Заседание № 6
07.02.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 520760-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части постановки на учёт плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду и введения муниципального экологического контроля".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4188 по 4414 из 6411
Пункт 23, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части постановки на учёт плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду и введения муниципального экологического контроля". Владимир Иванович Кашин, пожалуйста. КАШИН В. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Новелла законодателей из Костромы в данном законопроекте состоит из двух частей. Первая часть связана с изменением системы учёта вредоносного влияния на окружающую среду, с заменой пообъектного учёта, который сегодня существует, на учёт плательщиков - юридических и физических лиц. Должен сказать, что базовый закон "Об охране окружающей среды" предусматривает как раз пообъектный учёт негативного влияния на окружающую среду, и исходя из этого выстроена вся система борьбы с теми негативными явлениями, которые мы имеем в нашей стране. Поэтому эта новелла не встраивается в существующую методику, и, по большому счёту, не имеет смысла с точки зрения новой бюрократической регистрации к объектам добавлять ещё юридические и физические лица, так как юридические и физические лица всё равно регистрируются в налоговых органах. Ещё один аргумент в пользу отклонения этого законопроекта следующий. 7 октября мы с вами принимали в первом чтении соответствующий законопроект, который ужесточает систему нормирования, систему учёта, причём расписывает подробно, пообъектно и даже с административными взысканиями за нарушения в этом плане. Мы сейчас в комитете работаем над этим законопроектом, готовим его ко второму чтению. Думаю, всё то, что беспокоит и заботит костромичей, будет учтено в этом законе. Вторая часть тоже очень важная, речь идёт о построении вертикального экологического контроля, включая муниципальное образование. Действительно, если мы не выстроим систему контроля от Федерации до муниципального образования и потеряем какое-то региональное или муниципальное звено, то от этого будет плохо всем нам. Что такое, в общем-то, экологический контроль? Это наша с вами среда обитания. Мы в комитете очень хорошо относимся к этой инициативе, но вместе с тем отмечаем следующее. Пресловутый 242-й закон много чего натворил в этом плане. Это в том числе и упрощение контроля за продуктами питания и так далее. Я хочу сказать, что всё, что было отработано в нашем Россельхознадзоре, у Данкверта, - многое им рушится, и в том числе этот закон исключил, к сожалению, и муниципальный контроль. Таким образом, одна часть представленной инициативы не вписывается в систему базового закона "Об охране окружающей среды", а вторая часть, по большому счёту, не вписывается в 242-й закон, концепцию, где убран этот муниципальный контроль. Но вместе с тем мы в комитете договорились о том, что будем активно работать с законодателями из Костромы, чтобы потом в базовых поправках решить эту проблему, устранить этот пробел, который породил именно 242-й закон, оставив за муниципальным образованием только небольшую часть экологического контроля так называемого местного значения. Исходя из общей концепции представленного вам законопроекта, учитывая соответствующие отзывы, в том числе и нашего Правового управления, и правительства, и учитывая, что наш комитет будет работать дальше с депутатами из Костромы - авторами этого законопроекта, чтобы с целью улучшения экологии в стране внести правильные поправки, мы предлагаем палате отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Коллеги, имеются ли вопросы? Нет. Кто-нибудь хотел бы выступить? Есть желающие, да? Давайте тогда запишемся. Прошу включить режим записи на выступления. Покажите список. Депутат Золочевский Виталий Сергеевич. ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С., фракция ЛДПР. Ну, Владимир Иванович, безусловно, очень грамотно всё изложил и очень интересную позицию высказал, но, несмотря на это, фракция ЛДПР поддержит данный законопроект и инициативу Костромской областной Думы. Мы прежде всего исходим из того, что у этого вопроса есть несколько сторон и, соответственно, есть несколько аргументов. Дело в том, что законопроект предусматривает отчасти, может быть, не только бюрократизацию, как сказал Владимир Иванович, данного процесса, но есть и такая сторона, как наполнение бюджета муниципальных образований. Ведь в чём здесь дело? Страна уже некоторое время идёт в направлении того, чтобы дать муниципальным образованиям большую самостоятельность и наполнять их бюджеты. Начну немножко издалека. Обращу ваше внимание на то, что в муниципальных образованиях часто встречается ситуация, когда приходят конкретные граждане к главе муниципального образования и говорят: сделайте это, сделайте то, помогите с этим, сделайте фонарный столб - это такие мелочи, по поводу которых главе этого муниципального образования позорно даже говорить о том, что у него нет денег в бюджете на то, чтобы эти вопросы как-то решить. И что мы сейчас видим? Мы видим, что сейчас курс страны, так сказать, полностью разворачивается на наполнение этих муниципальных бюджетов, и данный законопроект Костромской областной Думы как раз именно подчёркивает это и, так скажем, способствует данному наполнению. По поводу этой ситуации надо пояснить, что когда осуществляется плата за негативное воздействие данных предприятий, то она делится на три доли: одна доля уходит в федеральный бюджет, вторая доля уходит в региональный бюджет и третья доля - в бюджет муниципального образования. Но муниципальное образование не имеет функций контроля, то есть, другими словами, оно не может замерить количество выбрасываемых в окружающую среду продуктов и не может проконтролировать, какое количество денежных средств направляется в федеральную часть, откуда потом идёт перечисление в муниципальную. То есть, другими словами, эта ситуация способствует образованию коррупционной составляющей: федеральные чиновники договариваются с другими чиновниками и в бюджет муниципального образования выделяется гораздо меньше денежных средств, нежели должно выделяться, и муниципальное образование никак не может проконтролировать эту ситуацию. И в итоге мы видим конкретную ситуацию: муниципалитет опять продолжает недополучать денежные средства на решение тех вопросов, которые он мог бы решить самостоятельно. Поэтому с Владимиром Ивановичем в этой ситуации согласиться сложно. Мы считаем, что необходимо пересмотреть этот вопрос, то есть, если всё-таки палата не поддержит данный законопроект, необходимо вернуться к обсуждению этого вопроса и в комитете постараться как-то, возможно, доработать данный законопроект, уточнить какие-то нюансы и всё-таки обязательно поддержать его в будущем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Николаевич Свинцов. СВИНЦОВ А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, хочу дополнить моего товарища по партии. Действительно, этот законопроект очень важный, он развивает не только правопорядок в области экологической безопасности, в области экологических преступлений, но и действительно даёт нам вектор, направление, в котором должно двигаться законодательство в целом. Сегодня я вам приведу в пример компанию "СУ-155". Я уже говорил об этой компании, это одна из крупнейших строительных компаний в России, которая имеет возможность решать любые проблемы, возникающие в том числе и в области её экологических нарушений, строительных нарушений, которые она сотнями, тысячами допускает в своей коммерческой деятельности. Вот один из примеров - тот же самый Красногорский район, о котором я говорил ранее, Павшинская пойма. Там сейчас строится дополнительно большой квартал - микрорайон 15, где одно из, так сказать, крыльев этой огромной корпорации строит ряд тридцатидвухэтажных зданий, хотя по закону Московской области - мы все это знаем - этажность в Московской области ограничена семнадцатью этажами. Тем не менее они плюют на это, подписывая бесконечные справки, дополнения, изменения и строят всё, что им нравится. Эти здания стоят вплотную к реке. Это природоохранная зона, водоохранная зона этой реки и Москвы-реки, и там ещё небольшая речка впадает. Как они выходят из этой ситуации, что они делают? Они договариваются с федеральными органами, которые, естественно, представляет всего лишь один человек. Это не сотни муниципальных руководителей - глав районов, глав администраций, это всего лишь один, так сказать, огромный чиновник, с которым они наверняка имеют тесные взаимоотношения на протяжении длительного времени, и, договариваясь с ним, они сужают эту зону. Сегодня я уже получил жалобу от жителей, которые показывают перспективный проект: по нему они закапывают реку в трубу, тем самым полностью убирая всю защитную зону. Но я хочу вам напомнить, коллеги, что когда-то эта защитная зона была в том числе зелёной зоной: там были деревья, там были небольшие дорожки, там люди катались на лыжах и ходили гулять с собаками и с детьми. Сегодня они это закатывают и делают там либо шоссе, либо паркинг. Вот такими методами, когда огромные корпорации наваливаются на маленький муниципальный район, конечно имея возможности влияния через огромные федеральные структуры, зная двух-трёх федеральных чиновников, они могут в любой точке нашей страны решать любую проблему. Поэтому мы категорически против того, чтобы любые проблемы решались через одного человека. Мы хотим, чтобы на местах проблемы решались населением. Главу администрации выбирают местные жители. Они несут ответственность перед той властью, которую они выбирают, и соответственно власть несёт ответственность перед собственным населением. Сегодня, когда у муниципалитетов отобраны полностью все финансовые рычаги, все рычаги влияния в области природопользования, в области природоохраны, конечно, все муниципалитеты подчиняются, так сказать, по команде сверху, как хлысту. 131-й федеральный закон практически обезоружил наши муниципалитеты, и там фактически ничего нет: ни денег, ни влияния, ни власти. Губернаторы, а их всего не так много, решают любую проблему в любой точке нашей страны, и мы видим результаты этих решений - это Болотная площадь, которая плавно распространяется на всю страну. Люди, которые считают, что можно продолжать такой ритм жизни, они заблуждаются. Мы, партия ЛДПР, говорим вам, что вы перегнули палку, мы говорим вам, что пора просыпаться, пора менять вектор законодательной инициативы, мы говорим вам о том, что нужно давать больше полномочий в районы, в муниципалитеты и в регионы. Я вам хочу, господа, об этом ещё раз напомнить, а также сказать о том, что партия ЛДПР поддерживает этот законопроект, фракция ЛДПР будет голосовать за. Прошу законопроект поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, вы будете выступать? Нет. Владимир Иванович? Депутат Кашин Владимир Иванович, пожалуйста. Включите, пожалуйста, микрофон. КАШИН В. И. Я хотел бы поблагодарить всех выступавших. Комитет исходит именно из того, что к любой инициативе, исходящей непосредственно из региональных структур, мы будем и дальше внимательно относиться, ко всем их инициативам, будем предметно работать с нашими регионами. Коллеги, в первой части этого законопроекта речь идёт о замене пообъектного регистрирования и учёта предприятий, которые наносят вред окружающей среде, обязанностью юридических или физических лиц по самостоятельной постановке на учёт. У одного юридического лица может быть пять, шесть предприятий подобного рода. Наоборот, пообъектная, нормированная, учётная система, механизм которой сегодня складывается, - и я уже говорил о законопроекте, принятом в первом чтении, который за нарушения предусматривает ещё административную ответственность, - это лучше, здесь меньше бюрократических препон. Но вторая часть абсолютно правильная, и я с трибуны говорил от имени комитета, что 242-й закон неправильно принят в части того, что выброшен муниципальный экологический контроль. Согласитесь, если лишить муниципальный контроль вертикальной системы, то могут быть и другие спевки, о чём товарищи говорят, именно на уровне муниципального образования можно и открывать неразрешённые полигоны бытовых отходов, и вырубать дубовые рощи, и так далее, и тому подобное. Вторая половина законопроекта тем не менее внимания нашего заслуживает, но в целом этот законопроект исходя из его двойственности не может быть принят. Вот именно поэтому мы и говорим, что со второй новеллой этого законопроекта комитет будет дальше работать вместе с костромичами, вместе с выступавшими, с тем чтобы сделать правильной систему экологического контроля по всей вертикали. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6009 по 6027 из 6411
Пункт 23. Голосуется проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части постановки на учёт плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду и введения муниципального экологического контроля". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 55 мин. 00 сек.) Проголосовало за 111 чел.24,7 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 115 чел. Не голосовало 335 чел.74,4 % Результат: не принято Не принято.