Заседание № 171

12.12.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 518816-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2676 по 3058 из 5574
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования         
деятельности федерального государственного пожарного надзора". Докладывает      
Эрнест Абдулович Валеев.                                                        
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! После трагедии в городе Кемерове,   
в торгово-развлекательном центре "Зимняя вишня", 26 марта 2018 года             
состоялось заседание Совета Государственной Думы, было принято решение о        
создании рабочей группы, которая должна была обобщить действующее               
законодательство, правоприменительную практику, с тем чтобы выработать          
законодательные меры профилактики пожаров на объектах с массовым пребыванием    
людей. В состав группы вошли представители всех фракций, представители          
четырёх профильных комитетов, мы проанализировали действующее                   
законодательство и правоприменительную практику.                                
                                                                                
Необходимо отметить, что только за последние годы в стране произошло шесть      
крупных пожаров на объектах с массовых пребыванием людей, где погибло более     
300 человек, пострадало 140 человек и причинён материальный ущерб на сумму      
больше 5 миллиардов рублей. У всех ещё свежи в памяти трагедии, которые         
случились в городе Перми, в развлекательном центре "Хромая лошадь", в           
торговом центре "Адмирал" города Казани Татарской Республики и, естественно,    
в Кемерове, в торгово-развлекательном центре "Зимняя вишня". Так что мы         
обнаружили? Изучение существующей практики организации надзорной деятельности   
на объектах капитального строительства вскрыло ряд проблем с обеспечением       
пожарной безопасности указанных объектов. Выявить и предупредить нарушения      
при монтаже различных систем, не допустить подмены строительных материалов на   
более дешёвую пожароопасную продукцию возможно только на этапе проектирования   
строительства. Существующая система создаёт трудности с определением            
персональной ответственности должностных лиц государственных контрольных        
(надзорных) органов за принятие решений на разных этапах жизненного цикла       
объектов защиты и за конечный результат работы. Сложилась ситуация, когда       
сдаются объекты с массовым пребыванием людей, которые нельзя эксплуатировать    
ввиду прямой угрозы жизни и здоровью граждан при возникновении пожара, и, как   
следствие, собственники выплачивают огромные штрафы, приостанавливается         
эксплуатация объектов, устранение многих нарушений требует значительных         
капитальных затрат, вообще переустройства самого объекта.                       
                                                                                
После трагедии в развлекательном центре "Зимняя вишня" была проведена           
массовая проверка всех таких объектов и было установлено следующее: более чем   
на половине проверенных объектов - а это больше 30 тысяч - имеются нарушения    
правил пожарной безопасности, которые делают невозможным эксплуатацию этих      
объектов; более чем на 2,5 тысячи объектов не соблюдены противопожарные         
разрывы между зданиями и сооружениями; почти на 3 тысячах объектов не           
обеспечены проезды, подъездные пути к зданиям и сооружениям, а также            
разворотные площадки для установления пожарной техники; очень много объектов,   
которые построены с нарушением установленного времени прибытия пожарных         
команд для тушения пожара; более 10 тысяч объектов эксплуатируются с            
нарушениями установленных правил безопасности по путям эвакуации, отсутствует   
требуемая противопожарная преграда, отсутствуют системы установки               
автоматического пожаротушения; почти 5 тысяч объектов эксплуатируются при       
отсутствии и неисправности системы противодымной защиты; на более чем 4,5       
тысячи объектов отсутствует или неисправно наружное противопожарное             
водоснабжение, отсутствует или неисправно внутреннее противопожарное            
водоснабжение и не проведена огнезащита строительных конструкций; выявлено      
более 500 зданий, которые функционируют без соответствующего разрешения на      
ввод объекта в эксплуатацию и введены в эксплуатацию без разработки и           
согласования с МЧС России специальных технических условий. Таким образом,       
приведённые данные свидетельствуют, что существующий порядок надзорной          
деятельности не обеспечивает в полной мере безопасности граждан.                
                                                                                
Рабочая группа считает, что необходимо в этой части совершенствование           
законодательных норм, которые регламентируют вопросы надзора на этапах          
проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции и ввода в    
эксплуатацию объектов капитального строительства. В представленном вашему       
вниманию законопроекте предлагается внести изменения в федеральные законы "О    
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и             
техногенного характера", "О пожарной безопасности", "Об общих принципах         
организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об                
образовании..." и в Градостроительный кодекс Российской Федерации. Указанные    
федеральные законы предлагается дополнить правовыми нормами, которые            
предусматривают следующее: обязательное участие органов государственного        
пожарного надзора в проведении государственной экспертизы проектной             
документации и выдаче заключения о соответствии построенного                    
(реконструированного) объекта капитального строительства требованиям пожарной   
безопасности; рассмотрение и согласование в части соблюдения требований         
пожарной безопасности градостроительной и проектной документации на             
строительство и капитальный ремонт; проведение муниципального контроля;         
организацию и проведение мероприятий по контролю, при которых не требуется      
взаимодействия органов государственного пожарного надзора с юридическими        
лицами и индивидуальными предпринимателями (так называемого мониторинга         
пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей); утверждение       
типовых дополнительных профессиональных программ обучения. Эти меры             
направлены на обеспечение безопасности граждан, на защиту их жизни и            
здоровья, снижение рисков возникновения пожаров и обеспечение согласованных     
действий представителей всех уровней власти.                                    
                                                                                
Принятие законопроекта позволит повысить эффективность правового                
регулирования вопросов надзора на этапах проектирования, строительства,         
капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства.       
Реализация предложений не потребует дополнительных бюджетных ассигнований.      
                                                                                
Комитеты-соисполнители - Комитет Государственной Думы по транспорту и           
строительству и Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и      
вопросам местного самоуправления - концепцию законопроекта поддерживают.        
Правовое управление Аппарата Государственной Думы сделало замечания, которые    
можно учесть ко второму чтению. В целом поступил ряд замечаний от ведомств, с   
которыми мы сотрудничали при подготовке законопроекта, есть замечания от        
правительства - все они могут быть учтены ко второму чтению.                    
                                                                                
Комитет по безопасности рассмотрел законопроект, предлагает принять его в       
первом чтении - от имени авторов и рабочей группы прошу поддержать.             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эрнест Абдулович.                                
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Хинштейн Александр Евсеевич.                                                    
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Эрнест Абдулович, 12 лет назад, в 2006 году, - я хорошо это помню -   
в этом зале мы приняли изменения в законодательство по предложению              
правительства, которыми согласования с органами пожарного надзора при           
строительстве объектов были исключены. Тогда нас уверяли, что это необходимо    
сделать, чтобы был упрощённый порядок, чтобы не создавать дополнительных        
бюрократических надстроек, а теперь мы слышим, что в стране построено 28        
тысяч объектов, которые не соответствуют требованиям пожарной безопасности.     
                                                                                
Вопрос не по сути темы законопроекта, тем не менее без ответа на него мы не     
можем вести дальше работу: кто будет за это, Эрнест Абдулович, отвечать?        
Какова ваша оценка, как одного из авторов представленного законопроекта,        
правильным ли было решение 2006 года?                                           
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А. Я в своём докладе привёл достаточно много статистических данных,   
подтверждающих, что существующий порядок обеспечения надзора не отвечал         
требованиям безопасности. Именно в связи с этим предлагается внести изменения   
в Градостроительный кодекс, и полномочия по надзору на стадиях                  
проектирования, ввода в эксплуатацию объектов предлагается предоставить МЧС,    
раньше они были у стройнадзора. Как показал анализ практики правоприменения,    
вот то, что мы в своё время, в 2006 году, приняв федеральный закон, передали    
вопросы контроля на различных стадиях строительному надзору, привело к          
серьёзным последствиям. Данный пример, наверное, не единичный, тем не менее     
скажу: когда внешний контроль подменяется контролем внутри отрасли, это не      
всегда приводит к положительным результатам.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Боева Наталья Дмитриевна.                                                       
                                                                                
БОЕВА Н. Д. Спасибо, Иван Иванович.                                             
                                                                                
Эрнест Абдулович, скажите, пожалуйста, что включает в себя государственный      
мониторинг? И к каким предприятиям это будет относиться - к тем, которые        
только построены, или к тем, которые уже существуют, в том числе к              
промышленным предприятиям?                                                      
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А. Мы в законопроекте определяем понятие мониторинга соблюдения       
правил пожарной безопасности, ответ на этот вопрос в законопроекте есть.        
                                                                                
Что же касается отличия от проверок, здесь имеется в виду посещение             
представителем МЧС объектов с массовым пребыванием людей, и если он визуально   
обнаруживает нарушения, то на них реагирует. Не нужно отвлекать на проведение   
проверки руководителей предприятий, индивидуальных предпринимателей, ведь       
большинство нарушений можно сразу обнаружить, особенно захламление путей        
эвакуации и другие нарушения, - при посещении объекта работник инспекции        
способен обнаружить их именно в порядке визуального наблюдения.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Езерский Николай Николаевич.                                                    
                                                                                
ЕЗЕРСКИЙ Н. Н., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Эрнест Абдулович, хочу поддержать коллегу Хинштейна. Наша фракция     
поддерживает данный законопроект, но хочу напомнить, что очень важное           
положение законопроекта - о возможности контроля со стороны пожарного           
ведомства всех стадий строительства объекта, от экспертизы документации до      
качества материалов, - неоднократно предлагалось депутатами в предыдущих        
созывах, но не поддерживалось правительственными структурами. Насколько я       
знаю, и сегодня нет заключения правительства - не станет ли это поводом для     
исключения данной нормы из законопроекта?                                       
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А. Знаете, все возражения, которые касаются этой части                
законопроекта, мотивируются, как правило, тем, что это приведёт к усилению      
административного давления на бизнес. В этом случае я предлагаю каждому из      
депутатов самому оценить: на одной чаше весов - безопасность населения, на      
второй чаше весов - вопросы снижения давления на бизнес. Если мы хотим иметь    
бизнес, который подвергает угрозе жизни граждан, давайте мы вообще              
ликвидируем контроль и надзор как таковой, но если мы хотим обеспечить          
нормальное функционирование объектов с массовым пребыванием людей, давайте мы   
выстроим контроль таким образом, чтобы это обеспечивало надлежащее              
проектирование и ввод в эксплуатацию объектов, функционирование которых не      
будет угрожать жизни и здоровью населения.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Осадчий Николай Иванович.                                                       
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Эрнест Абдулович, в статье 3 представляемого вами       
законопроекта предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об общих       
принципах организации местного самоуправления...", в частности предлагается     
отнести к вопросам местного значения участие в осуществлении мероприятий по     
профилактике пожаров, участие в обеспечении мер пожарной безопасности и так     
далее. Но у нас муниципалитеты очень разнородны, различаются по своим           
возможностям: одно дело - города, тем более крупные, другое дело - сельские     
поселения с малым бюджетом. Как быть в сельских поселениях - что, придётся      
создавать пожарную охрану? А на какие средства? Как трактовать это положение    
об участии в профилактике и в обеспечении пожарной безопасности на этом         
уровне?                                                                         
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А. Вопросы создания пожарных гарнизонов, вопросы структуры            
пожарно-надзорных органов регламентированы, мы в это не вторгаемся. Что же      
касается вопросов участия органов местного самоуправления в профилактике        
пожаров, по-моему, достаточно чётко мы эти вещи прописали. Есть замечания       
комитета по местному самоуправлению, которые мы обязуемся учесть ко второму     
чтению, и в принципе этот вопрос согласован с профильным комитетом.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эрнест Абдулович, присаживайтесь.                
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Николай Иванович Рыжак. Есть ли      
ещё желающие? Есть. Тогда запись проведём.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный      
проект федерального закона поддерживает.                                        
                                                                                
Как известно, в своё время - об этом уже начал говорить, задавая вопрос,        
Александр Евсеевич Хинштейн - органы федерального государственного пожарного    
надзора были исключены из сферы контроля за соблюдением требований пожарной     
безопасности, в том числе на этапах проектирования, строительства и             
реконструкции. Как следствие, это привело к тому, что произошёл целый ряд       
трагедий, а 25 марта этого года в торгово-развлекательном центре "Зимняя        
вишня" во время пожара погибло 60 человек, из них 41 ребёнок.                   
                                                                                
Органами государственного пожарного надзора были проведены проверки - было      
выявлено, как мы знаем, что более 28 тысяч объектов имеют нарушения             
требований пожарной безопасности, в основном нарушения были допущены, как       
отмечают эксперты, во время проектирования, строительства и реконструкции.      
Так вот, предлагаемые новеллы направлены на создание таких правовых условий,    
при которых данные недочёты будут устранены, и, самое главное, правовые         
условия позволят не допустить подобных трагедий впредь, для этого в том числе   
предусматривается обязательное участие органов государственного пожарного       
надзора как в проведении государственной экспертизы проектной документации,     
так и в выдаче заключений о соответствии капитального строительства             
требованиям пожарной безопасности. Знаете, как показывает время, да и сама      
жизнь, исключение органов государственного пожарного надзора из сферы           
контроля при строительстве объектов - это не просто неэффективно, но и          
опасно.                                                                         
                                                                                
С учётом того что проект федерального закона позволит усилить меры пожарной     
безопасности, в том числе на объектах с массовым пребыванием людей и прежде     
всего на этапах проектирования, строительства и реконструкции, фракция          
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за принятие данного проекта федерального       
закона в первом чтении.                                                         
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Иванович Рыжак, пожалуйста.                                             
                                                                                
РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Эрнест        
Абдулович нам очень обстоятельно и глубоко доложил основную концепцию           
законопроекта, рассказал о тех моментах, которые предшествовали вот этим        
тяжёлым событиям в стране, и, видимо, всё-таки самой резонансной, последней     
каплей была трагедия в городе Кемерове. Я хотел бы вот что подчеркнуть: в       
своё время пожарная инспекция находилась в системе МВД - ведомство              
авторитетное, заслуженное, на его функциональные обязанности никто не           
покушался; потом образовалось новое ведомство; в 2006 году были внесены         
соответствующие изменения не только в Градостроительный кодекс, но и, я         
напомню, даже в базовый закон 1994 года "О пожарной безопасности", и тогда      
органы пожарного надзора имели возможность согласовывать технические условия,   
но уже были отодвинуты от каких-либо контрольных функций. То есть пошло         
наступление то ли бизнеса, Эрнест Абдулович, то ли других структур, я не        
знаю, и случилось то, что случилось.                                            
                                                                                
Здесь выступали лидеры фракций и говорили - я внимательно слушал выступление    
каждого из них, это действительно авторитетные люди, многие годы они видели и   
беды, и горечи, и, может быть, достижения парламента, - что перекос в           
отношениях исполнительной и законодательной власти налицо и набирает силу,      
это же подчеркнул в своей развёрнутой программной статье председатель           
Конституционного Суда Зорькин. Вот почему мы с Юрием Петровичем Синельщиковым   
говорили, что на данное резонансное, тяжкое преступление, тяжёлое для страны,   
для общества нашего, обязательно надо было откликнуться и провести              
парламентское расследование, в результате которого мы пришли бы не только к     
выводам какого-то юридического, функционального характера, может быть, где-то   
даже и в плане чисто исполнительского мастерства, контрольных функций, но и к   
более глубоким выводам, которые позволили бы нам и впредь не допускать          
подобных явлений, и не только в этой области. Но, к сожалению, мы отказались    
от этой функции, и мы порой жалеем, что сами, в общем-то, нивелируем этот       
инструментарий, а надо заявлять и говорить - от этого авторитет                 
Государственной Думы только возрастает.                                         
                                                                                
Мне кажется, глубоко убеждён, что только реализации административных,           
режимных мер, конечно, мало, ведь мы с потерей оперативного прикрытия... Даже   
в этих законодательных актах, которые были прописаны, мы, наделяя органы        
госпожарнадзора этими режимными функциями, совершенно ничего не делаем с        
точки зрения возможностей получения первичной, упреждающей информации, а ведь   
с учётом террористической угрозы... Вспомним трагедию на Дубровке: там тоже     
объект массового скопления людей, там тоже соответствующим образом надо было    
реагировать. А если затронуть вопрос особого периода? Ведь мы же должны         
проводить подготовительные, упреждающие мероприятия, а кто будет накапливать    
информацию о причинах, об условиях, о контингенте людей, которые требуют        
какого-то особого наблюдения? Я говорю об особом периоде. Это тоже важнейший    
элемент нашей общей системы безопасности. Поэтому давайте думать, правильно     
ли мы делаем, когда с лёгкостью передаём функции от одного ведомства другому,   
не подкрепляя это соответствующими полномочиями в плане осуществления           
оперативно-розыскных функций. Глубоко убеждён, что мы к этому вопросу ещё не    
раз вернёмся!                                                                   
                                                                                
Что касается того, что до сих пор нет заключения правительства. По моей         
информации, правительство всегда почему-то затягивало, видимо, интересы         
бизнеса и здесь играли определённую роль. И до сих пор нет соответствующего     
заключения правительства.                                                       
                                                                                
Конечно, закон нужный, глубоко проработан на этот раз, его надо принимать.      
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" однозначно поддерживает этот законопроект, но     
выводы соответствующие нам надо делать. И авторитет парламента надо поднимать   
- он ещё нуждается в этом.                                                      
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович.                                
                                                                                
Тетерину Ивану Михайловичу включите микрофон, пожалуйста.                       
                                                                                
Вы выступить хотели, Иван Михайлович?                                           
                                                                                
ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Просто я нажимал именно кнопку "Выступление", но...                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иван Михайлович.                              
                                                                                
ТЕТЕРИН И. М. Я нажимал именно ту кнопку, но бывает, что не срабатывает на      
самом деле.                                                                     
                                                                                
Я не буду вступать в межведомственную полемику, кто что делает, чем             
занимается, каким доверием пользуется у народа и какие там иные                 
обстоятельства, - это одна сторона дела, мы же сейчас обсуждаем те изменения    
и дополнения, о которых Эрнест Абдулович доложил нам, и они очень               
существенные. Да, были какие-то ошибки. Ошибки также делают и люди, которые     
некоторое время возглавляют ведомства, в частности Пучков, это в большей        
степени его ошибки, что и привело к тому, что его сейчас нет на том посту, на   
посту министра МЧС, и мы должны это признать.                                   
                                                                                
А вот то, что предлагается, прежде всего направлено на обеспечение              
безопасности людей. И аргументы, которые были приведены, вполне обоснованны,    
и это позволяет нам всем проголосовать за те изменения, которые были            
предложены. Я прошу поддержать.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Эрнест Абдулович, будете выступать с заключительным словом? Нет.                
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 03 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              413 чел.91,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    413 чел.                                          
Не голосовало                  37 чел.8,2 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается в первом чтении единогласно.