Заседание № 245
О проекте федерального закона № 520154-5 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 6. О проекте федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Докладчик тот же. Пожалуйста. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект в полном объёме прошёл правовую и лингвистическую экспертизы - замечаний у Правового управления нет. Комитет рекомендует принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам будут выступать Коломейцев Николай Васильевич, Рохмистров, Шаккум. Выносим 6-й вопрос на "час голосования".
По 6-му вопросу по мотивам выступает Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Чтобы обосновать свою позицию - почему нельзя голосовать за этот законопроект, - я вам напомню должность Мартина Люциановича у нас в Думе: председатель Комитета по строительству и земельным отношениям. Если кто-то удосужился прочитать этот законопроект, вы, наверное, видели последнюю статью, о вступлении в действие этого закона, - она на четырёх с половиной страницах и касается всех сфер деятельности. Это первое. Второе. Вот с этой трибуны председатель Счётной палаты господин Степашин сказал, что потери от применения законодательства о закупках за прошлый год составили, по оценкам Счётной палаты, 1 триллион рублей. Скажите, пожалуйста, какое отношение Комитет по строительству и земельным отношениям имеет к лекарственным препаратам, к нанотехнологиям и другим отраслям? Насколько я помню, по нашему, правда не утверждённому, положению о комитетах это сфера деятельности комитета по экономической политике. Напомню ещё об одном. Уже президент в двух своих посланиях подчеркнул, что 94-й закон необходимо срочно менять. Я специально провёл внутреннее расследование и уточнил, что ещё в сентябре прошлого года Минэкономразвития забрал вагон и маленькую тележку поправок в комитете по экономической политике и до настоящего времени поправки в закон о государственных закупках и другие... Этот закон специально из-за этого 1 триллиона рублей не вносится в новой редакции, а поправки и всяческие новеллы вносятся не от профильных комитетов. Не кажется ли вам, что даже вот эта, так скажем, классификация говорит о колоссальной коррупционности, предвзятости и заинтересованности, в том числе некоторых товарищей и господ, сидящих в этом зале, в том, чтобы новый закон о поставках никогда не был принят? Если вы почитаете ещё пару статей здесь, ну, скажем, 6-ю, 7-ю, то увидите, что это статьи ни о чём. Тут написано, что правительство может определять. Оно что, в настоящее время не определяет? С нашей точки зрения, этот закон никакой ясности в давно перезревший вопрос не вносит, и мы убеждены, что такое отношение и дальше будет провоцировать коррупцию и никакого порядка в этой сфере не предвидится. Мы призываем не голосовать за него и, вообще-то, спросить, кто установил такие правила: почему Комитет по строительству и земельным отношениям занимается не своим делом? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, я специально вышел сюда, потому что данная тема, - наверное, об этом знают все - каждый день отражается в средствах массовой информации. Ну и наверное, вы все помните ту ситуацию, когда президент сказал: вы разберитесь, почему у нас в десятки раз превышена стоимость того же самого медицинского оборудования. Это так, к слову, о достижениях "ЕДИНОЙ РОССИИ" хотелось бы сказать: достижения-то, конечно, хорошие, когда в медицину вкладываются деньги и 90 процентов из них непонятно куда уходит. Мне это непонятно. Когда объявляется конкурс на закупку "мерседесов", в нём принимают участие несколько компаний, которые, видимо, тоже производят "мерседесы", и они соревнуются между собой, кто дешевле продаст чиновнику. Теперь, собственно говоря, по сути законопроекта. Все вы помните те высказывания, которые президент делал по поводу того, как работает у нас 94-й закон, о том, как что закупается, и, собственно говоря, там не было высказано ни одной претензии по поводу того, что у нас не могут определить, что надо закупать. Никто не высказывал претензии, что у нас не могут определить, что необходимо, или что порядок какой-то плохой, было сказано просто: "Воруют? - Воруют!" Просто используя то, что написано нами с вами, по этому закону люди набивают свои карманы. И проблема существует по двум позициям: по позициям контроля, чтобы не воровали, и ответственности, потому что, по-моему, никого там не посадили за то, что купили в десять раз дороже некоторые товарищи медицинское оборудование. Или посадили кого-то? Никого не посадили, потому что всё сделали они правильно - в соответствии с тем законом, который мы написали. Теперь возьмём вот этот законопроект и посмотрим (действительно много страниц, много работали): определяют, что закупать, определяют некоторые нюансы, как закупать. И возьмём статью 6 и статью 7. Статьи 6, 7 - это как раз две статьи, которые определяют контроль и ответственность. И в данном законопроекте статья 6 состоит из одного предложения: "Контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется в порядке, установленном законом Российской Федерации", и статья 7 тоже состоит из одного предложения. То есть из этого можно сделать вывод: никакого контроля, никакой ответственности за воровство по 94-му закону как не было, так и не будет! И поэтому хватит разворовывать Россию! И вообще, принимайте законы, которые вносит ЛДПР в этой части, - мы предлагаем конкретную ответственность за конкретное воровство. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шаккум Мартин Люцианович, с места. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Мы услышали по данному закону очень серьёзные, очень такие, скажем, звонкие выступления наших коллег, но хотел бы обратить ваше внимание, уважаемые коллеги: этот закон не имеет никакого отношения к государственным закупкам, не имеет никакого отношения к 94-му закону. И прежде чем выступать, конечно, было бы неплохо ознакомиться с содержанием закона или хотя бы с его названием: это закон о закупках отдельными видами юридических лиц с государственным участием, как правило, юридических лиц с государственным участием. Так вот мы впервые в данном случае вводим обязанность этих лиц раскрывать информацию о государственных закупках. Теперь эти юридические лица обязаны закупать не как им бог на душу положит, а в соответствии с положением о закупках. Этот закон серьёзно повысит прозрачность деятельности предприятий с государственным участием. И практически никакого пересечения здесь с 94-м законом нет. Почему Комитет по строительству и земельным отношениям занимается этим вопросом? Потому что исторически Комитет по строительству и земельным отношениям ведёт тему государственных закупок, и Совет Государственной Думы решил так, таким образом этот вопрос. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 18 мин. 58 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 309 чел. Не голосовало 141 чел.31,3 % Результат: принято Принято.
Заседание № 244
О проекте федерального закона № 520154-5 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (принят в первом чтении 11 мая 2011 года с наименованием "О закупках товаров, работ, услуг государственными корпорациями (компаниями), субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 14, проект федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Докладывает также Мартин Люцианович Шаккум. Пожалуйста, Мартин Люцианович. ШАККУМ М. Л. Спасибо. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законопроект принят Государственной Думой в первом чтении 11 мая 2011 года. Законопроект доработан с учётом замечаний Президента Российской Федерации и поступивших поправок. Всего поступило пятьдесят две поправки, пятнадцать из них рекомендуется к принятию и тридцать семь - к отклонению. Комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Мартин Люцианович. Коллеги, есть таблица поправок 1, которую комитет рекомендует принять. Она состоит из пятнадцати поправок. Кто-нибудь хотел бы проголосовать отдельно какую-то поправку? Нет. Прошу проголосовать по таблице 1. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 08 мин. 56 сек.) Проголосовало за 306 чел.68,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 306 чел. Не голосовало 144 чел.32,0 % Результат: принято Принято. Таблица поправок 2 состоит из тридцати семи отклонённых поправок. Есть ли желание проголосовать какие-то поправки отдельно? Нет. Кто за то, чтобы согласиться с комитетом и принять таблицу 2? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 29 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 310 чел. Не голосовало 140 чел.31,1 % Результат: принято Принято. Сегодня в зале была роздана поправка, Мартин Люцианович, прошу вас сказать что-то по ней. Пожалуйста. ШАККУМ М. Л. Уважаемые коллеги, сегодня в зале мы раздали поправку, которая уточняет сроки функционирования обязательного сайта, на котором должна размещаться вся информация о государственных закупках тех предприятий, которые подпадают под действие данного закона. Это просто редакционное уточнение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли возражения у депутатов, представителей правительства и президента? Нет. Кто за то, чтобы согласиться с предложением докладчика и включить данную поправку в таблицу принятых? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 10 мин. 37 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 311 чел. Не голосовало 139 чел.30,9 % Результат: принято Принято. Голосование по данному законопроекту во втором чтении переносим на "час голосования". Включите, пожалуйста, микрофон на трибуне. ШАККУМ М. Л. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я прошу включить данные законопроекты на рассмотрение в третьем чтении на завтра, 8 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Пункт 14, проект федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Кто за принятие законопроекта во втором чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 17 мин. 15 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято
Заседание № 228
О проекте федерального закона № 520154-5 "О закупках товаров, работ, услуг государственными корпорациями (компаниями), субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 12 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг государственными корпорациями (компаниями), субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса". Доклад первого заместителя председателя Комитета по строительству и земельным отношениям Валерия Викторовича Панова. Пожалуйста, Валерий Викторович. ПАНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Большое спасибо. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект направлен на совершенствование закупочной деятельности государственных корпораций, субъектов естественных монополий, организаций коммунального хозяйства, унитарных предприятий и их дочерних обществ. Законопроектом устанавливаются следующие требования: о принятии указанными организациями положений о закупках, которые должны устанавливать общие правила осуществления закупочной деятельности (при невыполнении данного требования с 1 января 2012 года организации должны будут осуществлять закупки в соответствии с общим порядком, предусмотренным 94-м федеральным законом); о публикации положения о закупках, долгосрочных планов, планов-графиков закупок на официальном сайте в сети Интернет; о информационной открытости всей документации о торгах, проводимых такими организациями. (Шум в зале.) Уважаемые коллеги, прошу внимания, а то очень трудно говорить, потише, пожалуйста. Законопроектом устанавливаются общие принципы осуществления закупочной деятельности указанных организаций, таких, как запрет на установление неизмеряемых, неадминистрируемых требований к участникам торгов, обеспечение равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам торгов, обеспечение целевого и экономически эффективного расходования средств и повышения доли закупок инновационной продукции. Предусмотрено право Правительства Российской Федерации установить перечни товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются исключительно путём проведения открытого аукциона в электронной форме. Принятие законопроекта будет способствовать обеспечению гласности и прозрачности закупок, расширению возможностей для участия физических и юридических лиц в таких закупках и развитию добросовестной конкуренции, более эффективному расходованию бюджетных средств. Законопроект поддерживают комитеты-соисполнители - Комитет по вопросам местного самоуправления и Комитет по промышленности. Учитывая вышеизложенное, уважаемые коллеги, Комитет по строительству и земельным отношениям поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Викторович. Уважаемые депутаты, будут ли вопросы к докладчику? Есть вопрос у Решульского Сергея Николаевича. Других вопросов нет? Пожалуйста, Сергей Николаевич, ваш вопрос. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Всё-таки я хотел спросить, в чём необходимость принятия данного законопроекта, чем он отличается от действующего базового закона, который все уже раскритиковали, а президент даже дал поручение правительству внести новую редакцию взамен действующей. Поясните, в чём необходимость, с чем связана такая поспешность принятия именно этого законопроекта? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич. Пожалуйста, Валерий Викторович. ПАНОВ В. В. Поясняю, Сергей Николаевич. Необходимость принятия этого законопроекта, как я уже сказал в начале своего выступления, извините, что повторюсь, обусловлена тем, что законопроект направлен на совершенствование закупочной деятельности государственных корпораций, субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, унитарных предприятий, а также дочерних обществ, то есть тех компаний, доля государства в уставном капитале которых превышает 50 процентов, и также дочерних предприятий этих компаний. Мы сегодня видим, что ряд предприятий, которые являются получателями бюджетных средств, проводят закупочную деятельность так, как им хочется, расходуются фактически те средства, которые можно было более эффективно расходовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы заданы. Присаживайтесь, пожалуйста. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Два выступающих: Решульский Сергей Николаевич и Гартунг Валерий Карлович. Пожалуйста, Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо большое за предоставленное слово. Я понимаю, что все устали. У нас обычно почему-то так получается, что как серьёзные вопросы, так в какой-то такой не особо рабочей обстановке рассматриваем. Я не зря задавал вопрос, в чём необходимость принятия этого законопроекта. Не буду объяснять, или доказывать, или пытаться кого-то убедить, что его не надо принимать. Давайте примем и этот законопроект, но хочу подчеркнуть ещё раз, что после того, когда уже сам Президент Российской Федерации в очень нелицеприятной форме отозвался о действующем законе о закупках на государственные нужды и дал жёсткое поручение Правительству Российской Федерации разработать, подготовить, согласовать со всеми и внести в Государственную Думу новый вариант закона о государственных закупках, мы уже в третий раз либо вносим какие-то изменения в действующее законодательство, либо принимаем новый законопроект. Я не вижу никакой технической сложности в том, чтобы данную концепцию, данные предложения заложить в ныне действующую редакцию закона о госзакупках, буду называть так. Мне кажется, это либо просто идёт саботаж и срыв всех сроков, назначенных Президентом Российской Федерации по требованию, наверное, большого сообщества и предпринимателей, и производителей изменить ныне действующий закон, либо опять создаём какие-то ненужные барьеры. Вот именно с этих позиций я и задавал вопрос о том, для чего мы его принимаем. Тогда что получится? Либо новый законопроект, который всё-таки внесёт, я надеюсь, правительство, выполняя поручение президента, будет поглощать этот законопроект, либо этот законопроект пойдёт каким-то отдельным, я не знаю, приложением к тому законопроекту. Ведь мы все прекрасно понимаем, что и там говорится о госзакупках, то есть об использовании бюджетных средств в этих закупках, и здесь, ну, только, может, какую-то отдельную категорию выделяем. Единственное, что я здесь новое, может быть, увидел, - сделана попытка составить реестр недобросовестных исполнителей. Ну, может, это и хорошее дело. Почему раньше этого не делалось и почему список недобросовестных поставщиков не оглашали, скажем, на всю страну или не давали возможности познакомиться с такими организациями? Ну, может быть, только из-за этого и ряда других таких положений технических, которые здесь отражены, нам и стоит бы проголосовать и поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович, ваше выступление. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Как сказал коллега Решульский, действительно, зададим вопрос: что даёт этот законопроект? Прежде всего, как было сказано, положительное в нём то, что здесь прописывается создание реестра недобросовестных поставщиков, это действительно положительное. Второе положительное качество этого законопроекта состоит в том, что здесь действительно описывается сфера, которая сегодня ушла от госконтроля, - сфера госзакупок в области естественных монополий, госкорпораций и компаний, в которых доля государства 50 и более процентов, а это огромный пласт экономики. Как мы знаем, сегодня госзакупки в этих отраслях чрезвычайно коррумпированы, и поэтому, естественно, назрела необходимость перекрыть возможности для обогащения чиновников этих компаний за счёт государства, за счёт граждан, потому что на самом деле эти недобросовестные закупки оплачиваются прежде всего гражданами, потому что речь идёт о естественных монополиях. Теперь ответим на вопрос: а этот закон вообще перекрывает лазейки для коррупции? Нет, не перекрывает, потому что в этом законе предлагается самим предприятиям создать положения о закупках, которыми они будут регламентировать свои же закупки. То есть, получается, предлагается самим себя контролировать. Ну, даже, как было сказано, действующий 94-й закон сегодня не перекрыл лазейки для коррупции, он требует детальной переработки, и это требование президента, и на этом нужно сейчас сосредоточить свои усилия, а мы берём и рассматриваем законопроект, который, собственно говоря, радикально ничего не меняет. Мы считаем, что, если мы действительно хотим бороться с коррупцией и остановить рост цен, мы должны принять закон, который предлагала партия "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и проект которого она вновь внесла, - о контроле за деятельностью естественных монополий. В этом законе как раз наиболее полно прописан механизм контроля не только за госзакупками, не только за закупками этих монопольных структур, но и за ценообразованием. В целом, учитывая сказанное, мы не видим смысла в принятии этого закона, и поэтому наша фракция определилась - свободное голосование. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Валерий Карлович. Полномочные представители президента, правительства? Не желают выступить. Данный законопроект в рамках "часа голосования" выносится на голосование. Кто за то, чтобы проект федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг государственными корпорациями (компаниями), субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса" принять в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 39 мин. 45 сек.) Проголосовало за 366 чел.81,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 366 чел. Не голосовало 84 чел.18,7 % Результат: принято Принято.