Заседание № 256
19.10.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 521279-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (о предоставлении представительному органу муниципального образования права на решение вопроса о преобразовании муниципального образования).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3813 по 3941 из 6718
Переходим к пункту 29. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Докладывает депутат Государственной Думы Грачёв Иван Дмитриевич. ГРАЧЁВ И. Д., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, в некотором смысле в продолжение закона, который докладывала Галина Хованская. Я понимаю, что у нас нынче состояние Думы такое, что убедить кого-то из большинства - это штука абсолютно невозможная, дана команда: голосуйте как положено. И в этом смысле, я думаю, любой профессионал две цели может преследовать: первая - это, конечно, фиксировать факты, в том числе для избирателей, и вторая - это всё-таки подумать о будущем. Я надеюсь, наша Дума всё равно станет местом для дискуссий и местом, где действительно принимаются на основе дискуссии решения, поэтому алгоритм формирования законов, алгоритм принятия законов, алгоритм действий комитетов, которые законы отвергают, конечно, очень важен. Я думаю, что вот это заставило меня выйти на трибуну, притом что я и в комитете признавал, что в части местного самоуправления я профессионалом не являюсь. Тут две причины: первая - избиратели просили, из прекрасного города Ангарска избиратели, вторая - я думаю, что и этот закон, номер 131, о местном самоуправлении, он звено в цепочке, в целой серии законов, он один из тех, которые принимались на основе неких схем умозрительных, то есть не на основе реальной жизни, а на основе схем. Ну вот как это во власти выглядит? Верхний самый закон о власти, так сказать, верхняя часть этажерки - закон "О правительстве...". Помните, здесь обсуждали эти идеи, абсолютно, на мой взгляд, мифические, заимствованные из каких-то общечеловеческих источников, о том, что можно в исполнительной власти всё это разделить и так далее? Реально это привело к неразберихе и к возврату в ухудшенном варианте к схемам, которые до этого работали. Снизу если посмотреть, что касается Жилищного кодекса, самый низ, народовластие: совершенно очевидно... Вот сейчас вы знаете факты, что миллиард долларов украли там эти самые компании, которые президент обозвал воровайками. Пропадают по дороге деньги, идёт массовая организация фальшивых ТСЖ и управляющих компаний. Ну что, не видно было, что ли, из закона, из Жилищного кодекса, что так будет? Можно взять старые стенограммы, ведь прямо говорили, что именно так он и будет работать, потому что там закладывается базовая идея, что собственность обязывает. Но если у вас две трети собственников не могут этому принципу соответствовать, то всё остальное - якобы собрания там и всё накрученное на этот неработающий в России принцип - не будет работать ни при каких обстоятельствах! Профессионалы сейчас говорят: что же вы на нас нападаете, отмените этот Жилищный кодекс, уродский Жилищный кодекс, отмените его, концептуально, принципиально измените его! Средний уровень - местное самоуправление. Ну, я был горячим противником концепции этого закона, потому что каждый практик понимал, в чём проблема, основная проблема местного самоуправления именно в нашей стране, а не где-то там, абстрактно. В том, что денег нет, у большинства местных самоуправлений нет своих денег. А власть, если это не тоталитарная система, - это право распоряжаться деньгами, право распоряжаться собственностью. Нет денег - значит нет никакой власти, имитация сплошная. Что в этом плане сделал закон? Он в массовом порядке насоздавал десятки тысяч дополнительных местных самоуправлений, не имеющих никаких источников, то есть он концептуально неверный. Во что это в реальной жизни выливается? Вот я ещё раз упоминаю про город Ангарск, жители которого ко мне обратились. Ну, худо-бедно это был город недотационный, худо-бедно люди жили - разделили его на части, окружающие территории убрали, кусок города объявили неизвестно чем, при этом число чиновников выросло в четыре-пять раз (это не моя цифра, это данные общественной палаты этого города). Во втором куске - основные бюджетные расходы, при этом резко обострилась проблема, ну, например, земли. Если раньше всё было понятно, то теперь штука такая: неизвестно куда идти, неизвестно где эта земля будет оформлена - масса проблем у людей. Люди говорят: "Так давайте вернём старую систему. Если от этих реформ нам стало хуже, давайте вернём старую систему - сделаем одно местное самоуправление, большое и недотационное, которое сможет решать в том числе и жилищные проблемы". По закону это абсолютно нереально, то есть начальная, так скажем, процедура, которая позволяет как бы опять теоретически решить эту проблему, - это референдум. Ну, референдум и в нормальной ситуации провести чрезвычайно трудно, а если у вас ещё чиновники вот в этом, так сказать, оставшемся куске будут против этого референдума, то вы никогда, ни при каких обстоятельствах его успешно не проведёте, и соответственно, нам, в частности мне, как депутату, поручили предложить прописать такой вариант: дать право местным советам, если эти законно организованные референдумы, так скажем, не удаются, самим инициировать процедуру объединения этих самых местных самоуправлений в одно работающее, эффективное, имеющее статус города местное самоуправление. Я полагаю, что это вещь абсолютно правильная не с точки зрения неких абстрактных принципов - якобы референдум всегда лучше, потому что там как бы демократии больше... Если он реально работать не может в стране, значит, должны быть и другие механизмы. Как инженер скажу: закон не в принципе должен работать, а в Пушкине и в Ангарске. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ольга Владимировна Онищенко, содоклад. ОНИЩЕНКО О. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Коротко докладчик обрисовал содержание законопроекта, я на нём подробно останавливаться не буду, изложу только мнение Комитета по вопросам местного самоуправления. Комитет отмечает следующее. Норма части 7 статьи 13 131-го федерального закона имеет императивный характер: предусматривает выявление мнения населения исключительно путём голосования и не содержит уточнений, по какой причине не получено согласие населения - большинство проголосовало против или голосование признано несостоявшимся, но содержит жёсткое требование, что в таком случае преобразование городского поселения не допускается. Предложенный автором законопроекта подход противоречит требованию статьи 24 закона о местном самоуправлении, согласно которой голосование при изменении границ муниципального образования проводится именно в целях получения согласия населения на данное изменение или преобразование. Кроме того, такой подход не соответствует концепции и логике самой части 7 статьи 13 закона № 131-ФЗ и повлечёт нарушение права граждан на осуществление местного самоуправления. Что касается нормы о том, что упразднение представительных и исполнительных органов поселения с передачей их полномочий представительному и исполнительному органу муниципального района осуществляется по решению представительных органов поселений, входящих в данный район, следует отметить, что данная норма законопроекта не согласуется ни с Конституцией Российской Федерации, ни с концепцией и логикой закона о местном самоуправлении, которые предусматривают осуществление местного самоуправления прежде всего на поселенческом уровне. 131-м федеральным законом не предусмотрена возможность упразднения представительных и исполнительных органов местного самоуправления поселений с передачей их полномочий соответствующим органам местного самоуправления района, так как в этом случае возможность осуществления местного самоуправления в поселении фактически будет утрачена. Уважаемые коллеги, учитывая перечисленные доводы, комитет не поддерживает принятие рассматриваемого законопроекта и предлагает Государственной Думе данный законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчикам? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить в прениях? Нет. Выносим данный законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5597 по 5610 из 6718
Пункт 29. Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 25 сек.) Проголосовало за 32 чел.7,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 32 чел. Не голосовало 418 чел.92,9 % Результат: не принято Отклоняется.