Заседание № 190
О проекте федерального закона № 513799-7 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части продления до 1 сентября 2019 года срока выполнения особых условий осуществления образовательной деятельности в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
6-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Вячеслав Алексеевич Никонов. НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Иван Иванович, дорогие друзья, уважаемые коллеги! Скоро мы отметим пятилетие воссоединения с Крымом. Все эти годы шла активная работа, которая позволила вывести образовательную систему Крыма по большинству параметров на те горизонты, которые мы планировали для нашей образовательной системы и которые вчера обозначил президент Путин в своём послании Федеральному Собранию. Выводили и вывели, но почти, приблизительно на 98,5 процента, потому что ещё 1,5 процента образовательных организаций Республики Крым не смогли получить лицензию, аккредитоваться, как наши стандартные образовательные организации, прежде всего по причине несоответствия санитарно-эпидемиологическим нормативам, несмотря на то что Российская Федерация десятки миллиардов рублей вложила в совершенствование этих образовательных организаций, - Украина довела школы, детские сады, вузы до ручки. Конечно, эта работа должна быть завершена, но мы на эту работу выделим ещё несколько месяцев, до 1 сентября 2019 года. Сегодня Климкин, министр иностранных дел Украины, заявил, что за прошедшие пять лет Крым стал гораздо более украинским, и сегодня лозунг "Крым - это Украина!" звучит там гордо, и это дело надо довести до конца. Я советую министру иностранных дел Климкину лично приехать в Крым, в Севастополь и лично довести это дело до конца - правда, я не знаю, чей это будет конец. А что касается законопроекта, то я предлагаю принять его в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Алексеевич. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 43 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 189
О проекте федерального закона № 513799-7 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части продления до 1 сентября 2019 года срока выполнения особых условий осуществления образовательной деятельности в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым; принят в первом чтении 6 февраля 2019 года с наименованием "О внесении изменений в части 4 и 5 статьи 4 Федерального закона от 05.05.2014 № 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Вячеслав Алексеевич Никонов, пожалуйста. НИКОНОВ В. А. Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, дорогие друзья, уважаемые коллеги! На рассмотрение во втором чтении выносится законопроект, которым продлевается до 1 сентября 2019 года возможность получения лицензии, аккредитации образовательными организациями в Республике Крым, что необходимо в связи с реалиями на земле и неготовностью ряда образовательных организаций к получению лицензии в настоящее время, тогда как регистрироваться, в том числе для проведения ЕГЭ, нужно уже сейчас. Комитет предлагает принять таблицу поправок № 1, в которую включены четыре поправки юридико-технического характера; таблица поправок № 2 отсутствует. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 16 мин. 50 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект закона во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 17 мин. 14 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон включите, пожалуйста. НИКОНОВ В. А. Прошу включить законопроект в порядок работы на 21 февраля, четверг, для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Заседание № 184
О проекте федерального закона № 513799-7 "О внесении изменений в части 4 и 5 статьи 4 Федерального закона от 05.05.2014 № 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части продления до 1 сентября 2019 года срока выполнения особых условий осуществления образовательной деятельности в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в части 4 и 5 статьи 4 Федерального закона от 05.05.2014 № 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Константин Михайлович Бахарев. БАХАРЕВ К. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Концепция предлагаемого вашему вниманию законопроекта направлена на пролонгирование переходных условий в сфере образования на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя в части продления сроков признания образовательных организаций имеющими лицензию и государственную аккредитацию по соответствующим основным образовательным программам до 1 сентября 2019 года. Напомню, что в июле 2016 года депутаты Государственной Думы шестого созыва установили срок действия переходных условий - до 1 сентября 2018 года. За истекший период проведена большая работа по осуществлению лицензирования и государственной аккредитации образовательных организаций Республики Крым и Севастополя: два с половиной года назад лишь каждая третья из них имела лицензию, по состоянию на сегодня - 1117 из 1132, то есть 98,7 процента, образовательных организаций в Республике Крым получили лицензию на осуществление образовательной деятельности, в том числе дошкольные образовательные организации - 401 из 415, это 96,6 процента, общеобразовательные организации - 544 из 545, это 99,8 процента, организации дополнительного образования - 135 из 135, 100 процентов, и организации среднего профессионального образования - 37 из 37, тоже 100 процентов. Свидетельства о государственной аккредитации получили 570 образовательных организаций, это 97,9 процента. Вместе с тем на сегодняшний день 15 образовательных организаций Республики Крым не имеют лицензии на осуществление образовательной деятельности в связи с получением отрицательных заключений органов Роспотребнадзора. В этих организациях обучается 1290 человек, в том числе 900 воспитанников в 14 дошкольных образовательных учреждениях и 390 учащихся в средней школе № 18 с крымско-татарским языком обучения в городе Евпатории. Для устранения нарушений, указанных в заключениях органов Роспотребнадзора, данным учреждениям необходимо более 500 миллионов рублей. В настоящий момент в рамках федеральной целевой программы социально-экономического развития Республики Крым и города федерального значения Севастополя заканчивается строительство трёх капитальных и установка двух модульных детских садов, ведётся реконструкция одного учреждения, и ещё два дошкольных образовательных учреждения устранили нарушения санитарно-эпидемиологических норм и подали повторное заявление в органы Роспотребнадзора. Во многом похожая ситуация сложилась в Севастополе, где также не все образовательные организации успели получить лицензии в предусмотренный федеральным законодательством срок, то есть до 1 сентября прошлого года. В связи с этим представляется целесообразным пролонгировать срок действия переходных условий в сфере образования на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 сентября 2019 года. Это позволит завершить комплекс мероприятий по модернизации материально-технической базы образовательных организаций в новых субъектах с целью их доведения до федеральных норм и стандартов. На основании изложенного прошу, коллеги, поддержать концепцию предлагаемого вашему вниманию проекта федерального закона и принять его в первом чтении. Кроме того, прошу в проекте постановления Государственной Думы по рассматриваемому вопросу установить срок направления в профильный комитет поправок к указанному законопроекту ко второму чтению не 30 дней, а 5 дней, это позволит ускорить его рассмотрение. Благодарю за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Вячеслава Алексеевича Никонова. НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, дорогие друзья, уважаемые коллеги! Вот уже почти пять лет прошло с тех пор, как Крым вернулся в родную гавань. Тогда мы принимали закон об интеграции образовательной системы Крыма и Севастополя в российскую образовательную систему, и в тот момент у нас не было ни одной аккредитованной и ни одной лицензированной образовательной организации в Крыму. Ни одна из образовательных организаций Крыма не соответствовала нашим образовательным стандартам, естественно, и ни одна из них, почти ни одна, не соответствовала санитарно-эпидемиологическим стандартам. Сегодня мы действительно можем говорить, считаю, о нашем огромном достижении: сейчас уже 99 процентов образовательных организаций лицензированы, аккредитованы, ведут образовательную деятельность в соответствии с нашими стандартами, а дети будут сдавать уже в массовом порядке единый государственный экзамен, что было абсолютно невозможно несколько лет назад, потому что то, что мы застали в Крыму в образовательной системе, можно назвать только одним словом - "разруха". Я представляю, что сейчас творится на остальной территории Украины, - это просто несопоставимо с российской образовательной системой! Да, работа проделана огромная, но получился один небольшой казус. На мой взгляд, не так страшно, что какие-то дети сейчас ходят в неаккредитованный детский сад, гораздо хуже, что есть школьники, которые, к сожалению, из-за этого не смогут сдать ЕГЭ, и именно из-за этого, собственно, и вносится законопроект, который продлевает срок приведения в соответствие всем требованиям с 1 сентября 2018 года до 1 сентября 2019 года. У меня нет ни малейших сомнений, что за оставшееся время всё будет приведено в соответствие, тем более что на днях была обнародована программа социально-экономического развития Крыма, по которой Крыму выделяется гораздо больше денег, чем надо для того, чтобы привести в соответствие оставшийся 1 процент детских садов. Почему авторы законопроекта просят сократить время подачи поправок? По той причине, которую я уже назвал: если мы затянем этот вопрос на месяц, то дети просто не смогут записаться на сдачу ЕГЭ. Комитет поддерживает принятие законопроекта в первом чтении и сокращение срока подачи поправок. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Шперов Павел Валентинович. ШПЕРОВ П. В., фракция ЛДПР. У меня вопрос к Константину Михайловичу. Константин Михайлович, ну, знаете, наша Родина тратит огромные средства на восстановление инфраструктуры Крыма, которая была разрушена во время украинской оккупации. Вот я сейчас держу перед собой список учебных заведений, у которых есть проблемы: третья часть из них расположена в Сакском районе, то есть очень большая неравномерность. У меня возникает вопрос: а органы государственной власти данного района будут нести какую-то ответственность за срыв программы? И не кажется ли вам, что их действия направлены на подрыв авторитета органов государственной власти Российской Федерации и, может быть, являются проукраинскими, антироссийскими по своей сути? Будем ли мы принимать какие-то меры по отношению к данным чиновникам? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Бахареву. Пожалуйста. БАХАРЕВ К. М. Спасибо, Павел Валентинович, за вопрос. Я не стал бы так выделять Сакский район, потому что другая треть детских садов, не получивших лицензию, находится в Джанкойском районе, ну и, соответственно, оставшиеся 30 процентов приходятся на Ленинский район. Нет, это связано с тем, что Сакский, Ленинский и Джанкойский районы - самые большие по территории районы и там самая большая сеть образовательных организаций, это касается и школ, и детских садов. Соответственно, потребность в реконструкции этих садов, потребность в доведении их до федеральных норм и стандартов выражается в значительно больших суммах финансирования, чем, скажем, по соседним районам, где детских садов гораздо меньше. Мне кажется, что здесь нужно не о персональной ответственности руководителей говорить, тем более что в некоторых районах они за эти пять лет уже поменялись, а в первую очередь постараться нам всем за оставшееся до 1 сентября время завершить начатую работу, чтобы к 1 сентября 2019 года все эти детские сады и евпаторийская школа уже имели российские лицензии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Да. Включите режим записи. Покажите список. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Я прошу поддержать этот законопроект по следующим соображениям. Мы все помним, что мы в ответе за тех, кого приручили. Мы все здесь голосовали за воссоединение Крыма с Россией и, естественно, должны сделать так, чтобы заявление о том, что никому в Крыму от воссоединения не станет хуже, а всем станет лучше, было реализовано. Хочу заметить, что я, как человек, который выступал за воссоединение России с Крымом ещё тогда, когда это было запрещено, с 1990 года и в период большого договора с Украиной, общаюсь с крымчанами, в том числе с работниками крымской системы образования. Коллеги, наряду с тем, что подавляющее большинство из них, конечно, были и остаются сторонниками того, чтобы Крым был российским, надо понимать, что там существуют некоторые проблемы. Я позволю себе назвать только две. Проблема первая. Очень хорошо, что на Крым выделены деньги в новом национальном проекте, но при этом мы должны понимать, что если посмотреть правительственные доклады, в которых, в частности, анализируется уровень заработной платы учителей по регионам, то можно заметить, что Крым и Севастополь там обычно оказываются в нижней половине так называемой турнирной таблицы. Так исторически сложилось, надо эту историческую, с нашей точки зрения, несправедливость, выправлять. Проблема вторая. Крымские учителя и директора школ были в лёгком шоке от той системы документации, с которой они столкнулись, когда Крым воссоединился с Россией. Но это уже проблема не только Крыма, это проблема всей нашей страны. Для того чтобы Крыму в России было хорошо, надо, чтобы и образованию в целом в России было хорошо. И несмотря на поручение президента, который неоднократно требовал разбюрократизации образования, несмотря на работу специальной комиссии во главе с уважаемым Вячеславом Алексеевичем, которая, на мой взгляд, вынесла очень серьёзные рекомендации, по нашим ощущениям, процесс бюрократизации в образовании всё-таки превалирует над процессом дебюрократизации. Пока сломить эту тенденцию нам не удалось, и надо, чтобы мы её ломали не только в Крыму, но и в целом по России. И последнее, коллеги. Помимо того что в Крыму, естественно, люди должны завершить процессы лицензирования и аккредитации, там пока действует система выбора между классической формой экзамена и единым госэкзаменом, которая мне, например, вообще представляется более правильной, чем действующая у нас по стране. Давайте дадим возможность сохранить и эту систему, в частности. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента желает выступить? Нет. Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона под пунктом 8 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 47 мин. 47 сек.) Проголосовало за 424 чел.94,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 425 чел. Не голосовало 25 чел.5,6 % Результат: принято Принимается.