Заседание № 193
15.02.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 518787-8 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральный закон "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" (в части установления специального режима для резидентов международной территории опережающего развития).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3891 по 4174 из 5013
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральный закон "О территориях опережающего развития в Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Павел Михайлович Волков. Пожалуйста, Павел Михайлович. ВОЛКОВ П. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение представлен законопроект, который инициирован Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным на Восточном экономическом форуме. Тот режим, который мы сейчас модифицируем, - а это режим территорий опережающего развития - направлен на привлечение иностранных инвестиций, создание производств по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью. Главное его достоинство в том, что он позволяет нам, скажем так, предложить нашим иностранным партнёрам лучшие условия для реализации соответствующих их проектов на территории Дальнего Востока. У нас есть площадки, которые уже готовы к приёму. Основой режима является то, что он предлагает несколько более длинные льготы и в данном случае предоставляет возможность, скажем так, скрывать своё лицо, юридическое лицо. В условиях действующих сейчас в отношении Российской Федерации санкций данный режим позволит нам более эффективно работать с иностранными инвестициями и привлекать их на территорию Дальнего Востока и в Арктический регион в том числе. Прошу вас поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Михайлович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Вячеслав Юрьевич Логинов. ЛОГИНОВ В. Ю. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел данную законодательную инициативу, внесённую Правительством Российской Федерации. Мы действительно видим в этом огромное преимущество для дальневосточных регионов, так как мы закладываем правовую основу создания международных территорий опережающего развития. По нашему мнению, это окажет позитивное влияние на развитие макрорегиона. Получено положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Комитет-соисполнитель также поддерживает это предложение. Регионы ждут данный законопроект. Уважаемые коллеги, комитет единогласно проголосовал за данную законодательную инициативу. Просим вас сделать то же самое. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Юрьевич. Вопросы есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Павел Михайлович, всё-таки уточнить хотелось бы: какие иностранные компании или из каких государств сегодня собираются туда входить? И второй вопрос - механизм (что касается возможности сокрытия их происхождения), это некий такой вариант мини-офшора, скажем так, дальневосточного? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Михайлович. ВОЛКОВ П. М. Алексей Владимирович, спасибо за вопрос. Ни в коем случае это никакой не офшор, это в данном случае сейчас у нас применяется возможность не публичить, не вносить в реестр юридических лиц, и это основное его отличие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Погорелый Дмитрий Викторович, пожалуйста. ПОГОРЕЛЫЙ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Павел Михайлович, у меня вопрос-предложение: ко второму чтению проработать в том числе распространение данного закона не только на Дальневосточный федеральный округ, но и на всю территорию Российской Федерации. А поскольку законопроектом предусмотрен механизм создания таких международных зон на основании решения правительства либо на основании международных соглашений, чтобы развивалась вся Российская Федерация, предложение: проработать ко второму чтению вот такой механизм. ВОЛКОВ П. М. Поработать над этим. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожелание услышано. Чемерис Роза Басировна, пожалуйста. ЧЕМЕРИС Р. Б., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Павел Михайлович, добрый день! Скажите, пожалуйста, как планируется контролировать доступ иностранных компаний, в том числе, например, из недружественных стран, в резиденты ТОР и получение ими прибыли с нулевой ставкой налога на прибыль в течение десяти лет? И второй вопрос: какие предусмотрены меры в случае получения действующим резидентом ТОР в течение этого периода десяти лет статуса недружественной страны? ВОЛКОВ П. М. Роза Басировна, у нас, мне кажется, достаточно развитая система контроля над иностранными инвестициями, есть прямые запреты, и, честно говоря, специально запрещать инвестиции из недружественных стран, мне кажется, контрпродуктивно. Если коллеги хотят инвестировать свои средства в Российскую Федерацию и не боятся введения против себя санкций в своих странах, я это, в общем-то, приветствую, но, честно говоря, конечно, это больше режимы, направленные на работу с партнёрами из дружественных стран. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Павел Михайлович, вероятно, вы с представителем комитета ознакомились с теми замечаниями, которые Правовое управление изложило? И второй вопрос. А у нас возможности острова Русский и свободного порта Владивосток уже исчерпаны? И не могли бы вы с нами поделиться хотя бы такими статистическими данными: со времени основания офшора Русский сколько туда пришло компаний и каковы для нас дивиденды от этого и от деятельности свободного порта Владивосток? ВОЛКОВ П. М. Николай Васильевич, очень ёмкий вопрос, но, наверное, не относится впрямую к предмету нашего сегодняшнего законопроекта, потому что режимы совершенно разные. Специальный административный режим на двух островах Октябрьском и Русском посвящён совершенно другим вопросам. Он очень успешен у нас, то есть у нас переходят компании, их достаточно много. Я вам отправлю справку обязательно о том, что у нас. Мы догоняем Октябрьский, отстаём, конечно, но догоняем с точки зрения прихода, вернее, редомициляции иностранных компаний. Но прямой корреляции между ними нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гладких Борис Михайлович. ГЛАДКИХ Б. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Павел Михайлович, не секрет, что подобного рода механизмы в мире используются в том числе и для нанесения ущерба, вреда экономике тех или иных стран, когда заранее предполагается, что проекты реализовываться не будут. Как в этом смысле будет защищён данный механизм от участия тех, кто хочет навредить нашей экономике и долгостроями затянуть использование земельных участков? Это первое. И второе. Каким образом будет предусмотрен вопрос приоритизации потенциальных инвесторов с точки зрения входа на территорию? ВОЛКОВ П. М. Борис Михайлович, ну, по первому вашему вопросу, если я вас правильно понял, вряд ли там есть какие-то реальные опасения. Второе. Работа режима покажет. Мы, как я уже говорил, надеемся на то, что он поможет нам выстроить сейчас более доверительные отношения с лицами, которые хотят инвестировать, но их останавливает некая санкционная политика, скажем так, двойная. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Павел Михайлович, те преференции, которые мы предоставляем иностранным инвесторам, они что, будут шире и больше, чем те, которые мы предоставляем нашим инвесторам в пределах территорий опережающего развития? Из вашего доклада можно сделать такой вывод. ВОЛКОВ П. М. Спасибо, Федот Семёнович, за вопрос. Дело в том, что у нас предоставляется возможность стать резидентами международной территории российским компаниям, прежде всего, конечно, российским компаниям с иностранными инвестициями, а также и просто российским компаниям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Спасибо большое. Павел Михайлович, первое, а какие конкретно отрасли с высокой добавленной стоимостью вы ожидаете увидеть? Вот конкретно какие? Второй вопрос. По репатриации прибыли, если иностранный инвестор захочет репатриировать прибыль, по которой заплатил ноль налогов, какие здесь у него будут преимущества либо, наоборот, проблемы? ВОЛКОВ П. М. Оксана Генриховна, по первому вопросу - мы приветствуем все перерабатывающие производства. Второе. Мы там не все ждём... Будут соответствующие акты правительства, которые это будут регулировать. Потом это достаточно крупные инвестиционные проекты, которые должны будут войти с определённым билетом, то есть у нас для вхождения в этот режим минимальная ставка инвестиций - 500 миллионов рублей. Плюс надеемся на то, что они не столкнутся ни с какими, скажем так, проблемами, связанными с тем, какие у нас действуют... Для них специальных положений, которые касаются вывода их активов в последующем за рубеж, нет. Для этого, в общем-то, применяется всё действующее законодательство, которое у нас имеется на данный момент. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гусев Дмитрий Геннадьевич, пожалуйста. ГУСЕВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Павел Михайлович, вопрос такой: а не будет ли способствовать этот законопроект выводу прибыли за рубеж? Что я имею в виду? Все мы прекрасно понимаем, что бизнесмены наши, которые работают на Дальнем Востоке, конечно же, имеют свои компании и в дружественных, и в недружественных дальневосточных странах. Вот регистрируясь таким образом, по предложенной вами схеме, они получают здесь сверхприбыли, а речь идёт в законопроекте, в пояснительной записке о сверхприбылях, а потом эти деньги просто выводят за рубеж. Вот как будем страховаться от таких нарушений, от такого использования этого законопроекта? ВОЛКОВ П. М. Дмитрий Геннадьевич, спасибо за вопрос. Я попробую ответить. В первую очередь эти лица должны здесь создать производство, это производственные инвестиционные проекты, это реальный сектор экономики. Вывести им свою прибыль удастся после того, как они будут реализовывать свои товары и у них будет какая-то маржинальность, она, кстати говоря, не является сверхприбылью. Обычно производство никогда не сопряжено с высокой доходностью, это не добыча полезных ископаемых, это не то, что приносит, скажем так, слишком большие прибыли. Более того, опять же возвращаюсь к предыдущему вопросу. У нас весь спектр законодательства, связанного с ограничениями на вывод капитала, продолжает действовать ровно так же, как и в отношении остальных юридических лиц в Российской Федерации, никаких льгот им не предоставляется здесь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вячеслав Юрьевич, спасибо. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится... А, есть. Дмитриева Оксана Генриховна. Ещё есть желающие выступить или нет? Нет. Депутату Дмитриевой включите микрофон, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо большое. Уважаемые коллеги, этот режим можно было бы приветствовать, ну и, в общем, любое снижение налогов, любое привлечение инвестиций, особенно на Дальнем Востоке, позитивное, если бы по отношению к нашим предприятиям, к нашим инвесторам, не к тем, которые в режиме редомициляции приехали специально в эти зоны, а к тем, кто всегда был, всегда есть и сейчас, получив возможность импортозамещения, получив государственные, в том числе оборонные, заказы, вкладывается в производство и его расширяет, и расширяет производство преимущественно за счёт прибыли своей, платя при этом 20 процентов... И никаких им в целом по народному хозяйству ощутимых преимуществ и льгот по инвестированию нет, они несопоставимы с теми условиями, которые дают для возвращающихся и для совместных предприятий. Ну, получается та же самая история, которая была в 90-е годы, когда огромный приоритет был у предприятий с иностранными инвестициями, у вертикально интегрированных компаний и так далее. Поэтому было бы прекрасно, если бы мы начали со своих компаний, а потом уже распространяли на всех остальных. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Павел Михайлович, есть необходимость в заключительном слове? Нет. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 33 мин. 10 сек.) Проголосовало за 366 чел.81,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 20 чел.4,4 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.