Заседание № 255

18.10.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 523448-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2233 по 2253 из 7084
Возвращаемся к законопроектам третьего чтения. О проекте федерального закона    
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в   
части установления ответственности за нарушение правил использования            
воздушного пространства". Дмитрий Фёдорович Вяткин докладывает.                 
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был           
разработан в целях совершенствования мер по обеспечению безопасности полётов    
и ужесточения ответственности за нарушение правил использования воздушного      
пространства. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний       
правового и лингвистического характера не имеет, и, по мнению комитета,         
данный законопроект можно принять в третьем чтении, о чём мы и просим палату.   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, настаивает ли кто-то на выступлении по           
мотивам? Нет. Выносим на "час голосования".                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5465 по 5483 из 7084
8-й вопрос. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального        
закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской        
Федерации в части установления ответственности за нарушение правил              
использования воздушного пространства".                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              436 чел.96,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    436 чел.                                          
Не голосовало                  14 чел.3,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 251

22.09.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 523448-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства" (принят в первом чтении 15 июня 2011 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2484 по 2515 из 6428
Пункт 8, законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты    
Российской Федерации в части установления ответственности за нарушение правил   
использования воздушного пространства". Вяткин Дмитрий Фёдорович докладывает.   
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный               
законопроект был разработан в целях совершенствования мер по обеспечению        
безопасности полётов и ужесточению ответственности за нарушение правил          
использования воздушного пространства. Был принят в первом чтении 15 июня       
этого года. Название потом было изменено. В таблице поправок, которые комитет   
рекомендует к принятию, содержатся три поправки юридико-технического            
характера. Поправок, рекомендованных к отклонению нет. Комитет по               
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству       
предлагает принять данный законопроект во втором чтении с учётом поправок.      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, три поправки в таблице 1, есть намерение         
обсуждать какую-нибудь отдельно? Нет. Ставлю на голосование таблицу 1.          
Голосуйте.                                                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 33 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              352 чел.78,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    352 чел.                                          
Не голосовало                  98 чел.21,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица. Выносим законопроект на "час голосования".                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5049 по 5066 из 6428
8-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные         
законодательные акты Российской Федерации в части установления                  
ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства".     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты голосования.                                    
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              441 чел.98,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    441 чел.                                          
Не голосовало                   9 чел.2,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 237

15.06.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 523448-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2935 по 3189 из 6192
Уважаемые депутаты, продолжаем рассмотрение законопроектов в первом чтении.     
Пункт 16 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона     
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в   
части установления ответственности за нарушение правил использования            
воздушного пространства". Доклад официального представителя Правительства       
Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра транспорта          
Российской Федерации Сергея Алексеевич Аристова.                                
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Алексеевич.                                                  
                                                                                
АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации.         
                                                                                
Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Необходимость разработки и    
принятия данного законопроекта вызвана анализом действующего законодательства   
в части безопасности воздушного транспорта. С 1 ноября прошлого года в          
действие вступили новые Федеральные правила использования воздушного            
пространства Российской Федерации, которые были утверждены постановлением       
правительства № 138. В этой новой редакции правил использования воздушного      
пространства по сравнению с предыдущей значительно либерализована возможность   
использования воздушного пространства авиацией общего назначения,               
спортивными, любительскими клубами и многими другими объединениями.             
Соответственно, появился не только разрешительный, как у нас действовал         
всегда, но и уведомительный порядок использования воздушного пространства,      
когда пилот просто уведомляет диспетчерскую службу о том, что он тогда-то в     
таком-то районе будет поднимать воздушное судно. Соответственно, с              
либерализацией появилась и необходимость ужесточения ответственности, в         
случае если затребовано разрешение... - а не всегда действует только            
уведомительная система, есть ещё и разрешительные моменты, - если затребовано   
разрешение, но такое разрешение не даётся, и в результате полёта происходит     
крушение, авария с тяжкими последствиями или с гибелью людей.                   
                                                                                
В настоящее время ответственность за нарушение правил безопасности движения и   
эксплуатации воздушного транспорта предусмотрена статьёй 263 Уголовного         
кодекса Российской Федерации и статьёй 11.4 Кодекса Российской Федерации об     
административных правонарушениях, однако указанными статьями вот этот новый     
порядок, связанный с правилами воздушного движения, не предусмотрен. Поэтому    
законопроектом предусматривается введение в Уголовный кодекс новой статьи       
271-1, устанавливающей ответственность за деяния, связанные с нарушением        
правил использования воздушного пространства, которые повлекли причинение       
тяжкого вреда здоровью или смерть человека. То есть это будет специальный       
состав по отношению к действующей норме статьи 263 Уголовного кодекса. Также    
соответственно вносятся изменения в Уголовно-процессуальный кодекс,             
касающиеся подследственности и подсудности нового состава, и в КоАП - в части   
вывода этого состава на уголовно-правовой уровень.                              
                                                                                
Законопроект соответствует тем нормам и требованиям, которые правительство      
определило в основных направлениях деятельности до 2012 года, он направлен на   
повышение уровня безопасности полётов воздушных судов. Реализация закона не     
потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.                      
                                                                                
Прошу вас поддержать.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич, присаживайтесь.               
                                                                                
Содоклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому,             
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимира           
Сергеевича Груздева.                                                            
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Сергеевич.                                                 
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Надежда Васильевна.                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, докладчик достаточно полно изложил суть данного              
законопроекта, но всё-таки я отмечу следующие моменты. Появляется новый         
состав в Уголовном кодексе Российской Федерации - статья 271-1 "Нарушение       
правил использования воздушного пространства Российской Федерации", за          
нарушение норм которой предполагается установить уголовную ответственность в    
виде лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать              
определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до     
трёх лет в том случае, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого   
вреда здоровью или смерть человека, а если двух или более лиц, то лишение       
свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определённые должности    
или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет. Также            
предлагается внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях и    
дополнить статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации       
введения новой подсудности.                                                     
                                                                                
Верховный Суд Российской Федерации поддерживает принятие указанного проекта     
федерального закона. У Правового управления Аппарата Государственной Думы по    
проекту концептуальных замечаний не имеется. Комитет по гражданскому,           
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует         
поддержать указанный проект федерального закона в первом чтении.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Сергеевич.                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Три вопроса от фракции КПРФ и один         
вопрос от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Подводим черту.                                
                                                                                
Пожалуйста, депутат Локоть Анатолий Евгеньевич, ваш вопрос.                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Сергей Алексеевич, насколько я понимаю, либерализация    
законодательства, переход на уведомительный порядок, была осуществлена прежде   
всего в интересах развития легкомоторной авиации. Хочу сразу сказать: я за      
развитие легкомоторной авиации и горячо приветствую сторонников этого вида      
спорта или как угодно можно это назвать. Но всё-таки не поторопились ли здесь   
мы? Всё ли здесь учтено? Происходят не только аварии, но и катастрофы лёгких    
самолётов. Есть ли мнение какое-то у министерства по поводу этой проблемы?      
Всё ли учтено? Может быть, слишком рано мы перешли на уведомительный порядок,   
может быть, стоило бы вернуться к старой системе или установить какой-то        
переходный период?                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Алексеевич.                                                  
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Спасибо за вопрос.                                                
                                                                                
Ряд тех, кто использует воздушное пространство, наоборот, считают, что мы       
очень долго переходили на новый, уведомительный порядок. Но я ответил бы        
проще: уведомительный порядок не предполагает, что кто куда захотел, туда и     
полетел. Есть определённые зоны использования воздушного пространства. Я        
почему говорю и о разрешительной системе. Например, в Московском авиационном    
узле в районе наших основных аэропортов без разрешительной системы невозможна   
уведомительная, там уже действует разрешительная система. Есть другие           
направления, где просто-напросто нельзя подниматься в воздух, не получив на     
то соответствующего разрешения.                                                 
                                                                                
Мы не поторопились, мы, наоборот, может быть, немного даже отстаём, но здесь    
проблема не в переходе, а в том, чтобы точно так же, как это сделано в          
развитых в авиационном отношении странах, создать надлежащее навигационное      
обеспечение и поисково-спасательную службу. У нас, к сожалению, часть           
территорий пока ещё не может похвастаться таким направлением. Повторяю: нет,    
мы не поторопились, надо это развивать.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич.                               
                                                                                
Останина Нина Александровна, пожалуйста, ваш вопрос.                            
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Сергей Алексеевич, в пояснительной записке, которая    
прилагается к этому законопроекту, говорится, что поводом для данной            
инициативы послужил анализ действующего законодательства. Хочется всё-таки      
надеяться, что это был не только теоретический анализ, но и анализ              
статистики, и это подвигло вас к внесению данной дополнительной нормы в         
действующий Уголовный кодекс. В этой связи могли бы всё-таки вы назвать число   
трагедий, которые произошли за это время, с момента введения уведомительного    
порядка для владельцев этих судов? Это первое.                                  
                                                                                
И второе. Во втором чтении возможно ли внести поправки, которые предполагали    
бы ещё и меры социальной защиты тех, кто пострадал в результате этих аварий,    
повлекших за собой гибель одного, двух и более людей, поскольку у нас в         
законах, как правило, не прописаны механизмы социальной защиты пострадавших?    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Алексеевич.                                                  
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Отвечаю на первый вопрос. Статистика примерно такая: мы           
фиксируем в год от ста восьмидесяти до двухсот десяти случаев нарушений         
использования воздушного пространства, о которых мы говорим. Ну, это почти      
ежедневно, если разделить на триста шестьдесят пять дней в году. Что касается   
катастроф, примерно двенадцать катастроф в году в среднем мы имеем. Ну,         
например, в прошлом году в такого рода катастрофах погибли двадцать два         
человека. Вот примерный расклад, такая статистика.                              
                                                                                
Но самое главное, ещё раз повторяю, идеология, которая была заложена... Вот     
те двести с лишним нарушений, которые мы выявляем - и ещё не факт, что это      
все, - являются основанием для внесения. Что касается необходимости таких       
изменений, то каждый такой выявленный факт - это потенциальная опасность не     
только для того, кто поднял воздушное судно в воздух, или того, кого он везёт   
на борту, но и для всех остальных пользователей воздушного пространства, и в    
первую очередь больших воздушных судов, которые перевозят пассажиров. Вот что   
является, по большому счёту, самым опасным.                                     
                                                                                
Почему есть разрешительная система и почему нельзя летать без разрешения?       
Потому что только диспетчер, разрешающий полёт, знает пути и основные           
направления движения пассажирских воздушных судов и может запретить этому       
пользователю в этот период пролетать по этому коридору.                         
                                                                                
Что касается социальной защиты. Если мы говорим о пассажирах, то Думой принят   
в первом чтении законопроект по обязательному страхованию перевозчиков: 2       
миллиона 125 тысяч рублей в случае гибели и до 2 миллионов в случае             
повреждения. То есть закон о социальной защищённости пассажиров на всех видах   
транспорта, в том числе воздушном, у нас, я надеюсь, будет в ближайшее время    
принят.                                                                         
                                                                                
Что касается тех, кто может пострадать при падении воздушного судна, обычных    
граждан, которые находятся на земле, их жизней, а также жилых построек, это     
регулируется гражданским законодательством.                                     
                                                                                
Я не знаю, можно и подумать, конечно, о каких-то дополнениях на эту тему в      
качестве поправок, давайте обсудим это ко второму чтению.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста, ваш вопрос.                          
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Сергей Алексеевич, вы, вероятно, знаете, что примерно неделю   
назад под Москвой потерпел катастрофу один из таких самолётов. Причём меня      
поразило сообщение о том, что лётчик был в нетрезвом состоянии. В связи с       
этим вопрос: не считаете ли вы нужным, вообще-то, дописать ко второму чтению,   
что если катастрофа произошла, когда лётчик находился вот в таком состоянии,    
то, как и при преступлении, когда человек употребил и сел за руль, наказание    
должно быть более жёстким.                                                      
                                                                                
И второй вопрос: подпадают ли под действие этого закона всё более широко        
используемые беспилотники? Ими же тоже управляют, и они в принципе              
потенциально несут возможность в том числе катастрофы других самолётов, могут   
упасть на кого-то.                                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Алексеевич.                            
                                                                                
АРИСТОВ С. А. По первому вопросу. Вопрос ужесточения ответственности в случае   
опьянения наркотического или алкогольного - это, наверное, тема, которая        
заслуживает внимания. Надо помнить о том, что мы где-то год-полтора назад       
приняли изменения и в Воздушный кодекс, и в Уголовный кодекс, касающиеся        
ужесточения ответственности пилотов рейсовых самолётов, если они находятся в    
состоянии алкогольного опьянения. Там действительно более опасные               
последствия, поэтому ужесточённая ответственность. Наверное, в теории можно и   
здесь рассматривать по принципу усиления ответственности в случае, если лицо    
находилось в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, как это у     
нас сегодня сделано по другим видам транспорта.                                 
                                                                                
Что касается беспилотников, то данный законопроект, данная форма                
ответственности не распространяется на управление беспилотными судами, здесь    
несколько иной механизм, иной подход.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Москалькова Татьяна Николаевна, пожалуйста, ваш вопрос.                         
                                                                                
МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                               
                                                                                
Уважаемый Сергей Алексеевич, конечно, заслуживает поддержки введение нового     
состава в Уголовный кодекс по данной проблематике. Мой вопрос чисто             
юридического характера. Диспозитивная часть предлагаемой новеллы                
сконструирована таким образом, что использование воздушного пространства в      
нарушение разрешения, предусмотренного законодательством, влечёт за собой       
ответственность, а законодательства, регулирующего использование воздушного     
пространства, у нас нет, есть только подзаконная база. Не дезавуирует ли        
такая дефиниция предложенную вами норму?                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Алексеевич.                            
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Я хотел бы отметить, что сегодня статья 263 Уголовного кодекса    
определяет ответственность в случае, если в период управления воздушным         
судном или иным транспортным средством лицо нарушило определённое правило,      
используемое в воздушном или ином виде транспорта. Мы здесь говорим как раз     
не о нарушении правил, а о поднятии летательного аппарата в воздух без          
наличия на то права. И это регулируется не только федеральными авиационными     
правилами (ФАП), то есть подзаконными актами, а самим Воздушным кодексом,       
который предопределяет в статье 40 и ряде других статей, что есть               
уведомительная система и разрешительная система. Разрешительная система         
определяется подзаконными актами, написано в Воздушном кодексе. Поэтому это     
вполне на уровне законодательства, как и положено.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич.                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, вопросы завершены. Есть ли желающие выступить по данному    
законопроекту? Нет желающих выступить.                                          
                                                                                
Выносится на "час голосования" указанный законопроект.                          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5243 по 5261 из 6192
Пункт 16. О проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые       
законодательные акты Российской Федерации в части установления                  
ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства".     
Пожалуйста, голосуйте.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              445 чел.98,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    445 чел.                                          
Не голосовало                   5 чел.1,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.