Заседание № 208
О проекте федерального закона № 519340-7 "О внесении изменения в статью 26-3-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части расширения перечня нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в отношении которых исключена необходимость проведения оценки регулирующего воздействия).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
7-й вопрос рассматривается. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 26-3-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части исключения необходимости проведения оценки регулирующего воздействия отдельных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации), третье чтение. Пожалуйста, Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию проект закона прошёл все необходимые согласования, был принят в первом чтении 10 января 2019 года, во втором чтении - 16 апреля. Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления данный проект закона поддерживает, просит принять его в третьем чтении. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 17 мин. 28 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 206
О проекте федерального закона № 519340-7 "О внесении изменения в статью 26-3-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части расширения перечня нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в отношении которых исключена необходимость проведения оценки регулирующего воздействия; принят в первом чтении 10 января 2019 года с наименованием "О внесении изменений в статью 26.3-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 26-3-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Игорь Вячеславович Сапко, пожалуйста. САПКО И. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Постараюсь быть кратким. Законопроект был принят в первом чтении 10 января текущего года, доработан комитетом с учётом замечаний, которые были высказаны в режиме дискуссий. Поступило четыре поправки: две поправки рекомендованы к принятию и включены в таблицу № 1, две поправки рекомендованы к отклонению. Прошу поддержать позицию комитета и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 19 мин. 34 сек.) Проголосовало за 303 чел.67,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 303 чел. Не голосовало 147 чел.32,7 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 19 мин. 59 сек.) Проголосовало за 305 чел.67,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 305 чел. Не голосовало 145 чел.32,2 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 20 мин. 22 сек.) Проголосовало за 304 чел.67,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 304 чел. Не голосовало 146 чел.32,4 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон на трибуне включите. САПКО И. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, просьба включить законопроект в порядок работы на 18 апреля для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
Заседание № 176
О проекте федерального закона № 519340-7 "О внесении изменений в статью 26.3-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части расширения перечня нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в отношении которых исключена необходимость проведения оценки регулирующего воздействия).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 26.3-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Докладывает Борис Михайлович Гладких. ГЛАДКИХ Б. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона направлен на то, чтобы исключить необходимость проведения оценки регулирующего воздействия проектов региональных нормативных правовых актов в части регулирования цен и тарифов, а также разработанных в целях ликвидации ЧС. Дело в том, что в случае вывода из-под оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов, разрабатываемых в целях ликвидации ЧС, это необходимо, чтобы ускорить процесс, собственно, принятия таких нормативных правовых актов на уровне субъектов с целью дальнейшей ликвидации последствий ЧС. Хабаровский край с этим столкнулся в 2013 году, когда было крупномасштабное наводнение, и как раз вот эта процедура существенно усложняла последующую работу, связанную с ликвидацией ЧС. Что касается вывода из-под оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в части установления цен и тарифов, тоже хочу отметить, что это нецелесообразно, поскольку на сегодняшний день эти вопросы достаточно жёстко регулируются нормативными правовыми актами и федеральными законами. То есть обсуждать и оценивать здесь регулирующее воздействие, собственно говоря, нецелесообразно, поскольку процесс проработки цен, тарифов, расчётов, их последующего утверждения, контроля сегодня установлен и достаточно жёстко регламентирован, и любые мнения, которые могут быть получены в ходе проведения процедуры оценки регулирующего воздействия, всё равно будут соотноситься с теми методиками, которые сегодня действуют, с тем законодательством, которое действует. Собственно, если даже какая-то ошибка будет допущена при установлении цен и тарифов, всё это решается опять же через оспоривание в судебном порядке, через действие контрольных (надзорных) органов. Ещё раз подчёркиваю, что в данном случае при рассмотрении таких проектов нормативных правовых актов регионального уровня эта процедура представляется излишней. По данному проекту закона есть мнение Министерства экономического развития Российской Федерации, министерство поддерживает законопроект, этот проект закона поддерживает и большинство субъектов Российской Федерации. Прошу и вас, уважаемые коллеги, поддержать данную инициативу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Михайлович, присаживайтесь. С содокладом выступает Алексей Николаевич Диденко, председатель Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Докладчик довольно подробно изложил суть представленного проекта закона, однако имеет смысл остановиться на следующем. Что касается предмета правового регулирования, здесь явно можно выделить две сферы. Первое, отмена оценки регулирующего воздействия в отношении нормативных правовых актов, которые принимаются в целях ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Поскольку при ликвидации ЧС от органов власти требуются довольно оперативные, безотлагательные действия, а процедура оценки регулирующего воздействия занимает довольно много времени - от 10 до 60 дней, здесь никаких споров быть не может. Второе предложение представляется более спорным, речь о нормативных правовых актах, которые устанавливают, изменяют, отменяют подлежащие государственному регулированию цены (тарифы), торговые надбавки, наценки и размер платы за продукцию, товары и услуги в соответствии с действующим законодательством. И в этой сфере тоже есть, скажем так, области и бесспорные, и весьма чувствительные. Там, где есть отраслевое федеральное законодательство и принятые на его основе нормативные правовые акты правительства, как правило, в форме постановлений, утверждающих правила ценообразования, установления тарифов, никаких вопросов быть не может, поскольку ценовая (тарифная) политика относится к предметам совместного ведения и любые нормативные правовые акты субъектом принимаются на основе принятых федеральных законов и нормативных правовых актов. Поэтому в части ценообразования в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, наверное, отмена проведения ОРВ в отношении нормативных правовых актов субъектов представляется целесообразной. Но нужно иметь в виду, что не во всех сферах на федеральном уровне принимаются отраслевые законы по ценообразованию. В частности, это касается установления сбытовых надбавок к розничным ценам в отношении товаров, продуктов, которые поставляются в рамках так называемого северного завоза в труднодоступные и отдалённые местности Крайнего Севера и Арктической зоны, или установления тарифов на провоз багажа и пассажиров, в том числе легковым транспортом, общественным транспортом, по межмуниципальным, внутриреспубликанским и межреспубликанским, внутриобластным и межобластным маршрутам. А это очень чувствительные сферы для наших граждан, и отмена в отношении таких нормативных правовых актов проведения оценки регулирующего воздействия вызывает очень много споров, поскольку ОРВ предполагает публичность этого процесса, проведение общественных обсуждений, придание максимальной гласности. Наверное, в ходе доработки законопроекта ко второму чтению уважаемым авторам и вообще всем субъектам права законодательной инициативы следует обратить на это внимание и следует конкретизировать, в каких сферах в отношении ценообразования принимаются акты федерального значения, а в каких не принимаются. Иначе у нас будет выведен довольно большой перечень нормативных правовых актов субъектов, в отношении которых никакой оценки не проводится и которые оставлены лишь на усмотрение региональных властей. Хотелось бы добавить, что на проект закона получены: заключение Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, которое составлено в положительной тональности, но с существенными замечаниями; заключение Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству также с замечаниями; заключение нашего Правового управления без замечаний; положительный отзыв правительства. Также поступили отзывы из регионов: всего 59 отзывов от законодательных (представительных) и исполнительных органов власти - все за, ни одного против, и консолидированно высказывались 15 субъектов - также все за, ни одного против. Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления все позиции взвесил, учёл и составил положительное заключение, представленное вашему вниманию. Замечания, которые были высказаны на заседании комитета, мы надеемся, будут учтены ко второму чтению. Прошу принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. Задержитесь, вдруг будут вопросы. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. У меня вопрос к авторам законопроекта. Сегодня региональные власти находятся в несколько затруднительном положении, и, естественно, может возникнуть желание, так скажем, пополнить бюджет за счёт увеличения тарифов, цен и так далее. Если федеральный центр устраняется от оценки регулирующего воздействия в отношении роста этих тарифов, то не получим ли мы серьёзного обострения ситуации в регионах в связи с тем, что будут приняты слишком высокие нормы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гладких включите микрофон. ГЛАДКИХ Б. М. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемая Вера Анатольевна, председатель комитета Алексей Николаевич Диденко как раз подробно рассказал об этой составляющей вашего вопроса. Вынужден повториться: в части регулирования цен (тарифов) на коммунальные ресурсы вопросов нет, поскольку достаточно жёстко прописана процедура утверждения, собственно говоря, самих расчётов этих тарифов, что туда может входить. И опять же деятельность контрольно-надзорных органов никто не отменяет, они могут перепроверить весь процесс от начала и до конца. А что касается остальных цен и тарифов, надбавок - обязательно посмотрю. И если потребуется доработка, соответственно, проработаем с регионами, проработаем с комитетом, постараемся сделать так, чтобы предлагаемые изменения никоим образом не коснулись наших граждан и не навредили в будущем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Пятикоп Александр Иванович. ПЯТИКОП А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я рад, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" доверила мне выступить по данному вопросу, хотя я и так выступил бы, от себя лично. Наши коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ" совершенно своевременно внесли поправку в 184-й закон, и я вам расскажу, что сейчас на практике происходит у нас в Калининградской области. Славский городской округ, внутри округа есть сельское поселение Мысовка: мало того что Славский район составляют польдерные земли, те земли, в том числе и пашни, которые находятся ниже уровня Куршского залива, ниже уровня Балтийского моря, и их постоянно подтопляет, а это 70 процентов территории Калининградской области, так ещё и понтонный мост в деревне, где 30 домов, который стоял десятилетия, теперь провалился. Скорая помощь не едет, чрезвычайная ситуация не объявляется, потому что начнутся предложения... Сначала связывались с армейскими понтонными частями, слава богу, нет военного положения, поэтому можно купить, но цены были запредельные - как быть? И всё стоит - всё дело в оценке регулирующего воздействия, воздействия нормативного правового акта на уровне субъекта Федерации, а если региональные власти будут вооружены данной поправкой, данным законом, то это позволит оперативно решать вопросы. Сегодня уважаемый Вячеслав Викторович сказал, что каждое выступление депутата нужно нацеливать на результат, чтобы был практический смысл. Иван Иванович, вот я и прошу дать поручение комитету по безопасности и Комитету по обороне, потому что тезис "народ и армия едины" непосредственно в этом случае, на этом примере подтверждения не получил - вся переписка и с Министерством обороны, и с другими ведомствами свелась к тому, что это не полномочие Министерства обороны, - естественно, это ж не военные действия! Мы дождёмся, что могут погибнуть люди: скорая помощь не ездит, ближайшая дамба разбита опять же после разгула стихии в 2017 году. Что делать в этой ситуации? Нужно оперативно принимать решение, но на уровне региона его невозможно принять. Возможно, силами двух комитетов мы сможем убедить тыловые службы Министерства обороны поставить в рамках учений этот понтонный мост, потом рассчитаемся - без оценки регулирующего воздействия - по той сумме, которая будет с учётом монтажа выставлена муниципалитету либо субъекту Федерации. Я не знаю, о чём будут говорить коллеги, но вот этот пример - это один из десятков примеров, а каждый из нас может привести таких примеров сотни по своим регионам. Фракция поддержит принятие данного законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Иванович. Ваши просьбы и предложения в стенограмме зафиксированы. Я прошу профильные комитеты изучить предложения, которые внёс Александр Иванович Пятикоп. Гартунг Валерий Карлович. Выступление от фракции. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция не поддерживает этот законопроект, в то же время мы не будем голосовать против, потому что здесь действительно есть вещи, ситуации, о которых говорил предыдущий оратор, и эти ситуации нужно урегулировать, это положительный момент в законопроекте. Если бы не было второй части этого законопроекта, то первую часть мы поддержали бы, потому что, когда возникает чрезвычайная ситуация, здесь не до оценки регулирующего воздействия - нужно восстанавливать, скажем так, социальную инфраструктуру. А когда речь идёт о применении торговых надбавок, наценок, размера платы на продукцию, товары и услуги, то есть о регулируемых видах деятельности, то мы не согласны с тем, что не нужно проводить оценку регулирующего воздействия. Для чего нужна процедура оценки регулирующего воздействия? В процессе дискуссии было сказано: это же обязательные процедуры, если этот нормативный акт устанавливает... он же для всех правила одни и те же устанавливает, вроде что тут меняется? Но дело в том, что не всегда чиновники могут оценить последствия принимаемых решений, и для этого существует процедура оценки регулирующего воздействия: участники соответствующих правоотношений высказывают своё мнение, позицию, свои доводы, рассматривают плюсы и минусы последствий принятия того или иного решения. Это очень правильная и полезная процедура, и мы считаем, что эту процедуру отменять не нужно. Наша фракция за этот законопроект голосовать не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Ганзя Вера Анатольевна. Вера Анатольевна, от фракции? Нет. Три минуты. ГАНЗЯ В. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция также не поддержит этот законопроект по следующим соображениям. Действительно, что касается оперативной ликвидации каких-то последствий чрезвычайных ситуаций - с этим, безусловно, можно согласиться, потому что, пока всякое регулирующее воздействие будет изучаться, уже всё сгорит, утонет, провалится и так далее. Что же касается второй части этого законопроекта, то есть тех позиций, о которых мы говорим, - тарифов, наценок, размера платы на продукцию, товары, услуги и так далее - здесь мы совершенно не согласны. Кто сегодня будет определять все эти позиции - рынок? Ну мы с вами видим, как рынок определяет их. Я ведь не зря задала свой вопрос. Сегодня ситуация в регионах достаточно напряжённая, поэтому у очень многих руководителей может возникнуть желание, когда необходимо поменять какие-то инженерные сети, а денег нет в областном бюджете, взять их с граждан и таким образом поправить свои дела. Безусловно, есть ряд законов, которые регламентируют данные позиции, но на каждый случай закон не придумать. Всё равно необходимо изучать последствия тех решений, которые принимаются на уровне региона, поэтому мы не согласны именно со второй частью законопроекта. Я хочу вам сказать, что у нас в Сибири отопительный сезон длится с сентября по май, в северных территориях примерно так же, и тарифы на тепло - это очень спорный вопрос. Я могу привести вам в качестве примера Новосибирск, где население взяло на себя функцию регулирующего воздействия на областную власть в Новосибирской области: два года назад пытались поднять тарифы на 15 процентов - люди вышли на митинги в тридцатиградусный мороз и отстояли своё право, добившись гораздо меньшего увеличения тарифных ставок. Естественно, нужно всё взвесить. Я не совсем удовлетворена ответом на свой вопрос. Нужно всё взвесить, посмотреть, какое регулирующее воздействие самого этого законопроекта мы получим в сухом остатке, и тогда уже принимать решение. Фракция КПРФ не поддержит данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Борис Михайлович, будете выступать с заключительным словом? Депутату Гладких включите микрофон. ГЛАДКИХ Б. М. Спасибо, Иван Иванович. На что я хотел бы обратить внимание выступавших и их коллег из фракций? Всё-таки вы согласны с одним из положений, которое указано в данном проекте закона, и как минимум нелогично, если вы в первом чтении, соглашаясь с частью данного проекта закона, отказываетесь голосовать по нему. Есть ведь ещё процедура второго чтения, когда вы можете в данный проект закона внести соответствующие поправки. Не поддерживая данный проект закона, вы не поддерживаете мнение 59 субъектов Российской Федерации, их представительных органов, ну и сами, собственно говоря, остаётесь в стороне от принятия решения, хотя при этом соглашаетесь, что это необходимо и важно для наших граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Николаевич, будете выступать? Депутату Диденко включите микрофон. ДИДЕНКО А. Н. Ну, Вера Анатольевна мне выбора не оставила, вопрос был один. Я согласен со всеми выступавшими. Что касается нормативных правовых актов в сфере ЧС, здесь споров быть не может. Что касается ценообразования, тарифов, надбавок и так далее, я уж не знаю, умышленно или не умышленно, но авторы проекта закона в проекте не указали на вопросы ценообразования на муниципальном уровне. Однако все комитеты - и наш, и комитет по предпринимательству, и комитет по региональной политике - на эту коллизию внимание обратили. Что же происходит? Если мы во втором чтении сюда поправки к 131-му закону добавим, то получится, что мы отменяем оценку регулирующего воздействия в отношении всех тарифов, которые устанавливаются муниципалитетом. Я в своём содокладе сказал, что здесь возникают очень серьёзные риски и опасения. Речь идёт об установлении платы за дошкольные образовательные учреждения (это муниципальные полномочия), за муниципальные перевозки (что может быть более чувствительно для населения, чем тарифообразование в сфере муниципальных перевозок?) и о других вопросах, о которых нельзя не говорить, их нельзя замалчивать, их нужно обсуждать. Именно поэтому я внёс своё предложение, и об этом на заседании комитета было сказано, когда мы рассматривали проект: необходимо предметно, прямо по отраслям перечислить сферы, где отменяется оценка регулирующего воздействия, и те сферы ценообразования, где она отменена быть не может, в том числе это касается муниципальных полномочий и полномочий органов местного самоуправления в сфере образования цен, тарифов и так далее. Я уже говорил о ценах на продукты, на товары народного потребления в районах Севера, куда осуществляется северный завоз. Если мы говорим о субъектовых нормативных правовых актах, то это касается внутриобластных, межобластных, межреспубликанских, межрегиональных перевозок и прочего, то есть довольно большой сферы отношений, где, на наш взгляд, остаётся много вопросов. Авторы законопроекта на заседании комитета согласились, что ко второму чтению необходимо обратить внимание на эту сферу и не допустить того, о чём Вера Анатольевна и Валерий Карлович говорили: не вызвать какого-то резкого повышения цен и не исключать из процесса принятия решений представителей экспертного сообщества, бизнеса, общественности - их участие и предполагают, собственно, процедуры оценки регулирующего воздействия. Здесь я, как председатель комитета, абсолютно согласен и с Александром Ивановичем, и с Валерием Карловичем, и с Верой Анатольевной. Фракция ЛДПР также не будет поддерживать данную законодательную инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 04 мин. 46 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 309 чел. Не голосовало 141 чел.31,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.