Заседание № 209
О проекте федерального закона № 513879-7 "О внесении изменений в статьи 34 и 40 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (по вопросу о поступлении на военную службу по контракту иностранных граждан).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 4-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 34 и 40 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (по вопросу поступления на военную службу по контракту иностранных граждан), третье чтение. Доклад Павла Сергеевича Дорохина. Пожалуйста, Павел Сергеевич. ДОРОХИН П. С., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по обороне представляет для рассмотрения в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 34 и 40 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Напомню, законопроектом предлагается уточнить, что иностранные граждане могут воспользоваться правом поступления на военную службу по контракту только один раз. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Соответствующий проект постановления имеется. Комитет по обороне рекомендует принять законопроект в третьем чтении. Уважаемые коллеги, просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, пожалуйста, по мотивам от фракций есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 34 и 40 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", 4-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 29 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 208
О проекте федерального закона № 513879-7 "О внесении изменений в статьи 34 и 40 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (по вопросу о поступлении на военную службу по контракту иностранных граждан).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 34 и 40 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Доклад Павла Сергеевича Дорохина. Пожалуйста. ДОРОХИН П. С., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект принят в первом чтении 22 января 2019 года. Напомню, законопроектом предлагается установить, что иностранные граждане могут воспользоваться правом поступления на военную службу по контракту только один раз. К законопроекту поступило всего три поправки, все они юридико-технического и лингвистического характера. Все поправки сведены в таблицу поправок № 1 и рекомендованы к принятию комитетом; поправок, рекомендованных к отклонению, нет. Правовое управление замечаний правового характера по законопроекту не имеет. Комитет Госдумы по обороне предлагает одобрить таблицу поправок № 1 и рекомендовать Госдуме принять указанный законопроект во втором чтении. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 42 мин. 17 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 309 чел. Не голосовало 141 чел.31,3 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 42 мин. 39 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 308 чел. Не голосовало 142 чел.31,6 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 180
О проекте федерального закона № 513879-7 "О внесении изменений в статьи 34 и 40 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (по вопросу о поступлении на военную службу по контракту иностранных граждан).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 34 и 40 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Доклад члена Комитета по обороне Павла Сергеевича Дорохина. Пожалуйста. ДОРОХИН П. С., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые товарищи! Предлагаю вашему вниманию проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 34 и 40 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Как вы знаете, в нашей стране большое внимание уделялось и уделяется поддержке развития обороноспособности в целом и Вооружённых Сил в частности. Данный законопроект направлен на то, чтобы в таком важном направлении, прежде всего при заключении контракта с гражданами зарубежных государств, имелась более чётко определённая документальная база. Предлагается более чётко сформулировать некоторые положения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Законопроектом предлагается установить, что иностранные граждане могут воспользоваться правом поступления на военную службу по контракту только один раз. С чем это связано? Напомню вам, что, когда в 2003 году принимался закон, предусматривающий поступление иностранных граждан на военную службу по контракту, одновременно вносились изменения в закон "О гражданстве Российской Федерации", которыми устанавливалась упрощённая процедура приобретения российского гражданства для иностранцев, проходящих не менее трёх лет военную службу по контракту. Это были два взаимосвязанных закона, направленные на решение проблемы комплектования Вооружённых Сил сержантами, старшинами, солдатами и матросами. И если следовать логике законодательства, то получается, что иностранный гражданин сначала заключает первый контракт о прохождении военной службы, затем приобретает российское гражданство по упрощённой процедуре и далее у него, как и у российского гражданина, появляется право на заключение нового контракта. Всё это в законе прописано, но тем не менее оказалось, что действующий закон не предусматривает для иностранных граждан каких-либо ограничений на заключение нового "первого" контракта спустя какое-то время. И наш комитет, Комитет по обороне, эксперты, обсудив это с представителями Министерства обороны, решили вот эту шероховатость, эту документальную неточность устранить. Одновременно законопроектом дополняется перечень лиц, приводимых к Военной присяге, военнослужащими, призванными на военную службу, поскольку в действующем законе, в действующей редакции используется понятие "поступивший на военную службу", а это понятие применимо только к военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы, но не к проходящим службу по призыву. Эту шероховатость тоже предлагается устранить. В Уставе внутренней службы, который был скорректирован, такого несоответствия терминологии нет. В итоге хочу сказать, что после наших обсуждений с экспертами Правовое управление Аппарата Государственной Думы, когда концепция была подготовлена, законопроект поддержало, концептуальных замечаний не имеет. Правительство законопроект поддержало. Когда он вносился нами, представители Комитета по обороне и практически большая часть депутатов всех фракций его тоже поддержали. Прошу депутатов Государственной Думы поддержать. Спасибо за внимание, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Павел Сергеевич, вот вы очень широко объясняли, но, может быть, до меня не дошло, в отличие от других коллег: всё-таки имеет право военнослужащий повторно заключить контракт для дальнейшего прохождения службы? ДОРОХИН П. С. После принятия нашего закона не будет иметь, если у него нет российского гражданства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Павел Сергеевич, правильно ли я понимаю вообще направление и конечную цель идеи, которая в этом законопроекте отчасти реализуется: мы движемся к тому, чтобы в Вооружённых Силах Российской Федерации вообще не было тех, кто не является гражданами Российской Федерации, в любом виде и качестве - контрактники, наёмные и так далее? Если это цель, то концепция чёткая и понятная. А если другая цель - ну, таким образом как-то мотивировать неграждан и чуть ли не навязывать им гражданство Российской Федерации, то это совсем другое. Вот если понятно, скажите, каким путём и к какой цели мы идём? ДОРОХИН П. С. Я вас понял. Когда принимался в 2003 году базовый закон, в который вносятся эти изменения, он имел целью привлечение на штатные должности сержантов, старшин, контрактников, специалистов в определённых областях, представителей зарубежных государств, в том числе тех стран СНГ, где у нас находились и находятся военные базы, например Таджикистана. Количество привлечённых по контрактам людей незначительное, но это точечное привлечение. Цель данного законопроекта - прежде всего документально подчистить это, чтобы не было возможности, как я уже говорил, привлекать повторно людей, не являющихся гражданами России, поскольку Вооружённые Силы - это Вооружённые Силы, и, проходя службу, военнослужащие оказываются причастны к определённым вопросам, связанным с гостайной, с определёнными знаниями. Цель этого законопроекта - усилить вот эту составляющую прежде всего. Как правило, только трёхлетний срок не является для граждан других стран самоцелью, у них заинтересованность в профессиональной военной службе с самого начала, и в этом отношении главная цель, естественно, и стимулировать их к получению нашего гражданства. То есть законопроект имеет две цели. Кроме того, чтобы убрать шероховатости, нужно, чтобы мы были в тех людях, которые допущены к гостайне, допущены к военным знаниям, уверены, то есть это должны быть граждане Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С. Павел Сергеевич, я правильно понял: вы выступаете как автор и как представитель Комитета по обороне? У меня к вам вопрос как к представителю Комитета по обороне: будет ли распространяться предлагаемая норма на сотрудников так называемых частных военных компаний? И вообще, когда у нас появится полноценное законодательство (или не появится?), регулирующее деятельность частных военных компаний? ДОРОХИН П. С. Я думаю, эта норма на частные военные компании не распространяется и к законодательству в этой сфере не относится. Я считаю, всё-таки здесь достаточно чёткое определение, которое относится к действующему законодательству о Вооружённых Силах, и поэтому просто считаю, что сейчас... Ну, концептуально я не могу на ваш вопрос отвечать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Емельянов Михаил Васильевич. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Павел Сергеевич, всё-таки не до конца понятна логика законопроекта. Если мы считаем иностранцев нежелательными элементами в нашей армии, то почему мы им даём возможность служить в армии первый срок? А если мы считаем, что они должны служить в нашей армии, то почему при заключении контракта вторично они уже обязательно должны быть гражданами? Если говорить о безопасности, то они, наоборот, были проверены в течение первого срока, и, если хорошо служили, тогда им можно дать шанс и на второй срок. Если речь идёт о привлечении их... о том, чтобы заставить их стать нашими гражданами, то тоже какое-то противоречие. Ну вот на базе в Гюмри служат армяне: они живут в Гюмри, они знают армянский язык, они оттуда не собираются уезжать - им что, надо отказаться от армянского гражданства, чтобы прослужить в нашей армии, а потом опять в армянское гражданство возвращаться? То есть логика, ну, честно, совершенно непонятна. ДОРОХИН П. С. У меня-то как раз вся логика перед глазами. Чтобы система набора по контракту была предсказуемая, мы должны быть уверены в тех сержантах, старшинах, тех контрактниках, которые на тот момент, когда были привлечены, имели иностранное гражданство. Но логика такая, что, привлекая специалистов туда, где у нас есть определённые недостатки, недочёты... Вернее, поскольку мы их привлекаем, мы должны быть более уверены в этих специалистах. Когда в 2003 году закон принимался, исходили именно из этого понимания, сейчас, ещё раз проанализировав, мы нашли эти шероховатости и решили их устранить. Всё, что я сказал, соответствует именно этой логике. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Митина Елена Анатольевна. МИТИНА Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Павел Сергеевич, вот в соответствии с данным законопроектом у нас вводится для иностранных граждан ограничение - служить по контракту один раз. Скажите, а вообще у нас есть какие-то ограничения по родам, по видам войск, по воинским частям, где могут служить иностранные граждане, или они могут заключать контракт на службу в любых наших войсках? ДОРОХИН П. С. Это определяется решением Министерства обороны. То, что можно сказать в открытом режиме, я говорю в открытом режиме, а что касается привлечения именно по видам и родам войск, это определяется в конкретных случаях инструкцией Министерства обороны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Драпеко Елена Григорьевна. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Прошу прощения, я не смогла записаться, не успела. У меня вопрос чисто технологического порядка. Если гражданин, отслужив свой контрактный срок, хочет вступить в российское гражданство, имеет ли он возможность продлить пребывание на контрактной службе, если ещё не получен ответ о его вступлении в наше гражданство? То есть может ли случиться так, что срок контракта истёк, а он до сих пор не вступил в российское гражданство в связи с просто технологическими параметрами нашей службы? ДОРОХИН П. С. Технологически предусматривается... Регламент такой: в процессе прохождения первого трёхлетнего срока по контракту военнослужащий иностранного государства должен обратиться и обращается - естественно, прилагается ходатайство Министерства обороны, управления кадров, - с просьбой о получении им гражданства перед завершением контракта на трёхлетний срок. Если такого не произойдёт, соответственно, он не сможет продолжить службу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет. Представители президента и правительства? Нет. Докладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 34 и 40 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 51 мин. 45 сек.) Проголосовало за 332 чел.73,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел.26,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении.