Заседание № 19
11.04.2008
Вопрос:
О проекте федерального конституционного закона № 5140-5 "О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (по вопросу о назначении уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3278 по 3384 из 5847
Пункт 12, проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Государственная Дума Томской области просит рассмотреть вопрос без участия своего представителя. Доклад члена Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Михаила Васильевича Емельянова. Пожалуйста. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект, который вносит изменение в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Так как нет основного докладчика, вкратце скажу, в чём суть этого законопроекта. Наши коллеги из Государственной Думы Томской области предлагают, чтобы уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации назначались по предложению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Соответственно, в этом случае они становятся его представителями и меняется их статус. Этот законопроект имеет свои положительные и отрицательные стороны. Отрицательные стороны в заключении профильного комитета, который я в данном случае представляю, доказаны двумя аргументами. Первый. Комитет считает, что если авторы предлагают, чтобы уполномоченные по правам человека в субъектах назначались Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации с согласия соответствующих законодательных собраний, то и финансирование в этом случае должно быть федеральным, а не за счёт субъектов, что есть сейчас и что предлагают оставить авторы законопроекта. Сразу скажу, что этот вопрос неоднократно обсуждался в Государственной Думе на различных уровнях, и не только в Государственной Думе, и именно этот момент служит препятствием для принятия этого законопроекта. Авторы законопроекта это препятствие не устраняют. Другой аргумент, который приводит комитет в своём заключении: две трети субъектов Федерации выступают против этого законопроекта. Но, на мой взгляд, лично на мой взгляд, этот аргумент имеет определённый плюс, он в пользу этого законопроекта, поскольку то, что предлагают авторы, на деле усиливает независимость уполномоченного по правам человека от региональных властей, а усиление независимости, естественно, ведёт к более эффективной его работе и к более последовательной работе по защите прав граждан от произвола власти. Поэтому если взвешивать эти два аргумента (с одной стороны, финансовая составляющая, а с другой стороны - независимость), то, на мой взгляд, который в данном случае не совпадает с мнением комитета, вопрос независимости уполномоченного по правам человека в субъекте более важен. Однако комитет предлагает голосовать против этого законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Нет. Присаживайтесь, пожалуйста, Михаил Васильевич. Есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, очень плохо, что наши коллеги из Государственной Думы Томской области не сочли нужным представлять данный законопроект, особенно если учитывать тот факт, что докладчик Михаил Васильевич тоже не разделяет позицию комитета. Вы знаете, заключение комитета, которое нам раздали, просто не выдерживает никакой критики. Например, они пишут, что в отзыве администрации Брянской области говорится: "Считаем целесообразным не поддерживать данную законодательную инициативу, поскольку принятие законопроекта коренным образом меняет сложившуюся законодательно закреплённую практику..." И далее: во многих отзывах указывается, что, если в настоящее время субъекты Российской Федерации, вводя должность уполномоченного, используют своё право, то при предлагаемой редакции это будет обязанностью. Смотрите, какое нехорошее дело мы, оказывается, можем сделать, если обяжем их назначать уполномоченных по правам человека, наделяя их всеми теми же самыми полномочиями, которыми обладает и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации! Вот именно поэтому и пришло две трети отрицательных отзывов: конечно, им этого не надо. Зачем им нужен человек, который на территории субъекта Российской Федерации будет неприкосновенен, будет иметь право входить в кабинет любого начальника и выяснять: а почему, собственно, права той или иной группы граждан или конкретного человека нарушены? И вот такой отзыв, при всём уважении к комитету, я не могу считать нормальным и квалифицированным отзывом, потому что это, ещё раз говорю, показывает, во-первых, наше с вами отношение к правам человека на территории Российской Федерации, а во-вторых, отношение к законодательной инициативе из региона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, обсуждение состоялось. Ставится на голосование проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" в первом чтении. Требуется более трёхсот голосов для его одобрения. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 47 сек.) Проголосовало за 67 чел.14,9% Проголосовало против 42 чел.9,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 109 чел. Не голосовало 341 чел.75,8% Результат: не принято Отклоняется.