 44 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              140 чел.31,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    140 чел.                                          
Не голосовало                 310 чел.68,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.