Заседание № 213
О проекте федерального закона № 522571-8 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" и статью 10 Федерального закона "О национальной платёжной системе" (в части совершенствования механизмов проведения упрощённой идентификации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" и статью 10 Федерального закона "О национальной платёжной системе". Доклад Аркадия Николаевича Свистунова. Пожалуйста. СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Немного напомню. Настоящий законопроект был рассмотрен Государственной Думой 27 февраля в первом чтении. Это правительственный законопроект, он направлен на установление максимального размера суммы, применяемой при проведении финансовыми организациями так называемой упрощённой идентификации клиентов - физических лиц. Сегодня есть минимальная сумма, это 15 тысяч рублей, а максимальная сумма не была указана, это пробел. Законопроектом предусматривается установление этой максимальной суммы в размере 100 тысяч рублей. Тем самым повысится эффективность национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. Комитет по финансовому рынку подготовил настоящий законопроект к рассмотрению во втором чтении, поправок к нему не поступило, просим поддержать во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 56 мин. 45 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. СВИСТУНОВ А. Н. Уважаемые коллеги, Комитет по финансовому рынку полностью подготовил настоящий законопроект к рассмотрению в третьем чтении, получены положительные согласования Государственно-правового управления, Росфинмониторинга, Центрального банка, заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы без замечаний. Комитет по финансовому рынку просит поддержать настоящий законопроект в третьем чтении. Спасибо, уважаемые коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений - рассмотреть в третьем чтении законопроект? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 43 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Принимается единогласно.
Заседание № 196
О проекте федерального закона № 522571-8 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" и статью 10 Федерального закона "О национальной платёжной системе" (в части совершенствования механизмов проведения упрощённой идентификации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
10-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" и статью 10 Федерального закона "О национальной платёжной системе". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу Герман Юрьевич Негляд. НЕГЛЯД Г. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Предлагаемым вашему вниманию законопроектом устанавливается пороговая сумма переводов без открытия счёта, при совершении которых необходимо проводить упрощённую идентификацию отправителя. Хотелось бы отметить, что действующим законодательством аналогичная сумма - 100 тысяч рублей для упрощённой идентификации - уже закреплена для ряда финансовых операций, таких, например, как операции, связанные с куплей-продажей иностранной валюты, с обменом банкнот, с почтовыми переводами, с заключением договора потребительского кредита, с получением выигрыша участником лотереи, и других. При этом в отношении переводов без открытия счёта пороговое значение не установлено. Именно данный пробел законопроектом предлагается устранить. Отсутствие такого порогового значения при упрощённой идентификации создаёт риски использования названных переводов в противоправных целях. Сегодня перед нами остро стоят вопросы, связанные с диверсиями, с террористическими актами, в том числе совершаемыми и финансируемыми из-за рубежа. Существующие механизмы не позволяют в полной мере оценить клиента и проводимые им операции, поэтому при крупных переводах предлагается проводить не упрощённую, а полноценную, полную идентификацию отправителя. Что касается финансовой доступности, она не пострадает. Основной массив переводов без открытия счёта, сейчас это 85-90 процентов, совершается на сумму менее 100 тысяч рублей, таким образом, под законопроект подпадёт всего лишь 10-15 процентов всего объёма таких операций. Принятие закона позволит повысить прозрачность переводов без открытия банковского счёта и в целом снизить риски незаконных финансовых операций с их использованием. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Герман Юрьевич, присаживайтесь. С содокладом от Комитета по финансовому рынку выступает Олег Дмитриевич Димов. ДИМОВ О. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Очень чётко доложил докладчик, я хочу только обратить внимание на следующее. Сейчас в соответствии с федеральным законом № 115-ФЗ банки не проводят никакой идентификации физического лица при осуществлении переводов денежных средств по его поручению без открытия банковского счёта, в том числе электронных денежных средств, если их сумма не превышает 15 тысяч рублей. Если свыше 15 тысяч - проводится упрощённая идентификация. Однако максимальная сумма переводов, при осуществлении которых возможно проведение упрощённой идентификации, законодательно никак не ограничена. Данным законопроектом предлагается установить такую максимальную сумму в размере 100 тысяч рублей. Предлагаемые изменения дадут следующие результаты. Прежде всего, риски совершения платежей в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма значительно снизятся, повысится эффективность национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. Корреспондирующие изменения по повышению суммы максимального остатка денежных средств на неперсонифицированном электронном средстве платежа с 60 тысяч до 100 тысяч рублей вносятся в Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ "О национальной платёжной системе". Хочу также отметить, что проектируемый срок вступления в силу данного закона - 365 дней со дня официального опубликования принятого федерального закона, и это обусловлено необходимостью перестройки кредитными организациями процессов проведения идентификации и изменения внутренних процедур и правил внутреннего контроля. Хочу сразу заметить, что и Банк России, и государственно-правовые управления дали положительные заключения и мнения без замечаний. Уважаемые коллеги, учитывая изложенное, Комитет по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе поддержать данный законопроект, принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Дмитриевич. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Вороновский Анатолий Владимирович, пожалуйста. ВОРОНОВСКИЙ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос такого плана: скажите, пожалуйста, 100 тысяч можно переводить в день, в неделю, в месяц? И не получится ли так, что миллион можно разбить на десять платёжек, и они точно так же будут идти. Ничего не было сказано об этом. НЕГЛЯД Г. Ю. Анатолий Владимирович, спасибо за вопрос. 100 тысяч - это пороговое значение для разовой операции. Вместе с тем дробление, которое вы имеете в виду, - это знакомая для банков типология, которая позволит им применять иные меры, в том числе отказ в проведении соответствующих операций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Докладчику уже задали интересующий меня вопрос, но ещё хочу спросить: всё-таки с чем связана такая необходимость увеличения суммы с 60 тысяч до 100 тысяч рублей? НЕГЛЯД Г. Ю. Михаил Сергеевич, спасибо за вопрос. Это корреспондирующее изменение: сейчас для электронных кошельков, прошедших упрощённую идентификацию, установлена сумма 60 тысяч, то есть повышение до 100 тысяч приведёт к единообразию этой суммы для всех инструментов и переводов, и операций, совершаемых после прохождения упрощённой идентификации. Это техническая правка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Герман Юрьевич, согласно проекту федеральный закон, в случае его принятия, вступает в силу по истечении 365 дней со дня его официального опубликования. Скажите, неужели при таких целях и задачах, когда мы говорим о снижении рисков отмывания денег преступным путём или финансирования терроризма, требуется именно 365 дней, чтобы установить максимальный порог при проведении упрощённой идентификации? Неужели при подготовке данного проекта федерального закона не обсуждались другие варианты на этот счёт? Если да, то скажите какие? И как вы считаете, возможны ли корректировки на этот счёт при подготовке проекта федерального закона ко второму чтению? НЕГЛЯД Г. Ю. Анатолий Борисович, спасибо за вопрос. Годовой срок вступления в силу попросили банки, как содокладчик отмечал, но мы только за сокращение и готовы ко второму чтению провести дополнительные консультации с банковским сообществом с помощью комитета. Если вы поддержите, мы будем только благодарны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. Пожалуйста, Олег Дмитриевич. ДИМОВ О. Д. Действительно, вопрос обсуждался в комитете, он действительно такой... мы прислушались к мнению бизнеса, которому необходимо будет очень серьёзно скорректировать свои внутренние регламенты. Если будут такие предложения, мы в комитете их рассмотрим, безусловно, всячески изучим и тогда готовы будем более чётко сказать. Но на сегодняшний день мы видим безболезненный переход и адаптацию банков в течение года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Герман Юрьевич, мой вопрос, наверное, немножко не по теме данного законопроекта, но тем не менее не могу вас не спросить - пользуясь случаем, хочу узнать ваше мнение. У нас есть такая категория граждан, как иноагенты, многие из них находятся за пределами Российской Федерации, многие продолжают свою деятельность, действуют достаточно активно против Российской Федерации, кто-то из них продаёт своё имущество, кто-то получает доходы на территории Российской Федерации. В связи вот с теми санкциями, которые введены в отношении нашей страны, наши службы как-то мониторят, контролируют денежные потоки данной категории граждан? Или нам предстоит большая и кропотливая работа в законодательном плане по введению всех этих ограничений, чтобы прекратить эти финансовые потоки, чтобы иноагенты, находясь за пределами России, не получали доходы здесь? НЕГЛЯД Г. Ю. Андрей Геннадьевич, ну, я хотел бы сказать, что согласно положению о Росфинмониторинге наш функционал в первую очередь включает мониторинг незаконных финансовых операций и доходов, полученных преступным путём. Что касается иноагентской темы, здесь головным ведомством является Министерство юстиции, которое вместе с другими компетентными органами осуществляет соответствующую работу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ДИМОВ О. Д. Андрей Геннадьевич, хороший вопрос, в комитете мы его тоже обсуждали. Действительно, нам предстоит кропотливая работа, чтобы все эти проекты запустить, потому что это не совсем вопрос Росфинмониторинга, но вопрос уже назрел. Мы частично уже в ряде законов стали применять эти меры. Я думаю, что эту процедуру мы в комитете рассмотрим, я думаю, что ей будем заниматься. Готовы от вас предложения в комитет получить, готовы пригласить вас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Дмитриевич. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Герман Юрьевич, в целом инициатива положительная. Хотелось бы уточнить (где-то созвучно с предыдущими вопросами), в рамках противодействия легализации (отмыванию) доходов не предусмотрено ли ограничение по количеству платежей, осуществляемых одним лицом, и временным рамкам и как это будет контролироваться? НЕГЛЯД Г. Ю. Вячеслав Михайлович, спасибо за вопрос. Сейчас таких ограничений не предусмотрено, поскольку соответствующие риски компенсируются другими механизмами, в том числе постоянным мониторингом банков за совершением соответствующих операций и их правом применять различные способы снижения этих рисков, такие как отказ в проведении конкретной операции, отказ в приёме высокорискового клиента на обслуживание, вплоть до одностороннего расторжения договора банковского счёта с высокорисковым клиентом. Кроме того, работает платформа Банка России "Знай своего клиента", как вы знаете, которая ранжирует юридические лица и индивидуальных предпринимателей по трём уровням риска. И к высокорисковым, так называемым красным клиентам применяются меры блокирования всех операций до выяснения всех обстоятельств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Герман Юрьевич, для более адекватного понимания подскажите, напомните, пожалуйста, всё-таки в чём коренное отличие упрощённой идентификации от полноценной идентификации? НЕГЛЯД Г. Ю. Спасибо за вопрос, Николай Иванович. Упрощённая идентификация - это идентификация по двум основным идентификаторам, как правило, это обязательно паспорт и один из трёх идентификаторов на выбор: ИНН, полис ОМС либо СНИЛС. Она в том числе может осуществляться дистанционным способом. Что касается полной идентификации - это обязательно личная явка в финансовую организацию и установление более полного состава сведений о клиенте, в том числе адреса места жительства, пребывания; например, в отношении иностранных граждан, что сейчас также может быть важно, - документы, подтверждающие право законного пребывания на территории Российской Федерации, ну и ряд других документов и сведений, которые устанавливаются более полно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексеенко Николай Николаевич. АЛЕКСЕЕНКО Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Герман Юрьевич, вы, как представитель Федеральной службы по финансовому мониторингу, наверное, сможете ответить. Вот я вижу, что по логике законопроект будет снижать не только риски отмывания преступных доходов, но, по идее, и отток капитала из России. Я надеюсь, вы можете ответить, какой в этом году у нас отток капитала и есть ли примерные оценки, насколько данная норма снизит отток капитала? Ну и опять же корреспондирующий вопрос: а банки на этом заработают, на дополнительном эквайринге и прочих транзакциях, операциях? Вот такие два вопроса. НЕГЛЯД Г. Ю. Николай Николаевич, спасибо за ваш вопрос. На наш взгляд, прямого влияния данный законопроект на вопрос чистого оттока капитала не окажет. Вместе с тем вот за последние два года, фактически с начала СВО, трансграничные переводы за рубеж из России в несколько раз были сокращены. Я сейчас о тенденции вам не скажу, поскольку мы отслеживаем только подозрительные перечисления, а не чистый отток капитала, это уже компетенция Центрального банка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ДИМОВ О. Д. Спасибо, коллеги, я хотел дополнить. Действительно, вопрос, что-то получат, заработают, сэкономят банки или нет, на заседании комитета стоял, мы его рассматривали. Мы дали поручение представителям Центробанка подготовиться ко второму чтению и показать, что будет, какая экономия будет у банков и как мы сможем облегчить жизнь вкладчикам, простым гражданам за счёт той экономии, тех средств, которые у них освободятся. Я думаю, в ходе подготовки ко второму чтению мы получим ответы на все вопросы и чётко вам скажем. И ещё хотел сразу коллеге Мархаеву сказать, он тоже правильный вопрос задавал. Я хочу сказать, что с принятием нашего закона банки будут нести дополнительную ответственность, и рисковать в связи с дроблением больших платежей на несколько платежей, для того чтобы вывести деньги... это будет не то что пресекаться сразу Центробанком, но будет ставить под сомнение всю деятельность банка, вплоть до отзыва лицензии, что уже на сегодняшний день в некоторых финансовых институтах произошло. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Дмитриевич. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 09 мин. 48 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.