Заседание № 71
О проекте федерального закона № 51725-4 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 13, о проекте федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислава Матусовича Резника. Пожалуйста. С места. Включите микрофон. РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, фракция "Единая Россия". Глубокоуважаемые коллеги, данным законопроектом регулируются отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан для долевого строительства жилья в многоквартирных домах, а также при строительстве иных объектов недвижимости, то есть в сфере, где количество злоупотреблений и нарушений в настоящее время особенно велико. Комитет считает, что принятие данного проекта в значительной степени будет способствовать установлению реальных гарантий защиты граждан, вкладывающих деньги в долевое строительство, и, соответственно, формированию рынка доступного жилья. Законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизы. Правовое управление Аппарата Государственной Думы не имеет замечаний по данному законопроекту. Комитет просит принять данный законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владислав Матусович. Выносится данный проект федерального закона на "час голосования".
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я просто помню... Вот как раз Шеин Олег Васильевич идет. Пожалуйста, занимайте место. Среди желающих выступить по мотивам по всему блоку первым был Шеин Олег Васильевич, он заранее подходил ко мне, я предоставляю ему слово по мотивам. Потом будет выступать Локоть Анатолий Евгеньевич. ШЕИН О. В., фракция "Родина". Спасибо, Борис Вячеславович. Наша фракция не поддерживала данный блок в первом и во втором чтениях. Хотелось бы отдельно сказать в отношении Жилищного кодекса. Мы рады, что ряд наших поправок, которые мы вносили еще при обсуждении Жилищного кодекса в июле этого года, учтен и в известном смысле те вещи, которые были направлены против людей, против населения, удалось из текста Жилищного кодекса изъять. Вместе с тем хотел бы обратить внимание на то, что ряд позиций Жилищного кодекса может существенно ухудшить положение граждан в наступающем году. В частности, предполагается перевод коммунальных субсидий на лицевые счета граждан. Поскольку коммунальные субсидии финансируются не из федерального бюджета, а из местных бюджетов, а местные бюджеты сегодня - сплошное сито, особенно после принятия 122-го федерального закона, надо ожидать, что граждане этих коммунальных субсидий просто-напросто не увидят и будут накапливать долги перед коммунальными компаниями. Нам представляется крайне неправильным, что в новом тексте Жилищного кодекса предполагается выселение людей за долги перед частными коммунальными компаниями, поскольку обязанность по выселению напрямую возложена на муниципалитеты, а наша коммунальная сеть, она потихоньку проходит через процесс перехода непосредственно уже в частные руки. Кроме того, совершенно непонятно, что такое выкупная цена. В этой связи наша фракция не будет поддерживать Жилищный кодекс в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич. Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо, Борис Вячеславович. Я хочу сказать, что пренебрежение регламентными нормами приводит именно к тому, что мы сегодня получили по 18-му вопросу. Совершенно неудовлетворительное объяснение комитета по Регламенту, с моей точки зрения, абсолютно на другую тему, привело к тому, что сырыми законами сегодня предлагается с голоса принимать какие-то изменения. Никто толком не может разобраться, включиться в это обсуждение. Вот я на замечание коллеги Гребенникова хочу ответить. Он сказал о правовом поле, мол, создаем правовое поле. Нельзя создавать правовое поле неправовыми методами! Пренебрегая регламентными нормами, нашими правилами, вы нас - меньшинство в парламенте - исключаете из конструктивного обсуждения. Вы нам права выбора, вообще-то говоря, не оставляете. Всю ответственность за последствия вы берете на себя. Законодательство принимается наспех сейчас, по сути дела. Это совершенно очевидно, из восемнадцати законопроектов по этому блоку четырнадцать не приняты еще в третьем чтении, но уже требуют доработки, уже требуют переработки. Ну совершенно вопиющее положение с пунктом 18! Вы берете ответственность, еще раз хочу сказать, на себя. Я вспоминаю, как здесь министр Христенко по этому блоку выступал и говорил, что больше подарка от государства в виде бесплатного жилья не будет. Так вот, за введение института платного жилья ответственность ложится на вас, на большинство. Вы берете на себя ответственность за последствия градостроительной политики, она полностью ложится на вас. Мы будем голосовать последовательно против по всем восемнадцати законам, потому что последствия от принятия этого блока не менее трагичны, чем от принятия закона по монетизации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Конечно, принимается к сведению ваше выступление, я, единственное, вынужден парировать: ни одного решения при обсуждении поправок с голоса принято не было. Все поправки, которые мы принимали, были распространены в зале в письменном виде. Пожалуйста, от "Единой России" - Боос Георгий Валентинович. По мотивам. БООС Г. В. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я вышел на трибуну, поскольку мое выступление будет по мотивам голосования по всему пакету принимаемых сегодня законопроектов. Долгие годы одни обещали, что мы, каждая семья, будем жить в отдельной квартире, другие обещали, что мы будем жить при коммунизме, предпринимались инициативы к тому, чтобы увеличить жилищное строительство, следующему поколению дали возможность приватизировать бесплатно всё, что у каждого было. Настал наконец момент создать правила игры понятные, прозрачные, правильные, чтобы люди не ждали ни от кого подарков, чтобы люди не ходили и ни перед кем не заискивали, но чтобы они были в состоянии на законных основаниях приобрести себе жилье. И при этом, чтобы этого жилья не по приказу, не по понуждению строилось в достаточном объеме, чтобы удовлетворить спрос всего населения. Да, сегодня мы стоим перед большой проблемой. Для того чтобы удовлетворить сегодняшний спрос, нам необходимо построить более полутора миллиардов квадратных метров жилья, - более полутора миллиардов! - а мы строим сегодня всего 36 миллионов в год. Вдумайтесь в эти цифры! Это значит, что мы должны ежегодно строить более ста пятидесяти миллионов, то есть почти в пять раз больше, и тогда только в течение десяти лет мы удовлетворим сегодняшнюю потребность в жилье. При этом эта потребность каждый год растет. Понятно, что без принятия кардинальных мер эту проблему не решить. Жилищный пакет из двадцати семи законопроектов как раз и направлен на то, чтобы эту проблему кардинальными мерами решить, чтобы граждане смогли себе приобретать жилье, чтобы государство помогало приобретать жилье тем, кто будет не в состоянии приобрести сам, но с помощью государства сможет это сделать, чтобы те, кто даже с помощью государства не в состоянии будет приобрести жилье, то есть малоимущие, имели право на получение социального жилья и чтобы в этом случае не надо было стоять по двадцать лет в очереди, чтобы это социальное жилье предоставлялось при жизни им, а не их наследникам. Поэтому мы будем голосовать за этот пакет законопроектов. Это не значит, что его не надо будет дальше дорабатывать, это не значит, что на этом останавливается работа. Но это значит, что открываются большие возможности для его дальнейшего, уже практического внедрения, применения в жизни, для работы по обеспечению каждой семьи собственным жильем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Так, Хованская Галина Петровна, пожалуйста, по мотивам. ХОВАНСКАЯ Г. П., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые коллеги, мы сегодня принимаем документ, значение которого крайне важно для всех наших избирателей, для всех граждан России, для бедных и богатых, для имущих и неимущих. Да, конечно, документ, который мы сегодня рассматриваем в третьем чтении, существенно изменился по сравнению с тем, что мы принимали 10 июня. Тем не менее отдельные нормы и Жилищного кодекса, и особенно закона о введении в действие Жилищного кодекса противоречат Конституции Российской Федерации, Гражданскому и Земельному кодексам и другим действующим законодательным актам Российской Федерации. В частности, я хочу сказать, что, вместо того чтобы пересмотреть массу льготных категорий, которых сейчас около тридцати, просто ликвидируется право на первоочередное улучшение жилищных условий, ликвидируется для категорий, которые называются "инвалиды войны и приравненные к ним лица" и "семьи погибших", ликвидируется для тяжелобольных граждан, не для всех, но для большей части тяжелобольных граждан, у которых сейчас это право есть в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР, действующим на сегодняшний момент. Вот хотя бы в отношении этих категорий надо было бы задуматься, прежде чем так вот одним махом брать и ликвидировать все льготы. И что, они будут стоять у нас двадцать лет, так же как и остальные тяжелобольные люди, старики, реабилитированные, они будут ждать жилья или все-таки двух метров на кладбище? Мне кажется, что второй вариант будет более реалистичен в результате принятия нового Жилищного кодекса. Второе, что я хочу сказать. Резко ухудшается положение нанимателей при переселении из сносимых домов. Если раньше им предоставлялось жилье по социальным нормам, то сейчас по принципу: что имели, то и получите. Вот какая складывается ситуация. Почему-то об этом совершенно не говорят, как будто забыли. Мы постоянно гордились тем, что улучшаем жилищные условия. Сейчас люди будут стоять в очереди и ждать жилья еще по пятнадцать - двадцать лет. Дальше, в отношении приватизации и деприватизации жилья. В отношении приватизации жилья: отменить ее для категорий, которым сейчас в силу закона запрещена приватизация, я имею в виду очередников, которые живут в общежитиях, в аварийных жилых помещениях, в служебных и так далее, вы прекрасно этот перечень знаете. Вы понимаете, это грубейшее нарушение конституционных прав граждан. Мы до 2007 года, на два года, оставляем право на размышление, а для этих категорий граждан мы даже права на размышление не оставляем, потому что, если они получат жилье, простояв двадцать лет... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не настаиваете на продолжении? Всё, спасибо, Галина Петровна. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, минуту добавьте. ХОВАНСКАЯ Г. П. Так вот я хочу сказать о людях, проживающих в общежитиях, в аварийных домах и в других помещениях, приватизация которых запрещена, что, если они получают жилье, они имеют право обратиться в Конституционный Суд, и перспектива у этих граждан Российской Федерации очень хорошая, потому что норма противоречит Конституции Российской Федерации. Очень плохое положение у бывших членов семьи собственника, потому что лазейка в Жилищном кодексе и в части первой Гражданского кодекса (сегодня мы тоже принимаем это изменение, эту норму в третьем чтении) позволяет, несмотря на решение суда в отношении бывших членов семьи собственника, - вдумайтесь! - в отношении тех, перед кем есть алиментные обязательства, предоставить другое жилое помещение. Продав жилье, этих членов семьи отправляют на улицу. И что, государство будет снова отвечать, предоставлять это... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна.
Пункт 13. Ставится на голосование проект федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в третьем чтении. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 56 мин. 48 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9% Проголосовало против 49 чел.10,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2% Результат: принято Принято.
Уважаемые коллеги, я хотел бы поблагодарить рабочую группу во главе с заместителем Председателя Государственной Думы Боосом Георгием Валентиновичем за огромную работу, которая была проведена по разработке блока законов, которые дают возможность перейти к рынку доступного жилья. Работа действительно была очень большая: мы приняли двадцать семь законов и сегодня приняли семнадцать законов в третьем чтении. И я хотел бы предоставить слово Шувалову Игорю Ивановичу, помощнику президента. Пожалуйста. ШУВАЛОВ И. И., помощник Президента Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Мы с вами прошли большой путь по разработке этих законопроектов и принятии их сегодня в третьем чтении. Здесь совсем недавно, несколько месяцев назад, был сделан большой доклад о том, в каких условиях проживают сегодня граждане Российской Федерации, какие потребности в обеспечении граждан жильем, о том, что необходимо нам с вами принимать специальное законодательство, для того чтобы стимулировать спрос на рынке жилья, обеспечивать предложения на рынке, а также обеспечить жильем тех, кто не может сам позаботиться о себе, - малоимущих. Борис Вячеславович, я хочу сказать большое спасибо лично вам, поскольку вы поддержали инициативу рабочей группы администрации президента год назад, когда была специально создана комиссия здесь, в рамках Государственной Думы, по разработке этих законопроектов. Группу эту возглавлял Георгий Валентинович Боос. Мы работали с председателями комитетов очень активно. Группа экспертов во главе с Надеждой Борисовной Косаревой провела огромную работу. Сергей Иванович Круглик, тогда еще первый заместитель председателя Госстроя, а ныне начальник департамента министерства, эту работу курировал от правительства. Христенко Виктор Борисович, вы знаете, докладывал по этому вопросу на заседании правительства летом. Мы все активно работали: и Государственная Дума, и правительство, и администрация президента, и экспертное сообщество. Если бы не такая активная работа по разработке этих законопроектов в рамках партийной группы "Единая Россия", я думаю, что не было бы в такие кратчайшие сроки подготовлено и сегодня принято двадцать семь законов. Эти законы в большей части, конечно, касаются создания рынка доступного жилья, но некоторые из них будут затрагивать и другие сферы экономической жизни, такие законы, как "О кредитных историях" и другие, будут применимы и в других общественных и экономических отношениях. Я надеюсь, что мы будем и дальше совместно работать, с тем чтобы эти законы надлежащим образом исполнялись, и нам придется здесь активно работать с правительством, для того чтобы всё, что было заложено в концепции этих законов, надлежащим образом воплощалось в жизнь, а также нам придется еще вернуться к вопросу о концессиях, который мы, к сожалению, на настоящий момент не рассмотрели, и к вопросу о налоге на недвижимость. Я надеюсь, что мы поработаем вместе с экспертами и будем готовы эти законопроекты предложить вниманию Государственной Думы в первом квартале будущего года. Большое спасибо за вашу поддержку, и я надеюсь, что граждане России в ближайшее время получат конкретные результаты в виде конкретного жилья. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Иванович.
Заседание № 65
О проекте федерального закона № 51725-4 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части защиты прав и законных интересов граждан, вкладывающих денежные средства в строительство жилья; принят в первом чтении 10 июня 2004 года с названием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части защиты прав и законных интересов граждан, вкладывающих денежные средства в строительство жилья").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Чаплинский Сергей Игоревич предложил снять с сегодняшней повестки дня пункты со 2-го по 13-й. Прошу вас дать обоснование. Включите микрофон депутату Чаплинскому. ЧАПЛИНСКИЙ С. И. Спасибо. По пункту 12. Фракция "Родина" считает неприемлемой складывающуюся у нас в парламенте практику, когда предложения меньшинства, в частности нашей фракции, остаются практически без внимания, подавляющее большинство поправок наших отклоняется. Что говорить о сегодняшних законопроектах, предложенных к рассмотрению? Безусловно, они направлены на улучшение ситуации на рынке жилья, но в том виде, в котором они предлагаются сегодня, они в первую очередь отражают интересы коммерческих организаций, работающих на рынке жилья, а не интересы жителей. Поэтому мы предлагаем снять пункты со 2-го по 12-й и не рассматривать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли другая точка зрения? Георгий Валентинович Боос. БООС Г. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законопроекты прошли все процедуры, рассматриваются в Думе давно. Более того, - вот я занимаюсь этим пакетом уже больше года, с лета прошлого года, - чем дольше этот пакет находится в Государственной Думе, тем больше я наблюдаю различные лоббистские устремления, чтобы вынуть свой кусочек неудовлетворения из этого пакета. Но этот кусочек является также важным элементом и для других интересующихся игроков на рынке. Поэтому любые изменения в пакете, вынимание каких-то кусочков, будут приводить к тому, что мы получим искаженный рынок доступного жилья, то есть просто жилье будет недоступным. Пакет сбалансирован, чем раньше мы будем рассматривать пакет, тем это будет полезнее и тем меньше мы дадим возможностей различным лоббистам в свою пользу корректировать этот пакет в ущерб интересам рынка доступного жилья, в ущерб интересам в целом населения страны. Я предлагаю оставить и рассматривать, как мы определились. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Точки зрения за и против высказаны. Коллеги, тем не менее я ставлю предложение депутата Чаплинского на голосование. Кто за то, чтобы исключить из порядка работы пункты со 2-го по 12-й? Прошу определиться голосованием. Мнение руководителя рабочей группы - против. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 34 мин. 56 сек.) Проголосовало за 24 чел.5,3% Проголосовало против 45 чел.10,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 69 чел. Не голосовало 381 чел.84,7% Результат: не принято Не принято.
Пункт 7, о проекте федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислава Матусовича Резника. Пожалуйста, Владислав Матусович. РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, фракция "Единая Россия". Глубокоуважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект названного федерального закона - "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Этот закон подготовлен комитетом ко второму чтению. Данный законопроект был принят в первом чтении 10 июня 2004 года с названием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части защиты прав и законных интересов граждан, вкладывающих денежные средства в строительство жилья". Законопроектом регулируются отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан для долевого строительства жилья в многоквартирных домах, а также для строительства иных объектов недвижимости. При принятии законопроекта в первом чтении у комитета был ряд замечаний совершенно принципиального характера. Например, отмечалось, что содержащиеся в законопроекте механизмы решения проблем, которые возникают в практике жилищного строительства, требуют дальнейшего совершенствования. В частности, комитетом указывалось на необходимость разработки реальных гарантий защиты лиц, граждан, вкладывающих деньги в долевое строительство, особенно в части таких распространенных нарушений, как продажа одной и той же квартиры в строящемся доме несколько раз и невозврат застройщиком денег, полученных от граждан, если дом так и не был построен. Я уверен, что любой из сидящих в нашем зале сталкивался или его друзья, знакомые, близкие сталкивались с такой ситуацией. Мы говорили о критериях допустимости применения законодательства о защите прав потребителей к правоотношениям, которые возникли в связи с приобретением гражданами жилья исключительно для личных нужд, а не в целях вложения инвестиций, то есть мы говорили о том, что Законом "О защите прав потребителей" не могут быть защищены, защищаться интересы инвесторов. По нашему мнению, ко второму чтению удалось подготовить законопроект, который в необходимой степени решает поставленные задачи. И законопроектом, который сейчас предлагается ко второму чтению, устанавливается следующее. Первое. Новый вид гражданского правового договора - договор участия в долевом строительстве. (Здесь это есть.) Привлечение средств граждан для цели приобретения ими квартиры в многоквартирном доме возможно исключительно на основании этого договора. Таким образом, исключается имеющееся многообразие договоров в этой сфере (простое товарищество, инвестиционное соглашение и прочее). Второе. Определены требования к застройщику, привлекающему средства граждан, это получение разрешения на строительство и наличие отведенного под строительство земельного участка на праве собственности или аренды. Таким образом, с рынка убираются недобросовестные участники. Разработан реальный механизм защиты имущественных интересов дольщиков путем залога земельного участка и строящегося дома, а также установления солидарной ответственности банка, если эти объекты были заложены в банк, при невозможности выполнения застройщиком своих обязательств. Также определены жесткие санкции за неисполнение застройщиком своих обязательств, включая возврат дольщику упущенной выгоды и процентов за пользование чужими деньгами. Спасибо, коллеги. Комитет просит поддержать данный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице 1 поправок? Нет. Кто за то, чтобы согласиться с комитетом и принять таблицу поправок, рекомендованных к принятию? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 05 сек.) Проголосовало за 299 чел.66,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 299 чел. Не голосовало 151 чел.33,6% Результат: принято Принято. Коллеги, есть ли вопросы по таблице 2 - поправок, рекомендованных к отклонению? Нет. Кто за то, чтобы согласиться с комитетом и принять данную таблицу? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 42 сек.) Проголосовало за 301 чел.66,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 302 чел. Не голосовало 148 чел.32,9% Результат: принято Принято. Коллеги, прошу проголосовать за данный законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 15 сек.) Проголосовало за 334 чел.74,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 335 чел. Не голосовало 115 чел.25,6% Результат: принято Принимается. Спасибо.
Заседание № 34
О проекте федерального закона № 51725-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части защиты прав и законных интересов граждан, вкладывающих денежные средства в строительство жилья".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению пункта 5. Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части защиты прав и законных интересов граждан, вкладывающих денежные средства в строительство жилья". Доклад председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Резника Владислава Матусовича. Пожалуйста, Владислав Матусович. РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, фракция "Единая Россия". Глубокоуважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части защиты прав и законных интересов граждан, вкладывающих денежные средства в строительство жилья". В настоящее время в практике вложения денежных средств в строительство жилья нередко возникают случаи нарушения прав и законных интересов граждан, которые не преследуют своей целью извлечение доходов от инвестиционной деятельности. Законопроект в целом направлен на повышение гарантий защиты таких лиц, а также повышение доступности приобретения жилья. Для достижения указанных целей здесь, в этом законе, уточняется понятийный аппарат, связанный с формализацией отношений граждан и юридических лиц, которые предлагают свои услуги на рынке строительства жилья. Вводится понятие "застройщик", устанавливаются требования в части информации в договорах застройщика, содержания и порядка ведения книги учета таких договоров. Кроме того, вводится перечень сведений, которые в обязательном порядке доводятся до гражданина - сегодня это не так, - а также ужесточаются требования к информации о застройщике и к проектной декларации. В целях обеспечения и выполнения перечисленных правил устанавливается административная ответственность за их нарушение. Учитывая значимость правового регулирования отношений, складывающихся на рынке жилищного строительства, а также необходимость повышения доступности жилья, комитет считает возможным поддержать представленный законопроект. Вместе с тем комитет считает необходимым отметить, что содержащиеся в законопроекте механизмы решения проблем, возникающих в практике жилищного строительства, несомненно, требуют дальнейшего совершенствования. В частности, на наш взгляд, предложение однозначно предоставить статус потребителей всем гражданам, которые вкладывают денежные средства в жилищное строительство, требует более точного и детального изучения сложившейся судебной практики, а также позиции судов по данному вопросу, поскольку в настоящее время при обращении граждан в суды с исками о нарушениях строительными компаниями условий договоров, судьями применяется норма Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" только при установлении факта, что граждане руководствовались исключительно личными, семейными, домашними нуждами, не связанными с предпринимательской деятельностью. В этой связи в целях установления единообразия применения закона целесообразно при подготовке законопроекта ко второму чтению разработать критерии недопустимости применения законодательства о защите прав инвесторов при правоотношениях, возникающих в связи с приобретением гражданами жилья не для личных целей, а исключительно в целях вложения инвестиций для получения будущих доходов, а также учесть иные замечания, которые представлены Правовым управлением. Только в этом случае данный законопроект можно будет принять во втором чтении. Комитеты-соисполнители высказали следующие мнения. Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям поддержал данный законопроект, предложив разработать ко второму чтению критерии недопустимости применения указанного закона к инвесторам, то, о чем я сказал ранее. Комитет по собственности предложил поддержать с учетом, можно сказать, концептуальной переработки отдельных положений данного законопроекта. Комитет по экономической политике по тем же соображениям, которые я назвал, предложил отклонить законопроект. Прошу поддержать предложение нашего комитета и с учетом высказанных замечаний, которые мы будем пытаться учесть ко второму чтению, принять его сейчас в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, вопросы. От фракции "Единая Россия" есть вопросы? От фракции ЛДПР? Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Владислав Матусович, планируется ли этим законопроектом защищать интересы тех граждан, которые вкладывают средства и строят индивидуальное жилье? Там тоже очень много вопросов. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, данный законопроект, естественно, может быть направлен и на ситуации, при которых застройщик, инвестор или гражданин, не являющийся инвестором, строит индивидуальное жилье. Другое дело - разделить цели, с которыми он это делает: для получения будущего дохода, для продажи либо для того, чтобы создать свое жилье, построить себе жилье. Вот это мы должны будем предусмотреть во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От независимых депутатов есть вопросы? Нет. Спасибо. Присаживайтесь, Владислав Матусович. Коллеги, есть ли от фракций, депутатских объединений желающие выступить по данному законопроекту? Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые депутаты, я полагаю, что данный законопроект, безусловно, нужно принимать в первом чтении, необходимость его принятия давно назрела. Аналогичный законопроект уже вносился в Государственную Думу в прошлом созыве рядом депутатов. Он действительно защищает права граждан, которые вносят свои средства на строительство жилья в качестве соинвесторов, в качестве дольщиков. А подавляющее число жилья, которое сейчас приобретается на новом, на первичном рынке, - это именно жилье, приобретаемое посредством инвестиционных договоров. И уже масса случаев была, когда граждане, не будучи защищенными законодательно, лишались своих средств и реально не получали квартиры, когда на одну и ту же квартиру или на один и тот же участок в коттеджном строительстве заключалось несколько инвестиционных договоров и фактически шла вторичная или третичная продажа одного и того же объекта недвижимости. Данный законопроект во многом все эти вопросы решает, поскольку он требует ведения книги учета договоров, и каждый инвестиционный договор, то есть каждую сделку по участию гражданина в долевом строительстве, требуется учитывать в соответствующей книге. Таким образом исключается возможность вторичной и третичной продажи, что явилось предметом неприятностей, а иногда и просто жизненных катастроф очень многих людей. Одно замечание по данному законопроекту, которое следовало бы учесть во втором чтении. В чем это замечание состоит? Предполагается, что эту книгу учета договоров будет вести профессиональный участник рынка ценных бумаг. На мой взгляд, это неправильно, поскольку профессиональный участник рынка ценных бумаг не обладает ни навыком, ни профессионализмом в области рынка недвижимости. Мы с вами в данной ситуации имеем дело с рынком недвижимости. И та информация, которая должна быть в книге учета договоров, - различные сведения, кадастровый номер земельного участка, сведения о застройщике и так далее - это как раз та информация, с которой профессиональные участники рынка ценных бумаг не работают и ею не обладают. Поэтому здесь нужно подумать о другом регистраторе, о другом типе регистратора, который будет вести книгу учета договоров. Это должно быть что-то, аналогичное регистрационной палате, в которой в настоящий момент ведется регистрация прав на недвижимое имущество. Поэтому, безусловно, этот регистратор, который будет вести книгу учета договоров, должен быть... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От ЛДПР - Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Данным законом мы хотим защитить права и интересы граждан, которые свои деньги вкладывают в строительство жилья. Но кроме того, надо еще стараться и стимулировать граждан, не только защищать тех, кто уже вложил средства. Может быть, даже следует и в другой закон внести какую-то нам поправку, связанную с тем, что не подлежит анализу происхождение денег в любом объеме, вложенных в строительство жилья. Очень часто боятся отмывания денег, это связано с тем, что грязные деньги отмывают в чистые, и они остаются деньгами, потом эти деньги можно куда-то перебросить, в том числе и за пределы нашего государства. А если деньги вложены в жилье, уже никакой проблемы здесь не будет, эти дома будут стоять. И пусть здесь не будет никакого ограничения - сколько хочет человек... Хочет он пятьдесят квартир построить - пусть он эти пятьдесят квартир строит. Если потом когда-то возникнут к нему вопросы в целом о его состоянии, пожалуйста, пусть этим когда-нибудь займутся правоохранительные органы, но жилье, недвижимость, должно быть святым, так сказать. Тем более это жилье у нас, в нашей стране. Вот когда деньги вкладываются за рубежом - это опасно, поскольку наша юрисдикция там не действует. И не только граждан мы должны стимулировать нашими законами, надо чтобы и банкиры, и все владельцы огромных денежных масс, в том числе и юридические лица, тоже направили средства на жилье. То есть жилье должно стать как бы такой вот святой частью нашей новой экономики, потому что это легко решаемая проблема. И деньги есть, и полно участков - всё это есть, но мешают нам чиновники и страх тех, кто боится вкладывать деньги, страх тех, кто вложил, а потом их интересы оказались нарушенными. И здесь мы возвращаемся к чиновникам. Здесь у нас нужна целая революция, чтобы они не мешали, потому что участок не пробить. Деньги внести - запросто, вам моментально укажут счет, но забрать обратно, если человек понимает, что не туда внес, или получить конкретный объект - квартиру, другое какое-то жилье - очень трудно. У нас опять получаются финансово-жилищные пирамиды. Но ведь уже был этот опыт с пирамидами десять лет назад и пятнадцать лет назад, почему до сих пор на территориях наших городов в основном существуют эти пирамиды, когда обманывают?.. И военнослужащих обманывают, и их в том числе! Уж по ним-то легко решить проблему: можно просто ввести 5-процентную квоту в любом виде жилья, отдать им это жилье, чтобы они быстро стали... там всего двести тысяч на всю страну - это не так много. А здесь голову морочат годами, годами, годами! И всё это связано с тем, что и суды плохо работают. Московский арбитражный суд - вообще непонятно, что это за организация, туда ни сдать заявление, ни получить вовремя решение невозможно. То есть арбитражные суды плохо работают... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От правительства кто-то желает выступить по данному законопроекту?.. Плескачевский. Пожалуйста, Виктор Семёнович. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по собственности, фракция "Единая Россия". Любовь Константиновна, я хотел задать вопрос Владиславу Матусовичу, но, раз не успел, значит, я выступлю. Дело в том, что здесь обязательно следует иметь в виду то, что сегодня Закон "О защите прав потребителей" - а инвесторы также являются потребителями - слишком общий для конкретного процесса вложения, потому что в самом названии закона есть фраза о вложении средств в строительство жилья. Из-за чего сложилась такая проблема? Я обращаюсь и к депутатам, и к разработчикам. В российской правовой системе сегодня недвижимость рассматривается как товар, хотя во всех развитых моделях недвижимость рассматривается как инвестиционный объект. Поскольку закон о защите прав инвесторов и все темы, защищающие права инвесторов, гораздо строже - а речь идет как раз об этом, - я считаю, что этот законопроект должен быть переработан в направлении защиты прав инвесторов, потому что сегодня именно в такой концепции решаются вопросы и налогообложения, и условий оборота рынка жилья, и условий вложения в такого рода объекты. Собственно, это всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От правительства, пожалуйста. КРУГЛИК С. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации, директор Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации. Я хотел бы поддержать инициативу депутатов, чтобы рассматривать этот законопроект действительно с позиций защиты прав потребителей, поскольку инвестором население наше является все-таки в девяноста девяти случаях принудительно. На самом деле во многих столичных городах это единственный способ приобретения жилья, но никоим образом не вкладывания средств. Поэтому прошу рассматривать данный законопроект с этой точки зрения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. Требуется ли заключительное слово Владиславу Матусовичу Резнику? Нет, он нас не слышит, ему не до нас. Коллеги, по пункту 5 у нас есть поправка в проект постановления. Вам в зале раздали сейчас эту поправку. Есть ли вопросы по данной поправке? Нет, вопросов нет. Тогда прошу вас проголосовать вопрос о принятии проекта постановления по данному законопроекту за основу. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 58 мин. 26 сек.) Проголосовало за 343 чел.76,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1% Результат: принято Принимается за основу. Есть ли вопросы по тексту поправки? Прошу проголосовать поправку к постановлению по законопроекту из пункта 5. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 03 сек.) Проголосовало за 343 чел.76,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8% Результат: принято Принято. Прошу проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 34 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1% Результат: принято Коллеги, спасибо.