Заседание № 261

15.01.2025
Вопрос:

О проекте федерального закона № 517404-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации" (в части применения стандартов организаций, в том числе технических условий, при обращении продукции).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1783 по 2435 из 4561
Переходим к 3-му вопросу. О проекте федерального закона...                      
                                                                                
А вот если бы не задали вопрос? Мы всё-таки плечо подставили фракции ЛДПР,      
плечом к плечу работаем. А если бы промолчали, потом тень на кого легла бы?     
Вот так.                                                                        
                                                                                
3-й вопрос нашей повестки, о проекте федерального закона "О внесении            
изменений в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации". С      
докладом выступит Надежда Васильевна Школкина.                                  
                                                                                
Пожалуйста, Надежда Васильевна.                                                 
                                                                                
ШКОЛКИНА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предложенный вашему           
вниманию законопроект, который уже назвал Вячеслав Викторович, разработан по    
инициативе депутатов Государственной Думы и направлен прежде всего на защиту    
интересов прав наших граждан, на повышение качества продукции, на создание      
равных, конкурентных условий для всех производителей и участников рынка, а      
также на повышение роли национальной системы стандартизации в целом.            
                                                                                
Представляете, коллеги, я так долго ждала этот законопроект, что вышла на эту   
трибуну и разволновалась. Видимо, всё-таки наши законопроекты со временем       
становятся нашими детьми, за которых мы переживаем, и иногда даже, честно       
говоря, проходит срок больше девяти месяцев. Вот и сегодня я разволновалась.    
                                                                                
И надо сказать, что, принимая данный законопроект, мы с вами продолжаем         
работу по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав потребителей   
через повышение качества услуг и выпускаемой продукции.                         
                                                                                
Коллеги, вот, чтобы лучше понять суть данного законопроекта, я предлагаю вам    
совершить небольшой исторический экскурс, а именно в 2002 год, когда в нашей    
стране проводилась реформа технического регулирования. Как вы помните, на       
смену национальным стандартам (в простонародье - ГОСТ) пришли технические       
регламенты, в основу которых были положены исключительно показатели             
безопасности. Полагаю, что, когда принималось такое решение, наше               
правительство исходило из логики гармонизации российского законодательства с    
европейским. Положа руку на сердце, скажу, что я никогда не разделяла такой     
подход и в качестве аргументации приводила достаточно простой, но очень         
наглядный пример, а именно: я брала две буханки ржаного хлеба, произведённую    
по ГОСТу и произведённую по техническому регламенту, разрезала их на            
половинки - и вот в той буханке, которая была произведена по ГОСТу,             
сердцевина оставалась целостной, но при этом мягкой и плотной, а в той          
буханке, которая была произведена по техническому регламенту, сердцевина        
фактически крошилась и вываливалась. С точки зрения безопасности обе буханки    
безопасные, а вот с точки зрения качества, как вы понимаете, к одной из них     
точно есть вопросы.                                                             
                                                                                
Мне, к слову, недавно повезло: в рамках последней региональной недели я         
посетила тульское предприятие, которое - вы представляете? - до сих пор         
производит хлеб по тем самым ГОСТам, где в основе суточная закваска, а из       
ингредиентов только ржаная мука, поваренная соль и дрожжи. Но к сожалению, вы   
же понимаете, такому производителю сегодня очень сложно выжить, потому что      
его продукция зачастую становится неконкурентоспособной из-за                   
недобросовестной конкуренции на этом рынке. И это касается не только этой       
отрасли, к сожалению, такая тенденция прослеживается практически во всех        
отраслях и по всем видам продукции: недобросовестные производители, я           
подчёркиваю, недобросовестные производители в погоне за прибылью забывают о     
своих потребителях и зачастую выпускают некачественную продукцию или            
ненадлежащего качества продукцию. И к сожалению, это в большей степени          
относится к продукции, которая сегодня производится в соответствии со           
стандартами организации или техническими условиями, о содержании которых        
зачастую знает только сам производитель.                                        
                                                                                
Что я хочу вам сказать? Вот о продукции, произведённой по ГОСТу, о содержании   
такой продукции мы с вами знаем, ГОСТ является публичным документом, а вот о    
содержании продукции, произведённой в соответствии со стандартом организации    
или с техническими условиями, мы фактически ничего не знаем, а такой            
продукции, как вы понимаете, с каждым годом на нашем рынке становится всё       
больше.                                                                         
                                                                                
Таким образом, данным законопроектом мы предлагаем создать равные условия для   
всех производителей - участников рынка независимо от того, по каким             
стандартам их продукция производится. В случае публичного заявления             
производителя о выпуске продукции в соответствии с тем или иным стандартом      
такой стандарт должен быть зарегистрирован в Федеральном информационном фонде   
стандартов, содержащем информацию обо всех стандартах, действующих на           
территории Российской Федерации. Регистрация будет производиться добровольно    
на основании заявления самого держателя стандарта или технических условий, но   
после проведения экспертизы, которая как раз таки и будет подтверждать          
соответствие данного стандарта требованиям технического регламента или          
национальному стандарту, если таковой имеется. Соответственно, экспертизу       
могут проводить именно по выбору самого производителя технические комитеты,     
федеральные, научные, отраслевые организации или центры метрологии и            
стандартизации.                                                                 
                                                                                
По просьбе предпринимательского сообщества мы расширим перечень организаций     
ко второму чтению. И к слову, сведения о стандарте при внесении в фонд          
стандартов будут бесплатными - это я сразу же опережаю все вопросы, которые     
могут возникнуть.                                                               
                                                                                
Таким образом, коллеги, принимая данный законопроект, мы с вами не только       
улучшаем качество продукции, в том числе произведённой в соответствии со        
стандартом или техническими условиями, делая их более прозрачными и             
доступными, но и повышаем доверие потребителей к такой продукции и создаём      
равные, конкурентные условия для всех участников рынка. Но, коллеги, мы с       
вами решаем ещё одну задачу: мы с вами создаём единый государственный фонд      
стандартов и их правообладателей, который на самом деле в современных           
условиях является хорошим подспорьем для самих же производителей как при        
создании нового производства, так и в поисках необходимого поставщика или       
необходимой детали, в том числе в связи с санкциями.                            
                                                                                
Коллеги, данный законопроект - это всего лишь небольшая ступенька на пути       
совершенствования вообще института национальной системы стандартизации,         
которая, на мой взгляд, сегодня незаслуженно отодвинута на второй план, хотя    
на самом деле именно национальные стандарты и могут служить тем самым           
эффективным, ещё одним эффективным инструментом защиты как наших                
отечественных производителей, так и рынка в целом от некачественной продукции   
и от недобросовестных конкурентов. Ну и конечно же, мы защищаем наших           
потребителей, а значит, наших граждан от фальсифицированной и некачественной    
продукции. К слову сказать, вот даже этот самый фонд позволит нашим розничным   
сетям уже на входе пресечь попадание на прилавок фальсифицированной и           
некачественной продукции, ведь сейчас, к сожалению, нередки случаи, когда на    
полке стоит продукция, на которой указаны технические условия, а их даже в      
природе не существует.                                                          
                                                                                
Правительство, коллеги, не с первого, правда, раза, но поддержало данный        
законопроект при условии учёта замечаний ко второму чтению, за что              
искреннее... (Микрофон отключён.)                                               
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 30 секунд добавьте.                                       
                                                                                
ШКОЛКИНА Н. В. ...и огромное спасибо лично первому заместителю председателя     
правительства Мантурову Денису Валентиновичу, министру промышленности и         
торговли Алиханову Антону Андреевичу. И конечно же, я благодарю руководителя    
Росстандарта, который сегодня вместе со мной присутствует на заседании, готов   
ответить на все вопросы, если они будут. И также, конечно, я благодарю          
профильный комитет, который единогласно поддержал наш законопроект, и я         
надеюсь, что мы его оперативно примем в эту сессию.                             
                                                                                
Короче, коллеги, закон хороший, его надо принимать, потому что, как я           
говорила... (Микрофон отключён.)                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Васильевна, присаживайтесь.              
                                                                                
С содокладом выступает Алексей Валерианович Канаев.                             
                                                                                
КАНАЕВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Суть законопроекта подробно         
изложена докладчиком. Комитет по промышленности и торговле принятие данного     
законопроекта в первом чтении концептуально поддерживает, но с учётом           
дальнейшей доработки. Конечно, проведение экспертизы, регистрация стандартов    
организаций, техусловий в Федеральном информационном фонде стандартов со        
свободным доступом направлены на повышение качества и безопасности продукции,   
создание равных условий для участников рынка. Вместе с тем, оценивая            
реализацию данного замысла, комитет отмечает несколько важных моментов,         
которые предстоит урегулировать в рамках дальнейшей работы над законопроектом   
в случае принятия его сегодня в первом чтении. Остановлюсь на наиболее          
важных.                                                                         
                                                                                
Первое. С учётом того что экспертиза СТО и ТУ становится фактически             
обязательной, вызывает опасения риск создания ситуации, когда эксперты не       
смогут справиться с существенно возросшим объёмом документов. Ну, например,     
предприятиями только одной отрасли - пищевой промышленности внесено в банк      
данных "Продукция России" 70 тысяч единиц только техусловий в актуальном        
состоянии, и все они обновляются постоянно, актуализируются. То есть в целом    
по производственной сфере счёт идёт на сотни тысяч, может быть, даже на         
миллионы единиц документации.                                                   
                                                                                
Второе. Комитет обращает внимание, что отдельно необходимо рассмотреть вопрос   
о рисках раскрытия коммерческой тайны и нарушения правовой защиты               
интеллектуальной собственности, а также о рисках временных и финансовых         
затрат, связанных с необходимостью проведения экспертиз. Нельзя допустить       
замедление и усложнение выпуска продукции, а также удорожание готовой           
продукции, сужение ассортимента.                                                
                                                                                
Третье. В данный момент законопроект не предполагает требования о проведении    
экспертизы стандартов организаций и техусловий для продукции, которая           
произведена на территории Евразийского экономического союза или импортируется   
из других стран. Это создаёт изначально потенциально неравнозначные,            
дискриминирующие российские предприятия условия конкуренции, ведь наш           
производитель будет обязан эти экспертизы проходить. То есть необходимо         
распространять действие закона и на ввозимую продукцию тоже.                    
                                                                                
Четвёртое. В случае принятия закона необходимо предусмотреть переходный         
период в отношении продукции, которая была выпущена до введения                 
дополнительных требований.                                                      
                                                                                
Однако, учитывая, что эти и другие вопросы можно отработать в рамках            
подготовки ко второму чтению - об этом мы говорили при обсуждении               
законопроекта в рамках комитета, - Комитет по промышленности и торговле         
считает возможным принять законопроект в первом чтении. Прошу это предложение   
сегодня поддержать.                                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валерианович.                            
                                                                                
Вопросы есть? Есть.                                                             
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Надежда Васильевна, вы как будете отвечать на вопросы? Там ваша карточка        
стоит или нет?                                                                  
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич.                                                    
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                      
                                                                                
Всё-таки хотелось бы, чтобы вы уточнили. Законопроект не только вводит          
обязанность прохождения этой экспертизы, но и изменяет сам порядок,             
предполагает изменение порядка. Порядок проведения экспертизы на сегодняшний    
день существует - предлагается его устранить и принять некий новый. Можно       
разъяснить, в чём здесь новизна? И не приведёт ли это просто к дополнительным   
бюрократическим каким-то оковам для производителя, к тому, что его в какие-то   
новые условия заведут, где он должен будет разным субъектам заплатить не по     
разу и так далее и пройти какой-то очередной круг?                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежде Васильевне Школкиной включите микрофон.           
                                                                                
Надежда Васильевна, вы можете адресовать эти вопросы Шалаеву Антону             
Павловичу. Вы анонсировали, что он здесь присутствует.                          
                                                                                
ШКОЛКИНА Н. В. Да, Антон Павлович присутствует, он более подробно расскажет,    
а я просто опережу и скажу, что на самом деле порядок весь сохраняется          
полностью, в том же объёме, в каком сейчас существует, мы ничего в этом плане   
не меняем. И это пожелание в том числе Правительства Российской Федерации.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ответ полный.                                    
                                                                                
Бессонов Евгений Иванович, пожалуйста.                                          
                                                                                
БЕССОНОВ Е. И. Надежда Васильевна, в своё время государственные стандарты       
были введены для того, чтобы на прилавках была качественная продукция. Вы       
говорите, что якобы для удобства взаимодействия с внешним миром технические     
регламенты у нас были введены, но на самом деле результатом этого явилась       
некачественная продукция на прилавках наших магазинов. Не правильно ли          
вернуться опять к государственным стандартам и чёткому регулированию            
государственными органами стандартов продукции? И дальше необходим контроль     
за качеством, потому что даже та продукция, которая находится на прилавках,     
не соответствует тем техническим регламентам, которые прописаны.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежде Васильевне Школкиной включите микрофон.           
                                                                                
ШКОЛКИНА Н. В. Евгений Иванович, на сто процентов разделяю вашу позицию и       
считаю, что на сегодняшний день национальные стандарты должны быть возрождены   
как институт, и об этом я уже говорила. Более того, считаю, что нам нужно       
вернуть контроль, в частности контроль за обращением продукции, где,            
собственно говоря, как раз таки и существуют эти проблемы.                      
                                                                                
Я ещё раз говорю, мы находимся только в начале пути, путь у нас большой и мы    
обязательно должны вместе с вами его пройти. По крайней мере я готова           
возглавить такую рабочую группу и пойти вместе с вами.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мархаев Вячеслав Михайлович.                                                    
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемая Надежда Васильевна, в России зарегистрировано более 2,5 миллиона      
производственных предприятий. Представьте, что каждое из них решило публично    
заявить о соответствии своей продукции стандарту организации, в том числе       
техническим условиям. Приемлема ли, по вашему мнению, такая ситуация в рамках   
законопроекта в условиях настоящего рынка в стране?                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Школкиной включите микрофон.                     
                                                                                
ШКОЛКИНА Н. В. Иван Иванович, я всё-таки предлагаю тогда, наверное, Антону      
Павловичу дать слово, а то он, получается, как бы... Я думаю, что он более      
подробно и более чётко расскажет.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Антон Павлович, пожалуйста.                               
                                                                                
Так и поступайте: если вы считаете, что должен Антон Павлович отвечать, вы      
адресуйте.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста, Антон Павлович.                                                     
                                                                                
ШАЛАЕВ А. П., руководитель Федерального агентства по техническому               
регулированию и метрологии.                                                     
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Начну, может быть, с конца. Профильные          
ведомства, и Минпромторг, и Росстандарт, полностью поддерживают данную          
инициативу, находят её абсолютно своевременной. В отношении вопроса, который    
был задан, - но ведь в технических условиях как в виде документа ничего         
нового нет, просто у нас происходит некоторая подмена понятий. Технические      
условия существовали и в конце 60-х - начале 70-х годов как вид документа по    
стандартизации, когда государственная система стандартизации Советского Союза   
была абсолютным мировым лидером - абсолютным мировым лидером, - и там было      
прописано, что технические условия разрабатываются изготовителем тогда, когда   
ему необходимо к действующему ГОСТу ввести дополнительные или повышенные        
требования. То есть продукция по техническим условиям - это изначально должна   
быть продукция по ГОСТу с дополнительными требованиями производителя. Сейчас    
это же прописано в нормативных актах, но не отражено в законодательстве. К      
сожалению, многие недобросовестные производители используют вот этот пробел в   
законодательстве, для того чтобы, производя по техническим условиям,            
производить, по сути дела, неконтролируемую продукцию. Данный законопроект,     
на наш взгляд, эту историю решает благодаря введению механизма регистрации      
сведений о технических условиях в едином информационном фонде стандартов,       
который существует.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Правильно ли я понимаю, что теперь разработка технических         
условий и их использование в производстве делают обязательными их регистрацию   
и проверку на соответствие в лабораториях? Вот этот вопрос очень важный.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Антон Павлович, наверное, вам вопрос.         
                                                                                
ШАЛАЕВ А. П. Спасибо большое за вопрос. В части оценки соответствия абсолютно   
не меняется механизм, который существует, то есть в части обязательной          
сертификации, добровольной сертификации всё остаётся в рамках ровно того        
права, которое есть. В части регистрации технических условий - да. В случае     
публичного заявления производителя о том, что он производит по техническим      
условиям, регистрация сведений о технических условиях становится                
обязательной. Но что это означает? Регистрирует сведения о технических          
условиях сам производитель в едином фонде стандартов, мы хотим это ввести, и    
уже в принципе разработан соответствующий функционал, через портал госуслуг.    
Но, регистрируя, он берёт на себя ответственность за выполнение той самой       
нормы, что разработанные им технические условия содержат требования не ниже     
содержащихся в аналогичных национальных (государственных) стандартах.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
У меня к руководителю Росстандарта и представителю комитета вопрос.             
                                                                                
Вы, наверное, помните, что в 2006 году вместо закона о стандартизации           
протащили во время отпуска Фрадкова закон о техническом регулировании,          
который в принципе стандартизацию отменил. В 1991 году, я вам напомню, 43       
комитета ИСО возглавляли советские инженеры. Не считаете ли вы правильным не    
решать вот такие точечные вопросы, а отменить закон о техрегулировании,         
который в принципе тоже не выполнен? Несмотря на выделение громадных средств,   
у нас технические регламенты... не разработано колоссальное количество,         
несмотря на освоение средств. Вот есть ли в планах вашего агентства по          
стандартизации возвращение к закону о стандартизации и возвращение              
конкурентоспособности нашей экономике?                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шалаев Антон Павлович, пожалуйста.                        
                                                                                
ШАЛАЕВ А. П. Николай Васильевич, спасибо большое за очень важный вопрос.        
                                                                                
В первую очередь благодарю и вас, и весь депутатский корпус за то, что вы       
поддержали инициативу и Федеральный закон "О стандартизации...", при наличии    
закона о техрегулировании, в 2016 году в Российской Федерации был введён. А     
ещё, что более важно, приняты изменения в закон "О стандартизации..." в 2020    
и 2021 годах, которые резко подняли статус национального стандарта Российской   
Федерации, ГОСТ Р, по сути дела, использовалась модель, которая была ранее в    
Советском Союзе.                                                                
                                                                                
Вы упомянули опыт советских стандартизаторов на международной площадке. Могу    
сейчас доложить о конкретном примере работы закона по стандартизации. На        
сегодняшний день 11 технических комитетов и подкомитетов ИСО, международной     
организации по стандартизации, вновь возглавляют российские инженеры, и в       
течение последних трёх лет, с 2022 года, 20 международных стандартов принято    
на основе российских ГОСТов, последний раз мы такого добивались только в 1989   
году.                                                                           
                                                                                
Так что закон "О стандартизации..." в той редакции, в которой он был принят в   
2020 году, работает, а мы надеемся, что те изменения, которые сейчас            
представлены коллегами-депутатами и поддержаны комитетом по промышленности,     
сделают его ещё более эффективным.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Павлович.                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Да.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Депутат Наумов, я вижу, может быть, ещё кто-то. А, вижу, Валерий Карлович.      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста, нажимайте кнопку.                         
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Скляр Геннадий Иванович, пожалуйста.                                            
                                                                                
СКЛЯР Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы на самом деле делаем первый и очень важный шаг для        
строительства в нашей стране современной, надёжной национальной системы         
контроля качества товаров. Речь идёт не только о потребительской продукции,     
сегодня очень острым является вопрос о гарантированном качестве промышленных    
продуктов, которые используются нашими предприятиями. Эта система должна        
будет работать на граждан и на промышленность нашей страны. Начинаем работу,    
и я желаю всем в ней успеха.                                                    
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, поддерживает этот законопроект.            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Иванович.                               
                                                                                
Кашин Владимир Иванович, пожалуйста.                                            
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам,   
фракция КПРФ.                                                                   
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые товарищи! Хочу также несколько слов          
сказать исходя из того заключения, которое наш комитет-соисполнитель            
подготовил по данному законопроекту.                                            
                                                                                
Ну, сразу хочу сказать, что в основном мы поддерживаем концепцию данного        
законопроекта, хотя сегодняшняя законодательная база добросовестному            
производителю позволяет работать эффективно. Вот далеко ходить за примерами     
не надо. У нас есть предприятие, которое возглавляет Иван Иванович Казанков,    
это народное предприятие, которое производит сотни видов пищевой продукции,     
вся эта продукция производится по существующим сегодня законам, используют в    
основном ГОСТы - ни одной жалобы, 900 магазинов! То есть в данном случае мы     
всё-таки должны говорить о том, что для добросовестного переработчика и         
производителя у нас сегодня, как говорится, двери открыты. Но я согласен с      
тем, что двери открыты и для недобросовестного производителя, будь то ГОСТы,    
будь то СТО, ТУ, всё равно недобросовестный производитель найдёт лазейку, и     
здесь любые законы не могут быть настоящим заслоном от этих так называемых      
производителей, но вместе с тем к этому стремиться надо. В данном случае мы     
речь ведём о том, что в предложенном законопроекте регламентация                
перерегистрации СТО, ТУ сегодня не прописана. Нам надо ко второму чтению        
прописать и объём, и нормы правовой документации, и сроки действия              
регистрации, и другие моменты, которые требуются при регистрации. Здесь же      
правильно звучало, что сегодня в пищевой промышленности на добровольной         
основе зарегистрировано более 70 тысяч соответствующих нормативных актов, ну,   
я имею в виду СТО и ТУ, более 70 тысяч.                                         
                                                                                
Вместе с тем должен сказать, что данный законопроект делает обязательной эту    
регистрацию, но опять же не прописаны многие вещи, которые в законе должны      
быть прописаны. Ну, изменился какой-то ингредиент в технологии, изменилась      
какая-то другая нормативная... (Микрофон отключён.)                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Время добавьте - выступление от фракции.                  
                                                                                
КАШИН В. И. ...и что? По новой экспертиза, снова перерегистрация? Это какие     
деньги?! Вот чтобы это вроде бы с виду доброе начало не превратилось в          
очередную стрижку наших предприятий, здесь надо провести, можно так сказать,    
государственную линию, которая поддержит истинного производителя,               
добросовестного производителя, не усугубит его положение. У нас, я должен       
сказать, в этом плане небольшой уровень рентабельности пищевых и                
перерабатывающих предприятий.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович.                               
                                                                                
Наумов Станислав Александрович.                                                 
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
НАУМОВ С. А. Уважаемые коллеги, наверное, это исторический день для             
промышленной политики нашей страны. Я полностью поддерживаю свою коллегу        
Надежду Школкину в том, что сделан необходимый первый шаг, но это только        
первый шаг, он не должен остаться единственным, и предмет регулирования         
должен быть гораздо шире и глубже. И я благодарен Антону Павловичу за то, что   
мы совпадаем в понимании того, что это должно распространяться не только на     
ностальгию по ГОСТам на творожные сырки, это должно распространяться на все     
существующие возможности нашего технологического развития. И нужно, как         
сказал первый заместитель председателя правительства Денис Валентинович         
Мантуров, смотреть те ниши, где мы сегодня активно занимаемся                   
импортозамещением, это те приоритетные сферы, где, безусловно, должна           
появиться своя интеллектуальная собственность, свои результаты                  
интеллектуальной деятельности. И я уверен в том, что это полезно именно во      
взаимоотношениях между промышленными предприятиями. Ориентируясь на новый       
реестр, на новый каталог существующих стандартов, можно будет понимать, что     
уже производится, что соответствует требованиям самой высокой                   
конкурентоспособности, а где можно скооперироваться, где можно начать           
какие-то прорывные исследования.                                                
                                                                                
Я хотел бы, чтобы ко второму чтению действительно правительство подготовило     
вместе с нами, с депутатами - членами разных комитетов, поправки, которые       
будут существенно расширять предмет регулирования, не отменяя при этом          
технических регламентов, они носят наднациональный характер, также существуют   
межгосударственные стандарты, мы это знаем, нужно сочетать.                     
                                                                                
И я поддерживаю представителя комитета по промышленности в том, что нужно       
создавать равные условия российским производителям и поставщикам из стран       
Евразийского экономического союза. Это, наверное, одна из норм, которую во      
втором чтении обязательно нужно доработать.                                     
                                                                                
Фракция ЛДПР будет голосовать за представленный законопроект.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Станислав Александрович.                         
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
Выступление от фракции.                                                         
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, честно говоря,    
я не разделяю того оптимизма, который звучит в этом зале, по поводу принятия    
этого законопроекта. Безусловно, наш потребитель вправе знать, обманывает его   
производитель или не обманывает, и какая-то экспертиза, скажем так,             
заявленных свойств товара, который он покупает, должна быть, и, конечно,        
Росстандарт должен это контролировать, но есть нюансы.                          
                                                                                
Что касается, допустим, продовольствия, здесь всё понятно, но давайте мы        
посмотрим промышленную продукцию - что здесь происходит? Этим законопроектом    
предлагается проводить экспертизу, обязательную теперь экспертизу технических   
условий предприятий, которые производят продукцию по своим техническим          
условиям. Ну, в заключении комитета по промышленности уже сказано, что это,     
вообще-то, коммерческая тайна, мало того, это даже гостайной может быть. Я      
себе не представляю, что сейчас, например, крупное предприятие, которое         
выпускает десятки тысяч видов продукции по своим техническим условиям, теперь   
обязано будет не только опубликовать эти технические условия, но ещё и пройти   
экспертизу по ним по всем. Да вы такого количества экспертов просто в стране    
не найдёте, это нереально, их просто нет! Более того, по некоторым              
технологиям вообще экспертизы нет, если это уникальные технологии. И вы это в   
обязательном порядке прописываете - коллеги, давайте мы поосторожнее с этим     
будем. Это первое.                                                              
                                                                                
Второе. Безусловно, я разделяю озабоченность авторов законопроекта по поводу    
прав потребителей машиностроительной продукции. Но смотрите, мы жесточайшие     
требования... Уже нынешние требования к производителям промышленной продукции   
внутри Российской Федерации гораздо жёстче, чем требования к импорту.           
Импортёры завозят продукцию, и им достаточно просто сделать заявление, что      
продукция соответствует каким-то своим стандартам, и их не раскрывают. Вы       
можете сами поехать и посмотреть, какие в Китае стандарты и какие требования,   
поехать за свой счёт, на свой страх и риск провести там испытания и так         
далее, но производитель этой продукции, который завозит её в Россию, вообще     
это делать не обязан. А российские производители и так это уже обязаны          
делать; делаешь это, когда получаешь сертификат (например, для транспортных     
средств - СТ-1, сертификат соответствия), у нас уже эта процедура есть,         
которой нет у импортёров. Мы теперь ещё и технологические операции, что ли,     
будем сертифицировать? Коллеги, я не стал бы здесь так торопиться. Давайте мы   
посмотрим здесь, всё-таки учтём мнение комитета по промышленности. В таком      
виде я за это голосовать точно не буду, и наша фракция воздержится при          
голосовании, потому что благими намерениями вымощена дорога известно куда.      
                                                                                
Поэтому, коллеги, давайте мы не будем тут... Я понимаю, все отдохнули, сейчас   
хотим принять быстро много законов, но давайте мы дров не будем ломать. Мы      
сейчас таких дел наделаем, что потом просто-напросто будет вал писем от         
промышленных предприятий, что они не могут производить продукцию, потому что    
она не успевает просто сертифицироваться, проходить экспертизу и так далее.     
                                                                                
Вот на эти вопросы давайте мы получим ответы ко второму чтению. Если мы на      
них получим ответы ко второму чтению, тогда наша фракция изменит свою позицию   
и проголосует за этот законопроект.                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.                                
                                                                                
Заключительное слово - Надежда Васильевна Школкина, докладчик.                  
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте.                                             
                                                                                
ШКОЛКИНА Н. В. Валерий Карлович, прежде чем даже вообще вносить и получить      
положительное заключение правительства, мы с Антоном Павловичем провели         
огромное количество встреч, в том числе и с крупными предприятиями и            
производителями. И вы знаете, мнения в дискуссиях были разные, от того, что     
ничего не менять, и до того, что "верните нам обязательную сертификацию,        
верните нам обязательно испытательные лаборатории и верните нам контроль        
качества, потому что мы замучились бороться с поставщиками, которые             
поставляют нам некачественную продукцию".                                       
                                                                                
Что касается импорта, мы аналогичную норму ко второму чтению обязательно        
предусмотрим. Это, к слову, есть и в отзыве правительства.                      
                                                                                
Что касается коммерческой тайны, коллеги, у нас с вами есть закон "О            
коммерческой тайне", где чётко прописано (по-моему, в статье 5), что все        
сведения, касающиеся безопасности продукции, безопасности производственных      
объектов и так далее, и всё, что касается безопасности каждого гражданина, не   
может относиться к коммерческой тайне.                                          
                                                                                
Что касается интеллектуальной собственности, у нас с вами тоже есть             
Гражданский кодекс, где чёрным по белому написано, что к объектам               
интеллектуальной собственности относится определённый перечень, установленный   
статьёй 1225 Гражданского кодекса, и к ним технические условия и стандарты      
организаций никаким образом не относятся.                                       
                                                                                
Более того, у нас с вами есть два ГОСТа, которые определяют требования к        
содержанию и оформлению технических условий и стандартов организаций, и там,    
кстати, уникальная рецептура производимого продукта тоже не является            
предметом технических условий.                                                  
                                                                                
Коллеги, мы этот законопроект обсуждали очень много на разных площадках, и,     
мне кажется, мы нашли консенсус. Единственно, я ещё раз говорю, было            
предложение об ужесточении требований, чтобы реально был, так скажем, жёсткий   
и чёткий контроль, и о том, чтобы вернуть испытательные лаборатории. Я ещё      
раз это подтверждаю, это было предложение от крупного бизнеса, это было не от   
малого бизнеса. Поэтому ещё раз говорю, что контроль должен быть, мы идём по    
пути совершенствования. Кстати, коллеги, к слову, наверное, когда вы заходите   
в магазин... я не знаю, вы обращали внимание или нет, но я лично проводила      
несколько раз эксперимент: когда на полке лежит продукция и на ней написано     
большими буквами "ГОСТ", покупатель автоматически тянется к этой продукции -    
спросите у своих близких, если вы вдруг в магазин не ходите. Или к              
белорусской продукции. А почему к белорусской? Потому что вся белорусская       
продукция сегодня производится не в соответствии с техническими регламентами.   
Нет, в Россию она может поставляться в соответствии с техническими              
регламентами, но на территории Республики Беларусь вы можете купить             
продукцию, произведённую исключительно по ГОСТам, по национальным стандартам.   
                                                                                
И кстати, что касается Китая, в Китае как раз-таки есть приоритет -             
национальные стандарты, дальше там могут быть отраслевые и так далее, но и      
они не будут меньше показателей национального стандарта. Там, кстати, тоже      
есть единый фонд стандартов, и каждый раз, когда они начинают новое             
производство, любой из производителей может воспользоваться этим стандартом.    
Таким образом, ему не надо изобретать каждый раз велосипед, он может его        
только совершенствовать.                                                        
                                                                                
Коллеги, мне кажется, на сегодняшний день как раз таки данный законопроект (я   
понимаю, что он не решает всех проблем, ещё раз говорю) - это маленький шажок   
на пути совершенствования именно института национальной стандартизации, где     
национальные стандарты, как и во всём мире, могут стать одними из самых         
эффективных мер защиты наших отечественных производителей и нашего рынка в      
целом от недобросовестных производителей, в том числе западных.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Васильевна.                              
                                                                                
Алексей Валерианович, будете выступать?                                         
                                                                                
Депутату Канаеву включите микрофон, содокладчику.                               
                                                                                
КАНАЕВ А. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ход дискуссии          
показал, что есть озабоченность, есть тревоги при принятии этого                
законопроекта, но, на мой взгляд, прозвучала очень здравая мысль, что надо      
делать первый шаг, поддерживать концепцию данного законопроекта. Те             
озабоченности и те тревоги, которые комитет высказал, мы постараемся решить в   
рамках подготовки законопроекта ко второму чтению. Хотел бы призвать всех       
желающих принять участие в этой работе.                                         
                                                                                
Двигаться надо дальше, потому что необходимо, с одной стороны, защитить         
интересы потребителя, с другой стороны, создать ситуацию, в которой             
российские производители получат преимущества, получат конкурентные             
возможности, чтобы на своём рынке, на нашем российском рынке реализовывать      
свою продукцию должного, надлежащего качества с выгодой для всех нас.           
                                                                                
Просим поддержать законопроект в первом чтении.                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валерианович.                            
                                                                                
Обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении.     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 13 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              383 чел.85,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   25 чел.5,6 %                                     
Голосовало                    408 чел.                                          
Не голосовало                  42 чел.9,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении. Спасибо.                                           
                                                                                
Антон Павлович, спасибо за участие в заседании.