Заседание № 217
О проекте федерального закона № 514483-7 "О внесении изменения в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях режима чрезвычайной ситуации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 6-го вопроса повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Пожалуйста, Рафаэль Мирхатимович Марданшин. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект, которым предусматривается установление повышенной административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях режима чрезвычайной ситуации, комитетом рассмотрен и подготовлен для принятия в третьем чтении. Комитет рекомендует принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", 6-й вопрос нашей повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 50 мин. 52 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 215
О проекте федерального закона № 514483-7 "О внесении изменения в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях режима чрезвычайной ситуации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Рафаэль Мирхатимович Марданшин. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на установление повышенной административной ответственности за нарушение противопожарной безопасности в лесах в условиях режима чрезвычайной ситуации. Данный законопроект был принят в первом чтении. Ко второму чтению поступило три поправки, комитетом две поправки рекомендованы к принятию, одна поправка - к отклонению. Поправки, рекомендованные к принятию, представлены в таблице поправок № 1, поправка, рекомендованная к отклонению, - в таблице поправок № 2. Прошу проголосовать за таблицы поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Рафаэль Мирхатимович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 55 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 23 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 309 чел. Не голосовало 141 чел.31,3 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 46 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается единогласно.
Заседание № 184
О проекте федерального закона № 514483-7 "О внесении изменения в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях режима чрезвычайной ситуации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Вячеслав Владимирович Наговицын. НАГОВИЦЫН В. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусматривается внесение изменения в часть 3 статьи 8.32 "Нарушение правил пожарной безопасности в лесах". В законопроекте предлагается установить обязанность граждан соблюдать ограничения по пребыванию в лесах в период режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и ужесточить ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в этих условиях, изменив часть 3 статьи 8.32 кодекса. Предложение о включении в диспозицию данной статьи слов "режима чрезвычайной ситуации" обусловлено тем, что в действующей редакции кодекса отсутствует специальная норма об административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в режиме чрезвычайной ситуации. В то же время в кодексе имеются положения, предусматривающие административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима. Административное правонарушение, выразившееся в нарушении правил пожарной безопасности в лесах в режиме чрезвычайной ситуации, в условиях отсутствия специальной нормы в действующем законодательстве в настоящий момент квалифицируется по части 1 статьи 8.32 кодекса, которая является лишь общей нормой права, и влечёт за собой административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 1500 рублей до 3 тысяч рублей, на должностных лиц - от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц - от 50 тысяч до 200 тысяч рублей. В связи со сложившейся, особенно в последние годы, ситуацией, а также в связи с угрозой возникновения крупных лесных пожаров возникла потребность внесения изменения в часть 3 статьи 8.32 кодекса, поскольку предусмотренный в указанной статье кодекса состав административного правонарушения не позволяет эффективно решать вопросы обеспечения пожарной безопасности в условиях режима чрезвычайной ситуации. Внесение указанного изменения в кодекс позволит более эффективно регулировать отношения, связанные с обеспечением пожарной безопасности в Российской Федерации в условиях режима ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, тем самым повысив результативность охраны и защиты лесов. Прошу вас поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Владимирович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Рафаэль Мирхатимович Марданшин, заместитель председателя Комитета по государственному строительству и законодательству. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как уже отметил в своём докладе Вячеслав Владимирович, в законопроекте предлагается уточнить диспозицию части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данной статьёй предусмотрена повышенная по сравнению с общим составом административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима. В данном законопроекте предлагается установить такую же повышенную административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях режима чрезвычайной ситуации. Комитет на своём заседании рассмотрел данный законопроект и поддержал его концепцию. Вместе с тем необходимо отметить, что согласно статье 1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. В то же время постановлением Правительства Российской Федерации "О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров" утверждены Правила введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций. В связи с этим из текста законопроекта не совсем понятно, в условиях какого режима чрезвычайной ситуации к нарушителям правил пожарной безопасности будут применяться положения части 3 статьи 8.32 Кодекса об административных правонарушениях. Хотелось бы отметить, что получен отзыв правительства на законопроект, он положительный, в отзыве правительства высказаны примерно такие же замечания. Мы считаем, что необходимо ко второму чтению конкретизировать предлагаемую в законопроекте формулировку "режим чрезвычайной ситуации", в то же время мы считаем, что данное замечание не имеет концептуального характера и может быть учтено, как я уже говорил, в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению. На данный законопроект также получен положительный отзыв Верховного Суда Российской Федерации. В связи с этим Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Рафаэль Мирхатимович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос или к докладчику, или к содокладчику. Понятно по поводу особого противопожарного режима или режима чрезвычайной ситуации, при которых будут применяться эти нормы. Прошу уточнить, а кто их будет применять? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Владимирович, вы ответите? НАГОВИЦЫН В. В. Да. По действующему сегодня порядку, он существует, эти нормы могут применять и инспектора МЧС, и сотрудники МВД России, и они применяют сегодня данные нормы в условиях особого противопожарного режима. Мы не меняем общий порядок, он уже существует, уже определён, мы просто устанавливаем административную ответственность за нахождение в лесах ещё и для людей, нарушающих правила в условиях режима ЧС. Как складывается ситуация сегодня? В действующем законодательстве повышенная ответственность за нарушение правил в условиях особого противопожарного режима, который является более мягким по сравнению с режимом ЧС, существует, а для режима ЧС действует только общая норма, которая распространяется на людей, находящихся в лесах и нарушающих правила пожарной безопасности в обычных условиях, допустим глубокой осенью или зимой. Это по логике вещей является неким упущением в законодательстве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Швыткин Юрий Николаевич. ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вячеслав Владимирович, у меня вопрос следующий. Безусловно, я поддерживаю данную инициативу, и её принятие положительно скажется на решении данного вопроса. Прошу расценивать моё выступление как пожелание. Иван Михайлович правильно спросил: а кто будет привлекать к ответственности? У нас есть перечень соответствующих должностных лиц и есть государственные инспектора лесного надзора. Так вот, на сегодняшний день в Красноярском крае, например, потребность составляет 655 человек, а в наличии всего лишь 161 человек, примерно такая же ситуация во всех субъектах Российской Федерации. Я вас убедительно прошу при подготовке законопроекта ко второму чтению увязать этот вопрос в том числе и с тем пожеланием, которое я высказал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожелание было высказано. НАГОВИЦЫН В. В. Юрий Николаевич, этот законопроект, конечно же, не регулирует численность инспекторов, всё-таки ваш вопрос относится к действующему законодательству по управлению в лесах, и вообще его нужно адресовать Рослесхозу. Этот вопрос многократно ставился, он актуальный, и на самом деле я вас абсолютно поддерживаю и разделяю вашу озабоченность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Вячеславу Владимировичу вопрос. Вячеслав Владимирович, конечно, наказывать за неисполнение указаний при чрезвычайной ситуации, когда кругом всё горит, это важно, но согласитесь, что, наверное, это уже битьё по хвостам. А что делается для того, чтобы наказывать за то, что создаётся пожароопасная ситуация в лесах? И какова практика применения действующего законодательства, административного и уголовного, в отношении тех, кто леса содержит в таком состоянии, что они постоянно горят, причём горят миллионы гектаров? Вот в этой части что у нас? И какова практика в части наказаний за то, что леса, буквально как порохом, заминированы валежником, сухостоем, ветровалом и не очищаются, а наоборот, когда мы сейчас принимаем соответствующий закон... (Микрофон отключён.) НАГОВИЦЫН В. В. Спасибо за вопрос, Олег Анатольевич. Могу только поделиться теми впечатлениями, которые у меня остались после "правительственного часа" в Совете Федерации, где Иван Владимирович Валентик как раз отвечал на эти вопросы. Проблем здесь, конечно, довольно много, особенно с изменением Лесного кодекса, и, наверное, сегодня есть очень большая потребность и у всех субъектов, и у государства вернуться к этому документу, поскольку на самом деле очень большие проблемы в лесах - и незаконные рубки, и пожары, - все они начались после 2005 года. Безусловно, есть предложения, и сегодня уже есть постановление Совета Федерации, которое рекомендует, в частности, Рослесхозу вернуться к этому вопросу и устранить те недочеты, которые есть, в том числе разработать и утвердить нормативы по обслуживанию лесов, по численности, по технике. Эти полномочия переданы субъектам, но фактически можно констатировать, что они не в полной мере обеспечены финансированием, поскольку нет нормативов и невозможно рассчитать в том числе объём необходимого финансирования для качественного выполнения этих функций. Такие рекомендации были даны Рослесхозу Советом Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Владимирович. Коллеги, будут ли желающие выступить? Олег Анатольевич Нилов. Есть ли ещё желающие? Есть. Тогда проведём запись. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Конечно, наиважнейший вопрос: сбережение нашего достояния, всенародного богатства мирового значения - лесов. Казалось бы, да, вот сейчас правильная инициатива, её нужно поддержать: когда пожароопасная ситуация, когда горят леса, действительно надо запретить туда доступ охотникам, туристам и рыболовам, чтобы не усугублять пожароопасную ситуацию. Но, уважаемые коллеги, я ещё раз хочу акцентировать внимание вот на чём: а кто отвечает за создание пожароопасной ситуации, кто отвечает - и рублём, и, если это многомиллионные убытки, в уголовном порядке - за то, что год за годом всё это горит, а никто не очищает наши леса от валежника, сухостоя, ветровала, снеговала? Что я предлагаю, уважаемые авторы законопроекта, с чего предлагаю начать? Посмотрите, что сейчас происходит, только что коллега Николаев вам рассказывал, что делает вот это "братство", вот эти "хозяева тайги": они решили, мол, ничего подобного, селянам для обогрева изб мы дадим только щепки и хворост - в прямом смысле! - всё, что годится на дрова, пусть приходят покупают; пусть это пропадает, пусть гниёт, пусть грозит пожароопасной обстановкой в лесах, но не дадим. Вот с этого нужно начинать! Обнаружил крестьянин, селянин сухие деревья (валяющиеся, стоящие), приходит к ним и говорит: "Уберите, иначе будет штраф такой, что не обрадуетесь" - вот как нужно мотивировать их, чтобы они ходили и кланялись в ноги селянам, мол, будьте добры, не надо никаких бюрократических согласований, не нужно никаких изощрений, измерений, сколько метров хворостина, заберите, сделайте нашу работу! Это работа арендаторов, это работа вот этих "хозяев тайги", а они не дают людям воспользоваться сегодняшними нашими... благими намерениями - они не стали делами, эти благие намерения. Вот с этого я предлагаю начинать: давайте их наказывать - административно, как угодно! В том числе, я считаю, они обязаны вывезти и очистить, во всяком случае вокруг населённых пунктов, все территории лесов и бесплатно привезти бабушкам, не знаю, людям, живущим в ближайших населённых пунктах, вот этот валежник, эти сухие, мёртвые деревья. И вот после того, как мы это выполним, давайте будем спрашивать с людей, говорить об их ответственности. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Быков Олег Петрович, пожалуйста. От фракции? От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". БЫКОВ О. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассматриваемым проектом федерального закона предлагается внести изменение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях - предусмотреть административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях режима чрезвычайной ситуации. Проект федерального закона направлен на повышение эффективности регулирования отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности в условиях режима чрезвычайной ситуации в лесах вследствие лесных пожаров. Хотел бы обратить внимание на сопровождающий материал к проекту федерального закона, в частности на пояснительную записку, в которой авторы законодательной инициативы указывают, что 80 процентов лесных пожаров обусловлено человеческим фактором и основная причина возникновения лесных пожаров в 2015-2017 годах, согласно статистике, это нарушение гражданами правил пожарной безопасности в лесах, - в связи с этим актуальность вопроса не вызывает сомнений. Вместе с тем следует обратить внимание на замечание профильного комитета, который рассмотрел проект федерального закона, поддержал его концептуально и указал на необходимость конкретизировать, в условиях какого режима чрезвычайной ситуации к нарушителям требований пожарной безопасности будут применяться положения, предлагаемые к внесению в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления соответствующей административной ответственности. Однако это замечание может быть учтено при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении, и с учётом актуальности вопроса фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит принятие данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Петрович. Вячеслав Владимирович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Рафаэль Мирхатимович? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 34 мин. 23 сек.) Проголосовало за 423 чел.94,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 423 чел. Не голосовало 27 чел.6,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.