Заседание № 187

25.01.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 514154-8 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части оказания финансового содействия при реализации государствами - членами Евразийского экономического союза совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1400 по 1633 из 4714
Коллеги, переходим к рассмотрению 3-го вопроса. О проекте федерального закона   
"О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском           
экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части оказания финансового            
содействия при реализации государствами - членами Евразийского экономического   
союза совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности".            
Докладывает официальный представитель президента статс-секретарь -              
заместитель министра промышленности и торговли Виктор Леонидович Евтухов.       
                                                                                
ЕВТУХОВ В. Л., официальный представитель Президента Российской Федерации,       
статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли Российской     
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемые товарищи руководители Государственной Думы, уважаемые                 
коллеги-депутаты! Вашему вниманию представляется проект федерального закона     
"О ратификации  Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском          
экономическом союзе от 29  мая 2014 года в части оказания финансового           
содействия при реализации государствами - членами Евразийского экономического   
союза совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности". Данный     
протокол был подписан главами государств - членов ЕАЭС на заседании Высшего     
Евразийского экономического совета в городе Москве 25 мая 2023 года. Протокол   
о внесении изменений был подготовлен в целях обеспечения финансирования         
промышленных кооперационных проектов в Евразийском экономическом союзе. Он      
предусматривает наделение органов союза полномочиями по оказанию финансового    
содействия при реализации государствами-членами совместных кооперационных       
проектов в отраслях промышленности за счёт средств бюджета союза. Механизм      
финансового содействия рассчитан на пять лет с даты вступления в силу           
протокола с возможностью его пролонгации.                                       
                                                                                
В соответствии с данным протоколом объём средств в бюджете союза на очередной   
финансовый год определяется в процентном соотношении от ежегодной суммы         
поступлений в бюджеты государств-членов от специальных антидемпинговых и        
компенсационных пошлин. Размер указанного процентного соотношения и форма       
оказания финансового содействия утверждается опять-таки Высшим Евразийским      
экономическим советом. Такое решение Высшим советом уже принято, но оно         
вступит в силу только после того, как будет утверждён протокол.                 
                                                                                
Форма оказания финансового содействия - это субсидирование процентных ставок    
по кредитам и займам, выдаваемым международными и национальными финансовыми     
организациями. Размер - 10 процентов от общей суммы поступлений в бюджеты       
государств-членов от специальных антидемпинговых и компенсационных пошлин в     
финансовом году, который предшествует году утверждения бюджета ЕАЭС.            
                                                                                
Реализация протокола повлечёт за собой дополнительные расходы и будет           
осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в             
федеральном бюджете. На 2024 год - это пилотный проект - на цели оказания       
финансового содействия будет предусмотрено 1,7 миллиарда российских рублей.     
Размер долевого взноса Российской Федерации на указанные цели составляет 1,5    
миллиарда рублей.                                                               
                                                                                
Положение об отборе таких проектов утверждается евразийским межправсоветом.     
Основные критерии для участия в механизме финансового содействия - наличие в    
кооперационном проекте трёх и более участников из разных государств - членов    
ЕАЭС. Решение также уже принято, вступит в силу с даты вступления в силу        
протокола.                                                                      
                                                                                
При условии ратификации и вступления в силу протокола в 2024 году данный        
механизм будет запущен впервые, соответственно, это вообще первый механизм      
субсидирования проектов наднационального уровня в рамках промышленной           
политики в Евразийском экономическом союзе.                                     
                                                                                
Просьба поддержать данный документ.                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Леонидович. Присаживайтесь.               
                                                                                
С содокладом выступает Артур Борисович Таймазов.                                
                                                                                
ТАЙМАЗОВ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В прошлом году в Государственной    
Думе по инициативе Комитета Государственной Думы по делам СНГ, евразийской      
интеграции и связям с соотечественниками состоялись парламентские слушания на   
тему "О приоритетах российского председательства в Евразийском экономическом    
союзе в 2023 году", на которых настоящий протокол рассматривался как            
важнейший шаг к стимулированию промышленной кооперации в реальном секторе       
экономики в рамках ЕАЭС. В итоговых рекомендациях депутаты и участники          
слушаний отметили необходимость скорейшей ратификации этого протокола.          
                                                                                
Со своей стороны хочу отметить, что в нашем комитете проведена необходимая      
экспертная работа. Имеются положительные заключения Правового управления        
Аппарата Государственной Думы и комитета-соисполнителя - Комитета по            
промышленности и торговле. Реализация протокола повлечёт за собой               
дополнительные расходы, которые уже предусмотрены законом о федеральном         
бюджете.                                                                        
                                                                                
Белорусская и киргизская стороны ратифицировали настоящий протокол. Проект      
федерального закона соответствует положениям Договора о ЕАЭС и положениям       
иных международных договоров Российской Федерации. Принятие законопроекта не    
повлечёт признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия    
иных актов федерального законодательства.                                       
                                                                                
Исходя из изложенного комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать   
протокол в части оказания финансового содействия при реализации государствами   
- членами ЕАЭС совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности,    
что позволит реализовать потенциал ЕАЭС в условиях новых реалий.                
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Артур Борисович.                                 
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.                                        
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нилов Ярослав Евгеньевич.                                                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Виктор Леонидович, даже не вопрос, а просьба (я в конце   
обсуждения передам вам папку). Продолжают поступать в Государственную Думу      
депутатам обращения, которые касаются утилизационного сбора. После встречи      
руководителей фракций с президентом были внесены изменения в конце декабря в    
постановление, но всё равно остаются определённые вопросы, определённые         
моменты, которые нашим гражданам не позволяют уйти от этих баснословных сумм,   
миллионных сумм в виде утилизационного сбора. Просьба дать соответствующее      
поручение и рассмотреть. Здесь письма, которые за последнюю неделю поступили.   
Поток снижается, но проблема всё равно есть: граждане обращают внимание на      
тот перечень документов, который был упразднён в рамках постановления, это      
делает невозможным пользоваться льготой, как это было ранее. Спасибо.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
Вопрос Осадчий Николай Иванович задаёт.                                         
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Виктор Леонидович, понятно, что экономическая интеграция              
закономерна, необходима, актуальна и так далее. Будьте добры, приведите, если   
можете, несколько примеров таких планируемых инвестиционных совместных          
проектов, о которых идёт речь в нашем законопроекте.                            
                                                                                
ЕВТУХОВ В. Л. Николай Иванович, на самом деле, если вообще посмотреть           
количество проектов, которые реализуются на двухсторонней основе, ну,           
например, с нашими коллегами из Белоруссии, то там уже порядка 100, с           
Казахстаном - порядка 70. Пока трёхсторонних проектов нет, сейчас они в виде    
приблизительных, предварительных проектов поступают на рассмотрение. Там        
достаточно сложная процедура будет: обращаются в банк, потому что банк будет    
получать субсидию... Банков определено большое количество во всех странах,      
причём больше всего в Армении - 17 кредитных организаций. Потом от банка,       
если он нормально провёл аудит проекта и он подходит, он поступает в            
комиссию, в комиссии консультативный комитет, потом экспертная группа,          
которая составлена будет из представителей торгово-промышленных палат всех      
государств, и только потом будет уже утверждаться на Евразийском                
экономическом совете. Поэтому пока что это всё сырые проекты, потому что не     
было ещё принято решение о финансировании. Но надеемся, что таких проектов      
трёхсторонних (они, конечно, сложнее, чем двусторонние) будет появляться        
больше.                                                                         
                                                                                
Ну и я расскажу об основных требованиях к ним, которые существуют. Во-первых,   
это, конечно, модернизация, создание новых мощностей, это увеличение            
добавленной стоимости внутри государств-членов, обязательно должна быть         
экспортная направленность проектов, создание импортозамещающей продукции и      
так далее. И самое главное - должно быть соответствие требованиям, которые      
предъявляются к товарам, являющимся товарами Союзного государства.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Виктор Леонидович, мы, безусловно, поддержим принятие закона.         
Скажите, пожалуйста, Армения что, уведомила о том, что она не хочет работать    
в рамках союза? Или в чём причина, почему они задерживают ратификацию? Это      
первое.                                                                         
                                                                                
И второй вопрос. Утилизационный сбор  - это единственная возможность защиты     
нашего рынка, поэтому я думаю, что там всё нормально.                           
                                                                                
ЕВТУХОВ В. Л. Николай Васильевич, Армения, безусловно, не просто хочет, а       
очень хочет работать в рамках союза, ну, вы понимаете их резон, почему.         
Единственное, что в двух странах, как и у нас, документы находятся в            
парламентах и дальше тоже будут подписаны руководителями этих государств.       
Никаких проблем с документами нет, просто они формальную процедуру проходят,    
и всё.                                                                          
                                                                                
Что касается утилизационного сбора, я всё-таки, если позволите, коротко         
скажу. Я напомню, действительно было принято решение о том, чтобы увеличить     
сбор, и основная причина была в том, что, ну, я извиняюсь за такое грубое       
слово, хлам, который завозится из отдельных государств в виде автомобилей,      
серьёзным образом, конечно, влияет на экономику наших производителей. Этот      
утильсбор был 5 тысяч рублей. Так как норма была введена очень быстро, было     
много обращений, был принят такой грейс-период двухмесячный, по-моему, до 21    
декабря, когда можно было зарегистрировать машины, получить необходимые         
сертификаты, заплатить 5 тысяч рублей. Но те, кто поленился и не успел по       
каким-то причинам за два месяца это сделать, ну, к сожалению, они теперь        
попали в такую ситуацию, это небольшое количество людей. Но мы, безусловно,     
отработаем те письма, которые мне сегодня передадут.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Виктор Леонидович, ну, отбор проектов, прорывные события, интеграция - это      
цели, конечно, благие, хорошие и нужные, вы уже по поводу количества проектов   
сказали, что это десятки и даже сотни проектов, но у меня вопрос следующего     
характера. Предусмотрена ли какая-то ответственность для бизнесменов либо       
будет ли предусмотрена какая-то ответственность для бизнесменов, если,          
предположим, по тем или иным причинам проекты, которые будут получать           
субсидии, не будут реализованы, будет ли предусмотрен возврат этих субсидий?    
То есть, простыми словами, как государство будет защищать свои инвестиции?      
                                                                                
ЕВТУХОВ В. Л. Отвечу коротко, что, да, естественно, это предусмотрено. Но       
если подробно, то это просто достаточно большой документ, объёмный, где         
прописана в том числе и ответственность компаний, которые участвуют в этих      
проектах. И естественно, как я уже говорил, проекты будут проходить через       
очень серьёзное сито отбора, ну и полученные средства, безусловно, компании     
будут обязаны вернуть обратно в бюджет Союзного государства.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.                                      
                                                                                
Законопроект ставится на голосование.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 21 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              400 чел.88,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    400 чел.                                          
Не голосовало                  50 чел.11,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно. Спасибо.