Заседание № 216
О проекте федерального закона № 519375-8 "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (в части уточнения общих требований к экспертизе информационной продукции).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 4-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". С докладом выступит председатель Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Александровна Останина. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Чуть более двух месяцев назад мы приняли в первом чтении законопроект, который вносил поправки в действующий базовый закон о защите детей от информации, наносящей ущерб их здоровью и развитию. Законопроект технический, разработан правительством, но он имеет и смысловое содержание: ликвидируется порядок выдачи на бумажных носителях удостоверений экспертов, которые занимаются экспертизой информационной продукции. Сейчас речь идёт о том, что на сайте Роскомнадзора информация будет размещена в электронном виде, при этом речь идёт об утверждении перечня информации, где содержится дата получения этого удостоверения экспертом, а также сведения о том, приостановлено или возобновлено право эксперта на проведение такой экспертизы информационной продукции. Дело в том что первоначально при внесении законопроекта и в пояснительной записке вы говорили, что требовались дополнительные нормативные документы для... с целью вступления этого закона в силу, - честно говоря, хотела поблагодарить Минцифры, как никогда оперативно отработали: 1 апреля направляем запрос, а 17 апреля уже получаем проекты постановлений правительства. Учитывая технические замечания, которые сделало Правовое управление, мы просим рассмотреть таблицу поправок № 1, рекомендуемых к принятию, и поставить законопроект на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна. По таблице поправок № 1, в ней одна поправка, есть ли замечания, вопросы? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1, комитет просит поддержать. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 33 мин. 24 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении, 4-й вопрос нашей повестки. Кто за? Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 33 мин. 57 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, и комитет просит поставить его на голосование в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений против того, что мы рассмотрим данный законопроект в процедуре третьего чтения? Нет. Переходим к рассмотрению законопроекта в процедуре третьего чтения. По мотивам от фракций есть желающие выступить? Нет. Нина Александровна, есть необходимость дополнительно представить законопроект? Пожалуйста. Включите микрофон на трибуне. ОСТАНИНА Н. А. Есть необходимость обратиться к коллегам с просьбой поддержать этот законопроект, в названии которого есть такие слова - "о защите детей от информации". В преддверии Международного дня защиты детей, который отмечаем 1 июня, а это будет юбилейный праздник - 75 лет, хочу напомнить нам всем об обязательствах наших перед детьми. Поздравляю вас с праздником! Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна. На самом деле надо поблагодарить профильный комитет за законопроект. Само название закона говорит о том, что он очень важный, - "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", поэтому давайте постараемся сделать всё для того, чтобы дети наши были здоровыми духовно, внутренне, сильными и росли настоящими гражданами нашей страны. А внешнее воздействие действительно сейчас очень агрессивное, и здесь как никогда нам надо многие вопросы решать именно в законодательном плане. У нас это воздействие идёт и от недружественных стран: они пытаются насаждать свою идеологию, разрушать наши моральные ценности, так что очень многое зависит от того, насколько эффективно мы будем работать с вами, с правительством, с регионами, с родительским сообществом, со школами. Здесь говорить, что, мол, школа должна, неправильно, конечно, потому что больше, чем родители, никто не сделает. Но, учитывая, что мир опутали паутиной Интернета и каждый ребёнок пользуется гаджетом, правильно было бы сделать всё, чтобы контент ребёнка настраивал на хорошее, доброе, моральные качества укреплял, а не наоборот. Нина Александровна, очень важный участок вы сегодня возглавляете, и хотелось бы, чтобы в помощь были все: и Комитет по просвещению, и комитеты по другим направлениям. Это действительно так, специально это подчёркиваю, потому что иногда считают, что законотворчество - это рутина и что что-то делают, только когда что-то резонансное возникает. А это на самом деле крайне важно, это не рутина. Уважаемые коллеги, переходим к голосованию по данному законопроекту в третьем чтении, раз по мотивам никто не просит возможности высказаться. Ставится на голосование законопроект, третье чтение, 4-й вопрос. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 37 мин. 50 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято За - 403, против - нет, воздержавшихся нет. Федеральный закон принят единогласно - поздравляю, коллеги!
Заседание № 202
О проекте федерального закона № 519375-8 "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (в части уточнения общих требований к экспертизе информационной продукции).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
12-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алёна Васильевна Руденко. РУДЕНКО А. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект разработан в целях оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности и предусматривает введение реестровой модели предоставления услуг по аккредитации экспертов и экспертных организаций. Так, законопроектом предусматривается отказ от выдачи бумажного документа - аттестата аккредитации экспертов, экспертных организаций на право проведения экспертизы информационной продукции. Аккредитацией будет являться включение в реестр аккредитованных экспертов экспертных организаций, прекращением аккредитации - исключение из реестра. Бумажный аттестат заменит выписка из реестра. Также законопроектом уточняется перечень сведений из реестра, размещаемых на официальном сайте Роскомнадзора. Здесь важно подчеркнуть, что порядок подачи заявления на аккредитацию не изменится. Граждане или организации могут подать документы как в бумажном, так и в электронном виде. На данный момент подача заявлений об аккредитации уже доступна на едином портале государственных и муниципальных услуг. Принятие закона будет способствовать упрощению подачи, приёма, рассмотрения заявлений об аккредитации, внесению изменений в реестр. Законопроект согласован всеми заинтересованными ведомствами. Уважаемые коллеги, просим поддержать и принять законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алёна Васильевна. Присаживайтесь. С содокладом выступает Нина Александровна Останина. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Алёна Васильевна, сказав о содержании законопроекта, не сделала, мне кажется, главного вывода. С нашей точки зрения и по мнению правительства, которое его разработало, это, по сути дела, технический законопроект. Мы очень внимательно обсуждали его в комитете, со всех сторон, так сказать, пытались понять, есть ли риски. Мы этих рисков не увидели. Действительно, речь идёт только о замене бумажного аттестата на электронный и о том, что теперь это будет в виде такой реестровой модели. Однако есть два но. Первое, необходимо внести ещё изменения в Положение о Роскомнадзоре, поскольку это ведомство сейчас обладает полномочиями по выдаче аттестатов, аккредитации и, собственно, по ведению реестра. И второе, необходимо внести изменения в приказ Роскомнадзора от 18 мая 2022 года. Нас заверили, Алёна Васильевна, на заседании комитета, что вы сделаете это максимально быстро, что все документы у вас готовы, коллеги, и ко второму чтению мы уже получим изменения, которые отработало министерство. Просим поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Уважаемая Алёна Васильевна, у меня всегда вызывает настороженность фраза, как только я её слышу, о замене документа на бумажном носителе на электронный. Электронные носители информации существуют лишь несколько десятков лет, а бумажные носители - несколько сотен лет. В принципе не спешим ли мы с отказом от бумаги гербовой, бланков и так далее? Если упразднить все виды бумажных документов, а данные вдруг будут утеряны, испорчены хакерами или будут уничтожены носители, не повторим ли мы опыт, удачный или неудачный, Германии, где в угоду ветряным мельницам закрыли атомные электростанции, а теперь вернулись к угольным ТЭЦ? Может, нам и вернуться тогда уже будет не к чему, придётся документы выписывать на листочках в клетку. Насколько это всё-таки обоснованно и не спешим ли мы в данной ситуации всё сделать в электронном виде? РУДЕНКО А. В. Спасибо огромное за вопрос, Ольга Николаевна. Всё-таки введение реестровой модели - это поступательное движение многих федеральных органов исполнительной власти. В основу был положен эксперимент по оптимизации, автоматизации процессов разрешительной деятельности. В рамках эксперимента была создана межведомственная рабочая группа, которая как раз по предложению профильных ведомств и предлагала направления, виды разрешительной деятельности, которые впоследствии могут быть переведены на реестровую модель. В своей части мы, безусловно, рисков не видим, в связи с тем что ключевым элементом является надёжная система информационной безопасности с возможностью резервного копирования. При этом при организации функционирования сервисов Роскомнадзора не только выполняются необходимые требования по защите информации, которые предусмотрены действующим регулированием, но также принимаются меры, направленные на предупреждение кибератак. В связи с этим мы, безусловно, в части именно реестра, аккредитации экспертов таких рисков не видим. Более того, уважаемые коллеги, считаем, что это действительно значительно упрощает порядок получения необходимого аттестата. Сохраняются, я ещё раз говорю, возможность и право инициаторов подать заявление в бумажном виде. Вы можете получить эту выписку также почтовым отправлением. То есть в данном случае сохраняются и удобство, на наш взгляд, и возможность получения не только через единый портал госуслуг. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Алёна Васильевна, скажите, пожалуйста, а как часто у нас оспариваются экспертные заключения по поводу информационной продукции? В статье 17 как раз прописана такая возможность. Если такие случаи есть, как вы считаете, не говорит ли это о некомпетентности экспертов? РУДЕНКО А. В. По статистике отказов, к сожалению, вот сейчас... Мы можем дополнительно вам предоставить эту информацию. На данный момент, по крайней мере на данную дату, таких случаев не было. У нас на данный момент в реестре, я сейчас уточню... в реестре данные о 75 экспертах и 15 организациях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бессонов Евгений Иванович. БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ. Алёна Васильевна, а вот не кажется ли вам, что деятельность этих экспертов настолько ничтожная и ни на что не влияющая, что в принципе нет разницы - бумажный носитель, электронный носитель? Вот посмотрите, что у нас творится в информационном плане по детским передачам в средствах массовой информации, на телеканалах. Сериал "Пацанки" - кто из экспертов согласовал вообще этот сериал на нашем телеканале? Современные мультфильмы - в них ни морали, ни знаний, ни правды нет, только информационная жвачка. Вот не говорит ли это о том, что информация, которая подаётся в средствах массовой информации... то есть что эти эксперты не влияют никак на это? РУДЕНКО А. В. Спасибо за вопрос. Уважаемые коллеги, на данный момент инициатором проведения аккредитации может быть как орган государственной власти, так и сама организация, которая выпускает соответствующую информационную продукцию. Организация вправе провести экспертизу своей информационной продукции в целях соблюдения действующего законодательства. Если инициатором является орган государственной власти, он привлекает также экспертов в рамках проведения соответствующего государственного контроля (надзора). В связи с этим мы полагаем, безусловно, необходимым наличие таких экспертов, поскольку они как раз обеспечивают и помогают органам государственного контроля (надзора) в проведении проверочных мероприятий и принятии соответствующих решений в рамках действующего законодательства. Контрольно-надзорными органами по данному соответствующему виду контроля являются Роспотребнадзор, Рособрнадзор и Роскомнадзор. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что? Заключительное слово? Секунду! Остановите голосование. Ну, можно выступить с заключительным словом, когда выступают и на что-то надо среагировать, а если нет выступлений, не на что реагировать, то, мне кажется, и нет необходимости в заключительном слове. Но если вы настаиваете, Нина Александровна, то, конечно, пожалуйста. Вы хотите выступить, да? Нине Александровне Останиной включите микрофон. ОСТАНИНА Н. А. Иван Иванович, спасибо. Вам показалось, что мне не на что отреагировать, - мне есть на что отреагировать, на ответ, который был дан Евгению Ивановичу Бессонову. Невзирая на то что вопрос Евгения Ивановича прямого отношения к данному законопроекту не имеет, сам вопрос имеет право на существование, потому что на заседании комитета мы тоже очень много говорили о качестве информационной продукции, выпускаемой для детей. Больше того, мы знаем, что сегодня Минцифры является тем самым министерством, которое как раз отвечает за распределение субсидий, выделяемых из федерального бюджета на выпуск детской литературы на бумажных носителях. Но вопрос ведь не только в том, что эти произведения получают возрастную маркировку, вопрос и в содержании этих произведений. И вот вместе с министерством мы уже давно обсуждаем эту тему, не единожды она поднималась в Госдуме, депутат Грешневиков поднимал этот вопрос. Понимаете, нам необходимо говорить и о качестве той самой информационной продукции, которая сегодня выпускается для детей. Мы не увидели новых изданий сказок Маршака, Михалкова, которые сегодня министерство рекомендовало бы нашим детям и нашим внукам. К великому сожалению, сам базовый закон о защите детей от информации нуждается в изменениях в той части, что мы всё-таки должны прописать это полномочие, наделив этим полномочием Минкультуры. Распределяйте вы деньги, пожалуйста, Минцифры, но если вы не берёте на себя ответственность за содержание вот той продукции, на которую вы деньги выдаёте, ну как тогда вы рекомендуете эту продукцию нашим детям? Ещё раз: поставить только "6+", "12+" и так далее - этого мало, у вас нет тех экспертов (и правильно вопрос сегодня задавали), которые могли бы дать оценку содержанию этого информационного продукта, а не только какие-то рекомендательные характеристики, которые позволили бы вам вот эту возрастную шкалу определить. Ну, повторяю, это предмет уже базового закона, конечно, мы к нему возвращаться будем. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", пункт 12. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 56 мин. 08 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.