Заседание № 242
О проекте федерального закона № 518788-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" (о государственной поддержке комплексных инвестиционно-строительных проектов, реализуемых российскими организациями на территориях иностранных государств).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации". Доклад Александра Сергеевича Дроздова. ДРОЗДОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации", подготовленный для рассмотрения во втором чтении. Напомню, что законопроект направлен на обеспечение возможности государственной поддержки комплексных инвестиционно-строительных проектов, реализуемых российскими организациями на территориях иностранных государств. К законопроекту депутатами Комитета по промышленности и торговле подготовлено и внесено шесть поправок. Все поправки включены в таблицу № 1 и рекомендованы к принятию. Законопроект доработан ко второму чтению в части конкретизации понятийного аппарата, две поправки носят содержательный характер, остальные поправки носят уточняющий, лингвистический и юридико-технический характер. Законопроект прошёл все необходимые согласительные процедуры и готов к рассмотрению во втором чтении. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 38 мин. 06 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Принимается единогласно. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 38 мин. 30 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принят во втором чтении. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон. ДРОЗДОВ А. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы и готов к рассмотрению Государственной Думой в третьем чтении. Прошу рассмотреть в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 39 мин. 16 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Принимается единогласно в третьем чтении.
Заседание № 195
О проекте федерального закона № 518788-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" (о государственной поддержке комплексных инвестиционно-строительных проектов, реализуемых российскими организациями на территориях иностранных государств).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации". Докладывает статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли Евтухов Виктор Леонидович. ЕВТУХОВ В. Л., представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Нами разработан законопроект в целях обеспечения возможности государственной поддержки комплексных инвестиционно-строительных проектов, которые реализуются нашими организациями на территориях иностранных государств. Учитывая, что сейчас, вы знаете, очень много всяких санкционных ограничений, нам необходимо расширить поддержку так называемых EPC-подрядчиков, это позволит создать необходимые условия для размещения как производств, так и промышленной инфраструктуры, которая создаётся российскими организациями за рубежом, что, конечно, положительно повлияет на усиление экспортного потенциала Российской Федерации и позволит нарастить экспорт произведённой в нашей стране промышленной продукции на целевые рынки, обеспечивая тем самым стимулирование промышленного производства в Российской Федерации и увеличение важных показателей национального проекта "Международная кооперация и экспорт". В настоящее время национальным проектом уже предусмотрен ряд механизмов льготного кредитования, с помощью которых можно оказывать господдержку нашим компаниям, осуществляющим такие комплексные проекты за рубежом, например субсидии кредитным организациям, которые их поддерживают. Но в связи с донастройкой нашего национального проекта, о котором я уже говорил, рассматривается вопрос о подготовке новых мер поддержки, которые связаны с комплексным строительством промышленных объектов на территориях иностранных государств. И для того, чтобы российские компании имели возможность получить комплексную государственную поддержку на создание таких объектов, необходимо закрепление в законе "О промышленной политике..." термина "комплексное строительство промышленных объектов на территории иностранного государства" и определение способа его государственной поддержки. Важно ещё отметить, что в законопроекте предусмотрено право Правительства Российской Федерации устанавливать требования в отношении минимальной доли продукции (в стоимостном и (или) количественном выражении), которая произведена на территории нашей страны и которая должна использоваться при реализации комплексного строительства таких объектов на территориях иностранных государств. Наш законопроект согласован с Минэкономразвития, Минфином, Минстроем, Российским экспортным центром. Минюст представил положительное заключение, есть положительные заключения ГПУ, Института законодательного и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Просьба поддержать. Ну, соответствующий комитет Госдумы также поддержал. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Леонидович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Спиридонов Александр Юрьевич. СПИРИДОНОВ А. Ю. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, Виктор Леонидович! Законопроект имеет крайне важное значение для отечественной промышленности, особенно в условиях санкционного давления Запада. Он разработан в целях обеспечения возможности государственной поддержки комплексных инвестиционно-строительных проектов, реализуемых российскими организациями на территориях иностранных государств. Закрепляются термины "комплексное строительство промышленных объектов на территории иностранного государства", "инженерно-строительная деятельность" и "промышленный объект". Как уже сказал Виктор Леонидович, одной из важных новелл законопроекта является возможность определения правительством минимальной доли российской промышленной продукции (как в стоимостном, так и в количественном выражении), которая будет использоваться при реализации комплексного строительства. По мнению комитета, это положение является эффективным механизмом, который позволит обеспечить повышение экспорта промышленной российской продукции и, как следствие, будет способствовать увеличению объёма производства. Комитет считает, что реализация предлагаемых положений законопроекта создаст условия для увеличения торговых грузопотоков с дружественными странами, для размещения инфраструктуры российскими организациями за рубежом, а также для расширения географии экспорта российской продукции. Комитет поддерживает концепцию законопроекта. Вместе с тем мы обращаем внимание на вопросы, которые могут быть решены при доработке законопроекта ко второму чтению. Законопроектом устанавливается поддержка органами государственной власти и органами местного самоуправления российских организаций, предоставляющих услуги по комплексному строительству промышленных объектов на территориях иностранных государств, при этом в законопроекте отсутствуют положения, определяющие формы и способы предоставления указанной поддержки. В этой части законопроект нуждается в дополнительной проработке. Законопроектом определяется, что комплексное строительство промышленных объектов осуществляется в том числе субъектами деятельности в сфере промышленности, при этом по действующей редакции Федерального закона "О промышленной политике..." такие субъекты могут осуществлять свою деятельность только на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. Предлагаемая в законопроекте возможность осуществления деятельности этими субъектами на территориях иностранных государств потребует дополнительной проработки соответствующих положений. Также согласно законопроекту Правительство Российской Федерации вправе устанавливать требования в отношении минимальной доли российской промышленной продукции, которая должна использоваться при реализации комплексного строительства промышленных объектов на территориях иностранных государств. Как было сказано, данное положение является эффективным механизмом, влияющим на увеличение экспорта российской продукции. В связи с этим комитет считает возможным ко второму чтению проработать вопрос о замене права на обязательное требование к минимальной доле российской промышленной продукции, используемой при реализации таких проектов. С учётом изложенного Комитет по промышленности и торговле просит поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Юрьевич. Коллеги, вопросы есть? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Наумов Станислав Александрович. НАУМОВ С. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Виктор Леонидович, мы недавно внесли поправки в закон "О промышленной политике..." в части понятий "инжиниринговая деятельность", "промышленный дизайн". Как вы считаете, может быть, имеет смысл учитывать в новых инициативах не только проектную документацию и продукцию, но и услуги, которые могут оказывать российские компании в таких проектах? ЕВТУХОВ В. Л. Станислав Александрович, спасибо за вопрос. У нас в принципе само понятие ЕРС-подрядчика предполагает в том числе услуги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Виктор Леонидович, как подчёркнуто в докладах, вашем и содокладчика, представляемый законопроект направлен на регулирование и вводит понятие "комплексное строительство промышленных объектов на территории иностранного государства". Скажите, пожалуйста, а есть ли какой-то прогноз, сколько такого рода объектов может быть построено и чем это может обернуться для бюджета Российской Федерации? ЕВТУХОВ В. Л. Спасибо за вопрос, уважаемый Николай Иванович. У нас есть потенциальные проекты и в Таджикистане, и в Узбекистане, в Индии, в Саудовской Аравии, в Египте, вы знаете, там у нас промышленная зона, в Турции, в том же Таджикистане Корпорация развития Республики Башкортостан готовится реализовать важнейший проект. Ну, что касается дополнительных мер поддержки, у нас в обосновании написано, что дополнительных средств из бюджета Российской Федерации на этот проект не потребуется. Именно с таким обоснованием Министерство финансов нам согласовало законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Виктор Леонидович, будут ли предусмотрены или каковы предусмотренные меры защиты объектов строительства в рамках финансирования инвестиционно-строительных проектов в иностранных государствах от санкционных нападок недружественных стран, в результате которых такие объекты могут стать очередной потерей российских активов за рубежом? ЕВТУХОВ В. Л. Вячеслав Михайлович, ну, я уже перечислил страны, в которых у нас сейчас планируются проекты, - это дружественные страны, с ними, естественно, все эти вопросы будут прорабатываться. Как и в случае реализации любых проектов, это будут либо межправительственные соглашения, либо соглашения между компаниями нашего государства и стран, где это будет происходить, в том числе со страхованием и со всеми другими механизмами, которые предусмотрены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бессонов Евгений Иванович. БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ. Виктор Леонидович, в законопроекте предлагается государственная поддержка реализуемых проектов по строительству в иностранных государствах предприятий, но Россия сейчас взяла курс на импортозамещение, а продукция, которая будет произведена в иностранных государствах, хоть они дружественные, хоть недружественные, будет импортная, и там будет задействована рабочая сила другого государства, при этом в условиях рыночной экономики будут страдать те предприятия, которые работают на территории Российской Федерации, потому что у них такой поддержки не будет. Вот здесь как вы смотрите, может быть, и предприятиям, работающим на территории Российской Федерации, сделать преференции не меньше, а даже больше, чем тем предприятиям, которые работают за границей? ЕВТУХОВ В. Л. Во-первых, Евгений Иванович, у нас для наших экспортёров уже реализуется достаточно большое количество мер различной поддержки, ну, прежде всего финансовой. А во-вторых, опять-таки я говорил в своём выступлении и коллега тоже говорил об этом, при реализации таких проектов в обязательном порядке будет определяться доля использования российской продукции, для того чтобы как раз расширить возможности для наших производителей поставлять свою продукцию за рубеж в рамках санкционных ограничений, ну и, как мы, к сожалению, видим, на каком-то этапе снижения нашего несырьевого экспорта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Виктор Леонидович, согласно проекту федерального закона органам государственной власти и местного самоуправления предоставляется право оказывать поддержку организациям по комплексному строительству промышленных объектов за рубежом. Могли бы вы раскрыть более полно данную новеллу, особенно в части формы и способа такой поддержки со стороны органов государственной власти и местного самоуправления? И как вы считаете, требуется ли большая конкретика и ясность именно в этой части? ЕВТУХОВ В. Л. Уважаемый Анатолий Борисович, ну, что касается конкретики, у нас в рамках каждого проекта будет приниматься отдельное постановление правительства, где будет описано конкретно, как будет реализовываться, какие там доли российской продукции должны присутствовать и так далее. Ну а что касается различных инструментов, то мы уже неоднократно докладывали в Государственной Думе, что у нас сегодня существует огромное количество различных мер поддержки для наших предприятий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Скляр Геннадий Иванович, пожалуйста. Включите микрофон на рабочем месте. СКЛЯР Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На самом деле вопрос архиважный, и опыт реализации "Росатомом" строительства энергоблоков в дружественных странах показывает, какая нужна поддержка и здесь, в России, и как нужно взаимодействовать с соответствующими структурами в этих странах. Эти проекты создают новые возможности для промышленного развития. Я хотел бы напомнить, что в прошлом году на форумах "Россия - Африка", "Россия - Латинская Америка" здесь, в Москве, все страны ставили перед нами вопросы развития промышленности на их территориях. И это, конечно, усилит и нашу промышленность, и влияние России. И я коллеге Бессонову хотел бы привести пример. Одна из стран предлагает нам разработать очень важное месторождение, и если наша крупная компания там создаёт завод концентратов, то этот концентрат становится нашим, и это усиливает позиции этой компании на мировом рынке. Вот что появляется у нас в виде новых возможностей. В связи с этим нашим коллегам, которые активно работают в группах дружбы, хотелось бы сказать, что у нас появляется новая, конкретная, серьёзная повестка для сотрудничества с нашими коллегами из парламентов дружественных стран. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Иванович. Виктор Леонидович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Содокладчик, Александр Юрьевич? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 07 мин. 56 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.