Заседание № 231
18.05.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 513624-5 "О дополнении статьёй 50-1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (о мерах по повышению сохранности золотовалютных резервов Банка России).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4280 по 4828 из 6632
Как мы договорились сегодня утром, после этого законопроекта мы рассматриваем пункт 24. "О дополнении статьёй 50-1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Докладывает депутат Багаряков. БАГАРЯКОВ А. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня мы, наша фракция, представляем вам законопроект о наших золотовалютных резервах. На протяжении многих веков платёжеспособность государства определялась очень просто: количеством золота в казне страны. Эти резервы каждой стране нужны были для того, чтобы расплачиваться по внешним долгам, закупать продовольствие в случае неурожая, а также оборудование и промышленную продукцию. После Второй мировой войны согласно Бреттон-Вудскому соглашению осталась только одна валюта, напрямую привязанная к золоту, - доллар США, который стал выполнять роль ключевой валюты. Для всех остальных валют был установлен фиксированный курс по отношению к ключевой валюте. Для доллара США был установлен золотой стандарт - 35 долларов на одну тройскую унцию. В итоге доллар США стал преобладающей мировой валютой, которую стали накапливать другие страны в своих резервах, по факту ставших золотовалютными. Однако такая система существовала недолго. Несмотря на то что в середине ХХ века США контролировали 70 процентов мирового запаса золота, они напечатали намного больше долларов, чем следовало из золотого стандарта. И один конгрессмен как-то по этому поводу заявил: "Мы печатаем доллары быстрее, чем арабы качают нефть". Исходя из сегодняшних реалий, эту фразу можно было бы немного по-другому сказать, например, так: "Российский Центральный банк складирует доллары в резервы американские быстрее, чем наши отечественные компании качают нашу нефть". В США эти необеспеченные деньги шли на развязывание различных войн, модернизацию их экономики, поддержание уровня жизни простых американцев и вывод его на другую совершенно ступень. Во второй половине 60-х годов долларов в обращении стало намного больше и отдельные страны стали требовать у США обмена накопившихся долларов на золото по установленному ранее курсу. Очень быстро золотой запас США сократился вдвое. В итоге 15 августа 1971 года президент Никсон объявил о фактическом дефолте США. Страна отказывалась обменивать их бумажные доллары на золото. Бреттон-Вудская система рухнула, оставив после себя плавающие валютные курсы. В этих условиях многим странам стало гораздо труднее сохранить покупательную способность своих резервов, которые по большей части состояли из долларов. Мудрее всего поступили те же США, Франция, Германия, Италия и некоторые другие страны: там доля золота в их резервах составляла свыше 70 процентов. Почему центробанки ведущих западных стран предпочитали хранить резервы в золоте, нетрудно понять из графика: рост стоимости этого металла за последние сорок лет, то есть цена золота за сорок лет выросла в сорок раз, а за последнее десятилетие выросла в пять раз. Это так, немного истории. А теперь что касается законопроекта. Одной из важнейших задач Центрального банка согласно закону является эффективное управление золотовалютными резервами, однако ни критериев управления, ни уровня допустимого риска при управлении резервами в законе "О Центральном банке..." не содержится. Более того, из закона непонятно, какой вообще уровень резервов обязан Центральный банк поддерживать, и поэтому Центральный банк это понимает по-своему: чем больше, тем лучше. Российский Центробанк публикует сведения о доходности от инвестирования валютных резервов с 2004 года. За семь последних лет суммарная доходность от инвестирования золотовалютных резервов составила 24,5 процента. Для сравнения: доходность от вложения в золото за тот же период времени составила 237 процентов, или в десять раз выше. Можно привести ещё одно сравнение, чтобы вам было понятно. Если бы мы, продав 1 баррель нефти в 2004 году, деньги вложили в наши золотовалютные резервы, то сегодня мы могли бы на эти деньги, с учётом дохода за семь лет, купить лишь только 40 процентов барреля. Если вернуться в 2009 год, то мы вспомним, что МВФ в то время имел в своих резервах 400 тонн золота, и была инициатива золото продать. В отличие от нас, которые инвестировали в американские бумажные активы, некоторые страны, такие как Индия, купили это золото. Индия купила, напомню вам, 200 тонн этого золота, и в итоге она заработала в разы больше, чем мы с вами. Даже небольшая страна Маврикий умудрилась купить часть этого металла у МВФ в отличие от нас. А российский Центробанк в условиях, когда США уже вовсю запустили печатный станок и тренд роста стоимости товарных активов стал очевидным, почему-то продолжал складывать наши резервы в бумажные облигации. К слову, Банк России за последние два года получил доход суммарно от долларовых активов чуть больше 1 процента. Эти примеры наглядно показывают, что управление золотовалютными резервами осуществляется на таком, не очень высоком уровне. Дальше. Оценка рисков инвестирования в ценные бумаги иностранных государств, а эти бумаги... Вот я вам просто покажу диаграмму, как инвестируются наши золотовалютные резервы. Тёмным показано инвестирование наших резервов в золотовалютные резервы, то есть более 90 процентов наших резервов инвестируется в золотовалютные резервы. Так вот, Центральный банк ориентируется в первую очередь не на объективные показатели стран - эмитентов бумаг, такие как уровень государственного и внешнего долга по отношению к ВВП, темпы экономического роста и дефицит бюджета, а на оценки международных рейтинговых агентств, таких как "Мудис" и "Фич", которые, как правило, сильно отстают от реального состояния дел. И на примере Греции мы видим, что они предсказали дефолт Греции буквально за несколько недель до того, как он фактически случился. Мы внесли закон, который учитывает объективные показатели стран - эмитентов бумаг при инвестировании наших золотовалютных резервов. Мы предлагаем в условиях нарастающих рисков в мировой финансовой системе, в первую очередь связанных с кризисом суверенного долга, создать механизмы, направленные на защиту золотовалютных резервов от обесценивания в связи с неспособностью эмитентов государственных ценных бумаг в полном объёме выполнять свои обязательства, а именно: Центральному банку вменяется в обязанность прекратить покупку государственных ценных бумаг стран, имеющих долг свыше 100 процентов ВВП, и продать в трёхмесячный срок бумаги тех стран, долг у которых превышает 120 процентов ВВП. Я хочу сказать противникам этого закона, что мы проанализировали работу большинства европейских и мировых центральных банков, в том числе и китайского, и индийского, и во всех этих банках подобные критерии существуют. Я хочу также удивить наших оппонентов, что так работает весь мир, и Европа в том числе. В Европе согласно пакту о стабильности и росте, который подписали семнадцать европейских стран, допустимым признаётся долг в размере 60 процентов ВВП, туда можно инвестировать европейским странам. То есть у них такой параметр есть, и он находится на уровне 60 процентов. Так вот, мы проанализировали все эти законы в этих странах, и для нашей страны с её спецификой сделали свой вывод: уровень долга в 120 процентов, то есть вдвое выше обозначенного, - это уже опасно. Греция, как я уже говорил, набрала такой объём долга к началу 2010 года, - и всего через несколько месяцев последовал дефолт. Другие страны, за исключением Японии, ещё не достигли указанной планки, но зачем нам держать резервы в бумагах этих стран, нам непонятно. Противники нашего закона нам приводят в пример Японию, говоря, что якобы в Японии самый большой внешний долг по отношению к ВВП. Действительно, в Японии внешний долг составляет 225 процентов ВВП. Страшнейшая цифра! Но если разобраться, что собой представляет этот долг, то мы выясним, что лишь только 7 процентов этого долга принадлежит иностранным участникам, 93 процента внешнего долга Японии - это долги, купленные пенсионным фондом, Банком Японии и так далее. То есть японцы сами себя финансируют, покупая свои долговые обязательства, лишь только 7 процентов иностранцы имеют в бумагах Японии. Так вот, исходя из этого, из специфики японского ведения дел, доходность по бумагам у них составляет примерно 0 процентов и доходность пенсионных накоплений в Японии составляет 0 процентов. Я думаю, для нас это не подходит, у них инфляция там совершенно другая. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) БАГАРЯКОВ А. В. Кому не нравится лекция, может выйти и послушать что-нибудь другое тогда. Далее. В некоторых странах в условиях дефицита бюджета прибегают фактически к монетизации государственного долга путём покупки государственных облигаций своими центральными банками. Если объём подобных программ сопоставим с размером денежной базы в стране и составляет, к примеру, 30 процентов от этой величины, то в первом приближении пропорционально уменьшается покупательная способность этой валюты. В США, где госдолг пока ещё меньше 100 процентов от ВВП, тем не менее в рамках действующей программы выкупа бумаг свыше 70 процентов дефицита госбюджета финасируется за счёт эмиссии Федеральной резервной системой. И как следствие этого, 18 апреля этого года крупнейшее международное рейтинговое агентство дало негативный прогноз рейтингу США, который, я напомню, не снижался у Америки аж с 1941 года, семьдесят лет рейтинг США был высоким. 20 апреля премьер-министр России Путин в ходе отчёта правительства у нас здесь, в Государственной Думе, уделил этому факту особое внимание. Я процитирую его слова: США включили печатный станок, скупают гособлигации и раскидывают эти деньги на весь мир. Любому грамотному финансисту будет очевидно, что такая валюта не может долго быть резервной, поскольку стремительно обесценивается. И нам непонятна логика ни Минфина, ни Центрального банка, упорно не желающих навести элементарный порядок в инвестировании наших золотовалютных резервов не на уровне миллионов инструкций, а на основании одного грамотного федерального закона. Удивительно, что на столь актуальный законопроект правительство в лице Минфина так и не удосужилось дать свой отзыв. У нас это тоже вызывает озабоченность, у нас возникает такая мысль: скорее всего, Минфин, понимая опасность того, что мы слишком много инвестируем в американские гособлигации и рискуем, решил не давать отзыв, чтобы не быть потом крайним. Я прогнозирую, что очень скоро такие правила будут тем не менее реализованы. Возникает резонный вопрос: а куда же вкладывать золотовалютные резервы, если доллар утратит статус резервной валюты? Может, мы наведём у себя порядок? Здесь вариантов масса. Один из вариантов - это золото, которое стремительно дорожает, по прогнозам всех аналитиков, оно и дальше будет дорожать. В наших золотовалютных резервах всего лишь 7 процентов золота, в то время как в США, куда мы активно инвестируем, золота ровно в десять раз больше. Там дураков нет, они спокойно инвестируют в золото свои деньги. Совсем недавно один из крупнейших фондов - "ПИМКО", который управляет активами в 1 триллион долларов - это объём активов, сопоставимый с объёмом всего нашего российского фондового рынка, - принял решение отказаться от инвестирования средств своих вкладчиков в американские госбумаги. Это сигнал, который переваривает уже несколько недель весь рынок. Мы почему-то пока к этому относимся слишком так вот поверхностно. Более того, Китайская Народная Республика, которая держит крупнейшие золотовалютные резервы, приняла стратегию инвестирования своих золотовалютных резервов. Так вот, они у себя приняли решение также частично избавиться от американских облигаций и вкладывать эти деньги в технологии, в сырьё и в покупку различных бизнесов по всему миру. Только мы почему-то остаёмся одной из немногих стран, которые всё ещё верят в силу американского доллара и продолжают на этом настаивать. В заключение я прошу вас внимательно ознакомиться с нашим законопроектом и, если вы считаете нужным, его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Владислав Матусович. Учитывая, что Алексей Владимирович выступал четырнадцать минут, у вас есть десять минут. РЕЗНИК В. М. Спасибо большое. Я думаю, что займу гораздо меньше времени. Глубокоуважаемые коллеги, если принять этот закон и оставить в нём те нормы, которые там есть, в частности обязанность Центрального банка продать соответствующие ценные бумаги в течение трёх месяцев - это та норма, которую предлагают авторы законопроекта, - в случае превышения дефицита до 120 процентов, наверное, это приведёт к тому, что тот, кто будет покупать, обогатится, а Центральный банк России потеряет огромные средства. Абсолютно понятно, что уже даже из-за наличия этой нормы данный законопроект принимать никак нельзя. Я хотел бы сказать, что сегодня в соответствии с законом "О Центральном банке Российской Федерации..." Центральный банк осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Центрального банка. В соответствии со статьёй 4 того же закона Центральный банк осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами. Более конкретное регламентирование деятельности Банка России по управлению золотовалютными резервами, в том числе и ограничение, которое относится к отдельным классам активов, определение конкретных параметров сделок осуществляется внутренними документами Центрального банка. Вообще, на этой неделе в Государственную Думу поступил отчёт Центрального банка за 2010 год, где подробнейшим образом написано, как, каким образом, с какими результатами осуществлялось управление золотовалютными резервами. Я рекомендовал бы коллегам его посмотреть. Комитет считает, что при принятии этого закона существенным образом будет сужена оперативная возможность Центрального банка управлять золотовалютными резервами, реагировать на быстро меняющиеся внешнеэкономические условия. Установление на уровне закона таких ограничений в отдельных случаях полностью исключит возможность Центрального банка принимать оперативные решения в зависимости от той экономической конъюнктуры, которая будет складываться. Я не буду уже говорить о том - я сказал это с самого начала, - что принятие таких норм, наверное, кого-то озолотит, но Банк России потеряет огромные средства. По этой причине комитет не поддерживает данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у депутатов? Все вопросы от фракции КПРФ, забавно: ваш докладчик, ваш законопроект и все вопросы оттуда же. Включите режим записи. Покажите список. Улас, пожалуйста. УЛАС В. Д., фракция КПРФ. У меня вопрос к представителю комитета. Ведь абсолютно очевидно, что золотовалютные резервы вот при том подходе, который сегодня существует, наносят колоссальный экономический урон государству: это не только омертвляемые средства, которые изымаются из экономики, это ещё и средства, которые просто катастрофически обесцениваются, в силу того что американцы не стесняются и эмитируют триллионы - я подчёркиваю: триллионы - долларов, и в любой момент в случае дефолта они могут от них просто отказаться. Скажите, неужели эта очевидная, в общем-то, вещь вам непонятна? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, центральная трибуна. РЕЗНИК В. М. Вы знаете, я не понял вопроса. Вы сказали, что вам что-то абсолютно понятно, потом говорите: неужели мне это непонятно? Мне это непонятно, то, что вы говорите, потому что я понимаю, что на сегодняшний день единственной резервной валютой является доллар США. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Разворотнев, пожалуйста. РАЗВОРОТНЕВ Н. В., фракция КПРФ. Спасибо, Олег Викторович. У меня вопрос к Владиславу Матусовичу. Согласно закону "О Центральном банке..." имущество Центрального банка является федеральной собственностью, следовательно, эффективность управления золотовалютными резервами представляет собой вопрос государственной важности. В связи с этим вопрос: предусмотрены ли какие-то меры ответственности для менеджмента Центробанка за неэффективное управление золотовалютными резервами? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, центральная трибуна. РЕЗНИК В. М. Коллеги, в соответствии с действующим законом Центральный банк обладает полномочиями, как я уже сказал, по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Соответственно, за эффективное, разумное управление отвечает Совет директоров Центрального банка и председатель Центрального банка, в полномочия которого входит управление Центральным банком. Соответственно, он отвечает своим положением: если будут какие-то нарушения, которые будут носить уголовный характер, то в соответствии с Уголовным кодексом, в ином случае, если эти нарушения не будут носить криминального характера, то он будет отвечать, естественно, в первую очередь своей должностью. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Левченко. ЛЕВЧЕНКО С. Г., фракция КПРФ. Уважаемый Владислав Матусович, я вот, честно говоря, не услышал ответов на те вопросы, которые мой коллега Багаряков поставил в своём выступлении. Ну, вот хотя бы по поводу содержания золота в резервах: 7 процентов была приведена цифра, а у крупнейших западных банков, в частности США, Франции, Германии, - 70 процентов и выше. Вы говорите о том, что мы не должны ограничивать возможности оперативного реагирования банка, но вот сейчас конъюнктура такова, что, так сказать, нужно хранить в золоте, и уже долгое время держится эта конъюнктура. Как вы можете объяснить: почему у нас 7 процентов? РЕЗНИК В. М. Вы знаете, насколько я понимаю (я отчёт Центрального банка за 2010 год ещё не прочитал - мы его только получили), подход заключается в том, чтобы диверсифицировать риски, и вкладывать всё, скажем так, в какой-то один из видов резервов, а именно в золото или в другие драгоценные металлы, наверное, было бы действительно неразумно. А количество определяет совет директоров. Ведь вы посмотрите, что происходило, если так, всерьёз, говорить, совсем недавно с другим драгоценным металлом - серебром: его цена достигла своего исторического максимума, а потом очень сильно упала. Волатильность очень большая, поэтому я полагаю, что специалисты в Центральном банке понимают, что делают. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) РЕЗНИК В. М. Я вам даю свою оценку происходящего. Я считаю, что они действуют на условиях диверсифицирования рисков и правильно делают, что не увеличивают в значительной степени в том числе вклады в металл, потому стоимость металла во многом ещё зависит и от того, как он употребляется. Вот в Китае есть потребность в использовании в промышленности золота - цена будет повышаться, что-то произойдёт другое - она может очень резко упасть. В данном случае это не только связь с основной резервной валютой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Спасибо. Владислав Матусович, хорошо вы отвечаете, в частности, так и не ответили Уласу: он задал вопрос о том, что всё-таки лучше. Первое, вы сказали, что единственной резервной валютой для нас является доллар. Ну, я с вами не согласен, потому что наш банк держит резервы не только в долларах, но и в евро, в японской валюте, юань сейчас на рынке приобретает особую значимость. Второй момент. Что, сейчас, так сказать, наиболее важно держать наши резервы в американских облигациях и ценных бумагах? Вы же сами прекрасно понимаете, что доходность у них невысокая. И третий момент. Вот эти три месяца, которые определяются законопроектом, - это принципиально или можно, вообще, записать, например: в течение трёх лет, чтобы банку действительно не потерять доходность? Речь идёт о том, что... (Микрофон отключён.) РЕЗНИК В. М. Ну, начну с конца отвечать. Наверное, по поводу принципиальности или непринципиальности - это к авторам. Если в течение трёх лет, то, видимо, вся эта идея теряет смысл, а за три месяца это невозможно по понятным причинам, которые я озвучил. Что касается резервной валюты, то мировой резервной валютой на данный момент является доллар США, а отнюдь не евро. Евро на сегодняшний день в значительной степени является, так скажем, заложником ситуации между долларом и юанем, собственно говоря, всё дело в этом, поэтому на данный момент мировая резервная валюта - это доллар. Есть прогнозы о том, что примерно к 2025 году ситуация изменится, не будет одной резервной мировой валюты, но на данный момент это так. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Владислав Матусович, в законе "О Центральном банке..." - вы, конечно, помните - говорится, что Центробанк должен эффективно управлять золотовалютными резервами. Вот вопрос, чтобы у нас не было здесь пустых споров: где этот критерий эффективности? Ведь согласитесь, управлять резервами с доходностью порядка 1 процента в год - это несерьёзные, даже отрицательные результаты. Вот назовите этот критерий эффективности управления золотовалютными резервами, чтобы можно было сказать, Центробанк хорошо работает или Центробанк плохо работает. Тогда можно конкретно говорить о результатах его работы. РЕЗНИК В. М. Вы знаете, критерий эффективности, эффективно или неэффективно - конечно, понятие размытое. Например, вот мы с вами работаем хорошо, эффективно или неэффективно? Опять же, с точки зрения одних, эффективно вы работаете, с точки зрения других, - ну, не совсем эффективно, понимаете? Поэтому это вопрос философский - эффективность. Но могу сказать, что была проверка Счётной палаты, именно с этими словами: "управление золотовалютными резервами", долго обсуждали, вот помню, вставить ли слово "эффективность"? Всё-таки решили, что, из-за того что нет чётких и ясных критериев эффективности, наверное, об этом говорить сложно. Более того, знаете, то, что сегодня кажется эффективным, через полгода может казаться совсем неэффективным и наоборот, ну, понятная ситуация. Поэтому вопрос эффективности достаточно спорный. Сегодня, ещё раз говорю, мы можем смотреть на нашу деятельность, как на деятельность эффективную, а завтра будет другая ситуация - и эта деятельность покажется малопродуктивной и неэффективной. То же самое и в этом случае, так со всеми может быть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Владислав Матусович, вы человек компетентный, скажите, пожалуйста, золотовалютными резервами Японии, Китая, Норвегии кто управляет и какова там эффективность? Потому что, ну, вы тут лукавите немножко... Почему? Потому что на самом деле Кудрину дали трижды за последние пять лет звание лучшего министра финансов как раз за то, что он стерилизует нефтедоллары, вместо развития собственной экономики - золотовалютные резервы под эти 1,5 процента. А 47 процентов, вы знаете, в том числе 100 миллиардов, вы с Центробанком вложили в "Фэнни Мэй" и "Фредди Мак", которые в принципе обанкротились. Разве нет? РЕЗНИК В. М. Все вклады в ценные бумаги упомянутых ипотечных агентств были возвращены с достаточной доходностью, поэтому вложили их эффективно. Кстати, посмотрите в отчёте, вы там это увидите. Более того, я хотел бы сказать, что данные бумаги гарантировались правительством Соединённых Штатов, дефолта не произошло, всё получили в срок, вовремя. Что касается других центральных банков, то у них непосредственных публичных, законом определённых критериев, которые сейчас пытаются вводить... Мне неизвестно, ну, сомневаюсь, что они есть, если покажете - удивлюсь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, договорились. Присаживайтесь. Настаивает ли кто-то на выступлении? Никто не настаивает... Нет, настаивает депутат Коломейцев. Других нет желающих выступить, подводим черту. Пожалуйста, Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! На самом деле ответы Владислава Матусовича так же непонятны, как и ситуация с управлением золотовалютными резервами. Почему? Напомню вам ещё раз. На 1 августа 2008 года золотовалютные резервы Российской Федерации составляли 598,3 миллиарда долларов. По заявлению первого заместителя председателя Центробанка Улюкаева, 47 процентов из них находятся в долларовых активах под 1,5 процента, 41 процент находится в активах евро, 10 процентов - в йенах и других валютах, и только 4 процента - не 7, а 4 процента - находилось в золоте. На это время внешняя корпоративная задолженность России была 476 миллиардов долларов. На 1 апреля этого года золотовалютные резервы Российской Федерации - 502 миллиарда долларов, а корпоративный внешний долг уже 505. Как видите, ситуация сегодня кардинально изменилась в ту сторону, что у нас фактически нет резервов, по большому счёту, чтобы гарантировать то, что взяли Абрамович и другие. Именно поэтому они лежат там, чтобы оффшорные компании, о которых велась речь сегодня генеральным прокурором, что он не может голову найти... - вот именно они гарантируют свои займы в банках иностранных государств нашими золотовалютными резервами. Кроме того, Владислав Матусович здесь рассказывал о проверке Счётной палатой. Да, я читал и результаты первой проверки, где они написали: неэффективно. Потом, когда их позвали в соответствующие кабинеты и рассказали, что так писать нельзя, наверное, под воздействием Владислава Матусовича, они после этого написали, что можно считать эффективными. Мы считаем, что на самом деле то, что происходит с золотовалютными резервами, - это некий сговор стран "семёрки" по стерилизации нефтедолларов Российской Федерации с целью заморозить наши возможности по реструктуризации экономики. Смешки вот здесь, с первого ряда, вообще-то, циничны и необоснованны. Почему? Пойдите на предприятия, работающие в округе, если они у вас ещё есть, и спросите у руководителей предприятий, где и под какой процент они могут взять кредит. Да, у нас прибыли... Я специально взял шесть банков наших государственных - у них прибыли и дивиденды составляют миллиарды, а предприятия сегодня находятся в предбанкротном состоянии. Аграрный комплекс. Ваш товарищ, опытнейший человек, он здесь, в зале, присутствует чаще многих, товарищ Кулик, или господин Кулик, - пойдите спросите у него, он вам расскажет, сколько просроченная задолженность сельского хозяйства: 1,5 триллиона! А вы здесь улыбаетесь, вам смешно. Вся страна корчится в муках от того, что не может работать из-за неработающей финансовой системы, а вам смешно всем - и в комитете по бюджету, и в комитете по финансам. Мы убеждены, что необходимо навести порядок. Для этого надо хотя бы то мизерное предложение, которое есть в законопроекте, внесённом нашим коллегой, принять. Если вы, конечно, думаете жить в России. Потому что с такой политикой к 25-му году от России рожки и ножки останутся. Я понимаю, что многие из вас больше любят на Лазурном берегу или в Лондоне жить, но мы собираемся жить в России, и рано или поздно эффективность будет посчитана и с виновных будет спрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сдержусь, не буду комментировать, потому что не положено. Представитель президента, правительства - никто не настаивает. Багаряков, десять минут, заключительное слово. БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо, уважаемый Олег Викторович. Ну, я не разделяю до конца слова нашего коллеги, уважаемого Николая Васильевича, которые он здесь произнёс. Конечно же, Владислав Матусович не виноват, что мы зарабатываем на наших золотовалютных резервах так мало, всего лишь 1 процент за два года, то есть по 0,5 процента в год. Но в чём-то он прав. К великому сожалению, он не мог объективно ответить на все вопросы, которые мы задавали. Вопросы были действительно по теме законопроекта, но, я думаю, более компетентными здесь выглядели бы представители Центрального банка либо Министерства финансов, но их не было. Так вот в чём прав Владислав Матусович? Сегодня мы привыкли слышать, что у нас чиновник отвечает за свою работу, своё место должностью своей, но как же можно спрашивать с Центрального банка, который управляет нашими золотовалютными резервами, если критериев этого управления нет, как спрашивать? Правильно было сказано, что, как мы работаем, хорошо или плохо, у нас считают по количеству законопроектов, а резервы и доходы считают в процентах. Так вот, я не открою большую тайну, если скажу вам, что во всех странах такие критерии-то ведь есть. В каждом центральном банке каждой страны прямо заложено, сколько они имеют право допустить потерь, на какой срок они могут вкладывать деньги, какие инструменты имеют право покупать. Только наш Центральный банк управляет инструкциями, там их уже несколько десятков, а может быть, даже сотен. Центральный банк по каждой проблеме пишет особую специальную инструкцию, что, конечно же, неправильно. И конечно же, было бы намного правильней, если бы управлялись по специальному федеральному закону наши золотовалютные резервы. Теперь что касается диверсификации. Ну, честно говоря, странно слышать, что наши резервы и так диверсифицированы. Ну посмотрите: 90,5 процента вложено в государственные ценные бумаги и 7 процентов - в золото. Это называется диверсификация? Ну, мне кажется, диверсификация имеет совершенно другой смысл, а не тот, который имел в виду содокладчик в своём ответе. Дальше. Вот когда-то с этой трибуны, с трибуны Государственной Думы, мы уже говорили, как вообще возникло инвестирование золотовалютных резервов. Вот когда мы начали разбираться с этой темой, то мы увидели такой документ, он не секретный, - положение об инвестировании золотовалютных резервов. Мы внимательно прочитали его и, честно говоря, удивились, как он написан. Документ состоит буквально из трёх страниц, причём две с половиной страницы - обычные формулы, положения и так далее. Нас заинтересовал перечень стран, которые указаны в этом документе. Мы начали разбираться, почему страны расположены в таком странном порядке, и увидели, что эти страны расположены в порядке букв английского алфавита, а не нашего, русского. Из этого мы можем сделать выводы, что сотрудники Минфина, как это обычно бывает, поручили такую сложную задачу, как разработка стратегии инвестирования золотовалютных резервов в различные инструменты фондового рынка, иностранным консалтинговым компаниям. Ну, и конечно же, компании, по большей части американские, себя не обидят, и они подготовили нам такую стратегию инвестирования, где перечень стран они расположили как им удобно - в порядке букв латинского алфавита. Наш Минфин даже не удосужился поставить перечень этих стран по нашему, русскому алфавиту, а так и перевёл его - в порядке букв английского алфавита. Ну какие ещё нужны доводы?! То есть нам говорят: вы там заработали деньги на сверхдорогой нефти, давайте-ка их к нам. И правильно Николай Васильевич Коломейцев говорил, действительно у нас сегодня крайне сложно в банках прокредитоваться. А все разговоры о том, что мы сегодня можем кредитоваться... нам называют даже ставки, по которым кредитуют, но кредитуются, к великому сожалению, первоклассные заёмщики типа "Роснефти", "Газпрома", у которых есть под что кредитоваться. Средний и малый бизнес, к великому сожалению, сегодня у нас лишены такой возможности. И когда приводят примеры, что у нас сегодня уже золотовалютные резервы меньше, чем корпоративный долг, это говорит именно о том, что компании не могут найти деньги у нас, в России, и вынуждены идти на Запад, то есть мы их сами туда заталкиваем. Мы считаем, что вполне логично установить всё-таки правила инвестирования золотовалютных резервов, где не будут ущемлены ничьи интересы, тогда мы, по крайней мере, будем знать, кто крайний в том, как используются наши резервы. Прошу поддержать нас. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Резник, вы настаиваете на заключительном слове? Не настаивает. Выносим данный вопрос на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5270 по 5286 из 6632
Пункт 24, "О дополнении статьёй 50-1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 06 сек.) Проголосовало за 98 чел.21,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 98 чел. Не голосовало 352 чел.78,2 % Результат: не принято Отклоняется.