Заседание № 93

19.01.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 51799-7 "О внесении изменений в статью 145 Трудового кодекса Российской Федерации" (в части установления предельного размера премий и иных поощрительных выплат руководителям, их заместителям, главным бухгалтерам отдельных организаций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4055 по 4736 из 5632
Пункт 16 повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в       
статью 145 Трудового кодекса Российской Федерации".                             
                                                                                
Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста.                                           
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Данная инициатива была      
разработана по поручению лидера фракции ЛДПР кандидата в президенты             
Жириновского. Направлена она на то, чтобы не допустить больше в России          
ситуаций, подобных той, которую мы наблюдали некоторое время назад: бывший      
руководитель "Почты России" выписал себе баснословную премию, сославшись на     
сомнительные нормативные правовые акты, которые давно уже устарели и            
пересматривались, но одновременно дали ему правовое основание для того, чтобы   
определить себе такую сумму в "Почте России". Чем всё это закончилось, мы       
знаем, но одновременно с этим мы считаем, что наша задача - внести              
законодательную лепту в этот процесс. Таким образом, данная инициатива          
направлена на изменение Трудового кодекса, мы предлагаем дополнить 145-ю        
статью новой частью, указав, что размер премий и иных поощрительных выплат      
для определённых категорий работников (речь идёт о руководителях) организаций   
определённой категории (речь идёт об организациях с государственным участием)   
не может превышать трёхкратный среднемесячный заработок этих работников. Мы     
считаем, что это справедливо, это честно, такой предел должен быть              
законодательно зафиксирован.                                                    
                                                                                
Фракция ЛДПР просит поддержать законопроект.                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Сергея Алексеевича Вострецова.                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Разрешите ещё раз всех       
поздравить с праздником Крещения Господня. Надеюсь, что большинство уже         
успело окунуться в священные воды, а кто не успел - впереди целая неделя,       
уверен, что у нас будет возможность испытать облегчение и улучшить свою         
работоспособность. (Оживление в зале.)                                          
                                                                                
Проектом федерального закона предлагается установить, что размер премий и       
иных поощрительных выплат руководителям, их заместителям, главным бухгалтерам   
государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных       
фондов обязательного медицинского страхования, государственных или              
муниципальных учреждений, а также руководителям, их заместителям, главным       
бухгалтерам и заключающим трудовой договор членам коллегиальных                 
исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и   
хозяйственных обществ, более 50 процентов акций в уставном капитале которых -   
государственные, не может превышать трёхкратный среднемесячный заработок этих   
работников.                                                                     
                                                                                
Комитет считает, что данный законопроект необходимо отклонить по следующим      
основаниям. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы      
руководителей и их заместителей, главных бухгалтеров и заработной платы         
других работников в соответствии с частью второй статьи 145 Трудового кодекса   
установлен нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации,    
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными     
правовыми актами органов местного самоуправления. Из пояснительной записки      
непонятно, о какой периодичности выплат премий и иных поощрений идёт речь,      
имеются в виду месячные премии, квартальные, годовые? Работодатель в лице       
федерального органа государственной власти Российской Федерации либо органа     
местного самоуправления может уволить руководителя организации, если имеет      
место несоблюдение установленного предельного уровня соотношения                
среднемесячных заработных плат руководства и остальных работников, эти          
положения закона от 2016 года № 347-ФЗ стали применяться совсем недавно.        
Информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной        
плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных      
внебюджетных фондов, территориальных фондов обязательного медицинского          
страхования, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов и МУПов,         
размещается в Интернете на официальных сайтах государственных органов,          
органов местного самоуправления, организаций, что даёт возможность              
осуществлять контроль всем желающим. Это тоже нововведения, и они появились     
совсем недавно.                                                                 
                                                                                
В отношении вида нарушений применяются общие нормы об ответственности за        
нарушение требований трудового законодательства. Так, организация, фонд,        
учреждение, предприятие могут быть привлечены к административной                
ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП за нарушение законодательства о     
труде. Законопроектом также не учитывается, что согласно статье 129 Трудового   
кодекса Российской Федерации стимулирующие выплаты, доплаты и надбавки          
стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты являются          
составной частью заработной платы.                                              
                                                                                
Последние изменения, внесённые Федеральным законом от 3 июля 2016 года в        
347-й Федеральный закон "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской      
Федерации": указанным федеральным законом был установлен порядок введения для   
ряда организаций ограничения предельного уровня соотношения среднемесячной      
заработной платы. Кроме того, в соответствии со статьёй 139 Трудового кодекса   
постановлением Правительством Российской Федерации установлен единый порядок    
исчисления среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей и так    
далее в целях определения предельного уровня их соотношения. Согласно данному   
порядку выплачиваемые лицам, указанным в части третьей статьи 145 Трудового     
кодекса, премии и иные поощрительные выплаты учитываются при исчислении         
среднемесячной заработной платы.                                                
                                                                                
С учётом изложенного предлагается не поддерживать законопроект и                
рекомендовать Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом      
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
У меня один вопрос к двум докладчикам.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли информация о том, каково сейчас соотношение          
заработных плат, о которых идёт речь в законопроекте?                           
                                                                                
И второй вопрос уважаемому Ярославу Евгеньевичу.                                
                                                                                
Скажите, пожалуйста, а почему выбрана именно цифра "3", а не "2", не "4" и не   
"5"? Хотя сама необходимость регулирования у меня сомнений не вызывает.         
                                                                                
ВОСТРЕЦОВ С. А. Мне первому ответить?                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста.                                           
                                                                                
ВОСТРЕЦОВ С. А. Да, уважаемый Олег Николаевич, конечно, цифры есть, они         
закреплены законом, это 1 к 8. Для руководителей, их заместителей и главных     
бухгалтеров государственных учреждений и предприятий соотношение                
предусмотрено в кратности от 1 до 8 (Постановление Правительства Российской     
Федерации от 10 декабря 2016 года). Но по факту, по статистике за 2017 год, у   
нас получается - я сейчас точные цифры найду, чтобы не ошибиться, - по данным   
субъектов Российской Федерации, за первое полугодие 2017 года в 94,3 процента   
учреждений социальной сферы соотношение заработной платы руководителей          
учреждений и работников не превысило 1 к 4. А мы ещё даже и не вывесили, то     
есть только с мая 2018 года заработает, будет доступна вот эта информация о     
средней заработной плате, её не было. Это только-только введённые нормы, мы     
ещё не можем судить о порядке, о том, как это будет. Надо смотреть.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилову включите микрофон.                                 
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. 145-я статья Трудового кодекса регулирует частично этот вопрос,     
содержит отсылочные нормы, существует нормативно-правовая база органов          
исполнительной власти, но при этом в тот момент, когда вносилась наша           
законодательная инициатива, мы видели, что того регулирования, которое          
существует, недостаточно, потому что это регулирование позволило руководителю   
"Почты России" таким образом рассчитать себе премию, что она оказалась в разы   
выше, чем те пределы, которые якобы сегодня что-то ограничивают. Именно         
поэтому мы и решили законодательно это урегулировать.                           
                                                                                
Что касается цифры "3", то мы провели совещание с экспертным сообществом и      
остановились именно на этой цифре, хотя мы считаем, что, если будут другие      
мнения, во втором чтении можно этот вопрос обсудить. Это вопрос                 
дискуссионный, можно двигаться как в сторону уменьшения, так и в сторону        
незначительного увеличения.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ревенко Евгений Васильевич.                               
                                                                                
ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Александр Дмитриевич, прошу прощения. Это депутат Швыткин. Я на месте Евгения   
Васильевича оказался. Разрешите, я задам вопрос с этого места? Я просто нажал   
кнопку на его месте.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, пожалуйста.                                           
                                                                                
ШВЫТКИН Ю. Н. К Ярославу Евгеньевичу у меня вопрос.                             
                                                                                
Ярослав Евгеньевич, для понимания: почему взят за основу трёхкратный            
ежемесячный заработок?                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилову микрофон включите.                                 
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Спасибо за вопрос, но я только что на него ответил.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Сергею Алексеевичу.                              
                                                                                
Сергей Алексеевич, тот закон, что принят, к сожалению, не регулирует оплату     
труда руководителей ряда других организаций, в частности, госкорпораций, в      
частности, ОАО, где доля государственного или муниципального участия            
превышает 50 процентов. И на решение этих вопросов, собственно, этот            
законопроект и направлен. Это первое.                                           
                                                                                
И второе. Вы считаете нормальным, что сегодня люди, руководящие                 
государственными крупными организациями, госкорпорациями, получают              
колоссальные зарплаты, потому что 2-3 миллиона в день - это реальные цифры? И   
не считаете ли вы необходимым ограничивать эти цифры, ведь именно на это        
частично направлен законопроект?                                                
                                                                                
ВОСТРЕЦОВ С. А. Алексей Владимирович, лично я, как профсоюзник, - ну мне        
просто вопрос этот от комитета достался - вообще считаю, что ни трёх, ни        
четырёх не должно быть, потому что на сегодняшний день, получается, у нас вся   
страна стахановцев, даже мы, депутаты, получаем оклад 65 тысяч, а всё           
остальное - премии, надбавки и так далее, и ограничений этому нет. Но с         
другой стороны, люди, которые несут большую ответственность и нагрузку,         
конечно же, должны иметь и соответствующие стимулирующие выплаты. Я думаю,      
что за 65 тысяч многие, особенно те, кто из дальних регионов, кто оставил       
семью и так далее, вряд ли смогли бы здесь работать, поэтому, конечно же, это   
предусматривается. Должны быть ограничения или нет? Должны. Они есть, и этим    
законодательством они предусматриваются.                                        
                                                                                
Вы, наверное, имели в виду часть третью 145-й статьи, где есть исключение.      
Действительно, есть исключение, но оно не настолько уж огромное. К примеру,     
из 16 900 зарегистрированных федеральных ГУ у нас только 51 ГУ имеет            
исключение. Для каких организаций сделано исключение? Для выпускающих           
продукцию или оказывающих услуги, имеющих особую значимость, масштабность,      
уникальность, а также стратегическое значение. Да, есть эти исключения, но      
они очень незначительные.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрейченко Андрей Валерьевич, пожалуйста.                
                                                                                
АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Сергей Алексеевич, у меня к вам вопрос, но сначала пример.    
Вот сейчас в прокуратуре города Алапаевска Свердловской области находятся       
итоги аудиторской проверки МУП "Алапаевский водоканал", в ходе которой          
выявлены нарушения на сумму порядка 60 миллионов рублей. Большая часть,         
понятно, пришлась на необоснованно выплаченную заработную плату, отпускные и    
премии бывшему директору предприятия и главному бухгалтеру. Жители              
сорокатысячного города в Свердловской области возмущены этим. Подобных          
примеров можно приводить много, и я думаю, что в ходе выступлений они будут     
приведены.                                                                      
                                                                                
Вы говорили о том, что есть нормативные правовые акты, есть распоряжение        
правительства о том, что сейчас можно это всё контролировать, можно             
наказывать, если такие случаи происходят. Приведите, пожалуйста, хоть один      
пример, когда директор предприятия или бухгалтер по действующему                
законодательству действительно был наказан, не так, как в случае с "Почтой      
России", о чём уже говорил мой соратник: сначала арестовали, потом вернули.     
Есть хоть один пример, что кого-то наказали по действующему закону?             
                                                                                
ВОСТРЕЦОВ С. А. Андрей Валерьевич, безусловно, такие примеры есть, просто я,    
к сожалению и к стыду своему, слабо подготовился, но обещаю вам, что в          
индивидуальном порядке я обязательно приведу вам не один пример, а сотни        
примеров и даже, наверное, тысячи уголовных дел, когда руководители             
привлекались к ответственности. Вероятно, резонансный случай с бесстыдством     
"Почты России" подтолкнул правительство наконец-то всё-таки выпустить           
регламентирующие документы, ограничивающие выплаты, такие документы             
появились. Самое главное, что теперь в Интернете уже за первый отчётный         
период 15 мая 2018 года все мы - любой гражданин, не только мы с вами -         
увидим, сколько получают руководители и за что. Это позволит контрольным        
органам очень внимательно оценивать, какая ситуация в организации, какие        
премии, какие надбавки. Законодательство с принятыми сейчас изменениями, я      
уверен, больше не допустит таких вопиющих случаев, а если где-то подобное и     
произойдёт, факты будут видны и виновные оперативно будут привлечены к          
ответственности. А примеры я вам обязательно приведу, обещаю вам.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. У меня два вопроса. Первый - к Ярославу Евгеньевичу.              
                                                                                
Ярослав Евгеньевич, в проекте закона у вас указано, что поощрительные выплаты   
не должны превышать трёхкратный среднемесячный заработок работника, но          
поясните, пожалуйста, за какой период премия? Это непонятно.                    
                                                                                
И Сергею Алексеевичу вопрос. Трудовым кодексом действительно, как уже было      
сказано, частично регулируется эта сфера, но что касается госкомпаний,          
госкорпораций, здесь, к сожалению, регулирования нет. Как вы считаете,          
возможно ли в этой части всё-таки принять закон, ввести законом определённые    
ограничения, подчёркиваю, именно законом, а не ведомственными актами?           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилову сначала включите микрофон.                         
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Спасибо за вопрос. Если вы считаете, что какие-то уточнения         
необходимы, они могут стать предметом рассмотрения во втором чтении. Здесь      
речь идёт о премиях и поощрительных выплатах, которые не могут превышать        
трёхкратного среднемесячного заработка соответствующего работника, таким        
образом, мы вводим ограничение на сумму поощрительной выплаты или премии. А     
когда обычно выплачиваются премии? Ну, по итогам года, полугодия, здесь уже     
всё зависит от каждого конкретного случая. Мы говорим, что в данном вопросе     
необходимо ввести предел, после нарушения которого уже наступает                
ответственность, регулируемая действующим законодательством.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
ВОСТРЕЦОВ С. А. Валерий Карлович, спасибо за вопрос. На сегодняшний день        
законодательство регулирует ту деятельность, о которой вы говорите. Другой      
вопрос, в достаточной ли мере. Наверное, нет. Вот у меня в руках 21-я глава     
Трудового кодекса о заработной плате, здесь 25-30 статей, все они очень         
непростые. Мы с вами только-только наконец-то добились того, что МРОТ - это     
статья 133, одна из первых статей - устанавливается на уровне прожиточного      
минимума. Нам ещё предстоит очень много работать в этой сфере, и я знаю, что    
законопроекты готовятся, подобных законопроектов будет много. Я хотел бы        
предложить от имени комитета, может быть, собраться представителям всех         
фракций и подумать по поводу этой главы, потому что сегодня, вообще, очень      
трудно понять, что такое заработная плата, из чего она состоит. Я считаю, что   
любой нормативный правовой акт должен быть понятен в первую очередь простому    
человеку, а ведь даже мы с вами, сидящие в этом зале, иногда не до конца        
понимаем, что из чего состоит... Конечно, регулятор нужен, и мы вместе с вами   
его сделаем. Вот мы многого добились по МРОТ, давайте также наведём порядок и   
по заработной плате, а то у нас во всей стране сегодня, так сказать,            
стахановцы.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Да.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Андрейченко Андрей Валерьевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Я с места, потому что коротко, не от фракции.                 
                                                                                
Хотелось бы сначала контраргументировать выступления тех, кто не поддерживает   
данный законопроект. Говорится о том, что раньше не знали, а теперь все         
возьмут и узнают, как выплачиваются, как начисляются премиальные, сколько они   
составляют. Хочется сказать, что все и так знают: взять тот же случай с         
"Почтой России", который мы уже обсудили, или с другими компаниями. Большая     
часть и так в курсе. Ну, знают или узнают, и что? Надо идти дальше, надо уже    
разрабатывать новое законодательство, потому что примеры не были приведены, а   
то, что есть сейчас, не работает, ограничения нет.                              
                                                                                
В поддержку законопроекта хотелось бы привести несколько аргументов. Про        
цифру "3" и в принципе про ограничения: если мы возьмём любую литературу по     
менеджменту, вот прямо сейчас в ноутбуке откроем абсолютно любую ссылку, то     
увидим, что премиальные всегда ограничиваются заработной платой, это основы     
теории управления. В любой литературе, в любом учебнике это есть. И там         
приводятся цифры, которые явно не соответствуют тому, что сейчас происходит в   
Российской Федерации, как начисляют себе премии главные бухгалтеры и            
руководители.                                                                   
                                                                                
Мы здесь ещё говорим всё-таки о компаниях, связанных с государством. Надо       
понимать, что там чаще всего премии и повышенные зарплаты начислять просто не   
за что. Чего добились эти компании? Например, в Приморском крае, в городе       
Владивостоке, сегодня была новость, вы тоже можете её посмотреть: главные       
могильщики города Владивостока, муниципальное предприятие - уголовное дело.     
Ну, это обычный случай, я думаю, каждый может привести массу таких примеров.    
Основной перевозчик, ВПОПАТ № 1 - компания, для которой купили на бюджетные     
деньги новые автобусы, а она постоянно отчитывается об убытках, все маршруты    
у них убыточные, они приходят и каждый раз просят денег. Коммерсанты на         
старых автобусах зарабатывают, а здесь госпредприятие на новых не может         
получить прибыль. А когда они приходят в городскую Думу просить денег и         
отчитываться, они рассказывают, что у них ещё стоянки есть, которые тоже        
приносят убыток. Даже депутаты, лояльные администрации, начинают как-то         
нервно на это реагировать: как стоянки могут приносить убыток? Компания "Наш    
дом - Приморье" два небольших отеля в Приморском крае строит с 2011 года,       
потратила уже несколько десятков миллиардов рублей - до сих пор не может два    
отеля построить! Сплошные уголовные дела! Вот так работают подобные компании,   
а люди себе выписывают премии, выписывают огромные зарплаты. За что их          
поощрять? Я думаю, каждый одномандатник, каждый списочник, сидящий здесь,       
может приводить подобные примеры до бесконечности. За что там людей просто      
поощрять? Надо эту область регулировать, надо ограничивать, должна быть         
логика, поощрять нужно за что-то, просто так - нельзя. Мы видим, как они        
работают.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич.                                     
                                                                                
ШЕИН О. В. Не могу согласиться с коллегой Вострецовым, который сказал, что      
раздел Трудового кодекса о заработной плате представляет собой что-то очень     
сложное. На самом деле он предельно упрощён с уничтожением предшествующего      
трудового законодательства в 2000 году и выглядит примерно так: гарантируется   
минимальная заработная плата, куда в своё время постарались включить ещё и      
даже сверхурочные часы, а сверх того всё сводится к стимулирующим выплатам, к   
премиальным выплатам. Вот вообще нигде в мире премию за работу не дают,         
премию дают за тушение пожара - и какие пожары тушат ежедневно руководители     
госкомпаний, директора государственных муниципальных учреждений и               
организаций, для всех остаётся неизвестным.                                     
                                                                                
Существующая дистанция 1 к 8, 1 к 10 - то, что заработная плата руководства     
не должна превышать более чем в 8-10 раз среднюю зарплату сотрудников, не       
регулирует совершенно ничего, поскольку высокая заработная плата верхушки,      
естественно, влияет и на среднюю заработную плату по учреждению, и можно        
спокойно, по правилам выписывать себе ошеломительные объёмы бонусов под 90      
миллионов рублей, как делал руководитель "Почты России", не нарушая никаких     
правил вообще. И в том или ином аспекте это происходит и на уровне отдельных    
учреждений и организаций. Так что сколько денег ни вливается в бюджетный        
сектор на заработную плату персонала, толку от этого нет, поскольку эти         
деньги делятся весьма своеобразным способом.                                    
                                                                                
Поэтому позиция профессиональных союзов, Конфедерации труда России,             
"СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", как братского партнёра КТР, заключается в том, чтобы в   
стране была высокая, 80-90 процентов, доля окладов и тарифов, а премия          
давалась только за какие-то сверхчрезвычайные обстоятельства, как,              
собственно, во всем мире и происходит. И безусловно, в этом аспекте мы          
поддерживаем данный законопроект, предлагающий уменьшение этих ножниц с         
отметки 1 к 8, 1 к 10 до отметки 1 к 3.                                         
                                                                                
Кроме того, мы считаем необходимым восстановление единой тарифной сетки в       
госсекторе, поскольку это позволит изменить и саму ситуацию с заработной        
платой, чтобы люди понимали, за что они работают, какие деньги они должны       
получать.                                                                       
                                                                                
И ещё. На самом деле предложенный инструмент хороший, но, наверное, не          
единственный, который должен быть. Каким образом в других странах боролись с    
сумасшедшими зарплатами топ-менеджмента? Резким увеличением подоходного         
налога: 95 процентов НДФЛ был в Великобритании, 98 процентов в США (пока к      
власти не пришли неолибералы в лице Тэтчер, Рейгана и иже с ними) - вот к       
этому мы должны стремиться, и тогда не будет перекосов по заработной плате.     
                                                                                
Поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и за уменьшение этих ножниц, и за         
прогрессивную шкалу подоходного налога.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!   
Как уже было сказано, наша фракция поддерживает этот законопроект, вместе с     
тем хотелось бы высказать некоторые замечания.                                  
                                                                                
Во-первых, хотелось бы сказать авторам - понятно, что, что если мы в первом     
чтении всё-таки примем законопроект, это можно будет при подготовке ко          
второму чтению поправить, - в тексте законопроекта не указано, о премиях за     
какой период идёт речь. Если, например, трёхкратный размер среднемесячной       
заработной платы по предприятию за год - это одно, а если трёхкратный размер    
среднемесячной заработной платы по предприятию выплачивать ежемесячно - это     
совсем другое, согласитесь? В 12 раз разница, такая вилка, поэтому, так как в   
вашем проекте закона это не указано, это требует уточнения, но это можно        
будет сделать во время процедуры второго чтения.                                
                                                                                
Кроме того, хотелось бы обратить ваше внимание: здесь речь идёт о               
регулировании не только бюджетной сферы, но и прежде всего госкомпаний и        
госкорпораций, которые юридически, де-юре не являются бюджетниками, а по        
факту управляют государственной собственностью; мало того, они не связаны       
всевозможными ограничениями, которыми связаны мы, сидящие в этом зале, вот о    
чём речь.                                                                       
                                                                                
И ещё хотелось бы обратить внимание, что ограничивать нужно не только сам       
этот размер и разбег между средней заработной платой по предприятию и           
заработной платой с учётом всех этих накопительных поощрительных выплат         
руководителей предприятия - прежде всего нужно снижать коррупционноёмкие        
возможности этих компаний. К сожалению, изменения в законы, которые мы только   
что принимали в этом зале, ориентированы в прямо противоположном направлении.   
Напомню, что буквально недавно мы приняли изменение в закон № 223-ФЗ о          
закупках отдельных юридических лиц: мы вывели из-под действия этого закона      
сделки между взаимозависимыми лицами, то есть не нужно руководителю компании    
с государственным участием, с государственным контролем повышать себе премию    
или заработную плату, достаточно этой компании выкупить миноритарную долю у     
поставщика и спокойно, на вполне законных основаниях получать свою долю в       
этой компании. Кстати, это законом у нас никак не запрещено.                    
                                                                                
Поэтому, коллеги, ещё раз подчеркну: мы поддерживаем это решение, оно требует   
доработки во втором чтении, но мы считаем, что основные потери и основное       
неравенство всё-таки за пределами трудового законодательства - в области        
коррупции, и, собственно говоря, на это хотим обратить внимание, потому что     
самая большая дыра именно здесь.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кабанова Валентина Викторовна, пожалуйста.                                      
                                                                                
КАБАНОВА В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ",     
конечно же, согласна с тем, что должно быть регулирование стимулирующих         
выплат для работников и для руководителей предприятий, но, уважаемые коллеги,   
мы в 2016 году принимали изменения в федеральный закон № 307-ФЗ и вносили       
изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, которые устанавливают         
порядок введения для ряда организаций ограничений предельного уровня            
соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и среднемесячной      
заработной платы работников, а также определяют перечень этих организаций, о    
которых говорил в своём докладе Ярослав Евгеньевич.                             
                                                                                
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря     
2016 года установлен единый порядок исчисления среднемесячной заработной        
платы работников и руководителей. Согласно данному порядку премии и иные        
поощрительные выплаты, выплачиваемые лицам, указанным в части третьей статьи    
145 Трудового кодекса, учитываются при исчислении среднемесячной заработной     
платы.                                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, ну, прошёл всего только год. Сейчас есть время провести      
мониторинг за 2017 год, посмотреть, как выполняются наши законы, как работают   
внесённые изменения, а потом обсудить вместе с нашими коллегами из всех         
фракций, сегодня многие выступали, и у каждого есть разночтения и разные        
предложения по указанному законопроекту.                                        
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает сейчас отклонить законопроект, считает его   
нецелесообразным, так как вступившая в силу всего только в январе 2017 года     
норма трудового законодательства уже устанавливает регуляторы заработной        
платы, одним из элементов которой является премия. Ну а кроме того, и           
правительство, и, самое главное, стороны Российской трёхсторонней комиссии, и   
профсоюзы работодателей не поддерживают, комитеты Совета Федерации по           
экономической политике, по социальным вопросам также не поддерживают данный     
законопроект. Предлагаем отклонить его и дальше работать в этом направлении     
со всеми фракциями.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, ну, что касается данного конкретного          
законопроекта, понятно, что он родился в спешке и родился, видимо, как          
реакция на те огромные премии, которые прежний руководитель "Почты России"      
сам себе выписал, в принципе не видя в этом ничего зазорного, как он в своём    
интервью потом говорил.                                                         
                                                                                
О чём это говорит? Это говорит о том, что проблема действительно существует,    
несмотря на принятый нами в позапрошлом году закон, вводящий ограничения для    
ряда предприятий. Я обращаю ваше особое внимание: не для всех, имеющих          
государственное участие, или государственное касание, а для ряда предприятий    
- это конкретно государственные унитарные предприятия, государственные          
учреждения, о госкорпорациях речь не идёт.                                      
                                                                                
Я опять же напомню вам, что несколько месяцев назад Государственная Дума        
отклонила законопроект, предлагавший подобное регулирование в части             
ограничения заработных плат топ-менеджеров в наших государственных компаниях.   
Когда нам говорят, что "Роснефть" или "Газпром" - это и так государственные     
предприятия и нечего вам, уважаемые коммунисты, или представители КПРФ,         
говорить про национализацию, говорить про некое распределение доли доходов,     
мы можем сказать, что сегодня это формально государственные, или                
квазигосударственные, компании, потому что, по сути, какому-либо эффективному   
государственному регулированию они не подлежат по ряду причин.                  
                                                                                
Прежде всего - доходы топ-менеджеров. Ни для кого не секрет, что люди           
получают по миллиону, по два, по три миллиона в день, - в день! И сегодня       
нельзя не реагировать на это, не идти навстречу пожеланиям и требованиям        
наших избирателей - я думаю, вы с ними общаетесь. Когда они эти цифры видят и   
проецируют на своё небогатое существование, на свои так называемые средние      
заработные платы, у них возникает вопрос: почему "Газпром" - национальное       
благосостояние, а живёт за счёт него, получает доход за счёт него               
ограниченный круг лиц, зачастую приближённые к Правительству Российской         
Федерации либо к определённым бизнес-структурам, так или иначе связанным? Вот   
с этого и начинается та самая коррупция, с которой нам надо бороться! Почему    
так происходит, что за счёт государства, за счёт государственного источника,    
за счёт природных ресурсов жирует узкая группа, причём жирует, даже не          
обращая внимания на коммерческие успехи? Я напомню вам результаты 2016 года:    
и "Роснефть", и "Газпром" показали ухудшение своих экономических показателей,   
а премии они себе увеличили, своему топ-менеджменту, своему руководству.        
Почему?! И мы в этом контроле опять не участвуем - ни законодательством, ни     
как-либо ещё. Так что абсолютно нормально поставлен вопрос.                     
                                                                                
Группа, которая сегодня выпадает из-под действия ограничений, - это             
госкорпорации, это ОАО, в которых доля государственного участия превышает 50    
процентов. Безусловно, это должно быть поставлено под строгий контроль,         
потому что в этом зале говорить о справедливости, говорить о честности,         
наблюдая годами эти вопиющие цифры, нельзя, категорически нельзя!               
                                                                                
Что касается подхода самого законопроекта. Фракция КПРФ поддержит тот подход,   
немножечко корявый, который предложили депутаты фракции ЛДПР, хотя надо         
говорить, безусловно, не о премиях, надо говорить в целом о заработных          
платах, потому что сегодня - премии, а завтра это назовут по-другому...         
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, выступление от фракции.                   
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. ...назовут это стимулирующими выплатами, назовут это выплатами   
в честь какого-нибудь очередного события, и тогда, получается, нет премии,      
нет вознаграждения как такового, а соответственно, нет и действия закона.       
Нормальный подход в принципе предложен: заработная плата в течение года не      
должна превышать соответствующих норм, соответствующих цифр ещё раз говорю, -   
данные на сегодня имеются.                                                      
                                                                                
Что касается исключений, про которые говорил содокладчик и которые              
предусмотрены в законодательстве, - да, они должны быть, они должны быть        
объективными, они должны основываться на результатах труда тех или иных         
руководителей. Просто приписывать один к восьми, или один к десяти, или один    
к двадцати только потому, что человек занимает руководящую должность и не       
всегда соответствует, скажем так, требованиям, которые предъявляются к этой     
должности, - это совершенно неправильно. И эффективные контракты надо было      
внедрять прежде всего в отношении руководителей предприятий, руководителей      
учреждений, а потом уже в отношении простых работников. Руководители должны     
отчитываться о результатах деятельности вверенной им организации. А сейчас      
это как получается? Я просто исходя из своего врачебного опыта говорю: если     
врач в истории болезни неправильно написал слово или эксперт не смог его        
прочитать, значит, неправильно оформлена документация - минус тысяча рублей.    
Ну и также по другим замечаниям, мягко говоря, такого же рода и предложениям.   
А главный врач или руководитель в итоге за всё это не отвечает.                 
                                                                                
Фракция КПРФ настаивает на том, что ограничения должны быть введены для всех    
организаций, имеющих государственное участие, в той или иной мере               
контролируемых государством, особенно для тех организаций, которые связаны с    
нашими природными ресурсами, потому что те перерасходы, те колоссальные         
премии, те зарплаты, которые сегодня имеют место быть в нашей стране, - это     
позор! Наши избиратели нам не простят, если мы не наведём порядок.              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Докладчик?                             
                                                                                
Нилову включите микрофон.                                                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Я благодарю всех за конструктивную дискуссию, за содержательную     
дискуссию, за исключением, конечно, слов "корявый механизм", всё остальное      
воспринимается со словами благодарности. Корявым называть такой механизм я бы   
не хотел, потому как формулировки оттачивались со специалистами, которые        
работают в области трудового права уже более десяти лет. Это первый момент.     
                                                                                
Второй момент. Я согласен с выступавшей депутатом Кабановой Валентиной          
Викторовной, которая сказала, что Государственная Дума в 2016 году, в 2017      
году принимала изменения в трудовое законодательство и в другие нормативные     
правовые акты, правительство вносило изменения, но одновременно с этим все мы   
видели, что, несмотря на те изменения, которые были, на те нормы, которые       
существовали, всё равно имели место случаи, подобные тому, который              
взбудоражил всю Россию, я имею в виду баснословную премию руководителя "Почты   
России". Поэтому вывод сам напрашивается: значит, что-то не урегулировано,      
значит, чего-то не хватает.                                                     
                                                                                
Что касается замечаний депутата Гартунга, можно согласиться с тем, что ко       
второму чтению какие-то формулировки можно было бы и уточнить (например,        
указать на ежегодные премии, на полугодовые премии), но даже и в таком виде     
формулировка лучше, чем то, что было раньше. Говорилось относительно            
госкорпораций, ограничений для них - вы, видимо, имели в виду не механизм,      
предлагаемый в законопроекте, потому что в законопроекте речь идёт о            
государственных корпорациях, а, видимо, то, как сегодня эта сфера               
регулируется.                                                                   
                                                                                
Ну и относительно замечаний о иных поощрительных выплатах. У нас в              
законопроекте также есть ссылка, что "размер премий и иных поощрительных        
выплат руководителям..." - далее по тексту.                                     
                                                                                
Мы, конечно, готовы в случае поддержки при подготовке ко второму чтению         
регулировать, оттачивать формулировки, менять их, но, мы считаем, такие         
случаи, как мы наблюдали с руководителем "Почты России", недопустимы. Это       
вызов всему российскому обществу, когда с улыбкой на лице, со ссылкой на        
сомнительные нормативные правовые акты правительства, которые давно уже никто   
в глаза не видел, не читал и даже не мог сразу же вспомнить, есть ли они,       
вообще, или нет...                                                              
                                                                                
Я от имени фракции ЛДПР ещё раз прошу всех депутатов поддержать законопроект,   
ко второму чтению необходимо дорабатывать, пусть не спеша, пусть анализируя     
практику правоприменения за 2017 год, но дорабатывать, а не отказываться        
сразу, говоря, что у нас и так всё нормально, - у нас ничего не нормально!      
Действительно, людей постоянно возмущает информация, что тот или иной           
топ-менеджер получает огромные деньги ежедневно, что тот или иной               
руководитель госкорпорации или ГУПа, или МУПа выписал себе премию непонятно     
на каком основании. Конечно, всё это порождает определённую социальную          
напряжённость, и наша общая задача, мы считаем, этого всего не допускать, а     
градус напряжённости снижать.                                                   
                                                                                
Я от имени фракции ЛДПР ещё раз прошу поддержать.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содокладчик будет выступать?                                                    
                                                                                
Включите микрофон Вострецову.                                                   
                                                                                
ВОСТРЕЦОВ С. А. Не могу согласиться с Андреем Валерьевичем, что все и так       
знают, - неправда, никто не знает, только с 15 мая 2018 года все узнают,        
потому что эта информация в обязательном порядке будет выкладываться в          
Интернете. Это во-первых.                                                       
                                                                                
Во-вторых, только с 2016 года введена привязка премий к эффективности           
управления, то есть не могу не согласиться с Алексеем Владимировичем            
Куринным, более того, уверен, что Правительство Российской Федерации больше     
не допустит, чтобы неэффективные организации и руководители этих организаций    
выписывали себе баснословные премии, если же они будут выписывать, то они       
либо будут уволены, либо понесут ответственность.                               
                                                                                
Согласен с Шеиным Олегом Васильевичем, что премия не должна входить в           
зарплату, сегодня это не премия, это удавка. Объединение профсоюзов России      
СОЦПРОФ также считает, что оклад не должен составлять... вернее, оклад должен   
составлять не менее 80 процентов. Поэтому ещё раз предлагаю при комитете        
создать рабочую группу. Зарплата регулируется в том числе и коллективным        
договором, а это сегодня необязательный документ, более того, почти 70          
процентов предприятий и организаций не имеют своих профсоюзных организаций -    
тогда с кем заключать этот коллективный договор? Есть ещё регуляторы            
формирования заработной платы, это в том числе отраслевые соглашения, и вот     
только вчера встречался с профсоюзом докеров: профсоюз есть, а стороны          
работодателя нет - с кем заключать это отраслевое соглашение?                   
                                                                                
Вопросов очень много, я ещё раз говорю, вопрос очень серьёзный, и вопросы       
будут возникать, поэтому, чтобы впредь такие вопросы не возникали, давайте      
создадим рабочую группу, включающую представителей всех фракций. Мы ведь        
решили вопрос с МРОТ - уверен, мы решим вопрос и с повышением окладной части.   
                                                                                
Комитет предлагает отклонить законопроект.                                      
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 145 Трудового кодекса Российской Федерации".                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 37 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за               94 чел.20,9 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     98 чел.                                          
Не голосовало                 352 чел.78,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.