Заседание № 221
25.06.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 521876-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" (в части регулирования бестабачных смесей для нагревания).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5073 по 5264 из 6557
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции". Докладывает сенатор Российской Федерации Вячеслав Степанович Тимченко. Пожалуйста, Вячеслав Степанович. ТИМЧЕНКО В. С., сенатор Российской Федерации. Добрый день, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается отнести все бестабачные смеси для нагревания, в том числе так называемые безникотиновые, с малой долей содержания никотина, к никотинсодержащей продукции, тем самым распространив на эти смеси соответствующие ограничения, которые содержатся в Федеральном законе № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции". Охватив законодательством об охране здоровья граждан все без исключения бестабачные смеси, в том числе со скрытым никотином, мы делаем ещё один шаг на пути защиты здоровья наших граждан. Замечания, которые прозвучали при обсуждении в комитете, будут учтены при подготовке ко второму чтению в виде поправок. Прошу поддержать в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Степанович. С содокладом выступает Михаил Владимирович Кизеев. КИЗЕЕВ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вячеслав Степанович очень подробно рассказал о сути законопроекта, но позвольте остановиться всё-таки на замечаниях комитета. Комитет разделяет обеспокоенность разработчика проекта федерального закона в отношении распространения на рынке различных видов курительных смесей, которые представляют потенциальную опасность для здоровья человека. Вместе с тем комитет отмечает, что законопроектом бестабачная смесь для нагревания определяется как вид никотинсодержащей продукции и, соответственно, к бестабачной смеси для нагревания будут применяться требования, ограничения и запреты, которые установлены федеральным законодательством для никотинсодержащей продукции, в том числе запрет потребления на отдельных территориях и в некоторых категориях помещений, запрет рекламы и стимулирования продаж, ограничения при осуществлении розничной торговли, запрет продажи несовершеннолетним. Кроме того, национальным стандартом Российской Федерации "Бестабачная смесь для нагревания. Общие технические условия", это ГОСТ, у нас прямо установлено, что массовая доля никотина в бестабачной смеси не должна превышать 3,5 процента. По мнению комитета, новые дефиниции - "бестабачная смесь для нагревания", "бестабачная смесь" - необходимо привести в соответствие с положениями федерального закона № 15-ФЗ и национального стандарта. А также срок вступления в силу норм законопроекта необходимо привести в соответствие с федеральным законом № 247-ФЗ. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении, а замечания учесть при подготовке ко второму чтению. Спасибо за внимание, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Владимирович. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Милонов Виталий Валентинович. МИЛОНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Большое спасибо за вашу прекрасную инициативу. Я считаю, что нужно не только жёстко запрещать продажу так называемых условно маловредных смесей, но также запрещать и пропаганду употребления этих смесей и приравнять пропаганду употребления смесей к пропаганде ЛГБТ, потому что это то же самое. И я призываю коллег не откладывать вступление в силу этого закона, надо бороться с этими негодяями, которые травят наших детей, потому что это смеси, которые употребляют подростки. Они с самых юных лет начинают подсаживаться на вот эту наркоманскую иглу. Давайте не будем тянуть, завтра нужно уже запретить, всё закрыть и вообще запретить продажу всех этих смесей. Они не нужны в нашем обществе! Кто разрешил, кто пригласил их к нам?! Пускай это будет под запретом полным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Метшин Айдар Раисович, пожалуйста. МЕТШИН А. Р. Категорически поддерживая данную инициативу, всё равно прокомментирую. Я считаю, что нельзя запрещать, мы проходили этот путь и знаем результаты этих запретов, но регулировать, ограничивать, безусловно, надо. Вопрос. Вот тот перечень смесей, который сейчас имеет место быть, будет запрещён, а те, которые вновь могут появляться гипотетически, а вообще, наверное, практически, они будут учитываться или для этого будет необходимо какие-то новые решения принимать? ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо за вопрос. Безусловно, я ещё раз подчеркну, мы здесь не перечисляем, какие именно безникотиновые, бестабачные смеси будут регулироваться, подход в целом ко всей категории, к тому, что относится к бестабачным смесям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Вот к авторам такой вопрос. Вот эти упомянутые смеси - это в том числе и смеси для так называемых вот этих приборов, кальянов, да? И если это так, то что будет вот с этими заведениями многочисленными, где чуть ли не основной способ извлечения прибыли заключается в том, что осуществляется продажа этих смесей и употребление, что называется, на месте. Я сразу скажу о своей позиции, чтобы не выступать. Я за то, чтобы у нас не было таких способов не просто курения в общепите, так скажем, в кафе, в ресторанах, но ещё и когда под видом каких-то сладких смесей туда подкладывается всё что угодно, вплоть до наркотиков. Вот будет ли запрет на кальян?.. (Микрофон отключён.) ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо за вопрос. Если положить на весы коммерческую выгоду и здоровье нации, я думаю, ни у кого не вызывает сомнений, что здоровье нации превыше всего, поэтому я категорически поддерживаю запрет на употребление в том числе в общественных местах, причём не только в кальянных, сейчас нет ограничения в части употребления бестабачных смесей даже в общественных местах. Поэтому, если вы считаете, что все эти вопросы не в полном объёме отражены в тексте законопроекта, предлагаемого к первому чтению, мы готовы дополнить, внести их ко второму чтению в качестве поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Вячеслав Степанович, для уточнения просто. Может быть, есть статистика распространения вот этих самых кальянных, про которые мы сегодня говорим? Потому что сегодня надо информировать чётко, что с такого-то числа все кальянные, которые находятся у нас на территории Российской Федерации, будут запрещены и закрыты, чтобы люди к этому были уже готовы. Вот в части всё-таки статистики распространения этого явления сегодня по России - есть какие-нибудь цифры? ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо большое за вопрос. Ну вот в выступлении содокладчика прозвучала позиция комитета, я с ней согласен, что необходимо привести норму о вступлении закона в действие в соответствие с 247-м законом, "Об обязательных требованиях...". То есть там есть два периода вступления - с 1 марта или с 1 сентября, но не ранее чем через шесть месяцев. Поэтому промежуток до того, как закон вступит в силу (а понятно, что принятый закон - это уже сигнал всем содержащим кальянные или другие места для употребления бестабачных смесей), - это как раз тот период, который позволит в плавном режиме перейти на полную ликвидацию курения этих бестабачных смесей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Вячеслав Степанович, данным законопроектом мы ограничиваем розничную торговлю этой гадостью. А скажите, пожалуйста, через Интернет возможно будет приобрести эти смеси? Не получится ли так, что мы, грубо говоря, розничную торговлю запрещаем, а через Интернет эти смеси будут покупать? ТИМЧЕНКО В. С. Все ограничения, которые существуют сегодня в Федеральном законе № 15-ФЗ (я его называл) "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотиносодержащей продукции", будут распространяться и на табаксодержащие смеси. То есть все сегодняшние правила как бы оборота этих табачных изделий, что есть, будут распространяться на бестабачные изделия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Владимирович, спасибо. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 38 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.