Заседание № 43

31.07.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 51783-4 "О внесении изменения в статью 60 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (о порядке поступления доходов от продажи и передачи в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности, предназначенных для целей жилищного строительства).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 989 по 1003 из 5583
Пункт 10, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 60       
Бюджетного кодекса Российской Федерации". Доклад заместителя председателя       
Комитета по бюджету и налогам Надежды Сергеевны Максимовой. Пожалуйста.         
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Закон был проработан в двух    
чтениях. Замечаний правового характера к третьему чтению не поступило.          
Просьба этот законопроект принять в третьем чтении. Спасибо.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы или замечания по данному законопроекту?   
Нет.                                                                            
                                                                                
Спасибо, Надежда Сергеевна. Присаживайтесь.                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1152 по 1168 из 5583
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 60 Бюджетного кодекса Российской Федерации", пункт 10 порядка работы.    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 38 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              405 чел.90,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    405 чел.                                          
Не голосовало                  45 чел.10,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 42

10.07.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 51783-4 "О внесении изменения в статью 60 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (о порядке поступления доходов от продажи и передачи в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности, предназначенных для целей жилищного строительства).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3468 по 3523 из 5979
Пункт 20, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 60          
Бюджетного кодекса Российской Федерации". Доклад заместителя председателя       
Комитета по бюджету и налогам Надежды Сергеевны Максимовой. Пожалуйста,         
Надежда Сергеевна.                                                              
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию             
представляется для рассмотрения во втором чтении законопроект "О внесении       
изменения в статью 60 Бюджетного кодекса...".                                   
                                                                                
Коротко напомню, что статья 60 Бюджетного кодекса в действующей редакции        
регулирует формирование доходов местных бюджетов, и авторы законопроекта        
предлагают внести пункт 4 в эту статью, дополнить доходы местных бюджетов       
поступлениями от продажи и сдачи в аренду земельных участков, которые           
находятся в государственной собственности, расположены в границах               
муниципальных образований и предлагаются для жилищной застройки, жилищного      
строительства. Указанные доходы предлагается направлять в полном объеме, сто    
процентов, в доходы местных бюджетов до разграничения государственной           
собственности, после разграничения - соответственно по принадлежности по        
собственности.                                                                  
                                                                                
Должна сказать, что на сегодня суммы по 2003 году, которые поступают от         
продажи и сдачи в аренду вот этих земельных участков, очень невелики. Они       
составляют порядка 1,5 миллиарда рублей на всех уровнях бюджетов:               
федерального, субъектного и местного. При этом в соответствии с действующим     
законодательством практически каждый год меняется распределение этих доходов    
между уровнями бюджетов и устанавливаются они законами о федеральном бюджете    
на соответствующий год, что противоречит логике выстраиваемых взаимоотношений   
налогового и бюджетного законодательства.                                       
                                                                                
При доработке ко второму чтению авторами были учтены все замечания, которые     
были внесены при рассмотрении законопроекта в первом чтении, к                  
представленному на ваше рассмотрение тексту поправок не поступило.              
                                                                                
Правовое управление также не имеет замечаний правового, юридико-технического    
и лингвостилистического характера. Комитет по бюджету и налогам рекомендует     
Государственной Думе принять законопроект во втором чтении.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы согласиться с мнением           
комитета и принять законопроект во втором чтении? Прошу проголосовать.          
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              400 чел.88,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    400 чел.                                          
Не голосовало                  50 чел.11,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 34

10.06.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 51783-4 "О внесении изменения в статью 60 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (о порядке поступления доходов от продажи и передачи в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности, предназначенных для целей жилищного строительства).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4474 по 4630 из 5813
Пункт 23, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 60       
Бюджетного кодекса Российской Федерации". Пожалуйста, Юрий Викторович.          
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ Ю. В. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект           
федерального закона "О внесении изменения в статью 60 Бюджетного кодекса        
Российской Федерации". Указанным законопроектом предлагается дополнить статью   
60 "Формирование доходов местных бюджетов" Бюджетного кодекса Российской        
Федерации новым, четвертым, пунктом о зачислении в местный бюджет в полном      
объеме доходов от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной     
собственности земельных участков, расположенных в границах муниципальных        
образований, предназначенных для целей жилищного строительства, до              
разграничения государственной собственности на землю. В рассматриваемом         
законопроекте предлагается установить порядок зачисления в местный бюджет       
доходов от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной            
собственности земельных участков, который не согласуется с законопроектом "О    
внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в       
части регулирования межбюджетных отношений", внесенным Правительством           
Российской Федерации и принятым в первом чтении. В связи с этим комитет         
считает целесообразным при подготовке к рассмотрению во втором чтении           
указанных законопроектов согласовать их редакции.                               
                                                                                
Поддерживая в целом идею создания финансовых условий для стимулирования         
строительства доступного жилья на территориях органов местного                  
самоуправления, комитет предлагает принять законопроект в первом чтении с       
учетом высказанных замечаний. Этот законопроект тоже являлся предметом бурных   
споров на заседании комитета, но все-таки мы приняли решение рекомендовать      
депутатам принять его в первом чтении.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы по данному законопроекту? Нет вопросов. Есть ли желающие       
выступить? Пожалуйста, Задорнов Михаил Михайлович.                              
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Здесь есть      
регламентное возражение. Его, собственно, Юрий Викторович обозначил. Дело в     
том, что это поправка к Бюджетному кодексу, а мы в ноябре в первом чтении уже   
приняли набор поправок, и, строго говоря, это одно из тех предложений,          
которое должно быть рассмотрено как поправка. И мы авторов просим все-таки      
оформить это, наверное, как поправку к Бюджетному кодексу через тот             
законопроект. По содержанию два момента я хотел бы отметить. Конечно, к         
вопросу доступного или недоступного жилья эта поправка не имеет никакого        
отношения, она касается порядка распределения доходов от продажи земли до       
разграничения собственности на землю между федеральным бюджетом, региональным   
бюджетом и местным.                                                             
                                                                                
Почему опасно принятие такой поправки, с моей точки зрения? Дело в том, что     
сейчас средства до разграничения прав собственности на землю распределяются     
между тремя уровнями, а этой поправкой всё предлагается в муниципальный         
бюджет направить. Что это значит? Ну, например, возьмем любую область, где,     
не дай бог, существует конфликт между муниципалитетом и губернатором, что мы    
часто наблюдаем. Фактически, вводя такую норму, мы создаем проблемы с точки     
зрения разграничения прав собственности. Одна из сторон будет не                
заинтересована в том, чтобы сделать разграничение.                              
                                                                                
Поэтому и с регламентной, и с одержательной точек зрения, мне кажется, это      
предложение находится вне рамок идеи, которую мы сегодня рассматриваем весь     
день. А предложение мое - рассматривать это, конечно, как поправку к            
Бюджетному кодексу во втором чтении законопроекта.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Логинов Андрей Викторович.                                          
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Безусловно,     
данный законопроект по сути своей является мерой стимулирующего характера,      
которая действительно позволит те земли, которые находятся в государственной    
собственности в границах муниципальных образований, целевым порядком            
передавать для жилищного строительства. И подобного рода решения о              
перераспределении доходов от продажи и передачи этих земельных участков,        
конечно же, будут стимулировать муниципальные образования предоставлять под     
жилищное строительство удобные участки, а не земли пустырей, окраин и так       
далее. Всё это, безусловно, идет в полном контексте, в струе со всем            
комплексом идей и предложений, которые обсуждаются сегодня палатой и вытекают   
из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской    
Федерации 2004 года. Мы согласны, что существует определенная                   
противоречивость в общих концептуальных подходах правительства к межбюджетным   
отношениям в связи с данными предложениями. Но я еще раз подчеркиваю их         
стимулирующий характер, и, таким образом, эту меру можно рассматривать как      
меру, которая должна в первую очередь проявиться в правоприменительной          
практике, а дальнейшую ее судьбу мы можем уже решать спустя некоторое время,    
когда получим первые результаты от принятого сегодня пакета.                    
                                                                                
Что касается регламентных замечаний, прозвучавших в выступлении Михаила         
Михайловича Задорнова, я все-таки считаю, что здесь никаких серьезных           
противоречий быть не может и, принимая сейчас эту поправку, мы просто в         
дальнейшей работе, дорабатывая законопроект "О внесении изменений и             
дополнений в Бюджетной кодекс Российской Федерации в части регулирования        
межбюджетных отношений", который действительно был 18 ноября прошлого года      
принят, ко второму чтению просто учтем позицию, изложенную сегодня и            
поддержанную концептуально.                                                     
                                                                                
Правительство, повторяю, при направлении своего заключения, конечно же,         
руководствовалось вот этими формальными соображениями, но общий характер        
пакета и необходимость исполнения задач, поставленных в Послании президента,    
требуют, чтобы мы поддержали сейчас законопроект в первом чтении.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Боос Георгий Валентинович.                                          
                                                                                
БООС Г. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Полностью           
присоединяюсь к тому, что сказал Андрей Викторович Логинов. Я бы хотел          
пояснить проблематику данного вопроса.                                          
                                                                                
Сегодня существуют земельные участки в поселениях, в городах, которые не        
разграничены пока по собственности. И при этом эти земельные участки сегодня    
все равно отводятся и их продажа происходит, и только половина оплаты           
стоимости такого земельного участка по нормам должна зачисляться в бюджет       
муниципалитета. При этом продажи как таковой вообще не происходит, а            
происходит следующая процедура. Муниципалитет предоставляет кому-то право       
застройки такого участка по какой-то очень небольшой стоимости, которая         
делится пополам. Остальная же часть берется натуральным продуктом в виде        
жилья. И в результате продажа все равно происходит, и все равно фактически      
эти средства в виде жилья зачисляются в муниципалитет, а это жилье идет на      
то, чтобы решать проблему очередников района, города, поселения. То есть всё    
равно эти средства в итоге зачисляются в муниципальный бюджет, только это мы    
левое ухо правой рукой еще и через коленку чешем. Вот каким образом это         
происходит. Это первое, почему необходимо эту проблему решить.                  
                                                                                
Второе. Мы переходим на прозрачные процедуры, конкурсные процедуры продажи      
земельных участков, когда уже по строго установленному порядку муниципалитет    
будет отдавать эти земельные участки и не сможет их держать. Надо               
стимулировать муниципалитет идти на такие процедуры, не заставлять его сидеть   
на этих землях, не выставляя их на конкурс. Все-таки, конечно, некоторые        
инструменты по сдерживанию выставления на конкурс таких новых земельных         
участков у бюрократов сохраняются. Так вот, чтобы этого не было, необходимо,    
конечно же, стимулировать муниципалитет получением дополнительных доходов в     
его бюджет. Именно поэтому родилась такая норма, которая вот в этом             
законопроекте изложена. Это что касается существа вопроса.                      
                                                                                
Что же касается Регламента, то эта норма - изменение в действующий ныне         
Бюджетный кодекс, в действующую сегодня редакцию Бюджетного кодекса.            
Естественно, как сказал Андрей Викторович, придется просто учитывать            
концептуальное наше решение, когда мы будем готовить ноябрьский законопроект    
ко второму чтению, учитывать сегодня принятое решение. Если оно будет           
положительным, значит, соответственно надо будет сохранить статью 60 там, в     
Бюджетном кодексе, и ее в том законопроекте согласовать с данным                
законопроектом. Вот и вся проблема. Спасибо.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, надо нам определиться        
голосованием по проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 60   
Бюджетного кодекса Российской Федерации". Первое чтение.                        
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 26 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              342 чел.76,0%                                     
Проголосовало против            4 чел.0,9%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    346 чел.                                          
Не голосовало                 104 чел.23,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.