Заседание № 193

15.02.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 518779-8 "О внесении изменений в статьи 284-4 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части установления особенностей налогообложения резидентов международной территории опережающего развития).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4176 по 4385 из 5013
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 284-4    
и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад             
официального представителя правительства статс-секретаря - замминистра по       
развитию Дальнего Востока и Арктики Павла Михайловича Волкова.                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВОЛКОВ П. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Этот           
законопроект является спутником предыдущего, который мы рассматривали.          
Коротко доложу: им вводятся соответствующие налоговые льготы, как я уже         
говорил, некоторые большие льготы по отношению к территориям опережающего       
развития. И напомню, что у нас резидентами международных территорий             
опережающего развития могут быть и российские компании с российским             
капиталом. Отличительная особенность в том, что позволяется регионам вводить    
ставку налога на прибыль в размере ноля процентов и держать её на протяжении    
десяти лет. То же самое применяется в отношении страховых взносов,              
соответствующие поправки делаются. И, как я уже говорил по поводу предыдущего   
законопроекта, это позволит нам более эффективно привлекать иностранные         
инвестиции на территории Дальнего Востока и Арктики.                            
                                                                                
И два слова добавлю. Коллеги, вы просто забываете о том, что Дальний Восток и   
Арктика немножко другие регионы, для них, конечно, льготы - это больше          
выравнивание с экономической точки зрения их положения. Стартовать там          
бизнесу намного тяжелее, нежели стартовать там, где существует рынок. Поэтому   
то, что мы принимаем, и то, что сейчас продолжает действовать, - это            
приравнивание или, скажем так, выравнивание экономических условий с более       
концентрированными в экономическом смысле регионами Российской Федерации.       
                                                                                
Я прошу поддержать этот законопроект.                                           
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Галины Иннокентьевны Данчиковой.                 
                                                                                
ДАНЧИКОВА Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! На самом деле для            
территории Дальневосточного региона этот закон сегодня очень нужен. Вот мы      
даже уже слышали из зала, есть ли возможность распространить данный статус на   
территорию всей Российской Федерации, но пока у нас внесён законопроект,        
который решает вопрос, связанный с созданием на территории Дальневосточного     
федерального округа международных территорий опережающего развития. Эти         
проекты в основном будут направлены на выпуск продукции с высокой добавленной   
стоимостью при объёме капитальных вложений не менее 500 миллионов рублей. В     
обмен на это инвестор получает льготу по налогу на прибыль, зачисляемому в      
федеральный бюджет; кроме того, рекомендовано субъектам Российской Федерации    
также принимать решения по предоставлению нулевой ставки по этим                
законопроектам. Каков экономический эффект от данной инициативы в части         
привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест, роста ВРП - все эти        
расчёты были представлены в комитет по бюджету. В принципе достаточно           
подробные расчёты и в пояснительной записке, и в тех обоснованиях, которые      
подготовлены представителями министерства по развитию Дальнего Востока.         
                                                                                
Комитет по бюджету и налогам внимательно рассмотрел данный законопроект, есть   
ряд замечаний, которые, я думаю, авторами законопроекта будут учтены ко         
второму чтению. Это касается в основном того законопроекта, который мы с вами   
сейчас поддержали, основного законопроекта. Это касается резидентов             
международных территорий опережающего развития, а именно необходимости          
установления стоимостного критерия для резидентов, которые будут участвовать    
в этих проектах, и, конечно же, уточнения терминов "резидент территории         
опережающего развития" и "резидент международной территории опережающего        
развития".                                                                      
                                                                                
Комитет внимательно всё рассмотрел, предлагаем уточнить ко второму чтению и     
будем уточнять совместно с авторами законопроекта те положения, о которых я     
сказала. Просим поддержать концепцию законопроекта, он очень нужен Дальнему     
Востоку. В принципе мы все знаем - министерство по развитию Дальнего Востока    
уже представило нам результаты и итоги, - каков эффект от действующих           
проектов на территории Дальнего Востока, их сегодня 17, практически их          
эффективность налицо.                                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы?                                                       
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гладких Борис Михайлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГЛАДКИХ Б. М. Уважаемый Павел Михайлович, по тематике данный законопроект       
схож с предыдущим, и всё-таки я призываю вас подумать над вопросами             
безопасности, как-то: использование земли и что будет, в случае если инвестор   
не реализует проект, есть ли со стороны Российской Федерации внешнее            
управление над этой территорией, над этим объектом, каким образом мы защитим    
от длительного неэффективного использования инвестором наши территории,         
безопасность, в конце концов, поскольку это приграничные территории.            
Безусловно, инвестиции привлекать надо, но надо это делать так, чтобы это       
было не в ущерб использованию в первую очередь земельных ресурсов и не в        
ущерб безопасности, в том числе границ нашей территории.                        
                                                                                
ВОЛКОВ П. М. Спасибо, Борис Михайлович. Я ещё скажу о том, что у нас не         
просто так стать резидентом, то есть это не автоматически происходит.           
Резидента, который пришёл, мы изучаем, в данном случае деятельность и его       
инвестпроект, поэтому, конечно же, мы будем осуществлять контроль. Я уже        
говорил, что все его активы остаются здесь, и потом это российское              
юридическое лицо, оно здесь останется. Вывести оттуда, как мы уже               
убедились... Скажем так, в отношении отдельных компаний, которые сбежали из     
России, мы знаем, что потом ведутся долгие переговоры относительно обмена       
активами. И мы прекрасно понимаем, что рискуют сейчас прийти, в общем-то,       
лица, которые нам дружественны и собираются вместе с нами зарабатывать          
деньги, а не каким-то образом политизировать экономику.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
ДАНЧИКОВА Г. И. Уважаемые коллеги, территории будут созданы, проекты будут      
реализовываться именно на территории Дальневосточного федерального округа, но   
это не будет автоматически, это будет по решению Правительства Российской       
Федерации, на основании рассмотрения комиссией по Дальнему Востоку, а также     
международных соглашений.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна.                              
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Павел Михайлович, в продолжение моего вопроса и выступления.    
Всё-таки ещё раз давайте сравним два предприятия на Дальнем Востоке. Одно       
предприятие, которое производит продукцию с высокой добавленной стоимостью,     
существовало ранее, вложило 500 миллионов рублей. Сколько налогов оно           
заплатит с прибыли? Как будет облагаться прибыль, которую потом это             
предприятие направит на инвестиции? Ну и возьмите те предприятия, которые       
будут в создаваемой зоне. Просто сравните налогообложение.                      
                                                                                
ВОЛКОВ П. М. Оксана Генриховна, мы, конечно... Это дискуссионный вопрос,        
долгий, мы на него отвечали много раз, потому что он касается действующего      
бизнеса. И вот кто-то приходит, резидентами становятся только-только, и вы      
говорите о привилегиях, которые они получают в сравнении с теми, кто платит     
полную ставку. У нас на это ответ есть: ты можешь расширять бизнес, ты можешь   
открывать на территории свои филиалы. Так уже делается, у нас такие примеры     
есть, и я вам могу сказать, что за долгое время как раз многие компании         
осуществили такой переход. Плюс ещё по условиям территории опережающего         
развития можно заниматься новой деятельностью, и, в общем-то, компании          
начинают заниматься новой деятельностью. Инвестиционные холдинги, будучи        
крупными, ведут работу по другим видам деятельности на территориях              
опережающего развития, в свободном порту Владивосток, в Арктической зоне,       
теперь уже и на другой разновидности территории, международной территории       
опережающего развития, либо сами, либо со своими иностранными партнёрами. Я     
понимаю ваш вопрос. У нас примеры есть, и я просто про ёмкость рынка ещё...     
Поверьте мне, на Дальнем Востоке - это не Москва, не Центральный федеральный    
округ, где концентрация бизнеса максимально велика, - стартовые условия для     
любой начинающей компании намного хуже. И поэтому даже если ты осуществляешь    
свою деятельность в течение долгого времени как обычное юридическое лицо, ты    
всё равно продолжаешь нормально существовать, а действующие режимы помогают     
тебе развить свой бизнес или мультиплицировать его, что и делается.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Павел Михайлович, ну, безусловно, благодаря в том    
числе деятельности вашего министерства, по некоторым данным, за пять лет        
Дальний Восток получил больше всех инвестиций и льгот. Но вы же знаете, что в   
условиях Дальнего Востока, вложив 500 миллионов рублей, вы предприятие для      
производства продукции с высокой добавленной стоимостью не построите, меньше    
3 миллиардов - не подходи. Может, всё-таки порог повысить, учитывая, что вы     
хотите на десять лет освободить не только от налогов, но и от страховых         
взносов? Вот 3 миллиарда, мне кажется, это минимальный допустимый предел, а     
вообще там и 5 миллиардов можно делать. Если серьёзный инвестор, для него это   
как раку ногу оторвать или крабу. А 500 миллионов... Мне кажется, что вы        
хотите всех там... Ну что такое 200 гектаров? Это серьёзное одно предприятие,   
понимаете? Вы же не собираетесь... (Микрофон отключён.)                         
                                                                                
ВОЛКОВ П. М. Николай Васильевич, очень коротко. Опять же вопрос                 
дискуссионный. Я напомню вам, что там нет никаких освобождений от страховых     
взносов полностью, там остаётся ровно такая же ставка 7,6 процента, как и для   
обычных резидентов территорий опережающего развития. И напомню вам, что на      
территории опережающего развития входной билет - 500 тысяч рублей. Поэтому      
там некоторым другим образом поддерживается инициатива - как раз за счёт        
налогов. Мы, конечно же, дискутировать готовы, я имею в виду выслушать ваши     
замечания и предложения для подготовки законопроекта ко второму чтению.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Скруг Валерий Степанович.                                 
                                                                                
СКРУГ В. С. Спасибо, Александр Дмитриевич. Не сработала кнопка.                 
                                                                                
Галина Иннокентьевна, определены льготы, установлен срок, обсуждается           
стоимость. На заседании комитета подробнейшим образом обсуждались все эти       
моменты, но остался невыясненным вопрос: есть ли спецификация в отраслевом      
разрезе, перечень видов деятельности, на которые будет распространяться         
действие данного законопроекта, или нет?                                        
                                                                                
ДАНЧИКОВА Г. И. Спасибо за вопрос.                                              
                                                                                
Для международных территорий опережающего развития спецификация, как и для      
уже существующих территорий опережающего развития, в законопроекте не           
предусматривается. Здесь ключевое то, что проекты должны быть связаны только    
с производством продукции с высокой добавленной стоимостью. Вот такие должны    
быть проекты - производство продукции с высокой добавленной стоимостью.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента будет        
выступать? Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет.                     
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статьи 284-4 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации",       
пункт 18.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 47 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              361 чел.80,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   20 чел.4,4 %                                     
Голосовало                    381 чел.                                          
Не голосовало                  69 чел.15,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.