Заседание № 229

13.05.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 521898-5 "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 784 по 804 из 5772
ОСТАНИНА Н. А., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Под номером 6 в повестке дня   
стоит вопрос о присоединении России к Гаагской конвенции 1980 года. Я прошу     
снять с повестки дня этот вопрос по трём основаниям.                            
                                                                                
Первое. Поскольку это международный нормативный акт, то вызывает недоумение     
вопрос, почему этот документ вносит только министерство образования и в его     
обсуждении не принимают участия представители Министерства иностранных дел. Я   
адресую свой вопрос представителю правительства.                                
                                                                                
Второй вопрос, юридический. Накануне обсуждения данного законопроекта мы        
направляли от имени фракции запрос в Министерство иностранных дел и получили    
ответ, что присоединение России к этой конвенции потребует внесения изменений   
в российское законодательство.                                                  
                                                                                
И третье, это позиция общественного мнения. Эксперты Общественной палаты,       
Министерства внутренних дел, участники "круглого стола" в Государственной       
Думе, который проходил 27 апреля, однозначно высказались против принятия        
этой... (Микрофон отключён.)                                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 935 по 953 из 5772
Останина Нина Александровна предлагает 6-й вопрос снять, она обосновала своё    
предложение. Я его ставлю на голосование.                                       
                                                                                
Прошу определиться голосованием.                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 33 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за               90 чел.20,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     90 чел.                                          
Не голосовало                 360 чел.80,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято, 6-й вопрос остаётся в порядке работы.                               
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1226 по 1558 из 5772
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". 6-й вопрос.    
О проекте федерального закона "О присоединении Российской Федерации к           
Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей".       
Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации            
статс-секретаря - заместителя министра образования и науки Российской           
Федерации Игоря Михайловича Реморенко.                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РЕМОРЕНКО И. М., официальный представитель Правительства Российской             
Федерации, статс-секретарь - заместитель министра образования и науки           
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение           
представлен проект федерального закона "О присоединении Российской Федерации    
к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей".     
Конвенция направлена на обеспечение незамедлительного возвращения детей,        
незаконно перемещённых либо удерживаемых в любом из государств - участников     
конвенции. Основная цель конвенции - обеспечить защиту прав граждан,            
проживающих в разных государствах, на воспитание своих детей, прав на участие   
в воспитании ребёнка отдельно проживающих родителей и родственников.            
                                                                                
Вопрос присоединения России к конвенции в настоящее время является весьма       
актуальным в связи с выявлением в последнее время многочисленных фактов         
незаконного вывоза детей за пределы Российской Федерации либо невозвращения     
их в Российскую Федерацию, а также отказа одного из родителей, проживающего     
за пределами России, в обеспечении доступа другого родителя - гражданина        
Российской Федерации к общению с ребёнком и участию в его воспитании.           
                                                                                
В настоящее время в конвенции участвует восемьдесят четыре государства -        
большинство стран СНГ и Балтии (Армения, Белоруссия, Грузия, Латвия, Литва,     
Молдова, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония), а также Франция,          
Финляндия, Швеция, Соединённые Штаты Америки, Израиль и другие государства, в   
отношении которых у нас возникают вопросы по удержанию детей.                   
                                                                                
Сфера действия конвенции охватывает только гражданские правоотношения и         
распространяется на случаи, когда целью перемещения или удержания ребёнка       
является желание осуществлять в отношении его родительские права. Случаи        
похищения детей, содержащие признаки уголовного преступления, к предмету        
правового регулирования конвенции не относятся.                                 
                                                                                
Конвенция позволит эффективно решать вопросы, связанные с возвращением          
российских детей, незаконно удерживаемых одним из родителей за границей.        
Также она будет применяться в случаях незаконного удержания детей, оставшихся   
без попечения родителей и находящихся на территории иностранного государства    
на отдыхе и лечении, что особенно актуально для нас.                            
                                                                                
Уже сам факт присоединения Российской Федерации к конвенции, широкое            
информирование об этом российских и иностранных граждан и организаций станет    
действенной превентивной мерой, которая позволит сократить число случаев        
незаконного удержания детей и гарантировать обеспечение защиты их прав и        
интересов.                                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу поддержать данный законопроект.                        
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад делает председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена   
Борисовна Мизулина.                                                             
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Я хотела бы       
сразу развеять те домыслы, которые вокруг этой конвенции начали создаваться в   
том числе и некоторыми из наших коллег. Гаагских конвенций много. В структуре   
ООН существует Гаагская конференция по международному частному праву, и все     
конвенции, которые принимаются и разрабатываются в рамках этой конференции,     
называются Гаагскими. Очень много споров было вокруг Гаагской конвенции 93-го   
года о международном усыновлении. Она тоже называется Гаагской, но она 93-го    
года. Та конвенция, которая предлагается вам сегодня, - это конвенция 80-го     
года. И кстати, по поводу этой конвенции Государственная Дума этого созыва      
обращалась к Правительству Российской Федерации с просьбой внести на            
ратификацию эту конвенцию как можно быстрее.                                    
                                                                                
На кого эта конвенция распространяется? Она распространяется на две категории   
детей. Первая - дети, у которых один из родителей или усыновителей проживает    
на территории Российской Федерации, а другой родитель (законный                 
представитель) проживает на территории другого государства, все дети, которые   
живут в семьях, где такие вот смешанные браки. И вторая категория детей - это   
дети-сироты, которые вывозятся временно на оздоровление и отдых за пределы      
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Что позволяет сделать эта конвенция? Она позволяет детей из указанных семей     
или детей-сирот, которые незаконно вывозятся на оздоровление и отдых за         
пределы Российской Федерации либо вывозятся и незаконно удерживаются на         
территории другого государства и к которым не обеспечивается доступ родителей   
или законных представителей, защитить и вернуть на территорию Российской        
Федерации. Более того, эта конвенция обязывает страны - участницы этой          
конвенции найти место нахождения ребёнка и обеспечить сначала добровольное      
его возвращение на территорию Российской Федерации.                             
                                                                                
Кроме того, если вдруг спор возник на территории Российской Федерации, то       
есть если наш гражданин, состоящий в браке с иностранным гражданином, вывез     
своего ребёнка на территорию Российской Федерации, у Российской Федерации на    
основании этой конвенции появляется возможность не допустить возвращения        
ребёнка на территорию другого государства. То есть наши семьи, наши дети        
получают механизм, который позволяет защитить их и на территории Российской     
Федерации, и на территории другого государства, являющегося участником этого    
договора.                                                                       
                                                                                
Наши оппоненты говорят, что эта конвенция потребует внесения изменений в        
семейное законодательство. Ну, я думаю, это не новшество. Любые конвенции,      
которые мы ратифицируем, обязательно предполагают имплементацию, или            
включение, международных правовых норм, которые приобретают обязательную силу   
для Российской Федерации, во внутреннее законодательство.                       
                                                                                
Благодаря именно этой конвенции мы наконец-то разрешим спор, который в          
течение длительного времени не удаётся разрешить. Ну, например, Павел           
Владимирович Крашенинников, известный специалист в области гражданского         
права, пытался неоднократно внести в Государственную Думу законопроект,         
который позволил бы ввести так называемую ассиметричную опеку, то есть          
предоставить большие права тому родителю, с которым проживает ребёнок, то       
есть даже внутри России. А у нас, заметьте, около тринадцати миллионов детей,   
то есть практически каждый второй, проживают в семье с одним родителем.         
Сегодня права равны у родителей, и для того чтобы поехать в Турцию отдыхать,    
нужно обязательно согласие родителя, которого ещё найти надо, - они от          
алиментов-то уклоняются в этих семьях сплошь и рядом, - и многое другое. Это    
препятствует оперативному, быстрому разрешению ряда вопросов в интересах        
детей. Конвенция позволит в семейном законодательстве закрепить право           
определять место жительства ребёнка за тем родителем, с которым он проживает,   
если родители проживают раздельно и отсутствует соглашение между родителями     
или отсутствует судебное решение.                                               
                                                                                
Эта конвенция потребует внесения поправок, с тем чтобы суды на территории       
Российской Федерации быстрее рассматривали такие дела, потому что в конвенции   
установлен срок - не позднее шести недель с момента поступления уведомления о   
незаконном перемещении или удержании ребёнка. Поправки потребуются, но они      
позитивные, не очень сложные. Ни о каком обилии поправок речи быть не может,    
наш комитет насчитал где-то около четырёх поправок в семейное                   
законодательство. По возрасту будет сделано исключение: конвенция               
распространяется только на детей до шестнадцати лет, а по нашему                
законодательству ребёнок - до восемнадцати лет. Естественно, будет сделана      
такого рода оговорка.                                                           
                                                                                
Во всяком случае, нет никаких препятствий сегодня для ратификации этой          
конвенции, препятствий, которые бы нарушали права наших детей или родителей,    
являющихся гражданами Российской Федерации. Замечу попутно, что количество      
зарегистрированных смешанных браков на территории Российской Федерации          
достигает шестидесяти - семидесяти тысяч, в 2009 году было зарегистрировано     
шестьдесят с лишним тысяч браков с иностранными гражданами.                     
                                                                                
А относительно вывоза детей-сирот на отдых и оздоровление за пределы            
Российской Федерации мы с вами в прошлом году приняли поправки в закон о        
детях-сиротах, теперь ведётся реестр вывоза таких детей. Закон работает всего   
несколько месяцев, он вступил в силу в октябре прошлого года. Нам известно      
два случая, два факта невозвращения таких детей в Россию, о которых нам         
сообщило министерство образования. Соответственно, эта конвенция снимает        
проблему невозвращения детей-сирот, которые выехали временно, на срок не        
более одного месяца, на отдых или оздоровление за пределы Российской            
Федерации.                                                                      
                                                                                
Поэтому комитет поддерживает ратификацию данной конвенции и рекомендует         
Государственной Думе её принять. Ещё раз обращаю внимание, что эта позиция      
последовательная, Государственная Дума подавляющим большинством голосовала за   
то, чтобы правительством была внесена на ратификацию эта конвенция. От этого    
выигрывает гигантское количество и детей, и родителей как проживающих внутри    
Российской Федерации, так и тех, кто выезжает для проживания за пределы         
России.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь на трибуне.                          
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику? Раз, два, три, четыре. Так, называю тогда:        
Останина, Селезнёв, Емельянов, Лекарева. Никого не упустил? Подайте голос,      
если упустил. Нет. Подводим черту.                                              
                                                                                
Пожалуйста, Останина.                                                           
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Вопрос к представителю правительства.                            
                                                                                
Уважаемый Игорь Михайлович, с момента принятия этой конвенции прошло тридцать   
лет. Единственный аргумент, который вы привели, - это тревожная статистика      
незаконного удержания российских детей. Не могли бы вы эту статистику сегодня   
на заседании Думы привести? Это первое.                                         
                                                                                
Второе. Восемьдесят четыре государства ратифицировали, присоединились к этой    
конвенции. Не могли бы вы сегодня здесь нам рассказать о положительном опыте    
применения конвенции? Делая запрос в МИД, мы получили ответ, что об этом        
могут рассказать только представители министерства образования. Поэтому мы      
просили бы вас сегодня рассказать об опыте применения этой конвенции в          
Украине, Белоруссии?                                                            
                                                                                
И наконец, последнее. Статьи 13 и 20 конвенции, с вашей точки зрения,           
ущемляют права российских детей или нет?                                        
                                                                                
РЕМОРЕНКО И. М. Уважаемая Нина Александровна, уважаемые коллеги! Я должен       
сказать, что в отношении Российской Федерации мы анализировали не только наш    
опыт, имеющийся сейчас, но и опыт коллег из Украины, Белоруссии. Мы             
рассчитываем на то, что будет порядка ста случаев в год и наше ведомство с      
этим справится. Это как раз те случаи, когда мы будем иметь все основания       
подключить все органы опеки, судебные органы за рубежом, чтобы наших детей      
вернуть на совершенно законных основаниях, ибо они являются гражданами          
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
По поводу опыта реализации. Действительно, есть опыт, мы можем достаточно       
развёрнуто здесь представить опыт Украины - восемьдесят семь заявлений за       
прошлый, 2010 год у них было по этой части. Мы можем представить опыт           
Белоруссии, у них был особый случай с Израилем, когда вернули детей. Ну и       
опыт других государств мы тоже более развёрнуто можем представить, например,    
стран СНГ. Но я хочу обратить внимание на то, что для отношений России со       
странами СНГ эта конвенция тоже будет важна, у нас с соседними странами ещё     
много проблем в этой части.                                                     
                                                                                
И третий вопрос, который касался непосредственно статей конвенции, того,        
нарушают ли они права детей. Указанные статьи, с нашей точки зрения, права      
детей не нарушают.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Селезнёв Валерий Сергеевич.                   
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
У меня вопрос к представителю правительства. Вопрос-сомнение, потому что на     
самом деле мне кажется, что ратификацией данной конвенции мы ущемляем права     
детей и узакониваем тот беспредел, который творится за рубежом в отношении      
детей, про которых мы сейчас говорим.                                           
                                                                                
Поясню, в чём сомнение. Конвенцией предусматривается возможный отказ в          
возвращении ребёнка, если это противоречит основополагающим принципам           
запрашиваемого государства, касающимся защиты прав человека и основных          
свобод. Всем известно, как любят гавкать в нашу сторону по поводу нарушения     
прав человека и тем более ребёнка. Так вот скажите: если снова какая-нибудь     
Франция нам заявит, что не вернёт российских детей, потому что это              
противоречит её основополагающим принципам, что мы будем делать согласно этой   
конвенции? Мы просто узакониваем эту ситуацию!                                  
                                                                                
РЕМОРЕНКО И. М. Уважаемый Валерий Сергеевич, уважаемые коллеги! Я должен        
сказать, что данный принцип не является базовым при принятии решения о          
возвращении, невозвращении детей. Базовый принцип при возвращении - это то,     
где этот ребёнок зарегистрирован, где над ним, собственно, происходит опека.    
Что касается нарушения, непризнания, так сказать, одним государством каких-то   
основополагающих принципов государственности другого - это, конечно, крайний    
случай, в практике реализации конвенции в тех странах, которые в ней            
участвуют, такого не наблюдалось, но важно, нужно рассмотреть ситуацию с        
нашей стороны: если мы вдруг увидим, что в какой-то стране идёт война и в       
массовом порядке нарушаются права граждан, то мы, конечно же, наших детей,      
если предъявляются какие-то требования с той стороны, можем не отдавать. Тут    
ещё и так надо посмотреть: с помощью этого принципа мы можем защитить права     
наших детей, если соответствующие форс-мажорные обстоятельства возникнут.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Емельянов Михаил Васильевич.             
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
У меня вопрос к представителю правительства.                                    
                                                                                
Уважаемый Игорь Михайлович, поясните всё-таки, конвенция 80-го года, тридцать   
лет Россия к ней не присоединялась, могли бы вы чётко сказать, какие были       
основания, почему мы не присоединялись к этой конвенции и что изменилось,       
почему сейчас мы к ней присоединяемся?                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
РЕМОРЕНКО И. М. Уважаемый Михаил Васильевич, уважаемые коллеги! В самом деле,   
нас конвенция не устраивала в полной мере по состоянию на 80-й год, её текст    
нас не вполне устраивал в том виде, в котором она была изначально, но в неё     
вносились изменения. Отмечу, что и сейчас мы присоединяемся с оговоркой: мы     
не оплачиваем услуги адвокатов и другие издержки, когда судебное производство   
идёт у нас в стране. В свою очередь другие страны, которые оплачивают эти       
расходы, должны в том числе и о наших гражданах, которые участвуют в судебных   
процессах, ведут разбирательства на их территории, заботиться. В этом смысле    
мы, сделав эту оговорку, даже выигрываем. Короткий ответ такой: не              
присоединялись к конвенции, потому что не устраивала она нас в той, своей       
первоначальной редакции, сейчас присоединяемся, потому что появилась            
возможность сделать соответствующую оговорку и эта редакция нас устраивает.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лекарева Вера Александровна... А, хотела добавить Елена   
Борисовна.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б. Игорь Михайлович, я бы хотела всё-таки добавить к тому, что вы   
сказали. Напоминаю: конвенция 80-го года, был СССР. СССР не присоединялся ко    
многим конвенциям, которые касались проблем, не имевших места в СССР.           
Например, СССР долго не присоединялся к конвенциям, направленным на борьбу с    
торговлей людьми: такого явления не было. Смешанных браков в СССР не было. На   
оздоровление и отдых детей за пределы СССР не возили, поэтому не было           
проблемы как таковой и не стоял вопрос о ратификации конвенции. Впервые этот    
вопрос начал обсуждаться после распада СССР, уже в Российской Федерации.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Лекарева.                                     
                                                                                
Присаживайтесь, Елена Борисовна, присаживайтесь.                                
                                                                                
ЛЕКАРЕВА В. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
У меня к Игорю Михайловичу вопрос. Ни СССР, ни Российская Федерация не          
присоединялись к этой конвенции, и мудро поступали, на мой взгляд, поскольку    
незамедлительное возвращение ребёнка по заявлению одного из родителей ставит    
под большое сомнение безопасность его судьбы, его здоровья. Мы все прекрасно    
знаем, что удерживаемый матерью ребёнок в большинстве случаев находится в       
безопасности. Вы не будете отрицать, что среди родителей есть люди              
сомнительной нравственности и так далее, и стоит отцу-садисту сделать           
заявление, как ребёнок попадает под его влияние. Поэтому вопрос: как защищены   
матери, которые удерживают детей исключительно исходя из их безопасности, и     
каким образом мы будем защищать детей, которые находятся в иностранном          
усыновлении, где статистика очень тревожная? Не станет ли она ещё более         
негативной?                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
РЕМОРЕНКО И. М. Уважаемая Вера Александровна, уважаемые коллеги! Ещё раз        
подчеркну, что базовым основанием для возвращения ребёнка является то, где у    
него опека, где у него родитель, где он впервые зарегистрирован как             
гражданин. Все опасения, о которых вы говорите, специально оговариваются в      
конвенции. Если у ребёнка действительно сильно ухудшается социальное            
положение, если он действительно попадает к родителям, которые страдают         
алкоголизмом, если есть другие явления, которые могут оказать негативное        
влияние на здоровье ребёнка, эти факторы тоже берутся во внимание. Ну, я вот    
предложил рассмотреть эту позицию как с той стороны, так и с другой: и мы       
можем требовать от других государств возвращения наших ребят, если там им       
угрожают соответствующие негативные факторы.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, сейчас у нас должно быть обсуждение    
данного вопроса, но наступает фиксированное время, и мы очень зажаты            
регламентом, потому что, смотрите, у нас фиксированное время по бюджету,        
дальше у нас в закрытом режиме "правительственный час" - и обязательно нужно    
подготовить зал к нему, нужно объявлять перерыв, - потом продолжение            
обсуждения, потом опять фиксированное время. Я задаю вопрос: есть ли желающие   
выступить? Есть. Одна рука. Тогда, наверное, мы можем закончить.                
Единственное, у меня просьба к коллеге Останиной: может быть, она не будет      
выбирать весь десятиминутный режим? Будет? Тогда давайте советоваться.          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну а как? У нас сейчас 11.06, следующий вопрос стоит на   
фиксированное время. Мы можем продолжить обсуждение после 17 часов, после       
"часа голосования".                                                             
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3048 по 3194 из 5772
Возвращаемся к пункту 6. Может выступать депутат Останина, она единственная,    
кто записался по этому вопросу.                                                 
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, сначала для справки: вопрос о присоединении России к         
Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980    
года рассматривается в Государственной Думе впервые, поэтому информация о       
том, что Дума голосовала большинством за присоединение России к этой            
конвенции, прозвучавшая сегодня утром на заседании, абсолютно не                
соответствует действительности.                                                 
                                                                                
Внесение сегодня в Думу этого документа - это прямое поручение председателя     
правительства Министерству по образованию и науке, которое было дано в 2008     
году, но перед тем как оно попало в Минобрнауки, заключение на данный           
документ дало Министерство иностранных дел. Министерство иностранных дел        
просто завернуло этот документ и рекомендовало Минобрнауки разработать пакет    
документов, внести изменения в этот пакет. Ни одного изменения не было          
внесено.                                                                        
                                                                                
По каким основаниям Министерство иностранных дел возвратило этот документ       
министерству образования?                                                       
                                                                                
Первое, сам предмет регулирования - дети. Дело в том, что в конвенции речь      
идёт о детях в возрасте до шестнадцати лет. По российскому и международному     
законодательству, по Конвенции ООН о правах ребёнка ребёнок - это существо в    
возрасте до восемнадцати лет. Конвенция, получается, защищает только тех        
детей, кому не исполнилось шестнадцать лет, остальные дети выпадают из поля     
действия этой конвенции. Но не это самое страшное.                              
                                                                                
С точки зрения Министерства иностранных дел, две статьи конвенции вызывают      
наибольшие споры - это статья 13 и статья 20. В статье 13 говорится о том,      
что основное условие возвращения ребёнка в страну проживания - это              
социально-бытовые условия в стране проживания, в статье 20 говорится о том,     
что если есть нарушения гражданско-правовых свобод в стране проживания, то      
бишь в России, то это будет основанием для того чтобы ребёнок остался там,      
куда он перемещён.                                                              
                                                                                
И последнее. Действительно, присоединение России к этой конвенции потребует     
внесения изменений в наше законодательство, согласно которым любое              
перемещение ребёнка за пределы, за границы Российской Федерации будет           
приравнено к хищению. И в данном случае абсолютно безобидная и банальная        
история, когда без согласия одного из родителей, который был в командировке,    
находился на лечении, другой родитель выехал с ребёнком на отдых, даёт все      
основания обратно ребёнка в страну проживания не вернуть.                       
                                                                                
В этой связи, конечно, я ещё раз говорю, конвенция вызывает больше вопросов,    
чем ответов, но при этом мы, конечно, отдаём себе отчёт, что проблемы           
урегулирования вывоза детей за рубеж обрели уже масштабный характер. Конечно,   
мы понимаем, что они требуют международного регулирования, однако, повторяю,    
сама конвенция вызывает больше вопросов, чем ответов. Мне непонятно, почему     
сегодня представитель министерства образования не довёл до нашего сведения      
позицию Министерства иностранных дел, ведь, как правило, любой международный    
акт, который выносится на ратификацию, или закон о присоединении                
представляется опять-таки специалистами МИДа, хотя в подборке документов,       
которая сейчас нам представлена, есть заключение нашего Комитета по             
международным делам.                                                            
                                                                                
Я уже сказала об основных статьях, которые вызывают наибольшие вопросы, но      
вернусь к началу и попытаюсь доказать это языком юридическим.                   
                                                                                
Первое. Сами термины конвенции, понятия настолько неясны и размыты, что они     
абсолютно не корреспондируются с нашим российским законодательством. Ни о       
каких смешанных браках в конвенции речи не идёт, в конвенции речь идёт о        
правах попечительства над ребёнком (я смотрю статью 3). Дело в том, что в       
нашем российском законодательстве есть статья 145 Семейного кодекса, где        
говорится о том, что попечительство устанавливается над детьми в возрасте от    
четырнадцати до восемнадцати лет, а над детьми в возрасте до четырнадцати лет   
устанавливается опека. Поэтому если буквально понимать конвенцию, то в этом     
случае в круг защищаемых лиц вообще не попадают родители. Это представляется    
незаконным, поскольку согласно статье 38 нашей российской Конституции           
материнство, детство и семья находятся у нас под защитой государства, и         
согласно нашему же российскому Семейному кодексу забота о детях и воспитание    
детей - это равные права и обязанности родителей. То есть у нас приоритетное    
право не опекунам, не попечителям, а родителям. В этой связи получается, что    
данное понятие может являться результатом неправильного перевода, - тогда       
ошибку необходимо исправить. В противном случае получается, что основное        
понятие этого правового акта, к которому сегодня Россия будет присоединяться,   
не соответствует нашей российской Конституции, поэтому он просто не подлежит    
принятию, присоединению к нему нашей страны и применению здесь, у нас.          
                                                                                
Очень серьёзные опасения вызывает ещё одна статья - статья 12, где говорится    
о возможности невозвращения ребёнка, если ребёнок уже вполне прижился в новой   
среде. Весьма спорно, поскольку провоцирует намеренное создание таких           
обстоятельств, которые не позволят обнаружить ребёнка в течение года с          
момента похищения, создавая искусственную возможность привыкания ребёнка к      
новым людям, особенно если речь идёт о детях дошкольного возраста, а потом      
уже на вполне законных основаниях можно будет отказать в выдаче распоряжения    
о возвращении ребёнка. Это тоже противоречит нашему российскому                 
законодательству, поскольку часть первая статьи 68 Семейного кодекса            
предоставляет родителям право требовать возвращения ребёнка у любого лица,      
удерживающего его у себя на незаконных основаниях. Более того, данное           
положение может приводить к серьёзному нарушению прав детей, которых, для       
того чтобы скрыть от родителей, могут содержать в течение года в обстановке     
отсутствия необходимых для полноценного развития ребёнка условий. Таким         
образом, эти положения, создавая условия возможности подобных нарушений,        
вообще провоцируют создание преступных группировок для похищения наших          
российских детей. Особо тяжким преступлением в России, конечно, считается       
похищение детей, но это квалифицированный состав преступления и срок давности   
пятнадцать лет, а по конвенции срок давности, получается, только один год. То   
есть получается, если лицо изъяло ребёнка и вывезло его, а в течение года       
никто не знал о местонахождении ребёнка, ребёнок свыкся с новой средой, тогда   
просто получается, что мы оставляем его у преступников.                         
                                                                                
Ну и особые опасения, я уже сказала, вызывает статья 13. Ни для кого не         
секрет, что Совет Европы в своих протоколах приравнивает нарушение любых прав   
ребёнка к насилию над ним, а здесь говорится о том, что ребёнок будет не        
возвращён в страну проживания, если создаётся угроза причинения ему             
физического или психологического вреда или это иным образом поставит его в      
невыносимые условия. Я говорила уже (думаю, что статистика-то у нас вполне      
ясна), что 85 процентов российских семей с детьми живут за чертой бедности,     
60 процентов семей, в которых есть один или двое детей, живут тоже у черты      
бедности, поэтому любая российская семья находится в невыгодных материальных    
условиях в сравнении с теми семьями, куда попали дети за рубежом.               
                                                                                
На сегодня, по сути дела, эта конвенция - ещё одна возможность для вывоза       
детей за рубеж, ещё одна возможность для иностранного усыновления наших         
российских детей, потому что мы поставили у себя заслон на пути так             
называемого независимого усыновления. И вообще, во многом вынесение сегодня     
этой конвенции на обсуждение объясняется тем фактом, что... Конвенция принята   
ещё в прошлом веке, в 1980 году, на 14-й сессии Гаагской конференции, Россия    
в ней участия не принимала, мы присоединяемся к ней только сегодня. Я говорю,   
что на самом деле главная цель присоединения к этой конвенции сегодня состоит   
в следующем: мы должны внести поправки в наше российское законодательство, и    
смысл этих поправок во многом будет сводиться к тому, чтобы любое перемещение   
ребёнка приравнивать к похищению и за это вводить уголовную ответственность     
даже для родителей, кровных родителей, от пяти до десяти лет, - таковы были     
ранее, в 2009 году, сделанные целой группы депутатов предложения. Вот тогда     
уже не надо будет искать инициаторов, авторов данной поправки, тогда уже        
Государственная Дума просто обязана будет проголосовать за эту конвенцию.       
                                                                                
27 апреля в Государственной Думе прошёл "круглый стол", в котором приняли       
участие представители Общественной палаты, эксперты Министерства внутренних     
дел. Все они высказались отрицательно по отношению к этой конвенции - я         
довожу до вашего сведения мнение экспертов, которые принимали участие в         
"круглом столе". Они обратились к правительству с просьбой отозвать этот        
законопроект, к депутатам с просьбой не голосовать за него и к президенту,      
чтобы он наложил вето на закон, в случае если за него проголосует               
Государственная Дума.                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь.                                           
                                                                                
Я так понимаю, что больше никто не настаивает ни на участии в дискуссии, ни     
на заключительном слове. Мы выносим данный вопрос на "час голосования".         
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4359 по 4376 из 5772
Ставится на голосование пункт 6, проект федерального закона "О присоединении    
Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах                 
международного похищения детей".                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              323 чел.71,8 %                                    
Проголосовало против           58 чел.12,9 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    381 чел.                                          
Не голосовало                  69 чел.15,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.