Заседание № 66

11.10.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 514481-5 "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уточнения перечня доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц; принят в первом чтении 17 мая 2011 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1760 по 1806 из 7817
16-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 217       
части второй Налогового кодекса Российской Федерации".                          
                                                                                
Ильдар Зинурович Бикбаев, пожалуйста.                                           
                                                                                
БИКБАЕВ И. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассмотрев проект федерального      
закона № 514481-5 "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового    
кодекса Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает            
следующее. Рассматриваемый законопроект был разработан в целях систематизации   
доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц,           
перечень которых содержится в статье 217 части второй Налогового кодекса        
Российской Федерации, и принят в первом чтении 17 мая 2011 года. Однако в       
ходе совершенствования налогообложения положения законопроекта,                 
предусматривающие уточнение перечня доходов, освобождаемых от уплаты налога     
на доходы физических лиц, нашли отражение в принятых законах в 2011 году, в     
2012 году, в 2016 году, а также в принятом 22 сентября 2017 года в первом       
чтении законопроекте.                                                           
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по бюджету и налогам не рекомендует                
Государственной Думе принимать во втором чтении проект федерального закона №    
514481-5 "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса     
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ильдар Зинурович.                                
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить от фракций по мотивам? Нет.                
                                                                                
Ставлю на голосование: кто за то, чтобы отклонить проект федерального закона?   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              375 чел.83,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    375 чел.                                          
Не голосовало                  75 чел.16,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект отклоняется.                                                       
                                                                                

Заседание № 230

17.05.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 514481-5 "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уточнения перечня доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5468 по 6018 из 6633
Пункт 9 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О   
внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской      
Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской          
Федерации статс-секретаря - заместителя министра финансов Российской            
Федерации Сергея Дмитриевича Шаталова.                                          
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Дмитриевич.                                                  
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Правительство предлагает      
поправки в статью 217 Налогового кодекса, это налог на доходы физических лиц.   
Целью этого законопроекта является уточнение перечня доходов, освобождаемых     
от обложения налогом на доходы физических лиц, а также устранение неточностей   
и противоречий. Внесение этого законопроекта обусловлено необходимостью         
приведения в соответствие с судебной и правоприменительной практикой            
отдельных положений, которые сегодня имеются в законодательстве.                
                                                                                
Основная проблема состоит в том, что сегодня в пункте 1 этой статьи говорится   
о том, что от налогообложения освобождаются государственные пособия, за         
исключением пособий по временной нетрудоспособности и так далее, а также иные   
выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим               
законодательством. Вот эти самые иные пособия и выплаты как раз и создают       
трудности в правоприменительной практике. Для того чтобы разрешить эти          
проблемы и чтобы в то же самое время не потерялись все те льготы и              
преимущества, которые имеются сегодня у налогоплательщиков, законопроектом      
предусматривается исключить ссылку на отдельные те самые иные выплаты,          
которые сюда подпадают, и вместо этого аккуратно прописать все те выплаты,      
которые у нас не будут подпадать под налогообложение, одновременно решив        
несколько других технических вопросов.                                          
                                                                                
В связи с этим мне хотелось бы обратить ваше внимание на следующие моменты.     
Здесь появились ранее не поименованные: дополнительное (пожизненное)            
ежемесячное материальное обеспечение, установленное к пенсиям                   
законодательством Российской Федерации; аналогичные выплаты Героям Советского   
Союза и другим подобным категориям граждан; суммы государственной социальной    
помощи и социальной поддержки, оказываемой за счёт средств бюджетов разного     
уровня в соответствии с федеральными законами и указами Президента Российской   
Федерации; компенсационные выплаты, связанные с осуществлением физическими      
лицами ухода за нетрудоспособными гражданами. В законопроекте                   
предусматривается также освобождение от налогообложения сумм компенсаций,       
выплачиваемых работникам в результате несчастных случаев на производстве и      
профессиональных заболеваний, освобождаются от налогообложения все те выплаты   
в натуральной форме и денежные компенсации, которые связаны с тем, что          
работники заняты на работах с вредными или особо вредными условиями труда.      
                                                                                
Есть и определённые ограничения. В частности, сегодня исходя из норм            
законодательства в принципе не облагаются налогом выходные пособия, которые     
получают работники в соответствии с Трудовым кодексом. По большому счёту, это   
и так называемые золотые парашюты, которые могут выплачиваться в связи с        
особыми условиями договора, который заключается с работником. Предполагается    
ввести обязательный норматив - ограничение размера выходного пособия тремя      
средними месячными заработными платами.                                         
                                                                                
Отмечу ещё, что предлагается законодательно закрепить освобождение от           
обложения налогом на доходы физических лиц сумм оплаты стоимости проезда        
физических лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним      
районах, к месту отдыха и обратно. Это сегодня тоже одна из дискуссионных       
тем, и судебные решения есть самые разные по этому поводу.                      
                                                                                
Ну, и в заключение хочу отметить, что в последнее время появились, на мой       
взгляд, не совсем компетентные трактовки позиции, которую занимает              
правительство в отношении тех государственных пособий, которые выплачиваются    
беременным женщинам за своевременную постановку на учёт, а также после          
рождения ребёнка. Я хочу сослаться на то, что сегодня такие выплаты,            
освобождаемые от налогообложения, осуществляются в соответствии с Федеральным   
законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в этом законе    
восемь видов пособий, в частности и пособие по беременности и родам. Поэтому,   
когда говорится о том, что правительство каким-либо образом покушалось на       
такие пособия или предлагало облагать их налогом, это, скорее всего, просто     
неверное прочтение, недостаточная компетенция, ну, или не знаю, что ещё можно   
предположить по этому поводу.                                                   
                                                                                
Мы просим поддержать этот законопроект.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Дмитриевич. Присаживайтесь, пожалуйста.   
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Андрея          
Михайловича Макарова.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Михайлович.                                                  
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Сергей           
Дмитриевич очень подробно рассказал о содержании данного законопроекта, в том   
числе остановился на вопросах, которые стали предметом дискуссий, а точнее      
определённых инсинуаций, которые мы наблюдали в последнее время в прессе,       
поэтому я в данном случае не вижу необходимости в том, чтобы повторять ту же    
самую аргументацию.                                                             
                                                                                
Я хотел бы только сказать, что Комитет по бюджету и налогам поддерживает        
принятие данного законопроекта в первом чтении и предлагает Думе также его      
поддержать. Если у кого-то есть какие-то вопросы, мы готовы рассмотреть их      
все во втором чтении, при этом, я повторяю, никаких норм, требующих             
изменения, на самом деле не существует.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Михайлович, задержитесь на трибуне        
минуточку.                                                                      
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Вопросы есть, и много.                     
                                                                                
Прошу включить запись на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список записавшихся.                                      
                                                                                
Рохмистров Максим Станиславович, пожалуйста, ваш вопрос.                        
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
У меня вопрос такой, кстати, от комитета, к Министерству финансов. Понятно,     
что здесь уточняется перечень. Но сегодня у нас в ряде регионов складывается    
ситуация, когда один человек в семье работает, платит нормально подоходный      
налог с физических лиц, имея на своём иждивении достаточно большое количество   
детей и родителей, жену... собственно говоря, подушевой доход получается        
меньше прожиточного минимума. Не считаете ли вы возможным предусмотреть в       
данном законопроекте вот такую категорию граждан, которые действительно         
сегодня нуждаются в этих самых, пускай даже и небольших, деньгах?               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Дмитриевич.                            
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Я думаю, что это никак не может относиться к статье 217           
Налогового кодекса, которая говорит о тех типах доходов, видах доходов,         
которые не подпадают под налогообложение, освобождаются от налогообложения.     
Вопросы о многодетных семьях, вычетах на детей мы с вами рассматривали на       
прошлой неделе, это отдельный законопроект, он сейчас готовится в               
Государственной Думе ко второму чтению.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лекарева Вера Александровна, ваш вопрос.                                        
                                                                                
ЛЕКАРЕВА В. А. У меня вопрос к Сергею Дмитриевичу Шаталову.                     
                                                                                
Скажите, пожалуйста, вот вы перечислили восемь видов социальных выплат в        
соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам,       
имеющим детей". В то же время мы не услышали о единовременных социальных        
пособиях женщинам, ставшим в ранние сроки на учёт по беременности,              
единовременных выплатах, пособиях по рождению ребёнка и оплате                  
семидесятидневного отпуска по уходу за ребёнком родившей женщине. Вы вот под    
стенограмму нам скажите: они у нас освобождаются от налогообложения, так        
сказать, входят в этот законопроект или нет?                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Дмитриевич.                            
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Я вам с удовольствием повторю под стенограмму ровно то, что       
говорил с трибуны: они входят в соответствии с законом "О государственных       
пособиях гражданам, имеющим детей" в те восемь видов пособий, которые           
освобождаются от налогообложения. Ровно ту формулировку, которая                
предусмотрена законом, мы и использовали для того, чтобы в законопроекте        
отразить все эти обстоятельства.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Роднина Ирина Константиновна, ваш вопрос.                                       
                                                                                
РОДНИНА И. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
У меня очень короткий вопрос. Я со всем согласна, только вот один такой         
момент. От выплат освобождаются Герои Советского Союза, Герои России и полные   
кавалеры ордена Славы и члены их семей. Вот при чём тут члены семей?            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Дмитриевич.                            
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Это существующие нормы, которые есть в действующем законе. Мы     
даже не пытались здесь что-нибудь поправить. Если есть льготы членам семей      
Героев Советского Союза и государство выплачивает им какие-то пособия - а они   
у нас есть на самом деле, точно так же, как и выплаты членам семей полных       
кавалеров ордена Славы, - то эти выплаты освобождаются от налога.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Беляков Антон Владимирович, ваш вопрос.                                         
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Вы знаете, я просто не очень хорошо владею этой темой, поэтому хотел            
спросить: а каким образом у нас сейчас осуществляется налогообложение в том     
случае, когда вручаются государственные или негосударственные премии, не        
имеет ли это отношения к обсуждаемому вопросу?                                  
                                                                                
И отдельно хотел спросить о спортсменах. Если вы помните, у нас, например,      
олимпийцы или чемпионы мира тоже получают некие государственные, я не знаю,     
как это называется, премии, бонусы за победу. Раз уж мы говорим сейчас о        
государственных наградах, то вот эта категория граждан имеет какое-то к этому   
отношение или данные премии всё-таки облагаются налогом?                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Дмитриевич, пожалуйста.                            
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Если вы посмотрите на статью 217, то увидите, что там сегодня     
пятьдесят один пункт - это огромное количество всяких льгот и исключений.       
Если будет принят этот закон, этих пунктов станет пятьдесят два. В том числе    
здесь говорится и об освобождении от налогообложения призов и других выплат,    
которые получают олимпийские и другие чемпионы, победители спортивных           
соревнований - это тоже всё здесь предусмотрено.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич, ваш вопрос.                   
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Сергей Дмитриевич, вы, когда выступали, говорили, что    
позиция правительства следующая: мы защищаем в том числе и интересы             
беременных женщин, матерей и так далее - не будем трогать их льготы, не будем   
облагать их налогом. Но всё-таки позиция и закон - это разные вещи, а           
законодательство у нас противоречивое. Я прошу вас ещё раз почётче всё-таки     
сказать, потому что можно назвать по крайней мере два закона, которые           
противоречат друг другу. Во всяком случае можно так трактовать. Ещё раз         
говорю: позиция и закон - это разные вещи, поэтому повторите почётче, где       
прописаны эти льготы, вернее, не льготы, а где прописано, что наши женщины      
защищены от этих налогов?                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. С удовольствием повторю в третий раз. Есть закон, который         
называется "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". В этом        
законе прямо поименованы восемь видов таких выплат, государственных пособий.    
Ровно этой терминологией мы пользуемся в том законопроекте, который предложен   
вашему вниманию.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Михайлович, дополнение.                
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, я просто добавлю, что это закон от 19 мая      
1995 года № 81-ФЗ. Я понимаю обеспокоенность, которая возникла в связи с        
позицией людей, именующих себя докторами экономических наук, но вот если вы     
сравните название этого закона и текст нормы, с которой начинается статья       
обсуждаемого законопроекта, то вы увидите абсолютное, стопроцентное             
совпадение, поэтому никаких вопросов возникать здесь просто не может ни по      
закону, ни по толкованию.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Останина Нина Александровна, пожалуйста, ваш вопрос.                            
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Вопрос к Сергею Дмитриевичу.                                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Дмитриевич, чтобы избежать, как вы сказали, некомпетентной     
трактовки в том числе и данного законопроекта, не намерено ли правительство     
всё-таки уточнить пункт 1 статьи 217, учитывая не только необходимость          
унификации терминологии, но и необходимость прописать виды этих пособий, с      
тем чтобы закон был понятен, чтобы, взяв этот закон в руки, женщина понимала,   
что согласно данному закону она имеет право на получение определённого вида     
пособий?                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Дмитриевич, пожалуйста.                            
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. На мой взгляд, это опасный путь - чрезмерная детализация, тем     
более что есть федеральный закон, который, так сказать, покрывает все случаи.   
Но если вы дадите нам с бюджетным комитетом поручение найти наилучшее           
решение, чтобы снять любые опасения, я думаю, мы это сделаем.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Михайлович, дополнение.                
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемая Нина Александровна, к сожалению, в данном случае мы     
не можем поддержать эту позицию и я сейчас объясню почему. Сергей Дмитриевич    
аккуратно сказал, что это опасный путь. У нас с вами в Налоговом кодексе идут   
ссылки на нормы отраслевых законов. Если мы пойдём по предложенному вами пути   
в данном случае, то будет непонятно тогда, почему в других случаях мы           
ссылаемся на конкретные законы. А если мы начнём в Налоговом кодексе            
цитировать, фактически просто переписывая, все остальные законы, то             
получится, что нам придётся в Налоговом кодексе собрать всё остальное           
законодательство. Существует понятие законодательной техники, исходя из         
которой мы ссылаемся на действующую норму в законе, поэтому в данном случае,    
мы полагаем, в этом нет необходимости.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тараканов Павел Владимирович, пожалуйста, ваш вопрос.                           
                                                                                
ТАРАКАНОВ П. В. Уважаемый Сергей Дмитриевич, вот коллеги уже неоднократно       
вопрос поднимали, у меня есть такое предложение, дабы, может быть, не было      
неверного трактования данного закона: Министерству финансов следовало бы        
провести пресс-конференцию, собрать всех журналистов и разъяснить, как будут    
действовать нормы, потому что мы читаем страшные статьи - "Гони деньги,         
мать!" в "Московском комсомольце" и так далее, - которые нагнетают нездоровую   
атмосферу. То есть объяснить позицию прессе.                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Дмитриевич.                                                  
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо.                                                          
                                                                                
Мы на самом деле уже выступали, и неоднократно, с разъяснениями нашей           
позиции. Я думаю, что если она сегодня ещё раз будет подтверждена               
дополнительно и Государственная Дума это поддержит, то этого будет вполне       
достаточно. Но мы не против сделать ещё какое-нибудь заявление.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Михайлович.                            
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, я хочу просто напомнить историю с "МММ"        
Мавроди. Выступает министр финансов и говорит: "Не ходите туда, не верьте,      
жулики они", - народ ломится, выступает вице-премьер - народ ломится ещё        
больше. Давайте не будем ничего дополнительно опровергать, потому что, боюсь,   
в данном случае можем достигнуть обратного эффекта.                             
                                                                                
Я хочу сразу сказать, что от имени фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" мы сделали           
заявление для прессы, что ничего подобного закон не содержит. Более того, я     
глубоко убеждён, что в данном случае заявление, которое было опубликовано в     
прессе так называемым доктором экономических наук, свидетельствует о том, что   
либо он непрофессионал как доктор экономических наук, либо он профессионал      
как провокатор. Стоит ли нам на это обращать внимание?                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Присаживайтесь, пожалуйста.   
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Два    
выступающих у нас: Останина и Мизулина.                                         
                                                                                
Пожалуйста, Нина Александровна Останина, ваше выступление.                      
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! И всё-таки я    
не на стороне тех, кто объясняет причину вот такого негативного общественного   
резонанса, который сложился ещё задолго до внесения данного законопроекта в     
Государственную Думу, только некомпетентными трактовками, да ещё и              
непрофессионализмом журналистов. Наверное, всё-таки причина в другом, и         
сколько пресс-конференций ни проводили бы, сколько пресс-релизов ни выпускали   
бы, всё-таки это объясняется, наверное, недоверием к правительству. А           
породило это недоверие само правительство, потому что это уже не первый         
законопроект, когда под флагом внесения уточнений, приведения в соответствие    
наносится удар по наиболее незащищённым категориям населения, а именно по       
семьям с детьми.                                                                
                                                                                
Я напомню вам: когда здесь, в Государственной Думе, в конце прошлого года       
принимался закон об изменении порядка начисления декретных и пособия по уходу   
за ребёнком, то авторы этой законодательной инициативы в лице замминистра       
здравсоцразвития господина Воронина тоже уверяли, что женщины ничего не         
потеряют и суммы выплат останутся прежними. В итоге получилось, что в           
девятнадцати регионах люди вышли на пикеты, дважды пикеты будущих мам           
выстраивались у здания Минздравсоцразвития. И в конечном итоге мы, депутаты,    
очень неудобно чувствовали себя, когда вынуждены были вернуть закон ещё раз     
во второе чтение, внести поправки в этот закон, предложить так называемый       
переходный период на один год, чтобы вернуться к прежнему механизму выплат.     
                                                                                
Вот и на сей раз внесение поправок в статью 217 Налогового кодекса, повторяю,   
ещё до того, как законопроект поступил в Государственную Думу, сразу вызвало    
недоверие, потому что если сравнить два текста - текст действующего закона и    
предложенную новую редакцию законопроекта, - то действительно из новой          
редакции закона исчез целый ряд пособий по материнству, с которых не            
взимается подоходный налог. Я всё-таки для чистоты жанра зачитаю оба текста.    
Вот в действующей редакции говорится о том, что освобождаются от                
налогообложения государственные пособия, за исключением пособий по временной    
нетрудоспособности, включая пособия по уходу за больным ребёнком, а также       
иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим          
законодательством, при этом к пособиям, не подлежащим налогообложению,          
относятся пособия по безработице, беременности и родам. И в предложенной        
правительством редакции закона говорится, что не подлежат налогообложению       
"государственные пособия гражданам, имеющим детей, а также ежемесячные          
компенсационные выплаты, назначаемые и выплачиваемые физическим лицам,          
находящимся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх       
лёт, пособие по безработице, социальное пособие на погребение или возмещение    
стоимости услуг по погребению". Под госпособиями гражданам, имеющим детей,      
подразумеваются различные пособия по уходу за ребёнком.                         
                                                                                
Трудно не согласиться с разъяснением, которое дал и Сергей Дмитриевич, и        
Андрей Михайлович, более того, мы знакомы и с пресс-релизом, который            
выпустило Министерство финансов, и с комментариями Алексея Леонидовича          
Кудрина, который ссылается на статью 3 федерального закона № 81-ФЗ, где         
перечисляются все виды пособий, которые не подлежат налогообложению: пособие    
по беременности и родам, единовременное пособие женщине, вставшей на учёт в     
медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие     
при рождении ребёнка, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком. Но при этом     
ни Андрей Михайлович, ни Сергей Дмитриевич не сказали, что кроме закона №       
81-ФЗ от 1995 года есть ещё один федеральный закон, от 29 декабря 2006 года,    
"Об обязательном социальном страховании на случай временной                     
нетрудоспособности и в связи с материнством", где абсолютно те же материнские   
пособия тоже названы видом страхового обеспечения. Поэтому получается           
непонятно: со следующего года будут освобождаться от подоходного налога         
государственные пособия гражданам, имеющим детей, или виды страхового           
обеспечения? Потому что в обоих законах эти материнские выплаты определяются    
идентично. Минфин в данной ситуации своего слова не сказал.                     
                                                                                
Согласитесь, Сергей Дмитриевич, наверное, действительно не надо излишне         
детализировать закон, но ведь ссылки на 95-й закон в предложенном вами          
варианте сегодня тоже нет. Хорошо, не надо прописывать все виды пособий, но     
тогда сделайте ссылку на 81-й закон - вы же этого тоже не делаете. Поэтому      
здесь может быть только два прогноза. Если, действительно, вы согласитесь с     
нашим предложением и такую ссылку сделаете, то с этим законом можно             
соглашаться, мы будем его поддерживать, тем более что остальные позиции         
закона абсолютно не вызывают у нас сомнений и мы готовы их поддержать. Ну а     
если ситуация пойдёт по другому сценарию? Если сейчас, на первом этапе, как     
вы говорите, речь идёт только об уточнении тех видов пособий, которые не        
подлежат подоходному налогу, а на втором этапе произойдёт такая детализация в   
соответствующей законодательной базе, по которой будет определяться перечень    
госпособий, да ещё, как в 81-м законе, вот эта детализация будет содержать      
только определённые позиции, а остальные виды пособий, например пособие по      
беременности и родам или единовременное пособие при рождении ребёнка, будут     
считаться видами страхового обеспечения и с них будет взиматься налог, тем      
более что сообщество экономистов уже разделяет позицию о том, что необходимо    
действительно делить пособия на бюджетные и страховые, чтобы навести хоть       
какой-то порядок в системе российской социальной защиты... Что мешает сегодня   
правительству, Сергей Дмитриевич, всё-таки согласиться с нашим предложением и   
прописать в данном законопроекте ссылку на существующий уже закон № 81-ФЗ "О    
государственных пособиях гражданам, имеющим детей"? Я напомню, суммы этих       
пособий невелики. Речь идёт о пособии женщинам, которые встали на учёт в        
медучреждениях в ранние сроки беременности, и размер этого единовременного      
пособия составляет сегодня 438 рублей 87 копеек; о единовременном пособии при   
рождении ребёнка, размер которого составляет 11 703 рубля 13 копеек; о          
пособии по беременности и родам, размер которого сегодня должен быть равен      
ста процентам среднего заработка, но не более 38 562 рублей.                    
                                                                                
То есть те самые экономисты, в профессионализме которых вы усомнились,          
посчитали, что подоходный налог на эти виды пособий даёт примерно 12            
миллиардов рублей в год. Понятно, что эти деньги не пойдут в федеральный        
бюджет, подоходный налог идёт в региональные бюджеты, но это даёт возможность   
вашему министерству в таком случае сократить межбюджетные трансферты ровно на   
12 миллиардов рублей. Учитывая, что сегодня, вообще, плачевное состояние с      
демографической ситуацией в стране, я просто хочу отослать вас к сегодняшнему   
номеру журнала "Российская Федерация", к публикации заведующего кафедрой        
социологии семьи и демографии, где как раз современная политика называется не   
семейной, а антисемейной, поэтому возникает вопрос: мы как собираемся тогда     
пополнять наше российское население детьми? Ведь, согласно данным последней     
переписи, численность населения страны уменьшилась на 2,2 миллиона человек,     
только в 2010 году Россия потеряла 241 тысячу человек. И отсутствие внятной     
государственной стратегии в семейной демографической политике приводит к        
такого рода реакции на законодательные инициативы правительства.                
                                                                                
Поэтому я ещё раз, завершая своё выступление, хотела бы обратиться к Сергею     
Дмитриевичу. Сергей Дмитриевич, для того чтобы действительно была ясность и у   
нас, у депутатов, и, самое главное, у тех, на кого действие этого закона        
распространяется, скажите: не считаете ли вы целесообразным в предложенном      
вами варианте закона, где речь идёт о внесении изменений в часть первую         
статьи 217, ввести отсылочную норму на закон № 81-ФЗ от 1995 года "О            
государственных пособиях гражданам, имеющим детей", где прописать, что          
подоходным налогом не облагаются в том числе пособия по беременности и родам,   
о которых столь много споров было, когда стало известно о данной                
законодательной инициативе правительства?                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна.                              
                                                                                
По ведению - Кармазина Раиса Васильевна.                                        
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемая Надежда Васильевна, я предлагаю рассмотреть пункт     
10, поскольку время истекает, а также те законопроекты, которые идут по         
сокращённой процедуре.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, будут ли другие мнения по ведению     
сегодняшнего пленарного заседания? Согласны?                                    
                                                                                
Ставится на голосование предложение депутата Кармазиной рассмотреть пункт 10    
порядка работы Государственной Думы и восемь законопроектов по сокращённой      
процедуре.                                                                      
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Сокращённая процедура предусматривает доклад до трёх минут, без вопросов, без   
выступлений, один доклад по пяти законопроектам.                                
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 55 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              292 чел.64,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    292 чел.                                          
Не голосовало                 158 чел.35,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, депутат Мизулина Елена Борисовна, ваше выступление.                 
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Наша фракция поддерживает     
данный законопроект, потому что он на самом деле улучшает ситуацию,             
освобождая от налогообложения ряд пособий, которые касаются семьи и детей.      
Более того, законопроектом расширяется перечень такого рода компенсационных     
выплат, социальной помощи, компенсаций, связанных с проездом из районов         
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для оздоровления и отдыха.     
                                                                                
Вся шумиха, которая возникла вокруг законопроекта, может быть, создана          
искусственно, когда появились публикации, связанные с тем, что законопроектом   
якобы сокращается перечень государственных пособий, может быть, такого рода     
публикации связаны с незнанием действующего законодательства. Можно, конечно,   
каждый раз, когда мы употребляем какой-то термин (а все законы построены на     
терминологии, и термин в законе действительно имеет очень большое значение),    
помещать отсылки на соответствующие законы, где даётся расшифровка такого       
термина, но можно ли таким законом пользоваться? Представьте себе на минуту,    
что в каждом законе применительно к каждому термину будет даваться отсылка на   
другой закон. Смысл законотворчества и правоприменения состоит в том, что       
любая совокупность норм - это единый правовой комплекс и его просто надо        
знать, поэтому мы и обращаемся к адвокатам, к юристам, к специалистам, когда    
хотим воспользоваться какой-то нормой. Делать внутренние отсылки плохо и с      
точки зрения юридической техники, и просто так не принято.                      
                                                                                
Термин "государственные пособия гражданам, имеющим детей", который включило     
правительство, для любого юриста, который работает с этими законами, не         
вызвал никаких вопросов, потому что есть 1995 года закон № 81-ФЗ, который       
содержит чёткое определение понятия "государственные пособия гражданам,         
имеющим детей", и там все виды пособий единовременных и ежемесячных, в том      
числе единовременное пособие при постановке женщин на учёт в ранние сроки       
беременности. Никаких сомнений и разночтений при применении этого закона в      
последующем не будет и быть не может. Только в одном случае, когда не знаешь,   
где и в каком законе расшифровывается этот термин, могут возникнуть проблемы,   
но тем и отличается правоприменение, что каждый из терминов, которые там        
есть, и каждый из законов, с которым связано применение нормы, должны знать     
правоприменители. Это обязательное требование при назначении их на должности.   
                                                                                
Ещё раз хочу обратить внимание на то, что на самом деле этот законопроект       
содержит нормы, которые улучшают положение семей и детей, получающих разные     
выплаты, государственные пособия и компенсации, социальные выплаты, и никаких   
противоречий между 265-м законом, 81-м законом и вот этой поправкой в           
Налоговый кодекс, нет.                                                          
                                                                                
Поэтому мы полагаем, что законопроект, несмотря на то что он внесён             
правительством, в данном случае улучшает ситуацию, связанную с обложением       
налогами соответствующих доходов, а именно освобождает соответствующие доходы   
от налогообложения, он улучшает материальное положение семей, имеющих детей,    
он, в конце концов, восстанавливает справедливость, поскольку не будут          
облагаться налогом, например, компенсационные выплаты и пособия, связанные с    
потерей кормильца, выплаты, связанные с получением профессионального            
заболевания, государственная социальная помощь, и поэтому, конечно, за этот     
законопроект надо голосовать. И не надо бояться, что здесь есть какие-то        
ограничения. Их нет, просто произошло какое-то недоразумение.                   
                                                                                
Поэтому предлагаем и призываем проголосовать за данный законопроект.            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Борисовна.                                 
                                                                                
Полномочный представитель президента не желает высказаться, правительства -     
также. Заключительное слово требуется докладчику? Не требуется. Содокладчику?   
Также не требуется.                                                             
                                                                                
Уважаемые депутаты, в рамках "часа голосования" ставится на голосование         
проект федерального закона "О внесении изменений в статью 217 части второй      
Налогового кодекса Российской Федерации". Кто за данный законопроект? Прошу     
определиться голосованием.                                                      
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 01 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              365 чел.81,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   57 чел.12,7 %                                    
Голосовало                    422 чел.                                          
Не голосовало                  28 чел.6,2 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.