Заседание № 259

01.11.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 524470-5 "О внесении изменений в статью 13-3 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (об установлении обязанности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, представлять документы, подтверждающие отсутствие у них инфекционных и некоторых других заболеваний (заболевания наркоманией и заболевания, вызываемого вирусом ВИЧ-инфекции), для получения патента на право осуществления трудовой деятельности у физических лиц, а также об аннулировании такого патента, выданного ранее, в случае неисполнения обозначенными иностранными гражданами указанной обязанности).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7546 по 7668 из 7873
Работаем по-стахановски. 38-й пункт, "О внесении изменений в статью 13-3        
Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской      
Федерации". Докладчик согласен с рассмотрением вопроса без его участия, на      
это есть его письменное заявление. Докладывает Владимир Николаевич Плигин.      
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по           
конституционному законодательству и государственному строительству обращает     
внимание на то, что в содержательном плане предлагаемая вам законодательная     
инициатива является практически аналогичной законопроекту № 481340-5 "О         
внесении изменения в статью 13-3 Федерального закона "О правовом положении      
иностранных граждан в Российской Федерации", внесённому некоторое время назад   
Тюменской областной Думой и по предложению комитета отклонённому согласно       
постановлению Государственной Думы от 6 апреля 2011 года № 5091-5               
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
Мы полагаем, что в данной ситуации дополнительная ответственность за            
соблюдение того, чтобы лица, которые, возможно, имеют заболевания, не           
осуществляли определённую трудовую деятельность, лежит на работодателе и        
принимающей стороне. Ответственность вот именно этих граждан, а также           
применение мер профилактического характера сделают более действенной            
возможность предотвращения распространения инфекционных и иных заболеваний. А   
требовать документы, в частности об отсутствии заболевания, вызываемого         
вирусом иммунодефицита человека, на стадии до принятия на работу по патенту,    
невозможно, то есть это технологически сложно реализуемо.                       
                                                                                
Правительство также обращает внимание и на то, что в случае принятия этого      
предложения будут нарушены в определённой степени и права граждан Российской    
Федерации на законное привлечение к трудовой деятельности указанной категории   
иностранных граждан.                                                            
                                                                                
Просим законопроект отклонить.                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы к Владимиру Николаевичу? Есть.   
Пожалуйста, Решульский. (Шум в зале.)                                           
                                                                                
Артур Николаевич, я вас слышу лучше, чем Плигина.                               
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Мы уже соскучились по Артуру Николаевичу, давно не видели,     
поэтому...                                                                      
                                                                                
Вопрос у меня, Владимир Николаевич, такой. Ну согласитесь, что проблема здесь   
есть. Вот вы, докладывая, сейчас сказали, что ответственность ложится на        
работодателя, и тут же сказали, что речь идёт о тех, кто работает по патенту.   
Что такое работать по патенту, вы хорошо знаете: это когда кто-то нанимает      
частное иностранное лицо, гражданина, чтобы тот на его, скажем, участке         
работал или выполнял какую-либо иную работу. Ну кто там проверяет, больной он   
или не больной, есть инфекционные заболевания или нет! И какие вы потом         
предъявите претензии этому работодателю, который нанял такого гастарбайтера?    
А почему мы всё-таки не идём на то, чтобы каждый приезжающий в нашу страну      
уже имел официальный документ, что он прошёл проверку и никаких инфекционных    
или ВИЧ-заболеваний у него нет? В чём тут сложность? Я вот не пойму, у нас      
это вторая или третья наверное, инициатива, которую мы будем отклонять.         
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Николаевич, при возможном принятии данного        
законопроекта мы должны исходить из тех реалий, в которых мы живём в            
настоящее время. Существует большой безвизовый обмен со странами бывшего        
Советского Союза, из которых въезжают на территорию Российской Федерации        
миллионы, более десяти миллионов человек в общей сложности, по каждой стране    
можно будет отдельно посмотреть. Более того, большинство из этих людей имеют    
право пребывать на территории Российской Федерации, в том числе без             
регистрации, в течение очень длительных сроков. Соответственно, если            
вырабатывать какие-то меры профилактики, то, конечно же, они...                 
                                                                                
Да, что касается патентов, мы понимаем, что нет необходимости в получении       
разрешений, мы специально вводили эту систему, чтобы максимально легализовать   
положение иностранных граждан, работающих на территории Российской Федерации.   
С моей точки зрения, эта программа успешно работает, легализация происходит,    
в общей сложности это касается более трёх с половиной миллионов человек,        
возможно, даже и более.                                                         
                                                                                
Тем не менее я согласен с тем, что организационные меры нужно вырабатывать,     
нужно пытаться их проводить, скорее всего, эти меры должны заключаться в том,   
что мы должны способствовать системе создания организованного набора лиц на     
территориях иностранных государств. И в ситуации, когда мы такого рода          
систему отработаем (а попытки отработать систему у нас есть, в частности,       
допустим, с таким государством, как Киргизия), возможно, мы выработаем меры     
профилактического характера.                                                    
                                                                                
Я ещё раз хотел бы отметить, что, допустим, инкубационный период... Я не        
специалист в области медицины, но специалисты мне говорили, что, допустим,      
установить, заразился ли человек, является ли носителем вируса                  
иммунодефицита, когда произошло заражение этим вирусом, достаточно сложно.      
Заражение может носить одномоментный характер, очень сложно установить, что     
это произошло за пределами территории Российской Федерации. Скорее, нам         
необходимо разработать меры профилактики, связанные с доступом в определённые   
сферы производства, например, в пищевую промышленность, возможно, в             
здравоохранение, в области, предполагающие массовые коммуникации, но тем не     
менее вот эти нормы на предварительной стадии не сыграют эту профилактическую   
роль. И ещё один момент, который тоже достаточно хорошо известен: к             
сожалению, массовое представление справок медицинского характера не сыграло     
профилактической роли.                                                          
                                                                                
Соглашаясь с тем, что поднята важная тема, которой наши уважаемые коллеги из    
Санкт-Петербурга озабочены, мы полагаем, что технологическое решение, которое   
предлагается законопроектом, к сожалению, невозможно, и это действительно       
подтверждается позицией Государственной Думы по ранее имевшим место             
законопроектам.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по обсуждаемой теме? Нет.                   
                                                                                
Присаживайтесь, Владимир Николаевич.                                            
                                                                                
Ставится на голосование законопроект из пункта 38. Комитет его не               
поддерживает.                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 01 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за               57 чел.12,7 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     59 чел.                                          
Не голосовало                 391 чел.86,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.