Заседание № 229
13.05.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 520201-5 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Колумбией о взаимной правовой помощи по уголовным делам".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3195 по 3387 из 5772
И у нас фиксированное время. Вопрос 9. О проекте федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Колумбией о взаимной правовой помощи по уголовным делам". Дмитрий Вячеславович Костенников, официальный представитель президента, делает доклад по данному вопросу. КОСТЕННИКОВ Д. В., официальный представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемые депутаты Государственной Думы, 6 апреля 2010 года в Москве подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Колумбией о взаимной правовой помощи по уголовным делам. Договор заключён в целях реализации Договора об основах отношений между Российской Федерацией и Республикой Колумбией от 8 апреля 1994 года и является важным шагом в направлении регламентации двусторонних отношений в области оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам, развития и укрепления правового сотрудничества между учреждениями юстиции, правоохранительными органами Российской Федерации и Республики Колумбия, а также защиты прав и законных интересов граждан договаривающихся государств. Договором предусматривается, что стороны обязуются на взаимной основе и при соблюдении указанных в нём условий предоставлять взаимную правовую помощь по уголовным делам. В соответствии с договором правовая помощь оказывается, если деяние, в связи с которым поступил запрос об оказании правовой помощи, является уголовно наказуемым согласно законодательству каждой из сторон. Договор содержит частично правила иные, чем предусмотрены российским законодательством. Так, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 6 договора в оказании правовой помощи может быть отказано в случае, если запрос касается преступления против военной службы, которое не является преступлением по общему уголовному праву. В договоре также имеются нормы, предметом которых являются основные права и свободы человека. По этим основаниям в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" договор подлежит ратификации. Принятие федерального закона "О ратификации Договора..." не потребует приостановления, изменения, дополнения и принятия актов федерального законодательства, а также актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимых для обеспечения действия норм закона. Реализация договора не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета. Проект федерального закона согласован с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации и ГПУ Президента Российской Федерации. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Дмитрий Фёдорович Вяткин делает содоклад от комитета. Надеюсь, тоже лаконично. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В комитете был рассмотрен проект настоящего федерального закона. Мы подтверждаем, что договор соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации. По мнению комитета, ратификация данного договора будет способствовать укреплению нормативно-правовой базы двустороннего сотрудничества в борьбе с преступностью, защите прав и законных интересов российских граждан. Для справки отмечаем, что Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по законопроекту не имеет, Правительство Российской Федерации поддерживает его. Также ратификация данного договора поддержана Комитетом Государственной Думы по международным делам и Комитетом Совета Федерации по международным делам. На основании изложенного Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Колумбией..." принять. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику? Есть, у Селезнёва. Одна рука - один вопрос. Пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С. У меня вопрос к докладчику и содокладчику: были ли они в этой стране замечательной, Колумбии, и понимают ли они, с какой страной мы пытаемся договориться о взаимной помощи по уголовным делам? Я просто напоминаю вам, что только в этом году президент Колумбии Сантос неоднократно заявлял о своём глубочайшем желании легализовать наркоторговлю, наркотики в Колумбии. Так вот, объясните, каким образом мы будем вытаскивать наших преступников? Или мы создаём нашим наркоторговцам уголовный рай? Они туда будут уезжать, так как страна Колумбия уже сейчас фактически не признаёт наркоторговлю как преступление, они там будут невыдаваемыми. Так, может быть, сначала лучше подумать о том, чтобы повлиять каким-то образом на политику Колумбии в отношении этого страшного деяния, а потом уже заключать и ратифицировать договора? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Вячеславович, наверное, вы будете отвечать? Пожалуйста. КОСТЕННИКОВ Д. В. Ну, я лично в Колумбии не был. Вот в соседних с ней странах приходилось бывать, правда, уже давно, но в Колумбии - нет. Что касается того, отдаём ли мы себе отчёт в том, что Колумбия является государством со сложной внутриполитической обстановкой. Конечно, правительство и президент отдают себе в этом отчёт. Тем не менее товарооборот с Колумбией растёт, российская диаспора, которая постоянно проживает в этой стране, увеличивается, в Колумбии открыт культурный центр Российской Федерации, Институт имени Льва Николаевича Толстого. Кроме настоящего договора заключён ряд других договоров и соглашений, к тому же заключение данного договора поддерживается Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков, которая в настоящее время на двусторонней основе строит свои отношения с полицейскими службами этой страны. Нам это необходимо, поскольку правовых оснований в настоящее время для исполнения поручений по уголовным делам нет, а потребность такая есть. Только за прошедший год Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков в России изъято около 100 килограммов кокаина. Причём есть очень интересные случаи, когда кокаин из этой страны поступает в упаковках с цветами даже лицам, которые такие поставки, я имею в виду наркотики, не заказывали. То есть такой вот интересный вид, видимо, промоушена. Эти случаи необходимо расследовать, необходимо выходить на колумбийскую сторону, с тем чтобы получать необходимую информацию и пресекать эти потоки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Настаивает... Вы хотите что-то добавить? Вяткин, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Мне тоже был задан вопрос. Уважаемый Валерий Сергеевич, стоит лишь добавить, что вся правовая помощь в тех формах, которые указаны непосредственно в тексте договора, будет осуществляться только на основании запроса. И внимательно посмотрите: там речь идёт не об амнистировании и, естественно, не об освобождении от ответственности кого-либо из преступников либо лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в том числе связанных с наркоторговлей, что совершенно очевидно. И мы можем отказать в оказании правовой помощи, не выполнять, так сказать, запрос в том случае, если оказание этой помощи будет неким образом противоречить интересам нашей национальной и государственной безопасности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Настаивает тем не менее Селезнёв на выступлении. Пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Конечно, настаиваю, потому что я считаю, что этими вопросами должны заниматься профессионалы, а если профессионально заниматься вопросом, то необходимо хотя бы раз побывать в этой стране, и поэтому... Я ни в коей мере не пытаюсь оскорбить или как-то заподозрить докладчика и содокладчика, но вопрос мой был: вы хоть раз были в этой стране? Я услышал то, что меня просто поразило: нет, в этой стране мы не бывали, но бывали в соседней. Соседние страны все благополучные. Я не знаю, соседние - это что, Соединённые Штаты Америки или достаточно благополучная Мексика? Но, наверное, в этих странах совершенно другая структура. По Колумбии. Что мы сегодня знаем о Колумбии? То, что там сорок лет шла гражданская война, то, что на сегодняшний день там самый высокий в мире уровень похищения людей и преступности в части убийств, то, что там можно в национальных парках встретить партизан (вот представляете, национальный парк, а там партизаны ходят?), то, что там самая высокая степень распространения гепатита А... И можно ещё долго продолжать. И на этом фоне, я говорю, США не могут ничего решить с колумбийским наркотрафиком. Понятно, что у нас проблема основная - это Афганистан с героином, в Колумбии проблем с героином нет, потому что у них хватает проблем с кокаином. Кокаиновые пути, и морские, и сухопутные, там всюду, и до нас они стали доходить. Так вот, я полагаю, что, таким образом, можно предположить, что кто-то заинтересован в ратификации данного договора, для того чтобы потом на совершенно законных основаниях наши наркоторговцы находили укрытие и убежище в Колумбии, которая, как одна из сторон договора, не будет признавать наркоторговлю уголовным преступлением и будет защищать наркоторговцев всего мира, принимая их у себя. Но каждая страна специализируется на том, в чём она преуспела, и если Афганистан преуспел в производстве и распространении героина, то он на этом и живёт и бюджет Афганистана складывается прежде всего из героиновых денег. Если Россия преуспела в добыче нефти и газа, то у нас, соответственно, складывается бюджет из этого. Если Колумбия преуспела только в том, что у них растут обороты по наркотрафику, связанному с кокаином, то, соответственно, они и будут предлагать все эти дополнительные кокаиновые опции, и этой опцией, одной из самых важных, является безопасность наркоторговцев. Наркоторговцы всех стран будут, по всей видимости, с радостью лоббировать такого рода ратификации, для того чтобы в случае опасности преследования в родной стране успеть вскочить на самолёт, долететь до близлежащей страны и потом перебраться в Колумбию. Поэтому фракция ЛДПР не поддерживает этот законопроект, данную ратификацию, и будет голосовать против неё, так как она не до конца осмыслена. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представители президента, правительства не намерены выступать. Докладчик не настаивает на заключительном слове, содокладчик тоже не настаивает. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4395 по 4412 из 5772
Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Колумбией о взаимной правовой помощи по уголовным делам". Голосуйте, коллеги. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 44 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Принято.