Заседание № 243

06.07.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 524473-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр, а также усиления ответственности за преступления экстремистской направленности).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5222 по 5255 из 7425
Пункт 25, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные          
законодательные акты Российской Федерации", второе чтение.                      
                                                                                
Голосуйте, коллеги.                                                             
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              403 чел.89,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    403 чел.                                          
Не голосовало                  47 чел.10,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Законопроект подготовлен к третьему чтению. Есть замечания? Нет. Ставлю на      
голосование законопроект в третьем чтении.                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              440 чел.97,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    440 чел.                                          
Не голосовало                  10 чел.2,2 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в третьем чтении.                                                   
                                                                                

Заседание № 242

05.07.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 524473-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр, а также усиления ответственности за преступления экстремистской направленности).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2447 по 2500 из 7346
Пункт 22. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по     
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству       
Крашенинникова Павла Владимировича.                                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данный     
законопроект в первом чтении мы с вами приняли 20 мая 2011 года. К              
законопроекту поступило всего три поправки, две из которых мы предлагаем        
принять, ну а одну, скорее техническую, мы предлагаем отклонить.                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Таблица 1 - две поправки. Нужно ли их обсуждать? Нет.     
                                                                                
Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к         
принятию.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 29 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              326 чел.72,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    326 чел.                                          
Не голосовало                 124 чел.27,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
В таблице 2 одна поправка. Нужно ли её обсуждать? Нет.                          
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок 2, рекомендованных комитетом к         
отклонению.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 29 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              316 чел.70,2 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    317 чел.                                          
Не голосовало                 133 чел.29,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Выносим 22-й вопрос на "час голосования".                                       
                                                                                

Заседание № 232

20.05.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 524473-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр, а также усиления ответственности за преступления экстремистской направленности).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5519 по 6123 из 8554
Коллеги, у нас сейчас 24-й вопрос, который мы поставили на фиксированное        
время. Это законопроект первого чтения "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации". Доклад полномочного представителя   
Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимировича      
Минха.                                                                          
                                                                                
МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в         
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему      
вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в        
отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесённый Президентом     
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
В рамках этого законопроекта предполагается, во-первых, закрепить уголовную и   
административную ответственность за незаконную организацию и (или) проведение   
азартных игр вне игорной зоны. И вторая новелла этого законопроекта -           
усиление уголовной ответственности за преступления экстремистской               
направленности.                                                                 
                                                                                
Применительно к первой проблеме предлагается дополнить Уголовный кодекс         
Российской Федерации новой статьёй 171-2 "Незаконные организация и проведение   
азартных игр", которая предусматривает уголовную ответственность за             
организацию и (или) проведение азартных игр с использованием игрового           
оборудования вне игорной зоны, либо с использованием                            
информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также    
средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в              
установленном порядке разрешения на осуществление подобного вида деятельности   
в рамках игорной зоны. Уголовная ответственность предполагается за совершение   
названных деяний в том случае, если эти деяния сопряжены с извлечением дохода   
в крупном размере. Хочу вам напомнить, что крупным размером в Уголовном         
кодексе определяется доход в сумме, превышающей 1 миллион 500 тысяч рублей, а   
особо крупный размер - это 6 миллионов рублей.                                  
                                                                                
Определяется также квалифицирующий состав данного преступления, который         
предусматривает повышенную уголовную ответственность в том случае, если         
указанные деяния сопряжены с извлечением дохода в особо крупном размере или     
совершены организованной группой. Субъектом ответственности за совершение       
подобного рода преступлений будут физические лица. Наказание предполагается     
следующее: штраф в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы   
или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет, либо         
обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо   
ограничение свободы на срок до четырёх лет, либо лишение свободы на срок до     
трёх лет. Кроме того, предусматривается возможность конфискации имущества,      
которое было получено в результате совершения указанного преступления.          
                                                                                
С точки зрения подследственности уголовные дела данной категории                
предполагается отнести к компетенции следователей Следственного комитета        
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Что касается Кодекса об административных правонарушениях, то предусмотрено      
его дополнение новой, специальной статьёй 14.1-1 "Незаконные организация и      
проведение азартных игр", которая предусматривает административное наказание    
за аналогичные деяния, о которых я говорил применительно к новой статье         
Уголовного кодекса Российской Федерации. Но здесь отсутствует такой признак,    
как получение дохода в крупном размере. То есть доходы, которые достигают       
крупного размера или превышают его, - это уже предмет уголовного                
преследования. Если эта сумма менее полутора миллионов, то это уже предмет      
административно-правовой ответственности.                                       
                                                                                
Кроме того, устанавливается административная ответственность за организацию и   
проведение азартных игр без полученного в установленном порядке разрешения на   
осуществление этой деятельности в рамках игорной зоны. Также                    
предусматривается ответственность за осуществление деятельности по              
организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах   
без специальной лицензии.                                                       
                                                                                
В отличие от уголовного законодательства здесь субъектом ответственности        
могут быть не только физические лица, граждане и должностные лица, но и         
юридические лица. На юридических лиц будет налагаться также административная    
ответственность за осуществление деятельности по организации и проведению       
азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных               
соответствующим разрешением, а также за осуществление деятельности по           
организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах   
с нарушением лицензионных условий, то есть тех условий, которые предусмотрены   
лицензией.                                                                      
                                                                                
Протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных         
частями 1 и 2 данной статьи, составляются должностными лицами органов           
внутренних дел, а по части 3 названной статьи - должностными лицами налоговых   
органов. Рассматривать подобные дела будут суды с целью привлечения к           
административной ответственности.                                               
                                                                                
И вторая новелла этого законопроекта, то, о чём я говорил, связана с            
усилением ответственности за экстремистскую деятельность. Хочу вам напомнить,   
что 11 февраля 2011 года проходило заседание президиума Государственного        
совета Российской Федерации, темой которого были вопросы межнационального и     
межконфессионального согласия, и Президент Российской Федерации на этом         
заседании подчеркнул, что люди, которые замечены в разжигании межнациональной   
розни, а тем более судимы за разжигание межнациональной розни, не должны        
вообще заниматься воспитанием детей, молодёжи, и поэтому законодательством      
использование их труда должно быть прямо воспрещено. В связи с этим             
законопроект предлагает дополнить санкции статьи 280 Уголовного кодекса         
"Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности", статьи 282-1   
"Организация экстремистского сообщества" и статьи 282-2 "Организация            
деятельности экстремистской организации" дополнительным наказанием в виде       
лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой       
деятельностью, а также предусматривается увеличение сроков такого вида          
наказания по тем частям этих статей, в которых уже предусмотрены подобного      
вида наказания.                                                                 
                                                                                
Вот, уважаемые депутаты, основные положения данного законопроекта. Прошу вас    
поддержать инициативу президента и проголосовать за принятие законопроекта в    
первом чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Андрей Геннадьевич Назаров сделает содоклад от комитета.                        
                                                                                
НАЗАРОВ А. Г. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Полностью           
поддерживая основного докладчика представителя президента Гарри Владимировича   
Минха, комитет также предлагает принять в первом чтении сегодня внесённый       
Президентом Российской Федерации законопроект "О внесении изменений в           
отдельные законодательные акты Российской Федерации", который поступил 2        
апреля 2011 года.                                                               
                                                                                
Действующим законодательством установлено, что на осуществление деятельности    
по организации и проведению азартных игр в игорных зонах выдаётся               
соответствующее разрешение, а в букмекерских конторах и тотализаторах вне       
игорных зон - лицензия. В 2010 году в рамках либерализации уголовного           
законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экономическим     
преступлениям декриминализировались деяния, предусмотренные статьёй 171         
Уголовного кодекса, связанные с осуществлением предпринимательской              
деятельности без специального разрешения, а также с нарушением лицензионных     
требований и условий. В результате этого у правоприменителей сложилось          
мнение, что изъятие из диспозиции статьи 171 Уголовного кодекса                 
словосочетания "без специального разрешения" влечёт за собой прекращение        
уголовных дел, возбуждённых по фактам незаконной предпринимательской            
деятельности в сфере игорного бизнеса. И после этого количество преступлений    
по данной статье в 2010 году сократилось вдвое по сравнению с 2009 годом.       
Прекращая уголовные дела, суды, соответственно, возвращают игорное              
оборудование владельцам, которые чаще всего продолжают его использовать в       
нарушение законодательства. В этой связи предлагается внести изменения в        
Уголовный кодекс, в Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс Российской          
Федерации об административных правонарушениях в части установления              
ответственности за незаконную организацию и проведение азартных игр, а также    
предусматривается усиление ответственности за преступления экстремистской       
направленности. В частности, что касается незаконной организации и проведения   
азартных игр, предлагается дополнить Уголовный кодекс новой статьёй 171-2 с     
максимальным сроком лишения свободы до шести лет, а Кодекс об                   
административных правонарушениях - статьёй 14-1. И в связи с дополнением        
Уголовного кодекса новой статьёй 171-2 предлагается внести изменения в статью   
151 Уголовно-процессуального кодекса, закрепив предварительное следствие по     
новой статье за Следственным комитетом. По мнению комитета, создание таких      
специальных норм обеспечит единообразие правоприменительной и судебной          
практики.                                                                       
                                                                                
Кроме этого, как подчеркнул Гарри Владимирович, предлагается в статьях 280,     
282-1 и 282-2 усилить ответственность, дополнив санкции ещё одним видом         
наказания - в виде лишения права занимать определённые должности и заниматься   
определённой деятельностью, а также увеличить срок данного вида наказания до    
десяти лет.                                                                     
                                                                                
На законопроект поступили положительные отзывы Правительства Российской         
Федерации и Верховного Суда. Правовое управление Аппарата Государственной       
Думы замечаний концептуального характера по данному законопроекту не имеет.     
                                                                                
В связи с изложенным комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному   
и арбитражному законодательству рекомендует Государственной Думе принять        
данный законопроект в первом чтении.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, задержитесь, есть вопросы.                       
                                                                                
О, много рук. Давайте запишемся.                                                
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Рохмистров, пожалуйста.                                                         
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Гарри Владимирович, вот хотелось бы услышать         
пояснение, каким образом и на основании чего у нас будут такие понятия в        
законе фигурировать - в крупном размере, в особо крупном размере, - которые     
предлагают достаточно серьёзную разницу в налагаемых штрафах? Это первый        
вопрос.                                                                         
                                                                                
И второй вопрос. Не считаете ли вы возможным, чтобы не проводились через суд    
административные дела, а наказания накладывались соответствующими органами, а   
в случае несогласия уже товарищи обжаловали бы их через суд? Потому что ну      
зачем перегружать суды ещё раз и даже административные взыскания накладывать    
через суд, если определено, что это идёт в рамках административного             
делопроизводства, а не уголовного?                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Максим Станиславович, что касается размеров, просто ещё    
раз хочу напомнить, что есть в Уголовном кодексе примечание к статье 169, в     
котором описаны, раскрыты эти категории: крупный размер - это более 1,5         
миллиона рублей, а особо крупный - это более 6 миллионов рублей. Поэтому в      
этом плане здесь достаточно чёткий есть критерий для того, чтобы                
отграничивать одну часть от другой и административную ответственность от        
уголовной ответственности.                                                      
                                                                                
Что касается возможности применения санкций по КоАПу без использования          
судебных процедур, то здесь всё-таки мы посчитали необходимым развести          
функциональные характеристики и нагрузки на разных стадиях возбуждения          
производства по административному правонарушению по составлению протокола и     
по принятию решения о применении мер воздействия, которые этими статьями        
КоАПа будут предусмотрены, чтобы это не было в одних руках. Потому что,         
например, частью 3 предусматривается, что составление протокола и возбуждение   
производства административного находятся в компетенции налоговиков, но, как     
мы знаем, и разрешения, соответствующие лицензии выдают налоговые органы, и     
если они же будут ещё и принимать решение о том, было или нет правонарушение,   
и применять санкции, то тогда у нас всё это сосредотачивается, так сказать, в   
одной руке. Нам кажется, что подобная конструкция не создаст необходимой        
системы балансировки при рассмотрении этого вопроса, то есть вся процедура      
такого обвинительного с точки зрения КоАПа плана была бы, как я уже говорил,    
в одной руке. Поэтому и предложено следующее: предварительная работа делается   
органами исполнительной власти, а окончательное решение уже на началах          
состязательности, где есть одна и другая сторона, принимает суд. На наш         
взгляд, это является более сбалансированной конструкцией.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть, пожалуйста.                                       
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Гарри Владимирович, первая новелла... безусловно мы      
выступаем за ужесточение наказания за нарушения российского законодательства    
в сфере игорного бизнеса.                                                       
                                                                                
Вторая новелла - об экстремизме. Ну, наверное, люди, разжигающие национальную   
рознь, не должны заниматься воспитанием детей, но возникает вопрос: а почему    
такое смешение жанров? У нас что, может быть, весь экстремизм сосредоточен в    
игорном бизнесе или, наоборот, игорный бизнес весь пронизан экстремизмом?       
Когда наблюдается такое смешение, возникает подозрение, что здесь есть          
политический подтекст, что одна тема маскирует другую. Зачем смешивать          
совершенно разные темы, предлагать разные новеллы по разным темам в одном       
законопроекте?                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович.                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Во-первых, я бы не подходил играючи к теме экстремизма.              
                                                                                
Во-вторых, всё-таки надо нам уходить от конспирологических подходов - во всём   
видеть происки либо империалистов, либо ещё неизвестно кого. И согласитесь,     
что сам формат докладов, которые и я сделал, и Андрей Геннадьевич, абсолютно    
чёткий - мы не пытались, так сказать, ни рака за камень завести, ни кота в      
мешке протащить, а абсолютно чётко обозначили две темы, которые заявлены в      
этом законопроекте. Объединяет эти две темы - и это тоже, на мой взгляд,        
должно быть достаточно понятно - то, что это корректировки Уголовного кодекса   
Российской Федерации, корректируется один закон - Уголовный кодекс Российской   
Федерации, поэтому чисто технологически мы посчитали возможным эти две темы     
объединить. Ничем другим, уверяю вас, мы не руководствовались, когда            
предлагали этот законопроект для рассмотрения депутатам Государственной Думы.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шудегов.                                          
                                                                                
ШУДЕГОВ В. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Гарри Владимирович, а каким образом предусматривается применять       
санкции за нарушения при организации азартных игр через Интернет, ведь          
хозяева, как правило, будут находиться за рубежом?                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович.                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Здесь речь идёт не о хозяевах, не об организациях - юридических      
лицах, а об Уголовном кодексе. Уголовный кодекс в качестве субъектов            
уголовно-правовой ответственности рассматривает физических лиц, поэтому речь    
идёт о том, чтобы всю цепочку отследить, независимо от того, каким образом      
выстроена технологическая цепочка сети Интернет, каких-то других                
информационно-коммуникационных технологий. Я думаю, что это вопрос в большей    
степени технический. Мы с вами прекрасно знаем, что с технической точки         
зрения сейчас современные средства позволяют все эти цепочки с достаточно       
высокой степенью точности и корректности установить. Поэтому это вопрос         
ответственности физических лиц, а выявить этих физических лиц возможно, и в     
зависимости от того, где они находятся, либо будут действовать наши             
внутренние механизмы привлечения к уголовной ответственности, либо мы будем     
работать в рамках международного сотрудничества, которое у нас тоже             
достаточно хорошо развито по уголовно-правовым вопросам.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Геннадьевич, пожалуйста.                           
                                                                                
НАЗАРОВ А. Г. От имени комитета хотел бы добавить ещё, что данная позиция в     
рассматриваемом законопроекте, по сути, приводит эту норму в соответствие с     
другими федеральными законами. Есть Федеральный закон "О государственном        
регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о         
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации",      
принятый ещё 29 декабря 2006 года, частью 3 статьи 5 которого запрещается       
деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием          
информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также    
средств связи, в том числе подвижной связи. Поэтому мы, по сути, приводим в     
соответствие с тем, что уже ранее было нами принято.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина, пожалуйста.                                     
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Гарри Владимирович, мне всё равно трудно согласиться   
с аргументом, который вы привели, когда пояснили, что основным мотивом          
являлся мотив технический. Я нашла ещё вот такой надуманный предлог: может,     
там лингвистическое родство "экстрима" и "экстремизма"? Но тем не менее,        
подходя более серьёзно к этой проблеме, я могу сказать, что ни ваш доклад, ни   
пояснительная записка, к сожалению, не соответствуют серьёзности тех            
изменений, которые вносятся в две статьи Уголовного кодекса. И, соглашаясь с    
вами в части того, что касается преступлений экстремистской направленности,     
которые совершаются по расовым, национальным или религиозным мотивам, не могу   
не отметить, что политические и идеологические моменты - то, о чём говорил      
мой коллега Анатолий Евгеньевич, - конечно, вызывают большие вопросы. Я с       
ходу могу назвать конкретный, отдельно взятый угледобывающий регион, в          
котором, как только этот закон вступит в силу, по обвинению в преступлениях     
экстремистской... (Микрофон отключён.)                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ваше время истекло, Нина Александровна. Укладывайтесь в   
одну минуту.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, кто будет отвечать на вопрос?                                       
                                                                                
МИНХ Г. В. Так как Нина Александровна не согласна с моим аргументом, то, Нина   
Александровна, позвольте вам ответить взаимностью. Я хочу обратить ваше         
внимание на то, что мы не вводим уголовную ответственность за те деяния, о      
которых вы говорите. Просто они уже есть, так сказать, в существующем наборе    
видов наказаний. Ещё раз хочу подчеркнуть: те виды деятельности, которые с      
точки зрения нашего законодательства признаются экстремистскими, таковыми уже   
являются - это действующий Уголовный кодекс. Просто наряду с санкциями,         
которые сейчас предусмотрены в действующей редакции кодекса, например штраф     
до 200 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до четырёх лет, и ещё целый    
ряд других наказаний, которые (в третий раз скажу) существуют в действующем     
Уголовном кодексе, мы вводим ещё один дополнительный вид наказания - запрет     
на занятие определённой деятельностью.                                          
                                                                                
Поэтому я всё-таки просил бы более корректно ставить вопросы либо высказывать   
свою точку зрения. Здесь мы никаких новых видов уголовного деяния не            
предусматриваем, просто дополняем ещё одним видом для того, чтобы те лица,      
которые признаны вступившим в законную силу приговором суда экстремистами, не   
допускались к воспитательной деятельности в отношении молодёжи. Потому что,     
вы знаете, это достаточно тонкая материя и молодёжь в этом плане может          
откликнуться очень активно.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куликов Александр Дмитриевич.                 
                                                                                
КУЛИКОВ А. Д. Спасибо, Олег Викторович.                                         
                                                                                
У меня в контексте выступления моих коллег вопрос по экстремистским статьям.    
Да, речь идёт, конечно, о повышении санкций за эти преступления, но правда      
жизни подтверждает необходимость этого или нет? Из чего исходим мы, точнее      
авторы законопроекта, если мы практически на протяжении последних месяцев       
чётко видим линию на либерализацию Уголовного кодекса, причём по очень          
серьёзным преступлениям, по тяжким преступлениям, в том числе и по разбойным    
нападениям, по убийствам? Мы не ставим вопрос о повышении ответственности за    
коррупцию, которая представляет угрозу национальной безопасности. Или уже вот   
эти статьи, экстремизм представляет сегодня ещё более серьёзную угрозу          
основам государства и общества, нежели коррупция? Будьте любезны, ответьте.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович.                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Александр Дмитриевич, уважаемый, я хочу сказать, что, как вы         
знаете, мы довольно активно предлагаем к рассмотрению депутатами инициативы     
президента, в том числе и направленные на усиление борьбы с коррупцией.         
Поэтому я бы не согласился с тем, что мы либерализацией занимаемся в            
отношении такого тяжёлого, скажем так, наследия, как коррупция, которое у нас   
не сегодня возникло, не вчера, и даже не пятьдесят лет назад, а ещё гораздо     
раньше. Мы с этим боролись, боремся и будем бороться, это одно из               
направлений, которые не утрачивают своей актуальности, в том числе и с точки    
зрения усиления ответственности уголовно-правовой за совершение подобного       
рода преступлений. Здесь я всё-таки обратил бы ваше внимание на то, что есть    
две тенденции, одновременно реализуемые в рамках корректировки уголовного       
законодательства: с одной стороны, либерализация того, что связано с            
преступлениями, которые не имеют таких тяжёлых, с нашей точки зрения,           
социальных, личностных последствий, в этом отношении линия будет продолжена,    
безусловно, а с другой стороны, уголовная ответственность будет усиливаться в   
отношении тех явлений, которые, на наш взгляд, вызывают особую озабоченность,   
вызывают повышенную опасность с точки зрения существующей ситуации. Борьба с    
экстремизмом - тоже одно из этих направлений, в рамках которого мы предлагаем   
всё-таки уголовную ответственность усиливать. Так что здесь я не вижу особых    
противоречий.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
А, извините, добавить хотел содокладчик.                                        
                                                                                
НАЗАРОВ А. Г. Хотел поддержать Гарри Владимировича и сказать о том, что         
необходимость данного законопроекта как раз связана с тем, что после            
определённых шагов в направлении либерализации уголовного законодательства,     
иногда после редактирования тех или иных статей... В данном случае я хочу       
отметить, что, когда отредактировали по предложению президента 171-ю статью,    
правоприменители иногда не могли применять данную статью, в том числе против    
игорного бизнеса, как это делалось раньше. Исходя из этого и предложено         
сегодня ввести дополнительную статью. Это во-первых.                            
                                                                                
Во-вторых, что касается экстремизма, то на самом деле это связано с очень       
большими отрицательными последствиями для общества, и необходимо продолжать     
усиливать уголовную ответственность в этом направлении, что и делается данным   
законопроектом. В целом мы ведём модернизацию, а не только либерализацию        
уголовного законодательства страны.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Гарри Владимирович, здесь как бы путаются два понятия -               
"экстремизм" и "игромания" или специально делается винегрет. Некоторые          
специалисты считают, что вот этот закон позволит, наоборот, уйти от             
ответственности подмосковным игроманам. Но в то же время возникают вопросы: а   
почему сегодня средства массовой информации пестрят информацией о том, что      
следователи и прокуроры зачастую являются организаторами рейдерских захватов,   
почему вот эта тема упущена президентом и не включена в закон, если он          
действительно ужесточает ответственность?                                       
                                                                                
И ещё. Вот сегодня большая часть детских игр пестрит как раз экстремизмом, в    
каждой игре убивают русских солдат, как правило, или американцы, или            
моджахеды. Скажите, пожалуйста, это является экстремизмом с точки зрения        
трактовки вашего закона? И кого в такой ситуации надо привлекать к              
ответственности: того, кто продаёт?.. (Микрофон отключён.)                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович.                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Николай Васильевич, не с точки зрения нашего закона (вы    
сказали: вашего закона), с точки зрения нашего Уголовного кодекса               
экстремистская деятельность... Всё, что я сегодня называл, эти три статьи,      
это уже действует. Поэтому то, что с точки зрения действующей редакции          
Уголовного кодекса является экстремистской деятельностью, таковой и является.   
                                                                                
Ещё раз скажу: мы не вводим новых составов, не описываем новых деяний, мы в     
меню, которое называется "виды наказаний", вводим ещё один вид наказания.       
Поэтому ответ на этот вопрос ровно такой.                                       
                                                                                
Что касается... Второй вопрос, Николай Васильевич, какой?                       
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Рейдерские захваты.                                            
                                                                                
МИНХ Г. В. По рейдерским захватам. Хочу вам напомнить, что в эту сессию я       
выступал перед депутатами Государственной Думы и докладывал законопроект,       
внесённый Президентом Российской Федерации, посвящённый борьбе с рейдерскими    
захватами. Что делать, Николай Васильевич, было такое, не могу отрицать         
этого. Поэтому не упускаем в том числе и благодаря тому, что обращаем           
внимание на те вопросы, которые ставят депутаты. Но ещё раз хочу вполне         
серьёзно сказать, что подобные новеллы были предложены вниманию                 
Государственной Думы, если не помните, кратко могу напомнить. Мы, в отличие     
от того, что предлагалось ранее, когда нужно было доказать цепочку от "а" до    
"я" и пройти весь алфавит, предложили изменения (и вы их поддержали): сказал    
"а", отфиксировали тебя на этом месте - за "а" ты уже привлекаешься к           
уголовной ответственности. Ну, не буду возвращаться к этой теме, потому что я   
уже об этом говорил.                                                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Читайте закон.                                            
                                                                                
Пожалуйста, Грешневиков Анатолий Николаевич.                                    
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Уважаемый Гарри Владимирович, экстремизм, если это            
экстремизм, конечно, должен быть наказуем, но о чём свидетельствуют             
статистика и правоприменительная практика? Статистика свидетельствует о том,    
что в основном за экстремизм привлекают экологов - за то, что они лес           
охраняют или лесопарк, писателей, журналистов - за то, что освещают проблемы    
межэтнических отношений, как, скажем, Осипов или Душенов. А                     
правоприменительная практика свидетельствует о том, что за экстремизм           
привлекают почему-то в основном в русских регионах. Есть ли у вас статистика    
привлечения за экстремизм в Адыгее, в Чечне, в Татарстане, в Башкортостане?     
Приведите такие цифры.                                                          
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Анатолий Николаевич, позвольте я в третий раз повторю      
одну и ту же мысль...                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, уже в четвёртый.                                     
                                                                                
МИНХ Г. В. Ну, дважды одному будем считать...                                   
                                                                                
Ещё раз хочу напомнить, уважаемые коллеги, что мы с вами не вводим новых        
составов, мы с вами не меняем смысл и наполнение ни объективной, ни             
субъективной сторон этого состава преступления. Этот состав уже содержится,     
он предусмотрен, эта норма применяется. Видимо, не в третий раз, а всё в тот    
же первый раз, отвечая Николаю Васильевичу на вопрос о том, кого привлекают,    
повторю: да того, кто совершит правонарушение. Поэтому я не готовил             
специально к сегодняшнему заседанию ни статистику, ни эту тему ещё более        
широко. Мы с вами сегодня, повторю, корректируем только шкалу, точнее, виды     
наказания, ну и немного шкалу, там, где уже предусмотрен такой вид наказания,   
как лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой   
деятельностью, там с трёх до пяти и подобного рода корректировки. Статистика    
- это, я думаю, не проблема. Если у коллег в комитете сейчас её нет, то я её    
могу запросить, это абсолютно рабочий момент, и мы сможем это с вами сделать.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Геннадьевич, пожалуйста, вы хотели добавить        
что-то.                                                                         
                                                                                
НАЗАРОВ А. Г. Я хочу добавить. Гарри Владимирович сегодня цитировал             
выступление президента на заседании Государственного совета, после которого и   
появились данные поправки, усиливающие наказание за экстремизм. Это как раз     
был Госсовет, который проходил в Уфе и касался некоторых примеров по            
Башкортостану. В частности, были случаи, когда несколько раз одни и те же       
лица осуждались за публичные призывы к экстремистской деятельности,             
неоднократно штрафовались. И только уже после озвучивания этих проблем они      
были осуждены, получили реальные сроки лишения свободы, и как раз это лица      
башкирской национальности.                                                      
                                                                                
У нас имеются примеры того, что это есть и в Татарстане, и в Башкортостане, и   
в Чечне, это есть везде, поэтому не только русских привлекают. На самом деле    
люди разных национальностей подпадают под эту статью, так сказать,              
привлекаются к уголовной ответственности. Я могу подтвердить это на             
конкретных примерах.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лекарева Вера Александровна.                              
                                                                                
ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо большое, Олег Викторович.                                
                                                                                
У меня к Андрею Геннадьевичу вопрос, а может, и Гарри Владимирович ответит.     
                                                                                
Мы, конечно, приветствуем стремление Президента Российской Федерации навести    
порядок в игорном бизнесе и покончить с экстремистской деятельностью. Но        
правоприменительная практика - вот мы уже смотрим, как этот законопроект        
заработает, - заставила также президента назвать брехнёй всю статистику,        
уголовную статистику. Скажите, пожалуйста, выделяется ли отдельной статьёй      
уголовное преследование представителей правоохранительных органов, которые      
крышуют игорный бизнес? У нас получится, что организатором незаконного          
игорного бизнеса будет двадцатилетний пацан, который сядет на скамью            
подсудимых, а люди в погонах дальше пойдут. У нас, к сожалению, много           
молодёжи, которая не может найти себе работу, и здесь как раз рак за камнем и   
может оказаться, то есть на скамью подсудимых сядут люди, которые надеялись,    
что их всегда отмажут, а настоящий владелец... (Микрофон отключён.)             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто будет отвечать на вопрос?                             
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на центральной трибуне.                           
                                                                                
НАЗАРОВ А. Г. Вера Александровна, я хотел бы сказать вам о том, что             
статистика в правоприменительных органах существует, статистика того, сколько   
людей из органов привлекаются по тем или иным преступлениям. В общей            
статистике персонально это не отражается, но тем не менее все эти данные        
есть.                                                                           
                                                                                
В Уголовном кодексе предусмотрены возможности для привлечения лиц, которые      
являются организаторами, соучастниками, подстрекателями и прочими участниками   
преступления, поэтому здесь, наверное, вопрос не столько к законодателям и к    
уголовному законодательству страны, сколько к правоприменению. Надо просто      
это использовать. Вы видите, что сегодня, когда есть политическая воля,         
достаточно хорошо применяется уже действующий закон и, в общем, для этого не    
сильно нужно что-то исправлять. С другой стороны, на самом деле, я ещё раз      
повторю, после изменения статьи 171 появились определённые проблемы в           
правоприменении, и вводимая статья 172 как раз позволит нам, вернее,            
правоприменителям, эффективней бороться. Вы правильно ставите вопрос, но я      
думаю, что законопроект как раз на это и направлен.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Настаивает ли кто-то на выступлении, коллеги? Одно выступление - Рохмистров,    
и подводим черту.                                                               
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Рохмистрову.                             
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, этот законопроект, наверное,               
долгожданный, потому что наконец-то появляется какая-то реальная                
ответственность. На что хотел бы обратить ваше внимание, прежде чем перейти к   
существу законопроекта? На заключения двух комитетов. Одно заключение даёт      
комитет Крашенинникова - здесь даётся нормальное заключение по существу         
законопроекта. Заключение Комитета по делам национальностей на две трети        
состоит из сообщений комитета о том, что президент там-то и там-то сказал       
то-то и то-то. Ну, наверное, всё-таки комитет - это профессиональная            
организация, которая должна давать своё заключение по существу законопроекта,   
а не цитировать нам того или иного руководителя нашего государства.             
                                                                                
Теперь по существу законопроекта. Не случайно я задал вопрос, который касался   
определения того, в каком размере получен доход. Действительно, у нас есть      
определения того, что такое крупный доход, что такое особо крупный доход, что   
такое крупный ущерб, эти определения есть. Вопрос в том, что от того, каким     
будет определён полученный доход, зависит наказание. Методика определения       
этого дохода - это, к сожалению, сегодня фактор весьма субъективный, особенно   
если это касается игрового оборудования, потому что одно дело - опираться на    
то, сколько будет обнаружено на данный момент наличных денег в том или ином     
аппарате, а другое дело - за какой период этот доход и каким образом он будет   
складываться. Понятно, что если в результате того, каким образом будет          
определён доход, будет определяться, какой конкретно штраф будет взиматься, а   
он кратно отличается, появляется большой соблазн поделиться этим доходом,       
чтобы он был определён в меньшую сторону: ребята, вы у нас тут 500 тысяч        
нашли, ну заберите половину и напишите, что нашли 250 - и нам хорошо, и вам     
неплохо. Вот здесь, я думаю, может быть, действительно стоит обратить           
внимание на методологию определения этого дохода, а может быть, и прописать     
нормы прямого действия. В своё время у нас существовал вменённый доход на       
единицу игрового оборудования, так, может быть, кратность штрафов определять    
не величиной дохода, полученного тем или иным предприятием, организацией        
либо, там, игровым автоматом, а количеством игрового оборудования, которое в    
данный момент находится, так сказать, в рамках административного либо           
уголовного делопроизводства? Вот здесь, на мой взгляд, было бы правильно,       
чтобы мы определяли, что, например, один автомат - это 50 тысяч штрафа, пять    
единиц игрового оборудования - это уже крупный размер, более пяти - особо       
крупный размер. Мы считаем, что это, наверное, всё-таки правильнее было бы.     
                                                                                
Что касается того, что вот здесь КПРФ обнаружила, что тут пытаются что-то       
скрыть. Ну, мне кажется, это не транспортный налог, который у нас так           
запутали, что никто ничего не понял и до сих пор не понимает, что, собственно   
говоря, у нас произошло, здесь всё достаточно понятно и ясно.                   
                                                                                
Мы считаем, что, если человек привлечён за экстремистскую деятельность,         
действительно, надо оградить наше молодое поколение от него, запретить ему      
преподавать. Другое дело, что, собственно говоря, сама статья не совсем         
хорошо работает, но это касается большого количества законопроектов, то есть    
правоприменительная практика по тем или иным законам у нас, к сожалению,        
хромает, это беда государства в целом и, наверное, наша, потому что мы, к       
сожалению, не всегда прописываем нормы прямого действия в своих                 
законопроектах и ждём, что наши высокоэффективные государственные институты,    
которые на Западе почему-то называют не очень эффективными, а конкретно         
институциональными ловушками, начнут хорошо работать и организовывать хорошую   
работу.                                                                         
                                                                                
Фракция ЛДПР поддержит настоящий законопроект, тем не менее во втором чтении    
мы хотели бы выйти с предложением, с тем чтобы понятие извлечения крупного и    
особо крупного дохода, возможно, заменили бы на конкретное количество тех или   
иных единиц игрового оборудования, которое будет, естественно, арестовано,      
так как нормы изъятия уже существуют в этом законопроекте. В целом фракция      
ЛДПР поддерживает настоящий законопроект в первом чтении.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гарри Владимирович, настаиваете на заключительном         
слове? Нет. Содокладчик также не настаивает. Выносим данный вопрос на "час      
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7080 по 7096 из 8554
Пункт 24, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные          
законодательные акты Российской Федерации".                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 30 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              406 чел.90,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    406 чел.                                          
Не голосовало                  44 чел.9,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7187 по 7192 из 8554
ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо большое.                                                  
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, для протокола: по пункту 24 повестки дня, это        
президентский законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные    
акты Российской Федерации", депутаты фракции ЛДПР голосовали за.