Заседание № 242
О проекте федерального закона № 521918-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 13. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков". Доклад заместителя председателя Комитета по финансовому рынку Лианы Витальевны Пепеляевой. Пожалуйста. ПЕПЕЛЯЕВА Л. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, проект федерального закона направлен на создание системы страхования экспортных кредитов и инвестиций. Он прошёл все необходимые экспертизы - замечаний нет. Комитет по финансовому рынку предлагает Государственной Думе поддержать его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам выступят Рохмистров и Коломейцев Николай Васильевич. Выносим 13-й вопрос на "час голосования".
Переходим к пункту 13, законопроекту "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков". Рохмистров по мотивам от фракции. РОХМИСТРОВ М. С. 13-й вопрос - это как раз вопрос, по которому мы с вами в рамках 10-го вопроса уже приняли такое лоббистское решение, что мы сейчас только принимаем решение о создании дочерней структуры Внешэкономбанка, то есть дочерняя структура будет страховать. То есть сами деньги даём, сами их страхуем и создаём фактически монополию на данном рынке страховых услуг, хотя, собственно говоря, на этом рынке работает достаточно большое количество компаний, причём многие компании - с участием иностранного капитала, которые могут себе позволить производить страхование в достаточно серьёзных объёмах по всем видам, а многие признаны и за рубежом. Тем не менее создаётся вот такой монстр, который будет у нас производить страхование краткосрочных экспортных кредитов до двух лет от политических рисков, экспортных кредитов на срок от двух до пятнадцати лет от рисков по операциям в странах, не имеющих инвестиционного рейтинга, и так далее, и так далее. Непонятно, почему на рынке, где более или менее присутствует конкуренция... вернее, уже понятно, потому что, даже ещё не приняв этого закона, мы уже определили, что для него будут созданы особые условия, в том числе и по налогообложению. Я думаю, что так уж бессовестно действовать, наверное, нельзя. Если мы говорим, что у нас рыночные отношения, давайте хотя бы приличия соблюдать и не создавать дочерние структуры от государства, которые будут действовать монопольно, причём плюс к монополиям мы ещё и льготы по налогообложению им даём. Как с этим со всем будут конкурировать другие компании, честно говоря, как бы разумному человеку понять невозможно. Если мы говорим о том, что государство должно уходить из управления экономикой, то вот это наглядный пример, как наше государство вместо того, чтобы уйти в область регулирования экономических взаимоотношений государственными средствами, входит в рыночные отношения, причём выбивает себе какие-то монопольные преимущества и тем самым мешает развиваться другим компаниям. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование законопроект в соответствии с пунктом 13 порядка работы, название я уже зачитал. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 39 мин. 31 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 56 чел.12,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0 % Результат: принято Принято.
Заседание № 241
О проекте федерального закона № 521918-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков" (принят в первом чтении 20 мая 2011 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 27, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков". Докладывает от комитета Анатолий Алексеевич Губкин. ГУБКИН А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! К законопроекту поступило восемь поправок, семь из них комитет рекомендовал к принятию и одну поправку - к отклонению. Предлагаю рассмотреть таблицу поправок, рекомендованных комитетом к принятию, за исключением поправок 2 и 4. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица 1, за исключением 2-й и 4-й поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 53 мин. 57 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0 % Результат: принято Принято. Эти две поправки даны в новой редакции, которая роздана в зале. Есть вопросы по этим поправкам? Да, есть мнение против. Пожалуйста, Кашин Борис Сергеевич. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Нет, я вот по поправке 4 хотел бы высказаться против, но я новую редакцию не читал, мне её не досталось. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Она в зале роздана на отдельной страничке. КАШИН Б. С. Так она что, к принятию, что ли, предлагается? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, комитет, дайте разъяснение. ГУБКИН А. А. Уважаемый Борис Сергеевич, если 2-я поправка - техническая, то 4-я поправка как раз учитывает предыдущий законопроект, по которому мы проголосовали, который Наталья Викторовна Бурыкина докладывала. То есть так получилось, что тот вопрос, в связи с которым была внесена поправка, учтён законопроектом, связанным с Налоговым кодексом, который до этого был доложен и благополучно нами проголосован. Таким образом, дважды на одну и ту же тему вносить не следует. По большому счёту, поправка тоже носит технический характер. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Другими словами, мы ставим на голосование две поправки, которые розданы на одном отдельном листочке, комитет предлагает их поддержать. Ставится на голосование данная таблица, розданная в зале. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 55 мин. 33 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8 % Результат: принято Принимается. Таблица 2 - одна поправка, отклонённая комитетом. Есть замечания? Да, есть - Борис Сергеевич Кашин. Включите микрофон. КАШИН Б. С. Ну, я по предыдущей ситуации хотел сказать. У меня была, как говорится, заготовлена речь о том, что нельзя принимать эту поправку, но её, оказывается, перетащили в другой законопроект, и в комитете я не получил удовлетворительного объяснения. Есть риск, что с помощью вот этих нововведений могут быть задействованы соответствующие схемы по уходу от налогов. Что касается вот этой моей поправки, единственной отклонённой (остальные все приняли), то в ней речь идёт о том, чтобы контроль за деятельностью новой структуры, которая создаётся этим законопроектом, всё-таки был, так скажем, зафиксирован. В законе написано, что контроль осуществляется федеральным органом исполнительной власти, который занимается надзором за страховой деятельностью, это совершенно понятно. Сейчас всё это отдаётся на откуп правительству. Фактически мы создаём страховую компанию, называем её по-другому и выводим её из-под контроля профессионалов - вот, так скажем, суть того, что происходит. Поэтому в моей поправке предлагалось ни больше ни меньше вернуть определённый контроль со стороны профессионалов за деятельностью новой структуры - создаваемой при ВЭБе новой страховой компании. И вот её отклонили. Я считаю это неправильным и предлагаю поддержать эту норму. Но, возвращаясь к предыдущей ситуации, хочу сказать, что с помощью определённых манипуляций у нас какие-то возможности возникли, мне кажется, для ухода от налогов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По отклонённой поправке есть необходимость дать комментарий? Центральная трибуна. ГУБКИН А. А. Два слова я могу сказать. Мы очень подробно с участием представителей правительства, трёх министерств и руководителя Росстрахнадзора обсуждали вот эту поправку. Борис Сергеевич участвовал в этом обсуждении, и ему ясно и однозначно было сказано, что в сегодняшние функции Росстрахнадзора не входит то, что он предлагает, поэтому для принятия этой поправки нужно сначала изменить функции Росстрахнадзора, чтобы это ему можно было поручить. А поскольку речь идёт о возможных налоговых, экономических преступлениях и мошенничествах, которые могут иметь место в будущем, как, впрочем, они и сегодня могут иметь место, то у нас есть достаточно органов - начиная с ФНС, МВД и заканчивая другими правоохранительными структурами, которые в соответствии с законодательством должны этим делом заниматься. Поэтому комитет эту поправку не поддерживает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 58 мин. 36 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Таблица принимается. Коллеги, мне правильно подсказывают, что мы изъяли из таблицы 1 две поправки, 2-ю и 4-ю, и они у нас не были проголосованы ни в той, ни в другой таблице, поэтому мы должны их отклонить. Я ставлю на голосование в следующей редакции: кто за то, чтобы принять поправки 2 и 4 из таблицы поправок, рекомендуемых к принятию? Комитет считает, что их не надо принимать, поскольку они теперь приняты в другой редакции. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 59 мин. 14 сек.) Проголосовало за 0 чел.0,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 0 чел. Не голосовало 450 чел.100,0 % Результат: не принято Отклоняется. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Голосуйте, коллеги. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 59 мин. 36 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 50 чел.11,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 366 чел. Не голосовало 84 чел.18,7 % Результат: принято Принимается.
КАШИН Б. С. Олег Викторович, извините, но для ясности я хочу сказать. Вот когда мы 27-й вопрос рассматривали, я вынес одну-единственную поправку из таблицы отклонённых на отдельное голосование, я по ней выступил. Потом было голосование, единогласно её, получается, поддержали, поскольку в таблице больше нет ничего, кроме этой поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В соответствии с нашим Регламентом голосуется таблица, это означает, что мы поддержали решение комитета отклонить данную поправку. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Голосуется таблица, вы не выносили... А, нет, вы вынесли её на отдельное голосование, а мы голосовали таблицу. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, таблица, которая состоит из одной поправки, - это всё равно таблица. Ну можно голосовать в вашей редакции, тогда нужно поправку предлагать к отклонению. Я поставил в другой редакции (возьмите стенограмму), я поставил на голосование не поправку, а таблицу, смысл от этого не меняется.
Заседание № 232
О проекте федерального закона № 521918-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
У нас на 12.30, на фиксированное время, по договорённости, по решению Совета стоит проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра экономического развития Андрея Александровича Слепнёва. СЛЕПНЁВ А. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков". Этот законопроект разработан в соответствии с основными направлениями внешнеэкономической политики Российской Федерации и планом по реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики. На необходимость принятия данного законопроекта и создания соответствующего института по страхованию экспортных кредитов и инвестиций за рубежом неоднократно обращалось внимание в рамках работы Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, есть соответствующие поручения Правительства Российской Федерации. И представленный законопроект как раз и направлен на формирование соответствующей структуры. Необходимо отметить, что механизм страхования экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков - это не российское изобретение, это широко используемая в мире практика, направленная на облегчение доступа экспортёров к зарубежным рынкам. Такая функция была предусмотрена ранее и в настоящее время предусмотрена Федеральным законом "О банке развития" и возложена на Внешэкономбанк. Однако она не конкретизирована, и Внешэкономбанк в силу специфики своей деятельности не может в полной мере выполнять данные функции. С учётом этого законопроектом предлагается учредить стопроцентное дочернее общество Внешэкономбанка, - соответствующее решение одобрено наблюдательным советом Внешэкономбанка под председательством Владимира Владимировича Путина, и в случае принятия закона оно будет реализовано. Как показывает международная практика, страхование экспортных кредитов и инвестиций на государственном уровне - это нетипичный вид страховой деятельности, осуществляемый специализированными институтами с государственной поддержкой с целью снижения стоимости такого страхования и облегчения кредитования экспорта. Организационный статус таких агентств в различных государствах существенно различается, но деятельность, как правило, регулируется специальными законодательными актами и правительственными постановлениями. Смысл этой структуры заключается в том, чтобы она, действуя с учётом государственной поддержки, принимала на себя значительную часть коммерческих рисков, за счёт этого российские экспортёры получали доступ к более дешёвым банковским кредитам так же, как и их зарубежные контрагенты, и тем самым будет обеспечен более конкурентоспособный способ поставки наших товаров за рубеж. Это актуально и для военной техники, и для самолётов, для любой высокотехнологичной продукции. С учётом значительной специфики деятельности агентства предполагается, что Правительством Российской Федерации будет выпущен специальный акт, в котором будут определены особенности правил страхования, включая требования к сторонам, объектам, страховым суммам и премиям, тарифам, рискам, страховым случаям и так далее, специальные требования к обеспечению финансовой устойчивости агентства, включая неиспользование страховых фондов, которые будут несколько отличаться от требований существующего страхового законодательства, и в первую очередь потому, что здесь будут включены и государственные гарантии, и гарантии материнской структуры, то есть Внешэкономбанка. Будут определены специальные требования к деятельности агентства в связи с предоставлением ему государственной финансовой поддержки, порядок осуществления надзора и контроля за его деятельностью и другие позиции. Соответствующие требования включены в закон "О банке развития". Мы исходим из того, что деятельность данных структур будет идти в совокупности и во взаимодействии с деятельностью существующих коммерческих организаций, которые уже сегодня предоставляют такую страховую защиту, хотя и в весьма ограниченных объёмах. При этом мы исходим из того, что агентство не будет им конкурентом на том сегменте рынка, где есть коммерческие предложения, поскольку в первую очередь сосредоточит свою работу на долгосрочных кредитах, а также на страховании кредитов на сложных рынках, где коммерческие страховщики сейчас не могут взять на себя такие существенные риски. Необходимо отметить, что именно партнёры на сложных рынках являются нашими основными торговыми партнёрами. Законопроектом предусматривается внесение изменений в законы "О банке развития", "Об организации страхового дела..." уточняющего характера. Кроме того, будут внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части приведения режима налогообложения деятельности агентства в соответствие с тем режимом, который уже сегодня применяется для страховой деятельности. Кроме того, что касается отнесения на затраты страховых взносов и в отношении страховых взносов в агентстве, и в отношении страховых взносов в коммерческих структурах следует сказать, что эти затраты экспортёров будут отнесены на себестоимость, данная позиция согласована. Учитывая важное значение этой структуры для обеспечения модернизации российской экономики, прежде всего для поддержки российского высокотехнологичного экспорта, считаем эту задачу достаточно актуальной и срочной. Просим поддержать данный законопроект. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. На трибуну приглашается Владислав Матусович Резник. Он сделает содоклад от комитета. Пожалуйста. РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемые коллеги, комитет самым внимательным образом рассмотрел представленный вам сейчас законопроект и считает его исключительно актуальным и важным. Действительно, законопроект направлен на поддержку российского экспорта. Вместе с тем комитет отметил ряд недостатков данного законопроекта, которые необходимо будет устранить во втором чтении. На самом деле, видимо, надо будет во втором чтении указать, что речь идёт исключительно о российских резидентах, продукция которых будет продвигаться на экспорт, и именно они будут страхователями в ходе исполнения данного закона. И ещё ряд моментов. Кроме того, серьёзное обсуждение на заседании комитета получил следующий аспект. Вывод агентства по страхованию экспортных кредитов, который мы сейчас рассматриваем, из-под действия Закона "Об организации страхового дела...", после чего не потребуется получать лицензию... Ну, на данный момент не совсем понятна причина этого вывода. Понятно, что контроль за резервами агентства по страхованию экспортных кредитов, которое создаётся, наверное, должен быть иным, чем за резервами действующих страховых компаний, но тем не менее вопрос о том, надо ли полностью выводить данное агентство из-под действия Закона "Об организации страхового дела..." или не стоит этого делать, надо будет ещё раз внимательно рассмотреть ко второму чтению. И второй момент. На сегодняшний день предприятия, которые страхуют экспортные кредиты или риски невозврата кредитов коммерческих страховщиков, - сейчас несколько компаний имеют соответствующие лицензии, - взносы, которые уплачивают эти компании, не относят на затраты. Ко второму чтению надо будет сделать равную конкурентную среду, чтобы и коммерческие страховщики могли получать от предприятий страховые премии, которые предприятия также могли бы относить на затраты по данному виду страхования. Но я сейчас в докладе представителя правительства услышал, что этот вопрос согласован уже, да? Ну, очень хорошо. Тогда во втором чтении мы это запишем, поскольку все должны, в общем, находиться в одинаковых рамках, в одном правовом поле. Вот, наверное, с учётом этих двух вопросов, на которые надо будет дать ответы при подготовке законопроекта ко второму чтению, комитет поддерживает данный законопроект и просит палату также поддержать его в первом чтении с учётом сказанного. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, шесть вопросов от фракции КПРФ, коллеги, один от ЛДПР. Пожалуйста, давайте запишемся. Включите режим записи. Предлагаю десять минут выделить на вопросы, а там как список пойдёт, так и пойдёт. Согласны, коллеги? ИЗ ЗАЛА. Да, согласны! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите список. Депутат Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. У меня к представителю правительства вопрос. Кто возглавит данную дочернюю структуру - очевидно, дочка создаётся данным законопроектом - и какая предполагается заработная плата у председателя совета директоров, у исполнительного директора? Мы насоздавали уже структур, декларации теперь читаем по доходам за 2010 год, читаем и удивляемся, поэтому хотелось бы получить ответ. Если представитель правительства не знает, может быть, знает Владислав Матусович ответ на данный вопрос? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Александрович, к вам вопрос. СЛЕПНЁВ А. А. Данный вопрос будет решён на заседании наблюдательного совета Внешэкономбанка, как материнской структуры. В настоящее время такого решения нет. Что касается уровня заработной платы, мы будем предлагать, чтобы этот уровень был конкурентоспособным, привлекательным для самых высококлассных специалистов. Со своей стороны хочу отметить - я думаю, Владислав Матусович меня поддержит, как опытный человек, - что страхование экспортных кредитов - это, наверное, высший пилотаж страхового бизнеса, и специалисты здесь должны быть соответствующей квалификации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Борис Сергеевич. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Владислав Матусович, у меня к вам вопрос, ну, может быть, и к представителю правительства. Мы действительно на заседании комитета говорили о том, что вот этот вариант, который сейчас обсуждается, даёт дополнительные преимущества этой структуре. Но вот я смотрю текст: тут просто освобождается от налогов вся деятельность по страхованию коммерческих и политических рисков, тут нигде не написано, что про эту компанию речь идёт. Вот как точно? И второе. Может ли российский посредник, как сейчас записано, продавая за рубеж какой-то товар, страховать свои кредиты по этой схеме сейчас? РЕЗНИК В. М. Ну, на тему налогообложения. Дело в том, что, поскольку агентство, которое создаётся данным законом, не является страховой организацией в полном смысле, то есть не подпадает полностью под действие Закона "Об организации страхового дела...", то, естественно, правительство поэтому и внесло в Налоговый кодекс соответствующие изменения, которые бы деятельность, которую будет производить агентство по страхованию экспортных кредитов, освобождали от налога на добавленную стоимость. Это первое. Другой налог касается предприятий, которые уплачивают страховые взносы в это агентство. Речь идёт о том, что взносы, которые уплачивают предприятия, должны у этих предприятий относиться на затраты. В действующем Налоговом кодексе подобные взносы на затраты предприятий не относятся, поэтому нам для создания одинаковой конкурентной среды и будет необходимо ко второму чтению внести соответствующие поправки, сделать так, чтобы страховые взносы относились на затраты предприятий независимо от того, в какую компанию они платят - в это агентство либо в коммерческую страховую компанию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Андрей Александрович, к вам вопрос. У нас много, к сожалению, случаев, когда государство делает предприятию заказ, а денег не даёт, особенно это касается оборонной промышленности. Предприятие вынуждено брать кредит и выполнять заказ. И когда сделает оно, скажем, технику, оборудование, опять государство сразу не берёт, а месяц, два, три заказ лежит, поэтому и деньги государство не отдаёт. Предприятие не может ни вернуть кредит, ни взять новый кредит. В этом случае что, страховая компания будет платить банку за государство и это предприятие деньги, а потом с государством судиться? Это очень типичный пример, и виновато государство! СЛЕПНЁВ А. А. В данном случае здесь речь будет, видимо, идти об иностранном государстве, потому что мы речь ведём о страховании экспортных кредитов, то есть когда военная техника будет отправляться на экспорт. Хочу заметить, что именно так и работают экспортные агентства во всём мире, то есть они, если речь идёт, так сказать, о сложных рынках, больших рисках, берут контргарантию соответствующего государства - покупателя, и в случае если это государство - покупатель, допустим, военной техники (не будем приводить примеры конкретных государств) вдруг не платит, то предприятие получает деньги от этого страхового агентства, а оно, в свою очередь, уже начинает работать с этим государством, обращаться к его суверенным гарантиям, переводить всё это на госдолг и так далее. И в этом смысле для этого оно и создаётся - чтобы разгрузить производителей, снять эти риски с производителей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Багаряков. БАГАРЯКОВ А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Александрович, вы в своём выступлении сказали, что это не наше российское ноу-хау - в большинстве стран подобные компании уже есть. Но вот 1 миллиард долларов, выделенный на подобную программу, при общем объёме нашего высокотехнологичного экспорта примерно в 15-17 миллиардов долларов в год мне кажется излишним. Не могли бы вы привести примеры других развитых стран с указанием сумм, которые выделяет правительство подобным компаниям, объёмы этих средств, которые правительство выделяет в соотношении с объёмом экспорта, их экспорта высокотехнологичной продукции, чтобы было понятно депутатам, за что они голосуют: излишняя ли это цифра - 1 миллиард долларов, выделенный на подобную инициативу, - либо она небольшая? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Александрович. СЛЕПНЁВ А. А. Надо тогда речь вести, конечно, о всей финансовой модели деятельности данного агентства и принимать во внимание не только средства, которые вносятся в уставный капитал этой организации, между прочим, не из федерального бюджета, а из ресурсов Внешэкономбанка, но и те дополнительные гарантийные обязательства, которые, как правило, предоставляются такой структуре. Я не могу сейчас сходу вам представить полностью раскладку по всем странам, могу привести лишь несколько примеров. Например, в Италии SACE выделяется в год где-то около 40 миллиардов евро в виде государственных гарантий. Это агентство в рамках данного бюджета осуществляет свою программу по предоставлению страховой поддержки, имея за спиной, так сказать, обязательства государственного бюджета. Если я не ошибаюсь, объём гарантийной поддержки германского бюджета в несколько раз больше этой суммы, но каждый раз... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) СЛЕПНЁВ А. А. И объём экспорта больше. Но этот объём в каждой стране зависит от того, как выстроена финансовая модель: можно дать больше в уставный капитал при меньшем или более сложном в принципе механизме гарантирования, а можно дать меньше в уставный капитал, но при этом возложить, так скажем, более плотные обязательства на бюджет. Мы в ходе обсуждения в правительстве пришли к выводу, что нам нужно ориентироваться на наиболее прогрессивные модели, при которых деятельность этой структуры более, скажем так, рыночно ориентирована и менее завязана на обязательства бюджета, чтобы он был только, так сказать, гарантом в последней инстанции. В связи с этим мы пошли в соответствии с этой моделью по пути наличия значительных собственных ресурсов и обязательств бюджета уже, так сказать, на такой, самый крайний случай. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Владислав Матусович, вы опытный страховщик и в принципе понимаете, что создание особых условий для структуры, занимающейся страхованием, особенно в рамках такой конторы, как ВЭБ, которая каждый год меняет даже свои формы отчётности и из прибыли превращает в убыток некоторые статьи... Вот правильно ли будет создавать дополнительную нагрузку? Ведь каждое предприятие должно будет платить какой-то страховой взнос. Какой будет объём этих страховых взносов, которые должно будет заплатить предприятие непосредственно этому страховому агентству, и не потеряет ли из-за этого конкурентоспособность и без того не очень конкурентоспособная продукция Российской Федерации, особенно на промышленном рынке, тем более что предполагается к 2013 году объём страхования довести до 15 процентов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. Я думаю, это будет последний ответ - у нас уже истекают десять минут. РЕЗНИК В. М. Я, наверное, начну с конца. Я, наоборот, считаю, что задачей правительства, вообще всех нас является стимулирование российского экспорта. Вот, собственно говоря, для этого это агентство и создаётся, поэтому для предприятий это будет не нагрузка и не вред, а, наоборот, большая польза. Теперь о ставках. Ставка зависит от вида продукции, которая экспортируется, и, конечно, от страны, от политических рисков, ну, достаточно трудно конкретно говорить. Я знаю по одним видам ставку 2 процента, по другим - 10 процентов, трудно сказать что-то конкретное. Потом, надо понимать, что данное агентство будет заниматься ещё и управлением гарантиями, которые предоставит правительство, оно будет управлять этими гарантиями, поэтому я абсолютно убеждён, что мы делаем очень правильное, хорошее дело, поддерживая этот законопроект. Вместе с тем ещё раз говорю, что некоторые проблемы действительно есть, поскольку ВЭБ - это госкорпорация, и в ней это всё логично было бы, но форму госкорпорации избрать для этого агентства невозможно, поэтому появляется действительно не очень такая корректная вещь, как коммерческое акционерное общество, действующее в общественных интересах. Здесь есть свои как бы такие негативные моменты, но тем не менее в целом это нужное и хорошее дело. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, более десяти минут мы уже использовали на вопросы, поэтому переходим к выступлениям. По ведению - Селезнёв Валерий Сергеевич. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Олег Викторович, ну, я понимаю, что вы симпатизируете КПРФ, по всей видимости, - пять вопросов задали представители КПРФ. Я предлагал задать по одному вопросу от фракции - вы избрали другую тактику, в результате ни одного вопроса ни одна другая фракция не смогла задать. Я записался, дайте мне, пожалуйста, возможность задать вопрос или я буду выступать десять минут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будете выступать десять минут, это первое. Второе - все претензии к компьютеру: вы могли оказаться первым, а оказались последним. Пожалуйста, кто желает выступить по данному вопросу? Кашин Борис Сергеевич, Селезнёв Валерий Сергеевич. Подводим черту - два выступления. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё и Владимир Иванович? Ну уж выступать давайте по одному от фракции! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Драганов Валерий Гаврилович. Договорились - по одному выступлению от фракции. Пожалуйста, кто выступает от фракции КПРФ? Кашин. КАШИН Б. С. Уважаемые депутаты, анализируя этот конкретный законопроект, надо всё-таки в общем контексте всё это рассматривать. Область страхования наиболее слабая в нашем законотворческом процессе, и Министерство финансов, прямо могу сказать, не справляется с этим сектором. Сейчас создали новую структуру, которая занимается финансовым рынком, и логично, вообще, было бы передать этот сектор туда. Но это уже такая глобальная проблема... А Министерство экономического развития, которое это готовило, вообще не в теме. То есть идея законопроекта неплохая, но когда мы наблюдаем, как всё это реализуется, то действительно возникает много вопросов: почему мы, так сказать, упали ниже всех стран "двадцатки" во время кризиса? Почему у нас, хоть мы вроде бы всё копируем с Запада, либеральным курсом двигаемся, результаты тем не менее гораздо хуже, чем у наших западных учителей? А потому, что у нас рынок своеобразный - с учётом потребностей высшего руководства беспрекословно и мгновенно реализовывать все рыночные задумки, которые у него вдруг появляются. Это мы наблюдаем постоянно. И до кризиса, когда было "головокружение от успехов", когда мы думали, что вот сейчас напринимаем меры и рынок нас всех выведет в лидеры... Я вам приведу пример, касающийся государственного софинансирования пенсий. Пенсии и страхование - это наиболее проблемная зона. Вот сейчас говорят, что пять миллионов уже записались, а денег-то сколько заплатили? Если и заплатили, то 600 тысяч, да и то под давлением администраций, которые и не скрывают, что в муниципальных образованиях в эту систему загоняют. И главное - неясны результаты всей этой с помпой начатой кампании. Ну, до кризиса, понятно, такая была идея - что мы сейчас прорвёмся. В кризис другая была причина - волюнтаристские решения: фондовый рынок поддержим, за два дня миллиарды закачаем... Потом признали, что были ошибки. Но теперь-то уж, казалось бы, можно было сделать какие-то выводы и, прежде чем принимать решения - есть поручение президента, - проанализировать все детали, посмотреть, как на практике это всё будет реализовано. И вот когда мы доходим до конкретики, появляются вопросы, а именно: не создаём ли мы ещё одну, прямо скажу, кормушку и гарантированы ли мы от потерь бюджетных денег? Тут уже сказали, что в законопроекте написано, что это не касается бюджета. Действительно, как только в ВЭБ передали деньги, они уже не бюджетные, а дальше появляется, так сказать, чёрная дыра. Вы знаете, что даже депутаты не могут запрос в ВЭБ послать, потому что ВЭБ отвечает: это не относится к вашей компетенции в соответствии с законом о статусе депутата. И когда мы на западный опыт ссылаемся, давайте подумаем, каковы права контроля у парламента и у других структур. Действительно, нужно давать кредиты, допустим, нашим военным союзникам, для того чтобы они купили наше оружие, есть и политический фактор, но для этого есть госгарантия, есть специальные механизмы. И раз уж мы вдруг заговорили о введении рыночного механизма в эту сферу, то давайте посмотрим, как он будет работать. Я вот задавал вопрос, правда, не понял ответа. В законопроекте написано, что вот вся эта деятельность... Вводится поправка в Налоговый кодекс, по которой деятельность по страхованию экспортных кредитов не облагается налогами. Там нигде не написано конкретно про эту структуру, которая при ВЭБе создаётся. Но если вся страховая сфера действительно будет освобождена от налогов и всё будет списываться на расходы, то есть клиенты не будут вот эти страховые взносы с прибыли вносить, то надо посмотреть, как это может повернуться в отношении каких-то частных страховых компаний, где вообще никакого контроля нет. Мы знаем, во что выливалось перестрахование: это был механизм вывода денег за рубеж, никто это и не скрывает. Так и здесь всё очень просто: какая-то подставная компания продаёт другой подставной компании огромный объём товаров, та не платит, всё застраховано - кто будет крайний? Если речь идёт о ВЭБе, то фактически государство, а если речь идёт о частных компаниях, то это просто механизм вывода денег за рубеж. Другой аспект. Правильно сказал здесь депутат Резник: как можно выводить деятельность страховой по существу компании - пусть она называется формально по-другому - из-под действия закона о страховой деятельности? Это всё равно что некоторым самолётам разрешить летать по своим правилам. Ведь надо понимать, что в ВЭБе нет никаких специалистов, способных контролировать деятельность этой компании. Это специфическая область. Был Росстрахнадзор, сейчас его присоединили к службе по финансовым рынкам, и там есть профессионалы, которые обязаны контролировать использование государственных денег фактически. А здесь всё опять втёмную, опять бесконтрольно, и непонятно, как считаются тарифы, непонятно, кто с кем договор заключает, как риски оценивают. То есть фактически это ещё одна карманная структура правительства с непонятными полномочиями и с невозможностью проверить её деятельность. Я считаю, что необходимо внести ясность ко второму чтению. Мы видим, что здесь создаются, как я уже сказал, возможности для злоупотребления, это очевидно. Поэтому мы такой законопроект не поддерживаем. Мы рассчитываем, что ко второму чтению здесь всё-таки будет проявлен государственный подход, не будет предпосылок для создания каких-то карманных структур. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Коллеги, у нас в 13 часов фиксированное время - законопроект о бюджете. Как мы поступим? У нас ещё предполагается как минимум два выступления от фракций. Есть возможность завершить этот вопрос, но тогда мы на двадцать - тридцать минут позже начнём обсуждение федерального бюджета. Завершим этот вопрос? Хорошо. Депутат Селезнёв. С места. Включите микрофон. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Олег Викторович, ну, вы меня, честно говоря, удивляете, потому что здесь не рулетка - вы говорите: по воле случая - и вы, надеюсь, не крупье. Поэтому... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выключите микрофон. Я делаю официальное замечание депутату Селезнёву, он второй раз в нарушение Регламента пытается делать замечание ведущему. Если он себе позволит это и в третий раз, я его лишу слова. Теперь включите микрофон для выступления. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Я не делал замечания, Олег Викторович... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я лишаю слова на сегодняшнее заседание депутата Селезнёва. Пожалуйста, выступает депутат Драганов. ДРАГАНОВ В. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, фракция, конечно же, поддержит этот законопроект. Но меня очень огорчило выступление коллеги Кашина: вы говорили о злоупотреблениях, которые нас постигнут в связи с созданием этого инструмента, вы говорили о том, что это заведомо коррупционная схема, вы даже решили, что создаётся институт для легального вывода денег. Это всё риторика, не имеющая никакого отношения к этому законопроекту. Что будет, нам ещё предстоит узнать. Если мы беспокоимся об этом, давайте создадим сразу комиссию, будем контролировать, как дела будут идти. Но я хочу привлечь внимание коллег от Компартии: редкий случай, когда вы соглашались с нами и поддерживали нас, когда мы говорили о том, что российский экспорт, особенно экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью, сегодня проигрывает на глобальном рынке, не имеет конкурентных преимуществ, хотя иногда товар качественный и конкурентоспособный. Проигрывает конкуренцию из-за того, что в соответствующих юрисдикциях мы не имеем равных прав, что у нас очень слабо были развиты как раз институты поддержки, в том числе и страхования, в том числе и защиты интересов правообладателей, защиты интеллектуальной собственности. Вы вместе с нами голосовали или нет, - думаю, что голосовали, потому что это было очевидно, - когда мы создавали так называемые институты развития. И сегодня, когда этому институту развития - я имею в виду ВЭБ - вручается государством право по правилам, утверждённым правительством, обеспечивать деятельность страховой компании, когда это делается, как никогда, на мой взгляд, прозрачно и понятно, вы опять говорите о подозрениях. Ну вы же так часто говорите о том, что промышленность надо поддерживать, о том, что экспорт надо стимулировать, - так вот это наиболее реальный способ наконец поддержать экспорт. Я сказал "наконец", потому что мы правительство просили и год, и два года назад, и в рекомендациях не одних парламентских слушаний, касающихся производства в докризисный и посткризисный периоды, красной нитью проходил вопрос о поддержке экспорта. Об этом говорят и лидеры, кажется, по поводу поддержки экспорта сегодня, независимо от политических и идеологических платформ, говорят все заинтересованные. Я недавно вернулся со съезда Союза машиностроителей России, где это тоже был ключевой вопрос, поскольку сегодня машиностроение растёт, сегодня появляются лидеры экономики - "Росатом", "РЖД" и другие, и машиностроители получают заказы. ВПК, который получил почти всё, что хотел по госзаказу на этот год и на ближайшие два-три года - до 90 процентов предприятий ВПК будет загружено госзаказами, - создаёт отличную платформу не для восстановления, а для завоевания рынков, для конкуренции, и мы должны стимулировать это. Вот сегодняшний законопроект - один из наиболее долго ожидаемых и нужных инструментов, более того, это инструмент, которым пользуются наши партнёры на мировом рынке давно и удачно. Так что хочу призвать, в том числе и коммунистов, голосовать за остальные фракции, я просто уверен, тоже проголосуют за. Что касается фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", думаю, из моего выступления очевидно, что мы обязательно проголосуем за и будем способствовать созданию новых инструментов поддержки экспорта как важной части роста производства, а в целом и экономического роста. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представители президента, правительства не настаивают на выступлении? Нет. Докладчик на выступлении с заключительным словом настаивает? Да. Пожалуйста, Андрей Александрович. Включите микрофон. СЛЕПНЁВ А. А. Я очень кратко. Хотел бы отметить прежде всего то, что касается ВПК и других экспортёров. В отношении ВПК мы всё-таки находим различные механизмы поддержки. Одна из основных задач создаваемой структуры - это поддерживать экспорт многочисленных малых и средних предприятий, которые не всегда могут достучаться до госгарантий, до специальных кредитов, до договорённостей на межправительственном уровне, а именно они-то и создают значительную часть высокотехнологичной продукции, для них эта инфраструктура. Что касается стоимости этого страхования. Если вы сейчас пойдёте в банк для получения кредита, вам ставку дадут там 13, 15, 16 процентов. Если будет страховка этой структуры, которая будет иметь соответствующий высокий рейтинг, то клиент может пойти в западный банк и взять под 6 процентов. Вот, собственно, и вся экономическая разница: берёт под 6 процентов, плюс 2 процента платит за страховку, потому что она будет субсидироваться государством, итого у него нагрузка по кредитованию падает в два раза. Вот это, как говорится, финансовая механика. Теперь что касается этих тарифов. Весь мир регулирует их в рамках ОЭСР, Всемирной торговой организации. Регулируются минимальные ставки, чтобы они были не ниже установленных по договорённости, потому что здесь уже начинается нечестная конкуренция и субсидирование экспорта. Поэтому мы-то как раз будем ограничены снизу, чтобы не делать его слишком дешёвым, потому что иначе против нас начнут применять ограничения за рубежом уже как антидемпинг. Теперь что касается правил деятельности и того, почему выводим из-под действия закона о страховании. Мы сейчас "Суперджет" начинаем продавать. У нас, как вы знаете, там партнёрство с французами и итальянцами - по трети имеет каждый участник. Мы должны будем продавать его на едином полисе, то есть правила будут едиными, и должны быть три структуры: французское Coface, итальянское SACE и наше агентство, которое мы сейчас создаём. Они должны выпускать единый полис, правила общие, урегулированы в рамках ОЭСР, Бернского союза, и там общее всё прописано от и до, потому что они, эти агентства, как правило, и выступают в альянсах, перестраховывают друг у друга. Именно потому нам тяжело, так сказать, пойти под закон о страховании, что наш закон с международным этим опытом, ну, не вполне сочетаем и здесь надо делать объективные изъятия. Пустоты здесь не будет, потому что мы со всех сторон будем этими международными требованиями ограничены. Вот, собственно, эти важные, как мне кажется, пояснения я хотел дать. Понимаю, что будет ещё второе чтение, и мы в рамках рабочей группы при комитете готовы учесть все замечания депутатов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим данный вопрос на "час голосования".
Пункт 15, законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков". Первое чтение. Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 25 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 58 чел.12,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 372 чел. Не голосовало 78 чел.17,3 % Результат: принято Принято.