Заседание № 118
24.05.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 517191-6 "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2691 по 2820 из 6341
10-й вопрос, проект федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг". Алексей Николаевич Изотов, пожалуйста. ИЗОТОВ А. Н. Уважаемые коллеги, вчера мы приняли законопроект во втором чтении, он готов к принятию в третьем чтении. На проект получены положительные заключения Банка России, ГПУ, Верховного Суда. Комитет просит поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по мотивам? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Будьте внимательны! Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, в очередной раз удивляет скоростной вариант принятия некоторых законопроектов: лежал он себе спокойно целый год, никому не был нужен, и вдруг неожиданно всплыл, получил все согласования буквально за несколько недель, и сегодня его надо принять в третьем чтении. Главный финансовый уполномоченный - это какая-то непонятная должность очередная. Преподносится этот законопроект в качестве некоей альтернативы для снижения социальной напряжённости и повышения финансовой грамотности граждан, а, по сути, получается, что формируется очередная синекура для пока неизвестного - но, думаю, в ближайшее время это будет известно - чиновника. Что появилось в сравнении с первоначальным вариантом? Появилась целая статья о социальных гарантиях: данному непонятному чиновнику необходимо обязательно обеспечить дополнительную пенсию, дополнительное медицинское страхование, страхование жизни (тоже непонятно почему). Изменился порядок формирования, назначения: если раньше в этом как-то участвовали общественные организации, заинтересованные в прозрачности, в правильности происходящего, то теперь это делает Банк России. Он формирует, определяет, и он же практически назначает на должность главного финансового уполномоченного. Совет службы - это так называемый коллегиальный орган, который призван способствовать более эффективной работе. То же самое: из его состава исчезли все представители потребителей, теперь там только финансисты и чиновники в лице представителей Центробанка, которые будут формировать соответствующие органы. Чётко прописано всё, что касается службы обеспечения деятельности уполномоченного: бланки, кто куда обращается, каким образом подаются документы и так далее. Теперь о финансировании. За счёт чего будет финансироваться данный институт? Во-первых, за счёт взносов Центробанка - это, видимо, будет основной источник, во-вторых, за счёт взносов тех, кого будут проверять эти самые финансовые уполномоченные, и, в-третьих, ещё один новый вариант, за счёт процентов от размещения свободных средств, непонятно откуда взявшихся. Что это за должность, какова эффективность этой деятельности? У нас есть большие сомнения в том, что очередной чиновник с огромным количеством льгот, с аппаратом будет эффективно защищать права простых вкладчиков, тем более что, скажем так, число тех, кто будет подпадать под действие закона, достаточно небольшое: будут рассматриваться кредитные требования до 500 тысяч рублей, ну, и случаи, когда нарушены права, установленные законом об ОСАГО. Фракция КПРФ не будет поддерживать данный законопроект. Ещё раз повторяем, он написан для вполне конкретного лица, в ближайшее время мы узнаем для кого, пока известно только, что ему не больше 70 лет и не меньше 35 лет и он более десяти лет отработал в судебной системе, это уже сейчас чётко прописано в законопроекте. На наш взгляд, передача этих полномочий общественным организациям без всякого дополнительного финансирования, но с возможностью брать с нарушителей соответствующий процент была бы более эффективным и надёжным механизмом для защиты прав наших граждан. Большое спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гетта Антон Александрович. ГЕТТА А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно, этот закон принимается в срочном порядке, поскольку его ждали даже не год - четыре года прошло с момента принятия его в первом чтении. Закон в первую очередь ждут наши граждане, которые сталкиваются с проблемами, связанными с действиями микрофинансовых организаций, организаций банковского сектора и страховых организаций, в том числе при получении выплат по ОСАГО. Главная цель законопроекта - создание института финансового уполномоченного для защиты рядовых граждан от разного рода профессиональных ухищрений организаций финансового рынка. К проекту закона было очень много различных претензий. Конечно, он не нравится как раз отдельным представителям финансовой сферы, поскольку регулирует досудебное разбирательство в интересах граждан, но удалось найти консенсус. Добросовестные финансовые организации поняли, что принятие закона приведёт к снижению их издержек в спорах, уменьшит количество мелких дел в судах, а также поможет справиться с псевдозащитниками, которые уже создали очень масштабный и прибыльный бизнес, в том числе на получении выплат по ОСАГО, поэтому и с финансовым рынком удалось прийти к консенсусу по тексту законопроекта. Отмечу, что было даже обращение к президенту нашей страны с просьбой ускорить принятие этого закона, поскольку он важен именно для тех людей, которые столкнулись с действиями недобросовестных финансовых организаций, и принесёт только пользу финансовому рынку в целом. Такие институты работают по всему миру, и в принципе их появление у нас будет являться признаком зрелости финансовой системы нашей страны. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за принятие данного законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 57 мин. 41 сек.) Проголосовало за 362 чел.80,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 363 чел. Не голосовало 87 чел.19,3 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 117
23.05.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 517191-6 "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (принят в первом чтении 1 июля 2014 года с наименованием "О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1444 по 1523 из 5430
5-й вопрос нашей повестки, о проекте федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг". Доклад Анатолия Геннадьевича Аксакова. Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят в первом чтении Думой шестого созыва в июле 2014 года, все эти годы шла его кропотливая доработка, и вот он подготовлен к рассмотрению во втором чтении. Законопроект направлен на усиление защищённости граждан при получении финансовых услуг. Вводится новый институт - финансового уполномоченного. Финансовый уполномоченный назначается Советом директоров Центрального банка по представлению председателя Центрального банка, согласованному с Президентом Российской Федерации. Предполагается поэтапное вступление закона в силу: он вступает в силу через 90 дней после дня его официального опубликования, через 270 дней после дня вступления закона в силу назначенные финансовые уполномоченные начинают работу со страховыми организациями, далее поэтапно подключаются микрофинансовые организации, кредитные организации. Ну и надо отметить, что этот проект закона в определённой степени связан с реформой процессуального законодательства, которая сейчас проводится у нас в Госдуме под руководством Павла Владимировича Крашенинникова, и некоторые нормы этого закона будут учитываться как раз при реализации изменений процессуального законодательства. К законопроекту поступило восемь поправок, они все включены в таблицу поправок, предлагаемых к принятию. Прошу утвердить таблицу поправок. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 08 мин. 58 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 23 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. АКСАКОВ А. Г. Уважаемые коллеги, спасибо за поддержку и просьба поставить на завтра этот законопроект для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
Заседание № 178
01.07.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 517191-6 "О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5815 по 5966 из 11639
Следующие два вопроса, пункты 49 и 50, рассматриваем одновременно, с одним докладом и одним содокладом. 49-й пункт - проект федерального закона "О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций"; 50-й пункт - проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций". Докладывает Алексей Владимирович Моисеев, заместитель министра финансов России. Пожалуйста. МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Позвольте вкратце рассказать о содержании законопроектов. Предлагается создать институт защиты интересов граждан, неудовлетворённых уровнем обслуживания в финансовых организациях, в частности предусматривается, что граждане смогут обращаться к финансовому омбудсмену при возникновении проблем с пользованием услугами страховых компаний и банков. Предполагается обязательное участие этих структур в институте финансового омбудсмена с самого начала, в случае успешного развития этого опыта в дальнейшем планируется распространить действие закона также и на другие организации, в том числе на микрофинансовые организации, на ломбарды, на профучастников рынка ценных бумаг и так далее. Предполагается, что решения, которые принимает финансовый омбудсмен, будут обязательны для юридических лиц, но гражданин в случае несогласия с решением омбудсмена может подать иск в суд, чтобы в дальнейшем уже отстаивать свои права в суде, если ему показалось, что финансовый омбудсмен защитил его права недостаточно качественно. Предусмотрен механизм, в соответствии с которым в том случае, если финансовая организация отказывается исполнять решение финансового омбудсмена, он будет иметь возможность обратиться в суд с заявлением о выдаче исполнительного листа, который затем исполняется службой судебных приставов в том же порядке, что и решения судов. Таким образом предполагается обеспечить безусловное выполнение юридическими лицами решений финансового омбудсмена. Кроме этого, предполагается, что через три года после вступления закона в силу начнёт действовать положение об обязательном предварительном рассмотрении споров граждан с юридическими лицами с участием финансового омбудсмена. Обращаю ваше внимание, что данная норма введена по просьбе Верховного Суда и согласована с Конституционным Судом, так как суды сейчас не справляются с огромным количеством заявлений граждан в связи с жалобами на финансовые компании. Далее. Предполагается, что эта служба будет создана как некоммерческая организация при Банке России, тем не менее она будет независима от Банка России, так как будет создан совет службы, в который помимо представителей Банка России войдут также представители Правительства Российской Федерации, профобъединений и общественных организаций потребителей, при этом у Банка России и правительства не будет большинства голосов, необходимого для принятия решений. Финансирование службы будет осуществляться за счёт взносов членов организации, а также за счёт получения платы за рассмотрение жалоб. На первоначальном этапе создания службы предполагается имущественный взнос Банка России, в дальнейшем в случае возникновения дефицита Банк России также будет выделять средства на его покрытие. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Марина Алексеевна Мукабенова. МУКАБЕНОВА М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Комитет по финансовому рынку рекомендует принять данные законопроекты. В целом мы поддерживаем концепцию, но у нас есть ряд замечаний, которые могут быть учтены в ходе доработки ко второму чтению. Прежде всего, требует дополнительного обсуждения положение, устанавливающее компетенцию финансового уполномоченного в отношении одних финансовых организаций федеральным законом, а в отношении других финансовых организаций - регламентом службы финансового уполномоченного. Кроме того, дополнительного обсуждения требует перечень обязательных документов, прилагаемых к обращениям. Комитет также считает необходимым конкретизировать права финансового уполномоченного, так как законопроектом ему предоставляются неограниченные возможности при вынесении тех или иных решений, что может являться причиной для возникновения злоупотреблений и коррупции. Теперь что касается суда. Суд не вправе исследовать обстоятельства, установленные финансовым омбудсменом, а отказать в выдаче исполнительного листа он может только в том случае, если есть обстоятельства, например, вызывающие сомнения в беспристрастности финансового уполномоченного. Указанные положения в совокупности фактически возлагают на суд обязанность поддерживать по формальным основаниям все решения, принятые омбудсменом, что противоречит сути судебного рассмотрения дел. Второй законопроект является сопровождающим по отношению к предыдущему, о котором я уже сказала, и вносит изменения в Гражданский процессуальный кодекс и в ряд отраслевых законов, направленные на гармонизацию законодательства в связи с принятием основного документа. Комитет просит поддержать проекты законов. Ко второму чтению мы доработаем с учётом всех минусов данные документы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Владимир Николаевич, у вас вопрос? Владимир Николаевич Федоткин задаёт вопрос. ФЕДОТКИН В. Н. Алексей Владимирович, ну, честно говоря, вопросов у тех, кто читал внимательно документы, по этим законопроектам очень много. С одной стороны, законопроектом вводится институт независимого общественного органа, создаётся специальная служба для обеспечения его работы, тоже якобы независимая, и тут же указано, что финансирование службы будет осуществляться финансовыми организациями посредством обязательных платежей и будет внесён имущественный взнос Центральным банком. Где же независимость от финансовых организаций?! В совете службы будут представители Правительства Российской Федерации, три представителя Банка России, которые практически будут назначаться им. Где же независимость? Членов совета службы Центробанк будет утверждать на пять лет. Кандидатуры утверждаются, финансирование осуществляется финансовыми организациями и Центральным банком - где тут независимость?! Стопроцентная зависимость! И это только один из проблемных вопросов в связи с этим законопроектом, мне кажется... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МОИСЕЕВ А. В. Вопрос понятен, Владимир Николаевич. Что касается финансирования этого института, какая у нас есть альтернатива? Если не за счёт средств Банка России и компаний, то да, финансирование за счёт средств граждан. Но это, знаете, совсем уже средневековье, если гражданин для обеспечения защиты своих прав должен будет платить деньги, мы, честно говоря, против такого подхода. Где можно взять деньги? Либо у государства, либо у компаний, либо у граждан, понимаете? К сожалению, у нас люди ещё не привыкли работать бесплатно, они хотят получать зарплату за свою деятельность, особенно за такую тяжёлую, как защита граждан от мошенничества и от разного рода других нарушений со стороны финансовых компаний. Речь идёт об огромном количестве жалоб, как минимум о двухстах тысячах жалоб каждый год, то есть действительно должна быть служба с серьёзным аппаратом, у них должны быть нормальный штат, нормальное помещение, нормальная оргтехника и так далее, а на это нужны деньги, поэтому источник финансирования - это важный момент. Что касается формы организации, то это будет некоммерческое партнёрство. Такая форма была выбрана специально, поскольку в этом случае учредитель на деятельность некоммерческого партнёрства влиять не может, так прописано у нас в законах. Да, учредитель делает имущественный взнос, но потом он решения не принимает, все решения принимает совет. В совете пять человек от правительства и Банка России и десять человек от общественных организаций и объединений, поэтому за счёт того, что большинство будет у общественных организаций, независимость будет обеспечена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 9448 по 9483 из 11639
49-й пункт, проект федерального закона "О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 22 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Принимается. 50-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 48 сек.) Проголосовало за 438 чел.97,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 438 чел. Не голосовало 12 чел.2,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении.