Заседание № 242
О проекте федерального закона № 521066-5 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (об установлении порядка утверждения типового перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков, реализуемых работодателем).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
12-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Доклад члена Комитета по труду и социальной политике Михаила Васильевича Тарасенко. Пожалуйста. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект полностью подготовлен к третьему чтению. У Правового управления замечаний правового, юридико-технического и лингвистического характера нет. Комитет по труду и социальной политике предлагает принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам будет выступать Останина Нина Александровна. Выносим 12-й вопрос на "час голосования".
Пункт 12, законопроект "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". По мотивам от фракции - Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Исходя из того, что только в сегодняшней повестке мы дважды обращались к вопросу о безопасности работников угольной отрасли, а до этого уже принимали законопроект о дегазации угольных предприятий, может создаться впечатление, что действительно приняты радикальные меры в части охраны труда шахтёров. Но вот если задать вопрос как раз самим работникам угольной отрасли, изменилось что-то или нет за год после той большой аварии, которая, собственно, послужила причиной внесения данного законопроекта в Государственную Думу... К великому сожалению, перемен не произошло. И вот эти нанопоправки, которыми мы сегодня занимаемся, - они тоже радикально положение шахтёров не изменят. Я напомню, что речь идёт в данном случае о внесении изменений в статью 212 Трудового кодекса. Согласно этой статье, которая сейчас действует, 0,2 процента доходов собственника должно направляться на безопасность, на охрану труда, но при этом никем не контролировалось, целевым ли было использование этих средств, поэтому зачастую бывали случаи, когда эти средства направлялись на приобретение тех предметов, которые никакого отношения к охране труда шахтёров не имели. Да, это позитивный момент, что данным законопроектом мы регулируем целевое использование этих средств, но при этом типовой перечень представляет собой некий набор мероприятий, а что касается их выполнения - это уже исходя из толщины кошелька каждого собственника, собственник выбирает, что он будет выполнять, а что не будет выполнять. Для угольных предприятий это неприемлемо. Должна быть некая унифицированная запись, согласно которой независимо от степени, от уровня доходов собственников эти меры должны быть обязательны для каждого угольного предприятия. Поэтому, голосуя за данный законопроект, мы ещё раз хотим обратиться к одной большой теме. Никогда собственник не будет действовать в ущерб себе, даже если это чревато угрозой жизни людей, которые на него сегодня работают. Только государству под силу обеспечить охрану труда на предприятиях угледобывающей отрасли, и замечательное правило было, когда из федерального бюджета на это выделялись определённые средства, а Счётная палата контролировала использование этих средств. Поэтому, говоря сегодня о необходимости возврата данной отрасли под контроль государства и произнося непроизносимое многими в этом зале слово "национализация", мы имеем в виду в том числе и эту ответственность государства за жизнь тех людей, которые работают под землёй. Поддерживая данный законопроект, уважаемые коллеги, я ещё раз призываю вас задуматься над тем, что на сегодня в России действует более девяноста угольных предприятий. Все эти угольные предприятия представляют собой... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Истекло время. Ставится на голосование законопроект из пункта 12 порядка работы. Я название законопроекта уже зачитал. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 28 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Принято.
Заседание № 240
О проекте федерального закона № 521066-5 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (об установлении порядка утверждения типового перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков, реализуемых работодателем; принят в первом чтении 20 мая 2011 года с наименованием "О внесении изменения в статью 226 Трудового кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 7, проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Докладывает Михаил Васильевич Тарасенко. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А 6-й мы перенесли. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект "О внесении изменения в статью 226 Трудового кодекса..." был принят Государственной Думой в первом чтении 20 мая. Речь в законопроекте идёт о введении типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по охране труда. Ко второму чтению подготовлены поправки, предполагающие расшифровку предлагаемых в тексте законопроекта новаций, таких как профессиональный риск, управление профессиональными рисками, правила аккредитации. Они сведены в таблицу 1 поправок, рекомендуемых Комитетом по труду и социальной политике к принятию. Также есть поправка, предложенная членом Совета Федерации Шатировым и несколькими его коллегами, предполагающая исключение слова "типовой". Поскольку это противоречит самой концепции законопроекта, комитет считает, что эту поправку принимать нельзя. Эта поправка включена в таблицу 2, комитет предлагает отклонить её. Таким образом, комитет предлагает утвердить таблицы поправок 1 и 2 и законопроект с новым названием - "О внесении изменений в Трудовой кодекс..." - принять во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, две таблицы. В первой таблице пять поправок, поддержанных комитетом. Есть ли замечания? Нет. Ставлю на голосование данную таблицу. Голосуйте. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин. 39 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Принимается. Одна поправка отклонена. Настаивает ли кто-то на её обсуждении? Нет. Ставлю на голосование таблицу 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 56 мин. 05 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8 % Результат: принято Принимается таблица. Выносим данный законопроект на "час голосования".
Пункт 7, законопроект "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Второе чтение. Голосуйте, коллеги. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 08 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Принято.
Заседание № 232
О проекте федерального закона № 521066-5 "О внесении изменения в статью 226 Трудового кодекса Российской Федерации" (об установлении порядка утверждения типового перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков, реализуемых работодателем).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
26-й пункт. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 226 Трудового кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации Александра Львовича Сафонова. Пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, у него десять, вернее, пятнадцать минут, но я думаю, что он уложится в более короткий срок. САФОНОВ А. Л. Уважаемые коллеги, поправки в 226-ю статью Трудового кодекса подготовлены во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации, и связано это было с известными вам событиями на шахте "Распадская". Как вам известно, в соответствии с 212-й статьёй Трудового кодекса работодатели обязаны до 0,2 процента от своих средств выделять на мероприятия, связанные с охраной труда. В то же время проверка показала, на что расходуются эти средства: зачастую они расходуются нецелевым образом. В частности, например, на угольных предприятиях эти средства расходовались на приобретение оборудования, не связанного с охраной труда, на пополнение автомобильного парка, в том числе для руководства этих компаний. В целях предотвращения вот такого нецелевого расходования средств и чёткого выполнения обязательств перед работниками были подготовлены поправки в 226-ю статью Трудового кодекса, предполагающие формирование и утверждение уполномоченным органом типовой программы по охране труда, которая будет содержать вот этот перечень мероприятий, обязательных для всех работодателей. И именно этот набор позволит чётко оценивать в рамках реализации контрольно-надзорных функций, на что были израсходованы средства, зафиксированные Трудовым кодексом. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Михаил Васильевич Тарасенко сделает содоклад от комитета. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Подробный доклад Александра Львовича избавляет меня от необходимости детального рассказа об этом законопроекте. Действительно, статью 226 предлагается дополнить положением о том, что типовой перечень разрабатывается органом по труду. В соответствии с решением Совета Государственной Думы законопроект направлялся субъектам права законодательной инициативы. В комитет поступили отзывы от трёх законодательных (представительных) и двенадцати исполнительных органов государственной власти. Законопроект в них поддерживается. Комитет Государственной Думы по промышленности поддерживает концепцию законопроекта. Все три стороны российской трёхсторонней комиссии также высказались за. В связи с этим комитет поддерживает концепцию данного законопроекта и предлагает принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы есть? Есть. Депутат Останина, пожалуйста. И Михаил Васильевич Емельянов тоже? Нет. ОСТАНИНА Н. А. Я хотела бы задать вопрос представителю министерства о содержании вот этого типового положения. Трудно не согласиться с заключением, которое дал наш комитет по промышленности, в части того, являются ли все мероприятия, перечисленные в этом типовом положении, обязательными для собственника и работодателя. Не случится ли такое, что он будет самостоятельно выбирать, определять, что выполнять, а что не выполнять? И более того, ну не будет ли тогда считаться неадресным направление этих средств на те мероприятия, которые определяются уже спецификой какого-то производства? Как избежать этого? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Львович. САФОНОВ А. Л. Спасибо за вопрос. Типовой набор мероприятий как раз и предполагает, что будут в максимальной степени учтены все особенности отраслей, но конкретный набор этих мероприятий будет определяться непосредственно работодателем. Поэтому в принципе той проблемы, о которой вы сейчас говорите, нет. По крайней мере это сориентирует всех работодателей, независимо от размера компании, на необходимость чёткого исполнения предписаний, содержащихся в законе и нормативных актах уполномоченного органа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы хотите что-то добавить, Михаил Васильевич? Нет? Присаживайтесь. Коллеги, настаивает кто-то на выступлении? Настаивает депутат Останина. Пожалуйста, до пяти минут. ОСТАНИНА Н. А. Ну, учитывая то обстоятельство, что основанием для внесения проекта данного федерального закона, как, впрочем, подтвердил представитель правительства, были печальные события на шахте "Распадская", собственно, несколько слов с точки зрения оценки данного законопроекта, а также ситуации в данной отрасли. На самом деле совершенно очевидно, что средства, которые предполагается Трудовым кодексом выделять на обеспечение безопасности труда, абсолютно недостаточны, ибо подобного рода страшной трагедии, наверное, можно было бы избежать. Более того, я напомню, что ранее подобные мероприятия осуществлялись не только за счёт собственника, на них выделялись и бюджетные средства. При этом независимо от формы собственности, когда речь шла о предприятиях, в частности угольной отрасли, была специальная строка в федеральном бюджете о безопасности шахтёрского труда. Я сожалею, что мы забыли об этом и отказались от выделения этой строки. Но принятие данного закона в какой-то степени, быть может, реабилитирует в том числе и Государственную Думу, потому что буквально месяц назад, когда принимались другие поправки в Трудовой кодекс, к сожалению, уважаемые мною представители комитета в основном сводили причины произошедших трагедий к человеческому фактору. Это было, и тогда наша фракция и фракция ЛДПР выступили против тех поправок в Трудовой кодекс. Сейчас мы говорим о том, что именно собственник обязан заботиться о безопасности труда, с этим трудно не согласиться, так оно и должно быть, но в любом случае у нас всё-таки есть вопросы в части типового перечня. К сожалению, меня ответ представителя министерства не убедил в том, что данный типовой перечень будет обязателен для собственника. Более того, в ответе прозвучало, что собственник будет определять набор мероприятий вот из этого перечня. Полагаю, что это абсолютно неправильно, ибо это грозит субъективным подходом, тем, что будут выбираться наиболее финансово удешевлённые мероприятия, а то, что требует больших финансовых затрат, возможно, и не будет собственником учитываться. В этой связи хотелось бы получить возможность во втором чтении всё-таки внести свои поправки, с тем чтобы обязать собственника выполнять все мероприятия, которые будут содержаться в принимаемом нами документе, так называемом типовом перечне. Мы, конечно, поддержим этот законопроект, но очень хотели бы, чтобы это были строгие нормы, обязательные для каждого собственника, а это означает... В принципе, мы восполняем сейчас законодательный пробел. Принимался Трудовой кодекс ещё в 2001 году. Потребовалось десять лет, чтобы понять, что отсутствие какого-либо рода нормативного документа просто позволяет собственнику тратить эти деньги по своему усмотрению. Это ещё раз говорит о том, что законодательные инициативы, обсуждаемые здесь, требуют очень тщательной экспертизы, вдумчивого отношения и профессионального обсуждения, что позволило бы нам, наверное, восполнить этот правовой пробел не тогда, когда случилась большая трагедия, а гораздо раньше. Быть может, это позволило бы предупредить очень многие неприятные и печальные события, которые случаются с людьми по причине отсутствия средств безопасности. Мы поддержим этот законопроект, естественно, как, полагаю, и все другие фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Больше никто не настаивает на выступлении? Нет. Я так понимаю, что заключительного слова не требуется. Ставится на голосование законопроект под пунктом 26, "О внесении изменения в статью 226 Трудового кодекса Российской Федерации", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 18 мин. 06 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Принято.