Заседание № 226
22.04.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 514279-5 "О ратификации Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4291 по 4580 из 8243
Пункт 24. О проекте федерального закона "О ратификации Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации статс-секретаря - заместителя руководителя Федеральной таможенной службы Чайки Константина Леонтьевича. Пожалуйста. ЧАЙКА К. Л., официальный представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной таможенной службы. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона о ратификации указанного договора, который был подписан 5 июля 2010 года в городе Астане главами государств. Целью данного договора является продолжение формирования нормативно-правовой базы Таможенного союза. Если говорить о положениях самого договора, то они направлены на определение порядка ввоза и вывоза физическими лицами наличных денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза. Так, в договоре предусматривается, что при единовременном ввозе или вывозе физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, декларирование указанной суммы не требуется. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что в действующем российском законодательстве данная сумма определена в 3 тысячи долларов США, при этом физические лица, если сами пожелают, могут задекларировать и сумму менее 10 тысяч долларов США. Ввоз или вывоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме. В случаях ввоза на таможенную территорию Таможенного союза или вывоза с этой территории физическим лицом наличных денежных средств и дорожных чеков перерасчёт в доллары США осуществляется по курсу, установленному в соответствии с законодательством страны, откуда вывозятся эти денежные средства. При таможенном декларировании денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, в пассажирской таможенной декларации указывается номинальная стоимость либо соответствующая сумма в валюте государств - членов Таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент. В случае отсутствия номинальной стоимости и невозможности определить сумму в валюте государств - членов Таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент, в пассажирской таможенной декларации указывается просто количество перемещаемых денежных инструментов. На основании статьи 10 данного договора, а также в соответствии со 101-м федеральным законом данный договор подлежит ратификации. Реализация договора не повлечёт дополнительных расходов из федерального бюджета. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Леонтьевич. Присаживайтесь. Содоклад от комитета сделает Анатолий Александрович Корендясев. КОРЕНДЯСЕВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! 25 марта мы здесь поддержали ратификацию соглашения о порядке перемещения товаров личного пользования в рамках Таможенного союза. Сегодня, как логическая связка, мы ратифицируем договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств или других денежных инструментов. Этот вопрос был внимательно рассмотрен в комитете. Мы полагаем, что подписание договора обусловлено необходимостью формирования правовой базы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС с учётом углубления экономической интеграции Российской Федерации с Беларусью и Республикой Казахстан. Мы продолжаем формирование единого порядка перемещения через таможенную границу Таможенного союза, и это, так скажем, один из инструментариев, который затронет, как мы уже ранее говорили, десятки миллионов людей, их настроения, их, так сказать, возможности свободно перемещаться по нашим пространствам. Ратификацию упомянутого договора поддерживают наши соисполнители - Комитет Госдумы по финансовому рынку и Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству. Следует отметить, что профильный комитет Совета Федерации также поддерживает концепцию законопроекта и ратификацию этого договора. Необходимо подчеркнуть, что ратификация этого международного договора в целом завершает формирование правового поля таможенного регулирования пересечения физическими лицами внешних границ Таможенного союза. Исходя из изложенного комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать рассматриваемый договор. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Александрович. Есть ли вопросы? Есть вопросы у депутата Селезнёва и у Медведева Юрия Германовича. Пожалуйста, ваш вопрос, Валерий Сергеевич. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо большое. У меня не один, а два вопроса. Первый вопрос. Объясните, пожалуйста, как будут действовать предполагаемые договором нормы в случае перемещения человека с территории Калининграда на основную часть территории Таможенного союза? Понятно, что ему надо будет пересекать Латвию, Литву, Эстонию или Польшу. И второй вопрос. Вы повышаете, насколько я понял, недекларируемую часть наличных денежных средств с 3 тысяч долларов до 10 тысяч долларов. Я вас смею уверить, что таких сумм у 99 процентов обычных, простых россиян нет, те же, у кого они есть, вывозят их цивилизованным способом, картами пластиковыми. Не кажется ли вам, что эта ратификация приведёт лишь к тому, что казахстанские эмигранты да белорусские челноки станут ещё больше вывозить средств из России? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос к кому? К представителю таможни? К представителю президента? Пожалуйста, Константин Леонтьевич. ЧАЙКА К. Л. Спасибо большое за вопросы. Первый вопрос, который вы задали, - о перемещении физическими лицами денежных средств и денежных инструментов через наш анклав, Калининградскую область, на основную часть территории Таможенного союза. Да, действительно мы с вами говорим о перемещении денежных средств через таможенную границу Таможенного союза. Учитывая то, что придётся осуществлять перемещение этих средств через другие, иностранные государства, эти средства необходимо будет декларировать при перемещении людей из Калининграда в Россию и обратно. Что касается повышения суммы наличных денежных средств либо дорожных чеков с 3 тысяч долларов США до суммы, эквивалентной 10 тысячам долларов США. Должен вам сообщить, что Федеральной таможенной службой в пунктах пропуска, там, где мы ведём соответствующий контроль, отслеживается значительное количество физических лиц, которые перемещают суммы свыше 3 тысяч долларов США, это примерно 20 процентов лиц, которые пересекают таможенную границу Таможенного союза. Если брать, так скажем, в численном эквиваленте, то это составляет несколько, а иногда и десятки миллионов человек. Поэтому людей, которые имеют при себе наличную иностранную валюту в сумме, превышающей 3 тысячи долларов США, значительное количество. Это во-первых. Во-вторых, имеются факты, когда физические лица перемещают денежные средства свыше 10 тысяч долларов США. Мы фактически еженедельно имеем такую статистику, примеры, когда физические лица перемещают через таможенную границу Таможенного союза денежные средства в размере по несколько миллионов долларов США в эквиваленте, и, конечно, мы не можем сегодня каким-либо образом запретить перемещать такие средства. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Да, добавьте, пожалуйста. КОРЕНДЯСЕВ А. А. Уважаемый Валерий Сергеевич, из Калининграда есть два пути. Воздушным транспортом - декларировать не требуется, полностью действует положение, о котором мы здесь сказали. Если ехать железнодорожным, когда присходит пересечение границы, то действует то, о чём пояснил представитель президента. Относительно челноков. Мы в прошлый раз, я упомянул 25 марта, докладывали: количество и качество товаров личного пользования пересекаются, там сумма не выше 1,5 тысячи евро, поэтому 10 тысяч - это касается только денежных инструментов, а товары и челноки будут в тех рамках, которые мы с вами ранее ратифицировали. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И вопрос Юрия Германовича Медведева, пожалуйста. МЕДВЕДЕВ Ю. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Любовь Константиновна. У меня вопрос к представителю президента, Константину Леонтьевичу. Я бы хотел, чтобы вы прокомментировали две статьи. В статье 1, части третьей, речь идёт о том, что данный договор не регулирует отношения, связанные с монетами из драгоценных металлов. Я хотел бы понять: какими-то другими документами регулируются эти отношения или вообще выпадают из правового регулирования монеты из драгоценных металлов? Второй вопрос касается статьи 6, пункта 3. Или у меня недостаточно образования или он написан настолько сложно, что его трудно понять. Кто является владельцем? В каких случаях он должен сообщать сведения об источниках наличных денег - когда он сам свои деньги провозит или когда как декларант использует? Вот эта скобка, по-моему, выбивается из логики понимания этой нормы. Прокомментируйте, пожалуйста. Спасибо. ЧАЙКА К. Л. Спасибо. Вопрос, касающийся перемещения драгоценных металлов, а также монет из драгоценных металлов, являющихся законным платёжным средством. Эти отношения регулируются соглашением о перемещении товаров физическими лицами, это соглашение было ратифицировано ранее. Там имеется соответствующее приложение, и в этом приложении имеются определённые нормы, которые регламентируют эту деятельность. Что касается статьи 6, пункта 3. Данная статья была сюда нами вставлена по одной простой причине: Российская Федерация ещё ранее взяла на себя обязательство по контролю за денежными средствами, которые перемещают физические лица в значительных суммах. Мы с вами теперь определяем, что значительной суммой является эквивалент 10 и выше тысяч долларов США. Предусматривается определённый контроль за этими средствами, то есть отслеживается источник их поступления и их перемещение, а также кем и для кого они перемещаются - это нужно в основном для того, чтобы определить цели и источники использования этих средств, определить, не направлены ли они на использование в террористической или криминальной деятельности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Анатолий Александрович. Есть ли желающие выступить? Есть один желающий - депутат Багаряков. С места будете выступать? Включите микрофон на рабочем месте. БАГАРЯКОВ А. В., фракция КПРФ. Спасибо. На мой взгляд, это очередная новелла, которая направлена на либерализацию нашего законодательства в плане возможности вывезти капитал, в том числе и наличные деньги, из нашей страны. Это происходит не просто так, правильно сказал представитель президента, таких граждан, которые вывозят деньги, уже миллионы. Почему они вывозят деньги? Потому что нет возможности вкладывать деньги в нашей стране, они не верят во вложения в нашей стране. Вспомним историю, 2002 год, когда в Государственной Думе были жаркие споры по поводу того, как вывозить капитал из страны. Было три варианта: первый вариант - 3 тысячи долларов, второй - 5 тысяч долларов и третий - 10 тысяч долларов. Представитель президента в Государственной Думе в то время Котенков выступал за жёсткое регулирование и декларирование тех средств, которые вывозятся в наличном виде из нашей страны, но его не поддержали. Я готов зачитать стенограмму, когда на заседании комитета выступали и сказали следующее, это говорил глава комитета... В своём выступлении - можно поднять стенограмму - Котенков, тогда представитель президента, говорил, что, если проголосовать за эту норму (мы всё-таки за неё проголосовали, речь идёт о 10 тысячах долларов, а потом этот закон остановил Совет Федерации), из страны вывезут все наличные деньги. Как сейчас помню, он говорил, что, если принять поправку Резника, из страны вывезут все наличные деньги, это я передаю дословно. Вот такая интересная штука. Прошло время, и мы видим, каких масштабов сегодня достиг вывоз капитала из нашей страны, - просто катастрофических масштабов. Мы вчера обсуждали доклад премьер-министра, который сказал, что ввезено было в страну прямых инвестиций 40 миллиардов долларов. Немного позже глава Центрального банка пояснил, что считается немного не так, считается сальдо ввезённых и вывезенных средств, а сальдо оказалось минусовое. То есть мы уже девять лет имеем вывоз капитала из страны, причём вывоз достигает десятков миллиардов долларов в год. Статистика Центрального банка какова? В 2007 году ввезли в страну 10 миллиардов долларов, а вывезли 30, в итоге сальдо минус 20 миллиардов. В среднем в страны дальнего зарубежья раньше вывозили по 10 тысяч долларов. И вот когда мы подняли статистику... Может быть, в ответном слове представитель президента прокомментирует, какова же статистика вывоза капитала, наличного капитала из страны? Если вы посмотрите декларации, данные таможенной службы, то увидите, что практически 99 процентов вывоза составляют суммы в 10 тысяч долларов, то есть люди не вывозят 5 тысяч долларов, 5,5 тысячи или 9,5 тысячи долларов, они вывозят максимально возможную сумму. Я уверен, если мы сделаем эту сумму не 10 тысяч долларов, а 100 тысяч долларов, люди будут вывозить ровно 100 тысяч долларов наличными, потому что вкладывать в стране некуда. Далее. Только за последние два года из страны вывезли 38 миллиардов долларов, причём 22 миллиарда долларов - в 2010 году, из них - внимание! - 10 миллиардов долларов вывезли в страны СНГ. Теперь же нам предлагают разрешить вывоз не только наличных денег, но также ещё и различных ценных бумаг, что ещё ухудшит эту статистику. Более того, а как же в дальнейшем странам Таможенного союза контролировать вывоз капитала? Совсем недавно, а точнее 15 марта, в Туле состоялся "круглый стол", который назывался "Двусторонние сопоставления статистических данных по денежным переводам". Так вот, к вашему сведению, не все страны Таможенного союза имеют такие сведения, в частности, например, Казахстан не имеет данных о том, как у них вывозится капитал. Часть стран имеет - Украина имеет, Белоруссия имеет, а Казахстан не имеет. А посмотрите, с кем граничит Казахстан, - со странами, которые потенциально способны поставлять наркосырьё в нашу страну. Таким образом, на наш взгляд, потенциально можно говорить о следующем: мы даём возможность вывозить в Казахстан 10 тысяч долларов на законных основаниях, Казахстан не ведёт такую статистику, мы у себя считаем, что деньги остались в Казахстане и либо вернутся, либо не вернутся, а они на самом деле ушли в далёкие страны. Мы вчера приводили данные, что в нашей стране за девять последних лет в результате операций с внешним миром утекло 506 миллиардов долларов, капитал вынужден утекать из страны и безналичным образом, и наличным образом, так сказать. Вот сегодня мы даём возможность этот поток ещё усилить. На мой взгляд, такое либеральное законодательство спорно. Мы, конечно же, с большим уважением относимся к нашему Таможенному союзу, к странам, входящим в него, но тем не менее над этим вопросом стоит задуматься. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы закончили обсуждение. Есть ли желание у докладчиков высказаться с заключительным словом? Нет. Выносим пункт 24 на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7050 по 7066 из 8243
Пункт 24, проект федерального закона "О ратификации Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза". Кто за принятие данного законопроекта? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 37 мин. 22 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Принято.