Заседание № 194
О проекте федерального закона № 516707-6 "О внесении изменения в пункт 6 статьи 26<^>3 <^*>Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части передачи отдельных государственных полномочий субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в пункт 6 статьи 26-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Разиет Хамедовна Натхо, пожалуйста. НАТХО Р. Х., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! По поручению Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея предлагаю вашему внимание проект федерального закона "О внесении изменения в пункт 6 статьи 26-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26-3 к полномочиям органов госвласти относится решение вопросов по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно статье 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Законопроектом вносится изменение в пункт 6 статьи 26-3, исключающее подпункт 13 из перечня подпунктов, исключающих вопросы, по которым органы местного самоуправления могут наделяться отельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации. Из изложенного следует, что федеральный законодатель, определив полномочие субъекта Российской Федерации, накладывает на него обязанность часть данного полномочия сразу же передать органам местного управления. По мнению Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, данная норма вступает в противоречие с Бюджетным кодексом Российской Федерации и создаёт проблемы в правоприменительной практике. Таким образом, принятие проекта федерального закона направлено на устранение существующей нормативной коллизии, на совершенствование законодательства и тем самым на повышение уровня правоприменительной практики. Принятие федерального закона не повлечёт необходимости выделения дополнительных средств из федерального бюджета и из бюджетов субъектов Российской Федерации. Конечно, я ознакомлена с заключением, принимала участие в заседании Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Вместе с тем я хотела бы отметить, что комитет проделал определённую работу, получил 45 положительных заключений именно от органов исполнительной власти, что свидетельствует о том, что такая проблема всё-таки существует в регионах и что, наверное, Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея, внося этот законопроект, учитывал именно сложившуюся коллизию в законодательстве. В связи с этим хочу попросить коллег поддержать указанный законопроект, внесённый Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея, и принять его в первом чтении. Все замечания будут учтены в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению, устранены в установленном порядке. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Алексеевич Казаков. КАЗАКОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Представитель субъекта права законодательной инициативы очень подробно изложила суть и содержание данного законопроекта. В связи с данной законодательной инициативой комитет отмечает: детальный анализ федеральных законов № 184-ФЗ и № 273-ФЗ показал, что не может быть передано данное полномочие органам местного самоуправления. Это обусловлено тем, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации) и не могут в отношении самих себя осуществлять государственные гарантии обеспечения прав на получение бесплатного образования в муниципальных образовательных организациях. Смысл этого непередаваемого полномочия состоит в том, что государство гарантирует получение бесплатного образования в муниципальных организациях вне зависимости от наличия финансовых средств в местном бюджете. По мнению комитета, подпунктом 13 пункта 2 статьи 26-3 федерального закона № 184-ФЗ не предполагается передача полномочий субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления, а предусматривается только финансовое обеспечение соответствующих расходов. Кроме того, рассматриваемый законопроект не несёт в себе и каких-то корреспондирующих изменений в федеральный закон № 131-ФЗ в связи с предложенной инициативой. Следует отметить, что авторами законопроекта не учтены и положения статьи 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Законопроект поддержали всего 11 субъектов Российской Федерации, а не 45, как здесь говорилось. Законопроект не поддержан Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Счётной палатой, комитетом-соисполнителем. Также имеются замечания концептуального характера у Правового управления Аппарата Государственной Думы. Предлагается не поддерживать данный законопроект, отклонить его в первом чтении. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за отклонение. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Разиет Хамедовна, вы подняли со своими коллегами очень важный, но очень сложный вопрос. За последние годы по стране тысячи учебных учреждений закрылись, и закрылись не только в сельской местности, но и в районных центрах и в городах. И ни регионы ничего не могли сделать со своими бюджетами, ни муниципальные образования, то есть речь идёт не о полномочиях, а о банальной нехватке денег. В соответствии с бюджетом на ближайшие три года расходы на образование в течение всех трёх лет практически будут ниже, чем записано в программах, более того, по дошкольному и общему образованию они будут снижаться. Может быть, всё-таки дело как раз не в том, что кому-то чего-то не хватает в плане полномочий, разрешений и так далее, а в том, что просто банально надо принимать меры по увеличению бюджетов регионов, муниципальных образований? И тогда неважно, у кого будет полномочие: будут деньги - будет и школа. Может, правильнее с этой стороны подходить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Разиет Хамедовна Натхо, пожалуйста. НАТХО Р. Х. Уважаемый Владимир Николаевич, как раз данным законопроектом только ставится вопрос о приведении в соответствие, по мнению Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, об устранении коллизии, вопрос об отсутствии финансовых средств данным законопроектом и теми документами, которые приложены, не ставится, и такой проблемы нет в регионе, я хотела бы отметить, есть сложности, но такой проблемы нет. И, коллеги, хотела бы пояснить: я имела в виду, что получено сорок пять положительных заключений, а поддержали действительно одиннадцать субъектов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Разиет Хамедовна, вот когда правительство вносит законопроект, мы его здесь принимаем, потом он плохо работает, а нам правительство говорит: это вы приняли, Госдума, а мы только исполняем. Так же будут и все губернаторы говорить: а вы знаете, это в одном из районов такой глава нерадивый, вот он вовремя не заплатил. Мы вначале долгое время, в 90-е, всё боролись за то, чтобы передать финансирование вот этих образовательных учреждений с мест в регионы, поэтому мне сегодня как-то странно слышать такое предложение. Им захотелось данного полномочия - из чего они исходили? Может быть, под это требование побольше денег взять из региона или как? Я не пойму никак. Я поддерживаю решение комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Разиет Хамедовна Натхо. НАТХО Р. Х. Спасибо за вопрос. Я ещё раз отмечу, что здесь речь идёт именно о технической стороне исполнения законов и приведения их, по мнению авторов, в соответствие. Но желания уйти там... Этого не было, потому что как раз федеральный закон предусматривает то, что субвенции должны передаваться, вот авторы проекта и предполагали, что раз субвенции именно на осуществление полномочий должны передаваться, то целесообразно, чтобы субъекты Российской Федерации имели такую возможность - передавать одновременно и полномочия по организации учебного процесса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Генрихович Каргинов. КАРГИНОВ С. Г. Разиет Хамедовна, а вы могли бы привести практический пример? Какова реальная ситуация, которая побудила Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея вынести эту законодательную инициативу, потому что с юридической точки зрения она действительно не совсем корректна - невозможно передать государственные гарантии на уровень поселений. Что побудило - замечания каких-то контрольных органов, несоблюдение межбюджетных каких-то взаимоотношений или нехватка денег, как сказали другие мои коллеги? Просто приведите пример. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Разиет Хамедовна, пожалуйста. НАТХО Р. Х. Спасибо за вопрос, Сергей Генрихович. Я разговаривала с авторами законопроекта непосредственно из комитета по финансовым вопросам Государственного Совета, они исходили из замечаний проверяющих надзорных органов, касающихся не то чтобы нецелевого использования средств, а именно нарушений порядка передачи. В принципе - я опять возвращаюсь к статье, которая предусматривает именно передачу субвенций местным бюджетам, - главная мысль была, что раз передаются субвенции, должны передаваться и полномочия. Хочу отметить, что в республике более двухсот общеобразовательных и более ста пятидесяти дошкольных учреждений, они все в полном объёме работают. Хотела была также отметить, чтобы ложного мнения не складывалось, что в целях сохранения малокомплектных школ Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея даже принят законопроект о том, чтобы малокомплектные школы финансировались не из расчёта количества обучающихся учеников, а именно исходя из фактических затрат школы, чтобы обеспечить доступность общеобразовательного и дошкольного образования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Выносим на "час голосования".
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в пункт 6 статьи 26-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 53 сек.) Проголосовало за 4 чел.0,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 5 чел. Не голосовало 445 чел.98,9 % Результат: не принято Законопроект отклонён.