Заседание № 70
17.12.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 51351-4 "Об обеспечении целостности территории Российской Федерации и принятии в ее состав участка территории иностранного государства".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4118 по 4519 из 5312
Проект федерального закона "Об обеспечении целостности территории Российской Федерации и принятии в ее состав участка территории иностранного государства". Доклад Алексея Валентиновича Митрофанова. С места? Включите микрофон депутату. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые депутаты, разрешите представить вам законопроект "Об обеспечении целостности территории Российской Федерации и принятии в ее состав участка территории иностранного государства". Должен сказать, что подобный законопроект рассматривался в Госдуме несколько раз и был принят даже в трех чтениях, но затем был отклонен по разным причинам. Теперь по сути. В законопроекте впервые разработаны: понятия "территория Российской Федерации", "целостность территории Российской Федерации", "принятие в состав Российской Федерации участка территории иностранного государства", "угроза вооруженного конфликта немеждународного характера", "вооруженный конфликт немеждународного характера"; правовые нормы об обмене между Российской Федерацией и сопредельными иностранными государствами земельными и водными участками, включении участка территории иностранного государства в состав территории Российской Федерации, об обеспечении территориальной целостности без использования Вооруженных Сил Российской Федерации в случае угрозы вооруженного конфликта немеждународного характера и при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в случае вооруженного конфликта немеждународного характера. В пояснительной записке указано, что необходимость принятия федерального закона обусловлена наличием целого комплекса внутригосударственных и внешнеполитических факторов, и прежде всего такого, что наше законодательство и Конституция не содержат правовых норм, касающихся использования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований в случае возникновения вооруженного конфликта немеждународного характера, имеющего форму вооруженного мятежа или гражданской войны, направленных на нарушение и ликвидацию целостности территории Российской Федерации и выход из состава Российской Федерации одного или нескольких субъектов Федерации вопреки Конституции Российской Федерации. Во-вторых, наше законодательство и Конституция не содержат правовых норм о возможных необходимых действиях Президента Российской Федерации по пресечению вооруженного конфликта немеждународного характера. Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении "О проверке Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 года "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики" указал, что Федеральному Собранию Российской Федерации надлежит упорядочить законодательство об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, а также вопрос о регулировании других возникающих экстраординарных и конфликтных ситуаций, в том числе и вытекающих из Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года. В-третьих, в части 3 статьи 4 Конституции сказано, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, а часть 2 статьи 80 Конституции предусматривает, что президент в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Ну мы видим, что даже эти ясные нормы не мешают передавать часть нашей территории иностранным государствам или вести разговоры о такой передаче. Следовательно, установленные нормы Конституции можно трактовать по-разному. Поэтому в нашем законопроекте установлено следующее. Первое: отделение любой части территории Российской Федерации от Российской Федерации не допускается. Второе: передача любой части территории Российской Федерации иностранному государству, за исключением обмена участками пограничных территорий, тоже не допускается. То есть нельзя отдать, можно только обменять, причем пограничные участки, а передача любой части территории не допускается. И третье: передача части территории иностранного государства только на основании международного договора с тем государством, которое эту территорию передает, то есть это соответствующая международному законодательству норма. Вот это, так сказать, основа нашего законопроекта. Я хочу сказать, что два комитета в заключениях указывают, что законопроект не имеет собственного предмета правового регулирования, что в нем дублируются федеральные законы, но ряд комитетов фактически поддержал законопроект. Вместе с недостатками указали на положительные стороны законопроекта Комитет по безопасности, Комитет по обороне. Комитет по делам Федерации и региональной политике указал, что в законопроекте неудачная правовая терминология, следует уточнить терминологию, но в целом они видят в законопроекте нужные нормы, которые можно доработать. Ряд комитетов, по сути дела, в такой завуалированной форме, как я понимаю, поддерживают принятие законопроекта. Теперь разрешите затронуть очень важный вопрос о возможности дарения или передачи громадной территории, которая находится не в собственности, а в ведении Российской Федерации. Я имею в виду всю исключительную экономическую зону и континентальный шельф, представляющий собой пояс шириной около 400 километров вокруг всей северной территории Российской Федерации, где сосредоточены громадные богатства, возможно в несколько раз большие, чем на суше. Прецедент такой создан. Вы знаете, что в эпоху Шеварднадзе соглашением 90-го года между СССР и США фактически мы передали американцам громадный богатейший участок исключительной экономической зоны Российской Федерации. До сих пор этот участок не вернули и мы не имеем права даже ловить там рыбу. Сейчас существует громадный простор для дарения вот этих территорий, поэтому здесь нужно определенное регулирование. Мы касаемся в законопроекте и континентального шельфа. То есть вопросы территорий - территорию нельзя передать, кроме как обменяться пограничными участками. Шельф - тоже необходимы ограничения, мы впервые поднимаем в этом законе вопрос о шельфе. И возможность принять часть территории другого государства - видите, здесь очень демократичная норма: только на основании международного договора. Считаю, что это актуальный законопроект, но он очень тяжело идет в нескольких созывах Государственной Думы. У нас сейчас "Единая Россия" как бы ведущая фракция, "Единая Россия" - даже название говорит о том, что именно за такой закон она должна голосовать, потому что мы должны обеспечить единство территории нашей страны и действительно единую Россию, без кавычек. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад члена Комитета по международным делам Игоря Вячеславовича Баринова. БАРИНОВ И. В., фракция "Единая Россия". Уважаемые депутаты, уважаемая Любовь Константиновна! Комитет по международным делам на своем заседании рассмотрел проект федерального закона "Об обеспечении целостности территории Российской Федерации и принятии в ее состав участка территории иностранного государства", внесенный депутатом Государственной Думы Митрофановым. По мнению комитета, вопросы обеспечения вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации и принятия в ее состав участка территории иностранного государства относятся к отдельным, самостоятельным предметам правового регулирования и не могут быть урегулированы в одном нормативном акте. Кроме того, представленный законопроект не имеет самостоятельного предмета правового регулирования, поскольку дублирует нормы Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации. Пунктами 1, 3 статьи 2 законопроекта предлагается закрепить общие положения об обеспечении целостности территории Российской Федерации. Вместе с тем частью 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации уже установлено, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, а часть 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации относит к полномочиям Президента Российской Федерации принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Полномочия Президента Российской Федерации и меры по пресечению вооруженного конфликта немеждународного характера с использованием Вооруженных Сил Российской Федерации, а также задачи Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, воинских формирований и органов в случае возникновения вооруженного конфликта немеждународного характера, направленного на нарушение и ликвидацию целостности Российской Федерации, обозначенные в статьях 4, 6, 7, 8 и 9 данного законопроекта, закреплены в Федеральном конституционном законе "О чрезвычайном положении". Кроме того, вопросы использования Вооруженных Сил Российской Федерации для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также полномочия Президента Российской Федерации в области обороны при возникновении вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом "Об обороне". К тому же новые положения о применении Вооруженных Сил при немеждународном конфликте нашли отражение в проекте закона "О противодействии терроризму", который мы сегодня приняли в первом чтении. Далее. По мнению комитета, норма пункта 4 статьи 2 проекта, предусматривающая возможность и условия обмена между Российской Федерацией и сопредельными иностранными государствами равными участками территории, не в полной мере учитывает общие принципы и нормы международного права. И если иностранное государство предложит нам больший участок земли при обмене, я думаю, не имеет смысла отказываться. Далее. Законопроектом предусматривается использование Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, воинских формирований и органов в случае вооруженного конфликта немеждународного характера, а также для локализации и пресечения действий антиправительственных вооруженных формирований и других незаконных организованных вооруженных групп (это статьи 4, 5, 6, 9). При этом в пояснительной записке отмечается возможность возникновения вооруженного конфликта немеждународного характера, имеющего форму вооруженного мятежа или гражданской войны. В этом случае взаимодействие сторон данного вооруженного конфликта будет носить характер боевых действий. Однако статус... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) БАРИНОВ И. В. Покороче? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы прочитали всё, что комитет написал, и читать с выражением необязательно. Пожалуйста, покороче тогда. БАРИНОВ И. В. Хорошо. То есть комитет считает, что данный законопроект... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну слово в слово всё по заключению комитета! БАРИНОВ И. В. Нет. Комитет считает, что данный законопроект включает несколько положений, которые можно вносить в качестве поправок в уже принятые федеральные конституционные законы, а как самостоятельный закон он не имеет права на существование, и поэтому предлагается его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы, коллеги. Депутат Иванов Сергей Владимирович, ваш вопрос. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Любовь Константиновна. У меня короткий вопрос к Игорю Вячеславовичу. Вы ссылались на Конституцию. В Конституции тоже сказано, что мы имеем право собираться мирно, без оружия и так далее, тем не менее мы принимаем нормативные акты и законы, которые регламентируют всё до такой степени, что никто нигде никогда не соберется. В связи с этим я хотел бы спросить: какой из тех законов, которые вы перечислили, регламентирует порядок передачи, обмена или уступки территории? Назовите мне хотя бы один такой закон и статьи в этом законе, где это всё прописано четко и ясно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Игорь Вячеславович. БАРИНОВ И. В. У нас существует федеральный конституционный закон о порядке образования нового субъекта Федерации и о принятии в Российскую Федерацию части территории иностранного государства. Если вы считаете, что он в недостаточной степени регламентирует какие-то моменты, то я думаю, что имеет смысл внести в него поправки, поправить это. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кондратенко Николай Игнатович, по ведению. КОНДРАТЕНКО Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопрос. Уважаемый Игорь Вячеславович, ну согласитесь, основания для тревоги у Митрофанова и всех нормальных россиян есть. Вспомните, ведь на наших глазах Ельцин разгромил страну, не думая о Калининграде, о Крыме, о флоте, ни о чем не думая, - и не наказан. И сегодня мы слышим: на тебе, Китай... С Китаем решили, не советуясь. Нету совета. Японии уже кто-то обещает два острова. Шеварднадзе шельф сдал. Согласитесь, основания есть для такого закона, ибо для каждой жизненной ситуации - свои нормативные акты. Так это или нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Игорь Вячеславович, пожалуйста. Включите микрофон Баринову. БАРИНОВ И. В. Я уже сказал в своем выступлении, что при обсуждении этого закона в комитете депутаты отметили, что некоторые положения этого закона на самом деле очень важны, но как самостоятельный закон он не имеет права на жизнь, и еще раз повторяю: давайте вносить поправки в другие, уже принятые федеральные и конституционные законы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились. Кто хотел бы выступить? Бабурин Сергей Николаевич. Савельев? Пожалуйста, Савельеву включите микрофон. Савельев Андрей Николаевич, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ А. Н. Уважаемые коллеги, нет сомнения в том, что поднятые в законопроекте проблемы имеют крайне острое звучание в нашей ситуации, и, видимо, это не единственный законопроект, который мы будем обсуждать в связи с этими темами. Тем не менее сам законопроект не выдерживает никакой критики, поскольку в нем соединены две совершенно разные темы, и, кроме того, обозначенные в названии темы там совершенно не раскрыты. Говорится об обеспечении целостности территории, а на самом деле в законопроекте даются только одни декларации. Это касается и проблемы принятия участка территории иностранного государства. Кроме деклараций, в законопроекте практически ничего нет. Я бы хотел сказать, что депутатами фракции "Родина" по этим двум искусственно соединенным в данном законопроекте темам подготовлены собственные проекты с достаточно объемным содержанием и детализацией. Это касается и обеспечения целостности территории Российской Федерации, противодействия мятежу, и расписывания разнообразных зон ответственности, так же как в законопроекте "О противодействии терроризму", который мы сегодня рассматривали. То же самое касается и проблемы принятия части территории иностранного государства. В данном законопроекте фактически повторяется всё то, что уже имеется в нашем законодательстве, в законе о принятии нового субъекта Федерации, тем не менее проблемы остаются. Тот закон, который устанавливает порядок принятия новых субъектов Федерации в Российскую Федерацию фактически не позволяет принимать в качестве субъекта часть иностранного государства. Нами разработан другой законопроект, который позволяет нам такие действия. Я думаю, что рассмотрение этих тем действительно актуально, просто нам нужны другие законы, более детально проработанные, и я надеюсь, что мы в этом зале их рассмотрим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто у нас еще хотел бы выступить? Коллеги, я предупреждаю, что я вынуждена буду объявить перерыв, потому что в 14.30 у нас совещание с комитетами по примерной программе. Депутат Бабурин, пожалуйста. БАБУРИН С. Н. Любовь Константиновна, мы уложимся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас еще четверо выступающих, по пять минут. Пожалуйста. БАБУРИН С. Н. Уважаемые коллеги, я целиком поддерживаю идею, которая излагается в этом законопроекте, и не согласен с комитетом, с его заключением, что здесь нет самостоятельного предмета регулирования. Есть такой предмет. Но мы в очередной раз сталкиваемся с тем, что благими намерениями выстлана дорога в ад. Я вот колеблюсь в оценке: либо мы имеем дело с полным невежеством экспертов, Алексей Валентинович, либо мы имеем дело со злым умыслом, который направлен на то, что мы отказываемся от принципа, заложенного в декларации о государственном суверенитете РСФСР 90-го года - что территория государства не может быть изменена без референдума, - и в данном законопроекте подменяем это тем, что у нас может быть обмен территориями и более упрощенная процедура? Поэтому я и говорю, что закон не такой безобидный, как это может показаться. А что обидно, Алексей Валентинович, вот хочу на вас пожаловаться коллегам: ну ладно вы не читаете нас, тех, кто пишет, - вот я докторскую диссертацию защитил по территории, территориальным спорам и территориальной целостности, - но когда вы говорите, что вы вообще впервые всё это изобрели, при том, что у нас столетиями, начиная с Гуго Гроция, Еллинека, Алексеева, Клименко, на эту тему ученые работали, и мы видим, что их никто не читал вообще!.. У нас не просто происходит путаница в понятии "территория и территориальное единство", у нас не раскрывается, что такое "обеспечение целостности территории", у нас полностью перепутаны понятия "цессия", "сецессия", "уступка", "обмен". То есть я просто вот с ужасом смотрю такие тексты. Ну неужели нельзя элементарно посмотреть справочники, прежде чем вносить такие документы на рассмотрение парламента государства?! Поэтому, уважаемые коллеги, когда мы начинаем бороться - или это предлагают - с вооруженными конфликтами немеждународного характера и делаем вид, что не может быть конфликтов международного характера - это слепота и совершенно непонятная ситуация. Конечно, я считаю, что в таком виде, когда даже в самом названии заложена потенциальная международная конфликтность... Не может быть понятия участка территории иностранного государства, который куда-либо принимают, можно и нужно говорить только о части территории другого государства и так далее, и так далее. В таком виде этот закон поддержан и принят быть не должен, но с учетом всей концепции, Алексей Валентинович, я предлагаю: давайте объединим усилия - фракция "Родина" готова любые ваши предложения тоже учесть - и внесем уже действительно полноценный документ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Курьянович. КУРЬЯНОВИЧ Н. В. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Все-таки, несмотря на вот ту аргументацию отрицательного свойства, которая сейчас здесь прозвучала в адрес основного разработчика, моего коллеги Алексея Валентиновича, я хотел бы все-таки проявить гражданское мужество и сознание. Поскольку мы только в первом чтении рассматриваем этот законопроект и возможна его дальнейшая юридико-техническая и всякая иная доработка, все-таки предлагаю, учитывая те процессы отрицательные, которые сейчас идут по передаче островов китайцам, по готовящейся - ну, этому, наверное, не суждено сбыться - передаче островов японцам, проголосовать за. Проголосовать не так, уважаемые коллеги из "Единой России", как вы голосовали два дня назад по вопросу о списании Ираку нашего долга. И нашим коллегам из партии "Родина" предлагаю доказать, что они не являются фальшивым блоком, а действительно патриоты и не зря в названии своей партии имеют такое... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выражения выбирайте, пожалуйста, господин Курьянович. КУРЬЯНОВИЧ Н. В. Поэтому давайте посмотрим, кто как проголосует. Сейчас это как лакмусовая бумажка будет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, требуется ли заключительное слово? Требуется. Включите микрофон депутату Митрофанову. И после голосования мы объявим перерыв. МИТРОФАНОВ А. В. Я буду очень краток. Я бы даже не выступал, если бы коллеги Савельев и Бабурин здесь не высказались в таком тоне. Ну, во-первых, я занимаюсь этим вопросом с 1996 года, со времени, когда работал комитет по геополитике, я восемь лет занимаюсь этим законом. Вас еще в Думе не было, некоторых товарищей, и блоков некоторых не было. Вы даже не думали об этом блоке восемь лет назад, а мы уже занимались этим. Во-вторых, Сергей Николаевич, замечательные были юристы, чудесные, в Верховном Совете СССР и России, только вы страну потеряли. Вы были чудесные юристы, вы замечательно понимали цессию, замечательно всё понимали, и Сергей Сергеевич Алексеев замечательный юрист... Вы без страны только остались! Вы без страны остались, и вам этого никто не простит! Вы не думайте, что никто ничего не помнит. Понятно, что вы были более патриотически настроены, это мы тоже помним хорошо, и, так сказать, голосовали против беловежских соглашений, но страну вы потеряли. Поэтому из соображений патриотических я согласен - это не безгрешный закон, давайте в первом чтении очистим, уберем многое. Но тут есть главное: отделение любой части территории Российской Федерации не допускается. Давайте поменяем, сделаем: обмен только равными участками. Есть там и понятие референдума, и так далее. А пока мы запустим механизм нового закона, еще год-полтора будем, так сказать, канителиться и доказывать, кто был хороший юрист, кто писал диссертацию по какой теме, а кто был не такой... Вот так вот всё и погибло, так погибла царская Государственная дума. Пришли люди, которые не читали никаких книг и диссертаций не писали, и сказали: устали - и всё, и на семьдесят три года всех штыком под зад, и выгнали, и правильно сделали, молодцы! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Требуется ли выступление представителей правительства и президента? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 13 мин. 10 сек.) Проголосовало за 44 чел.9,8% Проголосовало против 9 чел.2,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 53 чел. Не голосовало 397 чел.88,2% Результат: не принято Не принято.