Заседание № 141
О проекте федерального закона № 51807-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части усиления ответственности лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части усиления ответственности лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности". Докладывает Михаил Васильевич Емельянов. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект, которым вносятся в Уголовный кодекс и в Уголовно-процессуальный кодекс поправки, касающиеся усиления ответственности за неправомерные действия со стороны коллекторских агентств, за то, что в просторечии называется выбиванием долгов. Данная проблема по-прежнему актуальна, несмотря на то что здесь, в этом зале, мы с вами приняли важные законы, которые упорядочили деятельность коллекторов. К сожалению, ситуация не стала лучше во многом из-за того, что отсутствуют действенные формы ответственности, по крайней мере её уголовная составляющая. Что предлагает фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"? Наша фракция предлагает внести изменение в главу 32 Уголовного кодекса - дополнить её статьёй 203-1, предусматривающей следующую ответственность. Прежде всего, мы предлагаем установить уголовную ответственность за незаконные действия коллекторов, если они сопровождались распространением любым публичным способом сведений, позорящих должника. Если такие действия совершались коллекторами, то мы предлагаем наказывать их, предлагаем различные санкции, вплоть до лишения свободы на срок до четырёх лет. Если же эти деяния повлекли причинение значительного ущерба гражданину, в том числе в связи с умышленным уничтожением и повреждением его имущества, либо были совершены группой лиц по предварительному сговору, то санкция уже более жёсткая - от четырёх до восьми лет с лишением права занимать определённую должность или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет. И наконец, если такие действия совершались с применением насилия или угрозы его применения в отношении должника, членов его семьи и близких родственников либо повлекли иные тяжкие последствия, то санкция ещё более жёсткая - мы предлагаем лишать свободы на срок до десяти лет. Без серьёзных мер уголовно-правовой ответственности для тех, кто незаконно взымает долги с граждан, обуздать бесчинства коллекторов мы не сможем. А ситуация будет обостряться в связи с тем, что экономическая ситуация в стране не очень хорошая, всё больше граждан прибегают к услугам кредитных организаций, но не всегда могут расплатиться по кредитам, количество непогашенных кредитов растёт. Если мы не примем меры по обузданию коллекторских агентств, то это может вылиться в очень неприятные случаи. Коллеги, просим поддержать наш законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич. С содокладом выступает Отари Ионович Аршба. Пожалуйста, Отари Ионович. АРШБА О. И., председатель Комиссии Государственной Думы по вопросам депутатской этики, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вот выступал мой друг Михаил Емельянов, а вместе с ним этот законопроект внесли такие уважаемые мною, да и всем российским сообществом коллеги, как Миронов, Бурков, Гартунг, Чепа, Газзаев, Нилов, Николаев, Крючек, Омаров, ну, что тут говорить... Я единственное хотел бы сказать. Эти добрые сердцем люди, конечно же, озаботились теми проблемами, которые в недавнем прошлом были у нас с этими компаниями, выбивавшими долги; по телевидению нам постоянно показывали такие страсти, в общем, кипело тогда и в умах, и в сердцах. И реакция моих коллег из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" абсолютно понятна и приемлема. Единственное, что вызывает сомнение, - воспользуюсь такой фигурой речи - гримасы рынка нам продемонстрируют ещё и не такие ужасы, как выбивание долгов, и посему по каждому из этих поводов принимать отдельный закон нам представляется нецелесообразным. И я хотел бы для полноты картины напомнить, что все предлагаемые коллегами меры, которые они пытаются собрать, чтобы обрушить эту справедливую кару суммарно на всех этих негодяев, которые так плохо себя ведут на рынке, уже предусмотрены Уголовным кодексом, в частности статьёй 330 "Самоуправство", статьёй 128-1 "Клевета", статьёй 105 "Убийство", статьями "Доведение до самоубийства", "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью" и так далее, и тому подобное, это перечень более чем из двадцати статей. Так что, уважаемые коллеги, отдавая дань вашим благим намерениям, комитет возражает и предлагает отклонить сей законопроект. С неизменным уважением, ваш Отари Аршба. Всего доброго! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Отари Ионович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Отари Ионович, задержитесь, пожалуйста. АРШБА О. И. У кого вопросы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У ваших коллег по фракции. Покажите список. Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР. Спасибо, Иван Иванович. У меня вопрос к Михаилу Васильевичу. Мне кажется, описанные в законопроекте возможные нарушения со стороны коллекторов дублируют ряд действующих статей Уголовного кодекса, например унижение чести и достоинства, причинение ущерба, угроза убийством и прочие. Какие отличия от действующей редакции Уголовного кодекса предусмотрены законопроектом? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаилу Васильевичу Емельянову включите микрофон. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Спасибо за вопрос, вы действительно обратили внимание на особенность законопроекта. Мы считаем, что те действия, которые вы перечислили, сопряжённые с выбиванием долгов, имеют более тяжкие последствия и представляют более серьёзную общественную опасность, чем действия, предусмотренные в других статьях кодекса. Сконструировать законопроект так, чтобы это было отягчающим обстоятельством, мы не смогли, поэтому решили, что лучше будет сделать отдельный состав. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фаррахов Айрат Закиевич. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Михаил Васильевич, известны цифры: совокупный долг граждан на сегодняшний день перед финансовыми организациями составляет 13,5 триллиона рублей, и 40 процентов граждан на самом деле перекредитовываются, так что та проблема, которую вы подняли, безусловно, очень важная. Но, может быть, не стоит совсем уж однобоко подходить к этому? Это всё-таки наша экономика, и со стороны граждан тоже очень много случаев мошенничества, которые приводят в том числе к тому, что банкротятся финансовые структуры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаилу Васильевичу Емельянову включите микрофон. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Что касается мошенничества, то я думаю, что банки достаточно защищены, в том числе юридически. У них очень хорошие юридические службы, и они всегда могут обратиться в правоохранительные органы и добиться справедливости. Гражданин - заведомо более слабая сторона в этих договорах, поэтому ему нужна дополнительная защита. Её мы и предлагаем обеспечить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Михаил Васильевич, вы предлагаете криминализировать угрозу применения насилия, причинения тяжкого вреда здоровью, смерти, повреждения и уничтожения имущества. Но вы ведь знаете, что эти и другие действия, о которых вы упоминаете в проекте федерального закона, действующим законодательством уже предусмотрены и влекут соответствующую уголовную ответственность. К тому же сегодня очевидно, что многие проблемы, о которых вы говорите, касаются не законодательства, а правоприменения, эффективности работы института неотвратимости наказания. Вопрос: в чём новизна предлагаемой новеллы? Заранее благодарю за ответ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаилу Васильевичу Емельянову включите микрофон. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Анатолий Борисович, я уже отвечал на этот вопрос. Повторю: мы считаем, что те действия, о которых вы сказали, сопряжённые с выбиванием долгов, имеют боольшую общественную опасность и нуждаются в отдельном регулировании, поэтому мы предлагаем отдельный состав. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Ионин Дмитрий Александрович. ИОНИН Д. А. Уважаемые коллеги, на самом деле тема ужесточения ответственности в отношении коллекторов обсуждается не только в рамках этого законопроекта, она действительно обсуждается в обществе, обсуждалась и в этом зале под различным соусом. Оппоненты того законопроекта, который мы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", сегодня представляем, говорили о том, что в принципе после принятия 231-го федерального закона коллекторы и так загнаны в определённые рамки и проблема решена. Но давайте будем объективны и честны: это не так, 231-й федеральный закон по многим пунктам сегодня фактически не работает. Вот мы были на региональной неделе в своих регионах. Ко мне в Свердловской области за эти две недели десять человек приходили на приём по вопросам, связанным с беспределом коллекторов, в том числе коллекторов не каких-нибудь там микрофинансовых организаций или полуподпольных структур, а банков, в которых они официально трудоустроены. Вот пример, заниматься пришлось лично. "Хоум Кредит Банк" в городе Екатеринбурге. Некто Игорь Кудинов, коллектор, нашёл контакты родственников должника и начал им названивать, присылать информацию и так далее, то есть делал то, что мы 231-м законом якобы запретили. Начинаешь взаимодействовать со службой судебных приставов - служба судебных приставов говорит, что (удивительно!) они могут воздействовать на коллекторские структуры, допустим, микрофинансовых организаций, а на структуры, которые занимаются этим же в официальных банках, они воздействовать сегодня не могут, потому что они могут привлечь к ответственности только кредитное учреждение, а отделы взысканий многие банки просто вывели в отдельное юридическое лицо, которое не является кредитным учреждением и, соответственно, не подпадает под действие 231-го федерального закона, и на них служба судебных приставов воздействовать не может. Хотелось бы, чтобы мы на этом моменте заострили внимание и как минимум занялись тем, чтобы 231-й федеральный закон действовал в том формате, в котором мы хотели, чтобы он работал, когда его принимали. Ну а в том, что надо ужесточать нормы в отношении коллекторов, я думаю, на самом деле в глубине души большинство в этом зале абсолютно уверено, потому что и вам приходится общаться с избирателями, которые приходят к вам с жалобами. Сейчас вот ещё одно ноу-хау появилось: коллекторские структуры вдруг начинают от лица управляющих компаний, которые существовали 5-10 лет назад, требовать долги с жителей. Понятно, что сроки исковой давности истекли, что в принципе уже ничего не доказать, что в суде такие компании не смогут этого сделать, но они заваливают людей письмами, они приходят к ним домой, они начинают стучаться, тыкать в эти бумажками и говорить, мол, вы должны были той управляющей компании (которая уже обанкротилась, которой уже нет), вот она вам насчитала 10 лет назад. В городе Нижнем Тагиле нам приходится этим заниматься, это сегодня стало массовым явлением. И если мы пишем заявление в правоохранительные органы, допустим, по 163-й, по 213-й статье... Можно добавить время? Я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, выступление от фракции. ИОНИН Д. А. ...то от этих людей отстают, но начинают приставать к жителям других домов: а вот вы теперь должны, вы теперь должны... Это ноу-хау! Если мы говорим о необходимости ужесточения, приведу ещё пример. Во время региональной недели обратилась женщина: у неё ребёнок ходит в частный детский сад на улице Сыромолотова, 18, микрорайон ЖБИ города Екатеринбурга, она взяла 5 тысяч рублей в микрофинансовой организации - из-за этих проклятых 5 тысяч рублей теперь все телефоны детского сада стоят на автодозвоне, до них никто не может дозвониться, к директору приезжают криминальные элементы с требованием повлиять на человека, а изображение директора было размещено на сайте среди фотографий женщин с пониженной социальной ответственностью, как их нынче называют. Вот вся эта деятельность ведётся - сегодня где-то правоохранительные органы разводят руками, а где-то это происходит оттого, что наказание, видимо, слабое и так далее, поэтому так или иначе каждым конкретным случаем занимаемся. Люди приходят к депутатам, депутаты в ручном режиме это делают, ну, будем, наверное, и дальше это делать, потому что людей как-то надо защитить - это задача депутата. Но всё-таки мы говорим о том, что законопроект, который мы сегодня предлагаем, по сути, позволит этой системе работать - не в ручном режиме, не через каждого депутата, не через центры защиты прав граждан партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", в которые тысячи обращений пострадавших от коллекторов ежемесячно поступают. Мы говорим о том, что система должна сама защитить людей и закон должен защитить людей, поэтому необходимо доработать 231-й федеральный закон и необходимо принять этот законопроект для ужесточения наказания коллекторов за их незаконную деятельность. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Марданшин Рафаэль Мирхатимович. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддержит данный законопроект, в котором предлагается дополнить Уголовный кодекс нормами об ответственности за превышение полномочий лиц, осуществляющих коллекторскую деятельность. Хочется отметить, что законопроектом не определён субъект преступления, общественная опасность ряда действий явно переоценена, а предложенные санкции несоразмерны деяниям. Например, за распространение сведений, позорящих должника, предлагается установить ответственность - до четырёх лет лишения свободы. Кроме того, представленный законопроектом состав дублирует уже имеющиеся статьи Уголовного кодекса, что, конечно же, приведёт к необоснованной конкуренции норм. Вопросы подследственности также дублируются представленным законопроектом. И, как правильно отметил коллега Выборный, здесь проблема не в законе, а в правоприменении. В связи с этим фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Васильевич, будете вступать? Нет. Отари Ионович, заключительное слово будет? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 36 мин. 18 сек.) Проголосовало за 84 чел.18,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 85 чел. Не голосовало 365 чел.81,1 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 80
О проекте федерального закона № 51807-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части усиления ответственности лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы тоже просим 69-й и 76-й вопросы поставить на 6 декабря, а 107, 108 и 115-й... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Минуточку. 107-й, 108-й... КРАШЕНИННИКОВ П. В. Так, 69-й и 76-й - на 6-е, а на 13-е просьба перенести 107, 108 и 115-й вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На 13-е.
Предложение Крашенинникова Павла Владимировича - 69-й и 76-й вопросы перенести на 6 декабря. Нет возражений? Нет. Принимается. 107, 108 и 115-й - на 13 декабря. Нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 68
О проекте федерального закона № 51807-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части усиления ответственности лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, в связи со служебной командировкой докладчика Нилова прошу перенести рассмотрение вопросов 23, 24, 31, 38, 40, 41, 52 и 66 на 18 октября. И также прошу перенести рассмотрение вопроса 104 в связи с командировкой докладчика Емельянова. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.
Итак, депутат Гартунг предложил снять сегодня с рассмотрения пункты 23, 24, 31, 38, 40, 41, 52, 66 и 104. Нет возражений? Нет. Соглашаемся.
И давайте уточним по пункту 104: мне сказали, что Гартунг предлагал не снять, а... Снять, да? Депутату Гартунгу включите микрофон. ГАРТУНГ В. К. У меня предложение перенести на 18 октября все названные мною пункты, вот это я хотел уточнить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И этот тоже? ГАРТУНГ В. К. И этот тоже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё ясно, договорились.