Заседание № 261

17.11.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 517266-5 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части предоставления жилых помещений по договорам безвозмездного пользования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; внесён Советом народных депутатов Кемеровской области).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4474 по 4720 из 7621
Поступило письменное заявление от депутата Кауфмана, разрешающего нам           
рассмотреть пункт 49.3 без его участия, поэтому я объявляю пункты 49.1, 49.2,   
49.3, 49.4 - это четыре альтернативных законопроекта.                           
                                                                                
По пункту 49.1 доклад делает Игорь Михайлович Реморенко, официальный            
представитель правительства, статс-секретарь - заместитель министра             
образования и науки Российской Федерации. Дальше три законопроекта у нас идут   
с письменным обращением авторов о рассмотрении без их участия, поэтому после    
доклада я предоставлю слово для содоклада от комитета Павлу Владимировичу       
Крашенинникову.                                                                 
                                                                                
Пожалуйста, Игорь Михайлович.                                                   
                                                                                
РЕМОРЕНКО И. М., официальный представитель Правительства Российской             
Федерации, статс-секретарь - заместитель министра образования и науки           
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! На рассмотрение представляется   
разработанный Минобрнауки России проект федерального закона "О внесении         
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части         
обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения    
родителей". В настоящее время очерёдность по обеспечению помещений для          
детей-сирот составляет 77 тысяч 500 человек. Ежегодный прирост численности      
детей, нуждающихся в жилых помещениях, составляет в среднем 12 тысяч человек.   
Анализ действующего федерального законодательства показывает следующее.         
                                                                                
Проблемы, связанные с обеспечением детей-сирот, состоят в том, что не           
определён возраст, по достижении которого дети-сироты должны быть обеспечены    
жильём. Федеральным законом предусмотрено, что жилыми помещениями               
обеспечиваются дети-сироты и лица из их числа. Отмечу, что к "лицам из их       
числа" относятся граждане в возрасте от восемнадцати до двадцати трёх лет,      
что нередко лишает лиц старше двадцати трёх лет их конституционного права на    
жилище. Также острой проблемой является то, что дети-сироты после выхода из     
детских домов, не успев адаптироваться в новых, непривычных для них условиях,   
под влиянием различного рода мошенников теряют своё имущество, не осознавая     
его ценность. Кроме этого, есть группы детей-сирот, которые формально имеют     
жильё, но в силу различных жизненных обстоятельств проживать в нём не могут,    
тем самым пополняя категорию лиц без определённого места жительства.            
                                                                                
В целях урегулирования сложившейся ситуации законопроект предлагает, первое,    
предоставлять жилое помещение детям-сиротам по достижении ими возраста          
восемнадцати лет. При этом, если указанные лица не нуждаются в данный момент    
в безотлагательном предоставлении жилья, по их письменному заявлению оно        
может быть предоставлено им позднее. Это касается ребят, которые уходят в       
армию, которые учатся в учреждениях, предоставляющих общежитие и так далее.     
                                                                                
Второе. Создать на региональном уровне новый вид специализированного            
жилищного фонда - только для обеспечения жильём детей-сирот. Жилые помещения    
из указанного фонда предлагается предоставлять детям-сиротам по срочному        
договору найма, что не позволит им в течение пяти лет продать данное            
имущество.                                                                      
                                                                                
Третье. Предоставить право на обеспечение жильём детям-сиротам, которые по      
тем или иным причинам не могут вернуться в имеющиеся у них жилые помещения,     
например, в случае, если жилое помещение признают ветхим или                    
несоответствующим санитарным или техническим нормам, а также в случае           
проживания в жилом помещении лиц, лишённых в отношении данного ребёнка          
родительских прав или страдающих тяжёлыми формами хронических заболеваний.      
                                                                                
Перечисленные меры позволят в обозримом будущем ликвидировать задолженность     
по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и снять имеющуюся социальную      
напряжённость. Прошу поддержать.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников, ваш доклад по обсуждаемым         
законопроектам.                                                                 
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое.                                            
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Игорь Михайлович на               
правительственном законопроекте достаточно подробно остановился, я ещё к нему   
вернусь. Но хотелось бы сказать, что на данную тему ещё три законопроекта       
поступило.                                                                      
                                                                                
Совет народных депутатов Кемеровской области предложил законопроект, в          
котором детям-сиротам предлагается предоставлять жильё по договору              
безвозмездного пользования, при этом не оговаривается ни срок, ни оплата        
данного жилого помещения, говорится только о том, что есть ограничения, что     
такие жилые помещения не подлежат приватизации. Но по договору безвозмездного   
пользования они у нас и так не подлежат приватизации.                           
                                                                                
Два законопроекта, Приморского края и Забайкальского края, по сути,             
одинаковые, они устанавливают запрет на отчуждение жилых помещений в течение    
десяти лет - вот так, ни много ни мало. На мой взгляд, и эти два                
законопроекта, и кемеровский - прекрасный материал для Конституционного Суда,   
и если мы их поддержим, то, конечно, мы не решим проблему, а просто её          
обострим, поскольку эти три законопроекта в том числе и Конституции             
противоречат. Но тем не менее я хочу сказать, что четыре субъекта права         
законодательной инициативы - три субъекта и правительство, - конечно,           
понимают, что эта тема очень важная, очень нужная, и соответственно каждый      
предлагает своё решение.                                                        
                                                                                
Что касается того законопроекта, который Игорь Михайлович нам докладывал, то,   
конечно, он с юридико-технической точки зрения наилучшим образом проработан.    
Здесь предлагается новый вид специализированного жилищного фонда, так он и      
будет называться: "специализированный жилищный фонд для обеспечения жильём      
детей-сирот", здесь предлагается срочный договор сроком на пять лет. Конечно,   
из всех этих законопроектов он самый лучший, но что хотелось бы сказать.        
Во-первых, мы понимаем, что достижение восемнадцатилетнего возраста, а тем      
более если человек ушёл в армию, потом вернулся... Конечно, надо бы всё-таки    
как-то эту категорию обозначить по-другому, а то получается: дети-сироты, но    
уже вот как из того фильма. Мы с точки зрения содержания понимаем, что это      
такое, но с точки зрения терминологической, конечно, надо бы более чётко        
здесь обрисовать.                                                               
                                                                                
Дальше, вторая проблема, которая, на мой взгляд, тоже очень важна. Ну хорошо,   
дали им это жильё сроком на пять лет, вот они прожили - дальше что, выселять    
их из этого жилья или что? Мы полагаем, что во втором чтении можно было бы      
предложить, чтобы по истечении вот этого пятилетнего срока данный договор       
найма специализированного жилого помещения автоматически преобразовывался бы    
в договор социального найма со всеми вытекающими последствиями, которые есть    
в Жилищном кодексе: и оплата, и бессрочность, и так далее, и так далее. Но      
это, как я говорю, вопросы второго чтения.                                      
                                                                                
Из всех вот этих четырёх законопроектов, которые мы сегодня рассматриваем, мы   
предлагаем поддержать правительственный законопроект и, как сегодня один из     
обладателей грамоты говорил, ждём поправок.                                     
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь на секундочку.                       
                                                                                
Есть ли желающие задать вопрос от фракции? Есть. Депутат Хованская. Один        
вопрос, других нет. Подводим черту.                                             
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Я задам вопрос Игорю Михайловичу.                                               
                                                                                
Уважаемый Игорь Михайлович, вы знакомы с опытом Москвы, где эта система         
отработана в варианте не введения какого-то нового вида специализированного     
жилищного фонда, а договора о безвозмездном пользовании, который прерывается,   
если у ребёнка возникли другие обстоятельства - он стал взрослым, он женился,   
или там девушка вышла замуж, - и переводится в договор социального найма по     
их заявлению. Почему эта форма не использована? Почему вы ломаете схему и       
изобретаете какой-то велосипед, который не нужно изобретать? И как это          
улучшит ситуацию в стране? Потому что тот же жилищный фонд надо построить,      
надо ввести, он должен быть благоустроенным, и никакого улучшения в этом        
смысле вы детям не делаете, более того, вы их лишаете права на получение        
жилья вне очереди. Вот в этом вся как бы закавыка, загогулина в этом            
законопроекте.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто отвечает?                                 
                                                                                
РЕМОРЕНКО И. М. Уважаемая Галина Петровна, не совсем так. Действительно, мы     
опирались не только на опыт Москвы, но и на опыт других регионов, которые       
реализуют подобную практику по введению специального фонда.                     
                                                                                
На наш взгляд, введение специального фонда как раз таки и позволит практику     
развития этого фонда, предоставления помещений из этого фонда сделать более     
прозрачной, более понятной, такой, как и с договорами социального найма.        
                                                                                
Второй момент - возможность перевода потом помещений на договора социального    
найма. Это предусмотрено законопроектом, эти помещения не изымаются, они        
переводятся по договору социального найма, как и следовало ожидать, как это и   
есть в отношении помещений фонда социального найма.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить по обсуждаемой теме от фракций? Депутат Мизулина, одно   
выступление. Подводим черту.                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Олег Викторович, уважаемый Павел Владимирович!         
Несколько замечаний по правительственному законопроекту, поскольку на самом     
деле именно правительственный законопроект наиболее оптимальный из всех         
четырёх предложенных. Но замечания очень серьёзные, которые в случае, если      
они не будут доработаны до второго чтения, не позволят "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ"    
проголосовать за данный законопроект.                                           
                                                                                
Во-первых, в законодательстве большинства регионов - а этот закон связан с      
региональным законодательством - есть ограничение по предоставлению жилья       
ребёнку-сироте по возрасту - до достижения им двадцати трёх лет. Но я напомню   
уважаемым депутатам, что мы приняли в этом созыве Государственной Думы закон,   
который снимает это ограничение, двадцать три года, для получения               
ребёнком-сиротой или лицом из числа детей-сирот мер материальной поддержки, в   
случае если по окончании пребывания в детском учреждении они поступают на       
дневную форму обучения в техникум или вуз, до окончания техникума или вуза.     
Та же самая ситуация, то есть снятие ограничения, двадцать три года, должна     
быть и применительно к детям-сиротам при получении ими жилья, то есть до        
фактического получения ими жилья за ними должно сохраняться такое право. И      
эту оговорку надо сделать в федеральном законе, иначе мы существенно ухудшим    
положение таких детей, если отдадим это на откуп регионам.                      
                                                                                
Второе, отменяется внеочередной порядок предоставления жилья. Мы обсуждали      
это со всеми специалистами, и нас просто удивляет: с одной стороны, мы с вами   
увеличили более чем в шесть раз сумму средств, выделяемых из федерального       
бюджета на обеспечение жильём детей-сирот, - мы считаем, это действительно      
хорошая мера поддержки со стороны государства этой обездоленной категории       
детей - и в то же время, с другой стороны, убираем внеочередное                 
предоставление жилья. Если даже предположить, что оно всё-таки каким-то         
образом сохраняется, это прописано нечётко - как ни крути, трактовать можно и   
так, и иначе. Обязательно внеочередное предоставление жилья во втором чтении    
должно быть чётко зафиксировано.                                                
                                                                                
Ещё один момент. Понятно, что для того, чтобы закладывать хотя бы примерные     
средства в региональном бюджете на обеспечение жильём детей-сирот, чтобы        
можно было сразу обеспечивать их жильём, обязательно должен вестись какой-то    
мониторинг, какой-то учёт детей-сирот - кто когда заканчивает детское           
учреждение, выходит из приёмной семьи. Соответственно обязательно нужно         
закладывать норму - ведение предварительного учёта таких детей-сирот,           
нуждающихся в будущем в получении жилья.                                        
                                                                                
Ещё один момент - ограничение по сроку договора. Его нельзя прервать, нельзя    
изменить место жительства, а сплошь и рядом такие ситуации: где ребёнок         
заканчивает детское учреждение, там он и состоит на учёте для получения         
жилья; он получает жильё и в другой город, может быть крупный, уезжает,         
начинает учиться в высшем учебном заведении, то есть у него жильё есть, но не   
там, где он учится, - ну что ж, теперь пять лет надо ждать, а жильё тем         
временем без него будет пропадать. Совершенно очевидно, что во втором чтении    
должен появиться перечень исключительных обстоятельств вот такого рода, при     
наличии которых может быть изменён этот договор, например, может быть           
предоставлено жильё по месту получения ребёнком-сиротой образования.            
                                                                                
Если мы эти меры, гарантирующие лицу из числа детей-сирот - это уже всё-таки    
взрослые ребята, - предусмотрим в данном законопроекте, уберём вот эти          
противоречия, которые фактически создают возможность и изъятия у них жилья, и   
обмана при последующем пользовании жильём, если мы устраним такого рода         
лазейки, то это будет очень хороший закон, за который, я думаю, очень многие    
из детей, которые оказываются в этом бедственном положении, будут нам           
признательны. Мы просили бы комитет отнестись с большой серьёзностью к          
подготовке законопроекта ко второму чтению.                                     
                                                                                
И последнее. Олег Викторович, уважаемые депутаты! В следующей Думе надо         
отказываться вот от таких коллизий по профильным законопроектам. Не случайно    
создан Комитет по вопросам семьи, женщин и детей, у нас отношение к детям и     
семье иное, чем в Комитете по гражданскому... (Микрофон отключён.)              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ваше время истекло. Ну, понятна позиция.                  
                                                                                
Представители правительства и президента не настаивают на выступлении.          
Докладчик и содокладчик не настаивают на заключительном слове.                  
                                                                                
Коллеги, у нас осталось шесть минут. Я обращаюсь к Сергею Алексеевичу и к       
Плигину: уложимся?                                                              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, два не можем, коллеги, ну что вы, у нас всего час    
перерыв.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6969 по 7034 из 7621
Голосуется законопроект под пунктом 49 в первом чтении. А, извините, не так,    
стоп-стоп-стоп. У нас четыре альтернативных законопроекта, поэтому мы сначала   
по ним будем голосовать в рейтинговом режиме, а потом законопроект, который     
наберёт наибольшее число голосов, либо сразу будет признан принятым, если он    
наберёт больше двухсот двадцати пяти голосов, либо будет поставлен на           
отдельное голосование.                                                          
                                                                                
Итак, вначале голосуется законопроект из пункта 49.1.                           
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Покажите результаты. Ой, извините.                                              
                                                                                
Пункт 49.2. Голосуйте.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Пункт 49.3. Голосуйте.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Отвлекают, говорят: давайте до восьми работать. Ну вот что делать?              
                                                                                
И голосуем по пункту 49.4.                                                      
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Теперь покажите результаты голосования по пункту 49.1.                          
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              369 чел.82,0 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    370 чел.                                          
Не голосовало                  80 чел.17,8 %                                    
                                                                                
Так, покажите результаты голосования по пункту 49.2.                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за               81 чел.18,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                     83 чел.                                          
Не голосовало                 367 чел.81,6 %                                    
                                                                                
Покажите результаты по пункту 49.3.                                             
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за               63 чел.14,0 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     64 чел.                                          
Не голосовало                 386 чел.85,8 %                                    
                                                                                
И покажите результаты по пункту 49.4.                                           
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за               56 чел.12,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     56 чел.                                          
Не голосовало                 394 чел.87,6 %                                    
                                                                                
Итак, по результатам рейтингового голосования принятым в первом чтении          
считается законопроект под пунктом 49.1.