Заседание № 27

18.05.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 524469-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за проведение агитации вне агитационного периода).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4766 по 5100 из 6689
29-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в     
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает   
Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данным законопроектом           
предлагается усилить ответственность по составам административных               
правонарушений, предусмотренным статьями 5.10 и 5.11, в том числе существенно   
увеличить верхние пределы налагаемых административных штрафов. В целом          
признавая необходимость совершенствования законодательства об                   
административной ответственности, в том числе признавая необходимость           
увеличения верхних размеров штрафов для всех субъектов правонарушения - для     
физических лиц, юридических лиц, должностных лиц, индивидуальных                
предпринимателей, - мы предлагаем всё-таки более системно подойти к этому       
вопросу.                                                                        
                                                                                
Я уже высказывал мнение комитета по этому поводу. Мы сейчас постараемся         
подобные предложения максимально проработать и в большей части отклонить, а к   
осени мы намерены создать нормальную рабочую группу из специалистов, которая    
займётся серьёзной ревизией законодательства об административной                
ответственности.                                                                
                                                                                
Ну и в добавление хочу сказать, что мы готовим законопроект - и все об этом     
прекрасно знают, - в котором увеличиваются предельные размеры штрафов для       
всех субъектов административной ответственности, мы его будем рассматривать.    
Окончательно мы сейчас, конечно, не можем сказать, какие это будут размеры,     
но то, что они будут повышены, - это очевидно. И вот после этого мы уже         
начнём более серьёзно, более системно пересматривать законодательство об        
административной ответственности, в том числе будем рассматривать вопросы об    
увеличении штрафов за те или иные конкретные правонарушения.                    
                                                                                
В связи с этим предлагаем данный законопроект отклонить.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть. Прошу записаться на вопросы.                             
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, как опытный юрист, подскажите     
мне: вот если во время агитационного периода начальник полиции незаконно        
изымает из типографии законно отпечатанный, за счёт избирательного фонда,       
тираж газеты, подпадает это под действие административного штрафа или           
какого-то другого или нет и каким образом и кто должен привлечь его к           
ответственности?                                                                
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Николай Васильевич, законность или незаконность          
действий того или иного должностного лица, в том числе должностного лица        
органов внутренних дел, должна быть установлена всё-таки судом. Это возможно    
сделать в ходе служебной проверки, вы все это прекрасно знаете. Применяемая     
ответственность - должностная, административная или уголовная, в зависимости    
от степени тяжести совершённого проступка, а возможно, и преступления.          
Поэтому об ответственности конкретно в случае изъятия тиража трудно сказать -   
смотря какие были последствия.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Николаевич Диденко.                               
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Спасибо.                                                          
                                                                                
У меня вопрос к докладчику.                                                     
                                                                                
В заключении Комитета по конституционному законодательству и государственному   
строительству есть такая фраза: "Полагаем, что усиление ответственности за      
административные правонарушения по указанным статьям может быть осуществлено    
лишь в случаях повышения общественной опасности указанных правонарушений..."    
                                                                                
Я понимаю, что по датам внесения и движения данного законопроекта очевидно,     
что он был внесён до событий и декабря 2011 года, и февраля, марта и мая 2012   
года, но не кажется ли вам, что первопричиной общественного волнения,           
резонанса и массовых акций, которые сейчас по всей стране проходят, а           
особенно, очевидно, в Москве, являются как раз нарушения на выборах? Вот то,    
что это явление общественно опасное, не вызывает сомнений, то, что эта          
общественная опасность повышается, - тоже. Не кажется ли вам, что здесь, в      
этой части, аргументация усиления ответственности за нарушения не вполне        
состоятельна?                                                                   
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Алексей Николаевич, я могу лишь повторить свой тезис,    
который я привёл в докладе: необходим комплексный подход к вопросу об           
увеличении ответственности в целом.                                             
                                                                                
Если вы хотите узнать моё личное мнение, то я считаю, что за административное   
правонарушение в области избирательных прав ответственность нужно               
увеличивать, административную ответственность нужно, вне всякого сомнения,      
усиливать.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо.                                                         
                                                                                
Вот опять же вернусь к заключению комитета, читаю: "Полагаем, что усиление      
ответственности за административные правонарушения по указанным статьям может   
быть осуществлено лишь в случаях повышения общественной опасности указанных     
правонарушений, установления фактов их массовости, систематичности и широкой    
территориальной распределённости".                                              
                                                                                
Насколько я понимаю, своё заключение вы формировали в том числе на основе тех   
отзывов, которые вы получили из субъектов Федерации, а получили вы их более     
чем из пятидесяти субъектов. Как вы считаете, вот, отправляя?..                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будьте добры, повторите ещё раз, только громко.           
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Хорошо-хорошо.                                                   
                                                                                
Своё заключение на законопроект, насколько я понимаю, вы формировали на         
основе ответов на запросы, которые посылали в более чем пятьдесят субъектов     
Российской Федерации. А не считаете ли вы, что это то же самое, что спросить    
у хищника, как он смотрит на введение закона о?.. (Микрофон отключён.)          
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Дмитрий Иванович, я могу только сказать, что это были не           
какие-то целенаправленные, так скажем, запросы, это была рассылка, так как      
законодательство об административной ответственности находится в совместном     
ведении Федерации и субъектов Федерации. Поэтому все подобные законопроекты     
рассылаются в субъекты и от них поступают соответствующие отзывы, которые так   
или иначе используются комитетом потом при формировании позиции по тому или     
иному законопроекту. Поэтому здесь и приводится ссылка на отзывы из субъектов   
Российской Федерации. Это первое.                                               
                                                                                
Второе. Что касается вопроса по поводу хищников, я, наверное, вряд ли вам       
что-то отвечу. Что же касается повышения, или усиления, общественной            
опасности... Если исходить чисто из теории административного права, то          
степенью общественной опасности характеризуются лишь преступные деяния, то      
есть уголовно наказуемые деяния, а административные проступки обладают таким    
признаком, как степень общественного вреда. Так вот, очевидно, что степень      
общественного вреда у такого вида административных правонарушений возрастает.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Анатольевич Нилов.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Дмитрий Фёдорович, правильно ли я понял вашу мысль о том, что,      
так скажем, вёрстку Кодекса об административных правонарушениях нельзя          
избирательно производить, то есть нужно тогда весь кодекс пересматривать, тем   
более если звучат предложения повысить не в разы, а в сотни раз отдельные       
штрафы? Означает ли это, что запланированные к рассмотрению на следующей        
неделе предложения коллег из Думы вы тоже раскритикуете, не поддержите и        
скажете: давайте соберём группу и по осени всё сбалансируем, чтобы у нас не     
было такого, что за наркотики, за их распространение и изготовление,            
останутся, так сказать, единицы тысяч, а за митинги и шествия - миллионы?       
Правильно я это понял?                                                          
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Олег Анатольевич, не будем предвосхищать события и       
позицию той или иной фракции по тому законопроекту (я понял, о чём вы           
говорите, мы все прекрасно поняли), который мы будем рассматривать на           
следующей неделе, - время покажет.                                              
                                                                                
Что касается пересмотра, конечно, надо к нему подходить системно и какие-то     
штрафы за отдельные виды правонарушений увеличивать в сотни раз. В первую       
очередь это касается тех правонарушений, тех деяний, которые наказываются в     
порядке административного производства, которые причинили какой-либо вред       
гражданам - их жизни, здоровью, имуществу, повлекли какие-то иные вредные       
последствия. В данном случае, конечно, необходимо будет увеличивать штрафы в    
сотни раз. Если же речь идёт о формальном нарушении тех или иных правил, норм   
законодательства, о формальном нарушении, которое не повлекло каких-либо        
серьёзных последствий, то там, я полагаю, увеличение в сотни раз не             
требуется. Но в любом случае штраф, допустим, в 100-200 рублей, как в           
настоящий момент, - это смешно, это несерьёзно и выглядит скорее как            
издевательство. Обслуживание, грубо говоря, если можно так выразиться, такого   
дела об административном правонарушении с учётом составления протокола,         
рассмотрения этого дела потом соответствующим органом стоит гораздо дороже,     
чем этот штраф.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить?                               
                                                                                
Прошу включить режим записи.                                                    
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ну, прежде по ведению выступает Сергей Николаевич Решульский.                   
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                    
                                                                                
Это даже не выступление, я вот внимательно слушаю, и мне показалось, что        
Дмитрий Фёдорович оговорился. У нас административная ответственность не         
находится в совместном ведении Федерации и субъектов, это прерогатива центра,   
Кодекс об административных правонарушениях. Просто это может остаться в         
стенограмме и в какое-то заблуждение нас ввести потом.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Анатольевич Нилов.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, я всё-таки хотел бы продолжить ту мысль,         
которую излагал в своём вопросе. Я так понимаю, что на следующей неделе         
всё-таки есть настроение, есть желание у наших коллег из "ЕДИНОЙ РОССИИ"        
порассматривать вопрос, который сегодня благодаря мудрой позиции нашего         
председателя был снят с рассмотрения. За это мы его поблагодарили               
аплодисментами. Сергей Евгеньевич, вам за это ещё раз спасибо.                  
                                                                                
Но мы хотим сразу, вот как раз продолжая эту логику, предупредить наших         
коллег, из "ЕДИНОЙ РОССИИ" в особенности, потому что они являются авторами      
вот такого законопроекта, который обозначен под пунктом 27, об ужесточении      
ответственности, установлении чрезмерной, беспредельной ответственности за      
организацию митингов, пикетов, собраний, которые Конституцией закреплены как    
священное право граждан России: мы тогда предложим вам пересмотреть все         
штрафы. Каким образом мы это предложим сделать? Да, мы не потерпим того,        
чтобы миллионными штрафами наказывались граждане - участники собраний, а        
тысячными, в несколько тысяч штрафами наказывались фальсификаторы, например,    
нарушители выборного законодательства или те же самые распространители и        
изготовители наркотических средств. Поэтому поправок, поверьте, будет много.    
Может быть, Государственная Дума ещё не сталкивалась с таким, но вот в          
Санкт-Петербурге знают такую схему противостояния, когда может появиться и      
сто, и двести, и тысяча поправок. Да, все они будут разумные, да,               
балансировать административный кодекс можно очень долго, но, может быть,        
действительно сначала рассмотрим более важные вопросы, а этот оставим на        
осень, как предложил Дмитрий Фёдорович, может быть, всё успокоится и найдётся   
какое-то более здравое, более правильное решение этой проблемы, которая,        
конечно, существует, но она не первостепенной важности.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Николаевич Диденко.                                                     
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Спасибо.                                                          
                                                                                
А Дмитрия Фёдоровича нет? Я просто вышел на трибуну, чтобы смотреть, чтобы      
коммуницировать (есть такой глагол интересный, мы недавно о нём узнали).        
                                                                                
Уважаемые коллеги, ни для кого из присутствующих в зале не секрет, что любая    
норма содержит как диспозицию, так и санкции, - мы почему-то сосредоточились    
в этом вопросе именно на ответственности за те или иные деяния, связанные с     
нарушением избирательных прав граждан, прав граждан на участие в референдуме,   
однако забываем о другом: всё-таки за какие правонарушения предусматривается    
наказание. Конкретные случаи, конкретные примеры мы наблюдали в декабре         
прошедшего года и в марте текущего.                                             
                                                                                
Мы все знаем, что агитация вне агитационного периода или лицом, которое не      
уполномочено на проведение агитации, - это один из самых распространённых       
видов нарушений, и она приобретает особое звучание, поскольку, как правило,     
здесь нарушителями являются должностные лица, губернаторы, всевозможные         
заместители, сити-менеджеры, мэры и прочие, и прочие. Это также лица, не        
достигшие восемнадцати лет, которым законом тоже запрещено участвовать в        
агитации, но эти случаи, конечно же, не приобретают такого резонанса.           
                                                                                
В этой связи хотелось бы остановиться на этих нарушениях. Как правильно         
сказал Дмитрий Фёдорович, ни у кого не вызывает сомнения, что ответственность   
необходимо усиливать, но мне лично не понятна аргументация. Что необходим       
системный подход - этого никто не отрицает, что нужно пересматривать все        
составы и все виды наказаний и предельные размеры наказаний в сфере             
административных правонарушений - это тоже не вызывает сомнений. Сегодня мы     
изменяли Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы, в том числе и санкции,    
содержащиеся в соответствующих статьях, - ну никто же не будет возражать, что   
характер преступлений должен отражаться и на характере наказаний. Мы не будем   
равнять военные преступления и преступления против половой                      
неприкосновенности, потому что законотворчество предполагает отвечать на        
вызовы общества, на то, что происходит в нашем государстве. Это не вызывает     
никаких сомнений, жизнь изобретательнее нас, наших планов, и сегодня на         
повестке то, что происходит на московских улицах, на московских площадях. Всё   
это реакция на те нарушения, которые имели место на самом деле, сфабриковано    
это или нет, но тем не менее общество не осталось безучастно и на них           
реагирует.                                                                      
                                                                                
Как я сказал, у нас существуют определённые нарушители, которые, так сказать,   
могут засветиться в этой сфере, и очень часто они уходят от наказания, за       
редким исключением их привлекают к ответственности. В частности, на выборах в   
Государственную Думу шестого созыва был резонансный случай, если вы помните,    
в Удмуртской Республике, в Ижевске. Был скандальный...                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты добавьте.                                   
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. ...ролик в Интернете: сити-менеджер Агашин агитировал на          
встрече с ветеранами, говорил, сколько будет выделено межбюджетных              
трансфертов в то или иное поселение в зависимости от результатов голосования    
за "ЕДИНУЮ РОССИЮ". Он потом извинялся, говорил, что он не это имел в виду,     
но тем не менее факт остаётся фактом. Его оштрафовали, и было довольно          
серьёзное расследование. Прокуратура неоднократно в Следственный комитет        
возвращала отказ в возбуждении уголовного дела, которого так и не               
последовало, он продолжает выполнять свои обязанности, хотя факт нарушения      
неоспоримый и состав преступления, что говорится, налицо.                       
                                                                                
В Амурской области, в Зейском районе, тоже оштрафовали на 2 тысячи главу        
администрации за агитацию во время агитационного периода. Как ещё любят         
делать власть имущие? Нарушители одни и те же из года в год, от выборов к       
выборам: Краснодарский край - Ткачёв, Кемеровская область - Аман Гумирович      
Тулеев, Амурская область, Башкирия, Татарстан...                                
                                                                                
В Томске был такой случай в 2010 году, 10 октября, на выборах в городскую       
Думу: за день до дня голосования всем пенсионерам города Томска было от имени   
губернатора направлено письмо. Естественно, он в этот день ушёл в отпуск и      
поэтому говорил, что он действовал как частное лицо, однако никакому частному   
лицу не разрешено законом нарушать право граждан на защиту персональных         
данных. И трудно себе представить, как за один, пусть даже выходной, день       
губернатор подписал сто пятьдесят тысяч писем, и на какие средства он их        
разослал, потому что сумма приближается к 1 миллиону рублей, - это тоже         
остаётся непонятным.                                                            
                                                                                
В Нижегородской области 3 марта Шанцев призывал всех идти на выборы             
президента и голосовать за нужного кандидата. Это происходит сплошь и рядом,    
и говорить, что здесь общественная опасность не возрастает, будет просто        
непоследовательно и неаргументированно.                                         
                                                                                
Правильно Олег Анатольевич заметил по поводу того, что Дмитрий Фёдорович        
сказал: надо быть последовательным и системным в усилении наказаний. И мне      
нравится заключение правительства. Я напомню, что месяц назад мы вносили        
изменение в уголовное законодательство, касающееся нарушения избирательных      
прав граждан, участников избирательного процесса - членов комиссий,             
наблюдателей и так далее, и так далее. Так вот в официальном отзыве             
правительства имеется фраза: "Вместе с тем в представленных к законопроекту     
материалах не приведена достаточная аргументация необходимости усиления         
административного наказания за указанные правонарушения, основанная на          
анализе правоприменительной практики, свидетельствующей о неэффективности       
действующих размеров штрафных санкций..." В этой связи возникает вопрос:        
какой аргументацией и каким анализом правоприменительной практики               
руководствуются коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ", когда увеличивают в полторы         
тысячи раз максимально возможный штраф за нарушение правил проведения           
митингов? То есть я считаю, что нужно быть последовательными в своей            
аргументации, тем более что месяц назад обратная ситуация была: при             
увеличении штрафов, правда по уголовному законодательству, Уголовному кодексу   
Российской Федерации, в заключении правительства этот аргумент был приведён в   
пользу увеличения штрафных санкций, говорилось о том, что количество            
правонарушений, вернее, уголовных преступлений на избирательных участках        
растёт, в этой связи необходимо увеличивать наказание в виде уголовного         
штрафа.                                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, я считаю, что закон правильный. И ставить под сомнение то,   
что... ситуация не может оставаться такой, как есть, даже коллега Дмитрий       
Фёдорович признал, что необходимо усилить административное наказание в сфере    
избирательного законодательства. Призываю всех проголосовать, несмотря на       
отрицательное заключение Комитета по конституционному законодательству и        
государственному строительству, за принятие данного законопроекта.              
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга у нас является передовым и всегда     
вносит довольно интересные, революционные законопроекты. Просьба ко всем        
поддержать, надеюсь на понимание и здравый смысл.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев снял своё выступление. Докладчик будет ещё раз    
выступать? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5868 по 5884 из 6689
Пункт 29 повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в        
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за               55 чел.12,2 %                                    
Проголосовало против           60 чел.13,3 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    116 чел.                                          
Не голосовало                 334 чел.74,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.