Заседание № 82
О проекте федерального закона № 52050-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в части, касающейся управления многоквартирными домами и порядка внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги; принят в первом чтении 14 сентября 2012 года с наименованием "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Павел Рюрикович Качкаев. КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект № 52050-6 был принят в первом чтении 14 сентября 2012 года. С учётом замечаний и предложений депутатов Государственной Думы, заксобраний субъектов, правительства, Государственно-правового управления президента все поправки были сформированы в две таблицы. Было подано двенадцать поправок, наш комитет рекомендует к принятию семь поправок и к отклонению пять поправок, которые включены в таблицу № 1 и таблицу № 2. Я напоминаю, что законопроект направлен на защиту интересов собственников жилья во вновь построенных домах с целью недопущения злоупотреблений со стороны застройщика при заключении договора управления многоквартирным домом и ликвидации очередной нестыковки в жилищном законодательстве, поскольку 161-й статьёй Жилищного кодекса предписывалось органам местного самоуправления проведение конкурса в течение десяти дней со дня выдачи документов о вводе дома в эксплуатацию, что невозможно даже теоретически. Прошу принять таблицу № 1 и таблицу № 2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу поправок на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 46 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6 % Проголосовало против 8 чел.1,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 420 чел. Не голосовало 30 чел.6,7 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 14 сек.) Проголосовало за 236 чел.52,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 236 чел. Не голосовало 214 чел.47,6 % Результат: принято Таблица поправок № 2 принимается. Выносим законопроект на "час голосования". 7-й вопрос... А, прошу прощения, да. КАЧКАЕВ П. Р. Сергей Евгеньевич, данный законопроект прошёл правовую экспертизу, замечаний юридико-технического и редакционного характера не имеется. Комитет предлагает в случае принятия законопроекта во втором чтении принять его и в третьем чтении тоже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет возражений? Выносим на "час голосования".
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 46 сек.) Проголосовало за 434 чел.96,4 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 437 чел. Не голосовало 13 чел.2,9 % Результат: принято Принят во втором чтении. Было предложение проголосовать и в третьем чтении. Будут ли выступления от фракций? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 15 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 45
О проекте федерального закона № 52050-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся управления многоквартирными домами и порядка внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
14-й вопрос. В первом чтении рассматривается проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации". Докладывает Елена Леонидовна Николаева. Пожалуйста. НИКОЛАЕВА Е. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект № 52050-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (об упорядочении деятельности по управлению введённых в эксплуатацию многоквартирных домов и создании правовых оснований внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги застройщику). Данный проект федерального закона направлен на устранение противоречий, выявленных при реализации положений Федерального закона от 4 июня 2011 года № 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Законопроектом предлагается внести изменения в часть 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с невозможностью проведения открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом в течение десяти дней со дня выдачи разрешения на ввод дома в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности. Законопроектом предусматривается обязанность органа местного самоуправления, обратите внимание, в течение десяти дней с момента выдачи разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию объявить о проведении открытого конкурса и провести такой конкурс не позднее сорока дней с указанного выше момента. Кроме того, в Жилищном кодексе не решён вопрос о субъекте, заключающем договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, выбранной по итогам конкурса, предусмотренного частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса. Представляется недопустимым возложение обязанности заключения такого договора на застройщика. Взаимные договорные обязательства по строительству помещений в построенном многоквартирном доме уже выполнены и согласно пункту 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращены. После выдачи застройщику разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию отношения по управлению многоквартирным домом регулируются уже жилищным законодательством. В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации у лиц, принявших от застройщика (лиц, обеспечивающих строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи возникает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Таким образом, указанные лица ещё до оформления в установленном порядке права собственности на помещение в многоквартирном доме начинают оплачивать услуги по управлению таким домом. В связи с этим предлагается внести изменения в часть 14 статьи 161 и часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса, предусмотрев, что в случае проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса, договор управления многоквартирным домом с победителем конкурса заключается лицами, указанными в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса. Думаю, необходимо немного пояснить, почему эта проблема действительно настолько важна и почему она требует скорейшего решения. Недавно в Химках произошло следующее событие. Застройщик, формально сдав новые дома в эксплуатацию, создал ТСЖ без участия собственников квартир, что само по себе является нарушением законодательства, мнение собственников просто не учитывалось, и сделано это было в рекордно короткие сроки. Правление этого нового ТСЖ назначило управляющую компанию, в одностороннем порядке установившую непомерно высокую плату за свои услуги. Эта цена, по идее, должна быть результатом компромисса между управляющей компанией и собственниками с учётом объективных факторов. Жильцы нового дома в Химках требуют пересчитать платёжные документы, однако претензии игнорируются как ТСЖ, так и управляющей компанией, которая обязана раскрывать всю информацию в соответствии с действующим законодательством. Я хотела просто уточнить: мы посмотрели платёжные документы - суммы, которые требуют сейчас от собственников, в три с половиной раза выше, чем в среднем по городу Москве. Всё это скорее тенденция, чем исключение: на новые дома, которые вводятся в эксплуатацию, нужны определённые затраты, и, установив высокие платежи без обсуждения на общем собрании собственников, недобросовестные управляющие компании таким образом довольно быстро получают очень большой доход, а от этого страдают граждане. Возвращаясь к обсуждаемому законопроекту, сообщаю, что в него также включено положение, в соответствии с которым договор управления считается заключённым, если его подписали лица, указанные в пункте 6 части 2 статьи 153 кодекса, обладающие не менее чем 10 процентами голосов об общего числа голосов собственников помещений в данном доме. Законопроект также содержит положения, направленные на создание правовых оснований внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги застройщику в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса. Законопроект поддерживается Правительством Российской Федерации, Комитетом Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству направил ряд замечаний, которые будут учтены при доработке данного законопроекта ко второму чтению. Коллеги, от лица коллектива авторов прошу поддержать данный законопроект, очень важный и нужный, прошу также поддержать наше решение. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Павел Рюрикович Качкаев. КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ рассмотрел проект федерального закона № 52050-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" и отмечает, что он направлен на устранение противоречий норм федерального законодательства в сфере регулирования отношений, связанных с управлением вновь введённых в эксплуатацию многоквартирных домов, а именно на то, о чём говорила Елена Леонидовна. Законопроектом уточняются сроки проведения открытого конкурса - с десяти дней до пятидесяти дней, определяется круг лиц, которые заключают договоры управления многоквартирным домом. Таким образом, предлагаемые в законопроекте положения будут способствовать эффективной организации открытых конкурсов по отбору управляющих компаний и организаций. Изменения, которые вносятся в статью 155 Жилищного кодекса, направлены на создание правовых оснований внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги застройщику, что также позволит избежать возникновения неоднозначной правоприменительной практики, так как сегодня большое количество вопросов решается только в судебном порядке. В целом комитет поддерживает концепцию законопроекта, но в то же время считает необходимым отметить некоторые моменты, которые ко второму чтению требуют уточнения. Первое. По смыслу проектируемой части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации открытый конкурс по отбору управляющей компании для управления вновь введённым в эксплуатацию многоквартирным домом орган местного самоуправления проводит только в том случае, если застройщик в течение пяти дней после ввода дома в эксплуатацию не заключил договор управления с управляющей компанией, что не позволяет выбрать самую оптимальную управляющую компанию, не устраняет злоупотреблений застройщиков в части обеспечения равных прав и условий для управляющих компаний и навязывает будущим собственникам решение по управлению домом. Второе. Комитет отмечает отсутствие обоснования необходимости дополнения статьи 162 Жилищного кодекса положением о заключении договора управления многоквартирным домом лицами, принявшими от застройщика помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, обладающими более чем 10 процентами голосов. Это также требует уточнения. Вместе с тем отмечается, что согласно части 5 статьи 161 собственники помещений обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса. Третье. В соответствии с предлагаемой редакцией пункта 3 части 5 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, указанном в части 14 статьи 161 кодекса, договор управления многоквартирным домом заключается на период до принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе одного из способов управления. Вместе с тем в законопроекте есть указание на срок - от одного до пяти лет, - решение о котором будет принято ещё до принятия решения собственниками. На законопроект, кроме заключений комитетов, о которых говорила Елена Леонидовна, поступило восемьдесят два отзыва от законодательных (представительных) и исполнительных органов госвласти пятидесяти восьми субъектов Федерации. В шестидесяти четырёх отзывах поддерживается законопроект, в тринадцати замечаний и предложений по законопроекту не имеется, в двух - не поддерживается и в трёх - поддерживается с замечаниями. С учётом изложенного Комитет Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рекомендует Госдуме принять в первом чтении проект федерального закона № 52050-6 с учётом доработки его ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по докладу и содокладу? Нет. Есть ли желающие выступить? Есть. Прошу записаться на выступления. Включите режим записи. Покажите список. Александр Николаевич Абалаков. АБАЛАКОВ А. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Николаевич, у вас выступление от фракции? АБАЛАКОВ А. Н. От фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Семь минут, пожалуйста. АБАЛАКОВ А. Н. Спасибо. Фракция считает, что законопроект, несомненно, очень важный, своевременный, даже, может быть, не своевременный, а уже и запоздавший, потому что действительно проблема передачи домов от застройщика к управляющим организациям застарелая и злоупотреблений здесь хватает. Я полностью согласен с тем, что сказала Елена Леонидовна, и фракция поддерживает этот законопроект в первом чтении. Вместе с тем возникает очень много концептуальных вопросов, которые даже не то что ко второму чтению... Почему 10 процентов, а не десять человек или не сто человек? Как эти люди будут отбираться, если их будет уже больше двадцати? И что будет, если они откажутся, например, заключать договор с какой-то компанией? Возникает много вопросов, поэтому, мне кажется, законопроект требует обсуждения, может быть, не только в комитетах, но и более широким сообществом. Вот, например, в Новосибирске, масса жалоб, когда застройщик совершенно не заинтересован в выборе качественной компании. Его задача - сдал, забыл и до свидания. А потом уже приходит управляющая компания, приходит собственник, и начинают между собой долго-долго разбираться. Договора заключены, как правило, на пять лет, компания управляющая, как правило, карманная - и сыплются жалобы в органы власти, и начинаются суды, и так далее. Мне кажется, что это очень правильный законопроект, но всё-таки как-то надо бы оговорить этот момент очень тонкий, когда застройщик дом сдаёт и говорят: 10 процентов собственников - это много, значит, одного ответственного нет. Это означает, что высока вероятность того, что вот этот момент заключения договора, он провалится в такое безответственное какое-то состояние. Как эту задачу решить? Мне кажется, здесь требуется общее обсуждение, может быть, даже всех депутатов, потому что опыт большой, злоупотреблений хватает. А в целом, ещё раз говорю, спасибо комитету, что они наконец обратили внимание на такие настоящие проблемы, которые существуют в жилищно-коммунальном хозяйстве и особенно на стыке ведомств - между застройщиками и управляющими организациями. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Степанович Романов. Микрофон включите, пожалуйста. РОМАНОВ В. С. Я коротко. Принципиально данный законопроект мы поддерживаем, о чём сказал уже мой товарищ, но, пользуясь случаем, хочу ещё раз обратиться и к руководству Думы, и к комитету профильному: проблемы ЖКХ, проблемы строительства, проблемы прав граждан, ТСЖ, проблемы управляющих компаний в стране страшно запутаны. Вот где море-океан безобразий, коррупции и чего угодно. Если говорить об обманутых дольщиках, то это десятки и десятки тысяч человек, и Самара, к сожалению, на одном из первых мест, по разным оценкам, до двадцати тысяч семей мучаются годами. Пишу генеральному прокурору, пишу в правительство, встречаюсь с руководителями области - бесконечное количество вопросов по одному региону, а их по стране огромная масса. Я обращаюсь к профильному комитету: думаю, было бы правильно ещё раз создать некую межфракционную группу, взять Жилищный кодекс и в комплексе ещё раз попытаться вместе с правительством существенно его доработать. Ещё раз повторю: было горькое зрелище, когда более сотни поправок, которые готовили разные фракции, но у них было единое мнение, протащили, протянули, а потом во втором чтении угробили. И сегодня Жилищный кодекс и реальная практика чрезвычайно расходятся. Я надеюсь, что такой призыв будет услышан в том числе и руководством Думы. Это глобальная проблема, за этим десятки миллионов людей. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Представители президента и правительства не выступают. Выносим на "час голосования".
14-й пункт повестки. В первом чтении голосуется проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 23 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.