Заседание № 191

05.03.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 514780-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" и иные законодательные акты Российской Федерации" (о создании информационной системы проверки сведений об абоненте).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1866 по 2398 из 5433
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных            
преступным путём, и финансированию терроризма" и иные законодательные акты      
Российской Федерации". Докладывает заместитель председателя Комитета по         
финансовому рынку Антон Александрович Гетта.                                    
                                                                                
ГЕТТА А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект призван решить         
проблему мошенничества на финансовом рынке при получении кредитов и             
совершении операций с использованием ложной информации о принадлежности         
номера мобильного телефона, включая так называемые токсичные сим-карты,         
купленные у нелегальных продавцов. Данные Роскомнадзора о количестве            
обращений граждан говорят о том, что эта проблема носит системный характер.     
Для решения этого вопроса законопроектом предусматривается создание единой      
информационной системы проверки сведений об абоненте, которая будет работать    
как шлюз и при этом не будет осуществлять сбор и хранение данных.               
Необходимость принятия такого закона обусловлена, на наш взгляд, двумя          
основными проблемами - тем, что сегодня предъявляются необоснованные            
требования к гражданам, не бравшим кредиты и займы в микрофинансовых            
организациях, и возникновением рисков нарушения антилегализационного            
законодательства.                                                               
                                                                                
Законопроектом определяется следующее. Будет создана информационная система     
проверки сведений об абоненте и его операторе, которая будет содержать          
сведения обо всех изменениях, связанных с мобильным телефонным номером.         
Технологические требования к системе должны утверждаться правительством. Это    
во-первых. Во-вторых, операторы подвижной радиотелефонной связи будут обязаны   
заключить с оператором системы договоры о представлении сведений - это          
обеспечит полноту данных. В-третьих, пользователями данной системы будут        
банки, некредитные финансовые организации, Банк России и иные органы и          
организации, определённые законом или правительством по согласованию с Банком   
России, то есть число пользователей данной системы будет ограниченным.          
В-четвёртых, правительством по согласованию с Банком России будет               
определяться оператор, устанавливаться размер платы за представление            
информации оператором и порядок распределения доходов. Предусмотрена            
возможность оказания бесплатных услуг в случаях, которые будут                  
устанавливаться правительством. В-пятых, оператором системы не сможет быть      
оператор подвижной радиотелефонной связи, юридическое лицо, находящееся под     
контролем оператора подвижной радиотелефонной связи, а также аффилированное     
лицо. В-шестых, вводится запрет на передачу информации, полученной из           
системы, операторами подвижной радиотелефонной связи третьим лицам, за          
исключением случаев, предусмотренных законом.                                   
                                                                                
Плюсы от принятия закона: защита граждан от предъявления необоснованных         
требований по кредитам и займам, предотвращение использования сим-карт для      
совершения незаконных операций, создание единой информационной системы          
проверки сведений об абоненте с единым технологическим решением для всех        
категорий заинтересованных участников, сохранение равных условий на рынке для   
операторов подвижной радиотелефонной связи и повышение защиты личных данных     
граждан.                                                                        
                                                                                
Позиция правительства. Отзыв положительный, но с замечаниями. Замечания         
следующие. Во-первых, принятие закона может повлечь дополнительные бюджетные    
расходы, не определены источники и порядок исполнения расходных обязательств    
(аналогичное замечание и у Счётной палаты). Во-вторых, полномочие               
правительства по согласованию с Банком России устанавливать тарифы вызывает     
сомнения, поскольку законодательство предусматривает возможность                
государственного регулирования тарифов только в отношении субъектов             
естественных монополий, а операторы мобильной связи к ним не относятся.         
В-третьих, требуется дополнительная проработка и соотнесение норм               
законопроекта с нормами Федерального закона "О персональных данных" и           
Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов...".     
В-четвёртых, необходимо определить вид системы, источники финансирования её     
создания и эксплуатации, а также критерии выбора Правительством Российской      
Федерации оператора системы проверки, порядок оформления отношений с данным     
оператором. И в-пятых, необходимо определить исчерпывающий перечень задач,      
реализуемых системой проверки, и содержание передаваемой информации.            
                                                                                
Я делаю и содоклад от комитета, позиция комитета следующая. В целом Комитет     
по финансовому рынку поддерживает принятие законопроекта в первом чтении,       
отмечая его актуальность и своевременность, также с учётом замечаний. Три       
основных замечания комитета. Во-первых, законопроект требует доработки в        
части однозначности подхода к системе проверки сведений об абоненте как к       
программному ресурсу, обеспечивающему определённое перенаправление запроса      
пользователя системой, не являющейся хранилищем информации. Во-вторых,          
требуется конкретизация порядка направления организацией запроса в систему      
проверки сведений об абоненте, в частности уточнение момента возникновения у    
пользователя системы права на направление такого запроса об абоненте. И         
в-третьих, необходимо уточнить перечень информации, получаемой для              
подтверждения сведений об абонентском номере с использованием системы           
проверки сведений об абоненте. Вывод комитета - поддержать данный               
законопроект.                                                                   
                                                                                
И от лица авторов я также прошу поддержать законопроект и принять его в         
первом чтении. Ну а ко второму чтению замечания правительства, а также          
замечания комитета и другие поступившие замечания и предложения будут учтены.   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Александрович.                             
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Тумусов Федот Семёнович.                                                        
                                                                                
Коллеги, отойдите от Федота Семёновича.                                         
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Антон Александрович, в пояснительной записке говорится о              
проведённых органами МВД 150 мероприятиях, в результате которых изъято 4615     
незаконно распространяемых сим-карт. Единая информационная система проверки     
даст возможность комплексного сбора сведений об абонентах, и незаконные         
сим-карты в случае дальнейшего распространения, наверное, будут изыматься -     
это то, на что направлен законопроект. У меня вопрос следующий: вот как         
принятие этого законопроекта скажется на виртуальных номерах, которые           
продаются в Интернете?                                                          
                                                                                
ГЕТТА А. А. Федот Семёнович, спасибо за вопрос. Действительно, МВД сейчас       
ведёт системную, глобальную работу по пресечению продажи так называемых         
токсичных сим-карт, которые продаются пачками около метро. Сейчас вы,           
наверное, замечаете, выходя из метро, уже не такую массовость этого процесса,   
однако ещё остаются такие продавцы, и продажа виртуальных номеров в сети        
Интернет также присутствует. Законопроект, предлагаемый сегодня вашему          
вниманию, в случае принятия позволит в том числе бороться с мошенническими      
действиями, связанными с виртуальными номерами, поскольку суть законопроекта    
касается верификации, соотнесения номера любого телефона с его                  
непосредственным владельцем. Таким образом, на мой взгляд, на взгляд авторов    
законопроекта, и эта проблема будет учтена и будет решаться.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. У меня вопросы к докладчику.                                      
                                                                                
Первый вопрос: всё-таки вы уверены в том, что меры, предложенные в              
законопроекте, достаточны для того, чтобы однозначно устанавливать реального    
пользователя телефона, чтобы не было ошибок? Даже с учётом ведения реестра в    
нём может... Он может не отражать полную информацию.                            
                                                                                
Второй вопрос: обязана ли кредитная организация при предоставлении услуги       
пользоваться этим реестром?                                                     
                                                                                
И третий вопрос: закрытый ли перечень организаций, которые будут пользоваться   
реестром?                                                                       
                                                                                
ГЕТТА А. А. Валерий Карлович, спасибо за три вопроса.                           
                                                                                
Начну с первого вопроса: да, уверены. Сегодня есть три основных вида,           
наверное, даже не мошенничества, а проблем, связанных с телефонными номерами,   
не соответствующими действительности по закреплению за тем или иным физлицом:   
первый - когда человек владел номером, потом от него отказался, но он не был    
закрыт и дальше использовался в том числе в мошеннических целях; второй -       
когда, как я уже сказал, оформленные на непонятных лиц сим-карты продаются по   
сотне штук; третий - когда вообще не существующие номера включаются в           
договора займа теми же МФО и, собственно, не проверяются. Мы считаем, что       
этот список исчерпывающий, и надеемся, что не придётся его расширять,           
дополнять законопроект чем-то ещё, но если понадобится... Практика применения   
покажет.                                                                        
                                                                                
Отвечу на второй ваш вопрос: да, будут обязаны. И опять же будут обязаны        
обращаться в этот реестр организации, определяемые правительством по            
согласованию с Банком России. Сегодня это не только МФО, банки, кредитные       
учреждения, но и государственные, муниципальные учреждения - для них            
предусматривается возможность бесплатного получения информации, но              
обязанность появляется.                                                         
                                                                                
Закрытость сведений также предусмотрена и гарантируется.                        
                                                                                
Плюс ещё раз хочу акцентировать внимание на том, что этот ресурс не             
накапливает и не хранит информацию, он работает как шлюз, просто верифицирует   
информацию, не накапливая, не храня личных или каких-либо ещё данных о наших    
гражданах и юридических лицах.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Антон Александрович, мой первый вопрос связан непосредственно с практикой. Вы   
утверждали, что берутся кредиты по этим сим-картам: какое количество кредитов   
было взято, например, в прошлом году через карты, которые не                    
идентифицируются, и вообще возможно ли это? Просто таких примеров нет.          
                                                                                
И второй: что за оператор, которому правительство поручит, выбрав его или       
каким-то образом его назначив, заниматься сбором всей информации,               
анализировать её, но почему-то не хранить (наверное, не получится не            
хранить)? И насколько подорожает от этого сотовая связь? Ведь придётся          
содержать вот этого самого оператора, который будет выставлять тарифы за свои   
услуги.                                                                         
                                                                                
ГЕТТА А. А. Алексей Владимирович, спасибо за вопрос. В общем, по поводу         
статистики. Я не могу похвастаться тем, что у нас прямо есть данные, цифры по   
количеству кредитов, выданных с использованием как минимум неподтверждённых     
номеров (то ли это мошенническая схема, то ли нет, то ли, может, ошиблись в     
номере), но мы точно знаем, что такие проблемы есть: граждан начинают           
беспокоить микрофинансовые организации, предъявляют им претензии по             
договорам, по займам, которые они не брали. Мы и в Народном фронте эту          
статистику собирали, этот мониторинг проводили, ну и - наверное, все коллеги    
поддержат меня, - может быть, не на каждом приёме, но часто граждане с этой     
проблемой обращаются к нам, к депутатам, приходят в депутатские приёмные,       
когда мы в регионах работу проводим.                                            
                                                                                
Что касается удорожания сотовой связи. Вообще, это не планируется, поскольку    
абонент не будет нести никаких расходов, всё будут оплачивать банки. Тарифы     
пока не утверждены и не прописаны, об этом правительство как раз и говорит в    
своих замечаниях: так как операторы не являются субъектами естественных         
монополий, к ним нельзя применять такие введённые тарифы.                       
                                                                                
Что касается оператора, который будет хранить или не будет хранить данные,      
ещё раз говорю: как шлюз будет использован, накопление этих данных не           
планируется для решения проблемы.                                               
                                                                                
А что касается того, кто это будет, тоже правительство должно будет             
определиться по форме собственности, по юридической форме этой организации.     
На сегодняшний день могу сказать, что проводилось пилотное тестирование,        
апробирование системы проходило во ФГУП "Центральный научно-исследовательский   
институт связи" (действующий оператор Базы данных перенесённых номеров), с      
16.10.2017 по 28.12.2017 проходил такой эксперимент. Ну, как гипотеза, может    
быть, правительство с Банком России определятся, что этот ФГУП станет таким     
оператором, но пока решение не принято. Надеемся, что ко второму чтению уже     
будет какая-то конкретика.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Торощин Игорь Андреевич.                                                        
                                                                                
ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Антон Александрович, в продолжение вопроса коллеги Гартунга:          
хотелось бы удостовериться, понять, не получится ли, что данные абонентов,      
владельцев сим-карт, появятся в свободном доступе у всех кредитных              
организаций?                                                                    
                                                                                
ГЕТТА А. А. Спасибо за вопрос и за беспокойство. Мы действительно внимательно   
следим за всем, что связано с персональными данными граждан, - даже больше,     
чем в отношении юрлиц, - и как раз этот ресурс будет максимально закрыт,        
поскольку, создав уже отдельные базы данных, где-то нелегальным путём... Как    
раз, собственно, граждане и сталкиваются с этой проблемой, когда их номера      
телефонов попадают всё в те же кредитные договоры. Конкретно отвечаю на ваш     
вопрос: этот ресурс предусматривает полную закрытость, обращение к нему         
возможно только со стороны организаций, предусмотренных законом,                
согласованных правительством с Банком России.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Правильно ли я понимаю, что на данный момент система проверки сведений          
разработана? И потребуются ли дополнительные денежные средства Центральному     
научно-исследовательскому институту связи на функционирование данной системы?   
Это первое.                                                                     
                                                                                
И второе. Уточните, пожалуйста, какие организации могут и будут пользоваться    
единой информационной системой проверки сведений, либо это будет, как вы        
сказали, утверждено дополнительно правительством и Банком России? Имеется ли,   
вообще, понимание, какие структуры, какие организации будут иметь доступ,       
смогут пользоваться? Если нет, то когда это появится? К третьему чтению мы      
можем ознакомиться, как говорится, с полным перечнем, который правительство     
будет рассматривать?                                                            
                                                                                
ГЕТТА А. А. Понятно, Андрей Геннадьевич, спасибо за вопросы.                    
                                                                                
Первое, что касается самого центра и того, всё ли создано, чтобы ко времени     
вступления закона в силу уже имелись все технические возможности. Ну, вот я     
зачитаю предпоследний абзац из пояснительной записки: "Все необходимые          
технические аспекты функционирования системы проверки сведений об абоненте, а   
также предусмотренные в законопроекте функциональные возможности системы были   
апробированы и протестированы в ходе испытаний программного обеспечения в       
период... специалистами ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт     
связи"..." (про который я сказал), то есть, по мнению и центра, и               
специалистов, всё готово, чтобы система была запущена после принятия закона.    
                                                                                
Что касается того, кто может и кто будет обращаться. Представлять сведения      
точно будет обязана так называемая большая четвёрка - "МегаФон", "МТС", ПАО     
"ВымпелКом", "Билайн", - ещё, наверное, "Теле2", в общем, крупные компании. А   
обращаться к этому реестру должны будут организации... Я вроде перечислял их    
в своём докладе. Ну, в общем, в обязательном порядке все, связанные с           
кредитованием граждан: банки, микрофинансовые организации, кредитные            
организации каких-то других форм собственности и муниципальные и                
государственные органы власти (список которых также ещё не утверждён, но        
будет подготовлен правительством по согласованию с Банком России) при           
необходимости верификации того телефонного номера, который представляется,      
допустим, в ту или иную базу данных, пусть не для оформления кредитного         
договора, а для чего-то ещё, чтобы он точно был актуализирован и                
соответствовал фамилии, имени, отчеству, которые заявлены.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Антон Александрович, вы знаете, я ничего не понял из вашего           
доклада, но вы скажите, кто является бенефициаром этого законопроекта? Ну,      
чувствуется, что это явно не депутаты готовили, хотя понятно для чего. Не       
знаю, как вы, а вот я за неделю работы в округе проехал девять территорий. В    
Ростовской области странным образом персональные данные попали непонятным       
"мусорным" операторам, которые прислали людям счета, - каким образом вы,        
приняв этот закон, защитите их интересы?                                        
                                                                                
Ну и ко мне больше приходят жаловаться на беспредел микрофинансовых             
организаций. С моей точки зрения, проще их закрыть, эти микрофинансовые         
организации, чем огород городить, потому что визгу много, шерсти мало, а беды   
много.                                                                          
                                                                                
ГЕТТА А. А. Спасибо, Николай Васильевич. Я тоже, вместе с вами, объезжал        
Ростовскую область, в том числе различные муниципальные образования, и,         
поверьте, слышал о проблемах, связанных с микрофинансовыми организациями, о     
кредитах, выданных по завышенной ставке, и так далее. Суть законопроекта        
состоит не в регулировании деятельности МФО, чем мы в комитете тоже             
занимаемся, а в том, что гражданам иной раз поступают звонки по поводу          
кредитов (даже моей маме звонили по поводу кредита, который она не брала) на    
телефонные номера, которые были представлены, привязаны к договорам с совсем    
другими лицами. Это тоже мошенническая схема, и наших граждан напрягает,        
беспокоит, когда им начинают звонить и из этих кредитных учреждений, и          
коллекторы, которые говорят неприятные слова, трепят нервы, у людей нет         
ощущения полного спокойствия, уверенности в том, что всё равно никто с них      
эти деньги не стребует. Вот как раз эту проблему мы и решаем.                   
                                                                                
Мы не отрицаем, что есть другие мошеннические схемы, в том числе в              
деятельности микрофинансовых организаций, схемы, когда по поддельным            
документам заключаются договоры, и с этим тоже нужно бороться. Но что           
касается данного законопроекта, бенефициарами, как вы сказали, в случае его     
принятия являются депутаты, которые, я уверен, как и я, сталкивались с          
обращениями людей, страдающих от такого рода мошеннических схем. Николай        
Васильевич, не ищите здесь никакой подоплёки, связанной, допустим, с тем, что   
интересантами являются большие, крупные компании сотовой связи, - они здесь,    
наоборот, в несколько ущемлённом положении, у них появятся лишние трудности в   
связи с представлением этих сведений. Интересанты - это исключительно наши      
люди, наши с вами избиратели.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Александрович. Присаживайтесь.             
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Скриванов Дмитрий Станиславович. Приготовиться Иванову Сергею Владимировичу.    
                                                                                
СКРИВАНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, этот законопроект идёт, собственно говоря, в рамках          
реализации предыдущих принятых законов. Мы с вами регулярно принимаем законы,   
регламентирующие деятельность финансовых организаций, направленные на           
противодействие легализации доходов, полученных преступным путём, и в           
результате перед финансовым рынком сейчас стоит ряд задач, решение которых      
требует законодательного закрепления проверки достоверности сведений на         
основе данных об абоненте сотовой связи. В данной ситуации оптимальным          
решением видится создание единой информационной системы, о которой говорится    
в законопроекте и о которой нам рассказал Антон Александрович. Вопросов со      
стороны операторов сотовой связи ещё очень много, но самое главное - у них      
будет возможность использовать свои технические решения для обработки           
входящих запросов без каких-либо серьёзных, глобальных перестроек. Реализация   
закона не требует бюджетного финансирования - был вопрос об этом, - такое       
бюджетное финансирование не потребуется. Принятие законопроекта и внедрение     
системы будет способствовать решению проблемы использования мобильных           
номеров, приобретённых у нелегальных продавцов.                                 
                                                                                
Коллеги, у каждого из нас есть смартфон, и если двадцать лет назад телефон      
был просто средством связи, то на сегодняшний день это персональный             
компьютер. Здесь задавали вопрос: были ли случаи, когда с помощью телефонов,    
собственно говоря, похищались средства, проводились какие-то незаконные         
транзакции? Так вот, все действия, когда средства похищаются, все               
несанкционированные транзакции производятся с помощью персональных              
компьютеров, а соответственно, могут производиться в том числе с помощью        
персональных смартфонов.                                                        
                                                                                
И ещё одно маленькое уточнение. Каждый телефон имеет IMEI, а каждая сим-карта   
имеет ID - мы не имеем возможности верифицировать данные о покупателе           
телефона, но мы имеем возможность верифицировать данные о приобретателе         
сим-карты, поэтому любые действия, произведённые с этого профессионального      
компьютера - телефона, будут верифицированы с тем ID, который есть у            
сим-карты, и эта информация будет храниться только у банков. Основными          
потребителями такой информации, само собой, будут ведомства, которые должны     
следить, заниматься противодействием легализации доходов, нажитых преступным    
путём.                                                                          
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за принятие данного законопроекта.     
                                                                                
Большое спасибо за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! А вот фракция ЛДПР воздержится от голосования   
по данному законопроекту.                                                       
                                                                                
Я уже который раз говорю, что нас постоянно чем-то пугают. Данный               
законопроект опять же представлен очень громко: всё делается для того, чтобы    
нас, дескать, не облапошивали. Уважаемые коллеги, вы подумайте, часто ли вам    
вот так звонили? Вот Антон Александрович говорит, что даже его маме             
позвонили, а я вообще первый раз слышу, чтобы банковский кредит выдавался по    
номеру телефона. Представляете, вы приходите в банк брать какой-то              
микрокредит и вас спрашивают: есть у вас телефон? Вы говорите, что есть. Вам    
говорят: хорошо, давайте, дескать, мы его запишем, а потом будем вас по этому   
номеру доставать. Ничего такого абсолютно ужасного здесь нет. Ну, даже если     
вам позвонят и скажут, что вы у них вроде как кредит брали, вы скажете:         
извините, ребята, это не мой номер, проверьте, пожалуйста.                      
                                                                                
Нам предлагают создать очередного монстра, у которого будут находиться все      
телефонные номера жителей Российской Федерации. Причём, заметьте, в этом        
законопроекте написано, что ваше согласие на передачу ваших личных данных       
абсолютно не требуется, - посмотрите внимательно текст законопроекта, - а это   
значит, что эти сведения будут использоваться не только банкирами, для того     
чтобы узнать, принадлежит вам этот номер телефона или нет (в принципе для       
банкира это не суть важно, вы десять раз можете поменять номер телефона,        
продать, отказаться от него и так далее), эти телефонные базы будут             
использоваться совсем в других целях. И очень может быть, уважаемые коллеги,    
что это будет использовано как раз товарищами, которые могут действительно      
испортить вам жизнь, но не потому, что вы кредит взяли, а потому, что,          
скажем, вы не пришли на выборы, не пошли голосовать за того или иного           
кандидата, а у этих товарищей будет телефонная база, понимаете?!                
                                                                                
Уважаемый Антон Александрович, я ещё раз прошу: вы мне и Николаю Васильевичу    
Коломейцеву объясните в своём заключительном слове, какую большую пользу это    
принесёт простым гражданам, кроме того что им вроде как не будут по телефону    
звонить и говорить, верните, мол, кредит.                                       
                                                                                
Кстати, у меня такая ситуация тоже была, когда я первый раз получил думский     
номер. Сначала мне звонили и спрашивали: почём у вас девочки? Видимо, этот      
номер раньше какому-то борделю принадлежал. А потом, когда я попросил           
поменять номер телефона и мне дали другой, мне звонили по утрам и спрашивали,   
сколько стоит экскаватор, видимо, у строительной организации был этот           
телефонный номер. Но ничего страшного в этом нет, уважаемые коллеги, из-за      
этого я не требовал, чтобы был принят подобный закон, который все ваши номера   
телефонов отдаст кому ни попадя, кто будет использовать данные полностью на     
своё усмотрение.                                                                
                                                                                
Ещё раз говорю, коллеги, у нас всё целенаправленно идёт к тому, что мы          
создаём вот этого самого "большого брата", который будет смотреть за всеми      
вами: куда вы пошли, когда вы пошли и с какой целью. ЛДПР против подобной       
слежки за нашими гражданами! Если это не так, Антон Александрович, убедите      
нас в этом, пожалуйста, в заключительном слове.                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                     
                                                                                
От фракции выступление.                                                         
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наша фракция   
поддержит этот законопроект. Постараюсь развеять сомнения, которые были         
высказаны с этой трибуны.                                                       
                                                                                
Давайте по существу. Если наши коллеги, выступавшие в этом зале, не             
сталкивались с фактами мошенничества, то это не значит, что мошенничества       
нет. Ну, вам просто повезло. В моей личной практике были обращения граждан,     
которых заставляли платить за кредиты, хотя они их не брали, и мне              
приходилось через суд им помогать, а это очень длинная история. Начинается же   
всё с того, что мошенники используют фиктивный номер при оказании финансовых    
услуг. Да, банки не дают так кредиты, там другая процедура, но есть             
микрофинансовые организации, которые мы пока не запретили. Мы тоже за то,       
чтобы их не было, но сейчас они есть!                                           
                                                                                
Далее, потребительские кредиты. Очень много услуг сейчас предоставляется        
через Интернет, никуда от этого не уйдёшь, у нас мир в этом направлении         
движется - а законодательство не готово. Почему-то всегда мошенники впереди     
нашего законодательства, и это как раз тот самый случай, когда мы пытаемся      
нагнать мошенников, чтобы уменьшить их возможности обворовывания граждан.       
Вот, собственно говоря, об этом законопроект.                                   
                                                                                
Что касается неправомерного доступа к персональным данным. Вы знаете, есть      
такая пословица: обжёгшись на молоке, дуешь и на воду - это как раз тот самый   
случай. Мы понимаем, что есть проблема, но её решение не связано именно с       
этим законопроектом, а принимать закон нужно, потому что мы этим сокращаем      
возможности обворовывания наших граждан, это абсолютно точно.                   
                                                                                
Мы прогресс не остановим - не буду больше это повторять, - поэтому мы           
считаем, что надо за этот законопроект голосовать. Да, есть вопросы, которые    
должны быть урегулированы и могут быть урегулированы ко второму чтению, я       
согласен, в том числе вопросы по функционированию такой системы, но это         
относится к процедуре второго чтения. А в первом чтении наша фракция этот       
законопроект поддержит.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента желает выступить? Правительства? Нет.                  
                                                                                
Докладчик? Пожалуйста.                                                          
                                                                                
ГЕТТА А. А. Спасибо, Александр Дмитриевич. Я коротко.                           
                                                                                
Сергей Владимирович спросил, насколько мы уверены, что данные не будут          
распространяться и передаваться другим, третьим лицам. Ну, для этого и          
создаётся согласованное с Банком России и правительством ведомство, и на        
случай такой утечки наверняка и ответственность будет соответствующая за        
распространение личных данных.                                                  
                                                                                
Что касается отсутствия проблемы. Ну, Валерий Карлович мне уже помог с          
опровержением довода Сергея Владимировича, что такой проблемы нет и что моя     
мама, по его словам, фактически единственная, кто мог пострадать от подобных    
действий.                                                                       
                                                                                
Сергей Владимирович, ещё раз, сегодня даже в сбербанковском приложении, когда   
вы его открываете, вносите исключительно сами свои паспортные данные и номер    
телефона, чтобы получить кредит в 400 тысяч рублей, единственная верификация,   
которая происходит, - по номеру сотового телефона. И здесь довольно сложно      
спорить с тем, что эти сведения должны быть исключительно, стопроцентно         
верифицированы.                                                                 
                                                                                
Я надеюсь, что коллеги поддержат законопроект, а ко второму чтению, как уже     
было правильно сказано коллегами из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", мы все       
замечания и предложения обязательно учтём.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,           
полученных преступным путём, и финансированию терроризма" и иные                
законодательные акты Российской Федерации", пункт 12 повестки дня.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              344 чел.76,4 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    345 чел.                                          
Не голосовало                 105 чел.23,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.